Фонетическая ритмика как здоровьесберегающая технология в доу

Обновлено: 07.07.2024

Забота о здоровье детей – важнейшая задача всего общества.

Одним из условий полноценного развития детей дошкольного возраста является высокий уровень здоровья, его психофизическое и психологическое состояние. В настоящее время в связи со сложившейся экологической ситуацией, неблагоприятными наследственными факторами наблюдается тенденция к увеличению числа детей дошкольного возраста, имеющих отклонения в состоянии здоровья.

В дошкольные учреждения приходит большое количество детей с ярко выраженной гипер активностью, психосоматическими заболеваниями. Кроме того, по данным медицинской статистики, количество дошкольников с хроническими заболеваниями увеличивается с каждым годом. В школу поступает только несколько процентов абсолютно здоровых первоклассников. В последние годы, к сожалению, отмечается и увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. В век развития телевидения и компьютеризации дети меньше общаются с взрослыми и сверстниками. Да и многие родители предпочитают, чтобы дети сидели за компьютерными играми, смотрели мультфильмы, лишь бы не отвлекали. В результате двигательная активность на низком уровне, речь и чувственная сфера не развивается.

Я обратила внимание на повышенную детскую утомляемость, дети с трудом сосредотачиваются, быстро становятся вялыми и раздражительными; часто болеют простудными заболеваниями, имеют нарушения осанки.

В свете вышесказанного особую актуальность приобретает проблема здоровье сбережения, оздоровления детского организма.

Федеральные государственные требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования определяют как одну из важнейших задач: охрану и укрепление здоровья воспитанников через интеграцию образовательных областей, создание условий безопасной образовательной среды, осуществление комплекса психолого – педагогической, профилактической и оздоровительной работы.

В соответствии с этим особую важность приобретает поиск новых средств и методов повышения эффективности оздоровительной работы в дошкольных учреждениях, создание оптимальных условий для всестороннего гармоничного развития личности ребёнка.

Оздоровление детей в последнее время становится приоритетным направлением в работе многих образовательных учреждений. Здоровый малыш – это радость, счастье, благополучие не только семьи, но и всего общества.

“Здоровьесберегающие технологии” – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Цель внедрения здоровьесберегающих технологий :

Сохранение и укрепление психического и

физического здоровья детей дошкольного возраста.

Именно музыка из всех видов искусства является самым

сильным средством воздействия на человека.

Для внедрения здоровьесберегающих технологий в

музыкально-образовательной деятельности необходимы

1. Обстановка и гигиенические условия в музыкальном зале :

температура и свежесть воздуха, освещение должны

соответствовать нормам СанПиНа.

2. Продолжительность музыкальных занятий

3. Однообразность, как и слишком частые смены одной

деятельности другой, способствуют утомлению

дошкольников, приводят к утрате внимания, интереса.

Средняя продолжительность и частота чередования различных

видов музыкальной деятельности ориентировочно 3-10 минут

(в зависимости от возраста детей).

Норма видов деятельности – 3-5 видов за занятие,

в зависимости от возраста ребенка.

3 слайд Музыкальное воспитание детей в детском саду осуществляется на музыкальных занятиях, в повседневной жизни, на утренней гимнастике, на праздниках и развлечениях, в самостоятельной музыкальной деятельности. Поэтому и методы оздоровления детей я применяю во всех этих формах организации музыкальной деятельности, каждая из которых обладает своими возможностями.

Сегодня я хочу обратить внимание на такие здоровьесберегающие технологии, как Логоритмика и Ритмопластика.

(Обращаю внимание обратить на слайд)

4 слайд Почему – ЛОГОРИТМИКА?

Три кита, на которых стоит логоритмика,- это движение, музыка и речь.

Все, окружающее нас живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельностью мозга человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется развивать чувство ритма в доступной для дошкольников форме: ритмических упражнениях и играх.

Логоритмика – это как раз собрание таких приёмов, способов и методов для здорового развития и воспитания детей.

В состав логоритмики входит :

• Речь с движениями

• Фонопедические игры и упражнения

• Логопедические попевки, песенки, упражнения

Логопедическая ритмика - комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально- ритмического и физического воспитания. Это вид активной терапии движениями. Она основана на взаимосвязи слова, музыки и движения.

Целью логоритмики является - развитие речи, посредством движений. в разных видах

5 лайд Речь с движением.

При организации работы с детьми дошкольного возраста большое значение следует уделять использованию упражнений на координацию речи с движением. Эти упражнения включаются в различные виды деятельности детей: занятия, прогулки, режимные моменты, логопедические пятиминутки и т. д.

При использовании игр на координацию речи с движением мы решаем следующие задачи:

• Стимулирует развитие речи

• Развивает пространственное мышление

• Развивает внимание, воображение

• Воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность

Использование упражнений на координацию речи с движением помогает создавать условия для успешного обучения каждого ребенка. Их коррекционная направленность предполагает исправление двигательных, речевых, поведенческих расстройств, нарушений общения, недостаточности высших психических функций.

6 слайд Пальчиковая гимнастика

Кончики пальцев - есть второй головной мозг. В жизнедеятельности человека рука играет важную роль на протяжении всей его жизни.

Дотрагиваясь до чего-либо рукой, человек сразу же узнает, что это за вещь. Работа пальцев рук действительно бесконечно разнообразна и важна для каждого человека. Пальцами можно трогать, брать, поглаживать, зажимать. Невозможно перечислить все глаголы, описывающие все, что можно делать нашими руками, пальцами.

Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи.

• Стимулирует действие речевых зон коры головного мозга детей

• Совершенствует внимание и память

• Формирует ассоциативно-образное мышление

• Облегчает будущим школьникам усвоение навыков письма

Таким образом, роль стимула развития центральной нервной системы, всех психических процессов, и в частности речи, играет формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук. Упражнения с младшими дошкольниками необходимо выполнять в медленном темпе от 3 до 5 раз сначала одной рукой, затем другой, а в завершение — двумя руками вместе. Указания ребенку должны быть спокойными, доброжелательными и четкими.

6 слайд Дыхательная гимнастика

• Корректирует нарушения речевого дыхания

• Помогает выработать диафрагмальное дыхание а также

• Помогает выработать силу и правильное распределение выдоха

Выполнение дыхательной гимнастики помогает сохранить,

укрепить здоровье ребенка. Она дает возможность зарядиться бодростью и жизнерадостностью, сохранять высокую работоспособность. Гимнастика хорошо запоминается и после тренировки выполняется легко и свободно.

Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает на организм человека комплексное лечебное воздействие:

-положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;

-способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы;

-улучшает дренажную функцию бронхов;

-восстанавливает нарушенное носовое дыхание;

-исправляет развывшиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.

7 слайд Артикуляционная гимнастика,

Артикуляционная гимнастика позволяет осуществлять

развитие артикуляционной моторики:

-обучение детей простейшим артикуляционным движениям по подражанию взрослому;

выработку контроля за положением рта.

Гимнастикой можно заниматься как индивидуально, так и со всей группой, в любое время дня (исключая 20 минут до еды и 1 час после еды). Комната для занятия должна быть хорошо проветрена.

8 слайд Фонопедические игры и упражнения

• Развивают носовое, диафрагмальное, брюшное дыхание

• Стимулируют гортанно-глоточный аппарат

• Стимулируют деятельность головного мозга

Если проговаривать или пропевать звуки, они имеют целебные свойства

При проговаривании гласных звуков массируются внутренние органы, так как при произнесении каждого звука создается определенная вибрация в том или ином месте. Эта вибрация имеет терапевтический эффект для того органа, через который она проходит.

• "а" – вентиляция легких;

• "о" и "а" – приводят в действие весь организм, дают команду всем клеткам;

• "ю" – почки и мочевой пузырь, снижает боль;

• "и" – укрепляет голосовые связки;

• "н" – активизирует процессы организма и творческие способности, помогает снять головную боль;

• "з" – поможет больному горлу;

• "р" – для снятия усталости;

• "ш" и "е" – расслабляет, снижает напряжение;

• "ля" – воздействует на носоглотку;

• "си" – улучшает состав крови;

• "ом" – повышает жизненный тонус;

• "им" – гармония всего организма;

9 слайд Психогимнастика-релоксация

Порой детям стоит огромных усилий контролировать свои эмоции, сдерживаться, скрывать их от посторонних. Чтобы научить ребенка сдерживать, контролировать свои эмоции, дайте ему почувствовать этот "контроль" и как он "работает" в игровой форме.

Применяя релаксацию преследуются цели :

• снятие эмоционального напряжения.

• умение изображать выразительно и эмоционально отдельные эмоции, движения.

• коррекция настроения и отдельных черт характера.

Ауторелаксация- это один из методов аутогенной тренировки, заключающийся в последовательном расслаблении скелетных мышц.

Прежде всего такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, вспыльчивым, замкнутым, с неврозами, нарушениями характера, легкими задержками психического развития и другими нервно-психическими расстройствами, находящимися на границе здоровья и болезни.

Не менее важно использовать психогимнастику в психопрофилактической работе с практически здоровыми детьми с целью психофизической разрядки.

Психогимнастика, прежде всего, направлена на обучение элементам техники выразительных движений, на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств и на приобретение навыков в саморасслаблении.

Дети изучают различные эмоции и учатся управлять ими, овладевают азбукой выражения эмоций. Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения.

10 слайд “Самое лучшее, что есть в жизни –это свободное движение под музыку” А. И. Буренина

Одной из современных технологий, которую я использую в своей работе, является ритмопластика,

Ритмопластика - это вид деятельности, в основе которого лежит музыка, а движения выражают музыкальный образ.

Своеобразный музыкально- ритмический психотренинг.

Ритмопластика доступна всем детям без исключения.

Ведь в основе феномена ритмопластики лежат разнообразные движения, которые делят на

• общеразвивающие и др.

• музыкальные игры

Через танцевальные движения дети знакомятся с основными элементами классического, народного и современного танца, учатся легко ориентироваться в пространстве.

Хорошо известно, что танец способствует раскрытию внутреннего мира ребенка через эмоции, к тому же это еще и самый доступный способ самовыражения ребенка, когда ему еще трудно словами сказать, что он чувствует и что с ним происходит. Значение танца для ребенка заключается в том, что он помогает снять эмоциональное напряжение безопасным способом. Ведь не всегда малыш может высказать и адекватно выразить свои негативные чувства: гнев, обиду и т. п.

Важными задачами ритмического воспитания являются :

• Развитие музыкальности

• Развитие умения творчески выразить свое восприятие музыки в движениях

11 слайд Общеразвивающие упражнения- это Ритмическая, музыкальная разминка

Музыкальная разминка.

Ритмическая гимнастика. Выполнение общеразвивающих упражнений на месте под музыку с различными предметами и без них.

12 слайд Имитирующие движения

Передают через образы сказочных и литературных героев, окружающие предметы,свои ощущения и чувства, отношение к себе, повадки различных животных.

А помогают в этом детям:

13 слайд Танцевальные движения.

Направлены на формирование танцевальных движений у детей, что способствует повышению общей культуры ребенка и обогащению двигательного опыта разнообразными видами движений. В этот раздел входят танцевальные шаги, позиции рук, движения рук, ног, корпуса, хлопки, прыжки, построения и перестроения. Осваиваются виды движений различных танцев.

14 слайд Сюжетно-образные танцы.

Являются основой для развития чувства ритма и двигательных способностей занимающихся, позволяющих свободно, красиво и правильно выполнять движения под музыку, в соответствии с текстом песни и особенностями музыки — характеру, ритму и темпу. Сюжетно-образные танцы направлены на развитие выразительности движений, чувства ритма, артистичности, развитие двигательной памяти в соответствии с музыкой и текстом песен. Использование сюжетно-образных танцев в работе с детьми способствует развитию умения воспринимать музыку, то есть чувствовать ее настроение, характер и понимать ее содержание. Развивается музыкальная память, внимание, координация движений, пластичность, ориентация в пространстве. В этом разделе используются как правило изученные танцевальные движения.

15 слайд Музыкальные игры.

Все дети любят играть, поэтому в программе используются музыкальные игры различного характера, а именно: сюжетно — ролевые игры, подвижные игры, общеразвивающие игры, игры для создания доверительных отношений в группе, игры направленные на развитие внимания ребёнка к самому себе, своим чувствам, игры на развитие слуха, чувства ритма, ориентации в пространстве.

16 слайд Музыкотерапия

Музыкотерапия – важная составляющая музыкально – оздоровительной работы ДОУ. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей; снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.

Музыка для встречи детей и их свободной деятельности

Для пробуждения после дневного сна можно использовать музыку :

3. Лютневая музыка XVII века

Для релаксации использую:

16 слайд Музыкально-оздоровительная работа в детском саду – это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка.

Практика показывает, что регулярное включение элементов логоритмики и ритмопластики в процесс музыкального воспитания дошкольников способствует быстрому развитию речи и музыкальности, формирует положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками.

Музыкальные занятия с использованием технологий здоровьесбережения эффективны при учёте индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребёнка, его интересов. Успех занятий невозможен без совместного, целенаправленного, системного взаимодействия специалистов ДОУ: музыкального руководителя, учителя-логопеда,инструктора по ФК и воспитателей, а также самых главных наших помощников в воспитании детей – родители.

Прикреплённые файлы:

Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях Подготовила музыкальный руководитель Мащенко Е. В. Музыкально-оздоровительная работа.

Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном.

Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях ДОУ-фотоотчет

Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях ДОУ-фотоотчет Использование нетрадиционных методов и приемов результативно для развития дошкольников. Особо остро в настоящее время стоит вопрос о здоровье.

В последнее время мы всё чаще и чаще слышим, что появляются всё новые технологии в воспитании детей. Главное назначение таких новых технологий – объединить педагогов, психологов, медиков, родителей и самое главное – самих детей на сохранение, укрепление здоровья.

Что такое здоровье сберегающие технологии? Это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогических приемов и методов работы, технологий, подходов к реализации различных проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию.

Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно - образовательных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребенка и педагога, педагога и родителей, ребенка и доктора. Эта система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья дошкольников на всех этапах его обучения и развития.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обеспечить ребенку в условиях комплексной информатизации образования возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и навыки не только общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Здоровьесберегающие технологии особенно актуальны для детей уже однажды, в силу жизненных обстоятельств, утратили здоровье.

Помимо нарушений связанных с недостатком слуха, имеют массу различных заболеваний и отклонений от нормы. Это приводит к речевому недоразвитию. Полноценное развитие детей дошкольного возраста, имеющих нарушение слуха, невозможно без физического воспитания, обеспечивающего не только необходимый уровень физического развития, но и коррекцию отклонений различных сфер деятельности слабослышащего ребенка. Одним из видов двигательной активности является фонетическая ритмика.

Фонетическая ритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения (головы, корпуса, ног и рук, сочетаются с произнесением определенного материала(звуков, слогов, слов, фраз).В научной литературе давно доказана связь между развитием движений и формированием произношения, где движения являются стимулятором, активно и положительно влияя на развитие и функционирование речевых зон коры головного мозга, особенно в дошкольном возрасте, пока идет процесс формирования речевой моторики. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности и монотонности речи. Речь активно начинает формироваться, когда движения пальцев рук ребенка достигают достаточной силы и точности. Следовательно, коррекционная работа выстраивается в направлении от движения к речи, что с успехом реализует фонетическая ритмика, сочетающая в себе три компонента: эмоциональный, двигательный и речевой.

Цель занятий по фонетической ритмике заключается в том, чтобы:
- соединить работу речедвигательного и слухового анализаторов с развитием общей моторики;
- развивать фонематический слух и использовать его в ходе формирования и коррекции произносительных навыков.

Все упражнения, содержащие движения и устную речь направлены на:
- нормализацию речевого дыхания и связанной с ним плавностью речи;
- формирование умений изменять силу и высоту голоса, сохраняя нормальный тембр;
- правильное воспроизведение звуков и их сочетаний изолированно, в слогах, словах, фразах; - умение выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами.

Движения детей, которые сопровождают произнесение звуков и слогов на речевых занятиях характеризуются тремя основными элементами:
- напряженность;
- интенсивность;
- время.

Когда мы произносим те или иные звуки, то разные группы мышц, участвующие в их произведении, по-разному напрягаются или расслабляются. От качества участия мускулатуры в движении зависит и характеристика этих движений – напряженность. Интенсивность определяет динамику речи, т.е. те усилия в артикуляционном аппарате, которые возникают при произнесении того или иного звука. Время определяет скорость, с которой мы выполняем то или иное движение. Оно выражается в длительности или краткости.

С самого начала выполнения упражнений с использованием фонетической ритмики следует обучать детей сознательному регулированию движений при выполнении упражнений, которые сопровождают произнесение звуков и слогов с этими звуками.

Музыка и слово помогают или активно реализовывать движение, или затормозить моторную реакцию музыка оказывает влияние на качество исполнения – улучшается выразительность движений, ритмичность, четкость, плавность, слитность. Эмоциональная окрашенность движений вследствие восприятия музыки придает им энергию или мягкость, больший размах или сдержанность, а создание с помощью музыки определенных образов способствует развитию мимики и пантомимики.

При проведении игровых упражнений на основе фонетической ритмики необходимо:
- Выполнять упражнения регулярно 3–5 раз в неделю.
- Во время выполнения упражнений дети должны стоять врассыпную, чтобы хорошо видеть педагога и не мешать друг другу.
- Дети выполняют движения и проговаривают речевой материал синхронно с педагогом.
- Каждое упражнение выполняется 3–5 раз. Многократное повторение упражнений делает движения более четкими и точными, в том числе и движения органов артикуляции. Поэтому на начальном этапе главное внимание следует обратить на правильность выполнения детьми именно движений. Упор на движение, а не на речь!
- Положительная оценка каждого выполненного упражнения.
- Игровые упражнения могут выглядеть как отдельное занятие или как часть речевого занятия, могут использоваться в качестве динамических пауз.

Регулярное проведение речевых упражнений с использованием фонетической ритмики показало, что:
- у детей активнее развивается общая и мелкая моторика, артикуляционная моторика и координация движений;
- улучшается фонематический слух;
- нормализуется речевое дыхание;
- формируется умение изменять силу и высоту голоса;
- улучшается ритмико-интонационная сторона речи;
- уточняется артикуляция имеющихся звуков, создается база для постановки отсутствующих звуков, более быстрый процесс автоматизации звуков;
- повышается речевая активность детей.

Каждый человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако для закрепления мысли необходимо движение. Иван Петрович Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Именно поэтому многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например, ходьбе, покачивании ногой, постукивании карандашом по столу и прочее. На двигательной активности построены все нейропсихологические коррекционно-развивающие программы. Вот почему следует помнить, что неподвижный ребенок не обучается.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Суть фонетической ритмики как метода в следующем: детям предлагаются для подражания различные виды движений и их комбинации. Движения сочетаются с произнесением звуков, слогов, слов с проговариванием фраз и коротких текстов. Обязательное условие занятий – эмоционально-положительный фон, активное использование жестов, мимики, интонации.

ФОНЕТИЧЕКАЯ РИТМИКА КАК ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

Проблема сохранения и укрепления здоровья детей являются важнейшими в концепции модернизации российского образования. Возрастает потребность в реализации педагогами ДОУ технологий, направленных на сохранение здоровья и развитие психофизического потенциала дошкольников. Здоровьесберегающие технологии в деятельности логопеда принадлежат к числу эффективных средств коррекции, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов и способствуют оздоровлению их организма.

Одним из видов коррекционно-оздоровительной технологии, используемой в реализации опыта учителя-логопеда, является фонетическая ритмика. Впервые фонетическую ритмику представили Татьяна Михайловна Власова и Антонина Николаевна Пфафенродт. Фонетическая ритмика – это система двигательных уп­ражнений, в которых различные движения (корпуса, голо­вы, рук, ног) сочетаются с произнесением определенного ре­чевого материала (фраз, слов, слогов, звуков).

Суть фонетической ритмики как метода в следующем: детям предлагаются для подражания различные виды движений и их комбинации. Движения сочетаются с произнесением звуков, слогов, слов с проговариванием фраз и коротких текстов.
Обязательное условие занятий – эмоционально-положительный фон, активное использование жестов, мимики, интонации.

Все упражнения, содержащие движения и устную речь, на занятиях по фонетической ритмике направлены на:

нормализацию речевого дыхания и связанной с ним слитностью речи;

формирование умений изменять силу и высоту голоса, сохраняя нормальный тембр без грубых отклонений от нормы;

правильное воспроизведение звуков и их сочетаний изолированно, в слогах, словах, фразах;

воспроизведение речевого материала в заданном темпе;

восприятие, различение и воспроизведение различных ритмов;

умение выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами.

Занятия фонетической ритмикой включают в себя рабо­ту над звуками и их сочетаниями; ритмом и темпом; рече­вым дыханием и слитностью; голосом и интонацией.

Все движения, отобранные для проведения занятий по фонетической ритмике, рассматриваются как стимуляция для формирования и закрепления произносительных навы­ков. Движения, которые выполняются на занятиях, предварительно не выучиваются. Поэтому они повторяются син­хронно с учителем несколько раз (2-5 раз каждое). После того как дети научатся правильно повторять движения, ко­личество повторений уменьшается. Движение полностью выполняет свою функцию только тогда, когда слово, слог, звук правильно реализуются в речи и после того, как пре­кратилось движение. Таким образом, движение в процессе занятий фонетической ритмикой – это средство для достижения цели, которой является формирование речи или ее коррекция. Конечная цель этих занятий – фонетически пра­вильно оформленная речь без движений.

Занятие по фонетической ритмике проводит учитель-логопед, который должен уметь сам правильно и красиво выполнять различные движения тела, рук, ног, головы:

ритмично и красиво двигаться как под музыку, так и без нее;

уметь сочетать систему движений с музыкой в различ­ном темпе;

видеть и уметь исправлять характер движений у детей;

стремиться к максимальной естественности и раскован­ности движений, как своих собственных, так и детей;

слышать недостатки в произношении детей и уметь их исправлять;

пользоваться голосом нормальной высоты и силы как в инструкциях, так и при передаче речевого материала.

Во всех случаях речь учителя-логопеда должна служить образцом для подражания, быть фонетически правильно оформлен­ной, эмоционально окрашенной.

Движения детей, которые сопровождают произнесение звуков и слогов на занятиях фонетической ритмики, харак­теризуются тремя основными элементами: напряжен­ностью, интенсивностью, временем.

С самого начала занятий фонетической ритмикой следу­ет обучать детей сознательному регулированию движений при выполнении упражнений, которые сопровождают про­изнесение звуков и слогов с этими звуками.

Двигательные упражнения, сопровождающие произнесе­ние гласных и согласных звуков и слогов с этими звуками, начинаются с трех основных исходных положений (И. п.):

Встать, ноги вместе, руки согнуты на уровне груди, локти опущены. С этого положения начинаются движения почти для всех звуков, кроме и, к, л.

Встать, ноги вместе, руки согнуты в локтях и подняты до уровня плеч, локти разведены в стороны. С этого И. п. начинаются движения для звуков и, к, л.

Встать, ноги вместе, руки вытянуты вперед на уровне груди. Это И. п. для звука р.

В игровой форме ребенку предлагают различные виды упражнений с одновременным проговариванием фонем, слов. Освоение упражнений фонетической ритмики начинается с изолированного произношения гласных звуков, затем согласных звуков, далее объединяются между собой в звуковые цепочки из двух, трех звуков. По мере овладения этим навыком, целесообразно проводит звуковой анализ этих цепочек, задавая детям вопросы: Сколько звуков произнесли? Какой первый? Второй? Затем упражнения фонетической ритмики вводятся в обратные, прямые слоги, также предлагаются слова, которые начинаются с гласных звуков. Дети по показу сопряженно произносят слова, одновременно показывают первый гласный звук. После чего педагог просит назвать звук, с которого начинается слово. Выполняя эти упражнения, дети испытывают положительные эмоции, что способствует более прочному овладению знаний.

Например: Гласный звук [О]. Дети соединяют опущенные руки перед собой так, чтобы кончики пальцев касались друг друга. Произнося гласный (о-о-о…), они плавно поднимают руки через стороны вверх и соединяют их в кольцо над головой. Интонация удивления.

Аналогичная работа проводится с согласными звуками, далее с текстом.

Таким образом, упражнения фонетической ритмики используются как средство опоры на зрительный и двигательный образ звука речи для укрепления межанализаторного взаимодействия и наиболее полноценного усвоения материала.

Фонетическая ритмика, в отличие от лечебной ритмики, приобретает свои специфические особенности. Длительные наблюдения за эффективностью работы в этом направлении позволяют прийти к выводу, что данный метод даёт положительные результаты и является ценным вкладом в общую систему исправления речи.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В этой консультации говорится о фонетической ритмике в системе оздоровительной работы с детьми дошкольного возраса.

В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей стоит очень остро. Ведь здоровье детей – это будущее нашей страны. Поэтому оно нуждается в тщательной заботе с самого раннего детства. Результаты статистики свидетельствуют, что уже в дошкольном возрасте здоровых детей очень мало. Конечно, причин тому множество: экологические, социальные, генетические. Одна из таких причин – невнимание взрослых к здоровью детей. Не следует забывать, что дошкольный возраст – самое благоприятное время для формирования основ здорового образа жизни, т.е. выработки правильных привычек, которое в сочетании с обучением дошкольников приемам совершенствования и сохранения здоровья несомненно приведут к положительным результатам.

Так, в современной логопедической практике активно используются нетрадиционные для логопедии здоровьесберегающие технологии: кинезитерапия, су-джок-терапия, музыкотерапия, сказкотерапия, фонетическая ритмика, песочная и др.

Хочу остановится более подробно на фонетической ритмике. Фонетическая ритмика – здоровьесберегающая коррекционная технология, содержащая систему двигательных упражнений, в которых движения корпуса, рук, ног сочетаются с произнесением речевого материала: звуков, слогов, слов, словосочетаний, фраз. Речевой материал воспринимается детьми слухо-зрительно.

Обратиться к данной технологии мне пришлось, поскольку я работаю с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи, у которых наблюдается нарушение не только звукопроизношения, но и нарушения дыхания, голоса, темпа и ритма речи. У многих детей речевой выдох укорочен, голос к концу фразы становится приглушённым, тусклым, дети часто говорят на вдохе, а не на выдохе, в связи с чем нарушается тембр голоса. Речь таких детей невыразительная, нечёткая, малопонятная для окружающих людей.

В фонетической ритмике используются природные способности детей: эмоциональность (дети легко подражают эмоциям взрослым, друг другу и даже животным), потребность в двигательной активности. Развивая моторику и эмоции у детей, создаются предпосылки для становления многих психических процессов (слухового восприятия, внимания, памяти), но в первую очередь для развития речи.

Фонетическая ритмика сочетает в себе три компонента - эмоциональный, двигательный, речевой, и использует механизм их функционального единства. Суть метода в следующем: детям предлагают для подражания различные виды движений и их комбинации. Движения сочетаются с произнесением звуков, звукосочетаний, слогов, слов с проговариванием фраз и коротких текстов. Обязательное условие занятий – эмоционально–положительный фон, активное использование жестов, мимики, интонаций. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности и монотонности речи, которые свойственны детям данной категории. Раскованность и непринужденность, приобретаемые детьми при выполнении ритмических движений телом, оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов (речедвигательный анализатор), т.е. улучшается подвижность губ, языка, мышц глотки, дыхательных мышц.

Основные цели использования фонетической ритмики:

1. соединить работу речедвигательного и слухового анализаторов с развитием общей моторики;

2. способствовать формированию у детей естественной речи с выраженной интонационной и ритмической стороной с помощью перехода от общей моторики к речедвигательной;

3. развивать слуховое восприятие детей и использовать его в ходе формирования и коррекции произносительных навыков.

Постепенно беззвучные дыхательные упражнения переходят в фонационные, т. е. на выдохе дети учатся произносить те или иные звуки: сначала гласные затем согласные. Постепенно дети начинают произносить на выдохе звуковые цепочки, состоящие из двух – трёх звуков, а затем из 5-6 звуков. С введением согласных начинается произнесение слогов и слоговых рядов. Затем произносятся слова, словосочетания и тексты, в основном стихотворные.

Движения и речевой материал, которые выполняются на занятиях, предварительно не выучиваются. Поэтому они повторяются синхронно с педагогом несколько раз (3—5 раз каждое). Наглядный показ и многократные повторения стимулируют детей к правильному естественному подражанию. Многократное повторение упражнений делает движения более четкими и точными, в том числе и движения органов артикуляции. Поэтому на начальном этапе главное внимание следует обратить на правильное выполнение детьми именно движений. Упор на движение, а не на речь! После того как дети научатся правильно повторять движения, количество повторений уменьшается.

Занятия должны приносить детям радость и удовлетворение (двигательная активность - это потребность детского организма, поэтому приносит радость), носить игровой характер и яркую эмоционально- положительную окраску.

Проводить упражнения следует регулярно 3-5 раз в неделю, в качестве речевой зарядки.

Есть дети, для которых начальный этап - пассивный. Следует оставить за ними право только смотреть или даже не смотреть на взрослого и ничего не делать. Нельзя принуждать ребенка к выполнению упражнений. Очень скоро он сам привыкнет к тому, что делают педагог и другие дети, у него появится интерес и желание поучаствовать в игре, и он начнет подражать. Чем быстрее наладится положительный эмоциональный контакт с ребенком, тем скорее он начнет подражать и включится в совместную работу.

На каждом занятии необходимо чередовать противоположные по характеру движения: быстрые и медленные, напряженные и расслабляющие, резкие и плавные. Такое их чередование рефлекторно влияет на гармонизацию психики ребенка. В коре головного мозга достигается уравновешенность процессов возбуждения и торможения и, как следствие, нормализуется психическая и двигательная активность детей, улучшается настроение.

Предлагаю вашему вниманию видео, где вы увидите работу над речевым дыханием на примере гласных звуков с детьми группы компенсирующей направленности. У данных детей в разной степени выраженности наблюдается не только тяжёлое речевое недоразвитие, но и нарушения внимания, восприятия, моторики.

Знакомить детей со звуками следует в определенной последовательности, начиная от самых простых для произношения и переходя постепенно к более сложным (гласные звуки: а, о,у, э, и, ы; согласные звуки: м, н, ф, в, п, б, т, д, к, г, х, с, з, ц, ш, ж,ч, щ, л, р, й, и йотированные гласные).

Применяется фонетическая ритмика:

- в процессе постановки правильного звукопроизношения (на этапах постановки, автоматизации и дифференциации звуков). В итоге происходит постепенный переход к произнесению речевого материала без сопровождения движениями.
- в структуре логопедических занятий как орг.момент или физ.минутки.

- при формировании навыков звукового анализа и синтеза.
- во время формирования лексико – грамматического строя речи и развитию связной речи.

- упражнения на основе фонетической ритмики будут полезны абсолютно всем детям и могут применяться воспитателями в ходе непосредственно образовательной деятельности или режимных моментов.

Регулярное проведение игровых упражнений на основе фонетической ритмики способствует следующему:

-у детей активнее развивается общая, мелкая, артикуляционная моторика и координация движений;

-улучшается фонематический слух;

-нормализуется речевое дыхание и слитность речи;

-формируется умение изменять силу и высоту голоса;

-улучшается ритмико- интонационная сторона речи и эмоциональная сфера;

-уточняется артикуляция имеющихся звуков, вызываются по подражанию некоторые из отсутствующих звуков, создается база для успешной постановки звуков, быстрее и успешнее протекает процесс автоматизации звуков;

-повышается речевая активность детей.

Таким образом, упражнения на основе фонетической ритмики в условиях введения ФГОС могут быть введены в практику ДОУ, как коррекционная здоровьесберегающая технология.

В настоящее время назрела необходимость использования воспитателями коррекционных методов, поскольку с каждым годом значительно увеличивается количество детей с проблемами речевого и психического развития. Именно такая здоровьесберегающая технология, фонетическая ритмика позволяет влиять (корригировать, как говорят логопеды) на психическое и речевое развитие детей.

Список литературы:

1. Власова Т. М., Пфафенродт А. Н. Фонетическая ритмика. – М., 1996

2. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений-- М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002

3. Костылева Н. Ю. Покажи и расскажи. Игровые упражнения по развитию речи дошкольников на основе фонетической ритмики. - М. : ТЦ Сфера, 2007.

4. Микляева Н. В., Полозова О. А., Родионова Ю. Н. Фонетическая ритмика в ДОУ: Пособие для воспитателей и логопедов. - 2-е изд. - М. :Айрис-Пресс, 2005.

Читайте также: