Физическая готовность как значимый компонент школьной зрелости

Обновлено: 04.07.2024

Автор: Ефремова Мария Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №2 "Сказка"
Населённый пункт: Кемеровская область, г.Мариинск
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Школьная зрелость и готовность ребенка к школьному обучению: условия формирования готовности к школьному обучению".
Раздел: дошкольное образование

Школьная зрелость и готовность ребенка к школьному обучению:

условия формирования готовности к школьному обучению.

взаимодействие педагогов, родителей, детей, т.е. связь детского сада и семьи.

компонентов готовности (развитие самостоятельности и активности, развитие

Сегодня ваш малыш еще дошкольник, а завтра идет в первый класс. Ему в скором будущем предстоит терпеливо сидеть за партой, выполнять задания, усваивать программу. Резко возрастает нагрузка на детский организм. И если об интеллектуальной, личностной, волевой готовности будущего первоклассника написано достаточно, то о физической информации немного. В то время как физическая готовность ребенка к школе является той естественной опорой, благодаря которой будет легче включиться в учебную деятельность.

Актуальность физической подготовки ребенка к школе

Переступая порог школы, дети оказываются в совершенно новой среде, где и общение, и деятельность, и нагрузка будут другими, нежели в дошкольном возрасте.

Физическая подготовленность дошкольника

К сожалению, на сегодняшний день количество абсолютно здоровых детей сокращается. При этом школьные нагрузки, связанные с усвоением большого информационного потока, только увеличиваются. Поэтому необходима серьезная подготовка здоровья ребенка к школе.

Из-за проблем со здоровьем, недостаточности физического развития у многих детей возникают сложности с усвоением школьного материала. Ситуацию усугубляет и то, что развитие внимания у дошкольников зачастую не достигает необходимого уровня произвольности.

Повышенная тревожность, отсутствие умения сосредоточиться и найти допущенные ошибки могут быть связаны с нарушением сердечной деятельности.

Неровный почерк, быстрая утомляемость, забывчивость могут быть спровоцированы бронхиальной астмой.

Такой вывод не голословен, он обоснован практическими наблюдениями за первоклассниками. Чтобы принять предупредительные меры, родителям важно знать, что конкретно подразумевается под этим понятием.

Составляющие физической готовности детей к школьному обучению

Проанализируем, какие физические ресурсы понадобятся детскому организму для включения в учебную деятельность в условиях школы:

  • Общая физическая выносливость, связанная с психо-эмоциональной нагрузкой.
  • Умение длительно удерживать статистическую позу в положении сидя.
  • Развитая мелкая моторика рук.
  • Возможность без перенапряжения мышц шеи удерживать голову, фиксируя взгляд на доске.
  • Развитая зрительно-двигательная координация.
  • Развитая пространственная координация.
  • Достаточная ловкость, точность движений и физическая сила.

Перечисленные составляющие можно сгруппировать по направленности и выделить основные компоненты физической готовности ребенка к школе:

  • двигательная подготовка;
  • подготовленность руки к овладению письмом;
  • выносливость и навыки саморегуляции.

Таким образом, физическая готовность к школе включает общую сформированность детского организма, актуальное состояние здоровья, физическую и умственную работоспособность, развитые двигательные навыки, моторику.

Двигательные навыки старших дошкольников

К моменту поступления в школу очень важно развить у ребенка такие двигательные навыки, как координация, ловкость, гибкость. Также важны сила и выносливость, поскольку они тесно связаны с работоспособностью, необходимой для успешного обучения.

Телефоны и другие гаджеты принесли нашим детям не только дополнительную информацию, но и малоподвижный образ жизни. Технологический прогресс дал возможность выполнять ряд действий, не поднимаясь с дивана. В то время как дошкольнику важны движения, познавательно исследовательская деятельность, игры в реальности, дети замирают у экранов и проводят значительную часть времени в застывшей позе, с огромной нагрузкой для глаз.

Что должно стать альтернативной малоподвижному образу жизни ребенка? Только пример родителей и их активность.

Существует немало средств физического воспитания, которые позволяют развивать двигательные навыки у дошкольников:

  • ежедневно занимайтесь зарядкой с ребенком;
  • ходите на совместные прогулки в парк;
  • играйте в подвижные игры;
  • систематически занимайтесь с дошкольником спортом;
  • определите ребенка в спортивную секцию в соответствии с его способностями и желанием;
  • практикуйте семейный туризм.

И не забывайте, что нагрузка должна соответствовать возрасту ребенка.

Готовность руки к овладению письмом

Важнейший показатель готовности детей к обучению в школе – это подготовленность руки к письму. Письмо – сложный навык, связанный с координацией движений. Поэтому для детей дошкольного возраста важна именно подготовка к письму, а не обучение ему.

Чтобы правильно настроить руку на освоение письменной нагрузки, необходимо развивать мелкую моторику, создавать условия для накопления ребенком двигательного опыта.

Для этого можно использовать следующие приемы:

Благодаря перечисленным простым приемам, улучшается подвижность кисти ребенка, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма.

Работоспособность и навыки саморегуляции

Если у ребенка низкий уровень работоспособности, он недостаточно активен на уроках, быстро утомляется, снижается качество его работы, появляется неуверенность в себе. Это влечет за собой ряд проблем при усвоении школьного материала и при взаимодействии со сверстниками.

Подготовка руки к письму

Работоспособность зависит от:

  • состояния здоровья ребенка;
  • возраста;
  • внутрисемейных отношений;
  • имеющихся умений и навыков.

На уровень работоспособности влияет саморегуляция — умение произвольно контролировать свою двигательную и эмоциональную сферы.

Родители помогут ребенку развить саморегуляцию и повысить его выносливость к физическим нагрузкам, если создадут соответствующие условия дома:

  • точно придерживайтесь системы правил, введенной в семье;
  • во время совместных занятий с ребенком четко проговаривайте этапы и используемые алгоритмы действий;
  • играйте в игры с определенными правилами;
  • развивайте самостоятельность.

Цель: развитие произвольного внимания, преодоление двигательного автоматизма.

Как проверить физическую готовность ребенка к школе

Проверку готовности детского организма к школе осуществляет медицинская комиссия: участковый педиатр и группа узких специалистов (хирург, невролог, психотерапевт и т.д.). Можно ли родителям предварительно определить, насколько готов ребенок к школе физически? Конечно, первичную диагностику физической готовности ребенка к школе могут провести папа или мама, ведь никто лучше не знает их ребенка.

Хорошим показателем является, если:

  1. У ребенка снизилась частота заболеваний или они протекают без осложнений.
  2. Отсутствуют хронические заболевания.
  3. Ребенок активен, хорошо ест, спит.
  4. Владеет своим телом, сохраняет осанку.
  5. У дошкольника хорошо развиты основные двигательные качества (ловкость, гибкость, скоростные и силовые качества).
  6. Он может сохранить статическое равновесие (от 15 секунд) стоя на линии (пятка одной ноги примыкает к носку другой ноги).

Для определения уровня подготовленности мелкой моторики рук можно использовать следующий тест.

Ребенку предлагают нарисовать по образцу одним движением руки окружность диаметром 3-3,5 см. Слаборазвитая кисть – ребенок не справляется с предложенным заданием. Ошибки заключаются в том, что он фиксирует образец на плоскости; возможно, рисует овал, круг меньшего размера; передвигая руку, рисует в несколько приемов.

Показателем скованности, фиксированности кисти является преимущественное рисование ребенком очень мелких предметов.

Итак, что могут делать родители в период дошкольного детства, чтобы их ребенок стал готов к школе физически?

  • Позаботиться о проверке и укреплении здоровья ребенка (излечить или облегчить хронические заболевания, формировать осанку).
  • Обеспечить режим дня (питание, сон, бодрствование, прогулка).
  • Укреплять физиологическую базу ребенка с помощью посильных спортивных нагрузок.
  • Уделять особое внимание психомоторному развитию.

В современные годы взрослые часто делают акцент на развитие интеллектуальных способностей дошкольников, порою упуская своевременное физическое развитие. Поэтому важно напомнить родителям, что успешный ученик – это здоровый ученик.

Личностная готовность к школе как ведущий компонент в структуре школьной готовности. Многообразие точек зрения на этот аспект развития ребенка (Бабаева Т. И., Божович Л. И., Эльконин Д. Б. и др.).

Характеристика современных проблем и особенностей подготовки ребенка к школе.

Формирование фундамента школьной готовности как целенаправленное, организованное на знании закономерностей психического развития и возрастных особенностей ребенка педагогическое руководство деятельностью ребенка (учебной, игровой, трудовой).

ВложениеРазмер
statya._shkolnaya_zrelost.docx 38.21 КБ

Предварительный просмотр:

Школьная зрелость и готовность ребенка к школьному обучению: условия формирования готовности к школьному обучению.

Подготовка к школе – это содержательный, индивидуально ориентированный образовательный процесс. Этот процесс предполагает взаимодействие педагогов, родителей, детей, т.е. связь детского сада и семьи. Процесс подготовки к школе решает задачи становления основных компонентов готовности (развитие самостоятельности и активности, развитие коммуникативных умений, развитие познавательной активности, развитие воображения и творчества, развитие кругозора ребенка и укрепление его здоровья).

Основная цель готовности ребенка к школе – это профилактика дезадаптации ребенка к школе и помощь ребенку к адаптации к школьному обучению. Чтобы обеспечить высокий уровень готовности необходима преемственность детского сада и школы, которая предполагает что детский сад ориентируется на требования школы и на тот социальный заказ, который есть в обществе, а с другой стороны школа опирается на достигнутый уровень развития ребенка, учитывает его и обеспечивает его дальнейшее развитие. Готовность к школе – это результат учебно – воспитательной работы детского сада, это показатель работы воспитателя.

Школьная зрелость – это совокупность морфо-физиологических и психологических особенностей ребенка, обеспечивающая ему успешный переход к систематическому, организованному школьному обучению.

Достижение школьной зрелости зависит :

  • от органических факторов, от генетических факторов,
  • от факторов здоровья,
  • от психологических факторов (среды, активности ребенка, эмоциональной атмосферы) .

Причинами школьной незрелости могут б ыть:

  • недостатки воспитательной среды,
  • недостатки в соматическом здоровье ребенка,
  • раннее повреждение ЦНС,
  • задержка умственного развития.

Школьную зрелость определяют тремя взаимосвязанными компонентами :

Психологическая готовность включает в себя:

  • интеллектуальную (соответствующее возрастному уровню зрелость всех познавательных и психических процессов),
  • социально - психологическую (формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции школьника),
  • личностную (состояние определенного уровня развития мотивационной и волевой сферы).

В возрасте 6-7 лет у ребенка формируются новые личностные новообразования, от того, насколько зрелыми являются эти качества, и зависит степень личностной готовности ребенка к школе. К ним относят :

Эльконин важным аспектом выделял волевую готовность, которая заключается в способности ребенка напряженно трудиться, делая то, что от него требует учеба, положительно относиться к целям деятельности, стремление преодолевать трудности, стремление к достижению результата своей деятельности. С формированием волевых качеств связана способность ребенка соподчинять мотивы и таким образом управлять своим поведением.

Кравцова основной упор делаетна роль общения в развитии ребенка – это коммуникативная готовность, которая проявляется в способности к содержательному общению со взрослыми и сверстниками, в умении следовать нормам и правилам культурного общения.

В работах Бабаевой, Божович, Венгер, Выготского становление готовности обусловлено, формированием ребенка в качестве субъекта доступных видов детской деятельности игры, познания, общения, предметно - трудовой, художественной деятельности. Полноценная готовность ребенка обучению в школе выступает, как своеобразный показатель достижений его личностного развития в дошкольный период, как базовый уровень для освоения школьной программы и как показатель готовности к принятию позиции субъекта учебной деятельности.

На первый план выступила проблема своевременной и качественной подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе. Организация предшкольной подготовки требует соблюдения ряда условий для подготовки ребенка к школе. Подготовка детей к школе в семье совершенно необходима. Роль родителей в подготовке детей к школе огромна. В семье ребенок вырабатывает умение преодолевать трудности, всесторонне развивается, происходит обогащение эмоционально-волевой сферы, воспитание чувств, умение ориентироваться в своем поведении на окружающих, формируются познавательные интересы, происходит развитие эстетического чувства в процессе привлечения внимания дошкольника к явлениям повседневной жизни, к предметам, окружению быта. Однако не все родители могут обеспечить полную, всестороннюю подготовку своего ребёнка к школьному обучению, усвоению школьной программы.

Подготовка детей к школе в детском саду включает в себя две основные задачи : всестороннее воспитание (физическое, умственное, нравственное, эстетическое) и специальная подготовка к усвоению школьных предметов.

Работа воспитателя на занятиях по формированию готовности к школе включает в себя: диагностику и оценка готовности дошкольников; реализацию по этим данным индивидуально дифференцированного подхода; обеспечение взаимодействия педагогической, психологической и медицинской служб дошкольного образовательного учреждения; осуществление преемственности в работе ДОУ и школы, ф ормирование игровой деятельности, моделирование образовательной среды, способствующей его личностному и познавательному развитию, направленность на развитие творческих способностей дошкольников в различных видах деятельности (игра, свободное общение, изобразительная деятельность, конструирование, театрализация и др.

Главные цели предшкольной подготовки – сформировать выраженную внутреннюю учебную мотивацию, повысить уровень речевого развития и сенсомоторной координации у ребенка. Основными формами образования детей в предшкольных группах являются занятия, требующие познавательной активности, двигательно-активные, театрализованные, сюжетно-ролевые игры; продуктивная художественно-эстетическая деятельность, экспериментирование и опытническая деятельность, конструирование и моделирование. Другая форма предшкольного образования, реализуемая в ДОУ, - группа кратковременного пребывания для подготовки детей к школе. Дети посещают занятия в режиме ДОУ, общаются со взрослыми и сверстниками в совместной деятельности, посещают кружки, оздоровительные мероприятия. Один из компонентов определения готовности ребенка к школьному обучению – состояние его психического и физического развития. Поэтому важнейшая задача по интеграции ДОУ и школы – укрепление здоровья детей, повышение сопротивляемости организма заболеваниям путем систематического закаливания, рационального режима. правильного питания, создания условия для повышения самостоятельной двигательной активности.

Наблюдения физиологов, психологов, педагогов показывает, что среди первоклассников есть дети, которые в силу индивидуальных психофизиологических особенностей с трудом адаптируются к новым для них условиям жизни, лишь частично справляются со школьным режимом и учебной программой. Особенности школьной адаптации, зависит и от степени готовности ребенка к школьному обучению. В период адаптации у детей могут возникать функциональные отклонения (зажатость, скованность излишняя подвижность, крикливость нарушения сна, аппетита, капризность, увеличение количества заболеваний и др), которые проходят сами собой и поэтому не требуют специальной работы. Выделяют 3 уровня адаптации детей к школе: высокий, средний и низкий.

Таким образом, готовность к школьному обучению – сложная многогранная проблема, которая охватывает период не только 6-7 лет, но весь период дошкольного детства (как подготовительный к школе этап), и младший школьный возраст (как период школьной адаптации и формирования учебной деятельности).


Такие составляющие школьной зрелости, как физиологическая и психологическая готовность малыша к смене статуса и среды, к успешному усвоению большого объема новых знаний, к своему новому положению школьника, очень важны для успешного обучения ребенка в школе.

Почему важна психологическая готовность ребенка к обучению?

К моменту, как у ребенка наступит школьный возраст, у него должны быть сформированы:

Уровни школьной готовности

Существует 4 уровня школьной готовности, от максимального до минимального.

Высокий уровень школьной готовности

Когда можно говорить о том, что ребенок всецело готов к тому, чтобы пойти в первый класс? Когда у дошкольника: хорошее физическое развитие, он активен и бодр, не страдает хроническими заболеваниями; рука малыша отлично подготовлена к письму; у него развит фонематический слух; в общении ребенок демонстрирует широкий кругозор; его словарный запас составляет не менее 3000 слов, и он активно ими пользуется; он понимает, что такое переносный смысл слова. Он обладает определенным запасом педагогических умений - пытается читать, считать, знает цифры и счет. Это не обязательно для поступления в школу, но такое заинтересованное поведение тоже говорит о психологической готовности малыша к обучению. Еще очень важный момент – умение регулировать свое поведение, то есть понимать правила, подчиняться им и иногда делать даже то, что не очень хочется, но надо. Если ко всему этому ребенок устойчиво стремится пойти в школу, причем не ради новых знакомств и новых игр, а именно ради обретения новых знаний – все это говорит о высоком уровне готовности дошкольника к обучению. Первый класс ждет его!

Даже детей с высоким уровнем школьной готовности в первом классе ждет период школьной адаптации. Но он пройдет гораздо спокойнее, чем у детей с низким уровнем школьной зрелости.

Средний уровень школьной готовности

Почти все то же самое отличает школьную зрелость среднего уровня. Но в данном случае у ребенка есть небольшие трудности (их можно определить, как локальные). Рука готова к письму, но мелкая моторика нуждается в улучшении. Слух у малыша отличный, он знает стихи и сказки, словарный запас достаточно большой. Показательно, что ребенок, услышав от взрослого историю или сказку, способен вести диалог о прочитанном, отвечать на вопросы мамы или папы. Он также неплохо знает цифры и некоторые буквы, произвольно регулирует свое поведение и вполне способен решать учебные задачи. Но в этом ему небольшая помощь взрослых – без внешней стимуляции учиться ему скучновато.

Уровень школьной готовности ниже среднего

Низкий уровень школьной готовности

При хорошем или удовлетворительном физическом развитии у ребенка, который демонстрирует такой уровень готовности узкий кругозор, маленький словарный запас. Прочитанную сказку или рассказ он может пересказать только при активной помощи взрослого: без наводящих вопросов не обойтись. Отсутствует готовность руки к письму. Без помощи взрослого ему не под силу справляться с заданиями по возрасту, да и мотивация к учебе слабая. Такому ребенку имеет смысл на год задержаться в дошкольниках.

Нужно всегда помнить, что есть множество объективных причин, которые могут задержать школьную зрелость и затруднить приобщение ребенка к овладению школьными навыками. Если это – определенная незрелость корковых и регуляторных структур головного мозга, то лучше дать ребенку еще один год для того, чтобы он догнал своих сверстников. Этот год лучше посвятить не обучению, а развитию и социализации малыша. Для здоровья ребенка будет лучше, если он чуть-чуть не будет дотягивать по уровню знаний, зато будет здоров физически, с нормальным неврологическим статусом, обладающий выраженной эмоциональной зрелостью – и с ярко выраженным желанием пойти в школу и научиться тому, чего он пока не знает. Ведь трудности в учебе преодолимы, а вот сложная социальная адаптация в первом классе может плохо сказаться на всех последующих образовательных успехах ребенка.

Читайте также: