Формы познавательно исследовательской деятельности в детском саду в средней

Обновлено: 17.05.2024

Подготовила: воспитатель Чеховская Елена Рашидовна. Мастер-класс будет полезен воспитателям ДОУ
Цель:
- формирование у участников мастер-класса знаний о формах и методах работы по развитию познавательно исследовательской деятельности дошкольников при ознакомлении с природой родного края;
- создание условий для плодотворного общения участников мастер-класса в данной области с целью развития их творческого потенциала;
-распространение педагогического опыта.
Задачи:
-познакомить с формами и методами работы по развитию познавательно исследовательской деятельности дошкольников при ознакомлении с природой родного края;
-дать участникам мастер-класса практические знания об опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста и возможности применения ее на практике, при ознакомлении дошкольников с природой родного края.
-продемонстрировать некоторые виды экспериментирования с водой.
Ход мастер-класса.
І. Теоретическая часть.
“Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму”.
(Китайская пословица)

Важные советы:
1. Проводить опыты лучше утром, когда ребенок полон сил и энергии;
2. Нам важно не только научить, но и заинтересовать ребенка, вызвать у него желание получать знания и самому делать новые опыты.
3. Объясните ребенку, что нельзя пробовать на вкус неизвестные вещества, как бы красиво и аппетитно они не выглядели;
4. Не просто покажите ребенку интересный опыт, но и объясните доступным ему языком, почему это происходит;
5. Не оставляйте без внимания вопросы ребенка – ищите ответы на них в книгах, справочниках, Интернете;
6. Там, где нет опасности, предоставляйте ребенку больше самостоятельности;
7. Предложите ребенку показать наиболее понравившиеся опыты друзьям;
8. И самое главное: радуйтесь успехам ребенка, хвалите его и поощряйте желание учиться. Только положительные эмоции могут привить любовь к новым знаниям.

Вопросы к участникам.
1. Какие виды деятельности способствуют развитию ребенка при ознакомлении с природой родного края?

Игровая.
Коммуникативная.
Художественно - эстетическая.
Познавательно-исследовательская.
Продуктивная.
Музыкальная.

2. Какие средства помогают решить проблему экологического развития ребёнка при ознакомлении с природой родного края?
- Наблюдения,
- Экскурсии,
- Самостоятельный и совместный труд в уголке природы, на участке детского сада.
- Тематические беседы,
- Экспериментальная деятельность,
- Чтение художественной литературы и т.д.


Жил был Крош, в том же краю, что и мы. В какой области мы живём? (в Ростовской области). Крош решил навестить свою подругу Нюшу, которая живёт в том же городе, что и мы. В каком городе мы живём?(в городе Шахты)
Дорога ему предстояла дальняя. Шёл он весело напевая песенку и вдруг увидел красивое озеро, на поверхности которого плавало много загадочных цветов. Солнышко уже начало всходить. Крош увидел, как распускаются эти прекрасные цветы. Что это за цветы? (кувшинки)


Опыт № 1
Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться.
Вывод: Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки
раскрываются.
Присмотревшись в воду озера, он увидел, как маленькие разноцветные рыбки, похожие на виноградинки, резвились на солнышке. Они то появлялись на поверхности воды, то снова исчезали.




Насекомые заинтересовали Кроша. Он поймал одно из них и посадил в банку А чтобы насекомое не вылетело, накрыл банку плёнкой.
Но тут подул сильный ветер, на небе появились тёмные тучи, и пошел дождь. ( Звучит шум дождя)
Крош посмотрел в банку и ему показалось, что насекомое в банке увеличилось в размере. (Почему Крошу так показалось?)
Опыт № 3
Если вам понадобилось разглядеть какое-либо маленькое существо, например бабочку, сделать это очень просто.
Посадите насекомое в банку. Сверху затяните горлышко пищевой пленкой, но не натягивайте ее, а, наоборот, продавите ее так, чтобы образовалась небольшая емкость. Теперь завяжите пленку веревкой или резинкой, а в углубление налейте воды. У вас получится чудесная лупа, сквозь которую прекрасно можно рассмотреть мельчайшие детали.
Тот же эффект получится, если смотреть на предмет сквозь банку с водой, закрепив его на задней стенке банки прозрачным скотчем.
Идёт Крош дальше, между ёлок и берёз, по узкой дорожке. Присел он на пенёк и тут увидел кувшин, а вокруг него прыгала птичка. Как вы думаете,какая это могла быть птица? Птице очень хотелось пить, но она не могла дотянуться до воды, которой наполовину был наполнен кувшин.


Тогда Крош решил ей помочь. (Как это Крош сделал?)
Опыт №4
В ёмкость с водой добавляются камушки, и вода поднимается к верху.
Дождь быстро закончился, и Крош увидел в небе… Что можно увидеть в небе после дождя? ( разноцветную радугу)
Опыт № 5
1. Возьмите чашу для салата. Положите на дно несколько конфет M&M’s. Важно, чтобы все конфеты лежали буквой М вверх.
2. Залейте конфеты водой (вода должна закрывать конфеты примерно на 1 см.
3. Ждем… Что мы видим? Краситель начинает облазить с конфет. Плёночка с нанесенной буквой М постепенно отслаивается от конфеты и всплывает на поверхность воды, пищевая краска расплывается…


Ура! Мы получили радугу.
А Крош дошёл в гости к Нюше.

- Давайте вместе вспомним, какие методы и формы по развитию познавательно исследовательской деятельности дошкольников при ознакомлении с природой родного края
мы используем в своей работе?
(специально организованные занятия; чтение художественной литературы, в том числе использование загадок, поговорок; экскурсии и целевые прогулки; решение проблемных ситуаций; тематические беседы; беседы; рассказ воспитателя, рассказ воспитателя из личного опыта, рассказы детей; рассматривание картин и иллюстраций; экспериментирование; использование символов, работа на листе бумаги (в тетрадях); наблюдения; опытная деятельность; организация игровой деятельности: дидактические и сюжетно-ролевые игры, настольные игры, тематические досуги и развлечения; проектная деятельность; просмотр и анализ мультфильмов, видеофильмов, телепередач; оформление и использование книжек-самоделок, совместные действия и т.д.)


2. Если у вас появился интерес к детскому экспериментированию, вы можете использовать полученную информацию.
Спасибо за внимание и участие в мастер – классе.

Дошкольное образование – это уровень общего образования и обязательная часть системы непрерывного образования. Сегодня в России система дошкольного образования проходит период серьёзного обновления и модернизации. В Федеральном государственном образовательном стандарте (далее ФГОС ДО) 1 нового поколения говорится о портрете дошкольника, как о любознательной, активной и заинтересованно познающей мир личности. Современные условия требуют от ребенка умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы, что требует достаточно развитых познавательных процессов. Развитие познавательной активности у детей на сегодняшний день является актуальным вопросом. Ребенок придя в этот мир становится исследователем. Любознательные от природы дети полны желания учиться

ВложениеРазмер
effektivnye_formy_i_metody_formirovaniya.doc 76.5 КБ
effektivnye_formy_i_metody_formirovaniya.doc 76.5 КБ

Предварительный просмотр:

Эффективные формы и методы формирования

познавательных интересов у детей дошкольного

возраста в познавательно-исследовательской

1. Значение познавательной деятельности в развитии детей

1.1. Методика и формы организации обучения

познавательного развития детей дошкольного возраста

2. Экспериментирование, как эффективный метод в

формировании познавательных интересов у детей

2.1. Использование метода экспериментирования с детьми

Дошкольное образование – это уровень общего образования и обязательная часть системы непрерывного образования. Сегодня в России система дошкольного образования проходит период серьёзного обновления и модернизации. В Федеральном государственном образовательном стандарте (далее ФГОС ДО) 1 нового поколения говорится о портрете дошкольника, как о любознательной, активной и заинтересованно познающей мир личности. Современные условия требуют от ребенка умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы, что требует достаточно развитых познавательных процессов. Развитие познавательной активности у детей на сегодняшний день является актуальным вопросом. Ребенок придя в этот мир становится исследователем. Любознательные от природы дети полны желания учиться. Неутолимая жажда новых впечатлений, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Познавательные интересы сформированы недостаточно, если взрослый своим вниманием не поддерживает интерес к познанию, то стремления к знаниям не появятся. Ребенок не накопит ярких впечатлений и сведений, которые служат основой дальнейшего приобретения системы знаний, а это означает, что ребенок будет не достаточно развит. Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач в развитии ребенка. Поэтому должны использоваться эффективные формы и методы для обучения детей. Однако метод экспериментирования рассматривают, как метод близкий к идеальному. Знания, полученные не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более усвоенными, прочными. Экспериментирование, как специально организованная деятельность, способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания окружающего мира.

Цель моей работы – формирование познавательных интересов путем метода экспериментирования.

Для достижения цели мною были поставлены следующие задачи:

1. Дать детям представления о живой и не живой природе.

2. Приобщить детей к участию в познавательно-исследовательской деятельности.

3. Формировать представления о свойствах и качествах предметного мира.

1. Значение познавательной деятельности в развитии

детей дошкольного возраста.

Дошкольный возраст – важнейший период в жизни человека. В этом возрасте закладываются основы будущей личности. С раннего возраста у ребенка начинает формироваться совокупность индивидуальных способностей к накоплению знаний, совершенствованию мыслительных операций, другими словами, развивается его ум. Дефекты допущенные в умственном развитии ребенка на протяжении дошкольного детства оказывают отрицательное влияние на все последующее его развитие.

Интеллектуальное развитие личности – это фактически реализация права ребенка быть умным. Нарушение этого права слишком дорого обходятся, как самому ребенку, так и обществу в целом. Нельзя не согласиться с В. А. Сухомлинским, который писал, что невежда опасен для общества, он не может быть счастлив сам и причиняет вред другим.

Поэтому в соответствии с ФГОС ДО познавательно-исследовательская деятельность является основным видом деятельности в детском саду наряду с игровой, коммуникативной, двигательной, музыкальной, изобразительной.

Важным компонентом познавательной деятельности является познавательный интерес, который связан с положительными эмоциями, такими как удивление, радость, успех. Все это создает у ребенка уверенность в своих силах и порождает познавательную активность, деятельность. В процессе познавательной деятельности происходит познавательное развитие ребенка, т.е. развитие его познавательной сферы, познавательных процессов – наглядного и логического мышления, произвольного внимания, восприятия, памяти, творческого воображения.

Большое значение в познавательной деятельности для ребенка имеет и то, что он овладеет способностью видеть и самостоятельно сможет ставить познавательные задачи, намечать план действий, отбирать способы решения поставленной задачи, добиваться результата и анализировать его. Познавательная деятельность, активность, интерес позволят открыть детям окружающий мир.

1.1. Методы и формы организации обучения

Для организации образовательной деятельности по ознакомлению дошкольников с социальным миром используют формы и методы, такие как:

- чтение художественной литературы;

- изобразительная и конструктивная деятельность;

- экспериментирование и опыты;

- игры (сюжетно-ролевые, драматизации, подвижные);

- праздники и развлечения;

Хочу отметить, что все методы в процессе обучения должны использоваться в совокупности, в различных комбинациях друг с другом, а не изолированно. Тогда дети не утомляются, у них проявляется стойкий интерес, и только в этом случае можно получить хороший, продуктивный результат обучения и развития детей.

2. Экспериментирование, как эффективный метод в

формировании познавательных интересов у детей

В формировании познавательных интересов у детей дошкольного возраста одним из эффективных методов работы является поисковая деятельность, а именно – экспериментирование. Чем разнообразней и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. В данной деятельности наиболее ярко выражены процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащие в основе саморазвития дошкольников, ребенок развивается любознательным, самостоятельным, с креативным мышлением.

Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:

- дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания; - постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения; - развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы; - происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения; - детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата; - в процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности; - полученные знания запоминаются надолго и хорошо усваиваются детьми; - ребенок действует сам, а не остается в роли наблюдателя.

Задача взрослых помочь детям, потому, что дошкольник еще не может найти ответы на все интересующие его вопросы. Метод экспериментирования идеален в этом отношении. Детское экспериментирование достаточно легко интегрируется во многие виды детской деятельности. Этот метод не так труден, для него в большинстве случаев не требуется сильно сложное, специализированное и дорогое оборудование.

Метод экспериментирования в работе с дошкольником сегодня – это достаточно оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе образования.

2.1. Использование метода экспериментирования

с детьми младшего возраста.

Основным методом в деятельности по экспериментированию у детей младшего возраста я выбрала проведение элементарных опытов. Их элементарность заключается в том, что они не известны только детям, в процессе этих опытов формируются элементарные понятия и может использоваться обычное бытовое и игровое оборудование (одноразовая посуда, бросовый и природный материал, детские игрушки и др.) Согласно методическим рекомендациям по проведению опытов с детьми младшего возраста, следующие требования к проведению опытов:

- эксперимент должен быть непродолжительным по времени; - речевое сопровождение; - учет индивидуальных различий (темп работы, утомляемость), а так же возрастных особенностей детей; - необходимо учитывать право ребенка на ошибку и применять адекватные способы вовлечения детей в работу; - максимальная простота приборов; - однозначность получаемых результатов; - показ только существенных сторон явления или процесса; - отчетливая видимость изучаемого явления; - возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента. Заключительным моментом опыта является формулирование выводов на основе полученных результатов. Детей младшего возраста воспитатель подводит и побуждает малышей к их умозаключениям, выводам. В группах младшего возраста опыты используют для ознакомления детей со свойствами неживой природы. Опыты можно проводить как отдельный вид деятельности, так и как игру или часть занятия, а так же использовать в процессе режимных моментов. С учетом индивидуальных особенностей детей опыты проводились один раз в неделю. Длительность от пяти до десяти минут. Дети принимают участие по два-три человека (подгрупповое) так, как в экспериментировании невозможно задействовать всех детей и результат проводимого опыта значительно снижается.

Для осуществления совместной исследовательской деятельности с детьми, мною были намечены следующие этапы будущей работы:

А) Подбор и изучение литературы, моделирование занятий с элементами экспериментирования и с учетом возрастных особенностей детей, а так же постепенное усложнение познавательных задач.

Б) Построение предметно-развивающей среды в группе, оснащение оборудованием для проведения опытов и экспериментов .

В) Создание картотеки опытов

Мы все знаем, что дети очень любят воду. Поэтому я решила начать с экспериментов с водой. С помощью предметно-манипулятивной деятельности и в режимных моментах дети убедились в том, что водой можно умываться, опускать в нее и вылавливать из нее различные предметы; что вода может литься и брызгать; что предметы станут чище, если их помыть водой.

Далее совместно с детьми мы провели опыты с водой. Дети получили представление о том, что вода прозрачная; что вода жидкая и она может течь; что у воды нет вкуса; что вода не имеет формы; что вода бывает теплой и холодной, горячей; что в воде одни вещества растворяются, а другие не растворяются; что вода нужна всем.

Несмотря на это я поняла, что исследовательская деятельность, экспериментирование вызывает у детей огромный интерес. Предметно-развивающая среда выступает мощным стимулятором личностного развития ребенка и способна провоцировать его к познавательно-исследовательской деятельности. И мне еще раз хочется подчеркнуть, что своевременное и полноценное формирование познавательных интересов в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития малыша.

Подводя итоги своей работы, я хочу еще раз подчеркнуть актуальность данной темы: в современном мире, в реальной жизни, когда время не стоит на месте и главной задачей дошкольных учреждений является интенсивное формирование познавательных интересов у детей дошкольного возраста путем различных эффективных методов и форм. Только тогда, ребенок, выпускающийся из детского сада, будет подготовлен и интеллектуально, и социально, и психически.

Таким образом, исходя из целей и задач, поставленных во введении, мы видим, что систематическая, специально организованная работа по ознакомлению детей младшего возраста с окружающим миром через экспериментирование позволяет качественно развивать у детей такие умения как: - активно познавать окружающий мир; - наглядно и логически размышлять; - активизировать произвольное внимание, восприятие, память, творческое воображение; - применять разные способы исследовательской деятельности; - ставить новые вопросы и искать самостоятельно на них ответы; - доказательно объяснять полученный результат.

Все это сформирует предпосылки к образовательной деятельности, подготовит детей к следующей ступени, новому этапу в их жизни.

Создание предметно-развивающей среды для

экспериментирования в группе.

Уголок экспериментирования (мини-лаборатория) состоит из:

- разнообразные сосуды из разных материалов (кроме стекла), разного объема и формы;

- природный материал (песок, камешки, шишки, ракушки и т. д.);

- бросовый материал (ткани, предметы из различных материалов);

- медицинские приборы (увеличительные стекла, весы, мерные ложки и др.);

- прочие материалы (сахар, соль, мука, крупы и т. д.);

- красители пищевые и не пищевые;

- детские халаты, фартуки;

- одноразовые пакеты, перчатки;

- полотенца, тряпочки, щетка, совок.

Картотека опытов (эксперименты с водой).

Цель: Дать детям представления о том, что вода жидкая, она не имеет формы, может переливаться, разливаться.

Оборудование: два стаканчика.

Ход: Воспитатель дает детям стаканчики. Один пустой, другой с водой и предлагает детям перелить из одного стаканчика в другой. Спрашивает у детей: Льется ли вода? Почему? После этого объясняет детям, что вода жидкая, поэтому её можно лить, переливать. Если бы вода не была жидкой, то она не могла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана. Поскольку вода жидкая, то её называют жидкостью.

Вывод: Вода жидкая, может течь.

Цель: Дать детям представление о том, что вода не имеет формы.

Оборудование: кувшин, стакан, тарелка, контейнер.

Ход: Воспитатель предлагает детям налить воду из кувшина в стакан, тарелку, контейнер, поверхность стола. Что происходит? Вода принимает форму того предмета, в котором находится, а на ровном месте разливается (расползается) лужицей. Почему? Потому, что вода не имеет собственной формы.

Вывод: Вода не имеет формы.

Цель: Дать детям представления о том, что некоторые вещества в воде растворяются, а другие нет.

Оборудование: два стакана с водой, контейнер с песком, контейнер с сахаром, две ложки.

Ход: Воспитатель предлагает детям взять один стакан с водой и посмотреть, что получится, если в него положить ложку песка и размешать. Дети выполняют. Воспитатель объясняет, что песок сделал воду мутной, не прозрачной. Через некоторое время песок осел на дно стакана и вода стала чище, но песок в ней не растворился. Далее воспитатель предлагает детям проделать то же самое с сахаром и обращает внимание детей на то, что сахар не замутил воду и не осел на дно, а исчез. Что же произошло? Сахар растворился в воде, а песок нет.

Вывод: Некоторые вещества растворяются в воде, а некоторые вещества не растворяются.

Цель: Дать детям представление, что вода прозрачная.

Оборудование: два стакана: один с водой, другой с молоком, две палочки.

Ход: Воспитатель предлагает детям положить в оба стакана по одной палочке. В каком из стаканов она видна, а в какой нет? Почему? Перед нами молоко и вода, в стакане с водой мы видим палочку, а в стакане с молоком нет. Потому, что вода прозрачная, а молоко не прозрачное.

Вывод: Вода прозрачная.

Цель: Дать детям представление о том, что у воды нет вкуса.

Оборудование: одноразовые трубочки, стакан с водой и два стакана разного сока по вкусу.

Вывод: Вода не имеет вкуса. Опыт № 6.

Цель: Дать детям представление о свойствах воды, что она бывает холодной, теплой, горячей.

Оборудование: стаканчики с водой разной температуры.

Ход: Воспитатель предлагает детям аккуратно потрогать пальчиками и определить в каком стаканчике вода холодная, теплая и горячая. Дети трогают и говорят о своих ощущениях. Воспитатель объясняет детям, что в природе вода бывает разной температуры. Некоторые рыбы, звери, растения могут жить только в теплой воде, другие – только в холодной. А так же воспитатель рассказывает, что в природе есть такие необычные места, где очень горячая вода выходит из под земли на поверхность. Это гейзеры.

Вывод: Вода бывает разной температуры: холодной, теплой, горячей.

Цель: Дать детям представление, что вода важна в развитии всего живого мира.

Оборудование: две горошины, два блюдца, два ватных тампона, вода в кувшине.

Ход: Воспитатель предлагает детям завернуть одну горошину в ватный тампон и положить на блюдце, а другую горошину также завернуть в ватный тампон и положить на другое блюдце. Затем предлагает одну горошину постоянно, каждый день смачивать (поливать), а другую нет. Блюдца должны стоять в одинаковых условиях, например на подоконнике. Провести наблюдение с детьми, когда появится росток воспитатель спрашивает: «У какой горошины появился росток, а у какой нет? Почему? В результате такого наблюдения дети наглядно убеждаются в роли воды в развитии прорастания растений.

Экспериментирование со свойствами воздуха в средней группе

Период среднего дошкольного возраста в психологии считается относительно спокойным: кризис трёх лет позади, ребёнок прислушивается к мнению взрослого, внимательно выслушивает инструкции и старается при выполнении указаний. Уровень развития логического мышления, накопленный опыт чувственных образов, умение проводить простые наблюдения и опыты — основа для работы с маленькими исследователями.

Организация познавательно-исследовательской деятельности средних дошкольников

Организуя занятия по познавательно-исследовательской деятельности, воспитатель учитывает уровень психического развития и мышления детей. Перечислим возрастные особенности средних дошкольников:

  • Повышенная степень любознательности. Ребёнка 4–5 лет легко увлечь каким-либо предметом или процессом, вот почему знания предлагают не заучивать, а побуждают их добывать.
  • Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. Средние дошкольники экспериментируют осознанно для выяснения конечного результата опытного действия. В этом возрасте дети делают первые попытки самостоятельного анализа исследования и формулирования выводов.
  • Коммуникативные потребности. У детей появляется желание не только задавать вопросы, но и высказывать собственные предположения. К периоду старшего дошкольного возраста у ребят развивается способность к выдвижению гипотез. Для формирования этого умения в средней группе важно совершенствовать навыки устной речи, проводить развёрнутые беседы познавательной направленности.
  • Хорошая степень развития мелкой моторики. Средние дошкольники отлично управляются со столовыми приборами, застёгивают пуговицы и молнии, играют с небольшими деталями конструктора и бусинами. Для совершенствования работы кистей обеих рук следует задействовать в практических исследованиях разнообразные материалы (песок, глина) и инструменты (увеличительные стёкла, пипетки, лопатки и др.).

Трое детей изучают свойства песка, земли и глины

В ходе экспериментирования дошкольники учатся логически мыслить и взаимодействовать друг с другом

Цели и задачи

В основе познавательно-исследовательской деятельности лежит богатая развивающая база: детям даются представления о предметах разнопланово (об их свойствах, структуре, качествах), обозначаются возникающие между объектами связи, а фактические сведения всегда добываются практическим путём. Целью организации исследовательской деятельности средних дошкольников является реализация их повышенной любознательности, стремления к опытной активности и самостоятельности. При этом для экспериментирования в детском саду подбираются темы в соответствии с утверждённой образовательной программой, занятия выстраиваются с учётом возрастных особенностей воспитанников и обеспечивается безопасность проведения каждого исследования.

Исследовательская деятельность средних дошкольников осуществляется через изучение предметов и явлений вне прямого восприятия (как это было в младших группах). Система представлений об окружающем мире формируется через определение связей и зависимостей между объектами наблюдений. Педагог создаёт положительную мотивацию воспитанников к реалиям жизни и к последующим исследованиям.

Для организации экспериментирования в средней группе перед воспитателем стоит ряд задач:

    Расширение кругозора посредством наблюдений в исследовательском процессе.

Мальчик и девочка занимаются посадкой семян в экологическом уголке

В экологическом уголке дошкольники наблюдают за ростом растений и учатся ухаживать за ними

Критерии организации познавательно-исследовательской деятельности в средней группе

Воспитатель средней группы, организуя исследовательскую деятельность детей, руководствуется следующими критериями:

  • Занятия познавательно-исследовательской направленности проводятся еженедельно (в помещении группы, экспериментальной лаборатории, опытном уголке, на территории детского сада во время прогулки). Деятельность детей 4–5 лет по экспериментированию не должна превышать 20 минут.
  • Воспитатель контролирует исследовательскую активность детей на каждом этапе занятия. Он отвечает за безопасность проводимых опытов, оценивает правильность действий воспитанников, стимулирует самостоятельность, поощряет инициативность в работе, помогает в формулировке выводов.
  • Во время занятия каждый ребёнок должен почувствовать себя исследователем, попробовать свои возможности в постановке проблемного вопроса, анализе полученных результатов.

Две девочки проводят опыты с водой и красками

Опыты с водой интересны для детей всех возрастов

Таблица: виды познавательно-исследовательской деятельности

Вид деятельности Примеры реализации на занятиях в средней группе
Поисково-познавательная деятельность Реализуется в форме поиска ответа на поставленный вопрос, разрешения какой-либо проблемы. Проведение наблюдений дошкольниками отличается временной непродолжительностью, действиями с привычными предметами и веществами с целью расширения знаний об их свойствах. Этот вид деятельности реализуется в познавательных и эвристических беседах на основе изучения наглядного материала, прослушанного текста или опыта воспитанников, наблюдений за объектами живой и неживой природы.
Познавательно-практическая деятельность Осуществляется в форме направления практической деятельности детей в исследовательское русло. Проведение опытов и экспериментов в игровой форме, использование ТРИЗ-технологий для обогащения детских игр, наблюдений на прогулке.

Воспитательница беседует с детьми, стоящими вокруг неё

В ходе беседы по тематике изучаемого объекта дошкольники развивают мыслительные способности

Виды занятий по познавательно-исследовательской деятельности

Общие темы образовательной программы могут быть изучены различными способами. Максимально раскрывается тема, когда ей посвящены разные виды занятий, творческие досуги, прогулки. С целью разностороннего изучения какого-либо вопроса проводятся интегрированные занятия, в которых задействуется целый комплекс действий.

Трое детей держат в руках овощи, перед ними на столе лежат баклажаны, перец, кочан капусты, свёкла и др

Для изучения качественных особенностей овощей в средней группе можно провести интегрированное занятие

Таблица: формы организации исследовательской деятельности средних дошкольников

На начальном этапе проекта дети рассматривают картинки с изображениями различных видов муравьёв Проект включает наблюдение за муравьями на территории детского сада В форме игровой деятельности дошкольники повторяют изученный материал В проект включена и творческая деятельность детей — работа с раскрасками В группе можно организовать выставку детских поделок по теме проекта К работе в проекте можно привлечь родителей воспитанников, например, помочь оформить плакат Фотоальбом о проведении проекта станет итоговой работой по теме

Занятие по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе детского сада

Возраст 4–5 лет — время перехода к осознанному экспериментированию. Роль педагога заключается в контроле действий воспитанников — практических и мыслительных. Дети проговаривают составляющие каждого этапа исследования:

  • ставится проблема;
  • выдвигаются варианты её решения (этап целеполагания);
  • озвучиваются гипотезы;
  • гипотезы проверяются опытным путём;
  • анализируются результаты опыта;
  • формулируются выводы.

Если на каком-либо структурном этапе исследования воспитанники испытывают трудности, воспитатель направляет их к верной формулировке/выводу с помощью наводящих вопросов. Однако присутствие педагога должно ощущаться детьми не только в косвенном или прямом наставлении. Ребёнку важно, чтобы его действия были оценены, поэтому воспитатель поощряет позитивный настрой, готовность к коммуникации в беседах, активное проявление исследовательских способностей.

Непосредственно практические исследования дети 4–5 лет проводят по словесным инструкциям, они хорошо понимают указания взрослого. Постепенно стоит учить работе по простым схемам, в которых показан алгоритм экспериментирования (в картинках). В средней группе включается самостоятельное фиксирование результатов исследования воспитанниками (заполнение карточек опыта, ведение дневника наблюдений).

Мотивирующее начало занятия

Средние дошкольники обладают наглядно-образным типом мышления. Это значит, что лучше дети воспринимают те указания и объяснения, которые зрительно представляют. Переход к словесно-логическому мышлению произойдёт к возрасту 6–7 лет, но наглядность будет оставаться основным приёмом привлечения интереса к образовательной деятельности. Продуктивной также оказывается работа, проводимая с элементами игры, тематической или сюжетной. От того, насколько увлечён поставленным вопросом и темой исследования ребёнок в начале занятия, зависит его активность во время непосредственно опытной деятельности, результат решения поставленной проблемы и степень мотивации к экспериментированию в дальнейшем. Педагог организует начало занятий в разнообразных формах, прогнозирует положительное отношение к используемым приёмам у детей.

Дети и педагог сидят в кругу и рассматривают иллюстрации на доске

Таблица: примеры мотивирующего начала занятия

В конце путешествия воспитатель говорит, что в волшебной стране и предметы обладают чудесной силой и предлагает опытным путём изучить интересные свойства воды.

Таблица: картотека тем по исследовательской деятельности в средней группе

  • Формирование представлений о Вселенной, солнечной системе;
  • знакомство с созвездиями, Солнцем и Луной.
  • Изучение видов облаков;
  • совершенствование представлений о силе воздуха.

Временной план занятия

Занятие НОД или интегрированное занятие с элементами исследовательской деятельности в средней группе длится не более 20 минут. Ход образовательного процесса строится с учётом возрастных особенностей детей, проводятся различные виды работы. Поскольку занятия познавательно-исследовательской деятельностью требуют повышенного внимания и умственного напряжения, в план обязательно включаются спортивные и танцевальные паузы, упражнения и игры на двигательную активность.

Мальчик и девочка, сидя за партой, проводят опыты

Познавательная деятельность требует от дошкольников большого умственного напряжения, поэтому в середине занятия следует проводить физкультминутку

Примерный временной план занятия в средней группе:

  • Организационный момент — 1 минута.
  • Мотивирующее начало занятия — 4 минуты.
  • Построение плана, проговаривание этапов исследования — 2 минуты.
  • Физическая активность — 3 минуты.
  • Практическая часть работы — 9 минут.
  • Формулировка результатов исследования, подведение итогов — 1 минута.

Таблица: примеры временного плана занятий

Таблица: пример конспекта занятия познавательно-исследовательской деятельности в средней группе

  • Развивающие: развивать наблюдательность, любознательность, мышление, память, речь, познавательную активность.
  • Образовательные:
    • расширять кругозор детей о воздухе и его свойствах, используя опыты и эксперименты (образовательная область — познание);
    • развивать свободное общение со взрослыми и сверстниками в процессе проведения опытов, обогащать словарь детей: лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты (речевая область);
    • закрепить навыки взаимодействия в коллективе, в группе (социально-коммуникативная область);
    • формировать первоначальные знания о здоровом образе жизни (физическое развитие).
    • воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, интерес к познавательной деятельности, самостоятельности;
    • вызвать желание помочь Петрушке.
    • Полиэтиленовые пакеты, плёнка,
    • стаканчики,
    • горох,
    • трубочки для коктейля,
    • чеснок,
    • мыльные пузыри,
    • игрушка Петрушка.
    • Солнышко, солнышко,
      Мы твои лучи!
      Быть людьми хорошими
      Ты нас научи.

    Стук в дверь (входит Петрушка).
    Петрушка: Здравствуйте, ребята, я Петрушка. Я хочу загадать вам загадку:

    • Он нам нужен, чтоб дышать,
      Чтобы шарик надувать,
      С нами рядом каждый час,
      Но невидим он для нас. (Воздух).

    Петрушка: Ребята, я тоже часто слышу это слово. А что оно обозначает, я не знаю. И очень хочу узнать.
    В.: А вам интересно узнать, где можно найти воздух? (Ответы детей). Тогда я вас приглашаю в нашу лабораторию. Сейчас мы будем делать опыты, как настоящие учёные. А что такое лаборатория? Правильно, это помещение, где проводят разные опыты. Все сотрудники нашей лаборатории должны соблюдать ряд правил:

    • На столах ничего не трогать без разрешения.
    • Соблюдать тишину, не мешать другим ребятам.
    • Содержимое сосудов не пробовать на вкус.
    • Бережно обращаться с оборудованием. Поработал — убери на место.
    • Помни — некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослых.

    Дети подходят к столам.
    В.: Скажите Петрушке, вы видите воздух вокруг нас? (Нет, не видим).Если мы его не видим, то он какой? (Прозрачный, невидимый, бесцветный).
    Петрушка: Вот-вот, невидимый, значит, его и нет.
    В.: Погоди, Петрушка, я вот тоже воздух не видела, а знаю, что он есть вокруг нас.
    Петрушка: А я вам не верю. Вот докажите, что этот самый воздух всё-таки есть.
    В.: Ребята, давайте докажем Петрушке, что воздух есть. А чтобы он его увидел, его надо поймать. Хотите, я вас научу ловить воздух? (Ответы детей). Давайте подойдём к столам. Что лежит у меня на столе? (Полиэтиленовые пакеты).

    В.: А сейчас подойдите ко мне. Понравились вам опыты? Кому из вас какой опыт понравился больше всего (дети отвечают)? Сегодня мы узнали много интересного. (Воспитатель подводит итог занятия).

    • Вокруг нас везде есть воздух.
    • Мы с вами дышим воздухом.
    • Воздух невидим, но его можно найти разными способами.
    • Воздух заставил двигаться горошины.
    • С воздухом можно играть.

    В.: Петрушка, а тебе понравилось у нас?
    Петрушка: Да, ребята, теперь я знаю, где можно найти воздух. Спасибо вам! На память я дарю вам мыльные пузыри.
    Дети благодарят, Петрушка уходит.
    Игра с мыльными пузырями.

    Работа кружка по исследовательской деятельности в детском саду

    Опытно-исследовательская деятельность вызывает неподдельный восторг у дошкольников. Благодаря экспериментированию в раннем возрасте в детях закладывается и развивается заинтересованность к приобретению знаний, усиливается желание самостоятельного поиска информации. Эти качества готовят хорошую мотивационную и опытную базу к обучению в школе. Функционирование кружка по исследовательской деятельности развивает познавательные способности ребят и расширяет представления об объектах вещественного мира.

    Педагог разрабатывает программу, в которой отмечает цели и задачи работы кружка, освещает изученную методическую литературу по теме, составляет календарно-тематическое планирование. Для проведения занятий кружка может быть выделено отдельное помещение (опытная лаборатория) или организован уголок исследовательской деятельности. Воспитатель оформляет стенд с правилами проведения опытов с различными материалами. Воспитанники должны быть ознакомлены с техникой безопасности в лаборатории, проговаривать правила перед выполнением исследований и соблюдать их в процессе.

    Улыбающиеся дети стоят рядом с тазиком с водой, в котором плавают небольшие предметы

    Проведение любых экспериментов требует соблюдения правил

    Уголок или лаборатория должны содержать специальные материалы и инструменты. Они находятся в доступном для детей месте, в подписанных ящиках или коробках. Дети всегда могут взять какой-либо предмет со стеллажа для самостоятельного изучения. В материальной базе кружка могут быть:

    • Природные материалы: песок, камни, глина, грунт, образцы древесины, листья, зёрна.
    • Приборы: магниты, лупа, подзорная труба, весы, микроскоп, термометр, лампы.
    • Сосуды: баночки, мензурки, колбы, стаканчики.
    • Медицинские материалы: резиновые перчатки, пинцет, шприц, ватные диски, марля, пипетки.
    • Вещества: соль, марганцовка, пищевые красители, мука.
    • Фартуки, защитные очки, шапочки.
    • Карточки и журналы для фиксирования результатов исследований.

    Дети и педагог в белых халатах проводят опыты

    Во время проведения опытов ребятам могут потребоваться бахилы, шапочки, фартуки или халаты

    Занятия в кружке проводятся в форме игр-экспериментов. Результаты работы юных исследований оформляются в тематические мини-выставки в холле детского сада.

    Дети, сидя за столами, работают с микроскопами, педагог помогает

    В кружке по познавательно-исследовательской деятельности ребята могут познакомиться с удивительным микромиром

    Примеры организации познавательно-поисковой деятельности средних дошкольников

    Предлагаем ознакомиться с опытом проведения занятий по исследовательской деятельности и экспериментированию с детьми 4–5 лет.

    Нажмите, чтобы узнать подробности

    Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой Родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

    дошкольный возраст

    дошкольный возраст

    Вывод: Формирование познавательно-исследовательских умений дошкольников – одна из важнейших задач современной образовательной практики в рамках новых федеральных государственных образовательных стандартов, и поэтому, актуальность выбранной темы очевидна.

    Ребенок познает мир в процессе любой своей деятельности. Но, именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность, практикуется в установлении причинно-следственных, родовых, пространственных и временных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширять, но и упорядочивать свои представления о мире, достигать высокого умственного развития.

    Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире – важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем – это его естественное состояние. Внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение ребенка и создает условие для того, чтобы психическое развитие ребенка разворачивалось как процесс саморазвития.

    Название программы

    Авторский коллектив

    О.Е. Веннецкая, С.Г. Доронов, Т.Н. Доронова, Л.А. Ремезова, М.А. Рунова, Н.В. Тарасова, Е.Г. Хайлова, С.Г. Якобсон Научный руководитель А.Г. Асмолов Под редакцией Т.Н. Дороновой

    О. В. Акулова, Т. И. Бабаева, Т. А. Березина, А. М. Вербенец, А. Г. Гогоберидзе, Т. С. Грядкина, В. А. Деркунская, Т. А. Ивченко, Н. О. Никонова, Л. К. Ничипоренко, В. А. Новицкая, З. А. Михайлова, М. Н. Полякова, Л. С. Римашевская, О. В. Солнцева, О. Н. Сомкова, Р. И. Яфизова.

    Н. Е. Веракса - доктор психологических наук,
    профессор, почетный профессор Гётеборгского университета; Т. С. Комарова -доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, академик Международной академии наук педагогического образования; Э М. Дорофеева.

    –Обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;

    –Обеспечения преемственности целей, задач и содержания дошкольного и начального общего образования;

    -Создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром;

    – Объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

    – Формирования общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;

    – Формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;

    - Развивать самостоятельность, инициативу, творчество в познавательно-исследовательской деятельности, поддерживать проявления индивидуальности в исследовательском поведении ребенка, избирательность детских интересов.

    -Совершенствовать познавательные умения: замечать противоречия, формулировать познавательную задачу, использовать разные способы проверки предположений, использовать вариативные способы сравнения, с опорой на систему сенсорных эталонов, упорядочивать, классифицировать объекты действительности, применять результаты познания в разных видах детской деятельности.

    -Развивать умение включаться в коллективное исследование, обсуждать его ход, договариваться о совместных продуктивных действиях, выдвигать и доказывать свои предположения, представлять совместные результаты познания.

    - Воспитывать гуманно-ценностное отношение к миру на основе осознания ребенком некоторых связей и зависимостей в мире, места человека в нем.

    - Обогащать представления о людях, их нравственных качествах, гендерных отличиях, социальных и профессиональных ролях, правилах взаимоотношений взрослых и детей Способствовать развитию уверенности детей в себе, осознание роста своих достижений, чувства собственного достоинства

    -Развивать самоконтроль и ответственности за свои действия и поступки.

    -Обогащать представления о родном городе и стране, развивать гражданско-патриотические чувства.

    -Формировать представления о многообразии стран и народов мира, некоторых национальных особенностях людей.

    -Развивать интерес к отдельным фактам истории и культуры родной страны, формировать начала гражданственности.

    -Развивать толерантность по отношению к людям разных национальностей.

    -Развивать элементарные представления о родном городе и стране.

    -Способствовать возникновению интереса к родному городу и стране

    -Формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.

    - Развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.).

    -Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.

    - Ознакомление с предметным миром (название, функция, назначение, свойства и качества предмета); восприятие предмета как творения человеческой мысли и результата труда.

    - Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между миром предметов и природным миром.

    - Формирование гражданской принадлежности; воспитание любви к Родине, гордости за ее достижения, патриотических чувств. Формирование элементарных представлений о планете Земля как общем доме людей, о многообразии стран и народов мира.

    - Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Формирование первичных представлений о природном многообразии планеты Земля. Воспитание умения правильно вести себя в природе. Воспитание любви к природе, желания беречь ее.

    Название программы

    Авторский коллектив

    О.Е. Веннецкая, С.Г. Доронов, Т.Н. Доронова, Л.А. Ремезова, М.А. Рунова, Н.В. Тарасова, Е.Г. Хайлова, С.Г. Якобсон Научный руководитель А.Г. Асмолов Под редакцией Т.Н. Дороновой

    О. В. Акулова, Т. И. Бабаева, Т. А. Березина, А. М. Вербенец, А. Г. Гогоберидзе, Т. С. Грядкина, В. А. Деркунская, Т. А. Ивченко, Н. О. Никонова, Л. К. Ничипоренко, В. А. Новицкая, З. А. Михайлова, М. Н. Полякова, Л. С. Римашевская, О. В. Солнцева, О. Н. Сомкова, Р. И. Яфизова.

    Н. Е. Веракса - доктор психологических наук,
    профессор, почетный профессор Гётеборгского университета; Т. С. Комарова -доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, академик Международной академии наук педагогического образования; Э М. Дорофеева.

    Возрастная категория

    формы организации познавательно-исследовательской деятельности

    1) опыты (экспериментирование) с предметами и их свойствами; 2) коллекционирование (классификационная работа); 3) путешествие по карте;

    -Опыты. Практические действия с реальными предметами, ранжирование предметов по внешним свойствам.

    -Коллекционирование. Группировка и сериация объектов с изолированными сенсорными свойствами

    -Путешествие по карте. Изготовление простейших макетов пространства с небольшим количеством объектов

    -Опыты. Самостоятельная деятельность по преобразованию объектов

    -Коллекционирование. Самостоятельная деятельность по группировке и сериации объектов

    -Путешествие по карте. Изготовление макетов для сюжетной игры

    -Опыты. Осуществление опытов на следующие темы: выращивание растений; движение воздуха и воды; агрегатные состояния веществ; свойства металлов; свет и цвет и т.д.

    -Коллекционирование. Собирание коллекций с реальными объектами

    -Путешествие по карте. Занятия с детьми на темы, связанные с особенностями жизни людей и природных условий в различных уголках Земли

    Реализация данного раздела направлена на развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации. Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

    Для обеспечения разностороннего развития детей, в содержание обучения и воспитания детей включены темы в соответствии с реализуемой программой. Их подбор и расположение определены такими принципами, как сезонность и социальная значимость.

    Обучение осуществляется в форме организованной непрерывной образовательной деятельности; игровых образовательных ситуаций; проектной деятельности; в повседневном общении педагога с детьми, в совместной деятельности педагога и детей.

    В данной программе формы работы с детьми прописаны в режимных моментах, которые

    Читайте также: