Чем отличается прямоугольник от квадрата детский сад
Обновлено: 05.07.2024
Цели: познакомить детей с прямоугольником, сравнивая его, квадратом. Учить различать и называть прямоугольник, выделять особые признаки фигур: наличие или отсутствие углов, подвижность. Совершенствовать умение определять направление от себя, двигаться в заданном направлении. Развивать внимание, наблюдательность. Воспитывать желание принимать активное участие, умение подчиняться правилам игры.
Ход занятия:
1 Часть.
«Под полом таится,
Молодцы, ребята, отгадали загадку. И сегодня к вам в гости пришёл мышонок. Поздоровайтесь с ним. Ребята, мышонок ещё маленький и ничего не знает. Поэтому мышонок решил обратиться к нам за помощью.
– Посмотрите, что он принёс?
Воспитатель показывает прямоугольник.
– Кто знает, как называется эта фигура?
Воспитатель выслушивает ответы детей и при необходимости подсказывает правильный ответ.
– А как называется эта фигура?
Воспитатель показывает квадрат.
На доске квадрат и прямоугольник.
– Чем отличается прямоугольник от квадрата?
После ответа детей, воспитатель уточняет, чем отличаются эти фигуры: у квадрата все стороны равны (одинаковые). А у прямоугольника равны верхняя и нижняя стороны, левая и правая (боковые) стороны.
– Покажите мышонку квадрат.
– Как вы думаете, квадрат может катиться как круг, мячик?
– Давайте с вами это проверим.
(Дети пробуют прокатить квадрат.)
– Что ему мешает катиться?
– Какие стороны у квадрата?
Надо, чтобы дети не просто отвечали, что у квадрата стороны равные (одинаковые), но и могли по просьбе воспитателя проверить это.
– Покажите мышонку прямоугольник. Какую фигуру вы показали?
Потренируйте детей в произношении этого слова.
– Что вы можете рассказать мышонку про прямоугольник?
Несколько детей по желанию рассказывают мышонку о том, чем отличается прямоугольник от квадрата и круга.
- А теперь, ребята, давайте все встанем и покажем мышонку как мы играем.
Все мышата мыли лапки - вот так, вот так (потирают ладошки),
Мыли ушки (потирают ушки), мыли брюшки - вот так, вот так (поглаживают животики),
А потом они играли - вот так, вот так ( прыжки),
А потом они устали, сладко-сладко засыпали – вот так, вот так.
2 Часть.
А мышка принесла нам ещё что-то. А что, вы сейчас попробуйте отгадать.
Стукнешь о стенку -
Бросишь на землю -
Я из ладони в ладони лечу -
Смирно лежать не хочу. (Мяч).
– Это мяч (показывает круг).
– А это поле (лист картона).
– Положите мяч на середину поля.
– Где остановился мяч? (внизу, вверху и т. д.)
3 Часть.
У детей по одной геометрической фигуре разного цвета (красный, желтый, зеленый). На полу в разброс лежат 3 обруча. В первом обруче лежит красная геометрическая фигура, во втором – желтая геометрическая фигура, в третьем – зелёная.
Правила игры: дети бегают по комнате. По сигналу они должны подбежать к обручу с фигурами того же цвета, что и их фигура. Подходя к детям, воспитатель просит назвать, какие фигуры и какого цвета возле обруча и почему они подбежали к тому или иному обручу.
магнитной доске, и спрашивает: - Дети, как называются эти фигуры?
Вы уже научились узнавать прямоугольник и квадрат. Сегодня мы выясним, чем они похожи и чем отличаются. Положите слева перед собой прямоугольник, а справа - квадрат. Давайте рассмотрим прямоугольник : обведите его пальцем. - Что есть у прямоугольника? Как узнать сколько сторон у прямоугольника?Сосчитайте стороны. -Сколько у прямоугольника сторон? Спрашиваю 3ребят, делаю обобщение: - Правильно дети у прямоугольника 4 стороны.
- Дети а что ещё есть у прямоугольника? Посмотрите, я покажу углы прямоугольника, а вы их сосчитайте. Показываю углы, делая веерообразные движение от одной стороны до другой.
- Дети, а теперь посчитайте углы своего прямоугольника.
- Сколько углов у прямоугольника? - По скольку углов и сторон у прямоугольника (ответы 2-3 детей)
- Дети обведите рукой квадрат. - Что есть у квадрата?
- Сколько сторон, - Сколько углов?
- Дети, чем похожи квадрат и прямоугольник? (ответы детей)
- Дети, посмотрите одинакового ли размера стороны прямоугольника?
- Есть ли у них равные стороны? Сколько их?
- Как доказать что противоположные стороны равны? Правильно, можно согнуть прямоугольник по противоположным сторонам. Совпали они?да, стороны совпали, значит они равны!
- Дети покажите две другие противоположные стороны! Докажите что они тоже равны! А смежные стороны равны или нет? (педагого проводит рукой по смежным сторонам). Как проверить? Правильно прямоугольник нужно согнуть так, чтобы эти смежные стороны приложить друг к другу. (дети выполняют).
- Равны ли эти стороны между собой? (они не равны)
- Сколько же равных сторон у прямоугольника (по 2 равных).
- Как расположены эти стороны? (друг напротив друга)
- Дети, а что можно сказать о размере сторон квадрата?
- Как проверить все ли стороны квадрата равны? Верно можно сгибать квадрат, прикладывая одну сторону к другой, и увидеть равны они. Проверьте равны ли стороны квадрата.
- Дети скажите, чем отличается квадрат от прямоугольника?
Верно у квадрата все стороны равны, а у прямоугольника противоположные стороны равны.
- А чем похожи похожи квадрат и прямоугольник? (у квадрата у прямоугольника по 4 угла и 4 стороны).
- Что же мы узнали о квадрате и прямоугольнике (у квадрата 4 угла и 4 стороны, которые равны, у прямоугольника 4 угла и 4 стороны противоположные равны).
3. - Дети мы будем учиться идти в нужном направлении направлении и
- Дети назовите предметы такой же формы.
5. Дети занятие у нас заканчивается поэтому давайте вспомним
С какими фигурами мы с вами познакомились?
Чем они похожи и чем различны?
Занятие по ФЭМП в детском саду в старшей группе. Тема: Сравнение квадрата и прямоугольника
Программное содержание: закрепить представление детей об основных признаках квадрата и прямоугольника; упражнять в ориентировке на плоскости листа; в счёте и отсчёте предметов; развивать воображение, внимание, усидчивость; упражнять в составлении сложносочинённых предложений с союзом а.
Демонстрационный материал: пять квадратов, пять прямоугольников.
Ход занятия
1. Сравнение квадрата и прямоугольника.
В верхнем ряду наборного полотна помещают 4 прямоугольника, а в нижнем - 4 квадрата и 1 прямоугольник. (Фигуры каждого ряда разного цвета и размера.)
Воспитатель, указывая на наборное полотно, говорит детям:
- Ребята, я попросила Незнайку в верхнем ряду поместить 4 прямоугольника, а в нижнем 5 квадратов. Незнайка сделал вот так. Правильно ли он выполнил задание? В чем его ошибка?
Воспитатель предлагает детям объяснить Незнайке, чем похожи и чем отличаются квадрат и прямоугольник.
- Покажите стороны квадрата.
- Сколько сторон у квадрата?
- Равны ли они по длине?
То же с квадратом и прямоугольником.
- Сколько надо было взять квадратов?
- Каких фигур должно быть больше?
Дети называют ошибку Незнайки.
Часовщик, прищурив глаз
(закрыть один глаз),
Чинит часики для нас
(закрыть другой глаз; открыть глаза).
3. Работа с раздаточным материалом.
Воспитатель:
- Сегодня мы будем учиться запоминать, сколько фигур и где надо положить, и сами себя проверять.
Задание: положите 4 круга в нижний правый угол листа, а 5 овалов вдоль левого края листа.
Затем одному-двум детям воспитатель предлагает повторить задание.
После этого на доску вывешивается образец. Дети проверяют, как они выполнили задание.
Один-два ребенка рассказывают, сколько каких фигур и где они положили.
Можно дать еще одно-два аналогичных задания.
Физкультминутка
Зайчикам не будет скучно,
Сделаем зарядку дружно?
Вправо, влево повернись,
Наклонись и поднимись.
Лапки кверху, лапки в бок
И на месте скок, скок, скок.
А теперь бежим вприпрыжку.
Молодцы, мои зайчишки!
Замедляем, детки, шаг,
Шаг на месте, стой!
Дети образуют круг. Внутри него 4-5 человек. С помощью считалки выбирается ведущий.
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел зайчик погулять.
Что нам делать, как нам быть?
Надо зайчика ловить!
Снова будем мы считать:
Раз, два, три, четыре, пять!
Запомнив, как стоят дети, ведущий выходит из круга и отворачивается. Дети перестраиваются.
По сигналу ведущий входит в круг и определяет, какие изменения произошли: сколько человек ушло, сколько осталось, кто из детей поменялся местами и т. д.
6. Логическая задача.
Катя живёт на третьем этаже. Квартира Оли находится над квартирой Кати. На каком этаже живёт Оля?
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Цель : учить детей различать квадрат и прямоугольник , познакомить с некоторыми характерными признаками этих фигур : наличие углов, сторон, их количеством, соотношением сторон по размеру
. умение различать и называть простейшие геометрические фигуры
. умение находить прообразы геометрических фигур в окружающем мире
. развитие навыков исследовательской работы, умения сравнивать, делать выводы;
Задачи в интеграции образовательной области:
— Социально-коммуникативное: развивать воображение, самостоятельность, свободное общение детей друг с другом и взрослыми.
— Художественно-эстетическое: вызвать эмоциональный отклик
— Физическое развитие: сохранять и укреплять физическое здоровье детей; закреплять желание играть в подвижные игры.
Формы работы : беседа, рассматривание, познавательная, продуктивная деятельность.
Методы работы : словесный, наглядный, практический
Приемы работы : беседа, наблюдение, упражнение .
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Посмотрите ребята сегодня к нам пришли гости, дайте поздороваемся
- Ребята! Утром почтальон принес в нашу группу посылку, и письмо. Вам интересно узнать, что в нем?
Ответы детей. Да
Воспитатель: А что мы будем с ним делать?
Ответы детей:
Появляются Гномы.
Письмо продолжение: Но Гномов я отправила не с пустыми руками, а с подарками, но получить вы их сможете только тогда, когда выполните все задания.
Воспитатель: Что будем ребята делать?
Ответы детей:
Воспитатель: А вот и 1-ое задание от зеленого Гнома.
Прикатилось колесо,
Ведь похожее оно,
Как наглядная натура
Лишь на круглую фигуру.
Догадался, милый друг? (Круг)
Три вершины тут видны,
Три угла, три стороны, -
Ну, пожалуй, и довольно! -
Что ты видишь? - . (треугольник)
Он давно знакомый мой,
каждый угол в нем прямой ,
все четыре стороны одинаковой длины,
вам представиться я рад,
а зовут меня! ( Квадрат )
Обведи кирпич мелком
На асфальте целиком,
И получится фигура –
Ты, конечно, с ней знаком. ( Прямоугольник )
А вы любите сказки .
Ответы детей:
Желтый гном предлагает нам послушать сказку.
Ж или – были два брата Прямоугольник с Квадратом. Прямоугольник всё время завидовал Квадрату.
- Я такой неуклюжий, - жаловался он. – Если поднимусь во весь рост, то стану длинным и узким. Вот таким:
- А если лягу на бок, то буду низким и толстым . Вот таким:
- А ты всегда остаёшься одинаковым, - продолжал он. – И сидя, и стоя, и лёжа!
- Да уж, – с гордостью говорил важный Квадрат. - У меня все стороны равны и в отличие от тебя. И квадрат с гордостью перевёртывался с боку на бок, но его рост не менялся.
Слайд 10,11,12,13,14,15,16,17,18,19,20,21,22.
- Гражданин Квадрат! – взмолился человек. – Помогите мне хотя бы через реку перебраться! Квадрат подошёл к речке и попытался дотянуться до другого берега. Плюх – х – х! Плюхнулся в воду.
- Может, я смогу вам помочь? – предложил скромный Прямоугольник. Он встал во весь рост, человек забрался на него и оказался выше деревьев. Вдалеке он увидел свой дом и, наконец, понял, куда идти. Тогда Прямоугольник лёг и стал мостом. Человек перешёл через реку и, горячо поблагодарив, отправился домой.
- Ну, что ты! - скромно улыбнулся Прямоугольник.
- Ты не расстраивайся, давай с тобой жить дружно и помогать друг другу, - сказал Прямоугольник.
И стали они жить - поживать и помогать друг другу и добрым людям.
Ребята, понравилась вам ли сказка ?
Ответы детей:
Воспитатель: А вы хотите выяснить чем похожи и чем отличаются квадрат от прямоугольника.
Ответы детей:
Зеленый гном предлагает вам выполнить следующее задание.
Воспитатель:
Пальчиковая гимнастика :
Одной рукой я травку рву,
Другой рукой я тоже рву,
Я травкой накормлю коня
Вот сколько пальцев у меня.
(Говоря стихотворение, ребята сжимают и разжимают пальцы рук, а на последние слова, показывают ладошки с растопыренными пальчиками)
Воспитатель: Ребята положите слева перед собой прямоугольник , а справа - квадрат . Давайте рассмотрим прямоугольник : обведите его пальцем. –
Что есть у прямоугольника ? Как узнать сколько сторон у прямоугольника ? Сосчитайте стороны.
-Сколько у прямоугольника сторон ? (Спрашиваю 3реб):
- Правильно ребята у прямоугольника 4 стороны .
- Ребята , а что ещё есть у прямоугольника ?
Посмотрите, я покажу углы прямоугольника , а вы их сосчитайте. (Показываю углы, делая веерообразные движение от одной стороны до другой).
- Ребята, а теперь посчитайте углы своего прямоугольника .
- Сколько углов у прямоугольника ?
- По сколько углов и сторон у прямоугольника (ответы 2-3 детей)
- Как доказать что противоположные стороны равны?
Правильно, можно согнуть прямоугольник по противоположным сторонам.
Совпали они? Да, стороны совпали, значит они равны!
- Ребята покажите две другие противоположные стороны! Докажите что они тоже равны! Как проверить? Правильно прямоугольник нужно согнуть так , чтобы эти смежные стороны приложить друг к другу. (дети выполняют) .
- Равны ли эти стороны между собой? (они не равны)
- Сколько же равных сторон у прямоугольника (по 2 равных) .
- Как расположены эти стороны? (друг напротив друга)
- Дети обведите рукой квадрат .
- Что есть у квадрата ?
- Сколько сторон, - Сколько углов?
- Дети, чем похожи квадрат и прямоугольник ? (ответы детей)
- Правильно дети, у квадрата и прямоугольника по 4 стороны и 4угла. Этим они похожи.
- Дети, посмотрите одинакового ли размера стороны прямоугольника ?
- Есть ли у них равные стороны? Сколько их?
- Ребята, а что можно сказать о размере сторон квадрата ?
- Как проверить все ли стороны квадрата равны ?
Верно можно сгибать квадрат , прикладывая одну сторону к другой, и увидеть равны они. Проверьте равны ли стороны квадрата .
- Ребята скажите, чем отличается квадрат от прямоугольника ?
Верно у квадрата все стороны равны , а у прямоугольника противоположные стороны равны.
- А чем похожи квадрат и прямоугольник ? (у квадрата у прямоугольника по 4 угла и 4 стороны) .
- Что же мы узнали о квадрате и прямоугольнике (у квадрата 4 угла и 4 стороны , которые равны, у прямоугольника 4 угла и 4 стороны противоположные равны).
Воспитатель: Ой, ребята, а что-то наши Гномы устали и предлагают нам отдохнуть .
Физминутка: В математику играю
Вас в фигуры превращаю,
Раз, два, три, раз, два, три!
Геометрические фигуры на месте замри!
(игра проводится три раза).
Следующее задание от желтого Гнома.
Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на листочки и послушайте задание. Гном заблудилась в математическом лесу. Ему надо добраться до своего домика. Он может передвигаться только по кочкам квадратной и прямоугольной формы. Если вы заштрихуете все квадраты и прямоугольники – то гном сможет добраться домой. Поможем гному? Начинаем работу.
Воспитатель: Ребята зеленый гном предлагают нам поиграть:
Каждому дается карточка и они должны правильно расположить на пособии.
Воспитатель: Молодцы ребята вы выполнили все задания наших гномов.
И теперь мы сможем открыть нашу посылку.
Воспитатель: Наше занятие подошло к концу. Давайте с вами вспомним, чем сегодня занимались? Что нового узнали?
Воспитатель: Если вам понравилось занятие то свой смайлик прикрепите к зеленому гномику, а если не понравилось то к желтому гномику.
Читайте также: