Формирование и развитие науки о религии религиоведения план урока 9 класс

Обновлено: 03.07.2024

Тип урока: вводный, изучение нового материала.

Форма: комбинированный урок

Основные понятия: религия, тотемизм, фетишизм, анимизм, мировые религии, ислам, христианство, буддизм.

Оборудование:

  1. Программы, необходимые для запуска проекта на компьютере: Microsoft Word; Office 2003(2007); Power Paint.
  2. Дополнительные устройства: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
  3. Материалы: мультимедийные презентации учителя и учеников.

Структура урока:

  1. Что такое религия?
  2. Какую роль и функции она выполняет?
  3. Какие виды религий известны человечеству?
  4. Что такое МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ?

Ход урока:

1. часть

2. Повторение изученного материала

  1. Дайте определение религиоведения.
  2. Вспомните с какими науками тесно связано религиоведение?
  3. Перечислите задачи религиоведения.
  4. Назовите функции религиоведения.

3. Изучение материалов урока

Вводное слово учителя. Ознакомление с понятием религия. Понятие о религии.
Религиозная вера у первобытных людей была связана с их деятельностью. Для земледельца главными благами было Солнце, прогревающее Землю и Облака, поливающее поля влагой. Для скотоводов богом был (покровитель скота). Они были созданы воображением и фантазией.

Тем не менее человеки стал задумываться, что помимо сил Природы существуют Всевышние силы Создателя, управляющие ими. Люди считали, что самые счастливые дни в жизни и самые тяжелые минуты зависят от Создателя. Благодаря таким понятиям и возникла религия.

Объясните, как вы понимаете слово Религия? (вопрос к классу)

Закончите фразу: «Религия (в понимании древних) это……
(Религия (в понимании древних) это вера человека в Создателя, Бога, в силы добра и зла).

Тотемизм — комплекс верований и обрядов первобытного общества, связанных с представлением о родстве между группами людей (обычно родами) и т. н. тотемами (на языке оджибве ототем — его род) — видами животных и растений (реже явлениями природы и неодушевленными предметами); каждый род носил имя своего тотема. Его нельзя было убивать и употреблять в пищу.

Фетишизм — (от франц. fetiche — идол, талисман), культ неодушевленных предметов — фетишей, наделенных, по представлениям верующих, сверхъестественными свойствами. Был распространен у всех первобытных народов. Сохранившиеся черты — вера в амулеты, обереги, талисманы.

Анимизм — (от лат. anima, animus — душа, дух), вера в существование душ и духов, обязательный элемент всякой религии.
Встречаются ли в современном мире данные религиозные культы? (вопрос к классу) Что вам известно о религиях в современном мире? (вопрос к классу) Расскажите, какие вам изестны крупнейшие мировые религии? Сегодня мы поговорим о религиях, достигших мирового значения.

4. Закрепление и обобщение:

  1. Что такое религия?
  2. Какую роль и функции она выполняет?
  3. Какие виды религий известны человечеству?
  4. Что такое мировые религии?
  5. Объясните, почему данные религии названы мировыми?
  6. Проанализируйте, какие общие черты можно выделить у рассмотренных религий?
  7. Как можно объяснить между ними различия?

5. Сделайте вывод, чем является религия для человечества? (вопрос к классу)

Религии считаются драгоценнейшим достоянием человечества. Они содержат бесценный опыт и глубинную мудрость многих поколений. Религии до недавнего времени были тесно переплетены со всеми сторонами человеческой жизни: наукой, философией, педагогикой, экономикой, политикой, повседневном бытием. В той или иной степени они продолжают оказывать это виляние и сейчас, даже на обычную жизнь вовсе нерелигиозных людей.


3. формирование гуманистических мировоззренческих основ личности учащихся.

Ход урока

Разработка урока по обществознанию по теме Основы религиоведения

4. Религиоведение как учебная дисциплина

Самое краткое определение – это наука, предметом изучения которой является религия. Однако, вряд ли подобное определение может что-то сказать о самой науке тем, кто ею пока не занимался. Поэтому гораздо проще сказать, чем религиоведение не является. Религиоведение не является богословием и это не курс подготовки священников. Здесь от Вас не будут требовать стать последователем той или иной веры. Вам вовсе не обязательно исповедовать ту или иную религию, чтобы быть религиоведом. Однако и религиозные люди могут быть прекрасными религиоведами. Вы можете быть верующим, изучать ту религиозную традицию, к которой принадлежите, – самое главное условие, чтобы Ваше изучение придерживалось строгих рамок академической науки.

Полную информацию смотрите в файле.

Содержимое разработки

Тема урока: ПОНЯТИЕ О РЕЛИГИИ

1. дать учащимся представление о сущности самого понятия религии

2. развивать память, критическое и образное мышление

3. формирование гуманистических мировоззренческих основ личности учащихся.

Тип урока: урок-лекция

Методы: Коллективная работа. Индивидуальная. Развитие мышления.

Оборудование урока: учебное пособие

Психологический настрой на урок

Что такое религия?

Мыслители о религии

Как изучают религию теология и атеизм

Религиоведение как учебная дисциплина

Рели́гия — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину).

Другие определения религии:

одна из форм общественного сознания; совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа (богов, духов), которые являются предметом поклонения.

организованное поклонение высшим силам. Религия не только представляет собою веру в существование высших сил, но устанавливает особые отношения к этим силам: она есть, следовательно, известная деятельность воли, направленная к этим силам.

Самое краткое определение – это наука, предметом изучения которой является религия. Однако, вряд ли подобное определение может что-то сказать о самой науке тем, кто ею пока не занимался. Поэтому гораздо проще сказать, чем религиоведение не является. Религиоведение не является богословием и это не курс подготовки священников. Здесь от Вас не будут требовать стать последователем той или иной веры. Вам вовсе не обязательно исповедовать ту или иную религию, чтобы быть религиоведом. Однако и религиозные люди могут быть прекрасными религиоведами. Вы можете быть верующим, изучать ту религиозную традицию, к которой принадлежите, – самое главное условие, чтобы Ваше изучение придерживалось строгих рамок академической науки.

Религиоведение – наука междисциплинарная, сочетающая достижения в анализе религии таких наук как история, социология, психология, философия, филология, антропология и др. Вы сможете выбрать ту область для исследований, которая Вам более по душе – от ритуалов африканских племен до проблем современного общества. Все зависит от Ваших личных предпочтений при соблюдении одного условия – основным предметом вашего интереса должна быть религия.

Дать определение религии! Сравнить определения религии в тексте учебника и выбрать наиболее точное!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Источники и исторические формы религии. Формы древних верований и национальные религии.

- рассмотреть религии Древнего мира; усвоить понятия язычество, буддизм, конфуцианство, мировая религия, христианство, монотеизм, церковь;

- учить критически анализировать источники исторической информации;

- обеспечить развитие у обучающихся умения сравнивать познаваемые объекты.

Тип урока: комбинированный урок

Оборудование урока: иллюстрации, схемы, тексты исторических документов

1. Язычество на Востоке и на Западе

2. Возникновение мировых религий

3. Буддизм и его распространение. Конфуцианство

4. Религии древних евреев. Раннее христианство

1. Мотивационная беседа. Формулировка интегрирующей цели

Повторить периодизация истории Древнего мира, особенности каждого периода.

3. Изучение нового материала

1. Дать характеристику язычества на Востоке и на Западе.

2. Выявить в ходе беседы предпосылки возникновения мировых религий.

4. Работа с документами в группах.

4. Завершающий контроль

5. Рефлексия

Оцените свою работу на уроке по 10-балльной шкале. Ответьте на два вопроса.

Как я работал на уроке?

Как я усвоил материал?

Домашнее задание:

Тема: Особенности мифологического сознания. Истоки религиозных воззрений верования.

Цель урока: дать представление о исторических условиях зарождения релиогиозного мировоззрения.

Развивающая: развивать умение пониамть роль социальной психологтческой условий в развитий религиозных взглядов и идей.

Воспитательная: воспитать правильному восприятию зарождению религиозного мировоззрения.

Метод: исследовательский.

Тип урока: групповая, самостоятельная, проблемная.

Оснащение: таблицы, карточки.

Приветствие. Ознакомить с цельями темы.

стр.9 читать 1абзац

-А вы как думаете?

Класс делится на 4 группы.

Задание I группе.

Прочитай, выдели главное и отобрази на бумаге. (Тотемизм)

Задание II группе (Фетишизм)

Прочитай, выдели главное и отобрази на бумаге.

Задание III группе (Анимизм)

Прочитай, выдели главное и отобрази на бумаге.

Задание IV группе (Магия)

Прочитай, выдели главное и отобрази на бумаге.

После работы в группах лидеры выступают, защищают свои работы (каждой группе по 2 мин). После выслушивание каждой группы, представители другой группы должны заполнить таблицу. (Итак поочередно)

II. Повторение изученной темы:
Сначала дети отвечают на вопросы:
Назовите имя богини любви?
Кто такой Гелиос? Что случилось с его солнечной колесницей?
Сколько подвигов совершил Геракл? Перечислите их?
Кто такой Гефест? Какое ''страшное'' задание он выполнил по приказу Зевса?
Сначала богиня войны, потом покровительница наук, мудрости, кто она?
Кто такой Аид?
С именем какого героя связаны Авгиевы конюшни?
Покровителем чего является Аполлон?
Назовите гору, где обитали боги?
Символом какого созвездия является кентавр?
Кто является прародительницей жар – птицы?
Как называется щит Зевса и Афины?
Тесты
№ 1 Кто освободил Андромеду: А) Тезей Б) Персей В) Геракл
№2 Цель поездки аргонавтов:
А) участие в троянской войне Б) путешествие за золотым руно
№3 Кому Ариадна помогла выйти из лабиринта:
А) Орфею Б) Тесею В) Одиссею
№4 Кто такая Артемида:
А) богиня охоты Б) богиня любви В) богиня наук, мудрости
№5 Кто убил Горгону медузу:
А) Геракл Б) Орфей В) Тесей Г) Персей Д) Дедал Е) Ясон
№6 Кто украл дочь Деметры: А) Аид Б) Зевс В) Посейдон
№7 Какой инструмент был в руках у Орфея: А) лира Б) кифара В) арфа
№8 Кто такая Лета: А) богиня зари Б) река забвения в подземном царстве В) нимфа
№9 Кто такой Оракул: А) легендарный герой Б) троянский царь В) предсказатель Г) бог
№10 Что такое Тартар: А) царство мертвых Б) место обитания муз В) место обитания богов
№11 Какая богиня носила имя Паллада: А) Гера Б) Артемида В) Афродита
Этот тест-капкан. Здесь нет правильного ответа. Дети должны поставить прочерки.

IV. Формирование умений и навыков. Найди соответствие
Хаос Земля
Гея Небо
Тартар пустота
Эрот любовь
Афина богиня охоты
Гермес богиня домашнего очага
Дионис бог виноделия
Артемида Гестия
Гефест бог огня и кузнечного дела
Ответить на вопросы:
1. В чем заключалась связь религии и искусства в древнем мире?
2. Расскажите известные вам мифы о богах и героях Древнего Египта, Древней Месопотамии, античного мира?

V. Домашнее задание, п.5.4 читать, отвечать на вопросы 1-4 устно.

VI. Подведение итогов занятия

Урок № 5
Основы религиоведения
9 класс

II. Повторение изученной темы, по вопросам:
- почему древние религиозные системы были политестическими?
- в чем заключалась связь религии и искусства в древнем мире? Приведите примеры.
- каковы особенности религиозной системы зороастризма? Как называется священный текст этой религии?

III. Изучение нового материала (Формирование новых понятий, способов действия)
План урока:
А. Конфуцианство
Б. Индуизм

V. Домашнее задание, п.6.1, п. 6.2 читать, перессказ

VI. Подведение итогов занятия

Урок № 4
Основы религиоведения
9 класс

II. Повторение изученной темы:
Сначала дети отвечают на вопросы:
Назовите имя богини любви?
Кто такой Гелиос? Что случилось с его солнечной колесницей?
Сколько подвигов совершил Геракл? Перечислите их?
Кто такой Гефест? Какое ''страшное'' задание он выполнил по приказу Зевса?
Сначала богиня войны, потом покровительница наук, мудрости, кто она?
Кто такой Аид?
С именем какого героя связаны Авгиевы конюшни?
Покровителем чего является Аполлон?
Назовите гору, где обитали боги?
Символом какого созвездия является кентавр?
Кто является прародительницей жар – птицы?
Как называется щит Зевса и Афины?
Тесты
№ 1 Кто освободил Андромеду: А) Тезей Б) Персей В) Геракл
№2 Цель поездки аргонавтов:
А) участие в троянской войне Б) путешествие за золотым руно
№3 Кому Ариадна помогла выйти из лабиринта:
А) Орфею Б) Тесею В) Одиссею
№4 Кто такая Артемида:
А) богиня охоты Б) богиня любви В) богиня наук, мудрости
№5 Кто убил Горгону медузу:
А) Геракл Б) Орфей В) Тесей Г) Персей Д) Дедал Е) Ясон
№6 Кто украл дочь Деметры: А) Аид Б) Зевс В) Посейдон
№7 Какой инструмент был в руках у Орфея: А) лира Б) кифара В) арфа
№8 Кто такая Лета: А) богиня зари Б) река забвения в подземном царстве В) нимфа
№9 Кто такой Оракул: А) легендарный герой Б) троянский царь В) предсказатель Г) бог
№10 Что такое Тартар: А) царство мертвых Б) место обитания муз В) место обитания богов
№11 Какая богиня носила имя Паллада: А) Гера Б) Артемида В) Афродита
Этот тест-капкан. Здесь нет правильного ответа. Дети должны поставить прочерки.

IV. Формирование умений и навыков. Найди соответствие
Хаос Земля
Гея Небо
Тартар пустота
Эрот любовь
Афина богиня охоты
Гермес богиня домашнего очага
Дионис бог виноделия
Артемида Гестия
Гефест бог огня и кузнечного дела
Ответить на вопросы:
3. В чем заключалась связь религии и искусства в древнем мире?
4. Расскажите известные вам мифы о богах и героях Древнего Египта, Древней Месопотамии, античного мира?

V. Домашнее задание, п.5.4 читать, отвечать на вопросы 1-4 устно.

VI. Подведение итогов занятия

Урок № 6
Основы религиоведения
9 класс

І. Тема урока: Иудаизм. Основные этапы развития.
1. Цели урока:
- образовательная: узнать о возникновении религии иудаизм, периоде и территории распространения.
- развивающая: с помощью учебника и раздаточного материала научиться работать самостоятельно, находить нужную информацию в тексте;
- воспитательная: содействовать укреплению дружеских отношений в ученическом коллективе; умению преодолевать трудности в учении, закалять волю, обеспечить ситуации эмоциональных переживаний;
2. Тип урока – изучение новой темы.
3. Оборудование: учебник, карточки-задания.

II. Повторение изученной темы, по вопросам:

IV. Формирование умений и навыков. Заполнение таблицы.

V. Домашнее задание, п/ф 8 читать, отв.на вопросы 1-6 устно.

VI. Подведение итогов занятия

рок № 7
Основы религиоведения
9 класс

II. Повторение изученной темы, по вопросам:
- назовите основные исторические вехи становления иудаизма?
- Какие священные книги почитают иудеи?
- Что вы знаете о вероучении и культовой практики иудаизма?
- расскажите о распространении иудаизма в Казахстане?

III. Изучение нового материала (Формирование новых понятий, способов действия)
План:
А. Специфика тюркского мировоззрения
Б.Пантеон божеств
В. Эволюция тенгрианства

А. Учитель: Тенгрианство - религия, основанная на вере в Создателя, предположительно возникла в конце II - начале I тыс. до н.э., но не позднее V-III вв. до н.э. Культ Тенгри - это культ Голубого неба - небесного Духа-хозяина, Вечного неба, местом постоянного обитания которого было видимое небо.
Кипчаки называли его Тенгри, татары - Тэнгри, алтайцы - Тенгри, Тенгери, турки - Танри, якуты - Тангара, кумыки - Тэнгири, балкаро-карачаевцы -Тейри, монголы - Тэнгер, чуваши - Тура; но речь всегда шла об одном - о мужском неперсонифицированном божественном начале, о Боге-Отце.
Тенгри-хан мыслился как Бог поистине космических масштабов, как единый благодетельный, всезнающий и правосудный.
Он распоряжался судьбами человека, народа, государства. Он - творец мира, и Он сам есть мир.
Ему подчинялось все в Мироздании, в том числе все небожители, духи и, конечно, люди
Выразительной особенностью тенгрианства являлось выделение трех зон Вселенной: небесной, земной и подземной, каждая из которых, в свою очередь, воспринималась как видимая и невидимая.

- в идеологии каких государств тенгрианство сыграло значимую роль?
- в чем суть учения тенгрианства?
- расскажите о культе великих предков у тюрков?

Б. Пантеон божеств. Чтение подтемы, заполнение таблицы.

Тенгри Умай Жер-су Ерлик
Поклонение небесным силам, вера в сверхъестественные силы неба. Женское доброжелательное божество, обитала в небесной сфере. Божество, заселявшее невидимую часть среднего мира – духи гор, лесов, вод, первалов и др. Могущественный бог, возглавлявший злые силы, проживавшие в подземном мире.

В.Эволюция тенгрианства. Чтение подтемы, ответить на вопросы:
- в ходе исторического развития, какие черты приобретает тюркская религия?
- в какой период тенгрианство превратилось в монотеистическую религию?

V. Домашнее задание, п/ф 7 читать, ответить на вопросы 1-6 устно.

VI. Подведение итогов занятия

А. Учитель:
Буддизм – древнейшая мировая религия. Возник буддизм в 6 веке до н.э. в Индии. В настоящее время он получил широкое распространение в Южной, Юго-Восточной, Восточной и Центральной Азии. Часть буддистов проживает в Европе, Северной и Южной Америке.

- Кто является основателем буддизма?
- Расскажите о жизни Гаутамы от рождения до 29 лет?
- Расскажите о переломном моменте в жизни Гаутамы?

Б. Вероучение буддизма. Учитель:
Буддизм признает сансару (перерождение душ), карму (воздаяние), дхарму (праведный путь). Целью человека должно стать прекращение страданий и соответствено, завершение цепи перерождений. Только тогда наступит состояние абсолютного покоя, блаженства, просветления - нирвана.
Будда учит тому, что каждый человек может встать на путь просветления, независимо от того, из какого племени или сословия происходит. Высшим критерием оценки человеческой личности было объявлено следование нравственным принципам, провозглашенным Буддой, степень личного самосовершенствования. Важнейшие признаки буддизма способствовали превращению учения Сиддхартхи Гаутамы в мировую религию.

В.Четыре благородных истины. Чтение подтемы, заполнение таблицы:
1 Жизнь – это страдание. Все что происходит в мире, несет страдания, считал Будда. Болезни, лишения, разочарования заполняют бытие человека, и даже радостные события – всего лишь иллюзия бренной жизни
2 Причина страданий – желания и жажда жизни. Источник страданий Будда видел в устремлении человека, его зависимостей и желаний.
3 Избавление от страданий возможно. Будда признал возможность прекращения жизненных страданий.
4 Есть путь, ведущий к избавлению от страданий, этот путь включает восемь ступеней.

IV. Формирование умений и навыков. Закрепление
1.В каком веке зародился в Индии буддизм?
а) ХШ до н.э. б) УШ до н.э. в) У1 до н.э. г) 1У до н.э. д) П до н.э.
2.Когда буддизм в Индии был провозглашен государственной религией?
а) в 570 г. до н.э. б) в 460 г. до н.э. в) в 250 г. до н.э.г) в 623 г. до н.э. д) в 544 г.до н.э.
3.Кого называют основателем буддизма?
а) Махавира Вардхамана б) Шуддходана в) Сирвата Сиддхартха Гаутама
г) Кришна д) Майтрея
4.Как называется главная книга в буддизме?
а) Рамаяна б) Авеста в) Типитака г) Махабхарата д) Артхашастра
5.В каком государстве родился Будда?
а) Кошала б) Ватся в) Магадха г) Аванта д) Маурья
6.Какая из каст древней Индии названа неправильно?
а) брахманы б) кшатрии в) вайшьи г) магадха д) шудр
7.Каков главный вопрос буддизма?
а) о сансаре б) о самосозерцании в) о спасении г) о нирване д) о карме.
8..Какое из религиозных мировоззрений Индии носило материалистический характер?
а) буддизм б) джайнизм в) чарвака г) йога д) миманса
9.Какие из важных положений брахманизма вошли в буддизм?
а) учение о переселении душ б) учение о карме в) учение о нирване
г) учение о слиянии души человека с мировой душой
д) учение о благом восьмеричном пути
10.Укажите район, где зародился буддизм:
а) юго-восточная Индия б) юго-западная Индия в) северо- восточная Индия
г) северо- западная Индия д) южная Индия
11.Выделите социальные корни буддизма:
а) буддизму предшествовали другие религиозно- философские учения
б) существовала вера людей в сверхъестественное
в) существовали религиозные традиции
г) возникла необходимость религиозных реформ
д) нет правильного ответа

1в, 2 в, 3в, 4в, 5в, 6г, 7в, 8в, 9 абг, 10в, 11абвг, 12в, 13в, 14в, 15в, 16г, 17б, 18б, 19б, 20г, 21 бд, 22б, 23г, 24 абв, 25 б, 26б, 27б, 28б, 29в, 30а, 31в.

Презентация на тему: " РЕЛИГИЯ Религиоведение Религиоведение – наука, изучающая религию. Среди проблем, которые интересуют научное исследование религии, - сущность религии, ее." — Транскрипт:

2 Религиоведение Религиоведение – наука, изучающая религию. Среди проблем, которые интересуют научное исследование религии, - сущность религии, ее значение в общественном развитии, ее возникновение, развитие и соотношение с другими явлениями культуры. Теология (богословие) Теология (богословие) – совокупность религиозных учений о сущности и действии Бога

4 РЕЛИГИЯ РЕЛИГИЯ (связывать, воссоединять) – это мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение, основанное на вере в существование Бога. РЕЛИГИЯ РЕЛИГИЯ (связывать, воссоединять) – это мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение, основанное на вере в существование Бога. ВЕРА В СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННОЕ – главный признак религии (религиозного мировоззрения) ВЕРА В СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННОЕ – главный признак религии (религиозного мировоззрения)

11 СТРУКТУРА РЕЛИГИИ Религиозная идеология Религиозная психология Религиозное сознание Религиозная философия Теология Религиозно ориентированные теории Религиозно ориентированные теории Религиозные потребности Религиозные чувства Религиозная вера Религиозное общение Религиозные установки Религиозные традиции Религиозная деятельность Религиозные организации Проповеди Молитвы Обряды Богослужения Праздники Посты Церковь Деноминация Секта

18 ИСЛАМ КОРАН – главная священная книга мусульман ИСЛАМ ИСЛАМ - (араб., букв. - покорность), монотеистическая религия, одна из мировых религий

22 ХРИСТИАНСТВО ХРИСТИАНСТВО, ХРИСТИАНСТВО, одна из трех мировых религий. Имеет три основных направления: православие, католицизм, протестантизм. В основе - вера в Иисуса Христа как Богочеловека, Спасителя.

29 3. 3. Верны ли суждения о свободе совести: а) свобода совести – это право человека на независимость духовной жизни; б) право на свободу совести закреплено в Конституции РФ. 1. верно только а ; 2. верно только б ; 5. К акие из перечисленных религий являются мировыми? 1. индуизм; 2. синтоизм; 3. христианство; КЛЮЧ: 3. верны оба суждения; 4. оба суждения неверны. 4.ислам; 5. иудаизм; 6. буддизм.

Читайте также: