Можно ли перевестись на дистанционное обучение в школе казахстан

Обновлено: 06.07.2024

заголовок приказа изложить в следующей редакции:

"Об утверждении требований к организациям образования по предоставлению дистанционного обучения и правил организации учебного процесса по дистанционному обучению.";

пункт 1 приказа изложить в новой редакции:

1) Требования к организациям образования по предоставлению дистанционного обучения согласно приложению 1 к настоящему приказу

2) Правила организации учебного процесса по дистанционному обучению согласно приложению 2 к настоящему приказу.".

2. Комитету дошкольного и среднего образования Министерства образования и науки Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:

1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства образования и науки Республики Казахстан после его официального опубликования;

3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа представление в Юридический департамент Министерства образования и науки Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра образования и науки Республики Казахстан.

4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

Министр образования и науки
Республики Казахстан
А. Аймагамбетов

Приложение к приказу
Министр образования и науки
Республики Казахстан
от 3 ноября 2021 года № 547

Требования к организациям образования по предоставлению дистанционного обучения

Глава 1. Требования к организациям образования по предоставлению дистанционного обучения

1. К организациям образования, реализующим учебные программы начального, основного среднего, общего среднего и дополнительного образования, образовательные программы технического и профессионального, послесреднего образования, устанавливаются следующие требования по предоставлению дистанционного обучения:

1) наличие телекоммуникационных каналов, обеспечивающих подключение к сети Интернет для организации учебной деятельности;

2) наличие средств оперативного доступа к информационным ресурсам, цифровым ресурсам;

3) наличие информационной системы, включающей учебно-методическую, организационно-административную информацию для обучающихся, видеоуроки;

5) наличие у педагогов организаций образования сертификатов о прохождении курсов по информационным технологиям;

6) обеспечение учебного процесса цифровыми образовательными ресурсами;

7) соблюдение минимальных требований к программно-аппаратному комплексу и прикладному программному обеспечению.

2. К организациям образования, реализующим образовательные программы высшего и послевузовского образования, устанавливаются следующие требования по предоставлению дистанционного обучения:

1) наличие информационно-технологической инфраструктуры для бесперебойной организации дистанционного обучения – устойчивого сетевого соединения, серверного оборудования, системы хранения данных, функционирование систем кибербезопасности, коммуникационных каналов связи, обеспечивающих подключение к сети Интернет, систем аутентификации для идентификации личности обучающегося, системы обнаружения заимствований, онлайн-прокторинга;

2) функционирование информационной системы управления образованием, в том числе платформы управления обучением, включающей веб-сайт, образовательный портал, автоматизированную систему обеспечения кредитной технологии обучения, совокупность цифровых образовательных ресурсов;

3) обеспечение информационной безопасности систем и защиты данных на основе разработанной Политики безопасности организации образования в соответствии с международным стандартом ISO/IEC 27001, ISO/IEC 27002;

4) обеспечение учебного процесса цифровыми образовательными ресурсами, функционирование онлайн-курсов (структурированный дизайн курса, карта формируемых результатов обучения, спецификация системы оценивания, описание показателей и критериев оценивания);

5) обеспечение доступа обучающихся к образовательному порталу и информационным системам, в которых размещены учебный, справочный и методический материалы, а также к системе тестирования и открытым электронным ресурсам, источникам;

6) обеспечение наличия цифровых сервисов по предоставлению образовательных услуг: электронное расписание учебных занятий и экзаменов и всех видов контроля учебных достижений обучающихся, система самооценивания; электронная библиотека; электронный документооборот, онлайн-регистрация на получение места в общежитии;

7) обеспечение условий для дистанционного обучения обучающихся с особыми образовательными потребностями;

8) наличие системы мониторинга качества образовательных услуг в соответствии с внутренней системой обеспечения качества.

Приложение к приказу
Министр образования и науки
Республики Казахстан
от 3 ноября 2021 года № 547

Правила организации учебного процесса по дистанционному обучению

Глава 1. Общие положения

1. Настоящие Правила организации учебного процесса по дистанционному обучению разработаны в соответствии с подпунктом 25) статьи 5 Закона Республики Казахстан "Об образовании" и определяет порядок предоставления начального, основного среднего, общего среднего, технического и профессионального, послесреднего, высшего и послевузовского образования, а также дополнительного образования для обучающихся.

2. Дистанционное обучение в случаях введения чрезвычайного положения, ограничительных мероприятий, в том числе карантина, на соответствующих административно-территориальных единицах (на отдельных объектах), объявления чрезвычайных ситуаций организуется для всех обучающихся на основании приказа управления образования областей, городов Нур-Султан, Алматы и Шымкент.

4. Организации образования предоставляют дистанционное обучение:

1) обучающимся, имеющим заключение врачебно-консультационной комиссии о состоянии здоровья;

2) участникам международных, республиканских учебно-тренировочных сборов, спортивных соревнований, интеллектуальных и творческих конкурсов и фестивалей на период участия;

3) обучающимся в организациях среднего образования по заявлению родителей или иных законных представителей решением педагогического совета и Попечительского совета на определенный период;

4) обучающимся в организациях технического и профессионального, послесреднего образования (далее – ТиППО) не более установленного настоящими Правилами обьема по определенному перечню специальностей;

5) обучающимся в организациях высшего и (или) послевузовского образования (далее – ОВПО) не более установленного настоящими Правилами объема по определенному перечню направлений подготовки кадров.

5. В настоящих Правилах организации учебного процесса по дистанционному обучению используются следующие понятия:

1) информационная система – организационно-упорядоченная совокупность информационно-коммуникационных технологий, технической документации, реализующих определенные технологические действия посредством информационного взаимодействия и предназначенных для решения конкретных функциональных задач;

2) информационно-коммуникационные технологии – совокупность методов работы с электронными информационными ресурсами и методов информационного взаимодействия, осуществляемых с применением аппаратно-программного комплекса и сети телекоммуникаций;

3) асинхронный формат обучения – дистанционное обучение, предполагающее взаимодействие участников образовательного процесса, в том числе посредством информационных систем и других средств связи;

4) цифровой след обучающегося – это набор верифицированных данных о результатах образовательной деятельности, зафиксированных на LMS (система управления обучением) и (или) иных платформах или информационной системе;

5) массовый открытый онлайн-курс (далее – MOOК) – обучающий курс с массовым интерактивным участием, с применением технологий электронного обучения и открытым доступом через Интернет;

6) дистанционное обучение – обучение, осуществляемое при взаимодействии педагога и обучающихся на расстоянии, в том числе с применением информационно-коммуникационных технологий и телекоммуникационных средств;

7) онлайн-курс – учебная программа, позволяющая получить знания, навыки и компетенции через Интернет в режиме реального времени, в том числе с применением ранее записанных видеолекций в ОВПО, утверждаемая ОВПО;

8) синхронный формат обучения – дистанционное обучение, предполагающее прямую связь (стриминг) участников образовательного процесса в реальном времени, с использованием возможностей информационных систем (далее – ИС) и других средств связи;

9) цифровые образовательные ресурсы (далее – ЦОР) –дидактические материалы по изучаемым дисциплинам и (или) модулям, обеспечивающие обучение в интерактивной форме: фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, звукозаписи и иные цифровые учебные материалы.

Глава 2. Порядок организации учебного процесса по дистанционному обучению

6. Дистанционное обучение осуществляется при взаимодействии участников образовательного процесса на расстоянии независимо от их места нахождения, в том числе с применением информационно-коммуникационных технологий и телекоммуникационных средств.

7. Организации образования, реализующие образовательные программы начального, основного среднего, общего среднего, технического и профессионального, послесреднего, высшего и (или) послевузовского, а также дополнительного образования, обеспечивают условия для организации дистанционного обучения.

8. При полном переходе на дистанционное обучение обучающихся, указанных в пункте 4 настоящих Правил, организации образования, реализующие образовательные программы начального, основного среднего, общего среднего, технического и профессионального, послесреднего, высшего и (или) послевузовского образования, обеспечивают доступ обучающихся к информационной системе и электронному расписанию уроков, электронному журналу, электронным ресурсам.

9. Дистанционное обучение участников международных, республиканских учебно-тренировочных сборов, спортивных соревнований, интеллектуальных и творческих конкурсов, фестивалей осуществляется по заявлению обучающегося, родителя или иного законного представителя обучающегося на имя руководителя организации образования в произвольной форме и на основании приказа (письма) уполномоченного государственного органа, подтверждающего участие обучающегося в международных, республиканских учебно-тренировочных сборах, спортивных соревнованиях, интеллектуальных и творческих конкурсах, фестивалях на период участия с указанием сроков.

10. Учебные занятия для обучающихся организаций ТиППО, ОВПО, участвующих в международных, республиканских учебно-тренировочных сборах, спортивных соревнованиях, интеллектуальных и творческих конкурсах, фестивалях, организуется посредством асинхронного и/или синхронного формата обучения.

Сдача итоговой аттестации с применением дистанционного обучения предусматривается для организаций ТиППО и ОВПО с обеспечением системы прокторинга.

12. Учебные занятия для лиц, имеющих временные ограничения возможностей здоровья и не имеющих возможности регулярно посещать организации ТиППО, ОВПО, организуются посредством асинхронного и/или синхронного формата обучения и путем самостоятельного освоения учебных материалов по решению организации образования.

13. Дистанционное обучение в организациях среднего образования для обучающегося осуществляется на основании заявления родителя обучающегося или иного законного представителя по решению педагогического совета и Попечительского совета на основании показателей успеваемости, наличии условий для дистанционного обучения с учетом мнения ребенка, заключения школьного психолога, акта жилищно-бытовых условий проживания обучающихся:

1) при дистанционном обучении организация среднего образования предоставляет обучающемуся Типовые учебные программы по учебным предметам, календарно-тематические планы, учебники, графики проведения СОР и СОЧ, текущей, промежуточной и государственной итоговой аттестации;

2) учебные занятия обучающегося организуются родителями или иными законными представителями самостоятельно и его социализацию через дополнительное образование (секции, спорт, творческие, образовательные кружки и другое);

3) обучающийся при дистанционном обучении осваивает учебные программы соответствующего уровня образования, своевременно проходит текущую (СОР, СОЧ), промежуточную и итоговую аттестацию в организации среднего образования в очном формате. При этом обучающийся СОР проходит в очном и (или) дистанционном формате;

4) текущую, промежуточную и итоговую аттестацию обучающиеся сдают по месту нахождения в организации среднего образования, где он закреплен. По результатам текущей, промежуточной и итоговой аттестации педагогический совет принимает соответствующее решение о продлении дистанционного обучения обучающегося или переводе его на традиционный формат обучения;

5) в процессе обучения обучающийся обращается по слабоусвоенным темам к учителям-предметникам, в других случаях при необходимости к школьному психологу, медицинскому работнику, инспектору по делам несовершеннолетних, социальному педагогу организации среднего образования;

6) обучающийся участвует в спортивных и школьных и внешкольных мероприятиях организации образования;

7) организация среднего образования, за которой закреплен обучающийся обеспечивает ему бесплатное пользование спортивными, читальными, актовыми залами, компьютерными классами и библиотекой.

14. Перечень дисциплин и (или) модулей, допускаемых для дистанционного обучения независимо от формы обучения, определяется организацией ТиППО, ОВПО самостоятельно и утверждается приказом руководителя.

15. Мониторинг соблюдения обучающимся дисциплины и (или) модуля в процессе освоения образовательной программы, уровня участия в учебном процессе, посещаемости осуществляется через формирование его цифрового следа.

19. При этом ограничения, указанные в пунктах 17, 18 настоящих Правил, не распространяются на обучающихся, указанных в подпунктах 1) и 2) пункта 4 настоящих Правил.

20. В организациях ОВПО допускается перевод на дистанционное обучение не более двадцати процентов для подготовки кадров в сфере педагогических наук, права, хореографии, музыкального искусства, авиационной техники и технологий, строительства, морской техники и технологий, здравоохранения, военного дела, ветеринарии от общего объема академических часов/кредитов за весь период обучения.

Для подготовки кадров по остальным направлениям подготовки кадров в ОВПО допускается перевод на дистанционное обучение не более пятидесяти процентов от общего объема академических часов/кредитов за весь период обучения.

22. ОВПО обеспечивает консультационную поддержку обучающихся и строгий мониторинг за соблюдением обучающимся дисциплины в процессе освоения образовательной программы, посещаемости, логирования, контроль за ходом изучения материалов и своевременного выполнения заданий, оценивания через его цифровой след.

23. ОВПО самостоятельно определяет структуру и содержание онлайн-курсов.

24. При дистанционном обучении сохраняется трудоемкость учебных дисциплин и видов учебной работы в соответствии с действующей образовательной программой.

25. В условиях ограничительных мер, в том числе карантина, чрезвычайных ситуаций социального, природного и техногенного характера, профессиональная практика, исследовательская и экспериментальная работа, лабораторные и студийные занятия, осуществление которых невозможно в онлайн-формате, при переходе на дистанционное обучение переносятся на последующие академические периоды.

26. Порядок разрешения и организации перехода на дистанционное обучение по программам академической мобильности определяется ОВПО самостоятельно.

Для подготовки обучающихся по программам академической мобильности допускается перевод на дистанционный формат изучения не более двадцати процентов от общего объема академических кредитов за весь период обучения;

Для подготовки обучающихся по двудипломным программам и программам обмена обучающихся допускается перевод на дистанционный формат изучения не более пятидесяти процентов от общего объема академических кредитов за весь период обучения.

27. При чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера, включающих предупреждение и лечение заболеваний населения, санитарно-противоэпидемические и санитарно-профилактические мероприятия, допускается изучение обучающимся большего объема академических кредитов с применением дистанционного обучения по программам академической мобильности и при реализации двудипломных и (или) совместных программ.

28. Обучающиеся осваивают отдельные дисциплины образовательной программы по согласованию с ОВПО через неформальное образование взрослых, в том числе через МООК, результаты которых признаются в порядке, установленном ОВПО самостоятельно, суммарно не более двадцати процентов от общего объема академических кредитов за весь период обучения.

Кому разрешат перейти на дистанционку: министр образования ответил на вопросы казахстанцев

Кому разрешат перейти на дистанционку: министр образования ответил на вопросы казахстанцев

- Будет ли у школьников линейка 1 сентября в этом году?

- 1 сентября - День знаний. Мы планируем, что будет организована торжественная линейка. Она пройдет на улице, в ней будут участвовать ученики первых классов. Им во время линейки будет вручен "Әліппе" или "Букварь" в торжественной обстановке. Это их первая книга. Ученики 2-11-х классов сразу пойдут в классы, там для них будут организованы классные часы. Для сопровождающих будут ограничения.

- В прошлом году при переходе на дистанционный формат вы говорили, что это вынужденная мера. А в этом году переход на традиционный формат такая же вынужденная мера?

- Переход на традиционный формат - это необходимая мера. Я думаю, что подавляющее большинство родителей, учителей и школьников давно ждали эту новость, и недавно межведомственная комиссия приняла решение, что возможно начать учебный год в традиционном формате.

Санитарные врачи ставят жесткие рамки. Мы должны обеспечить подготовку, прежде всего, необходимо соблюсти масочный режим. Это касается и детсадов, и школ, и колледжей, и вузов, и магистратуры, и докторантуры. Должны быть обеспечены самые строгие санитарные требования. Учащиеся и педагоги должны носить маски и во время уроков, и находясь на территории школы. Должно быть кварцевание, проветривание и нахождение класса в одном кабинете, перемены будут организовываться в разное время, и будет установлена программа Ashyq для сотрудников и преподавателей. В детских садах это могут быть педагоги. В вузах - студенты. Про школьников пока не говорим. Прежде всего необходимо охватить взрослых, дальше с уполномоченными органами здравоохранения будем следить по ходу учебного года.

- Кто будет учиться дистанционно?

- Если выявляется человек (школьник, студент), который либо сам болеет, либо у него родители болеют, он уже не допускается в здание. Конечно, ему необходимо организовать продолжение обучения. Если мы говорим о среднем образовании, то оно обязательно должно быть доступно.

Для нас важно оградить от рисков остальных детей. Если родитель студента или школьника заболел или является контактным, мы не можем гарантировать, что студент или школьник не болеет. Даже если клинических проявлений нет. В данном случае решение достаточно правильное, я думаю. Ограничение будет носить временный характер.

- Насколько временный?

- После изменения статуса таких учащихся снова вернут в школу или университет. Наши школы тоже сейчас готовятся, что будут обучающиеся, для которых периодически нужно организовать онлайн-обучение.

- Смогут ли школьники остаться на дистанционном обучении по желанию?

- Нет. Было принято решение, что дети будут обучаться в традиционном формате. Есть категории, которые будут обучаться дистанционно. Смотрю по студентам, если бы была возможность, вообще не хотели бы учиться, получить диплом, но при этом не ходить на занятия. Я думаю, что подавляющее большинство понимает необходимость традиционного обучения. Думаю, эксперты, родители и педагоги - все солидарны с тем, что традиционное обучение - это неравносильно и неравнозначно дистанционному обучению. Образовательный процесс - это гораздо шире, чем просто передача информации. Ребенок ходит в школу не просто чтобы получить информацию, это и общение с детьми, и социализация.

Ученики с 1-5 и с 9-12 классов будут обучаться в школе в комбинированном формате. Можно ли перевести ребенка на онлайн-формат?


Фото из архива "Д"

Уже завтра, с 1 апреля начинается четвертая четверть. Большинство учеников школ будут обучаться в дежурных классах, а это все школьники, кроме 6-7-8 классов. Возможно ли отказаться от посещения дежурных классов и учиться онлайн?

ОТВЕТ @gazeta_diapazon - Да, возможно. Родители могут написать заявление и обучать детей в онлайн-формате. Однако мы советуем посещать школу, так как это последняя четверть. Желательно посещать школу и обучаться в традиционном формате. Если же в школе отказываются принимать заявление, вы можете обратиться на мою страницу в инстаграм. В этом случае будем разбираться, - ответил Жолдас Батырхан @zholdas_nurlanuly, руководитель управления образования Актюбинской области.

Кто может не ходить в школу и учиться дистанционно – новые правила

Правила вступили в силу 19 ноября. Теперь возможность обучаться в онлайн формате имеют не только дети по заключению врачебной комиссии, но и участвующие в международных соревнованиях, а также по желанию родителей.

36 общеобразовательных школ города на данный момент работают в штатном режиме. То есть дети, как и прежде садятся за парты и грызут гранит науки в стенах школы. Раньше право учиться дистанционно, то есть иначе говоря дома, могли только дети с проблемами по здоровью. Теперь же, согласно утвержденному минобразования и науки приказу, категорий детей, которые могут обучаться в формате онлайн стало больше.

Пока правом уйти на дистанционку никто не воспользовался. На данный момент более 30 детей обучаются в дистанционном формате, и все они имеют проблемы со здоровьем. Часть из них это дети-аллергики, которые не могут носить защитные медицинские маски продолжительное время. Для всех, кто будет учиться самостоятельно, есть ряд правил.

В новых правилах есть и еще одна категория тех, кто может обучаться дистанционно. Это дети, чьи родители приняли решение о переходе на домашнее самостоятельное обучение.

Родители должны обеспечить ребенка рабочим местом — то есть письменым столом и интернетом. Также учащимся дома школьникам педагоги дадут доступ к образовательным платформам. Однако, родители, принимая решение о домашнем обучении, должны знать, что ответственность за качество образования и уровень знаний в этом случае ляжет на их плечи. Так как педагоги заниматься с ребенком, выходя на видеосвязь или иными способами, не будут. К тому же, если СОЧ учащийся напишет неудовлетворительно, его вернут в традиционный формат обучения.

Читайте также: