Что способствовало превращению англии в морскую державу кратко

Обновлено: 02.07.2024

В Великобритании это правление Елизаветы I Тюдор (1533-1603, королева с 1558), Во время царствия царицы Елизаветы I Великобритания перевоплотился в великую морскую державу и получила очень обширные колонии на нескольких материках. При Елизавете I были укреплены позиции абсолютизма, восстановлена англиканская церковь, разгромлена испанская Непреодолимая армада (1588), обширно исполнялась колонизация Ирландии. Сорокапятилетнее правление Елизаветы I считается периодом расцвета британского абсолютизма и золотым веком ренессансной культуры в стране. В XVI в . Великобритания скоро развивалась. Конкретно в это время конечно сложилась и вскоре достигнула примечательного расцвета британская ренессансная культура . Страну не стали сотрясать феодальные междоусобия, которые такого катастрофического накала достигли в XV столетии. Сильная царская власть помогала экономическому подъему государства, уверенно выходившего на просторы мировой торговли. В самых разных сферах жизни происходили глубочайшие сдвиги, расшатывавшие вековые феодальные устои. Перевоплощение Великобритании из страны, раздираемого феодальными смутами, в сильную державу, нанесшую на финале XVI в . сокрушительный удар Испании, в громадной мере было обосновано ее экономическими фуррорами. В XVI в . Англия стала наикрупнейшим производителем и экспортером сукна, завоевавшим как недалёкие, так и отдаленные рынки. Удачно развивалось горнорудное дело, судостроение, изготовление пороха и т. д. Во второй половине XVI в . Англия приметно окрепла. Ее торговля и индустрия находились в расцветающем состоянии. Английские корабли появлялись Белоснежном и Средиземном морях, у берегов Индии и Америки. Победа над Испанией в 1588 г. , упрочившая морское могущество островной державы, необычайно подняла патриотический дух британской нации. Ведь эта победа, потребовавшая от англичан огромного напряжения сил, мужества и инициативы, не только спасла страну от порабощения. Она значила пиршество над мощами феодально-церковной реакции, неясной тучей нависшей над Европой. Широкие публичные круги поддерживали внутреннюю и наружную политику царицы Елизаветы . В XVI в . в Великобритании происходило также насыщенное духовное скопление , которое к исходу века превратилось в громадное достояние. Прав был выдающийся российский историк Т. Н. Грановский, разговаривавший, что в истории народов вообщем можно отыскать благоприятные эры, когда силы народа особенно напрягаются и профессиональные личности являются во всех сферах: такая была для Великобритании эра Елизаветы . Довольно вспомнить, что в английской литературе в это время появилась гигантская фигура У. Шекспира, что английскую философию представлял Ф. Бэкон, что больших успехов достигнула британская музыка (вирджиналисты) , а живопись проявила себя в отличных портретных миниатюрах

И снова здравствуй, читатель! Я решил продолжить тему исторической географии, точнее о том, как география предопределяет развитие целой цивилизации. Так, мы беседовали о трагическом положении Польши, а теперь поговорим об Англии. Дело в том, что тот этот большой остров, на котором появилась Англия, а нее основе и Великобритания, спас это государство от многих проблем.

А ведь задумайся на секунду, в пик своего могущества Британская империя имела колонии по всему миру, а ее флот мог достичь абсолютно любой точки Земли за считанные дни! Так что, заваривай чаек (желательно, все же английский), и мы начинаем!

Остров — предопределенная судьба

Давай вновь обратимся к картам, причем, нам важна именно физическая карта Европы. Я хочу обратить внимание на одну важную вещь — Англия изолирована ото всех европейских стран проливом Ла-Манш. Таким образом эта страна защищена естественным образом от наземных вторжений, и ей не приходится иметь дела с агрессивно настроенными соседями.

А пересечь этот пролив — титанически сложная задача, от которой отказывались даже такие военные стратеги, как Наполеон Бонапарт и Адольф Гитлер. А чтобы обеспечить себе защиту от вторжений — достаточно иметь сильный флот, который сбросит неприятеля в море и не допустить его к острову. Отсюда и национальный приоритет и интерес Англии — создание и развитие сильного флота, способного защитить остров с моря. Но и это еще далеко не все.

Торговля по всему миру — сильный флот

Британские острова обладают отличным стратегическим положением. Англии никто не мешает вести торговлю с внешним миром, ибо ей никто в этом не может помешать. Грубо говоря, Англии не приходилось "прорубать" окно в Европу. А торговый флот всегда требует защиты от пиратов и кораблей недружественных стран, поэтому от государства требовалось обеспечить его защиту в виде мощных линейных кораблей и морских баз по всему миру. От торговли зависела национальное благосостояние и самочувствие Англии, и не зря Наполеон стремился ввести континентальную блокаду во время наполеоновских войн, чтобы тем самым ослабить врага.

А как же Нидерланды, Испания и Франция? Они ведь тоже были морскими державами

Абсолютно верно, однако Британии удалось переиграть своих конкурентов, благодаря чему английский флот был сильнейшим в мире, а над империей никогда не заходило солнце.

Взять, к примеру Трафальгарское сражение 1805 года, в котором схлестнулись морские силы Англии и Франции с Испанией. Британский флот одержал сокрушительную победу, не потеряв ни одного корабля. Такие сражения, показывает история, определяют стратегическое положение на десятилетия вперед: мало кто после этого решался сталкиваться с Британией в море.

Нидерланды тоже обладали мощным флотом, колонии этой страны были разбросаны по всему миру, однако такое передовое государство переодически страдало от наземных вторжений со стороны Франции, и порой Амстердаму было не до заморских авантюр.

Испания в свое время было сильнейшим государством всего мира, ее монархи купались в золоте, лести и власти, однако монархия не смогла реализовать свои преимущества. Испания пыталась сохранить свое господство, но потерпело слишком много поражений в европейских войнах, одним из которых стал разгром Непобедимой Армады в Гравелинском сражении 1588 года как раз вблизи берегов Ла-Манша.

Вот мы и подошли к концу моей статьи. Если ты читаешь эти строки, то спасибо тебе! Буду очень рад твоей подписке на канал — для меня это очень важно!


210 лет назад, 21 октября 1805 г., произошло Трафальгарское сражение — решающая битва между английским флотом под командованием вице-адмирала Горацио Нельсона и франко-испанским флотом адмирала Пьера Шарля Вильнёва. Сражение завершилось полным разгромом франко-испанского флота, который потерял двадцать два корабля, в то время как британский флот — ни одного.

При этом утверждения некоторых западных исследователей о том, что Трафальгарская битва имела решающее значение в разгроме Французской империи, не имеют оснований. Исход противостояния с Наполеоном решался на суше. И только русские штыки сокрушили империю Наполеона. В области тактики адмирал Нельсон успешно применил рекомендации английский военного теоретика Дж. Клерка и боевой опыт русского флота, в том числе адмирала Ф. Ф. Ушакова. Нельсон решительно отказался от догм линейной тактики, господствовавшей в XVIII в. и которой придерживался его противник. Ранее таким же образом свои победы одерживал русский адмирал Ушаков.

Французский адмирал Пьер-Шарль де Вильнёв

Предыстория

Новая война между Англией и Францией началась после расторжения Лондоном Амьенского мира в мае 1803 г. Наполеон начал планировать вторжение в Англию. Англия сколотила новую антифранцузскую коалицию, главной ударной силой которой стали Австрия и Россия.

Противостояние на море

К началу новой войны, в 1803 г., положение Англии на море было, в целом, превосходно. Во время предыдущей войны британская военная мощь возросла многократно: за восемь лет войны флот Англии увеличился с 135 линейных кораблей и 133 фрегатов до 202 и 277 соответственно. При этом французский флот сильно ослаб: число линейных кораблей и фрегатов кораблей уменьшилось с 80 и 66 до 39 и 35. После морских побед у мыса Сан-Висенте, при Кампердауне в 1797 г. и Абукира в 1798 г. когда были разгромлены испанский, голландский и французский флоты, Копенгагенского сражения 1801 г., завершившегося уничтожением и пленением датского флота, в Британии были уверены в победе на море. Лондон беспокоил только план высадки десантной армии в Англии. Учитывая практическое отсутствие полноценных сухопутных войск у Англии, и великолепные боевые качества наполеоновских войск, такая операция несомненно вела к военной катастрофе Британии.

Поэтому британское командование придавало огромное значение блокаде франко-испанских военно-морских сил. Крупнейшие из французских эскадр располагались в Бресте (18 линейных кораблей и 6 фрегатов), Тулоне (соответственно 10 и 4), Рошфоре (4 и 5), Ферроле (5 и 2). Каждый французский порт был блокирован превосходящими британскими силами: 20 линейных кораблей и 5 фрегатов для Бреста, 14 и 11 для Тулона, 5 и 1 для Рошфора, 7 и 2 для Ферроля. Дополнительные британские эскадры были развернуты в Канале и подходах к нему — всего в обоих проливах 8 линейных кораблей и 18 фрегатов. Голландский флот сторожили 9 британских линейных кораблей и 7 фрегатов. Подступы к Ирландии сторожило несколько фрегатов.

Таким образом, англичане обладали значительным превосходством в морских силах. К тому же они занимали выгодное положение, находясь относительно недалеко от своих портов и баз, все их коммуникации были свободны. Стоит также отметить, что французский флот в этот период сильно деградировал и прежнее равновесие между английским и французским флотами, которые раньше стоили один другого, исчезло. Франция, из-за внутренних беспорядков, сильно запустила свой флот. Эмиграция лишила французский флот большей части старых офицеров, флот был плохо организован, снабжался по остаточному принципу (на первом месте была армия, которая решала задачу выживания Франции). Корабли готовили к сражениям поспешно, экипажи были слабыми, разнородными, набранных отовсюду, чтобы заменить тех, которые выбыли.

В результате, французам, чтобы перебросить десантную армию через Ла-Манш требовалось собрать свои сильнейшие эскадры вместе, каждый раз избегая опасного боя с превосходящими британскими блокирующими эскадрами, привести их в Канал и там дождаться благоприятного момента для броска в Англию. Задача британцев была проще: сохранять блокаду, при возможности уничтожать вражеские корабли. Однако приходилось учитывать фактор погодных условий. Парусные корабли зависели от ветра, и погода могла помешать французам выйти из гавани и наоборот, позволить блокируемой эскадре выскользнуть, к примеру, из Бреста, в то время как английские корабли могли остаться в полосе штиля.

Планы французского командования. Действия французского флота

Французскому командованию необходимо было решить тяжёлую задачу. Первоначально планировали, что тулонская эскадра, воспользовавшись благоприятной погодой, прорвет блокаду и оторвётся от британской эскадры под началом Нельсона, которая базировалась на островах Ла-Маддалена в проливе Бонифачо между Сардинией и Корсикой. Затем тулонская эскадра должны была прорваться через Гибралтар и следовать по обстановке к Ферролю (военно-морская база и порт на северном побережье Испании), а лучше — к Рошфору (французский порт на берегу Атлантического океана). Эскадра в Бресте должна была демонстрировать активность для того, чтобы отвлечь британцев. Французская эскадра, сформированная из сил, базировавшихся в Тулоне и Рошфоре, должна была двигаться на север, но не через Канал, а вокруг Ирландии, демонстрируя намерение высадить десант на этом острове и поднять восстание местного угнетенного британцами населения. Лишь затем, не входя в Ирландское море, французский флот должен был обогнуть саму Англию и выйти к Булони с севера. Здесь французы планировали прорвать блокаду голландского флота, и еще более усилится за счет голландских кораблей.

Таким образом, французы собирались собрать сильный флот, который будет сильнее британской эскадры в Ла-Манше. Британцы, по расчётам французов, не успевали составить соединенный флот, а отдельные эскадры и отряды соединенный франко-голландский флот должен был разбить. Это позволяло создать локальное превосходство в силах и совершить высадку десантных сил на побережье Англии.

Но в 1804 году французы не смогли приступить к реализации этого сложного и многоступенчатого плана, в котором очень многое зависело от природной стихии и удачливости, умений французских капитанов. 19 августа 1804 г. в Тулоне скончался выдающийся французский адмирал Луи Рене Латуш-Тревиль, которого очень высоко ценил Наполеон. Бонапарт очень ценил его за неукротимый военный дух, пылкий характер и ненависть к англичанам. Когда Наполеон приступил к выполнению своего грандиозного плана вторжения в Англию, он предоставил Латуш-Тревилю главную роль и назначил командующим тулонской эскадры. Латуш-Тревиль с огромной энергией принялся за дело и достиг в подготовке эскадры для целей экспедиции и в борьбе с блокировавшим его Нельсоном хороших результатов. Его смерть нанесла этому делу огромный урон. Франция уже не смогла выставить такого талантливого и решительного адмирала. Пока Наполеон выбирал преемника, наступила осень, а в это время действовать в северных морях было крайне опасно.


Французский адмирал Луи Рене Латуш-Тревиль

Но в 1805 году работа в адмиралтействах французских портов снова закипела. В этот период планы императора претерпели довольно серьёзные изменения, теперь на первый план выходила более успешная дезинформация противника, чтобы отвлечь его внимание от проливов и, одновременно, усиление позиций в колониях. В двух письмах морскому министру Декре от 29 сентября 1804 г. Наполеон говорит о четырех экспедициях: 1) первая должна была укрепить положение французских вест-индских островных колоний — Мартиники и Гваделупы, захватить некоторые острова Карибского бассейна; 2) вторая — захватить голландский Суринам; 3) третья — захватить остров Св. Елены в Атлантическом океане к западу от Африки и сделать его базой для нападений на английские владения в Африке и Азии, для нарушения торговли противника; 4) четвертая должна была стать результатом взаимодействия рошфорской эскадры, отправленной на помощь Мартинике, и тулонской, посланной завоевывать Суринам. Тулонская эскадра должна была на обратном пути снять блокаду с Ферроля, присоединить находящиеся там корабли и встать на стоянку в Рошфоре, создав возможность для снятия блокады с Бреста и удара по Ирландии.

В 1805 г. Франция усилила свою морскую мощь. 4 января 1805 г. был заключен франко-испанский договор, согласно которому Испания предоставляла в распоряжение французского командования не менее 25 линейных кораблей в Картахене, Кадисе и Ферроле. Испанский флот должен был действовать совместно с французскими эскадрами с целью победы над британским флотом в Ла-Манше.

Но реализовать эти грандиозные планы французы не смогли. В январе 1805 г. из Тулона вышла эскадра Вильнёва, но из-за сильного шторма вернулась назад. 25 января из Рошфора отбыла эскадра Миссиеси. Французы смогли добравшаяся до Вест-Индии и разорили там британские владения, но вернулись назад, так как тулонская эскадра не смогла подойти на помощь. Брестская эскадра адмирала Гантома не смогла преодолеть британские блокирующие силы, а именно её соединение с тулонской эскадрой придавалось наибольшее значение в новых планах Наполеона.

В конце марта 1805 г. эскадра Вильнёва из одиннадцати линейных кораблей, шести фрегатов и двух шлюпов снова вышла из Тулона. Французы смогли избежать столкновения с эскадрой адмирала Нельсона и успешно прошли Гибралтарский пролив. Корабли Вильнёва соединились с эскадрой из шести испанских линейных кораблей под командованием адмирала Гравины. Объединенный франко-испанский флот отплыл в Вест-Индию, достигнув Мартиники 12 мая. Нельсон попытался догнать их, но его задержали в Средиземном море плохие погодные условия, и он не смог пройти через пролив до 7 мая 1805 года. Английский флот из десяти линейных кораблей достиг Антигуа только 4 июня.

Около месяца флот Вильнёва укреплял французские позиции на островах Карибского моря, поджидая эскадру из Бреста. Вильнёву было приказано оставаться на Мартинике до 22 июня, ожидая флота адмирала Антуана Гантомы из Бреста. Однако брестская эскадра не сумела прорвать английскую блокаду и так и не появилась. 7 июня Вильнёв узнал от захваченного английского торгового судна, что флот Нельсона прибыл в Антигуа, и 11 июня он решив не ждать Гантома отправился обратно в Европу. Нельсон снова начал погоню, но взял курс на Кадис, полагая, что противник направляется в Средиземное море. А Вильнёв шёл к Ферролю. Тулонская эскадра, вернувшись с Карибского моря, должна была деблокировать франко-испанские эскадры в Ферроле, Рошфоре и Бресте и затем уже объединенными силами решить главную задачу в Ла-Манше — атаковав в лоб или же, обойдя Британские острова, с тыла.

Адмиралтейство предписало Корнуоллису снять блокаду под Рошфором, послав пять своих кораблей к адмиралу Роберту Кальдеру, который наблюдал за Ферролем с десятью кораблями. Кальдеру было предписано крейсировать в расстоянии ста миль к западу от Финистерре для встречи Вильнева и предупреждения соединения его с Феррольской эскадрой. 15 июля на параллели Ферроля к 10 кораблям вице-адмирала Кальдера присоединились 5 кораблей контр-адмирала Стерлинга. Тем временем флот Вильнёва, который задержали северо-восточные ветра, достиг района Финистерре только 22 июля.

22 июля произошло сражение у мыса Финистерре. Вильнёв с 20 линейными кораблями был атакован силами английской блокирующей эскадры Кальдера с 15 кораблями. При таком неравенстве сил англичане смоли захватить два испанских корабля. Правда, один из английских кораблей также был сильно поврежден. Кроме того, Кальдер должен был учитывать вероятность удара себе в тыл феррольской и, возможно, рошфорской эскадр противника. В результате на следующий день противники не стали продолжать бой. Бой закончился с неопределенным результатом, оба адмирала, и Вильнёв и Кальдер, заявили о своей победе.

Позднее Кальдер был отстранен от командования и предан военно-полевому суду. Разбирательство дела состоялось в декабре 1805 года. Британский адмирал был освобожден от обвинения в трусости или нерадивости, тем не менее был признан не сделавшим всего, что от него зависело для возобновления сражения и для взятия или уничтожения вражеских кораблей. Его поведение было признано достойным чрезвычайного осуждения, и он был приговорен к строгому выговору. Кальдер никогда больше не служил в море, хотя его произвели в адмиралы и наградили орденом Бани.



Британский адмирал Роберт Кальдер

Вильнёв увёл корабли в Виго, чтобы устранить повреждения. 31 июля, использовав шторм, который оттеснил блокирующую эскадру Кальдера и, оставив три из наиболее пострадавших своих судов в Виго, он отплыл в Ферроль с пятнадцатью кораблями. В результате в Ферроле оказалось 29 линейных кораблей (феррольская эскадра к этому времени насчитывала уже 14 линейных кораблей). Кальдер вынужден был отступить и присоединиться к эскадре Корнуоллиса. 15 августа к объединенным силам Корнуоллиса и Кальдера под Брестом подошел Нельсон, с его прибытием численность британского флота достигла 34-35 линейных кораблей.

Однако Вильнёв не знал об этом и не искал счастья в бою, как более решительные флотоводцы. 20 августа франко-испанский флот бросил якорь в Кадисе. В результате силы союзников возросли до 35 линейных кораблей. Этот флот, несмотря на требования Наполеона идти в Брест, остался в Кадисе, позволив британцам возобновить блокаду. Кальдер, не обнаружив противника в Ферроле, последовал к Кадису и там присоединился к блокирующей эскадре Коллингвуда. Силы британской блокирующей эскадры возросли до 26 кораблей. Позднее эта эскадра была доведена до 33 линейных кораблей, несколько из которых регулярно отлучались в Гибралтар — за пресной водой и другими припасами. Таким образом, франко-испанский флот сохранял некоторое численное преимущество. Нельсон возглавил объединенную эскадру 28 сентября 1805 г.

Автор: Самсонов Александр Статьи из этой серии: Война Третьей коалиции

Что способствовало превращению Англии в Морскую державу.


В Англии это правление Елизаветы I Тюдор (1533 - 1603, королева с 1558), Во время царствия королевы Елизаветы I Англия превратилась в великую морскую державу и получила весьма обширные колонии на нескольких континентах.

При Елизавете I были укреплены позиции абсолютизма, восстановлена англиканская церковь, разгромлена испанская Непобедимая армада (1588), широко осуществлялась колонизация Ирландии.

Англия быстро развивалась.

Именно в это время окончательно сложилась и вскоре достигла замечательного расцвета английская ренессансная культура .

Страну перестали сотрясать феодальные междоусобия, которые такого трагического накала достигли в XV столетии.

Сильная королевская власть содействовала экономическому подъему государства, уверенно выходившего на просторы мировой торговли.

В самых различных сферах жизни происходили глубокие сдвиги, расшатывавшие вековые феодальные устои.

Превращение Англии из государства, раздираемого феодальными смутами, в сильную державу, нанесшую на исходе XVI в .

Сокрушительный удар Испании, в огромной мере было обусловлено ее экономическими успехами.

Англия стала крупнейшим производителем и экспортером сукна, завоевавшим как близкие, так и отдаленные рынки.

Успешно развивалось горнорудное дело, кораблестроение, изготовление пороха и т.

Д. Во второй половине XVI в .

Англия заметно окрепла.

Ее торговля и промышленность находились в цветущем состоянии.

Английские корабли появлялись Белом и Средиземном морях, у берегов Индии и Америки.

Победа над Испанией в 1588 г.

, упрочившая морское могущество островной державы, необычайно подняла патриотический дух английской нации.

Ведь эта победа, потребовавшая от англичан огромного напряжения сил, мужества и инициативы, не только спасла страну от порабощения.

Она означала торжество над силами феодально - католической реакции, мрачной тучей нависшей над Европой.

Широкие общественные круги поддерживали внутреннюю и внешнюю политику королевы Елизаветы .

Прав был выдающийся русский историк Т.

Достаточно вспомнить, что в английской литературе в это время появилась гигантская фигура У.

Шекспира, что английскую философию представлял Ф.

Читайте также: