Чем обусловлено возникновение науки экологии кратко

Обновлено: 07.07.2024

Понятие экология, задачи экологии, ее связь с другими дисциплинами

Задачи экологии:

- исследование закономерностей организации жизней;

- регуляция численности популяций;

- прогнозирование изменений окружающей среды под влиянием деятельности человека;

- восстановление разрушенных природных систем;

- сохранение эталонных участков биосферы.

Экология связана с биологией, физиологией, химией, генетикой, географией, математикой, правом и другими дисциплинами. Главным объектом изучения экологии являются экосистемы.

В настоящее время выделяется 4 этапа в развитии экологии:

- 1-й этап: до 1866г.

- 2-й этап: 1866-1936гг.

- 3-й этап: 1936-1976гг.

- 4-й этап: 1976 – по настоящее время.

С начала эпохи возрождения в развитии экологии большую роль сыграли путешествия в дальние страны и первые эксперименты. Так Р. Бойль изучал влияние низкого атмосферного давления на различных животных. В 18 – м веке большой вклад внес Карл Линней. Ж. Бюффон приводил примеры влияния на жизнь растений характера местности и климата. К. Ф. Рулье и Н. А. Северцов доказывали необходимость изучения природы как единого целого.

На втором этапе глобальное значение имеют работы Чарльза Дарвина и Э. Геккеля. Дарвин является основателем учения об эволюции органического мира. Его вывод о существовании в природе борьбы за существование относится к числу центральных к экологии. Геккель сформулировал понятия: экология, окружающая среда, органические и неорганические условия существования и отношения между организмами.

Понятие экология, задачи экологии, ее связь с другими дисциплинами




Задачи экологии:

- исследование закономерностей организации жизней;

- регуляция численности популяций;

- прогнозирование изменений окружающей среды под влиянием деятельности человека;

- восстановление разрушенных природных систем;

- сохранение эталонных участков биосферы.

Экология связана с биологией, физиологией, химией, генетикой, географией, математикой, правом и другими дисциплинами. Главным объектом изучения экологии являются экосистемы.

В настоящее время выделяется 4 этапа в развитии экологии:

- 1-й этап: до 1866г.

- 2-й этап: 1866-1936гг.

- 3-й этап: 1936-1976гг.

- 4-й этап: 1976 – по настоящее время.

С начала эпохи возрождения в развитии экологии большую роль сыграли путешествия в дальние страны и первые эксперименты. Так Р. Бойль изучал влияние низкого атмосферного давления на различных животных. В 18 – м веке большой вклад внес Карл Линней. Ж. Бюффон приводил примеры влияния на жизнь растений характера местности и климата. К. Ф. Рулье и Н. А. Северцов доказывали необходимость изучения природы как единого целого.

На втором этапе глобальное значение имеют работы Чарльза Дарвина и Э. Геккеля. Дарвин является основателем учения об эволюции органического мира. Его вывод о существовании в природе борьбы за существование относится к числу центральных к экологии. Геккель сформулировал понятия: экология, окружающая среда, органические и неорганические условия существования и отношения между организмами.

людей начал активно осваивать природу, не учитывая ее законо- мерностейі.

По существу, экология возникает тогда, когда экономическая деятельность человека начинает наносить серьезный ущерб окружающей среде, в результате чего человек ставит под вопрос собственное существование и значительно меняет условия своего развития.

Несмотря на то что экология сравнительно молодая научная дисциплина, в ее развитии можно выделить несколько самостоятельных этапов: изучение среды обитания отдельных видов; изучение экосистемы; изучение взаимоотношений экосистем; изучение биосферы человека в биосфере.

На втором этапе развития экология изучает экосистему. Впервые этот термин употребил Артур Джордж Тенсли в 1935 году. Позже, в 1942 г., Раймонд Линдерман выдвинул концептуальные и методологические принципы изучения экосистемы как сложной системы, через которую протекает энергия и цикл питания по всем ее живым и неживым компонентам. Все экосистемы состоят из неживых (абиотичных) элементов, жизненного пространства (территориально ограниченного простора) и живых существ (биотических элементов) .

На третьем этапе развития экология концентрирует свое внимание на изучении взаимовлияний экосистем. Экосистемы обладают естественной способностью к саморегуляции, то есть могут устранять нарушенное равновесие, вызванное различными внешними и внутренними воздействиями. Но они представляют

единое целое, и необходимо глобальное изучение целостности экосистемы, названной биосферой.

Изучение биосферы — четвертый этап в развитии экологии. Биосфера — среда обитания всех живых существ, в том числе и человека. Она представляет собой единство всех экосистем на Земле, где все они взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Изучая положение человека в биосфере, ученые исходят из того факта, что человек всегда относился к природе не только как к чему-то внешнему, но и как к внутреннему. Он как природное существо менял и использовал природу, исходя из условий, определяемых ею самой.

Экология своими знаниями должна способствоватв созданию гуманных условий жизни, преодолетв потребителвское отношение общества к природе, которое игнорирует основной экологический принцип — в природе существует экологическая обусловленноств, взашюсвязв.

blog-image

Как известно, экология — достаточно молодая наука, появившаяся как отдельная дисциплина на рубеже XIX и XX веков. Собственно, наукой её стали считать лишь в ближе к 60м годам XX века, когда состояние окружающей среды вызвало у людей серьёзное беспокойство. А вот предыстория экологии началась гораздо раньше: далеко не каждому известно, что, возможно, первым экологом на Земле был… Аристотель!

Авторы Античного мира и тема экологии

Аристотель оказался не единственным среди своих современников, кого волновали вопросы экологии. В частности, Гиппократ (460 - 356 до н.э.), называемый отцом медицины, является автором множества трудов, посвящённых врачеванию и анатомии человека, а также темам, непосредственно связанным с экологией.

Средневековая наука экология

Интерес к экологии в Средние века заметно поутих в сравнении с Древним миром. Внимания общества, сосредоточенного на богословии, элементарно не хватало на изучение природы и её законов. Весь интерес к природе ограничивался изучением целебных свойств трав, а происходящее вокруг принято было считать промыслом Божиим и принимать как неизбежность.

Существенные изменения в плане интереса к экологии произошли лишь в XIII веке.

Альберт Великий (Альберт фон Больштедт)

Альберт Кельнский, возведённый в ранг святых в 1931 году, был в высшей степени примечательной личностью.

Родившийся в конце XII столетия, будущий философ примерно в 1212 году стал студентом Падуанского университета, где проявил недюжинные способности к естественным наукам, не пользующихся в то время особым успехом среди молодёжи.

Венсант де Бове (1190 ―1264)

Однако следует заметить, что отношение к природе в те времена было исключительно потребительским, и основной целью исследований являлся поиск путей обогащения и максимального использования природных ресурсов наряду с приложением минимальных усилий.

Экологическая наука эпохи Возрождения

В этот период наблюдается перелом во всех сферах жизни человека ― от выхода экономических отношений на более высокий уровень до стремительного и разностороннего развития наук.

Предпосылками подобных метаморфоз послужили политические процессы, происходящие в социуме XIV — начала XVII веков: становление буржуазного общества заставило его членов по-новому взглянуть на природу и собственно на человека как её неотъемлемую часть.

Пришла пора систематизировать стихийно копившиеся на протяжении веков знания и разделить их на самостоятельные отрасли, не смешивая воедино открытия из области физики, географии, химии и ботаники. Черты биологии как науки начали чётко прорисовываться в общественном сознании.

Конечно же, науки тех веков были далеки от экологии в современном понимании этого слова, но нельзя не согласиться, что в сравнении со Средневековьем, это был прорыв…

Имена, вошедшие в историю экологии Реннесанса

Если развитие экологии как науки в Средние века было сопряжено с накоплением знаний, то вполне естественным является то, что основной особенностью периода Возрождения стала систематизация и анализ имеющихся данных.

Первыми систематиками стали:

Можно назвать ещё множество имён, чья деятельность была объединена одной общей идеей: состояние и обилие растений непосредственно зависит от условий их произрастания, качества почвы, погодных условий и прочих факторов.

Первые экологические эксперименты

Проведение первого в истории человечества эксперимента экологической направленности стало своеобразным предвестником появления экологии как науки. Роберт Бойль (1627— 1691) ― известный английский химик ― доказал посредством эксперимента влияние атмосферного давления на животных.

Интересно, что эксперименты, связанные с растениями, начали проводиться гораздо раньше, чем с животными.

Экология и путешествия

Немалый вклад в развитие экологии сделали и путешественники XVII-XVIII веков, обращавшие внимание на образ жизни животных в разных странах, миграции и межвидовые взаимоотношения, проводя параллели и делая логические заключения о зависимости этих фактов от условий обитания.

Среди них ― Антони ван Левенгук, натуралист из Нидерландов. Французский биолог Жорж-Луи Лекле́рк, граф де Бюффо́н, чьи работы стали основой учения Дарвина и Ламарка.

Наука и сплетни

Путь становления экологии нельзя назвать гладким и планомерным ― бытовавшие в мире средневековые нелепицы продолжали провозглашаться в качестве научных аксиом.

К примеру, идея самопроизвольного зарождения жизни на Земле, господствовавшая в обществе, была наголову разбита итальянским биологом Франческо Реди ещё в конце XVII столетия, но продолжала существовать вплоть до XIX века.

Учёные мужи свято верили, что птицы и насекомые могут зарождаться из веток деревьев, а выращивание гомункулуса (человекоподобного существа) в колбе считалось вполне реальной задачей, хотя и противозаконной. Для создания мыши предположительно требовался человеческий пот, поэтому на роль лучшего материала для таких целей претендовала грязная рубашка.

Становление экологии в России

Российские натуралисты XVIII века, как и географы, уделяли серьёзное внимание взаимосвязи растительного и животного мира с климатом. Самые известные имена ученых, посвятивших этому вопросу свои труды, ― это И. И. Лепёхин и С.П. Крашенников, М. Ломоносов и С. Паллас.

Симон Паллас (1767 – 1810)

Михаил Ломоносов (1711 – ­1765)

Рождение современной экологии

Если ранее экология как наука находилась на стадии зарождения, проявляясь в смежных формах ботанической географии, зоогеографии и т.д., то XIX век может по праву считаться веком появления науки экологии как биологической дисциплины.

Теория естественного отбора, идея которой принадлежит одновременно нескольким учёным (Ч. Дарвин, А. Уоллес, Э. Блайт, В. Уэллс, П. Мэтью), как и труды датского ботаника и первого эколога Йоха́ннеса Эуге́ниуса Ва́рминга, стали основой новой науки.

Трансформация смысла, вкладываемого в термин, происходила постепенно, по мере того, как перед человечеством вставали вопросы охраны окружающей среды.

Самостоятельной наукой экология стала лишь в первой половине XX века, когда человечество вплотную подошло к вопросу необходимости охраны природы и окружающей среды. Только к середине века опыт, кропотливо накопленный на протяжении веков человечеством, был собран воедино, как мельчайшие фрагменты сложной мозаики, чтобы дать жизнь науке, чьей целью является сохранение жизни всей планеты.

ПОДЕЛИТЬСЯ

Некоммерческий просветительский проект
об экологии, ответственных путешествиях
и влиянии человека на природу

Зарождение экологических знаний

Еще в III веке до н. э. в трудах древнегреческих и древнеримских философов, поэтов Аристотеля, Теофраста, Платона, Плиния Старшего, Сенеки встречаются классификации животных и растений по месту их обитания и произрастания, изучение влияния возделывания земли на рост растительных культур.

Изучение природы в различных ее проявлениях, взаимодействия ее многообразных форм друг с другом, накопление фактического материала привело к выделению нового научного направления.

Бурное развитие науки

Активно развивается теоретическая и экспериментальная научная база. Выявляется тесная взаимосвязь и взаимозависимость между разнообразными составляющими живой и неживой природы.

Решение нарастающих проблем

С середины XX в. экология начинает глубоко изучать не только протекающие в биосфере процессы, но и способы охраны качества окружающей среды. Это связано с усиливающимся воздействием человека на природу и, как следствие, растущим ее загрязнением. Современная наука анализирует, как изменяется обитание живых организмов из-за влияния различных воздействий ― созидающих, изменяющих или разрушающих.

Современное развитие экологии связано с исследованиями ученых в разных областях (Н.Н. Моисеев, Ю. Одум, Н.Ф. Реймерс, Б. Небел). Появляются все новые направления науки: социальная экология, изучающая взаимоотношения людей и природы, экология человека, прикладная экология, аутоэкология , геоэкология, промышленная, космическая, глобальная экология и другие. От изучения направления организм — среда экология пришла к проблеме человек — природа. Приходит понимание необходимости дальнейшего развития экономики и общества в соответствии с экологическими принципами.

На сегодня существует больше 140 определений экологии как науки и около 250 экологических правил и закономерностей. Это говорит о том, что экология активно развивается и охватывает все больше и больше сторон взаимодействия людей и среды. Выйдя за пределы естественных наук, она стала отраслью, изучающей сохранение не только жизни, но и самой планеты Земля.

Читайте также: