Как бороться с плохим поведением ребенка в детском саду

Обновлено: 30.06.2024

Даже подготовив ребенка психологически к детскому саду, не каждый малыш будет себя комфортно чувствовать в учреждении, и в частности, в своей группе. И тому всегда есть причины. В данной статье мы разберем что такое плохое поведение, действительно ли оно плохое и какие есть пути решения данной проблемы.

Зачастую, плохое поведение маленького ребенка — это определенные поступки, которые не являются нормой для их родителей или воспитателей. Такие поступки вызывают у взрослых негодование, а порой и раздражение. Это значит, что оценка поведения довольно субъективна и не во всех случаях соответствует действительности. Это говорит о том, что если от воспитателей родителям поступают какие-либо жалобы на плохое поведение малыша, то всегда нужно разбираться в происходящем.

Для этого к разговору необходимо подключить второго воспитателя и няню. Ведь не редки случаи, когда один воспитатель постоянно жалуется на нехорошее поведение, а другой, наоборот, хвалит малыша. Данная ситуация может говорить лишь об одном — возможно, один воспитатель нашел подход к ребенку, а другой нет.

Причины плохого поведения в детском саду

Проявления плохого поведения

  • Обманывает и отнимает у детей игрушки и личные вещи;
  • Нарушает режим;
  • Проявляет агрессию в отношении воспитателей и сверстников;
  • Причиняет боль себе или другим детям;
  • Портит имущество учреждения;
  • Часто плачет и кричит.

Причины плохого поведения

Прежде чем начинать корректировать поведение ребенка, нужно понять причины. Для начала необходимо выяснить в какое именно время ребенок становится агрессивным. Зачастую это приблизительно одно и то же время.

Например, если малыш плохо себя ведет утром, то скорее всего, он просто не выспался.

Если плохое поведение наблюдается среди дня, например, во время занятий, значит у ребенка не хватает усидчивости или эти занятия ему абсолютно не интересны.

Если во время игры ребенок начинает плохо себя вести, то скорее всего, малыш не ладит со сверстниками.

Конечно, бывают случаи, когда причиной некорректного поведения ребенка может быть обыкновенное стеснение сходить в туалет, боязнь находится в учреждении без родителей или ревность к воспитателю, который уделяет время не только ему, но и другим детям (даже такое бывает).

Но эти причины скорее исключение. Главная причина нехорошего поведения ребенка — ошибки родителей в воспитании детей: чрезмерная строгость или, наоборот, вседозволенность.

Плохое поведение наблюдается и у детей, родители которых регулярно ругаются или прикладываются к спиртному.

Всегда причину плохого поведения ребенка нужно искать совместно с воспитателями, после чего пробовать различные подходы и методики. Если ничего не меняется, значит необходимо обратиться к детскому психологу.

Способы исправления

Борьба с плохим поведением ребенка начинается, прежде всего, с выявления причин. Родителям необходимо пересмотреть свои методы воспитания, которые были для них приемлемы раннее.

Проступки ребенка должны обсуждаться в семейном кругу. Неправильно, если это будет монолог одного родителя — это должен быть диалог обоих родителей с ребенком.

Повышать голос на малыша не нужно. Просто при каждом проступке спокойно ведите с ним диалог и расспрашивайте о том, зачем он так поступил, почему он посчитал это правильным и т.д. После того, как малыш ответит на все ваши вопросы, внушайте ему, что он поступает нехорошо, неправильно и обязательно объясняйте почему.

Цель родителей состоит в том, чтобы выработать в ребенке правильное, адекватное поведение. Этого постепенно можно добиться, читая добрые поучающие сказки, стихотворения, рассказы и играя в игры, в которых нужно создать воспитательную ситуацию.

За каждый проступок малыш должен понести наказание, но не методом ругани и криков. После проступка спокойным голосом объясните ребенку какое именно наказание его ждет — постоит ли он в углу или временно будет лишен каких-то благ — это уже на усмотрение родителей. При этом обязательно нужно сказать малышу о том, что вы его очень любите, но так как ведет он себя плохо, то приходится наказывать.

Самый действенный способ борьбы с нехорошим поведением — это забота, любовь и ласка. Главное понимать, что вседозволенность — это не проявление заботы и любви, а скорее наоборот.

Что касается исправления плохого поведения в детском саду, то воспитатели никаких физических мер воздействия не имеют права применять в отношении малыша, даже стояние в углу.

Физические меры по-большому счету и родители не должны оказывать. Здесь решаться вопрос должен только на уровне беседы. Хоть и чисто символические, но наказания в детском саду тоже должны присутствовать — посадить на стульчик в то время, когда другие дети играют в игрушки или бегают. Но затягивать с таким наказанием тоже нельзя. Необходимо данное наказание ограничить пятью минутами.

Приходя из детского сада, малыш может жаловаться на то, что сверстники дерутся, обзываются, отнимают игрушки, кусаются, щипаются или не принимают в свою игру. Поговорить об этом, естественно, необходимо с воспитателем. Но родители должны знать, что конфликты среди малышей просто неизбежны, ведь детский сад — это для них первый опыт общения с большим количеством детей.

Если не произошло чего-то более серьезного, то разобраться в отношениях между собой дети должны сами.

Конфликты между детьми в детском саду

Особенности конфликтов между детьми разного возраста

Конфликты между детьми 2-3 лет

Основная причина конфликтов между малышами возраста 2-3 года — это недостаточность навыков общения с большим количеством детей. И тут в свои права вступает главный аргумент ребенка — физическая сила (дети щипаются, кричат, плюются, толкаются и кусаются).

Причины конфликта разнообразные — не поделили игрушки, карандаши или стульчик. Здесь главной задачей воспитателя является повышать культуру общения детей.

Конфликты между детьми 4-5 лет

В 4-5 лет дети более эмоциональны, поэтому для них важна именно эмоциональная связь в общих играх. Здесь конфликты могут возникать именно из-за отсутствия этой связи. Например, ребенок хочет быть в игре лидером. Какие-то дети из группы в свою игру его не принимают, но ребенок запросто соберет других детей для игры, в которой хочет быть лидером.

Родителям и воспитателю в такие конфликты лучше не вмешиваться. Каждый ребенок должен научиться самостоятельно отстаивать свою точку зрения.

Конфликты между детьми 5-6 лет

Конфликты в 5-6 лет зачастую переходят на оскорбления друг друга. Пытаясь самостоятельно разрешить какой-то конфликт, ребенок может пригрозить тем, что пожалуется родителям или воспитателю.

Как разрешить и избежать конфликтов в детском саду. Советы

Плохое поведение и конфликты между детьми в дошкольном учреждении — достаточно важный момент социализации ребенка в обществе. Задача взрослых состоит в том, чтобы научить малыша правильному поведению в детском саду даже при конфликтных ситуациях. Только в случае более накаленной ситуации взрослым следует вмешиваться в отношения детей.

Бывают случаи, когда в группе у ребенка появляется какой-то один постоянный враг. В этом случае стоит родителям и воспитателям (сообща) найти пути их примирения.

Если попытки сдружить детей терпят фиаско, значит малышей просто нужно держать на расстоянии друг от друга. Хотя не редко, дети, враждующие в детском саду, в будущем сплочаются.

Научить ребенка хорошо себя вести и избегать всяческих конфликтов в детском саду помогут различные ролевые игры.

Проигрывая со своим малышом конфликтные ситуации, нужно дать ему возможность сначала сыграть роль одного героя, а затем другого. Пусть герои обсудят между собой какую-либо ссору или разрешат спор.

Такими играми вы научите ребенка контролировать свои эмоции.

Воспитывайте ребенка в заботе и любви, а главное больше с ним разговаривайте. И помните, что только спокойный и конструктивный диалог сможет предупредить плохое поведение малыша и различные конфликтные ситуации.

Сын в сад не хочет идти, особенно к этой воспитательнице. Говорит что с ним никто не дружит – и друзей у него там нет – все обижают его(ходим в этот сад полтора года). Он хоть и в попе шило, а сам худенький и слабее. И я кажется поняла почему он там плюётся – видимо это единственное как он может постоять за себя там..
А от воспитательницы я вообще в шоке… Как можно говорить при ребенке, что он хуже всех…


Комментарии

Как я Вас понимаю. Тоже самое происходило в саду, только в частном. 30 т мы за это платили каждый месяц, пока не ушли. Знаю одно, если ещё раз с таким столкнусь, готова буду встретиться в суде, после того как морду набью за своего сына.

Убей эту суку. Я бы разорвала её, вот честное слово. Вплоть до заведующей дошла, сначала без скандала, рассказала бы всю ситуацию, слёзы пустила, а потом, вызвала эту тварь к заведующей и уже у неё в кабинете, высказала бы всё. Вот клянусь, так бы и сделала.

Милака, проблему решать только через заведующуюи психолога (если они адекватные), на крайняк – отдел образования, они обязаны им хвоста накрутить, чтоб неповадно было маленьких обижать:). У нас была в саду тоже нелегкая ситуация, но мы справились совместно с психологом дет. сада, когда она сама увидела нелицеприятную ситуацию на дет. утреннике, когда ребенок оказался выключен из общего действа. Мне хотелось воспитателей придушить, загрызть и убить. прямо зверь проснулся. После был серьезный разговор, которого оказалось достаточно: я высказалась в жесткой форме, упомянув, что если я увижу, что это отразилось на ребенке, то им будет несладко. Необходимо проявить жесткость. все закончилось, хотя сад мы закончили перекрестившись. а со школой – прежде всего выбирайте учителя! в начальной школе это самое главное. все эти лицеи, гимназии – это все можно осуществить потом, я вас уверяю.А первый учитель долен быть как мама, если уж воспитатели такими не стали. У нас первая учительница у сына чудо, и мы ни в какие лицеи не пошли. Сейчас правда перевелись и ничего учимся. Удачи

пишите что диагноз у вас официальный.
а лечение какое-то вы проходите?
а на счет садика – нет возможности отдать в частный, где поменьше детей в группе?
на счет воспитательницы – я бы сходила на беседу к заведующей.
это не дело травить ребенка, каким бы он не был.

Агрессивность ребенка вызывает неудовольствие у взрослых. Действительно, неприятно, когда ребенок агрессивно себя ведет.

Мы уже говорили на тему того, что делать, если дети ссорятся, сегодня мы погорим об агрессивном поведении ребенка в детском саду.

Есть ли позитивные моменты у агрессивности? Да, это:

Здесь есть отличия между мальчиками и девочками в проявлении агрессии. Так, мальчики демонстрируют более высокие уровни прямой и физической агрессии, девочки – более высокие уровни косвенной и вербальной агрессии (т.е. словами).

В целом мужскому полу больше приписывают склонность к физической агрессии, а женщинам – косвенная агрессия (не напрямую, а через что-то, через кого-то, не сейчас, через какие-то действия), психологическое давление.

Физическая агрессия у мальчиков в детском саду

Средства массовой информации оказывают значительное влияние на проявление агрессии со стороны личности, в т.ч. и ребенка. Рассмотрим механизм формирования агрессивного поведения человека, по этапам:

  1. Чрезмерное увлечение телепередачами/компьютерными играми. Это рождает агрессивные фантазии.
  2. Далее происходит отождествление с себя с персонажем агрессивного плана.
  3. Решение проблем и влияние на людей. Здесь человек усваивает агрессивный способ решения любой проблемы + как можно повлиять на людей.
  4. Использование агрессии для решения проблем межличностных отношений.
  5. Усиление агрессии, т.к. удалось добиться своего путем применения агрессии.
  6. Формируются агрессивные привычки.
  7. Это выливается в неразвитые социальные умения. Ребенок все больше начинает погружаться в мир телевизора/компьютера, где он уже усвоил агрессивный способ решения своих проблем. Он добивается решения проблем в межличностных отношениях с помощью кулаков.
  8. Фрустрация.
  9. Чрезмерный просмотр агрессии по ТВ, жестокие компьютерные игры.

Агрессивное поведение детей – это способ неадекватного реагирования на конфликтную ситуацию с использованием агрессии для разрешения проблемы.

Агрессивное поведение у маленьких детей очень часто связано с семейной атмосферой. В семье может допускаться агрессия как по отношению к ребенку, так и между взрослыми членами семьи. Став нормой, агрессивное поведение легко переносится и в дошкольное учреждение.

Что влияет на появление агрессии у детей

Рассмотрим 2 группы факторов: внутренние и внешние.

  • Внутренние: особенности нервной системы, темперамент, личностные черты, которые сформировались.
  • Внешние: СМИ, воздействие социума, окружающих, влияние конкретной ситуации в семье (развод водителей, конфликт родителей, ругань и драки).

Причины детской агрессии

Детская агрессия

  • Эмоциональное неблагополучие ребенка в семье и в детском саду – ему там плохо. И с помощью агрессии ребенок пытается добиться стабилизации.
  • Некоторые негативные черты личности ребенка.
  • Особенности сложившихся черт поведения, т.е. ребенка научили таким образом себя вести.
  • Ребенок просто не умеет по-другому разрешать конфликты и спорные ситуации, кроме как агрессивным поведением.
  • Ребенок подражает агрессии родителей, сверстников, окружающих людей, тому, что увидел по телевизору, в компьютерных играх.
  • Недостаток двигательной активности, физические нагрузки.
  • Индивидуальные особенности психики (низкий уровень активного торможения, быстро заводится).
  • Постоянное стимулирование агрессивного поведения (СМИ, интернет, компьютер).
  • Стиль воспитания в семье: гиперопека – повышенное внимание на ребенка со стороны родителей + гипоопека – на ребенка совсем не обращают внимания.
  • Неразрешенные конфликты.

Особо предрасположены к агрессии:

  • Дети, у которых отстает тормозной процесс. При наказании за случайные проступки у таких детей вырабатывается агрессивно-защитный тип поведения. Ребенок постоянно готов к отпору и самозащите. Он легко и активно вступает в конфликт с родителями и воспитателем в детском саду, обижает слабых, иногда прибегает к сознательной порче вещей и разрушению.
  • Дети, которые выделяются среди других: инвалиды, большой или маленький рост, толстый. При этом они могут быть как очень застенчивыми и не привлекать к себе внимания, так и очень агрессивными, как бы компенсируя себе нападки других.
  • Дети, в семьях которых живет дух соперничества. Они могут быть робкими, избегать сравнения с удачливыми членами семьи. Но могут быть и агрессивными, когда включаются в соревнование, пытаясь доказать, что они лучше соперника.

Детский психолог Ольга Черненко с доктором Евгением Комаровским в видео дают рекомендации как быть если ваш ребенок проявляет агрессию на других детей и как быть если вашего ребенка обидели, укусили, нужно ли заставлять детей просить прощения:

Как ребенок может выразить свое агрессивное поведение?

Какого ребенка можно назвать агрессивным?

Проведя детальный анализ и ответив на следующие вопросы, родители (воспитатели) легко определят агрессивного ребенка из группы детей дошкольников.

  • На кого он нападает (на слабого и младшего ребенка)?
  • Как часто это повторяется?
  • Нападает он первым или нет?
  • В каких обстоятельствах он нападает? Провоцирует ли его кто-то?

Как справляться с детской агрессией

пример детской агрессии

Физические активные игры выплескивают накопившуюся агрессию и энергию в не обидных и не опасных формах, да и настроение прибавят всем. Хотя бы раз в день детям необходимо хорошенько покричать, побегать и попрыгать, особенно на свежем воздухе. После прогулки дети будут довольные, откроется аппетит и крепкий сон в тихий час будет обеспечен.

Как нельзя наказывать


Как адаптировать ребенка к детскому саду: советы детского психолога


Как стресс влияет на поведение ребенка: простые шаги к укреплению благополучия

Как говорить с ребенком о детском саде. Режим посещения детского сада

Екатерина Бурмистрова детский и семейный психолог, психотерапевт, мама 11 детей, автор книг, проводит вебинары для родителей

Если ваш ребенок этой осенью идет в детский сад, вы, вероятно, уже изменили режим его жизни, приблизив его к режиму сада, много разговариваете о садике. Сегодня мы поговорим о том, как родителям пережить период адаптации ребенка в детском саду и к какому поведению малыша себя готовить.

Капризы во время адаптации к детскому саду

Капризы и плохое поведение ребенка, который пошел в детский сад

Мы уже говорили о временном регрессе, когда ребенок из-за перегрузки нервной системы начинает вести себя как беспомощный младенец. Нервозность, плач, крики, отказ от самостоятельного выполнения простейших действий, своеволие очень раздражают взрослых и вызывают у них желание отшлепать его.

Провокационное поведение малыша выносить сложно. Однако помните, что капризы — это прежде всего просьба о любви и повышенном внимании со стороны мамы. Просто выражена она таким образом, что материнская реакция может быть прямо противоположной.

Когда нынешние родители начинали ходить в садик, жизнь была устроена весьма жестко. Маме настолько необходимо было выйти на работу через полтора-два года и приходить к точно назначенному часу, что у нее часто не хватало сил вынести ребячьи причуды. Дети без слов это понимали и просто не смели сопротивляться.

Современные малыши растут в более комфортной обстановке, когда у многих мам есть возможность повременить с выходом на работу. Поэтому дети противятся родительскому давлению. А взрослые сердятся, потому что у них вызывают гнев те ситуации, в которых ребенок требует заботы и внимания столько, сколько они никогда не получали в своем детстве.

Как говорить с ребенком о детском саде

В детский сад хотят почти все дети до тех пор, пока несколько раз там не побывают. Дело в том, что у большинства малышей формируются совершенно нереалистичные ожидания от сада. Им представляется, что это сказочный домик, населенный симпатичными детишками, которые целыми днями играют и едят всякие вкусности.

Тот факт, что мамы там нет, заранее как-то не воспринимается отчасти потому, что у многих не было такого опыта — долго находиться без мамы. Поэтому, заговаривая о садике, говорите ребенку правду и только правду — может быть, не всю, но без искажений.

Ребенок заранее должен знать, что в сад ходят большие дети. Он вырос, он большой, поэтому пойдет в детский сад. Ни в коем случае нельзя пугать детским садом как местом, куда ссылают нехороших малышей. Наоборот, говорите, что те дети, которые плачут, когда их приводят в детский сад, просто еще маленькие.

Вы можете спросить у ребенка, большой он или маленький. Он наверняка ответит, что большой. А большие и ведут себя как большие. По крайней мере стараются. Только не надо брать с него обещаний, что он будет паинькой. Помните: дети часто не хозяева своего поведения, они находятся во власти сильных чувств и эмоций.

Адаптация ребенка и плохое поведение

Адаптация к детскому саду и новый режим дома

Считается, что для завершения периода адаптации необходимо полтора-два месяца непрерывного хождения в садик. Если ребенок заболел и в сад не ходит, нужно заново начинать отсчет, предварительно разделив то время, которое малыш отходил до болезни, как минимум на два.

Если ребенок не будет ходить в сад непрерывно, то не сможет наладить общение с другими детьми, которые ходят туда постоянно. Учтите, что ребята детсадовского возраста не любят тех, кто сильно выбивается из коллектива. Для дошкольников крайне важен устойчивый распорядок дня, поэтому непрерывное хождение в сад и строго определенное время, когда малыша забирают домой, — это факторы, которые помогут спокойнее перенести период адаптации.

Резкое сокращение времени, проводимого вместе с мамой, мешает ребенку привыкнуть к садику. Если вы не стараетесь находить время на общение с вашим повзрослевшим малышом, то ему намного труднее будет приспособиться. Многие хорошие сады рано закрываются, но не для того, чтобы осложнить жизнь родителям. Просто организаторы этих садов считают, что ребенку очень важно проводить дома не один-два часа перед сном, а гораздо больше.

Оптимальный режим для малыша, который первый год ходит в сад, — это уход домой сразу после полдника. А дома его жизнь должна максимально напоминать досадовский период. Полностью сохранить досадовскую обстановку невозможно, однако очень важно, чтобы в первый год хождения в сад не было вечеров, нагруженных еще и занятиями.

В наше время родители часто так поступают. Ребенок соскучился по дому, пока он был в саду, а его куда-то еще тащат. Возможность сохранить досадовскую обстановку— это дать вечер провести дома и после сада вернуться как будто в прошлый год: спокойно гулять, спокойно прийти домой, никуда не бежать, не грузить никакими развивающими вещами, никакими танцами. Вечер должен быть спокоен и посвящен играм.

Читайте также: