Чем отличаются европейские школы от русских

Обновлено: 09.05.2024

Как известно, в 1999 году в сфере образования в странах Европы возникла новая инициатива — Болонский процесс, к которому Россия присоединилась в 2003 году.

Основной целью этой инициативы было стремление реформировать систему образования таким образом, чтобы сделать образование доступным для широких слоев населения, независимо от возраста, социального положения или размера доходов.

Были выделены и дополнительные цели: повышение уровня и престижа высшего образования и приведение образовательных стандартов стран-участниц процесса к единому образцу для того, чтобы стал возможен беспрепятственный обмен студентами между вузами разных стран, а также чтобы выпускники европейских университетов могли устраиваться на работу в разных странах Евросоюза.

Россия, присоединившись к Болонскому процессу, провела реформы системы образования, чтобы соответствовать системе образования Европы, однако определенные отличия все-таки остались.

Сравнение систем образования в России и Европе

Итак, рассмотрим, в чем заключается сходство систем образования России и стран Европы, и в чем наблюдаются отличия.

Чем система образования стран Европы похожа на российскую

В Европе, так же как и в России, образование делится на этапы:

  1. Дошкольное образование.
  2. Школьное образование.
  3. Послешкольное образование, которое может быть средним профессиональным или высшим.

Высшее образование доступно только тем детям, которые получили специальную подготовку. В Европе они должны окончить определенный тип школ (в Германии, например, это гимназии). Выпускники обычных школ в вуз поступить не смогут.

В России в университет может поступить выпускник любой школы, но при условии, что он закончил 11 классов и сдал государственные экзамены.

Высшее образование как в России, так и в Европе, реализуется на программах бакалавриата и магистратуры. Это последовательные ступени: программы бакалавриата занимают, в среднем, 4 года, по окончании которых выпускники получают степень бакалавра и могут практиковать по выбранному профилю, однако есть возможность продолжить образование на программах магистратуры, которые длятся, в среднем, 1 год в европейских вузах и 2 года — в российских.

По статистике, европейские и российские бакалавры поступают в магистратуру примерно с одинаковой частотой: доля поступивших в магистратуру составляет примерно 50% от всех бакалавров.

Благодаря такому разделению получения высшего образования на этапы, аналогичные в разных странах, бакалавры могут поступать на магистерские программы за рубеж. Магистерская программа необязательно должна точно соответствовать профилю оконченной программы бакалавриата; это позволяет расширить профессиональные компетенции и в некоторых случаях даже рассматривать магистратуру как второе высшее.

Существует и третья ступень высшего образования; в России она называется аспирантурой, а в Европе — докторантурой. На третью ступень поступают обычно те, кто планирует сделать карьеру в науке либо в преподавательской деятельности.

Таким образом, у систем образования стран Европы и России довольно много общих черт, что позволяет вузам успешно обмениваться студентами, а абитуриентам — поступать на учебу за рубеж. Однако есть немало отличий как в правилах поступления, так и в самом образовательном процессе, и, если вы планируете учебу на каком-либо этапе или работу за рубежом, необходимо знать и учитывать эти отличия.

Образование в России и в Европе. В чем главные отличия

Отличия в образовательных системах начинаются еще на этапе школьного образования.

Вам также может быть интересно:

Школьное образование

В европейских странах, в среднем, дети начинают учиться в школе раньше, чем в России (с 4–6 лет), а образовательные программы, после которых можно поступить в вуз, имеют длительность 12–13 лет. В России учеба в школе начинается с 7 полных лет, а в вуз можно поступать после окончания 11-го класса.

Разница в сроках обучения в школе имеет большое значение. У выпускников российских школ, по сравнению с выпускниками школ в Европе, недостаточно академических часов для поступления в европейский вуз. Поэтому им нужно проучиться один курс в отечественном вузе либо, что более предпочтительно, окончить подготовительные курсы. В Германии такие программы реализуются при вузах и называются Штудиенколлег. Плюс обучения в Штудиенколлег в том, что адаптация происходит более мягко, а также разбираются многие темы, которые будут изучаться в первом учебном семестре, так что польза от него будет долговременной.

Плата за обучение в вузе

В России у любого гражданина есть возможность один раз получить высшее образование бесплатно при условии, что он пройдет по конкурсу. Для иностранных студентов тоже есть возможность учиться в российских вузах бесплатно. Для тех, кто не прошел по конкурсу либо уже получил одно высшее образование, учеба в вузе будет платной. Стоимость программ зависит от вуза: в регионах от 30 тысяч рублей, в Москве — от 80 до 500 тысяч рублей за год обучения в среднем.

В Европе сейчас существует большое разнообразие вариантов получения высшего образования:

  • платные программы, стоимость которых ниже, чем, к примеру, в США или в престижных российских университетах (в среднем, от 400 до 5000 долларов за год обучения);
  • дорогие программы (например, в Великобритании);
  • совсем не дорогие программы в некоторых странах;
  • возможность учиться бесплатно при соблюдении определенных условий (быть гражданином ЕС, учиться на государственном языке страны, получить грант, стипендию);
  • полностью бесплатное обучение на английском языке или на государственном языке страны (доступно в государственных вузах Финляндии Норвегии, Германии)

Поступление в вуз

В России поступление в вуз осуществляется по конкурсу, в котором участвуют полученные на госэкзаменах баллы. Престижные вузы требуют не только очень высокие баллы, но и могут устроить дополнительные внутренние испытания.

К минусам такой системы можно отнести следующие моменты:

  • нужно заранее выбрать специальность, потому что для каждой специальности выбираются свои предметы для сдачи ЕГЭ;
  • практически всем учащимся требуется дополнительная подготовка к ЕГЭ;
  • слишком многое зависит от сдачи одного экзамена.

В России можно подавать документы в ограниченное число вузов и на ограниченное количество направлений. В Европе количество вузов и направлений не ограничено.

В конкурсе на поступление участвует средний балл аттестата. Поскольку в его формировании участвуют все отметки за все школьные предметы, такой метод оценки можно считать более объективным. К тому же, эти баллы нарабатываются в течение продолжительного времени, потому фактор стресса не играет такой роли, как на ЕГЭ в России. Конечно, такое поступление значительно более комфортно, тем более, что есть механизмы, которые позволяют оптимизировать средний балл (спросите у наших специалистов, они знают!)

Вообще, если в России в топовые вузы не поступить без максимального балла ЕГЭ, в европейских вузах требования к среднему баллу аттестата более реалистичные; поступают отнюдь не только круглые отличники.

В европейских странах, например, в Германии немыслимо поступление в вуз без предварительного карьерного планирования. В России эта процедура не носит обязательного характера, однако современные реалии таковы, что без грамотной профориентации правильно выбрать специальность и вуз будет непросто.

Учеба

В процессе получения образования в вузах России и Европы тоже немало отличий.

В России существует довольно жесткий набор дисциплин для каждого направления, которые осваиваются в определенном порядке. Расписание составляет деканат, а студенты обязаны посещать лекции (посещаемость учитывается). Знания регулярно проверяются на семинарах, тестах, контрольных работах. В конце каждого семестра студенты сдают экзамены и зачеты, которые могут иметь письменную или устную форму.

Практика в российских вузах есть, но она носит формальный характер и длится недолго.

В российских вузах студенты учатся в группах; несколько групп могут посещать одни и те же занятия только в том случае, если они относятся к одному курсу и одному направлению. Скажем, филолог не будет заниматься бок о бок с математиком, у них разные программы и предметы.

В Европе учеба в университетах организована по-другому.

Весь учебный курс разбит на блоки. Как посещать эти блоки, студент решает сам. Студенты разных направлений могут оказаться на одном занятии плечом к плечу.

Контроль за знаниями осуществляется только в конце семестра, обычно в письменной форме, а вот посещаемость никто не контролирует.

В целом, система образования европейских вузов построена так, чтобы не слишком опекать студентов; напротив, в них развивают самостоятельность, дисциплину, воспитывают навыки планирования своего времени. Ну а если методы такого воспитания жестковаты, что поделать? Зато результат отличный.

Также важная часть обучения в Европе — это практика. Ее очень много, и она является важным элементом подготовки молодых специалистов.

Нужно упомянуть, что европейские вузы, в целях повышения конкурентоспособности, вводят в свой арсенал нестандартные программы, например, дуальное обучение. В России таких программ нет. Суть в том, что за учебу платит работодатель, который параллельно принимает студента на работу. Студент учится и работает (время на учебу и работу может распределяться по-разному), получая зарплату. К окончанию учебы выпускник уже имеет полновесную зарплату, опыт работы, диплом, контракт на несколько последующих лет. Таким образом решаются проблемы безработицы среди молодых специалистов и нехватки кадров на предприятиях.

Есть одно серьезнее отличие в самом подходе к формированию специалиста в России и в Европе. Российские вузы делают ставку на подготовку специалиста широкого профиля; отечественное образование можно назвать фундаментальным. В этом есть определенные преимущества, однако современный рынок труда требует специалистов узкого профиля с глубокой подготовкой, которую дает европейское образование.

Стипендия

В России хорошо успевающие студенты могут получать стипендию. К сожалению, этой суммы ни на что не хватит.

В европейских вузах стипендию можно получить, обратившись в стипендиальный фонд и пройдя конкурсный отбор. От соискателей требуется предоставить резюме, эссе, пройти собеседование. Однако сумма стипендии 600–2000 евро в месяц стоит того, чтобы потрудиться.

Диплом

Полученный в европейском вузе диплом позволяет трудоустроиться на территории Евросоюза. Дипломы вузов других стран зачастую приходится подтверждать.

Российский диплом действителен на территории России.

Плюсы и минусы российской системы образования

Давайте кратко рассмотрим, чем может похвалиться отечественная система образования, и какие у нее есть недостатки.

Плюсы:

  • возможность учиться в вузе бесплатно;
  • сильная теоретическая база;
  • сильные традиции преподавания;
  • фундаментальность образования;
  • совместимость отечественных программ с европейскими;
  • большое количество вузов в стране.

Минусы:

  • постоянное сокращение финансирования отечественных вузов из государственного бюджета (особенно после 2013 года);
  • рост стоимости платного обучения;
  • поступление только через ЕГЭ;
  • сложное поступление в топовые вузы;
  • малое количество инновационных программ;
  • плохое финансирование региональных вузов;
  • старение преподавательского состава;
  • теоретический характер обучения;
  • малое количество практики и ее формальный характер;
  • жесткая система обучения с большим количеством контроля.

Достоинства и недостатки получения образования в вузах Европы

Европейские вузы тоже имеют свои достоинства и недостатки.

К достоинствам европейского высшего образования можно отнести:

  • высокую концентрацию вузов на душу населения (самое большое количество вузов на душу населения — в Германии);
  • большое количество престижных вузов;
  • возможность во время учебы перемещаться по странам ЕС;
  • гибкие условия оплаты (от дорогих вузов до бесплатных);
  • простую процедуру поступления;
  • возможность подавать документы дважды в год;
  • лояльное отношение к студентам среднего и старшего возраста;
  • интернациональную обстановку (свыше 12% студентов немецких вузов — иностранцы);
  • хорошее финансирование вузов;
  • комфортные условия учебы;
  • инновационные программы;
  • большое количество практики и стажировок в европейских компаниях;
  • активный обмен студентами;
  • разнообразие программ;
  • возможность получить стипендию или грант;
  • возможность работать в странах ЕС.

Недостатки:

  • сложность в выборе вуза;
  • недостаточное количество информации о том, как правильно собрать пакет документов;
  • необходимость сдавать языковой экзамен.

Для российского абитуриента, действительно, поступление в зарубежный вуз может показаться сложным, но эти проблемы легко преодолимы с помощью специалиста.

Где все-таки лучше получать высшее образование: в Европе или в России

Резюмируя, нужно признать, что определенные плюсы и минусы есть у каждого варианта. Однако в Европе можно найти варианты, которые будут однозначно очень привлекательными.

На сегодняшний день лучшими можно назвать условия в Германии. Ее основными козырями являются:

  • большое количество государственных вузов, многие из которых имеют престиж и известность во всем мире;
  • хорошее финансирование;
  • инновационные программы;
  • возможность учиться бесплатно на немецком или английском языке;
  • простая процедура поступления без ЕГЭ.

Нужно также добавить, что жизнь в Германии комфортна, с высоким уровнем безопасности (что особенно важно для родителей студентов), а расходы на проживание — одни из самых низких среди стран Западной Европы.

Отсутствие выбора — это проблема, но очень широкий выбор также может стать проблемой. Сейчас абитуриентам из России доступны как отечественные, так и зарубежные вузы, и основная сложность заключена в том, где получить образование: в России или Европе. Советуем не тратить напрасно время, а обратиться к специалистам, которые помогут определиться с выбором профессии, вуза, программы, а также помогут поступить в лучший для вас вуз.

1. Италия: 13 лет обучения и обязательная смена школ


В Италии учатся 13 лет, обязательно меняют школу два раза, не носят школьную форму и не устраивают выпускных вечеров. После пяти лет начальной школы, то есть когда итальянским детям исполняется 11 лет, они переходят в среднюю школу. Но это уже другая школа, с другими учителями и одноклассниками. И начинается она опять-таки с первого класса. Даже если это небольшой городок, шансов, что попадёшь в тот же класс, что и бывшая соседка по парте, довольно мало. По мнению итальянских учителей и родителей, такая система с раннего возраста учит детей приспосабливаться к новым обстоятельствам жизни и не бояться перемен.

Дальше — лицей. Все лицеи в Италии профильные. Поэтому школьник в 14 лет должен очень хорошо подумать, куда идти учиться дальше. И школьники, и родители заверяют, что 14 лет — это слишком рано, чтобы принимать такие важные решения. Но государство считает иначе, и система не меняется десятилетиями.

2.Франция: 20-балльная система оценок


Каждый семестр родители по почте получают табель успеваемости своих детей. В нём перечислены все предметы и оценки по 20-балльной шкале с округлением до сотых, например, 14,72. Но на этом информация, которую может почерпнуть родитель из табеля, не заканчивается. В нём есть колонки, в которых указана оценка ученика по всем предметам в предыдущих семестрах, чтобы оценить динамику. Для каждого предмета указана средняя оценка по классу — можно быстро увидеть, каковы успехи ребёнка по сравнению с другими.

3. Япония: начало учебного года в апреле


В начальную школу японцы поступают в возрасте шести-семи лет, учебный год у них традиционно начинается в апреле. Японцы считают, что это лучшее время для начала нового этапа в жизни. Японская школа состоит из трёх ступеней: начальная (Сё: Гакко:), средняя (Тю: Гакко:) и старшая (Ко: то: Гакко:). В начальной школе учатся шесть лет, в средней и старшей — по три года. Таким образом, всего 12 классов, но обязательны из них лишь девять. При этом 94% ребят поступают в десятый класс. Японских школьников (да и студентов) называют одними из самых занятых и трудолюбивых людей в стране — у них уже в средней школе появляется огромное количество домашних и проверочных заданий.

Весь учебный год делится на три семестра: первый длится с апреля по июль, второй — с сентября по декабрь и последний, соответственно, с января и до конца марта. Но все каникулы уходят на подготовку к экзаменам и написание работ. Каникулы для японцев — это время, когда можно основательно сесть за учёбу. Так же проходят и выходные — за выполнением заданий. Экзамены начинаются с седьмого класса, проходят два или три раза в год, они одни из самых серьёзных проблем в жизни каждого японца.

4. Китай: летние каникулы длятся всего месяц


Типичный распорядок дня китайского школьника чудовищен и с точки зрения санитарных норм, и просто по-человечески. Подъём не позже пяти утра и сразу же самостоятельные занятия. С 8.00 и до 16.00 уроки, а потом с 16.00 и до 21.00 — дополнительные занятия. Летние каникулы начинаются в августе и длятся всего один месяц, и то часть из них посвящается необходимой самоподготовке. Обычная летняя картина в торговых центрах с хорошими кондиционерами: сотни людей, совершенно не интересующихся шопингом, но корпящих над учебниками и тетрадями. Как правило, это старшеклассники, которые готовятся к главным экзаменам своей жизни — Гаокао (вступительные экзамены в вузы).

5. Великобритания: обучение хорошим манерам


6. Финляндия: внимание к отстающим и расслабленная атмосфера


Комфортная среда, построенная на принципах гуманизма, предполагающих равенство и уважение ко всем участникам процесса, — вот отправная точка финского успеха. Однако внутри страны эйфорию разделяют не полностью. Местные считают всемирные дифирамбы, восхваляющие финскую школу, правомерными примерно на 75%. Определяющая цель финской системы — обязательно довести всех до среднего уровня. И в результате основной упор делается на то, чтобы помочь отстающим.

7. США: самостоятельный выбор дисциплин для изучения


Вообще, учёба в США очень индивидуальная. Это проявляется даже в таких мелочах, как результаты контрольной. В американской школе учитель молча подзывает к себе и показывает твою отметку. И всё. Только ещё раз в полгода домой приходит табель успеваемости. Теоретически можно проучиться все 12 лет и без сверхусилий скрывать свою успеваемость.

Российские дети и подростки проводят за партами меньше времени по сравнению со своими зарубежными сверстниками. Во-первых, в большинстве стран мира в школу принято идти в 5–6 лет, а длительность обучения составляет от 12 до 14 лет. При этом начальное образование в России длится меньше (четыре года против шести лет), а основное (пять лет против четырёх) — дольше, чем за границей.

Разницу можно также заметить и в продолжительности учебного года. Она варьируется от 34 недель в Ирландии до 44 в Мексике. Россия по этому показателю занимает предпоследнее место. В среднем в зарубежных странах учебный год длится 38 недель. То есть российские школьники 5–9-х классов учатся почти на месяц меньше, чем молодые люди за границей. При этом речь идёт именно о часах, проведённых на уроках в классе.

Author: Борис Бим-Бад [ педагог, член Российской академии образования ]

Во время пребывания за границей я поразился тому, как чётко и коротко школьники излагают свои мысли. Такого можно достичь, только начав изучать родной язык в раннем возрасте и уделяя этому много времени.

Зампред комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина, в свою очередь, напомнила, что по способности читать и понимать тексты российские четвероклассники в 2016 году заняли первое место в международном исследовании PIRLS.

При этом она отметила, что одним из преимуществ российского школьного образования является его фундаментальность.

Школьные предметы формируют у детей основы научных представлений. Особенно это касается дисциплин естественно-научного цикла: физики, химии, географии, биологии. Неслучайно российские школьники в последнем исследовании TIMSS-2015, проверяющем математические и естественно-научные знания, заняли места в первой семёрке, — пояснила Духанина.

Отличается от международных моделей и распределение учебного времени по предметам. В российских школах значительно больше внимания отводится родному языку и литературе в сравнении со странами ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития). Также в РФ дети чаще посещают уроки физкультуры и технологии, но реже по иностранному языку и искусству. Социальные науки десятилетние российские школьники, в отличие от детей в странах ОЭСР, и вовсе не изучают.

Несколько иная картина наблюдается при сравнении структуры учебных планов, по которым учатся 15-летние. Они существенно больше времени уделяют родному языку и литературе, математике и в особенности — естественным наукам. При этом подростки в российских школах практически не изучают второй иностранный язык и искусство.

В докладе отмечается, что повышенное по сравнению с другими странами внимание, которое уделяется в России естествознанию, математике, русскому языку и литературе, не приводит к высоким результатам 15-летних школьников в международном рейтинге качества образования PISA.

Число людей в классе

В зарубежных странах средний размер класса варьируется широко: от 16 человек в Латвии до 33 в Коста-Рике. Россия по этому показателю находится посредине (20 учащихся). Уровень экономического развития страны на число учеников практически не влияет, отмечают специалисты. При этом размер класса не сказывается и на достижениях детей. Так, первое место по естественно-научной грамотности занимают японские школьники (32), на втором — эстонские (18). При этом Коста-Рика (33) располагается на последнем месте, Словения (19) — на третьем с конца.

В то же время сниженная доля индивидуального внимания, которое уделяется каждому школьнику в больших классах, ощутимо сказывается на результатах слабых учеников.

Говоря о разнице между образованием в России и за рубежом, Борис Бим-Бад отметил, что российские учебные учреждения в большинстве своём одинаковы — как в содержании образования, так и по уровню требований. За границей же школы сами составляют свой учебный план, адаптируя его под особенности детей и учителей конкретного района.

Очень важно, чтобы школы в России начали предоставлять ученикам возможность самостоятельно выбирать предметы, а также уменьшили число заданий, которые дети должны выполнять по образцу. Все зарубежные школы отличаются от наших обилием проектов и разнообразием, — сказал член Российской академии образования.

При этом он назвал педагогическое образование в России очень устаревшим и заявил, что оно нуждается в реформе и учёте передового мирового опыта.

Зампред комитета Госдумы по образованию и науке, в свою очередь, считает, что в последнее время российское школьное образование существенно изменилось. В частности, учащимся начали предоставлять пространство для творчества.

Есть общее мнение, что школа в России в большей степени ориентирована на получение теоретических знаний, а не практических умений. Однако в последние годы многое сделано для того, чтобы у ребят была возможность, не теряя фундаментальности образования, участвовать в проектах, исследованиях, конструкторских работах, волонтёрских программах, осваивать первые профессии и получать свидетельства, которые дают возможность устроиться на работу. Эти возможности появляются как в школах, так и в системе дополнительного образования, — заключила Любовь Духанина.


Как и в России, западное школьное образование делится на три этапа: начальная школа, средняя и старшая. Обучение в начальной школе начинается обычно с четырёх-пяти лет (а не с шести, как в России) и длиться до одиннадцати. Младшеклассникам редко задают домашние задания, их не учат дисциплине и усидчивости. Главная задача: дать детям общее представление о мире, научить формулировать мысли.

Фундаментальные знания или узконаправленные? Цель российского образования – дать ученику фундаментальные знания. Проблема в том, что многие из них не пригодятся в будущем. Гуманитариям тяжело учить точные науки, но им приходится. В российских школах за учеников всё решает Министерство образования.


На Западе ученикам предоставляют возможность выбирать те предметы, которые им интересны, и которые помогут при выборе будущей профессии. Также есть и обязательные дисциплины, но большую часть учебной программы ученики составляют самостоятельно. Если подростку близко творчество, он может выбрать уроки живописи или архитектуры, если компьютеры – программирование и математику. Здесь в приоритете творческое мышление и индивидуальность.

Западное образование более качественное. Утверждение громкое и спорное, но только один российский университет входит в сотню лучших университетов мира, в то время как американских – 30, а британских – 18. Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова занимает 84 строку рейтинга.

Читайте также: