Формы педагогического общения кратко

Обновлено: 05.07.2024

На сегодняшний день основными формами педагогического общения в континууме "педагог-ученик" являются:

  • монолог;
  • диалог;
  • дискуссия;
  • полилог. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
  • внутренний;
  • внешний. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Для возникновения внутренней и внешней форм диалога необходимо создание педагогом специальных условий.
При создании условий для внутреннего диалога можно проектировать ситуационные задачи следующего характера:

  • выбор решения из альтернатив;
  • разрешение проблемных ситуаций;
  • поиск суждений относительно определенного факта или явления;
  • решение задач неопределенного характера (не имеющих однозначного решения);
  • выдвижение гипотез и предположений. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Для создания условий внешнего диалога проектируются:

  • вопросительный образ общения;
  • обмен мнениями, идеями, позициями;
  • дискуссии;
  • коллективная генерация идей; оппонирование идей, предложений, доказательств;
  • полифункциональный анализ идей и гипотез;
  • творческие мастерские. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Для стимулирования внешнего диалога заранее предполагается для каждого из участников:

  • противоречивость;
  • возможность оценки;
  • вопросительность;
  • возможность выразить свою точку зрения. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Проектирование диалогического общения предполагает установку на открытость позиций его участников. Если педагог не занимает открытой позиции, диалог нарушается и носит искусственный характер, возникает несогласование формы и внутреннего содержания общения.
Дискуссией (лат. discusso - исследование, рассмотрение, разбор) называется такой публичный спор, целью которого являются выяснение и сопоставления разных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса. Дискуссия считается эффективным способом убеждения, так как ее участники сами приходят к тому или иному выводу. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Дискуссия в педагогическом процессе - это обмен мнениями по вопросам в соответствии с более или менее определенными правилами проведения и с участием всех или только некоторых присутствующих на занятии. При массовой дискуссии все члены, за исключением преподавателя, находятся в равном положении. Здесь не выделяют особых докладчиков и все присутствуют не только в качестве слушателей. Специальный вопрос обсуждается в определенном порядке, обычно в соответствии со строгим или несколько видоизмененным регламентом занятия, который определяется преподавателем.
Групповая дискуссия заключается в обсуждении вопросов специальной выделенной группой перед аудиторией. Как и любая форма обсуждения перед слушателями, она представляет диспут. Цель групповой дискуссии - представить возможное решение проблемы или обсудить противоположные точки зрения по спорным вопросам. Но обычно она не разрешает спора и не склоняет аудиторию к какому-либо единообразию действий.
В групповой дискуссии принимает участие от 3 до 8 членов, не считая председателя. Её вариант - диалог - включает только двух участников. Участники должны быть хорошо подготовлены, иметь при себе заметки со статистическими и другими необходимыми данными. Они должны обсуждать вопросы непринужденно, в оживленной манере, задавая вопросы и делая краткие замечания.
Полилог представляет собой обмен мнениями по какой-либо определенной теме, где каждый участник высказывает свою точку зрения. Участники разговора задают друг другу вопросы, чтобы узнать точку зрения собеседника или прояснить непонятные моменты обсуждения. Эта форма общения особенно эффективна в том случае, если возникает необходимость разъяснить какой-либо вопрос, осветить проблему. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

При использовании материала ссылка на сайт Конспекта.Нет обязательна! (0.047 сек.)

На сегодняшний день основными формами педагогического общения в континууме "педагог-ученик" являются:

• поли лог. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

• внешний. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Для возникновения внутренней и внешней форм диалога необходимо создание педагогом специальных условий. При создании условий для внутреннего диалога можно проектировать ситуационные задачи следующего характера:

• выбор решения из альтернатив;

• разрешение проблемных ситуаций;

• поиск суждений относительно определенного факта или явления;

• решение задач неопределенного характера (не имеющих однозначного решения);

• выдвижение гипотез и предположений. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Для создания условий внешнего диалога проектируются:

• вопросительный образ общения;

• обмен мнениями, идеями, позициями;

• коллективная генерация идей; оппонирование идей, предложений, доказательств;

• полифункциональный анализ идей и гипотез;

• творческие мастерские. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Для стимулирования внешнего диалога заранее предполагается для каждого из участников:

• возможность выразить свою точку зрения. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Проектирование диалогического общения предполагает установку на открытость позиций его участников. Если педагог не занимает открытой позиции, диалог нарушается и носит искусственный характер, возникает несогласование формы и внутреннего содержания общения. Дискуссией (лат. discusso - исследование, рассмотрение, разбор) называется такой публичный спор, целью которого являются выяснение и сопоставления разных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса. Дискуссия считается эффективным способом убеждения, так как ее участники сами приходят к тому или иному выводу. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Дискуссия в педагогическом процессе - это обмен мнениями по вопросам в соответствии с более или менее определенными правилами проведения и с участием всех или только некоторых присутствующих на занятии. При массовой дискуссии все члены, за исключением преподавателя, находятся в равном положении. Здесь не выделяют особых докладчиков и все присутствуют не только в качестве слушателей. Специальный вопрос обсуждается в определенном порядке, обычно в соответствии со строгим или несколько видоизмененным регламентом занятия, который определяется преподавателем. Групповая дискуссия заключается в обсуждении вопросов специальной выделенной группой перед аудиторией. Как и любая форма обсуждения перед слушателями, она представляет диспут. Цель групповой дискуссии - представить возможное решение проблемы или обсудить противоположные точки зрения по спорным вопросам. Но обычно она не разрешает спора и не склоняет аудиторию к какому-либо единообразию действий. В групповой дискуссии принимает участие от 3 до 8 членов, не считая председателя. Её вариант - диалог - включает только двух участников. Участники должны быть хорошо подготовлены, иметь при себе заметки со статистическими и другими необходимыми данными. Они должны обсуждать вопросы непринужденно, в оживленной манере, задавая вопросы и делая краткие замечания. Поли лог представляет собой обмен мнениями по какой-либо определенной теме, где каждый участник высказывает свою точку зрения. Участники разговора задают друг другу вопросы, чтобы узнать точку зрения собеседника или прояснить непонятные моменты обсуждения. Эта форма общения особенно эффективна в том случае, если возникает необходимость разъяснить какой-либо вопрос, осветить проблему. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Новые формы общения с родителями Как выстроить гармоничные отношения с родителями? Мотивированные и вовлеченные родители помогут не просто достичь новых образовательных.

Радость общения на МAAM Как быстротечно время. сегодня ровно два года я на МААМ. вместе с вами,мои друзья постоянные и мимолётные. И каждая встреча радует. изумляет. сколько.

На сегодняшний день основными формами педагогического общения в континууме педагог - ученик являются:

  • монолог;
  • диалог;
  • дискуссия;
  • полилог.

Для возникновения внутренней и внешней форм диалога необходимо создание педагогом специальных условий.
При создании условий для внутреннего диалога можно проектировать ситуационные задачи следующего характера:

  • выбор решения из альтернатив;
  • разрешение проблемных ситуаций;
  • поиск суждений относительно определенного факта или явления;
  • решение задач неопределенного характера (не имеющих однозначного решения);
  • выдвижение гипотез и предположений.

Для создания условий внешнего диалога проектируются:

  • вопросительный образ общения;
  • обмен мнениями, идеями, позициями;
  • дискуссии;
  • коллективная генерация идей; оппонирование идей, предложений, доказательств;
  • полифункциональный анализ идей и гипотез;
  • творческие мастерские.

Для стимулирования внешнего диалога заранее предполагается для каждого из участников:

  • противоречивость;
  • возможность оценки;
  • вопросительность;
  • возможность выразить свою точку зрения.

Проектирование диалогического общения предполагает установку на открытость позиций его участников. Если педагог не занимает открытой позиции, диалог нарушается и носит искусственный характер, возникает несогласование формы и внутреннего содержания общения.
Дискуссией (лат. discusso исследование, рассмотрение, разбор) называется такой публичный спор, целью которого являются выяснение и сопоставления разных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса. Дискуссия считается эффективным способом убеждения, так как ее участники сами приходят к тому или иному выводу.
Дискуссия в педагогическом процессе - это обмен мнениями по вопросам в соответствии с более или менее определенными правилами проведения и с участием всех или только некоторых присутствующих на занятии. При массовой дискуссии все члены, за исключением преподавателя, находятся в равном положении. Здесь не выделяют особых докладчиков и все присутствуют не только в качестве слушателей. Специальный вопрос обсуждается в определенном порядке, обычно в соответствии со строгим или несколько видоизмененным регламентом занятия, который определяется преподавателем.
Групповая дискуссия заключается в обсуждении вопросов специальной выделенной группой перед аудиторией. Как и любая форма обсуждения перед слушателями, она представляет диспут. Цель групповой дискуссии - представить возможное решение проблемы или обсудить противоположные точки зрения по спорным вопросам. Но обычно она не разрешает спора и не склоняет аудитории к какому-либо единообразии действий.
В групповой дискуссии принимает участие от 3 до 8 членов, не считая председателя. Её вариант - диалог, включает только двух участников. Участники должны быть хорошо подготовлены, иметь при себе заметки со статистическими и другими необходимыми данными. Они должны обсуждать вопросы непринужденно. В оживленной манере. Задавая вопросы и делая краткие замечания.
Полилог представляет собой обмен мнениями по какой-либо определенной теме, где каждый участник высказывает свою точку зрения. Участники разговора задают друг другу вопросы, чтобы узнать точку зрения собеседника или прояснить непонятные моменты обсуждения. Эта форма общения особенно эффективна в том случае, если возникает необходимость разъяснить какой-либо вопрос, осветить проблему.

Способы обучения

Очень часто, говоря о форме обучения, подразумевают способ обучения. Способы обучения развивались по мере развития общества. К способам обучения можно отнести:

  • индивидуальное обучение;
  • индивидуально-групповой способ;
  • групповой способ;
  • коллективный способ.

Первым способом обучения было индивидуальное обучение. Суть его заключалась в том, что обучаемые общались с учителем один на один и выполняли все задания индивидуально. Например, ремесленник, служащий или церковник брали себе в обучение ученика, который, живя в их доме, обучался ремеслу или грамоте. Сегодня индивидуальный способ обучения используется для "подтягивания" отстающих учащихся в школе или на занятиях с репетитором при подготовке к поступлению в вуз.
Вслед за индивидуальным обучением появился и индивидуально-групповой способ. Учитель занимался с группой детей, однако, учебная работа по-прежнему носила индивидуальный характер, так как дети были разного возраста и различной подготовки. Учитель вел учебную работу с каждым учеником отдельно, поочередно спрашивая у каждого ученика пройденный материал, объясняя новое, давая индивидуальное задание. В это время остальные занимались своими заданиями. При такой организации обучения дети могли начинать и заканчивать обучение в любое время года, а ходить на занятия в разное время дня. В ходе обучения они приобретали простейшие навыки чтения, письма и счета. Однако подавляющая масса детей оставалась необученной.
Уже к концу XVI - началу XVII в. как индивидуальный, так и индивидуально-групповой способ обучения не отвечали потребностям общества. Быстрое развитие производства и повышение роли духовной жизни в обществе повлекли за собой необходимость создания такого способа обучения, который позволял бы обучать основную массу подрастающих детей. В XVI в. была создана концепция группового обучения детей, которая нашла применение в школах Белоруссии и Украины. Она и явилась зародышем классно-урочной формы обучения.
Теоретическую разработку классно-урочной формы блестяще провел Ян Амос Коменский (XVII в.). Он же и широко популяризировал ее. В настоящее время классно-урочная форма обучения является преобладающей во всем мире, несмотря на то, что основные ее положения разработаны и внедрены около 400 лет назад.
Для этой формы обучения характерны следующие элементы:

  • объединение в классы учащихся одинакового уровня подготовки (распределение учащихся в классы по возрастам);
  • постоянный состав класса на весь период школьного обучения;
  • работа всех учащихся класса по одному плану одновременно;
  • обязательность занятий для всех;
  • основной единицей занятий является урок;
  • наличие расписания занятий, перемен, единого учебного года, каникул.

Несмотря на широкое признание в мире, классно-урочная форма обучения не лишена ряда недостатков. Наиболее существенные из них следующие:

  • ограниченное количество обучаемых;
  • ориентированность в основном на среднего ученика;
  • высокая трудность обучения для слабого;
  • торможение развития более сильного учащегося;
  • невозможность полного учета и реализации в образовательном процессе индивидуальных особенностей учащихся.

В начале нашего столетия в России появился еще один способ обучения, который впоследствии был назван коллективным способом обучения. Основой новой формы явилась методика работы учащихся друг с другом. В ходе обучения учащиеся учили друг друга в парах в процессе так называемого организованного диалога. Состав пар постоянно менялся, и поэтому они получили название пар сменного состава. Учащиеся, изучив различные темы, объясняли их другим членам группы и, в свою очередь, выслушивали их объяснения и усваивали новый материал. Занятия проводились без уроков и расписания. Результаты обучения были поразительны - учащиеся за один год усваивали материал трех-четырех лет обучения.
Полностью на коллективный способ обучения не перешла ни одна современная школа, так как не было получено разрешения на эксперимент. Однако отдельные элементы этой формы обучения используются во многих общеобразовательных учреждениях России.

Системы обучения

В настоящее время формы организации группового обучения часто называют системами обучения. Надо сказать, что такое название не совсем точное. Дело в том, что понятие системы обучения намного шире и включает в себя все элементы процесса обучения, находящиеся в отношениях и связях друг с другом. Поэтому, если подходить строго, в систему должно входить содержание образования, уровни подготовленности учащихся и учителей, методики обучения, материальное обеспечение и другие элементы обучения. Однако в силу того, что термин "система" широко используется педагогической литературой, мы также будем его использовать.
Таким образом, в настоящее время выделяют:

  • формы деятельности учащихся:
    • индивидуальная;
    • групповая;
    • коллективная (фронтальная).
    • консультация,
    • зачет,
    • экзамен.
    • субботник,
    • групповые соревнования,
    • смотры,
    • диспуты.
    • игры,
    • хозрасчетный кооперативный труд,
    • сборы и т.п.

    Проблемы для обсуждения:
    1. Понятие педагогической технологии.
    2. Понятие методов обучения, их возможные классификации.
    3. Приемы и средства обучения.
    4. Понятие педагогической формы. Соотношение форм и способов обучения.
    5. Системы обучения.

    Эвристические технологии

    Главной задачей эвристического обучения (ЭО) школьников является вооружение их умениями осознавать проблему, намеченную учителем, а позднее – формулировать ее самостоятельно на основе анализа информации и фактов; выдвигать гипотезы решений и соотносить их с условиями задачи; осуществлять поэтапную или итоговую проверку решения несколькими способами; переносить знания и учебно-поисковые действия в нестандартную ситуацию или создавать новый способ действий.

    Важнейшей целью ЭО школьников выступает развитие у них творческих способностей, обеспечивающих создание субъективно или объективно нового и значимого для ученика продукта.

    При использовании технологии ЭО необходимо придерживаться следующие принципы обучения - креативность обучения (реализация творческих возможностей учителя и учащихся); опора на субъективный опыт учащихся как на один из источников обучения; актуализация результатов обучения (применение на практике приобретенных знаний, умений и навыков); индивидуализация и дифференциация обучения (учет индивидуальных особенностей учащихся); системность обучения; сотрудничество и творческое взаимодействие учащихся и учителя в процессе обучения.

    Выделяют следующие функции ЭО.

    - самостоятельное усвоение знаний и способов действий;

    - развитие творческого мышления (перенос знаний и умений в новую ситуацию);

    - видение новой проблемы в традиционной ситуации;

    - видение новых признаков изучаемого объекта;

    - преобразование известных способов деятельности и самостоятельное создание новых;

    - развитие качеств ума, мыслительных навыков, формирование познавательных умений;

    - обучение учащихся приемам активного познавательного общения; развитие мотивации учения, мотивации достижения.

    3. Освоение учебного содержания происходит в совместной деятельности учителя и учащихся и строится в определенной логике:

    □ создание проблемной ситуации (ощущение затруднения);

    □ выявление затруднения и определение проблемы;

    □ предложение возможного замысла решения проблемы (выдвижение ги­потез);

    □ логическая проверка гипотез, некоторые гипотетические выводы;

    □ наблюдения и эксперимент, которые позволят отвергнуть гипотезу или принять логические выводы.

    4. В центре внимания учителя не конкретные знания, умения и навыки учащихся, а их личный опыт впечатлений и переживаний предметно-практи­ческой деятельности, взаимодействия и общения, основных компетенций лич­ности.

    □ учащимся предоставляется свобода выбора (группы, содержания, темпа);

    □ исключается всякое принуждение к учению, прямой контроль и оцени­вание в баллах;

    □ специальное внимание обращается на организацию рефлексии учащих­ся в учебной деятельности.

    Метод проекта

    Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

    Используя проектную технологию в своей работе, приоритетным ставлю процесс познания, для того, чтобы подготовить ученика, способного гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения возникающих проблем.

    Проект (от лат. рrojectus, букв.- брошенный вперед),-

    1) совокупность документов (расчетов, чертежей и др.) для создания какого-либо сооружения или изделия.

    2) Предварительный текст какого-либо документа.

    При использовании проектной технологии ставлю перед собой следующиезадачи:

    • развитие познавательных умений и навыков учащихся;
    • умение ориентироваться в информационном пространстве;
    • самостоятельно конструировать свои знания;
    • интегрировать знания из различных областей наук;
    • критически мыслить.

    Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, а иногда и месяцев).

    Чаще всего тематика проектов определяется практической значимостью вопроса, его актуальностью, а также возможностью его решения при привлечении знаний учащихся из разных областей, изучаемых в школе наук.

    Проектная технология предполагает:

    Использование проектной технологии предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения.

    Проектная деятельность содержит:
    - анализ проблемы;
    - постановка цели;
    - выбор средств ее достижения;
    - поиск и обработка информации, ее анализ и синтез;
    - оценка полученных результатов и выводов.

    Целью проектной деятельностиявляется понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе).

    Принципы организации проектной деятельности:
    - Проект должен быть посильным для выполнения;
    - Создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов - Вести подготовку учащихся к выполнению проектов
    - Обеспечить руководство проектом со стороны педагогов — обсуждение выбранной темы, плана работы и ведение дневника, в котором учащийся делает соответствующие записи своих мыслей, идей, ощущений — рефлексия. Дневник должен помочь учащемуся при составлении отчета в том случае, если проект не представляет собой письменную работу. Учащийся прибегает к помощи дневника во время собеседований с руководителем проекта.
    - В том случае, если проект групповой каждый учащийся должен четко показать свой вклад в выполнение проекта, т.к. каждый участник проекта получает индивидуальную оценку.
    - Обязательная презентация результатов работы по проекту в той или иной форме.

    ТИПЫ ПРОЕКТОВ
    По доминирующему в проекте методу:
    1. Исследовательские. 2. Информационные. 3. Творческие. 4. Игровые. 5. Практические.

    По количеству участников проектов, можно выделить проекты:
    Личностные; парные; групповые.

    По продолжительности проведения проекты могут быть:
    краткосрочными; средней продолжительности; долгосрочные.

    Для этого учитель должен:

    • владеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, умением организовать исследовательскую работу учащихся;
    • уметь организовать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения;
    • направлять учащихся на поиск решения поставленной проблемы;
    • уметь интегрировать знания из различных областей для решения проблематики выбранных проектов.

    При использовании проектной технологии каждый ученик:

    • учится приобретать знания самостоятельно и использовать их для решения новых познавательных и практических задач;
    • приобретает коммуникативные навыки и умения;
    • овладевает практическими умениями исследовательской работы: собирает необходимую информацию, учится анализировать факты, делает выводы и заключения.

    Обычнокаждый проект есть результат скоординированных совместных действий учителя и ученика,т. к.

    • учитель помогает ученикам в поиске источников;
    • сам является источником информации;
    • координирует весь процесс;
    • поддерживает и поощряет учеников;
    • поддерживает непрерывную обратную связь.

    Использование проектной технологии в работе требует от учителя серьезной подготовительной работы.

    Общение – это особый вид деятельности, в процессе которого происходит взаимный обмен мыслями, эмоциями, информацией при непосредственном межличностном или групповом контакте.

    Предметом этой деятельности является человек, деятельность проявляется в виде поступка.

    Педагогическое общение имеет по сравнению с межличностным некоторые особенности:

    · Это профессиональное общение воспитателя и ребенка, направление на создание благоприятного психологического климата, на оптимизацию отношений между педагогом и учащимися и внутри ученического коллектива.

    · Общение, как один из видов деятельности является искусством, у которого есть свои правила и секреты (творческий подход). Знать их необходимо каждому педагогу.

    Общение – это всегда творчество:

    Ø Точно ориентировать на конкретную личность

    Ø Умение понять состояние ребёнка

    Ø Умение организовать взаимоотношения с детьми и детей между собой

    Ø Искусство управлять собственным психологическим состоянием, преодолевать разные психологические барьеры

    Ø Умение быть оптимистичным и жизнерадостным

    Функции педагогического общения:

    1. Информационная . Педагог – источник информации.
    2. Познавательная . Познание ученика и вообще людей
    3. Организационная . С помощью общения организуется процесс деятельности: своей и других
    4. Сопереживание .

    Виды общения:

    1. Вербальное (через речь) и невербальное (через мимику и жесты).

    При невербальном общении можно использовать более ста выражений глаз, более восьмидесяти выражений лица. Самыми выразительными являются руки.

    Деловое общение предполагает планирование, соблюдение определенных правил, субординации, умений обсуждать проблему, анализировать процесс и результат общения.

    Свободное общение педагог использует как правило вне урока, вне школы, во время отдыха, развлечения, праздника.

    1. Социально-ориентированное, предметно-ориентированное и личностно-ориентированное.

    Социально-ориентированное – лекция, доклад, на телевидении и т.д.

    Предметно-ориентированное – включение в труд, решение конкретной задачи, связано с какой-то деятельностью.

    Личностно-ориентированное – не связано с какой – либо деятельностью, м.б. свободным, деловым.

    Культура общения основывается на признании человека, как высшей ценности. Существуют простые правила:

    Структура общения соответствует логике педагогического процесса:

    1. Моделирование предстоящего общения (прогностический). Требует знания аудитории, вероятных затруднений, динамики работы

    2. Организация непосредственного общения (коммуникативная атака). Необходимо владеть приемами самопрезентации, динамического воздействия, техникой быстрого включения класса в работу

    3. Управление общением. Умение поддерживать инициативу, поддержать диалог, корректировать свой замысел с поправкой на реальные условия

    4. Анализ. Направлен на соотнесение поставленных целей, средств и результата. Что планировал? Как реализовал? Что получилось?

    Стили общения:

    1. Авторитарный. Жесткое управление, контроль, недоверие. Может быть использовано в критических ситуациях, в походах).

    2. Попустительский (либеральный). Педагог не проявляет инициативы, перекладывая ответственность на детей. Может быть использован когда коллектив хорошо организован, дети сами способны управлять деятельностью и в ситуации отдыха.

    3. Демократический. Учитель не только высказывает свое мнение, но и ориентируется на коллектив; занимает позицию первого среди равных. Коллективное принятие решений.

    4. На основе увлеченности творческой деятельностью. Увлеченность общим делом, заинтересованность зарождает совместный поиск




    5. Общение- дистанция. Дистанция должна существовать в системе учитель-ученик, но не личность-личность.

    6. Общение - устрашение. Чаще используют начинающие педагоги.

    7. Общение-заигрывание. Когда педагог не умеет установить общение. Снижает требования.

    В чистом виде не существует какого-либо одного из стилей общения, и перечисленные варианты не исчерпывают всех стилей общения педагогов с учениками. Стиль одного педагога может не подходить другому. В стиле общения проявляется индивидуальность личности педагога.

    На разных этапах работы с коллективом педагог должен использовать разнообразные стили общения.

    Например, авторитарный стиль общения необходимо использовать на первых этапах работы с коллективом, когда он ещё не сплочен или при работе с детьми младшего возраста, или в ситуациях опасности.

    Либеральный стиль эффективно использовать при работе со взрослыми или молодежью или с коллективом находящимся на высоком уровне развития. И т.п.

    1. Понятие педагогического общения, его сущность.

    2. Функции и виды общения

    Общение – это особый вид деятельности, в процессе которого происходит взаимный обмен мыслями, эмоциями, информацией при непосредственном межличностном или групповом контакте.

    Предметом этой деятельности является человек, деятельность проявляется в виде поступка.

    Педагогическое общение имеет по сравнению с межличностным некоторые особенности:

    · Это профессиональное общение воспитателя и ребенка, направление на создание благоприятного психологического климата, на оптимизацию отношений между педагогом и учащимися и внутри ученического коллектива.

    · Общение, как один из видов деятельности является искусством, у которого есть свои правила и секреты (творческий подход). Знать их необходимо каждому педагогу.

    Общение – это всегда творчество:

    Ø Точно ориентировать на конкретную личность

    Ø Умение понять состояние ребёнка

    Ø Умение организовать взаимоотношения с детьми и детей между собой

    Ø Искусство управлять собственным психологическим состоянием, преодолевать разные психологические барьеры

    Ø Умение быть оптимистичным и жизнерадостным

    Функции педагогического общения:

    1. Информационная . Педагог – источник информации.
    2. Познавательная . Познание ученика и вообще людей
    3. Организационная . С помощью общения организуется процесс деятельности: своей и других
    4. Сопереживание .

    Виды общения:

    1. Вербальное (через речь) и невербальное (через мимику и жесты).

    При невербальном общении можно использовать более ста выражений глаз, более восьмидесяти выражений лица. Самыми выразительными являются руки.

    Деловое общение предполагает планирование, соблюдение определенных правил, субординации, умений обсуждать проблему, анализировать процесс и результат общения.

    Свободное общение педагог использует как правило вне урока, вне школы, во время отдыха, развлечения, праздника.

    1. Социально-ориентированное, предметно-ориентированное и личностно-ориентированное.

    Социально-ориентированное – лекция, доклад, на телевидении и т.д.

    Предметно-ориентированное – включение в труд, решение конкретной задачи, связано с какой-то деятельностью.

    Личностно-ориентированное – не связано с какой – либо деятельностью, м.б. свободным, деловым.

    Культура общения основывается на признании человека, как высшей ценности. Существуют простые правила:

    Структура общения соответствует логике педагогического процесса:

    1. Моделирование предстоящего общения (прогностический). Требует знания аудитории, вероятных затруднений, динамики работы

    2. Организация непосредственного общения (коммуникативная атака). Необходимо владеть приемами самопрезентации, динамического воздействия, техникой быстрого включения класса в работу

    3. Управление общением. Умение поддерживать инициативу, поддержать диалог, корректировать свой замысел с поправкой на реальные условия

    4. Анализ. Направлен на соотнесение поставленных целей, средств и результата. Что планировал? Как реализовал? Что получилось?

    Стили общения:

    1. Авторитарный. Жесткое управление, контроль, недоверие. Может быть использовано в критических ситуациях, в походах).

    2. Попустительский (либеральный). Педагог не проявляет инициативы, перекладывая ответственность на детей. Может быть использован когда коллектив хорошо организован, дети сами способны управлять деятельностью и в ситуации отдыха.

    3. Демократический. Учитель не только высказывает свое мнение, но и ориентируется на коллектив; занимает позицию первого среди равных. Коллективное принятие решений.

    4. На основе увлеченности творческой деятельностью. Увлеченность общим делом, заинтересованность зарождает совместный поиск

    5. Общение- дистанция. Дистанция должна существовать в системе учитель-ученик, но не личность-личность.

    6. Общение - устрашение. Чаще используют начинающие педагоги.

    7. Общение-заигрывание. Когда педагог не умеет установить общение. Снижает требования.

    В чистом виде не существует какого-либо одного из стилей общения, и перечисленные варианты не исчерпывают всех стилей общения педагогов с учениками. Стиль одного педагога может не подходить другому. В стиле общения проявляется индивидуальность личности педагога.

    На разных этапах работы с коллективом педагог должен использовать разнообразные стили общения.

    Например, авторитарный стиль общения необходимо использовать на первых этапах работы с коллективом, когда он ещё не сплочен или при работе с детьми младшего возраста, или в ситуациях опасности.

    Либеральный стиль эффективно использовать при работе со взрослыми или молодежью или с коллективом находящимся на высоком уровне развития. И т.п.

    Читайте также: