Философия как мировоззрение и наука кратко

Обновлено: 05.07.2024

Предмет, структура, функции и основной вопрос философии.

1.Философия как разновидность мировоззрения.
2.Предмет, методы и функции философии.
3.Основной вопрос философии и основные направления философии.


1. ФИЛОСОФИЯ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ МИРОВОЗЗРЕНИЯ.


МИРОВОЗЗРЕНИЕ - целостный взгляд на мир и место человека в нем.
В истории человечества выделяются три основные формы мировоззрения:
1. Мифология
2. Религия
3. Философия

МИФОЛОГИЯ – форма общественного сознания, мировоззрение древнего общества, которое совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности.
Религия – форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир.
Основными мировыми религиями являются:
1. Христианство.
2. Ислам.
3. Буддизм.

Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно:
1. Основано на знании (а на вере либо вымысле);
2. Рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя);
3. Логично (имеет внутреннее единство и систему);
4. Опирается на четкие понятия и категории.

Философия как мировоззрение прошла три основные стадии своей эволюции:

1. КОСМОЦЕНТРИЗМ - философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность бесконечность внешних сил – Космоса.
2.ТЕОЦЕНТРИЗМ - тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство необъяснимой, сверхъестественной силы-Бога.
3.Антропоцентризм - тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека.

Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философия является теоретической системой мировоззрения, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний.

2. ПРЕДМЕТ, МЕТОДЫ И ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ.


Предметом науки называется круг вопросов, которые она изучает. Общую структуру ПРЕДМЕТА ФИЛОСОФИИ - философского знания составляют четыре основных раздела:
1. Онтология (учение о бытии).
2. Гносеология (учение о познании).
3. Человек.
4. Общество.

Основными МЕТОДАМИ ФИЛОСОФИИ (путями, средствами, с помощью которого осуществляется философское исследование) являются:
1. Диалектика.
2. Метафизика.
3. Догматизм.
4. Эклектика.
5. Софистика.
6. Герменевтика.

1.ДИАЛЕКТИКА – метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей.

2.МЕТАФИЗИКА – метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются:
а) Обособленно, как сами по себе (а не с точки зрения их взаимосвязанности).
б) Статично (игнорируется факт постоянных изменений, самодвижения, развития).
в) Однозначно (ведется поиск абсолютной истины, не уделяется внимания противоречиям, не осознается их единство).

4. ЭКЛЕКТИКА – метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы.

5. СОФИСТИКА- метод, основанный на выведении из ложных, но искусно и некорректно поданных как истинные посылок (суждений), новой посылки, логически истинной, но ложной по смыслу либо любой иной выгодной для принимающего данный метод.

6. ГЕРМЕНЕВТИКА - метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов. Широко распространен в западной философии.

Одновременно и НАПРАВЛЕНИЯМИ в философии, и ФИЛОСОФСКИМИ МЕТОДАМИ являются:
1. МАТЕРИАЛИЗМ.
2. ИДЕАЛИЗМ.
3. ЭМПИРИЗМ.
4. РАЦИОНАЛИЗМ.

1. При МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОМ методе действительность воспринимается как реально существующая, материя – как первичная субстанция, а сознание- ее модус- есть проявление материи.
2. Суть ИДЕАЛИСТИЧЕСКОГО философского метода- признание в качестве первоначала и определяющей силы идеи, а материи – как производной от идеи, ее воплощением.
3. ЭМПИРИЗМ- метод и направление в познании, согласно которому в основе познавательного процесса, знания лежит опыт, получаемый преимущественно в результате чувственного познания.
4. РАЦИОНАЛИЗМ – философский метод и направление в философии, в силу которого истинное. Абсолютно достоверное знание может быть достигнуто только с помощью разума (то есть выведено из самого разума) без влияния опыта и ощущений.

ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ – основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение.

Принято выделять ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ:
1. Мировоззренческую.
2. Методологическую.
3. Гносеологическую.
4. Критическую.
5. Аксиологическую.
6. Социальную.
7. Воспитательно-гуманитарную.
8. Прогностическую.

3.ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФИЛОСОФИИ.


ОСНОВНЫМ В ФИЛОСОФИИ традиционно СЧИТАЕТСЯ ВОПРОС ОБ ОТНОШЕНИИ МЫШЛЕНИЯ К БЫТИЮ, А БЫТИЯ К МЫШЛЕНИЮ (сознанию).

МАТЕРИЯ И СОЗНАНИЕ (дух) – две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи с этим существуют ДВЕ СТОРОНЫ ОСНОВНОГО ВОПРОСА ФИЛОСОФИИ – онтологическая и гносеологическая.

1. ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ (бытийная) сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично – материя или сознание?
2. Суть ГНОСЕОЛОГИЧЕСКОЙ (познавательной) стороны основного вопроса: познаваем или непознаваем ли мир, что первично в процессе познания?
В зависимости от онтологической и гносеологической сторон в философии выделяются основные направления – соответственно материализм и идеализм, а также эмпиризм и рационализм.

К материалистическому направлению принадлежали такие философы, как Демокрит, философы Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен); Эпикур; Бэкон, Локк; Спиноза; Дидро и иные французские материалисты; Герцен; Чернышевский; Макс; Энгельс;Ленин.

В противоположность объективным идеалистам, СУБЪЕКТИВНЫЕ идеалисты (БЕРКЛИ, ЮМ, ФИХТЕ и др.) считали, что:
1. Все существует только в сознании познающего субъекта (человека).
2. Идеи существуют в разуме человека.
3. Образы (идеи) материальных вещей также существуют только в разуме человека через чувственные ощущения.
4. Вне сознания отдельного человека ни материи, ни духа (идей) не существует.

Наряду с полярными (конкурирующими) главными направлениями философии - материализмом и идеализмом – существуют ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ (компромиссные) ТЕЧЕНИЯ - ДУАЛИЗМ И ДЕИЗМ.

ДУАЛИЗМ как философское направление был основан Декартом. Суть дуализма заключается в том, что существуют две независимые субстанции – материальная (обладающая свойством протяжения) и духовная (обладающая свойством мышления).
ДЕИЗМ – направление в философии, сторонники которого (преимущественно французские просветители 18 века) признавали наличие Бога, который, по их мнению, единожды сотворив мир, уже не участвует в его дальнейшем развитии и не влияет на жизнь и поступки людей.

В качестве особого направления выделяется ИРРАЦИОНАЛИЗМ (Ницше, Шопенгауэр). Согласно иррационалистам мир хаотичен, не имеет внутренней логики, а следовательно, никогда не будет познан разумом.

С гносеологической стороной основного вопроса философии связаны понятия гностицизма и агностицизма.
Представители ГНОСТИЦИЗМА (как правило, материалисты) считают, что:
1. Мир познаваем.
2. Возможности познания неограниченны.

Противоположной точки зрения придерживаются АГНОСТИКИ (как правило, идеалисты):
1. Мир непознаваем.
2. Возможности познания ограничены познавательными возможностями человеческого разума.

В настоящее время, несмотря на тысячелетние искания философов, основной вопрос философии достоверно не решен ни с онтологической, ни с гносеологической стороны и фактически является извечной (неразрешенной) философской проблемой.


Оглавление

  • 1. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия
  • 2. Философия как наука и мировоззрение
  • 3. Основные проблемы философии. Структура философии
  • 4. Философия Древнего Востока: общая характеристика
  • 5. Философия Древней Индии

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Философия. Краткий курс предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

2. Философия как наука и мировоззрение

1. Философия является особым мировоззрением и одновременно формирует его теоретическую основу. Для философского мировоззрения характерно восприятие мира, во-первых, в его целостности и единстве и, во-вторых, в его связи с человеком, с его познающей и преобразующей деятельностью.

Философия является высшим типом мировоззрения, обладающим теоретическим обоснованием и основанным на системном подходе и рациональном мышлении.

Философия возникла на основе мифологического и религиозного мировоззрения. Важную роль в этом процессе сыграло зарождение научного знания. Логическое осмысление процессов и явлений окружающего мира положило основание философскому мировоззрению, а расширение кругозора и рост информации об окружающем мире привели к формированию научных идей. Итак, философия и наука развивались в неразрывной связи друг с другом.

2. Важным остается вопрос о сути философии: является ли она наукой, мировоззрением или, может быть, методологией?

Философия имеет все признаки науки: объект и предмет исследования, цели, задачи и функции, методы и логико-категориальный аппарат.

Философия является и особым типом мировоззрения, поскольку обладает четырьмя основными компонентами мировоззрения:

1) познавательным (дает целостную картину мира);

2) ценностно-нормативным (имеет систему ценностей);

3) эмоционально-волевым (восприятие знаний, ценностей и норм);

4) практическим (формирует определенное поведение).

В качестве методологической основы философский способ познания представляет собой систему наиболее общих приемов теоретического и практического познания, в том числе и самого философского знания. Для многих наук философия является методологической базой практических исследований.

Следовательно, философия выступает в качестве науки, мировоззрения и методологии научной деятельности.

3. Философия выполняет следующие основные функции:

мировоззренческая функция формирует целостную картину мира, представления об устройстве окружающего мира, о месте человека в нем и определяет принципы взаимодействия человека с окружающим миром;

методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности. Каждая из наук стремится выработать максимально достоверные и эффективные методы деятельности в своей сфере, но в большинстве случаев они приложимы только к этой науке. Поскольку задачей философии является познание наиболее общих принципов существования мира, то вырабатываемым ею методам также присуща всеобщность. В результате методы познания, разрабатываемые философией, применимы к любому объекту действительности и необходимы как для его глубокого, истинного познания, так и для надежной, эффективной деятельности;

мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать, т. е. предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира;

гносеологическая — одна из основополагающих функций философии — имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (т. е. механизм познания);

роль критической функции — подвергать сомнению окружающий мир и знание о нем. Благодаря данной функции философия расширяет границы познания, разрушает догмы, предотвращает окостенение знания, обеспечивает его модернизацию и увеличение достоверности;

аксиологическая функция философии заключается в оценке вещей и явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей — морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и пр. Цель аксиологической функции — выделять нужное, ценное и полезное для развития общества и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории;

социальная функция способствует пониманию и осознанию общества как условия человеческого существования, выявляет причины его возникновения, эволюцию и современное состояние, его структуру и движущие силы; задачей социальной функции является вскрытие социальных противоречий, поиск путей их устранения или смягчения, а как итог — совершенствование общества;

воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу в целом, способствовать укреплению морали, а также помогать человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни;

прогностическая функция заключается в прогнозировании тенденций развития материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества на основании имеющихся философских знаний.

4. Философия соответствует определенным критериям научности. Ей присущи:

• эссенциалистская направленность (стремление к воспроизведению сущности и закономерностей объекта);

• системность знания, т. е. упорядоченность знания в соответствии с выработанными принципами.

5. Научная философия, как и любая другая наука, строго обосновывает свои утверждения, но делает это иными методами, чем прочие науки. Выдвигая новые положения, философия опирается не на факты как таковые, а на обобщения этих фактов конкретными науками. Иными словами, она осуществляет вторичное обобщение опыта. При этом фактами для философии являются теоретические обобщения (законы, понятия, положения) конкретных наук. Фактологическое обоснование положений дополняется в научной философии их логическим обоснованием с использованием методов формальной и диалектической логики, а также специфических философских методов категориального анализа, чьи основы заложили такие мыслители, как Сократ, Аристотель, Гегель и др.

6. Итак, философия является и мировоззрением, и наукой, и методологией. Философское мировоззрение — наиболее широкое явление; одновременно философия формирует теоретические основы мировоззрения и потому является наукой, видом научного знания. Предметная специфика философии как науки состоит в предельной обобщенности анализируемой информации с точки зрения основного вопроса мировоззрения.

3 гипотезы появления философии:

1. мифогенная – философия произошла от мифа. Сторонник А.Ф.Лосев. Миф и философия мыслят масштабно.

- интуиция (способность предвосхищения);

3. социогенная – упор на развитие общества:

- городская жизнь постоянно требует выбора;

- город показывает человеку его индивидуальную значимость, человек-индивид;

Критерии научности: объектиивность, рациональность, эссенциалистская направленность, системность знания, проверяемость. Эти критерии особенно применимы к таким частям фил. знания, как онтология (фил. природы), и методологии научного познания.

Аргументы, подтверждающие что ф. – это наука:

- ф. имеет единые с наукой принципы освоения действительности, важнейшими среди них являются объективность, системность, проблемность

- ф. как предельно общее знание интегрирует и обобщает научное знание

- ф. выполняет единые с наукой функции: познавательную, прогностическую, методологическу, мировоззренческую, воспитательную и др.

- ф. имеет свои законы (диалектики, развития общества и др.) и свой категориальный аппарат (материя, сознание, бытие, время, общество, человек и т.д)

- если допустить, что ф. не явл. наукой, то тогда наукой также не явл. все обществознание – история, этика, эстетика, социология и т.п.

Сегодня можно утверждать, что ф. – это научное мировоззрение, т.е. мировоззрение, основывающееся на рациональном знании. Философия – это обобщение знаний о мире, и является не только мировоззрением, но и всеобщей методологией. Ф. интегрирует рациональное знание науки и чувственное знание культуры, становясь рационально-эмоциональным мировоззрением.

В вопросе о предмете философии она рассматривается прежде всего как наука. Она изучает наиболее общие законы бытия и мышления.

Философия как наука:

- изучает предельно общие законы природы, общества и мышления.

- является всеобщей методологией, предельно общим способом, путем познания и преобразования действительности.

Но если считать, что философия – предельно общее знание, то это – мировоззрение, а мировоззрение не является наукой.

Философия – это вид мировоззрения. Мировоззрение– система взглядов, принципов и убеждений, определяющих действия человека и его отношения с другими людьми, система взглядов, связанных между собой. Убеждение – это то ,что человек вырабатывает сам. Любое мировоззрение прикреплено к реальной практике.

Мировоззрения: художественное, научное и т.д.

2. Онтологиечские проблемы философии. Бытие, материя, движение, пространство и время как предельные философские категории.

Онтология – раздел философии, учение о бытии, его наиболее общих свойствах, способах и формах существования.

Выделяют основные формы бытия:

- бытие вещей (тел) (бытие природы как целого и бытие вещей и процессов, произведенных человеком)

- бытие человека (бытие человека в мире вещей и специфически человеческое бытие)

- бытие духовного (идеального) (индивидуализированное духовное и объективированное духовное)

- бытие социального (индивидуальное бытие и бытие в обществе)

Три уровня бытия:

- потенциальное бытие, существование в возможности

- актуальное бытие, реализовавшаяся возможность

- нисходящее бытие, идущее к гибели.




Три аспекта проблемы бытия:

1. Мир есть, постоянно наличествует. Это противоречивое единство непреходящего бытия природы и переходящего бытия вещей (отдельные вещи исчезают, а мир в целом существует).

2. Вопрос о всеобщем, общем для всего. Бытие мира есть предпосылка его единства.

3. Мир как совокупная реальность (для сознания и действия каждого человека)

Проблема бытия – это вопрос о предельных основаниях многообразного мира.

Материя– объективная реальность (досутпная человеку в опр. сфере его деятельности и на опр. этапе ист. развития). Материальными признаются не только телесные предметы, но и их свойства и отношения. (Бытие же охватывает и объективную, и субъективную реальность). При этом философское осмысление мира обычно начинается с разграничения материального и идеального. (марксизм как и дальше)

Движение– философская категория для обозначения любого изменения, начиная от простого перемещения и кончая мышлением. Весь мир находится в состоянии непрерывного движения. Мир – совокупность процессов. Основа соц. формы движения –целесообразная деятельность людей.

Пространство– протяженность и порядок сосуществования материальных объектов.

Время– длительность и последовательность событий и состояний материальных объектов (Аристотель, Кар, Ньютон, Эйнштейн).

При этом, по Эйнштейну, время можно считать только локальным, а не всеобщим.

М. Хайдеггре опираясь на Августина, выделяет:

Биологическое пространство – строение организмов.

Биологическое время, различное для различных организмов.

Социальное пространство– результат предшествующей деятельности людей.

Социальное время –движение от прошлого к будущему, настоящее не только отделяет прошлое и будущее, но и объединяет их.

3 гипотезы появления философии:

1. мифогенная – философия произошла от мифа. Сторонник А.Ф.Лосев. Миф и философия мыслят масштабно.

- интуиция (способность предвосхищения);

3. социогенная – упор на развитие общества:

- городская жизнь постоянно требует выбора;

- город показывает человеку его индивидуальную значимость, человек-индивид;

Критерии научности: объектиивность, рациональность, эссенциалистская направленность, системность знания, проверяемость. Эти критерии особенно применимы к таким частям фил. знания, как онтология (фил. природы), и методологии научного познания.

Аргументы, подтверждающие что ф. – это наука:

- ф. имеет единые с наукой принципы освоения действительности, важнейшими среди них являются объективность, системность, проблемность

- ф. как предельно общее знание интегрирует и обобщает научное знание

- ф. выполняет единые с наукой функции: познавательную, прогностическую, методологическу, мировоззренческую, воспитательную и др.

- ф. имеет свои законы (диалектики, развития общества и др.) и свой категориальный аппарат (материя, сознание, бытие, время, общество, человек и т.д)

- если допустить, что ф. не явл. наукой, то тогда наукой также не явл. все обществознание – история, этика, эстетика, социология и т.п.

Сегодня можно утверждать, что ф. – это научное мировоззрение, т.е. мировоззрение, основывающееся на рациональном знании. Философия – это обобщение знаний о мире, и является не только мировоззрением, но и всеобщей методологией. Ф. интегрирует рациональное знание науки и чувственное знание культуры, становясь рационально-эмоциональным мировоззрением.

В вопросе о предмете философии она рассматривается прежде всего как наука. Она изучает наиболее общие законы бытия и мышления.

Философия как наука:

- изучает предельно общие законы природы, общества и мышления.

- является всеобщей методологией, предельно общим способом, путем познания и преобразования действительности.

Но если считать, что философия – предельно общее знание, то это – мировоззрение, а мировоззрение не является наукой.

Философия – это вид мировоззрения. Мировоззрение– система взглядов, принципов и убеждений, определяющих действия человека и его отношения с другими людьми, система взглядов, связанных между собой. Убеждение – это то ,что человек вырабатывает сам. Любое мировоззрение прикреплено к реальной практике.

Мировоззрения: художественное, научное и т.д.

2. Онтологиечские проблемы философии. Бытие, материя, движение, пространство и время как предельные философские категории.

Онтология – раздел философии, учение о бытии, его наиболее общих свойствах, способах и формах существования.

Выделяют основные формы бытия:

- бытие вещей (тел) (бытие природы как целого и бытие вещей и процессов, произведенных человеком)

- бытие человека (бытие человека в мире вещей и специфически человеческое бытие)

- бытие духовного (идеального) (индивидуализированное духовное и объективированное духовное)

- бытие социального (индивидуальное бытие и бытие в обществе)

Три уровня бытия:

- потенциальное бытие, существование в возможности

- актуальное бытие, реализовавшаяся возможность

- нисходящее бытие, идущее к гибели.

Три аспекта проблемы бытия:

1. Мир есть, постоянно наличествует. Это противоречивое единство непреходящего бытия природы и переходящего бытия вещей (отдельные вещи исчезают, а мир в целом существует).

2. Вопрос о всеобщем, общем для всего. Бытие мира есть предпосылка его единства.

3. Мир как совокупная реальность (для сознания и действия каждого человека)

Проблема бытия – это вопрос о предельных основаниях многообразного мира.

Материя– объективная реальность (досутпная человеку в опр. сфере его деятельности и на опр. этапе ист. развития). Материальными признаются не только телесные предметы, но и их свойства и отношения. (Бытие же охватывает и объективную, и субъективную реальность). При этом философское осмысление мира обычно начинается с разграничения материального и идеального. (марксизм как и дальше)

Движение– философская категория для обозначения любого изменения, начиная от простого перемещения и кончая мышлением. Весь мир находится в состоянии непрерывного движения. Мир – совокупность процессов. Основа соц. формы движения –целесообразная деятельность людей.

Пространство– протяженность и порядок сосуществования материальных объектов.

Время– длительность и последовательность событий и состояний материальных объектов (Аристотель, Кар, Ньютон, Эйнштейн).

При этом, по Эйнштейну, время можно считать только локальным, а не всеобщим.

М. Хайдеггре опираясь на Августина, выделяет:

Биологическое пространство – строение организмов.

Биологическое время, различное для различных организмов.

Социальное пространство– результат предшествующей деятельности людей.

Социальное время –движение от прошлого к будущему, настоящее не только отделяет прошлое и будущее, но и объединяет их.

Мировоззрение — целостный взгляд на мир и место человека в нем.
В истории человечества выделяются три основные формы мировоззрения:
• мифология; • религия; • философия.
2. Мифология — форма общественного сознания, мировоззрение древнего общества, которое совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности.
Как правило, мифы пытаются дать ответ на следующие
основные вопросы: • происхождение Вселенной, Земли и человека; • объяснение природных явлений; • жизнь, судьба, смерть человека; деятельность человека и его достижения; • вопросы чести, долга, этики и нравственности.
Чертами мифа являются: • очеловечивание природы; • наличие фантастических богов, их общение, взаимодействие с человеком; • отсутствие абстрактных размышлений (рефлексии); • практическая направленность мифа на решение конкретных жизненных задач (хозяйство, защита от стихии и т. д.);
• однообразие и поверхность мифологических сюжетов.
3. Религия — форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир. При религиозном мировоззрении для человека характерна чувственная, образно-эмоциональная (а не рациональная) форма восприятия окружающей действительности. Религия исследует вопросы те же, что и миф: • происхождение Вселенной, Земли, жизни на Земле, человека; • объяснение природных явлений;
• поступки, судьба человека; • нравственно-этические проблемы. Основными мировыми религиями являются: • христианство; • ислам; • буддизм.
Крупнейшие и наиболее распространенные в мире национальные религии: • синтоизм; • индуизм; • иудаизм.
Помимо мировоззренческих религия имеет ряд иных функций: • объединительную (консолидирует общество вокруг идей либо ради идей);
• культурологическую (способствует распространению определенной культуры, влияет на культуру); • нравственно-воспитательную (культивирует в обществе идеалы любви к ближнему, сострадания, честности, терпимости, порядочности, долга).
4. Философия — особый, научно-теоретический тип мировоззрения. Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно:
• основано на знании (а не на вере либо вымысле); • рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя); • логично (имеет внутреннее единство и систему); • опирается на четкие понятия и категории.
Таким образом, философия представляет собой высший уровень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью.
5. Философия как мировоззрение прошла три основные стадии своей эволюции: • космоцентризм; • теоцентризм; • антропоцентризм.
Космоцентризм — философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил — Космоса и согласно которому все сущее зависит от Космоса и космических циклов (данная философия была свойственна Дре¬вней Индии, Древнему Китаю, иным странам Востока, а также Древней Греции). Теоцентризм - тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство необъяснимой, сверхъестественной силы - Бога (был распространен в средневековой Европе). Антропоцентризм — тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека (Европа эпохи Возрождения, нового и новейшего времени, современные философские школы). Предметом называется круг вопросов, которые изучает философия. Общую структуру предмета философии, философского знания составляют четыре основных раздела: • онтология (учение о бытии); • гносеология (учение о познании); • человек; • общество.
2. В рамках данных четырех основных разделов философии можно выделить множество изучаемых ею частных вопросов:
• сущность бытия; происхождение бытия;материя (субстанция), ее формы; сознание, его происхождение и природа; взаимоотношение материи и сознания; бессознательное; человек, его сущность и существование; душа, духовный мир человека; общество; общество и человек; природа; природа и общество; духовная сфера жизни общества; материально-экономическая сфера жизни общества; социальная сфера общества; общественно-экономические формации
Основными методами философии (путями, средствами, с помощью которых осуществляется философское исследование) являются: диалектика; метафизика; догматизм; эклектика; софистика; герменевтика.
Диалектика - метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последователь¬но с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей. Метафизика — метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются: • обособленно, как сами по себе (а не с точки зрения их взаимосвязанности) ; • статично (игнорируется факт постоянных изменений, само¬движения, развития); • однозначно (ведется поиск абсолютной истины, не уделяется внимания противоречиям, не осознается их единство).
Догматизм — восприятие окружающего мира через призму догм — раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, "данных свыше" и носящих абсолютный характер. Данный метод был присущ средневековой теологической философии. Эклектика — метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы. Часто эклектика применялась для обоснования каких-либо взглядов, идей, привлекательных для массового сознания, но не имеющих реальной ни онтологической, ни гносеологической ценности и достоверности (в средние века — в религии, в настоящее время — в рекламе).
Софистика — метод, основанный на выведении из ложных, но искусно и некорректно поданных как истинные посылок (суждений), новой посылки, логически истинной, но ложной по смыслу либо любой иной выгодной для принимающего данный метод. Софистика была распространена в Древней Греции, имела цель не получения истины, а победы в споре, доказательства "чего угодно кому угодно" и использовалась как прием ораторского искусства.
Герменевтика — метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов. Широко распространен в западной философии.
Одновременно и направлениями в философии, и философскими методами являются: • материализм; • идеализм; • эмпиризм; • рационализм.
При материалистическом методе действительность воспринимается как реально существующая, материя — как первичная субстанция, а сознание — ее модус — есть проявление материи. (Материалистическо-диалектический метод господствовал в советской философии и имеет широкое распространение в современной российской.) Суть идеалистического философского метода — признание в качестве первоначала и определяющей силы идеи, а материи — как производной от идеи, ее воплощением. Идеалистический метод особенно широко распространен в США и ряде стран Западной Европы (например, Германии).
Эмпиризм — метод и направление в познании, согласно которому в основе познавательного процесса, знания лежит опыт, получаемый преимущественно в результате чувственного познания. ("Нет ничего в мыслях, чего бы до этого не было в опыте и чувственных ощущениях".)
Рационализм — философский метод и направление в философии, в силу которого истинное, абсолютно достоверное знание может быть достигнуто только с помощью разума (то есть выведено из самого разума) без влияния опыта и ощущений. (Все можно подвергнуть сомнению, а любое сомнение — это уже работа мысли, разума.)
Функции философии
1. Функции философии — основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение.
Принято выделять следующие функции философии: • мировоззренческую; • методологическую; • мыслительно-теоретическую; • гносеологическую;
• критическую; • аксиологическую; • социальную; • воспитательно-гуманитарную; • прогностическую
2. Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром. Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности (см. вопрос 3 "Предмет и методы философии"). Мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать — предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.
Гносеологическая — одна из основополагающих функций философии — имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания). Роль критической функции - подвергать сомнению окружающий мир и существующее знание, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции — расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания. Аксиологическая функция философии (в переводе с греческого axios — ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей - морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции — быть "ситом", через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории (начало средних веков — поиск новых (теологических) ценностей после крушения Рима; эпоха Возрождения; Реформация; кризис капитализма конца XIX — начала ХХ вв. и др.). Социальная функция — объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.
Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению мора¬ли, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.
Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.

Филосо́фия (φιλία — любовь, стремление, жажда + σοφία — мудрость (дословно: стремление к мудрости)) — дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира. Философия обычно описывается как одна из форм мировоззрения, одна из форм человеческой деятельности, особый способ познания, теория или наука. Вид духовной деятельности, формирующий общественное сознание, который всесторонне, в предельно общих понятиях (универсалиях) ставит и разрешает коренные мировоззренческие вопросы.

Философия как мировоззрение

Мировоззрение — система наиболее общих взглядов на мир (природу и общество) и место человека в этом мире. В истории человечества выделяют 4 формы мировоззрения: мифологию, религию, науку и философию.

Мифология - I форма мировоззрения, форма духовной культуры человечества, содержащая в себе зачатки науки, искусства, морали, религии. Мифология - попытка людей осмыслить свое бытие в образной форме. В мифах общее выражается через конкретное, в следствии недостатка абстрактных понятий. В мифе закономерности природы выражается в форме цикличности, ритмичности. В мифах выражается коллективный опыт людей, выступающий объектом веры, не нуждающийся в проверке. (Миф для древнего ч-ка, как библия для крестьянина). В мифах природа персонируется и главным действующим лицом выступает божественный герой. Мифология обнаруживается сегодня во всех формах ч. к-ры.

Религия - форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на земной и небесный. Особенность религиозного мировоззрения - вера в сверх естественное, как реально существующие.

Функции философии в научном познании.

Онтологическая. Ф. объясняет мир, индивидуальность и специфику всех сфер бытия, это построение картины мира.

Гносеологическая. Ф. формулирует понятийно-логический аппарат; разрабатывает теорию методов познания; ориентирует на познание, цель которого - истина.

Методологическая. Ф. как знание о всеобщем служит методом для частных наук. Также ф. определяет способы достижения какой-либо цели, например эффективного конструирования научного познания, эстетического творчества, социальной практики. Например, исторический метод.

Прогностическая. Ф. в каждой конкретной идее открывает новое знание, лежащее за пределами повседневного опыта и ориентированное на понимание сущности, т.е. открытие внутреннего, надприродного.

Мировоззренческая. Ф. систематизирует для человека мир как единое образование. Открывает человеку его самого - гуманистическая ориентация. Абс. предметом признается человек и его бытие, что способствует становлению и совершенствованию личности, расширению кругозора, фил. знание формирует особую систему ценностей, позволяет видеть мир взглядом мыслителя.

Гуманистическая. Сопряжена с мировоззренческой. Ф. объясняет, исследует человека, влияет на образ мышления и на формы знания. Ф. свойственен не только научный подход, но и этический и эстетический.

Предмет философии. Состав философии.

Философия - самая древняя наука. Она включала в себя все знания о мире. Философия(фило-любовь, соф-мудрость) - любомудрие. Как устроен мир, место человека в мире, происхождение, возможности его в познании, проблема человеческой свободы, зависимость от окружающего общества, человек и общество, возможности познания истины, истина и заблуждения. Структура фил.: 1) Антопология -раздел ф-ии, кот. Изучает мир сам по себе( учение об общих принципах и законов бытия природы 2) Учение о развитии общества - социология 3) Эпистемология - наука о знаниях и познаниях. Изучает закономерности познания человеческого и научного. 4) Логика - наука о мыслении человека. 5) Этика - наука о нравственности, морали 6) Эстетика - наука, изучающая закономерности существования, развития искусства 7) Наука о религии 8) История философии 9) История культуры. Философия - наука, в которой знания имеют наиболее общий характер. Материальное и идеальное противоположны. Распредмечивание - извлечь идею из уже существующих вещей, понять их. Опредмечивание - план в реальности. Духовное, идеальное - не материальное. Например: человек конкретный или человек вообще. Чел. вообще- абстракция, потому что в реальности не существ. Т.к. есть только конкретные вещи. В абстракции содержатся только общие черты, которые присущи всем предметам данного класса. Абстр., идеи - область идеального, не материального, потому что не имеет точного матер. Воплощения.

Философия Древней Индии.

Инди́йская филосо́фия с древнейших времен развивалась непрерывно, без крутых поворотов, подобных тем, какие пережила часто менявшая направление своего развития западная философия. Её древнейшие, и сегодня считающиеся святыми, документы содержатся в Ведах (до 1500 до н. э.). Индийская философия занималась преимущественно религиозными проблемами, однако она уделяла больше внимания размышлениям над познанием трансцендентного. Поскольку индусы верят в вечность циклически возобновляющегося мирового процесса, они не создали собственно философии истории. Эстетика и учение об обществе и государстве являются у них особыми, отдельно стоящими науками. В своем историческом развитии индийская философия распадается на три периода:

1. ведический период (по крайней мере 1500 — 500 гг. до н. э.),

2. классический, или брахмано-буддийский (500 до н. э. — 1000 н. э.) и

3. период послеклассический, или индуистский (с 1000).

Ведический период

Классический период

В течение этого периода проявляется интерес к этическим проблемам. Агностики, материалисты и фаталисты выступают против брахманов и реформистов. Наряду с брахманизмом выступают теперь атеистическая локаята и вероучения

§ Джайни́зм — религиозно-философское учение, возникшее в Индии приблизительно в VI веке до н. э., которое отрицает авторитет вед и превосходство наследственной касты священников.

4. Йога (напряжение, тренировка) есть практика созерцания; её теоретической основой служит санкхья, однако ею признается и личный Бог.

5. Ньяя (правило, логика) — учение о формах мышления, разработавшее пятичленный силлогизм.

6. В одну систему с йогой слилась Вайшешика, которая стремилась установить различия между всем, что противостоит нам во внешнем и внутреннем мире. Вайшешика развивала учение о категориях и атомистику; будучи теистической, она видела освобождение человека в отделении души от всего материального и превращении её в орган мышления.

Индуистский период (с 1000)

Буддизм в Индии угасает, джайнизм теряет свое значение. Веданта и ньяя-вайшешика ещё продолжают развиваться; характерно прежде всего возникновение реалистических вишнуитской и шиваитской систем, которые в схоластической форме пытались доказать, что Брахман брахманистских сутр и есть Бог Вишну, или Шива. Над этими учениями отчасти господствовали тантризм и шактизм. С 1000 под влиянием ислама возник ряд монотеистических вероучений (кабирпантхи, сикхи).

Древнекитайская философия.

Другая особенность развития китайской философии связанно с тем, что естественнонаучные наблюдения китайских ученых не находили, за небольшим исключением, более или менее адекватного выражения в философии, так как философы, как правило, не считали нужным обращаться к материалам естествознания. Философия и естествознание существовали в Китае, как бы отгородившись друг от друга не проходимой стеной, что нанесло им непоправимый ущерб.

Существенной чертой древнекитайской философии является ее традиционное обращение к образу совершенно мудрого человека – мудреца. Просматриваются два типа мудрецов: конфуцианский (политический) и даооский (естественный). Существенным является то, что гармония Поднебесной зависит от соблюдения жесткой иерархии внутри общества и семьи.

Философские взгляды Платона

Философия Шеллинга.

Шеллинг Фридрих Вильгельм (1775— 1854) — один из виднейших представителей немецкой классической философии. Начиная с Канта, критическая философия ставила перед собой задачу изучения глубочайших основ самопознания, т.е. человеческого Я, субъекта как активного творческого начала. После Канта это критическое самопознание нуждалось в систематическом завершении и единстве, но как только эта цель была достигнута, встала не менее важная задача — найти выход из области теории познания в область философии природы, как необходимого объекта самого духа. Философский путь Ш. и, соответственно, порядок решаемых им проблем можно представить cл. обр.: от самопознания к миропознанию, а от него — к богопознанию, что согласуется с такими периодами его творчества, как натурфилософия, философия тождества, трансцендентальный идеализм, философия откровения. Прежде чем выработать свою точку зрения, Ш. целиком находился под влиянием идей Фихте. Расхождение между мыслителями наметилось в понимании природы. Если Фихте направлял свой интерес гл. обр. на то, как субъект сам определяет и формирует себя, и оставлял вне рассмотрения бессознательно действующее и творящее природу Я, то, по Ш., такое Я и не есть еще собственно субъект; чтобы стать таким, оно должно пройти длительный путь бессознательного природного развития. Ш. убежден, что начинать философию сразу с самосознающего Я неисторично; следует вернуться к его истокам, изобразив весь генезис самосознания и тем самым необходимость его появления. Так анализу самосознания оказался предпослан анализ природы, которая соответственно, предстала у Ш. как бессознательное творчество самого духа, необходимый продукт его развития, им же самим — духом, и созерцаемый. При этом Ш. различает сознание, дух, как субъект в качестве абсолютно свободной чистой деятельности, с одной стороны, и дух как продукт развития природы, с другой, — как сознательное и бессознательное. Эта проблема соотношения сознания и бессознательного станет в центр внимания Ш. на всех этапах его развития. Философия природы на этом этапе выступает в роли необходимой части философии трансцендентального идеализма, чего не было у Фихте, не видевшего в ней самостоятельной реальности. Основной проблематикой натурфилософии Ш. становится рассмотрение всех ступеней развития природы в направлении к ее высшей цели, т.е. порождению сознания из бессознательной формы жизни разума или, как говорит сам Ш.: рассмотрение того, как из природы возникает дух, как природа приходит к знанию? С этой точки зрения, знание возникает как необходимый продукт разума, заложенный и организованный природою в человеке. Ш. назовет свое учение наукой об абсолютном, познающей тот принцип, из которого с необходимостью следует действительный мир, заключающий в себе и природу и дух, абсолютное тождество субъекта и объекта, идеального и реального — или абсолютным идеализмом.

Философия Фихте.

Фихте Иоганн (1762— 1814) — один из виднейших представителей немецкой классической философии. В своем трактате "О понятии наукоучения или так называемой философии" (1794) Ф., как и Кант, пытается обосновать возможность философии как науки и, более того, как фундамента всего научного знания. Он считает это возможным при соблюдении следующих двух условий: а) философия, как и наука в целом, должна представлять собой систему; б) она должна покоиться на одном единственном, абсолютно достоверном принципе, невыводимом из какого—либо другого положения и лежащем в основе гармонической связи всего ее системного целого. При этом, по мнению Ф., система должна быть замкнутой, или иметь структуру круга, ибо движение в сторону завершения есть в то же время возвращение к первому положению, по уже как к последнему ее результату. В поисках оснований знания (или, по Ф., опыта) философия должна сделать выбор в пользу идеализма, на стороне которого, по мнению Ф., самостоятельность Я, свобода. На стороне же догматизма — самостоятельность "вещи в себе", по отношению к которой субъект выступает только как следствие некоей независимой от нас причины, в роли несвободного существа, пассивного продукта мира вещей. При этом он понимает сознание как производящее основание, как деятельностный принцип, проясняя тем самым основные задачи наукоучения как поиски основ опыта из происходящего в самом сознании вследствие свободного акта мышления. Так, деятельностное— практическое отношение к миру становится у Ф. предшествующим теоретически— созерцательному отношению: сознание здесь не дано, а задано, порождает себя, а очевидность его покоится не на созерцании, а на действии. Поэтому первым основоположением его наукоучения является не просто тезис о том, что "Я есть" (т.к. все факты эмпирического сознания говорят за то, что все полагается в нашем сознании, то как может что-нибудь полагаться в нем, если сначала не положено само это Я), а "Я полагает само себя". С этого деяния и начинается знание, соответственно, наукоучение начинается с усмотрения этого деяния, в этом акте индивид порождает свой собственный дух, свою свободу.

Проблема бытия в философии.

Причинное основание – совокупность всех обстоятельств, при наличии которых наступает следствие. Практический опыт показал, что во многих случаях установить источник происходящих в мире изменений – явление, повлекшее за собой другое явление. Первое из них назвали причиной, второе - следствием. Бывают связи вида причина – следствие, причина – много следствий (домино), много причин - одно следствие. Но бывает и взаимодействие, т.е. причина порождает следствие, а следствие влияет на причину.

Детерминизм - общенаучное понятие и философское учение о причинности закономерности, генетической связи, взаимодействии и обусловленности всех явлений и процессов, происходящих в мире. Детерминизм в философии так же древен, как и она сама. Можно выделить: 1) детерминизм философский; 2) естественнонаучный, а в его рамках отдельно научную телеономию и телеологию; 3) технический и технологический, опирающийся на предыдущий детерминизм в сфере технических приложений; 4) социальный детерминизм, который опирается на телеологию и действует в человеческом обществе. Виды детерминации и детерминизм можно также классифицировать по их объектам, предметам, всеобщности и специфике, их универсальности и субординации, стихийности и регулярности, и др.

Можно выделить несколько форм и концепций детерминизма, сменявших исторически друг друга, но не исчезнувших до сих пор: 1) наивную и стихийно диалектическую (античная); 2) механистическую жесткую и однозначную (лапласовскую); 3) статистическую или вероятностную (естественнонаучную - в XX веке); 4) современную (синтетическую, диалектическую, по сути - синергетическую).

Соотношение веры и знания

В средневековой философии вопрос соотношения веры и знания являлся основной гносеологической проблемой. Христианство исходило и исходит из того, что вся истина дана Богом в Священном писании. Однако Писание требует правильного прочтения.

Дискуссии по вопросу прочтения Писания впервые возникают не как чисто философские, а как результат несовпадения интерпретации текстов Писания в трудах Отцов Церкви. Для решения этой проблемы был необходим соответствующий инструментарий. И, в качестве такого инструментария используются грамматика, риторика и диалектика. Здесь они выступают уже не как "свободные искусства", а как средство проникновения в христианские истины. Таким образом, происходит обращение веры к знанию.

Использование знания для дела веры было необходимо и для обращения в христианство людей неверующих. Для них была необходима аргументация. Причем аргументация, опирающаяся на разум, на его рациональные принципы.

Философия как мировоззрение.

Филосо́фия (φιλία — любовь, стремление, жажда + σοφία — мудрость (дословно: стремление к мудрости)) — дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира. Философия обычно описывается как одна из форм мировоззрения, одна из форм человеческой деятельности, особый способ познания, теория или наука. Вид духовной деятельности, формирующий общественное сознание, который всесторонне, в предельно общих понятиях (универсалиях) ставит и разрешает коренные мировоззренческие вопросы.

Философия как мировоззрение

Мировоззрение — система наиболее общих взглядов на мир (природу и общество) и место человека в этом мире. В истории человечества выделяют 4 формы мировоззрения: мифологию, религию, науку и философию.

Мифология - I форма мировоззрения, форма духовной культуры человечества, содержащая в себе зачатки науки, искусства, морали, религии. Мифология - попытка людей осмыслить свое бытие в образной форме. В мифах общее выражается через конкретное, в следствии недостатка абстрактных понятий. В мифе закономерности природы выражается в форме цикличности, ритмичности. В мифах выражается коллективный опыт людей, выступающий объектом веры, не нуждающийся в проверке. (Миф для древнего ч-ка, как библия для крестьянина). В мифах природа персонируется и главным действующим лицом выступает божественный герой. Мифология обнаруживается сегодня во всех формах ч. к-ры.

Религия - форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на земной и небесный. Особенность религиозного мировоззрения - вера в сверх естественное, как реально существующие.

Читайте также: