Физическая тренировка как управляемый процесс кратко

Обновлено: 30.06.2024

Это самое общее определение указывает то, что тренировка может быть направлена на достижение различных целей.

Поэтому вполне понятно, что различные дисциплины науки о спорте связывают с процессом тренировки различные задачи.

Различные подходы, в которых отражаются различные цели, а также индивидуальность тренера и спортсмена и особенности их взаимодействия показывают, насколько комплексный и динамичный процесс представляет собой тренировка. Чтобы ориентироваться в этом сложном процессе, необходимо ставить четкие цели, которые становятся исходным пунктом при планировании тренировки и составлении ее программы.

Тренировка спортсменов - первостепенный компонент спортивной подготовки, которая также включает соревнование и восстановление. Спортивная подготовка состоит из физической, технической, тактической, психологической и интеллектуальной подготовки, которые имеют свои собственные задачи и особенности.

Основные термины методологии тренировочного процесса были исторически сформированы в ответ на запросы практики - это цели тренировки, содержание тренировки, средства тренировки и методы тренировки. Таблица содержит эти термины (для облегчения понимания сути сначала задается вопрос, а затем даётся краткий ответ).

Общеподготовительные упражнения составляют значительную часть набора тренировочных средств и помогают увеличить уровень общего физического развития спортсмена. Обычно эти упражнения не похожи на соревновательные, так как при их выполнении используются различные устройства, оборудование, а также применяется широкий спектр естественных и искусственно создаваемых условий. Типичными примерами таких упражнений являются беговые или плавательные упражнения для спортсменов, специализирующихся в единоборствах и игровых видах; силовые упражнения на различных тренажёрах для представителей любого вида спорта, включая игровиков, гребцов, пловцов и т.д.

Основные термины спортивной тренировки с кратким объяснением

Вопросы, на которые надо ответить

Краткие ответы

Что должно быть достигнуто и/или усовершенствовано?

Цели выполнения тренировочных упражнений

Что должно быть выполнено?

Долгосрочный план тренировочного процесса. Среднесрочный тренировочный план. Краткосрочный тренировочный план

Какие упражнения, оборудование и вспомогательные устройства должны быть привлечены?

соревновательные, специфические по виду спорта (специальные) и общеподготовительные.

Технические средства тренировки:

тренажеры, устройства и разнообразное оборудование

Какие упражнения должны быть выполнены?

Непрерывные равномерные. Непрерывные переменные.

Интервальные с заданными интервалами отдыха.

Интервальные с неограниченными интервалами отдыха.

Методы тренировки отвечают на вопрос, как именно тренировочные упражнения должны быть выполнены.

Принципы адаптации применительно к тренировке объясняют фундаментальный процесс приспособления спортсменов к тренировочным нагрузкам. Обобщая, можно сказать, что три генерализованных фактора - величина воздействия, специфичность упражнения и аккомодация спортсмена - определяют реакцию на тренировочную нагрузку и адаптацию. Величина воздействия регулируется объёмом, интенсивностью и новизной упражнений. Эти три компонента нагрузки особенно важны в свете принципа перегрузки, в соответствии с которым увеличение уровня подготовленности требует, чтобы величина воздействия превышала привычный уровень.

Принцип специфичности процесса адаптации выдвигает на первый план перенос тренировочного результата с выполнения одной задачи (вспомогательного упражнения) на другую (основное упражнение). Существует перенос технических навыков, который является чрезвычайно важным для совершенствования движений, а также перенос физических качеств, который определяет эффект любой программы подготовки. Аккомодация как принцип адаптации в тренировке предполагает увеличение работоспособности. Спортсмен достигает более высоких уровней выполнения соревновательного упражнения, и снижается уровень его реакции на стандартную физическую нагрузку, что позволяет ему выполнять её более экономно.

Цикл суперкомпенсации как всеобъемлющий механизм спортивного совершенствования объясняет тренировочный процесс с точки зрения взаимодействия между нагрузкой, утомлением и восстановлением. Принцип суперкомпенсации был разработан в отношении отдельной тренировки и серии тренировок. Согласно этому принципу отдельная нагрузка или сумма нескольких вызывают фазы утомления и восстановления с последующим периодом увеличенной работоспособности (фазы суперкомпенсации), которая может использоваться для организации нового воздействия и подготовки к следующему шагу в процессе спортивного совершенствования. Несмотря на некоторые ограничения и оговорки, принцип суперкомпенсации остаётся основным в теории спортивной тренировки.

Представленный вариант основных принципов спортивной тренировки включает следующее: (1) принцип специализации, который касается социальных аспектов, выбора специфического вида спорта для дальнейшего совершенствования и определения специфических по виду спорта приоритетов; (2) принцип индивидуализации, который обращается к психофизиологическим особенностям спортсменов; (3) принцип вариативности, касающийся источников и особенностей изменения тренировочного воздействия; (4) принцип взаимодействия нагрузок, связывающий положительные, нейтральные и отрицательные воздействия в цепочке последовательных тренировок; и (5) принцип цикличности в планировании тренировочного процесса, соответствующий и поддерживающий общую идею периодизации тренировки.

Теория и практика физической культуры и спорта определили ряд принципов, соблюдение которых гарантирует успехи во время занятий физическими упражнениями и предотвращает нежелательные последствия. Среди дидактических и физиологических принципов спортивной тренировки следует отметить главные из них: постепенность, повторность, индивидуализация, систематичность, регулярность, разносторонность спортивной подготовки, специфичность тренировочных эффектов, их обратимость, тренуемость, принципы критических нагрузок и др. (Дубровский, 2005; Волков Н. И. и соавт., 1998; Спортивная медицина. Практические. 2003).

Принцип постепенности предусматривает последовательное увеличение интенсивности и объема нагрузок. Это связано, прежде всего, с последовательностью в осуществлении каждого разового занятия: приступая к нему, сначала выполняют упражнения для небольших групп мышц, например рук, затем ног, затем туловища. Последовательно должна увеличиваться интенсивность выполнения упражнений, амплитуда движений, сила, скорость. Затем постепенно увеличивается время тренировочных занятий. Если начинать сразу с больших физических нагрузок, то реакцией организма на них может быть перенапряжение внутренних органов и нервной системы. Соблюдение этого принципа обусловлено тем, что во время выполнения спортивных движений функционируют очень сложные временные связки, одновременно управляющие деятельностью мышц и вегетативных систем. Поэтому вырабатывать их необходимо с постепенным усложнением, чтобы не произошел срыв нервной системы и не развилось охранительное торможение.

Соблюдение принципа повторности необходимо для того, чтобы изменения, возникшие в организме в результате занятий физическими упражнениями, закрепились и окрепли. В основе этого принципа лежит такая закономерность — для возникновения стабильных условно-рефлекторных связей в нервной системе необходимо многократное влияние раздражителя, что приводит к закреплению временных функциональных связей. При несоблюдении этого положения функциональные связи гаснут.

Принцип систематичности и регулярности предусматривает, что достижение спортивных результатов возможно только в случае систематического выполнения физических упражнений в течение многих месяцев и лет. Тренировать функциональные системы следует регулярно, систематически выполняя физические нагрузки. Внешне принцип регулярности подобен принципу повторности. В обоих случаях главным является многократность повторных нагрузок. Но если принцип повторности диктует необходимость выполнения однотипных упражнений в комплексе (цикл), то регулярность означает повторение физических нагрузок (в том числе разных по характеру) в течение более продолжительного периода: месяцев, лет. В результате функциональные резервы становятся мощнее, крепче, надежнее.

Принцип разносторонней спортивной подготовки предусматривает использование в процессе спортивной тренировки разнообразных упражнений, способствующих вырабатыванию большого объема двигательных навыков. При этом увеличиваются возможности процесса экстраполяции и изменения двигательного акта при изменении условий. Обучение стереотипному выполнению упражнений тормозит развитие тренированности.

Принцип индивидуализации предусматривает строгое соблюдение соответствия физических нагрузок возможностям человека с учетом пола, возраста, физической подготовленности. Принцип индивидуализации обучения связан с необходимостью учета фонда ранее приобретенных навыков, а также генетических особенностей к усвоению движений (соматотип, композиционный состав мышц, тип высшей нервной деятельности, уровень V02max и др.).

Принцип специфичности тренировочных эффектов состоит в том, что систематическое повторение определенного упражнения формирует специфическую адаптацию организма, что проявляется в максимальном повышении результата в этом упражнении. Принцип включает специфичность тренировочных эффектов относительно:

  • двигательного навыка (спортивной техники);
  • состава активных мышечных групп;
  • различных условий внешней среды.

Обратимость тренировочных эффектов (эффект детренировки) состоит в том, что уже спустя несколько месяцев после значительного уменьшения объема тренировочных нагрузок или полного их прекращения происходит снижение физической работоспособности, функциональных показателей кислородтранспортной системы, V02max, уменьшается объем циркулирующей крови, число (плотность) капилляров, наблюдается атрофия мышечных волокон, снижается активность окислительных ферментов и т. д. Чем выше двигательная активность в этот период, тем медленнее снижаются тренировочные эффекты. Эти эффекты также замедляются при соблюдении принципов повторности и систематичности тренировочных занятий.

Принцип критических нагрузок состоит в том, что чем больше интенсивность и объем работы, выполняемой спортсменом, тем большие структурные и биохимические превращения возникают в организме. Физические нагрузки небольшого объема и интенсивности не вызывают глубоких биохимических и функциональных превращений и потому называются неэффективными. С возрастанием работоспособности нагрузки одного объема вызывают все меньшие изменения в организме. Поэтому для обеспечения повышения работоспособности величину пороговой нагрузки следует постепенно увеличивать. Это обеспечивает большее расходование энергетических ресурсов, большие функциональные изменения и, соответственно, большую суперкомпенсацию, что обусловливает возрастание спортивных результатов.

Тренируемость — это свойство организма изменять свои функциональные возможности под влиянием тренировки. Степень тренируемости может оцениваться величиной тренировочных эффектов: чем больше тренировочный эффект в ответ на данную тренировку, тем выше тренируемость. Тренируемость специфична, как специфичны и тренировочные эффекты. Она зависит от пола, возраста, исходного уровня показателя: изменение показателя тем больше, чем ниже его исходный уровень. Существенную роль в максимально возможной тренируемости играет генотип, то есть наследственно обусловленные генетические факторы: много антропометрических показателей, ЖЕЛ, время задержки дыхания, максимальная ЧСС, композиция мышц, V02max и др. (Биологический контроль спортсменов. 1986; Волков Н. И. и соавт., 1998; Платонов, Булатова, 1995; Спортивная медицина. Практические. 2003).

Контрольное задание. Возникла необходимость составить программу оперативного биохимического контроля переносимости тренировочных нагрузок аэробной направленности.

Ход выполнения задания

1. Определить метаболические критерии переносимости тренировочных нагрузок с учетом специфичности используемых физических упражнений.

2. Составить программу оперативного биохимического контроля переносимости тренировочных нагрузок.

3. Описать возможные варианты результатов измерений скорости протекания процессов в организме, связанных с фазой нагрузки и фазой восстановления.

4. Провести анализ и дать интерпретацию результатов указанных выше измерений переносимости тренировочной нагрузки.

5. Составить рекомендации к коррекции тренировочного процесса, исходя из базы данных, полученных во время обследования спортсменов.

Типовое решение задачи

  • Определение переносимости тренировочных нагрузок проводят по характеру изменений метаболизма, вызванных физической нагрузкой, непосредственно во время ее выполнения, сразу же по ее завершении и в разные периоды отдыха после нагрузки.

Основными критериями переносимости тренировочных нагрузок являются: степень завершенности пластических процессов, восстановление массы тела, уровня функций и характеристик метаболизма в состоянии относительного покоя (утром, перед зарядкой и завтраком).

Определить переносимость физических нагрузок можно по изменению ряда показателей: ЧСС, АД, данных электрокардиографических исследований, V02, уровня метаболитов углеводного, липидного и белкового обмена веществ в крови, смещения кислотно-щелочного состояния крови, показателя pH крови и др.

Распространенным метаболическим критерием оценки переносимости тренировочных нагрузок является динамика уровня мочевины в крови и соотношение этого показателя с нормой для состояния покоя (4,0—6,6 ммоль-л -1 (Волков и соавт., 1998; Куроченко, 2005; Тнимова, 2004; Henricsson, 1992; Williams, 1990).

  • Для анализа эффективности тренировочного процесса и, прежде всего, переносимости тренировочных нагрузок широко используют контроль динамики изменений пока?ателей метаболизма в крови по избранным показателям в зависимости от специфичности и объема используемых физических нагрузок.

Обследования спортсменов в зависимости от цели и задач проводят при помощи тестирования в лабораторных условиях или в естественных условиях тренировочной и соревновательной деятельности.

Задача для велосипедистов-шоссейников: тренировочное занятие аэробной направленности умеренной мощности, дистанция 250 км, продолжительность выполнения — 8 час, ЧСС — 160 уд-мин -1 . Запланированный прирост концентрации мочевины в крови должен составлять от 5 до 6 ммоль-л -1 , а остаточный прирост (после 18 час отдыха) не должен превышать 7 ммоль-л -1 . Результаты определения динамики мочевины в крови представлены в таблице 49.

Таблица 49 — Динамика мочевины в крови велосипедистов в условиях тренировочного занятия и восстановления, ммоль л -1

Физическая тренировка – процесс регулярного и систематического выполнения физических упражнений. Под воздействием физических нагрузок в организме происходятдеструктивные изменения (какие?). Далее – восстановление, компенсация, суперкомпенсация. В рез-те чего происходят физиологические сдвиги, которые обуславливают повышение уровня физических качеств, расширение функциональных возможностей. Управление тренировочным процессом: тренировочные программы, количественные и качественные параметры – объем и интенсивность (например, что в силовых, а что в беге?); реакция и отклик организма, распределение работа-отдых, циклы. Это УПРАВЛЯЕМЫЙ процесс.

Вопрос 2. Охарактеризуйте физическую тренировку как управляемый педагогический процесс.

Вопрос 1.
И мб про спорт? (Спорт – специализированный процесс подготовки и участие всоревнованиях; не соотв возможностям спортсменов ради результатов и не влияющее на физ подготовку шахматы, стрельба и тд).

Вопрос 3. Назовите и охарактеризуйте виды физической подготовки.

Физическая подготовка – разновидность физической тренировки, имеющая выращенную прикладную направленность к определённому виду деятельности (например, соревнования, сдача нормативов, поход, проф деятельность). Результатом является физическая подготовленность.
ОФП – это процесс всестороннего воспитания физических качеств и функциональных систем организма, направленный на гармоническое физическое развитие человека. Повышаяфункциональные возможности и работоспособность человека, ОФПявляется основой специальной подготовки в избранном виде спорта илитрудовой деятельности.
Специальная ФП – процесс развития техфизических качеств, которые наиболее необходимы для конкретного видаспорта или трудовой деятельности. Виды СФП:Спортивная (готовит к соревнованиям); профессионально-прикладная (готовит к работе).

Вопрос 4. Назовите и дайте характеристику компонентам физической культуры.

Физическая культура - часть общей культуры, совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и используемых обществом для физического совершенствования людей и укрепления их здоровья.

Физическое воспитание - педагогический процесс, направленный на морфологическое и функциональное совершенствование организма человека, повышение уровня физических качеств, формирование и развитие двигательных навыков, улучшения форм тела (осанка, развитие грудной клетки, мышц).

ФК – самое широкое понятие, собирательное и многогранное; сравнение с понятием культура (преобразовательная деятельность человека) – природа (не явл рез-том преобразовательной деятельности человека). ФК как элемент общей культуры – это способы и результаты человеческой деятельности, которые направлены на преобразование человеком своей собственной природы. След, ФК – это органическая часть общей культуры личности и общества; это совок материальных и духовных ценностей, создаваемых и исп для физ совершенствования людей.

ФВ – это формирование ФК. Она помогает освоить и исп ценности ФК; задачи: оздоровление и развитие (здоровье, красота, работоспособноть), образование (знания в области), воспитание (формир потребности в занятиях, физ самосовершенствовании).

Физическое развитие - процесс изменения морфологических ифункциональных свойств организма человека в течение его жизни. Показатели ФР: антропометрические и функциональные признаки, такие как рост, масса тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких. Каждому отрезку жизни – свои показатели (+про детей). ФР зависит от множества факторов: био и соц. Оно может быть всесторонним, гармоничным, или односторонним, ограниченным и дисгармоничным. Можно изменить в необходимом направлении.

Физическая тренировка – процесс регулярного и систематического выполнения физических упражнений. И всё, что знаешь про физическую тренировку Вопрос 1.

+

3 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов


Ответы 3

+

1)Физические упражнения — Физические упражнения - двигательные действия, используемые для физического совершенствования человека. Физическая тренировка – процесс регулярного и систематического выполнения физических упражнений.Регулярно и систематично выполняемые физические упражнения оказывают достаточно сильное влияние на организм занимающихся. Под воздействием физ. нагрузок в организме происходят изменения, такие как, разрушение структурного белка мышц, расход энергетических источников, утомление нервной системы . Эти процессы стимулируют процессы их восстановления и после определенного интервала отдыха между тренировочными занятиями

3)Физическое развитие - это процесс изменения форм и функций организма человека под влиянием условий жизни и воспитания.Человек, ведущий подвижный образ жизни занимающийся физическими упражнениями, может выполнить большую работу, чем человек, ведущий малоподвижный образ жизни. Это связано с резервными возможностями человека.

4)Физическое воспитание - педагогический процесс, направленный на формирование физической культуры личности в результате педагогических воздействий и самовоспитания.

5)Обучение в вузе по курсу физического воспитания предусматривает решение следующих задач:

· воспитание у студентов высоких моральных, волевых и физических качеств;

· подготовка к более продуктивной деятельности;

· сохранение и укрепление здоровья современной молодежи;

· улучшении работо физическая подготовка студентов.

6)1 Уроки физической культуры. Основные виды физического Воспитания на уроках физической культуры следующие. Гимнастика,легкая атлетика ,факультативные и дополнительные занятия по физической культуре и спорту.2 Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня.3 Физическая культура во внеучебное время. Утренняя зарядка проводится в течение 20—30 мин.4 Массовые спортивные и туристские мероприятия

Спортивная тренировка – важнейшая составная часть подготовки спортсмена. Согласно общепринятому определению, она представляет собой специализированный управляемый педагогический процесс, основанный на использовании физических упражнений с целью совершенствования различных сторон подготовленности, обеспечивающих спортсмену достижение наивысших результатов в конкретной спортивной дисциплине.

Прежде чем говорить о технологии управления, необходимо определиться – чем мы должны управлять и каковы основные принципы управления.

Человеческий организм представляет собой сложное динамическое образование, деятельность которого обеспечивается активностью множества взаимосвязанных функциональных систем, работа которых самоорганизуется в соответствии с воздействиями внешней среды. Поскольку система организма спортсмена сложная, динамичная и саморегулирующаяся, а воздействия внешней среды отличаются многофакторностью, то мы вправе ожидать только определенные вероятностные изменения в ее функционировании в ответ на внешние воздействия.

Поэтому есть смысл выделить несколько основных постулатов кибернетики – науки об оптимальном управлении сложными системами, которые позволят упорядочить систему действий, обеспечивающих эффективность управления.

1. Под управлением понимается перевод системы из одного состояния в другое путем воздействия на отдельные ее параметры. При этом изменятся параметры и других взаимосвязанных подсистем. Следовательно, для практической реализации управления в первую очередь необходимо конкретное представление о состоянии подсистем управляемого объекта и целесообразности воздействия на них для перевода системы в новое заданное состояние.

2. Управление всегда должно быть целенаправленным, то есть изменения должны быть такими, которые необходимы. Если нет цели, то нет и управления.

3. Следует стремиться к оптимальности управления, то есть осуществлять его выгоднейшим образом. Упорядочение внешних воздействий и увеличение в них доли тех сил, которые непосредственно способствуют успешному решению задачи вывода системы на новое заданное состояние – важнейшее условие эффективности управления.

4. В любом управлении есть два звена: управляющее и управляемое (объект управления).

5. Характерной особенностью сложной управляемой системы является функционально замкнутый характер ее построения (рис. 19.1). При этом управление всеми сложными системами осуществляется по универсальному трехтактному принципу: прямая связь – команды от управляющей подсистемы к управляемой; обратная связь – информация о функционировании управляемой подсистемы; коррекция параметров прямой связи на основе сравнения целевых параметров и показателей, полученных на основе обратной связи.

Технология управления совершенствованием подготовленности спортсмена тоже должна строиться по этому принципу. Вместе с тем в данном случае система управления предусматривает и ряд специфических операций. Прямая связь характеризуется следующими операциями: прогнозированием спортивных достижений и постановкой цели, моделированием имеющегося и желательного уровня подготовленности, моделированием предстоящих тренирующих воздействий, планированием и программированием системы тренировки, соревнований и факторов, повышающих их эффективность, реализацией намеченной программы.


Рис. 19.1. Универсальная схема управления

Выполнение дозированной физической нагрузки приводит к изменению активности функционирования систем организма спортсмена и их адаптации к условиям деятельности. Однако поскольку в ходе реализации тренировочных программ активизация функциональных систем осуществляется на основе самоорганизации, мы можем ожидать только вероятностные изменения. Для организации эффективного управления подготовкой спортсмена необходима объективная информация о состоянии подготовленности (характере срочной и долгосрочной адаптации) и осуществляемых тренирующих воздействиях, а также сопоставление их с заданными модельными характеристиками (обратная связь). При этом прежде всего необходима оценка различных сторон подготовленности, осуществляемая на основе комплексного контроля, а также анализ тренировочных и соревновательных нагрузок (используемых средств и методов, особенностей построения тренировки и соревновательной деятельности), изучение мотивации, показателей здоровья, возраста, спортивного стажа, условий быта спортсмена, особенностей питания и других факторов.

На основе сравнения показателей прямой и обратной связи и выявления их несоответствия происходит принятие решений в виде коррекции тренировочных программ, регламентирующих содержание и направленность тренировочного процесса на различных этапах подготовки. Основное внимание обращают на проявившиеся зависимости между освоенными нагрузками, с одной стороны, и имевшими место изменениями в параметрах соревновательной деятельности и уровне разносторонней подготовленности – с другой.

Простейшая схема управления тренировкой спортсмена представлена на рисунке 19.2.


Рис. 19.2. Простейшая схема управления совершенствованием спортивного мастерства

Читайте также: