Формы работы школы с семьей на коллективные университет педагогических знаний

Обновлено: 06.07.2024

Учитель, посещающий дом ученика, выясняет условия домашнего воспитания, а именно, семейный климат, особенности взаимоотношения внутри семьи, позицию родителей по вопросам воспитания. Домашние посещения позволяют лично контактировать с конкретной семьей и правильно выбрать направление и средства коррекционного воздействия на ребенка в школе. Без дополнительных сведений сложно оказать ученику должную поддержку.

При этом для родителей важно знать, что учитель приходит к ним в семью не для того, чтобы высказать свои замечания, а именно для помощи в воспитании. Сплошные недовольства учителя в сторону ребенка могут только усугубить ситуацию, огорчить родителей и вызвать злобное отношение к ребенку. В свою очередь, ребенок может обидеться на учителя, что в конце концов напрочь отобьет желание учиться.

О приходе педагога родители должны знать заблаговременно. Воспитатель должен руководствоваться следующими правилами при общении с семьей:

  • Проявлять чувство такта в разговоре с родителями;
  • Начинать разговор с позитивных моментов;
  • Четко обрисовывать проблемы учебно-воспитательного процесса;
  • Давать родителям ненавязчивые советы;
  • Вести беседу в присутствии ученика;
  • Не предъявлять претензии родителям;
  • Любым способом подчеркивать собственный интерес в воспитании и обучении ребенка.

Приглашение в школу

Родителей приглашают в школу, когда хотят поделиться радостной новостью по отношению к ребенку. К примеру, по поводу успешного овладения учебным материалом, который ранее вызывал трудности. Также уместно пригласить родителей в школу для того, чтобы попросить помочь подготовить костюм ребенку или выучить театральную постановку. Приглашать родителей, чтобы пожаловаться на неудовлетворительное поведение или плохую успеваемость, лучше не надо. Ведь негативное восприятие школы зачастую формирует и плохое отношение к ней.

Консультации проводят индивидуально по мере необходимости, чаще даже по просьбе самих родственников. В беседе можно обсуждать самые разнообразные вопросы относительно ребенка (здоровье, хобби, особенности поведения, способности к тому или иному предмету, черты характера и т.д.). Консультации позволяют разрешить многие противоречия, принести пользу не только родителям и ребенку, а также и самому педагогу.

Переписка

Такая форма общения с родителями используется достаточно часто. Как правило, переписка подходит для связи с родителями, которые по различным обстоятельствам не имеют возможности лично посещать учебное заведение (далекое расстояние, проблемы со здоровьем, плотный график и пр.). С развитием информационных технологий для общения учителей и родителей широко используется мобильная связь, соцсети, форумы.

Групповые формы

Родительские лектории

В задачи лектория могут входить:

  • Знакомство родителей с системой коррекционно-воспитательной деятельности в школе;
  • Практические рекомендации по воспитанию ребенка и др.

Запланированная и целенаправленная работа дает возможность для родителей лучше узнавать индивидуальные и психофизические особенности ребенка, установить причины отклонения от норм поведения, найти правильный подход в решении педагогических задач, используя верный метод и форму воспитания.

Тематические консультации

Данную форму общения рекомендуется проводить раз в четверть для всех желающих родителей. Организацией тематической консультации занимается школа, а проведение ложится на плечи экспертов: социологов, психологов, медицинских работников, милиционеров и др. Это круг людей, которые могут подобрать оптимальное решение проблемы.

Классные мероприятия проводят на протяжении целого учебного года в классе и по традиции приурочивают к разным событиям: Дням Рождения, календарным праздникам, чаепитиям. Это сближает родителей между собой, а также налаживает контакт между родителями и учителями.

Коллективные формы

Коллективная форма работы с родителями наиболее ярко проявляется в научно-практической родительской конференции. Она сочетает в себе пропагандирование педагогических знаний и практических навыков семейного воспитания. Инициатором проведения подобной конференции является родительский комитет и актив класса. На заседаниях могут рассматриваться разнообразные воспитательные вопросы. Как правило, тематические конференции проводятся один или два раза в год и требуют доскональной подготовки: анализа литературы, обобщения собственного опыта, подготовку рекомендаций и организационных аспектов. Эффективность родительской конференции повышается, если в ней участвует библиотека, эксперты, приглашенные гости.

Коллективные формы

Родительское собрание

Родительское собрание представляет собой универсальную и наиболее известную форму взаимодействия семей учеников со школой. На собраниях обсуждаются проблемы жизнедеятельности класса, родительского комитета и класса в целом. По назначению собрания могут быть:

  • Организационными;
  • Аналитическими;
  • Итоговыми;
  • Комбинированными.

Родительское собрание включает 6 неотъемлемых элементов:

  1. Анализ работы школы с семьей;
  2. Советы учителей;
  3. Ознакомление родителей с психологическим климатом класса (взаимоотношения, внешний вид и пр.);
  4. Психолого-педагогическое просвещение родителей в рамках конкретной темы;
  5. Организационные вопросы (экскурсии, классные мероприятия, покупка учебных материалов и т.д.);
  6. Рефлексия (оценка значимости, актуальности и полезности).

Нужно отдать должное и родительскому комитету. Он подготавливает предложения по поддержке семей в воспитании детей, оказывает помощь в организации разнообразных внеклассных мероприятий, решает ряд прочих проблем касательно обучения и воспитания детей.

Таким образом, все индивидуальные, групповые и коллективные формы работы с семьями обеспечивают взаимодействие родителей со школой, увеличивая эффективность образовательного и воспитательного процессов.

Вся работа школы с семьей делится на две основные группы форм: коллективные и индивидуальные. К коллективным формам работы относятся педагогический лекторий, научно-практическая конференция, родительское собрание и др.

Педагогический лекторий преследует цель привлечения внимания родителей к современным проблемам воспитания. Эта форма предполагает вооружение родителей систематическими знаниями основ теории воспитания.

Педагогический всеобуч лучше начинать в I - II классах, так как здесь закладывается отношение к школе, педагогическому просвещению. Хорошо, если первые занятия проводят руководители школы - завуч, директор, организатор внеклассной и внешкольной работы. Педагогический всеобуч может объединять классы-параллели.

Во многих школах работают университеты педагогических знаний для родителей, которые в сравнении с лекторием и педагогическим всеобучем предполагают более сложные формы работы родителей по овладению теорией воспитания. Занятия предусматривают лекционный курс, а также семинарские занятия. Конечно, не каждая родительская аудитория готова к работе по этой форме. Часто в школах имеет место упрощение этой "университетской" системы работы, остается лишь сохранение названия при несоответствующем содержании.

Традиционными становятся в школах итоговые годовые научно-практические конференции родителей по проблемам воспитания. Определяется наиболее назревшая проблема семейного воспитания. В течение года проводится ее теоретическое и практическое изучение в школе и в семье по темам: "Трудовое воспитание детей", "Самый короткий путь к добру - через прекрасное" и др.

День открытых дверей, или родительский день в школе, требует очень большой подготовки, его обычно проводят в последние дни школьных каникул перед началом четверти. Специально оформляется школа, назначаются дежурные, красиво оформляется программа праздника и т.д. Примерная схема праздника:

- оказать родителям (законным представителям) помощь в семейном воспитании.

- способствовать формированию партнерских отношений (школа, семья, ребенок),

- предупреждение родителей (законных представителей) от наиболее распространенных ошибок в воспитании детей,

- установление постоянной связи с родителями (законными представителями), взаимопонимание и согласованное воздействие семьи и школы,

- включить родителей (законных представителей) в совместную со школой воспитывающую деятельность с детьми.

  1. Деятельность Университета педагогических знаний
  1. Организационное руководство деятельностью Университета педагогических знаний осуществляет заместитель директора школы по воспитательной работе.
  2. Университет педагогических знаний работает по плану, составленному в начале учебного года в соответствии с общешкольным планом работы и программой развития школы.
  3. Занятия Университета педагогических знаний планируются с учетом требований социума, уровня психолого-педагогической подготовленности родителей.
  4. Тематика занятий определяется в соответствии с программой Университета педагогических знаний.
  5. Занятия в Университете педагогических знаний проводятся по параллелям.
  6. В течение учебного года на параллели проводится не менее трех занятий.
  7. К подготовке и проведению занятий Университета педагогических знаний привлекаются классные руководители, педагоги-психологи, социальный педагог, работники правоохранительных органов и другие социальные партнеры.
  8. Непосредственную подготовку занятий Университета педагогических знаний осуществляют учителя, работающие на параллели и назначаемые приказом директора школы или заместителем директора по воспитательной работе.
  9. Родители информируются и приглашаются на занятия Университета педагогических знаний не позднее, чем за три дня до даты проведения.
  1. Финансовое обеспечение деятельности Университета педагогических знаний
  1. Финансирование деятельности Университета педагогических знаний осуществляется из средств, выделяемых учредителем школы и дополнительных финансовых источников.
  2. Педагогам, обеспечивающим занятия, может быть установлена доплата из средств бюджета
  1. Основными документами, регламентирующими работу Университета педагогических знаний является Положение об Университете педагогических знаний, программа работы Университета Педагогических знаний, план занятий на учебный год.
  2. В течение года классными руководителями, работающими на параллели, ведется журнал учета проведенных занятий и журнал посещаемости этих занятий родителями законными представителями).
  3. Отчетом о работе Университета педагогических знаний является анализ работы Университета педагогических знаний.

Университета педагогических знаний для родителей

В условиях кардинальных изменений в социальной жизни страны, перемен в области просвещения проблемы взаимодействия семьи и школы являются особенно актуальными. В сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы.

Непременным условием развития, воспитания и образования детей является сотрудничество педагогического коллектива с родителями учащихся. Именно родители должны быть более всего заинтересованы в том, чтобы дети здесь находились в комфортных условиях, получали полноценное образование и воспитание, творчески развивались. С другой стороны добиться положительных результатов в развитии детей родители и учителя могут только на основе тесного воспитательного взаимодействия, единства педагогических позиций. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблемы развития личности школьника. Для этого необходимо поднять педагогическую подготовленность родителей на качественный уровень, соответствующий условиям и потребностям современного общества.

Повышение педагогической культуры родителей является основой раскрытия творческого потенциала родителей, совершенствования семейного воспитания. Всем этим требованиям отвечает программа Университета педагогических знаний по повышению педагогической культуры родителей и совершенствованию семейного воспитания.

Цель программы – повышение педагогической культуры родителей путем просвещения родителей , оказание им помощи в организации педагогического самообразования, в выработке умений и навыков по воспитанию детей.

  • - организация правового и педагогического просвещения родителей,
  • -оказание помощи родителям в семейном воспитании.
  • -способствовать формированию партнерских отношений (школа, семья, ребенок),
  • - предупреждение родителей от наиболее распространенных ошибок в воспитании детей,
  • - установление постоянной связи с родителями, взаимопонимание и согласованное воздействие семьи и школы,
  • - включение родителей в совместную со школой воспитывающую деятельность с детьми.
  • - повышение психолого-педагогических знаний родителей
  • - в процессе сотрудничества школа и родители становятся союзниками в воспитательном процессе;
  • - взаимодействие с родителями будет носить характер встречного движения, совпадающего по своей направленности с целевыми установками, формами и методами воспитания детей;
  • - устранение традиционных конфликтов между школой и родителями
  • -оказание помощи родителям в решении проблем, возникающих в процессе воспитания и обучения.

Психологические и физические особенности детей младшего подросткового возраста. Роль семьи и ее значение в адаптации школьника в связи с новым качеством обучения и возрастными особенностями. Законы школьной жизни в обучении и воспитании школьников. Новые требования к обучению, первые проблемы и пути их преодоления.

Общение и его роль в жизни человека. Значение общения ребенка в семье, результаты этого процесса для взрослых и детей. Проблемы общения в детском коллективе. Задачи школы и родителей по преодолению проблем в общении.

Трудности обучения ребенка в 5 классе. Требования учителей к преподаваемым предметам. Способности учащегося и их реализация в учебной деятельности Виды оказания помощи родителей детям в учебе.

  1. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. – М.2000.
  2. Баркан А. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка. - М.: Аст-пресс. 1999
  3. Глушкова В.С. Система согласования с семьей целей и способов развития ребенка в процессе обучения в школе. Классный руководитель.- 2001. №7.
  4. Дареклеева Н.И. Справочник классного руководителя. М., 2003.
  5. Миленкова Л.И. Педагоги, родители и дети. – Мю.: Пед. общество России, 2000.
  1. Психологические и физиологические особенности детей 12- 13 летнего возраста.

Психологические особенности развития ребенка. Физиологические, индивидуально - возрастные проблемы взросления детей. Анатомо –физиологическая перестройка организма, ее отражение на психике. Акселерация: причины и учет ее последствий в воспитании.

Половозрастные особенности развития детей. Проблемы, связанные с половым созреванием и пути их решения. Значение семьи в период полового созревания ребенка.

Родители – пример для подражания. Культурные традиции семьи.

  1. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. – М.2000.
  2. Баркан А. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка. - М.: Аст-пресс. 1999
  3. Тархова Л.П. Мальчик, мужчина, отец. – М., 1992.
  4. Попова Л. Воспитание сына. Воспитание школьников. – М., 2001.№3
  5. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. В семье сын и дочь. – М., 1985.

Труд подростка в семье. Воспитание трудолюбия и прилежания. Обучение детей различным видам труда. Воспитание на основе трудовой деятельности родителей, старших членов семьи. Участие подростка в ведении домашнего хозяйства.- важное условие воспитания. Стремление и умение бережно относиться к результатам труда других; чувство личной ответственности за свой труд, умение работать в коллективе.

Расширение трудовых умений, увеличение физической нагрузки по мере развития подростка, повышение трудности заданий.

  1. Основы хорошего воспитания. Родительская любовь и педагогический такт.

Роль родителей в становлении личности ребенка. Педагогические ситуации, связанные с проблемами, волнующими детей, педагогов, родителей. Организация жизнедеятельности ребенка, корректировка вне семьи. Учет в семейном воспитании возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Родительская любовь и педагогический такт. Использование педагогического такта в воспитательной деятельности родителей.

  1. Физическая культура и спорт в жизни и воспитании подростков. Профилактика детского травматизма.

Психологические основы физического воспитания школьников. Воспитание интереса и потребности в занятиях спортом, физической культурой.

Условия эффективности физического воспитания подростка в семье. Влияние ритма жизни на соблюдение режима дня, на занятиями физическими упражнениями. Участие семьи с спортивных соревнованиях, походах, играх, прогулках.

Создание необходимых гигиенических условий для занятия спортом, физической культурой, гимнастикой. Соблюдение режима дня, отдыха, питания. Профилактика детского травматизма.

  1. Афанасьева Т.М. Семья.- М., 1988.
  2. Степанов С.С. Психологический словарь для родителей. – М., 1996.
  3. Азбука любви: Книга для родителей. – М., 1996.
  4. Корягина О.П. Педагогический ринг. Классный руководитель. – 2000, №8.

5. Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений.

6.Марьясис Е.Д., Скрипкин Ю.К. Азбука Здоровья и семьи.- М., 1992.

  1. Тревожные дети. Причины тревог и страхов детей, способы их преодоления.

Причины тревожного состояния детей: внутренние и внешние конфликты ребенка. Поведенческие признаки тревоги.

Способы преодоления тревожного состояния.

  1. Нравственные уроки семьи – нравственные законы жизни.

Основные задачи нравственного воспитания школьников подросткового возраста в семье. Учет в процессе нравственного воспитания анатомо-физиологического и психологического развития подростков.

Освоение подростками опыта нравственных отношений в процессе семейной жизни и участия в разнообразной деятельности. Забота семьи о формировании детей основных нравственных качеств.

Формы и методы нравственного воспитания в семье. Организация повседневной жизни в соответствии с нравственными нормами..

  1. Роль семьи в формировании правосознания у подростков.

Пути и средства формирования у подростков правосознания, уважения к законам.

Предупреждение правонарушений несовершеннолетних. Гражданская и уголовная ответственность. Меры воспитательного характера, предусмотренные законодательством. Ответственность взрослых за вовлечение несовершеннолетних в антиобщественную деятельность, пьянство, наркоманию.

Роль родителей в формировании правосознания и воспитания гражданской ответственности у детей в семье. Образ жизни родителей, труд, отношение к окружающему – пример для детей.

  1. Бодина Е., Ашеулова К, Педагогические ситуации. – М., 2002.
  2. Саматова А. Диалог с родителями. Этика родительской любви. Этическое воспитание. – 2003. №1.

3. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. – М.2000.

4. Баркан А. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка. - М.: Аст-пресс. 1999

1. Помощь семьи в профессиональной ориентации школьников.

Самоопределение и выбор жизненного пути. Выявление психофизических особенностей и наклонностей девятиклассников к определенным видам труда.

Роль семьи в определении жизненного пути, социальной позиции детей, видов их деятельности. Пути и формы ознакомления девятиклассников с профессиями.

Рекомендации психолога по профориентации.

  1. Руководство самовоспитанием подростка в семье.

Возрастающее значение самовоспитания в формировании личности ребенка. Самовоспитание как средство формирования ответственности, дисциплинированности, трудолюбия, познавательных интересов, творческих способностей.

Основные направления самовоспитания – нравственное, интеллектуальное, физическое, трудовое.

Воспитание привычки и способности к самоконтролю, самооценке, саморегуляции поведения, к точности, единству слова и дела, требовательности к себе и другим.

Проблемы наркомании и токсикомании. Статистические данные о проблеме наркомании. Воздействие наркотических веществ на центральную нервную систему. Стадии наркомании. Симптомы и опасность болезни. Пути и средства предупреждения наркомании…Роль родителей в пропаганде здорового образа жизни

История СПИДа и общемировые тенденции проблемы. Стадии ВИЧ инфекции. Симптомы больного СПИДом. Меры профилактики СПИДа. Пути распространения СПИДа. Информационная роль семьи.

  1. Снайпер Д. Практическая психология для подростков, или как найти свое место в жизни. – М., 1997.
  2. Мнацаканян Л.И. Личность и оценочные способности старшеклассников. – М., 1991.
  3. Соловов А.В. Наркомания: причины, виды, последствия, профилактика. Казань. 1999.
  4. Гаррисон М. Любовь, секс, СПИД.- М., 1996.
  5. СПИД, его последствия и предупреждение.

Дифференциация интересов и предпочтение тех или иных видов деятельности. Формирование у обучающихся индивидуального стиля деятельности.

Развитие самосознания – центральный психологический процесс юношеского возраста. Самовоспитание личности.

2. Семья и мир потребностей старшеклассника.

Влияние образа жизни, нравственных отношений в семье на формирование духовных и материальных потребностей старших школьников . Пагубное влияние на сознание и поведение школьников вещизма, потребительской психологии. Необходимость предупреждения скрытых проявлений безнравственности молодежи, равнодушия, цинизма, стремления получить больше, чем дать.

Мода и формирование разумных потребностей юношей и девушек. Карманные деньги. Духовное богатство семьи, нравственная чистота родителей и их влияние на формирование духовных потребностей детей.

Профессиональное самоопределение учащихся. Трудности выбора профессии: отсутствие представления о профпригодности, неумение оценивать себя, свои способности, возможности. Условия успешного профессионального самоопределения старшеклассников.

Учет интересов и склонностей в выборе профессии. Показатели выраженности склонности. Наблюдение родителей за деятельностью ребенка, дающие возможность судить о выраженности, глубине и устойчивости интереса ребенка и его склонностях.

Помощь родителей старшеклассникам. Знакомство с профессиями С акцентом на профессиональные требования, предъявляемые к психофизическим особенностям ребенка, его склонностям, способностям.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Формы психолого-педагогического просвещения родителей.

Лекции

Это форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспи­тания. Лучший лектор — сам учитель-воспитатель, знаю­щий интересы, проблемы и заботы родителей. Главное в лекции — научный анализ воспитательных явлений, ситуа­ций. Поэтому в лекции следует вскрывать причины явле­ний, условия их протекания, механизм поведения ребенка, закономерности развития его психики, правила семей­ного воспитания.

При подготовке лекции следует учитывать ее структу­ру, логику, можно составить план с указанием основных идей, мыслей, фактов и цифр. Одно из необходимых ус­ловий лекции — опора на опыт семейного воспитания. Метод общения во время лекции — непринужденный раз­говор, задушевная беседа, диалог заинтересованных еди­номышленников.

Конференция

Форма педагогического просвещения, предусматрива­ющая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Конференции могут быть научно-прак­тическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом, конференции матерей, конференции отцов. Кон­ференции проводятся раз в год, требуют тщательной под­готовки, предусматривают активное участие родителей. К ним готовятся выставки работ учащихся, книг для роди­телей, концерты художественной самодеятельности.

Индивидуальные тематические консультации

Часто в решении той или иной сложной проблемы пе­дагог может получить помощь непосредственно от роди­телей учеников, и этим не следует пренебрегать. Консуль­тации с родителями полезны как для них самих, так и для учителя. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, учитель же — необ­ходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика.

Обменявшись информацией, обе стороны, возможно, придут к взаимному согласию относительно конкретных форм родительского содействия.

Посещение семьи

Эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении семьи происходит знаком­ство с условиями жизни ученика. Педагог беседует с ро­дителями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе, информирует родите­лей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т.д.

Переписка с родителями

Письменная форма информирования родителей об ус­пехах их детей. Допускается извещение роли о пред­стоящей совместной деятельности в школе, поздравление родителей с праздниками, советы и пожелания в воспита­нии детей. Главное условие переписки — доброжелатель­ный тон, радость общения.

Родительское собрание

Форма анализа, осмысления на основе данных педаго­гической науки опыта воспитания.

Школьные родительские собрания проводятся, как пра­вило, . nsa pa ла в год. Здесь родителей знакомя! с докумен­тами о школе, с основными направлениями, задачами и итогами ее работы.

Классные родительские собрания проводятся четыре-пять раз в год На них обсуждаются задачи учебно-воспи­тательной работы класса, планирование организационно – воспитательной работы в классе, намечаются формы сотрудничества семьи со школой, подводятся итоги работы.

Виды родительских собраний многообразны: организа­ционные, собрания по плану родительского всеобуча, те­матические, собрания-диспуты, итоговые (четвертные) и т.д. Тематика родительских собраний составляется классным руководителем, обсуждается на родительском комитете. Очередная тема собрания выбирается всеми родителями.

При подготовке и проведении родите1гьского_собрания следует учитывать ряд важных положений;

Атмосфера сотрудничества школы и семьи по реали­зации программы усиления плюсов и ликвидации мину­сов в характере и поведении ребенка.

Интонация собрания: советуем, размышляем вместе.

Профессиональный задел педагога — знания, компе­тентность (знание жизни каждого ребенка не только в
школе, но и за ее пределами, представление об уровне их
потребностей, состоянии здоровья, отношений в детском коллективе).

• Добрые, доверительные отношения (доброжелатель­ность, сердечность, взаимопонимание, взаимопомощь).

• Главные показатели эффективности родительского
собрания — это активное участие родителей, атмосфера ак­тивного обсуждения поставленных вопросов, обмен опы­том, ответы на вопросы, советы и рекомендации.

Неоценима помощь родителей и в укреплении матери­ально-технической базы школы, в организации родитель­ского патруля во время проведения дискотек и вечеров.

Система работы педагога с родителями предусматрива­ет и вовлечение их в школьное самоуправление. Родители учащихся юридически не входят в школьный коллектив и вообще коллектива не образуют, но не менее педагогов или своих детей заинтересованы в успешной работе шко­лы. Они своего рода социальные заказчики школы, по­этому должны иметь возможность влиять на ее деятель­ность и участвовать в школьной жизни. Образуя ассоциа­цию, родители вправе создавать свои органы самоуправ­ления и решать некоторые вопросы жизни школы само­стоятельно. Этим целям могут служить школьные роди­тельские собрания, конференции, родительский комитет.

Одной из форм сотрудничества классного руководи­теля с группой наиболее опытных, инициативных родите­лей является классный родительский комитет. Родительс­кий комитет работает на основе Положения о родительс­ком комитете школы. Он совместно с классным руково­дителем и под его руководством планирует, готовит и про­водит всю совместную работу по педагогическому обра­зованию, установлению контактов с родителями, оказа­нию помощи в воспитании детей класса, анализирует, оце­нивает и подводит итоги сотрудничества школы и семьи.

Представители родителей, постоянные помощники пе­дагога, входят в родительский совет. Это. прежде всею, координирующий штаб разнообразной работы со всеми родителями, объединяющий усилия школы и семьи для решения воспитательных задач.

Основная нагрузка по обеспечению взаимодействия школы и семьи ложится на плечи классного руководителя, который для этого в своей деятельности использует разнообразные формы работы. В самом общем смысле их можно разделить на индивидуальные, групповые и коллективные.

Индивидуальные формы

Посещение семьи на дому. Посещая учащихся на дому, выясняются условия их домашнего воспитания. Информация о семейном климате, об особенностях взаимоотношения внутри семьи, о позиции родителей в вопросах воспитания позволяет лично взаимодействовать с конкретной семьей и еще более правильнее выбрать направления и средства коррекционного воздействия на ребенка в школе. Напротив, не имея данных сведений, невозможно оказать ученику соответствующей поддержки.

Чрезвычайно важно, чтобы родители были убеждены, что преподаватель посещает семью не для выговора ученику, не с претензиями в его отношении, а как помощник в деле воспитания. Сплошные претензии учителя на ребенка либо обвинения родителей только усугубляют ситуацию, огорчают их и вызывают часто ожесточенное и несправедливое отношение к ребенку, а с его стороны можно наблюдать озлобленное конфликтное отношение к учителю и утрату интереса к учению вообще.

Родители обязательно заблаговременно должны быть предупреждены о приходе педагога. А он при этом должен руководствоваться некоторыми правилами: проявлять педагогический такт в общении с членами семьи, начинать разговор с каких-либо положительных моментов, четко обозначать проблемы в учебно-воспитательном процессе ребенка и давать ненавязчивые советы и рекомендации, беседовать в присутствии учащегося, не предъявлять жалоб к родителям, всячески подчеркивать собственную заинтересованность в деле воспитания и обучения.

Приглашение в школу. Родители приглашаются в школу в том случае, когда нужно поделиться позитивной новостью в отношении ребенка, например, его успешным овладением учебным материалом, который ранее вызывал затруднения. Также можно попросить родителей о помощи в подготовке костюма ребенку для участия в планируемой театральной постановке или же попросить поучить с ним слова роли. А приглашать родителей с целью жалобы на плохое поведение или низкую успеваемость ребенка лучше не стоит, поскольку зачастую это вызывает негативное восприятие школы и формирует отрицательное отношение к ней.

Готовые работы на аналогичную тему

Индивидуальные консультации. Это одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Консультации ведутся для того, чтобы преодолеть беспокойства родителей по поводу обучения и воспитания ребенка, а с учетом правильного построения они содействуют налаживанию доверительного контакта между родителями и учителем.

Консультации проводятся индивидуально по мере надобности, нередко даже по инициативе самих родителей. В процессе беседы могут обсуждаться самые разные вопросы, касающиеся ребенка: его самочувствие, интересы, особенности поведения, склонность к тому или иному учебному предмету, специфика характера и другие. Консультации способствуют разрешению многих противоречий и приносят пользу не только родителям и ребенку, но и самому педагогу.

Переписка. В работе с родителями переписка употребляется достаточно обширно. Как правило данная форма работы используется по отношению к тем родителям, которые в силу различных обстоятельств не имеют возможности часто посещать учебное заведение (плотная занятость, большое расстояние, проблемы со здоровьем и т.д.). В век информационных технологий всё чаще для общения родителей с учителями используются мобильная связь, социальные сети, Интернет-сайты и форумы.

Групповые формы

Родительские лектории. Задачи лектория многообразны: познакомить родителей с системой коррекционно-воспитательной работы в школе, дать практические рекомендации и советы по воспитанию ребенка в семье и многие другие. Планомерная и целенаправленная работа позволяет родителям лучше узнать личностные и возрастные психофизические особенности детей, выявить причины их отклонения от норм поведения, правильно подойти к решению педагогических задач с помощью выбора соответствующих методов и форм воспитания.

Тематические консультации . Их рекомендовано проводить раз в четверть для всех желающих. Организует такие консультации школа, а проводят специальные эксперты (социальный педагог, психолог, медицинский работник, сотрудник полиции и т.д.), которые могут подобрать оптимальный вариант решения конкретной проблемы.

Родительские вечера представляют собой праздник общения родителей. Непринужденная беседа друг с другом, обмен опытом решения конкретных проблем, обсуждение обстановки в семье помогают по-другому взглянуть на ребенка и процесс его воспитания, понять его особенности и расширить свои возможности в этом деле.

Классные мероприятия проводятся в течение всего учебного года внутри класса и традиционно связываются с различными событиями: дни рождения, календарные праздники, чаепития. Они содействуют сближению родителей между собой, а также налаживанию контакта между учителем и родителями.

Коллективные формы

Коллективные формы работы с родителями наиболее ярко представлены в виде научно – практической родительской конференции. Эта форма сочетает в себе пропаганду педагогических знаний и практические навыки семейного воспитания. Инициаторами проведения такой конференции, как правило, выступают родительский комитет и актив класса. Заседания могут быть посвящены разнообразным воспитательным вопросам. Проводятся конференции 1–2 раза в год, так как требуют кропотливой подготовки (анализ литературы, обобщение собственного опыта, подготовка рекомендаций, организационные аспекты). Эффективность родительской конференции увеличивается, если в ней принимают участие библиотека, различные эксперты, приглашенные гости.

Коллективные формы

Родительское собрание

Родительское собрание является универсальной и самой распространенной формой взаимодействия школы с семьями учащихся. На собрании дискутируются трудности жизни класса, родительского коллектива и школы в целом. По своему назначению они делятся на следующие виды: организационные, аналитические, итоговые, комбинированные.

Родительское собрание включает в себя шесть неотъемлемых компонентов: анализ учебных достижений учащихся и рекомендации учителей-предметников, знакомство родителей с состоянием психологического климата в классе (взаимоотношения, внешний вид и т.д.), психолого-педагогическое просвещение родителей по конкретной теме, рассмотрение организационных вопросов (экскурсии, классные мероприятия, приобретение учебной литературы и т.д.), рефлексия – в конце собрания родители оценивают его значимость, актуальность, полезность.

Коллективные формы

Отдельно следует отметить и работу родительского комитета. Он создает проект общих действий по предложению поддержки семьям в воспитании детей, организовывает обмен опытом, оказывает помощь в проведении всевозможных внеклассных мероприятий и решает целый ряд других вопросов, касающихся обучения и воспитания детей.

Так, все индивидуальные, групповые и коллективные формы работы с семьей призваны обеспечить взаимодействие школы с родителями, увеличить эффективность процесса воспитания и обучения детей.

Читайте также: