Философско педагогические взгляды л н толстого кратко

Обновлено: 04.07.2024

Педагогика – это научная дисциплина, занимающаяся вопросами воспитания, обучения, образования человека, выявляющая и изучающая закономерности педагогического процесса, а также условия становления и развития личности.

Нравственно-религиозное учение Л.Н. Толстого было построено на идее непротивления злу через насилие, стремление распространить добро в мире каждым человеком. Им была предложена идея нравственной революции, основа которой – тезис о свободном самоулучшении личности. Он стремился доказать, что духовных ненасильственный переворот может произойти в человеке со скоростью революционного переворота. Задача педагогики состоит, по его мнению, в изучении условий совпадения деятельности учителя и ученика на пути к едино цели, а также тех условий, которые могут препятствовать такому совпадению.

Условия нравственного воспитания:

  • развивать наблюдательность;
  • развивать способность самостоятельного мышления и глубоких чувств;
  • развивать свободную детскую активность и детское творчество;
  • уважать ребенка как личность;
  • протестовать против угнетения детей;
  • уважать к детским недостаткам;
  • приобщать ребенка к религиозным началам.

Теория свободного воспитания

Базируясь на мыслях Ж.-Ж. Руссо, касающихся идеальной природы ребенка, которая портится несовершенным обществом и взрослыми с их фальшивой культурой. Толстой Л.Н. утверждал, что учителя не могут воспитывать детей в духе принятых принципов. Основой образования должна служить свобода выбора учащихся – чему и как они хотят учиться. Дело учителя – следовать и развивать детскую природу. Данная идея отразилась в педагогических работах Л.Н. Толстого и его учебных книгах для начальной школы.

Яснополянская школа

Яснополянская школа является примером оригинальной педагогической попытки: во время безграничного преклонения перед новейшей тогда немецкой педагогикой. Толстой решительно протестовал любой регламентации и дисциплине в школе. Все в преподавании должно быть индивидуально – и учитель, и ученик, и их взаимоотношения. Все Ясной поляне дети сидели, как им было удобно. Не было никакой определенной программы преподавания. Единственной задачей учителя было заинтересовать класс. Толстой вел занятия самостоятельно, с помощью нескольких постоянных учителей и нескольких случайных из круга ближайших знакомых.

Готовые работы на аналогичную тему

Образование

Образование представлено свободным соотношением людей, из которых один преподносит знания, а второй свободно их воспринимает. Главная задача обучения и воспитания по Толстому – развивать творческое мышление, утверждая при этом необходимость полноценного научного образования. Но самым важным в образовании Толстой Л.Н. считал необходимость соблюдать условия свободы воспитания и обучения на основании религиозно-нравственного учения. Он считал, что образование должно быть плодотворным, то есть, должно содействовать движению человека и всего человечества ко всеобщему благу. Такое движение может осуществляться только при условии свободы учеников. Но, чтобы эта свобода не превратилась в хаос в преподавании, необходим ряд общих оснований. К таким основаниям относят религию и нравственность.

Особую роль играют следующие аспекты обучения:

  • слово учителя, то есть беседа или рассказ;
  • развитие творчества детей, к которому относят самостоятельную работу и написание сочинений;
  • сознательное усвоение знаний;
  • приучение учеников к наблюдательности;
  • широкое использование экскурсий, опытов, таблиц и картин, а также наблюдение истинных предметов;
  • критическое отношение к звуковым методам обучения грамоте.

Мысли Толстого о деятельности учителя

Толстой выделил следующие советы для учителей:

  • чем труднее учителю, тем легче учащимся;
  • нельзя, чтобы учащийся стыдился учителя или сверстников;
  • то, чему учатся дети, должно быть им интересно и понятно;
  • ученику нужно давать такую работу, чтобы каждый урок представлял для него шаг вперед в учении;
  • важно, чтобы ученик не боялся наказания за плохое поведение;
  • урок должен соответствовать силам ребенка.

Толстой развил в России теорию Ж.Ж. Руссо о свободном воспитании. Им была написана одна из первых книг для обучения в народных школах. Также Толстым была создана самобытная педагогическая система, базирующаяся на собственных религиозно-философских идеях. Идеи Л.Н. Толстого были продолжены в деятельности К.Н. Вентцеля и многих других педагогов конца XIX-начала ХХ века.

Толстой не просто занимался теоретическими разработками в сфере образования, он осуществлял большую практическую педагогическую деятельности. Так, он лично проводил уроки по математике, физике, истории, а также некоторым другим предметам.

Основная форма урока – устный рассказ учителя или беседа.

Задача учителя – найти подход к каждому ребенку, основываясь на его природных способностях, интересах и потребностях в обучении и воспитании.

Обучение в школе Л.Н. Толстого предполагает три ступени, которые представлены тремя классами:

  • младший класс;
  • средний класс;
  • старший класс.

Домашние задания детям не задавали, все необходимое для образования дети выполняли в стенах школы, самостоятельно или с помощью учителя.

У Толстого отмечен исключительный талант педагогической наблюдательности. Он прислушивался к ошибкам детей в родном языке и арифметике, устанавливая психолого-педагогические причины совершенных ими ошибок, стремился понять все личные переживания учеников. Им были очень точно раскрыты своеобразные черты психологии детей – непосредственности, образности, конкретности их мышления, непосредственности и искренности в выражении мыслей и эмоций.

Идеи и воззрения Льва Толстого

Лев Николаевич Толстой известен всем, как великий русский писатель. Но не все знают, что он выступал против официальной Церкви, считая ее учения ложью; государственной власти, обвиняя в порабощении народа; был пацифистом и проповедником нравственности.

Его философско-религиозные взгляды шли вразрез с идеями правящего класса. В наше время Толстого назвали бы оппозиционером. Однако рассуждения писателя о высших человеческих ценностях, воспитании детей, смысле жизни и Боге очень глубоки и заслуживают внимания. Предлагаем с ними ознакомиться.

Педагогические идеи

Педагогическая теория Толстого был основана на принципе свободного воспитания. Он считал, что ребенок от рождения совершенен, добр и правдив. Воспитывать его – всё равно, что портить, поскольку нравственность взрослых значительно ниже, чем у детей. Задача воспитателя, по Толстому, – создать благоприятные условия для полного раскрытия потенциала ребенка.

Философия свободного воспитания предполагала отказ от целенаправленного воздействия на детей со стороны родителей и учителей, которое рассматривалось, как насильственное навязывание своих взглядов, убеждений и воли.

Толстой был против школ, организованных правящим классом, и выступал за создание самими крестьянами народных школ. В 1859 году писатель основал Яснополянскую школу для детей крестьян. Политика учебного заведения была удивительной: дети могли не ходить на занятия, если пропадало настроения, и не слушать педагога, если становилось скучно.

Особое внимание уделялось индивидуальным особенностям детей. Педагоги и сам писатель с трепетом относились к потребностям, интересам и любознательности каждого ученика. Активно культивировалось раскрытие творческих талантов, для этого Толстой применял различные нетривиальные методы обучения.

Лев Николаевич считал важным не только взращивать в детях нравственность и эстетический вкус, но и с ранних лет приучать их к посильному труду и самообслуживанию. Писатель отрицал телесные наказания.

Отношение к семье

Мать Толстого умерла, когда писателю было 2 года, отец скончался спустя 6 лет. Мучительные мытарства по тетушкам и опекунам, тоска по родительской любви нашли отражение в творчестве Толстого. Многие его произведения имеют автобиографические истоки.

В своих воспоминаниях Лев Николаевич признавался, что мечтал создать семью с 15 лет. Будучи состоявшимся писателем, он начал целенаправленно искать жену. В невестах побывали и соседка по имению, и дочь поэта Фёдора Ивановича Тютчева, и племянница высокопоставленного научного деятеля. Но все они по разным причинам не устраивали Толстого.

С дневником Толстого связана печальная история, которая не прошла бесследно для семейного благополучия Толстых. Писатель принял решение показать свои откровенные записи молодой супруге. Дневник содержал детальные описания любовных похождений Толстого, а также информацию о внебрачном сыне, который был рожден от служанки. Софья Андреевна восприняла эти сведения крайне болезненно, они не давали ей покоя на протяжении всей жизни.

Несмотря на это, первые 15 лет брака были счастливыми и плодотворными. Толстой всегда хотел иметь много детей (всего в семье Толстых родилось 13 детей, пятеро умерли в младенчестве). Он был преданным мужем и зажиточным помещиком, сосредоточенным на преумножении богатства семьи.

В конце 1870-х годов в жизни Толстого случился духовный переворот, который изменил ценностные ориентиры. Писатель понял, что стяжательство, деньги, имущество – это зло. Он отписал всю собственность на имя жены и детей, отказался от гонораров и авторских прав на произведения, написанные после 1881 года. Толстой принял решение жить скромной жизнью во благо всех людей. Софья Андреевна не была готова к подобным переменам, что приводило к многочисленным конфликтам между супругами.

Кризис на пике благополучия

Толстой часто задумывался о смысле жизни, задавая себе вопрос: зачем что-то создавать, если в конечном итоге всё закончится смертью? Неотвратимость смерти сводила его с ума, и превращала человеческое существование в бессмыслицу. Иногда печальные мысли были настолько едкими, что Толстой видел единственный выход – самоубийство.

Однако, оглянувшись по сторонам, великий русский писатель замечал, что вопрос смысла бытия других людей не тревожит. И он решил понять: зачем люди живут, где находят для этого силы? Начались годы кропотливого поиска смысла жизни. Толстой обратился к церкви, став смиренным прихожанином, выучил иврит, чтобы изучать святые писания на языке оригинала, перечитал философские трактаты Сократа, Шопенгауэра, Сенеки, Спинозы.

Толстой обратился за ответами к простым людям. Он начал сближаться с простолюдинами, чья вера давала силы для жизни. Из графа и достопочтенного представителя высшего сословия Толстой превратился в благочестивого христианина, кающегося грешника, стыдливо прячущего свое богатство и семейное благополучие.

Историки теряются в догадках, что послужило причиной кризиса писателя. Многие сходятся во мнении, что отправной точкой стал возраст. 50 лет – экватор жизни. Эйфория заканчивается, вопрос неотвратимости смерти повисает в воздухе. Экзистенциальный кризис случился, когда Толстому было около 50-ти. Он имел все, о чем мечтает каждый человек: богатырское здоровье, крепкую семью, писательскую славу, уважение и почитание в обществе. Однако все это казалось Льву Николаевичу пустым.

Есть ли смысл?

Толстой пришел к выводу, что считать жизнь бессмысленной – нелогично и неэтично. Во-первых, вывод о бессмысленности жизни возникает в человеческом мозге, который сам является проявлением жизни. А значит, доверять такому выводу нельзя. Во-вторых, считать жизнь бессмысленной то же самое, что сравнивать её со злом, которое нужно пресекать немедленно. Получается, моралисты, типа, Шопенгауэра, Соломона или Будды должны были покончить с собой, вместо того, чтобы философствовать и развивать свои концепции.

Рассуждая дальше, Толстой понял: чтобы найти смысл объективно конечной жизни, нужно покинуть ее границы. Главный помощник в этом – разум, при помощи которого человек способен осознать бесконечность мира.

Две человеческие особенности привели Толстого к идее о бесконечности мира: возможность понять конечность бытия конкретного индивида на фоне бескрайности и непрерывности жизни в целом, и осознание своей неспособности к полной реализации потенциала.

Религия и Бог

По Толстому, отношение человека к миру, его бесконечности – и есть религия. Поэтому не существует человека без религии, как не существует человека без сердца.

Толстой выделял три типа суждений о религии:

  • теологический, где религия рассматривается, как дар, пророчество;
  • атеистический, который считает религию притворством и суеверием;
  • прагматический, принимающий религию за полезный обман, способный воспитать в людях дисциплину.

Великий писатель не считал эти представления о религии истинными, полагая, что они являются заблуждениями, удобными для человеческого ума.

Согласно воззрениям Толстого, Бог является символом религии. Он олицетворяет безграничность мира. Человек способен допустить существование Творца, но не может делать какие-либо содержательные утверждения о нем. Бог – предел человеческого знания, указывающий на ограниченность нашего понимания.

Человек может допустить существование Бога, но не может сказать, в какой форме он воплощен. Толстой был уверен: если человек не способен чего-то объяснить – это не значит, что его ум работает неправильно. Это говорит о том, что разум имеет естественные пределы.

Религия человека и отношение к Богу формируют веру, которую Толстой считал основой жизни. Вера – есть неосознанное знание о смысле человеческой жизни.

Нравственные аспекты жизни

Продолжая рассуждать на тему смысла жизни, Толстой выделял два подхода к существованию человека в мире: жизнь ради себя и жизнь для Бога. Под жизнью ради себя писатель подразумевал достижение земных целей, характерных для конечного бытия. Жизнь для Бога – это жизнь во благо, ради человеческого существования в бесконечном его продолжении.

Толстой считал, что жизнь ради себя – это путь в никуда, который предполагает насилие и унижение других ради собственного благополучия. Лев Николаевич видел смысл жизни в отречении от своей личности ради познания и исполнения воли Бога.

Жить не так, как хочешь ты, а так, как хочет Бог – значит пожертвовать собой, отдать все, чем владеешь, другому человеку – такова формула нравственности, по мнению Толстого. Отказ от своеволия, эгоцентированности – есть отказ от насилия.

Можно выделить три ключевых момента, которые вкладывал Толстой в понятие нравственности:

  1. Человек несет абсолютную ответственность за свою жизнь, которая выражается в соблюдении разумной воли. Главная задача бытия – забота о бессмертной душе.
  2. Основной движущей силой и ориентиром человека должна быть любовь. Она проявляется в гуманном отношении к окружающим.
  3. Философия ненасилия предполагает не только отказ от физического доминирования и принуждения к своей воле, но и борьбу против эгоизма во всех сферах человеческой деятельности.

Именно в этике ненасилия Толстой нашел смысл своего существования.

Отношение к государству

По мнению Толстого, деятельность правителей государства основана на насилии и желании властвовать над людьми, подчиняя их своей воле. Писатель выделял три способа порабощения, которые применяет правящий класс по отношению к простому народу:

  • прямая угроза жизни;
  • терзание голодом (конфискация земель, имущества);
  • денежное рабство.

Армию Толстой считал главным инструментом, при помощи которого государство осуществляет насилие. Потому правительства всех стран так озабочены формированием мощной армии.

Лев Николаевич видел возможность освобождения от рабства государства через самосовершенствование, духовное пробуждение и отказ от насилия. Пока люди ставят власть государства выше нравственных принципов, до тех пор и останутся они рабами, утверждал Толстой.

Критика Церкви

Произошедший со Львом Николаевичем духовный переворот на фоне осмысления жизни изменил его отношение к Церкви, как к социальному институту. Толстой считал, что Церковь перестала быть нравственным руководителем общества, поскольку не предъявляет к христианину никаких моральных требований. Скорее наоборот, Церковь подстроилась под исторически сложившийся уклад жизни, признав рабство и войны, разводы и суды.

По мнению Толстого, религия стала оправданием государственного порядка, который проявляется, как главенство одних над другими. А Церковь – лишь приманка. С ее помощью можно легко управлять, подавлять и властвовать над людьми.

В итоге Толстой пришел к полному отрицанию Церкви и всех ее догм, считая, что этот институт не имеет права навязывать свои указания людям. В ответ Священный Синод отлучил графа Льва Николаевича Толстого от Православной Церкви, опубликовав соответствующее Послание в газете в 1901 году.

Неоценимый вклад в воспитание и обучение детей внёс писатель Лев Николаевич Толстой. В педагогической деятельности он придерживался принципа свободы. Ученики получали экспериментальное образование в Ясной Поляне. Там не было уроков, звонков и наказаний, дети занимались с учетом своих интересов и постоянно практиковались.

Толстой образование

Занятия в Ясной Поляне

Великий писатель утверждал, что школа является важнейшим общественным институтом, ведь все планы люди могут реализовать лишь в последующих поколениях. В 1859 году он начал углубляться в сферу педагогики и ставить свой эксперимент. Целью Льва Николаевича стало кардинальное изменение системы образования, которая сложилась в Российской империи.

Оценка образования в Европе

Перед тем как начать преподавать по-своему в Ясной Поляне, литератор решил посетить школы в некоторых западных странах. Он был неудовлетворён увиденным. Например, в немецких учреждениях Лев Николаевич наблюдал:

Педагогическая деятельность толстого

  • бессмысленное заучивание материала;
  • постоянные молитвы;
  • телесные наказания для учеников.

Говоря кратко, никакие европейские стандарты образования не отвечали педагогическим воззрениям Толстого. После возвращения в родное имение он начал обучать крестьянских детей, как считал нужным.

Писатель проводил аналогию между бедными детьми в Ясной Поляне и людьми, пережившими кораблекрушение. Он считал, что нужно спасти тонущих, среди которых могут оказаться выдающиеся умы России. Параллельно с этим Лев Николаевич стремился изменить и свою жизнь.

Правила новой школы

В созданном писателем учебном заведении были отменены звонки и какой-либо учебный план. Дети могли приходить в любое время и изучать то, что больше нравится. Толстой не хотел превращать школу в авторитарную диктатуру, где учитель имел неограниченную власть над обучающимися. Занятия проводились литератором и некоторыми его знакомыми.

Немаловажной составляющей становился личный пример. Педагогические взгляды Толстого включали в себя не только классические занятия в помещении. Он с детьми часто отправлялся на природу, проводил игры и гимнастические упражнения. Полностью отсутствовали оценки, задания на дом и наказания за неуспеваемость. Такой подход литератор сравнивал с воспитанием детей родителями, ведь отпрыски всегда берут пример со старших.

Педагогические взгляды толстого

Можно подумать, что дети постоянно прогуливали, раз у них была такая возможность, но это не так. Ученики с удовольствием посещали школу Толстого. Принципом заведения стала свобода обучающихся. Литератор разбил день на две части: сначала обычные занятия с педагогом, после чего следовала деятельность по интересам. При этом никто не указывал детям, где и с кем им сидеть.

К сожалению, эксперимент завершился через полтора года. Власти не желали, чтобы где-то велось обучение не по государственным стандартам. Когда писатель отсутствовал, представители закона обыскали школу, а позже закрыли. Тогда Толстой начал издавать журнал, в котором обсуждались вопросы воспитания и педагогики. Однако и его пришлось закрыть из-за давления властей.

Взгляды писателя на воспитание

В качестве фундамента педагогической деятельности Толстой видел внутренний мир ребёнка, его интересы и стремления. Важна была личность ученика. Это легло в основу дидактических принципов:

  • природосообразности;
  • сознательности при обучении;
  • глубокого усвоения материала;
  • связи теории с практикой;
  • доступности образования.

Педагогические идеи толстого

Писатель считал, что необходимо раскрывать в детях не только интеллектуальные способности, но и творческое начало. Процесс обучения становился многоступенчатым, включал в себя различные методики. Толстой считал бездумное заучивание обобщённой информации величайшим злом для ребёнка. Ученик должен на практике осознать, как работают те или иные механизмы, пропустить этот опыт через себя.

Большую роль литератор придавал межпредметным дисциплинам. Ученикам следует не просто изучать преподнесённые данные, а наращивать жизненный опыт, учиться постигать базовые бытовые истины. Только тогда приобретённые знания смогут стать полезными в будущем. Следовало включать в учебный процесс знакомство с русским фольклором, родной природой и её явлениями. Достижение продуктивности образования Толстой видел в соблюдении ряда установок:

  • создание атмосферы дружбы и взаимодействия в школе, способствование любознательности учеников;
  • объединение интеллектуального и физического развития;
  • возможность детей подходить к обучению творчески и самостоятельно при минимальном участии преподавателей;
  • крепкая связь основной программы с внеурочными занятиями.

Толстой педагогические идеи

Великий писатель заметил, что часто принятые образовательные нормы не соответствуют возрастному и психологическому уровню ребёнка. Отсюда у него развивается нежелание учиться. Ученик по умолчанию относится к школе с неприязнью, страхом или равнодушием.

Стоит отметить, что идеи Толстого в некотором роде совпадали с воззрениями известного педагога Ивана Тимофеевича Савенкова (1846—1914). Он отправился в город Красноярск работать учителем, а позже стал готовить новых педагогов и ввёл новаторские методы работы со студентами. Преподаватель водил подопечных на экскурсии и даже занимался археологией.

Вклад Толстого в педагогику

Желающие ознакомиться с трудами Льва Николаевича по педагогике найдут в его сочинениях множество идей, актуальных и на сегодняшний день. В первую очередь бросаются в глаза меткие замечания по поводу неправильности воспитания, а также любовь к жизни, детям и всему обществу. Толстой подчёркивает, как важно раскрывать потенциал в каждом человеке на примере крестьянских детей, которые могут стать выдающимися деятелями при правильном подходе учителей.

Практика на занятиях

Писатель в одной из своих статей показывает важность личного примера преподавателя. Однажды он попросил написать учеников сочинение по русской пословице.

Педагогическая деятельность л н толстого

Никто не решился начать, посчитав это невозможным. Кто-то из детей предложил писать самому Толстому. Тот принялся за дело и представил первую страницу ученикам. Они её раскритиковали, требуя продолжать. Учитель и ученики коллективно несколько часов составляли сочинение, не чувствуя усталости и голода. Потом дети всё-таки стали писать сами в свободное время.

Толстой позже признавался в своих трудах, что немного испугался своего открытия. Он понял, что на нём лежит большая ответственность, чтобы раскрывать в детях способность к творчеству. Общественность того времени недоумевала, как маленькие крестьянские отпрыски могут творить настоящие литературные произведения. Лев Николаевич издавал повести и рассказы, которые были написаны простыми детьми в Ясной Поляне.

Новшество в обучении

Русский литератор совершил своего рода революцию в преподавании, он заново открыл ребёнка для обучения. Отныне маленький человек воспринимался не как ёмкость, куда нужно просто вложить информацию, хочет он того или нет. Теперь было необходимо зажечь в ученике творческую искру, чтобы он проявил настойчивость и усердие в усвоении знаний. Больше не требовалось наказывать и заставлять ученика заучивать материал наизусть, а следовало довериться его способностям и индивидуальному восприятию мира.

Педагогическая деятельность толстого кратко

Многие педагоги-современники писателя откровенно посмеивались над толстовской школой в Ясной Поляне, где не было чёткой программы действий и жёсткого устава. Это было правдой, учебное заведение Толстого можно назвать только попыткой что-то изменить, но за этим внешним хаосом скрывалась непреодолимая тяга к знаниям как у детей, так и у преподавателей.

Педагогические идеи Толстого доказали, что обучение может быть не только тяжёлым трудом, но и увлекательным времяпрепровождением, которое приносит удовольствие и радость.

Система будет работать лишь при соответствии требований учителя и внутреннего мира ребёнка. Великий литератор старался сделать главными в педагогике не наказания и авторитет, а творческий потенциал и скрытую энергию ученика.


  • Устав
  • Свидетельство об аккредитации
  • План финансово-хозяйственной деятельности
  • Локальные нормативные акты, предусмотренные частью 2 ст. 30 ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
  • Рабочие программы НОО
  • Рабочие программы ООО
  • Рабочие программы СОО
  • Рабочие программы ЦПОД
  • Рабочие программы по внеурочной деятельности
  • Аннотации к рабочим программам НОО
  • Аннотации к рабочим программам ООО
  • Аннотации к рабочим программам СОО
  • Аннотации к рабочим программам ЦПОД ТО
  • Воспитательная система
  • Самоуправленческая игра Вселенная
  • Рабочая программа воспитания
  • Дополнительное образование
  • Растим патриотов России
  • Календарь памятных дат
  • 70-летие Великой Победы
  • Летний оздоровительный лагерь


Педагогическая деятельность Л.Н. Толстого Педагогические воззрения Толстого

Педагогические воззрения Л.Н.Толстого

Исходя из принципа свободы в педагогике, Толстой обосновывал и всю педагогическую концепцию. Толстой по-новому подошел к пониманию сущности учебного процесса. Толстой-педагог велик тем, что глубже и всесторонне, чем кто-либо из его современников, последователей и предшественников, понял необходимость изучения внутреннего мира ребенка, его желаний, интересов и устремлений. Помещая в центр своей педагогической концепции личность ребенка, он выстраивает вокруг нее систему дидактических принципов, в частности, принцип сознательности и активности обучения; принцип связи обучения с жизнью; принцип доступности обучения; принцип прочности усвоения знаний; принцип природосообразности. Большое место он отводит принципу сознательности и активности. Обучение, как справедливо утверждал Толстой, - многосторонний процесс, а не только воздействие лишь на интеллект ребенка. Это - процесс активного, сознательного и творческого, а не механического усвоения детьми сообщаемых им в школе знаний и навыков. Еще раз подчеркнем, что в процессе обучения Толстой придавал большое значение развитию самостоятельности и творческого мышления у учащихся. Он писал: “Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать. В каждом ребенке есть стремление к самостоятельности, которое вредно уничтожить в каком бы то ни было преподавании и которое особливо обнаруживается недовольством при срисовывании с образцов” . (П С С т 8 с 118 )

После ознакомления с саксонскими школами Толстой отмечал в своем дневнике, что все обучение построено там на бездумном заучивании наизусть, а детская психика изуродована запугиванием, побоями. Ярко и точно описал Толстой различия в психическом состоянии детей: “ Стоит взглянуть на одного и того же ребенка дома, на улице, или в школе, - то вы видите жизнерадостное, любознательное существо, с улыбкой в глазах и на устах, во всем ищущее поучения, как радости, ясно и часто сильно выражающее свои мысли своим языком, - то вы видите измученное, сжавшееся существо, с выражением усталости, страха, скуки, повторяющее одними губами чужие слова на чужом языке, - существо, которого душа, как улитка, спряталась в свой домик, все высшие способности - воображение, творчество, соображение - уступают место каким-то другим, полуживотным способностям . одним словом способность подавлять в себе все высшие способности для развития только тех, которые совпадают со школьным состоянием - страх, напряжение памяти и внимание. ” (ПСС “О народном образовании” С. 72) Какое ужасающее своей справедливостью наблюдение!

Усвоение памятью непроверенных или непонятных обобщений Толстой считал величайшим злом, нарушающим естественность процесс мышления. Он решительно выступал против механического перенесения обобщений, абстрактных понятий в головы детей. Дети не могут понять и усвоить обобщения, не пережитые и не понятые ими самими, а догматически переданные учителями.

Особое место в дидактических взглядах Толстого занимает принцип связи обучения с жизнью. Анализируя педагогическую систему немецких школ, которая была оторвана от жизни, от народа, Лев Николаевич справедливо подмечал, что чем богаче и разностороннее жизненный опыт учащихся, тем больше возможностей успешно обучать детей в школе, тем легче установление межпредметных связей и повышение учебной мотивации.

В школьные учебники Толстой считал необходимым включить материал из жизни родной страны, истории народа, его быта, о русской природе, все то, что близко и доступно детям. С помощью рассказов, басен и сказок он знакомил детей с жизнью людей и животных, явлениями природы. Это вызывало большой интерес учащихся к знаниям, необычайно оживляло учебный процесс.

Данный принцип однако не означает того, что образовательный процесс должен быть максимально упрощен. Требуя соблюдения принципа доступности обучения, Толстой выступал против тех методистов, которые пытались чрезмерно облегчить занятия учащихся. Такой подход, справедливо замечал он, часто приводит к тому, что ученики поверхностно усваивают материал и нередко попадают в тупик при малейшем изменении или усложнении заданий.

Л. Н. Толстой внес неоценимый вклад в разработку принципа прочности в обучении, наметил некоторые черты своеобразной системы, а также условий, средств и приемов, направленных на достижение в процессе обучения высокой степени прочности знаний, умений и навыков. Прочность усвоения для Толстого естественным образом связана, взаимопереплетена с сознательной умственной деятельностью учеников, то есть с принципом сознания и активности. Толстой не считал зазубренные, выученные наизусть слова, фразы признаком прочности знаний или даже наличием каких-либо знаний. Механическое заучивание как способ усвоения знаний получило у Толстого отрицательную оценку. Особенно резкой критике подверглась господствовавшая в те годы схоластическая система повторения, поурочного контроля знаний и экзаменов, основанных на зазубривании.

Свои педагогические соображения о сути прочных знаний и путях их достижения он разрабатывал не только на основе своего личного опыта, наблюдений за деятельностью школ в России и за рубежом и обобщения педагогической практики, критического осмысления педагогической литературы, но и с учетом научных данных современного ему естествознания об условно-рефлекторной деятельности мозга, роли анализаторов в восприятии и усвоении информации, единстве организма с факторами внешней среды. В частности, он опирался на известные труды великого русского физиолога И. М. Сеченова “Рефлексы головного мозга” и “Элементы мысли”.

Л.Н. Толстой за работой

Важной предпосылкой прочного усвоения знаний Лев Николаевич считал такой фактор, как наличие у школьника четкого понимания смысла, самой идеи знания и каждого из его слагаемых, осознание учеником жизненной значимости изучаемого материала. Таким образом, мы вновь отмечаем в педагогической концепции Толстого тесную взаимосвязь основополагающих принципов. Понимание целей знаний оживляет ум ученика, мобилизует его волю и силы на преодоление трудностей учения и достижение его высших результатов. Без соблюдения этого условия учитель не имеет права требовать от учеников закрепления в памяти того или иного знания или навыка. “Ни один человек и ребенок не был бы в силах учиться,- писал Толстой,- ежели бы буд ущность его учения представлялась ему только искусством писать или считать. Для того, чтобы ученик мог отдаться весь учителю, нужно открыть ему одну сторону того покрова, который скрывал от него всю прелесть того мира мысли, знания поэзии, в которой должно ввести его ученье. Только находясь под постоянным обаянием этого впереди его блещущего света, ученик в состоянии так работать над собой, как того мы от него требуем” .(ПСС 8 42 )

Существенными признаками прочного знания Толстой считал понимание сути изучаемого, умение связать части знания в целое, установить причинно-следственные отношения явлений, умение объяснить и разъяснить другому то, что самому ясно и понятно. Именно о прочности знания говорит умение самостоятельно связать новое знание с прежним запасом знаний по принципу сходства, различия, противопоставления, умение свободно оперировать ими, применить теоретическое знание к практике, объяснить те или иные явления окружающей действительности с точки зрения усвоенных знаний, и, наконец, быстрое, точное и легкое воспроизведение имеющихся знаний в связи с новым материалом, через любой промежуток времени. Прочность знаний Толстой справедливо рассматривал как один из важнейших результатов правильного обучения, одну из практических целей образования. Прочные знания учащихся - это высшая оценка работы учителя, его радость и гордость. Процесс достижения прочных знаний, умений и навыков Толстой оценивал как сложный, многоступенчатый. К важнейшим условиям достижения основательности знаний Толстой относил следуюющие:

• Сознание в школе естественной, здоровой, доброжелательной обстановки (“дух школы”), отвечающей детской природе, любознательности, потребности в свободе развития;
• Постоянную и разностороннюю связь обучения жизнью, обучения с воспитанием;
• Применение в обучении различных методов и приемов в соответствии с возрастными особенностями (о них речь пойдет ниже);
• Предоставление детям широких возможностей для самостоятельной учебно-познавательной и творческой работы, при незаметном направляющем влиянии учителя;
• Стремление к установлению межпредметных связей;
• Систематическое, продуманное повторение и обобщение изучаемого;
• Наличие полного душевного согласия, гармонии в отношениях между учителем и учащимися;
• Тесная органическая связь между урочной и внеурочной познавательной деятельностью детей;
• Обеспечение в школе связи умственного с физическим развитием ребенка.

Особое внимание в вопросах дидактики Толстой уделял активизации учебного процесса. На основе экспериментов в Яснополянской школе, изучения работы школ в России и за рубежом Толстой убедился, что традиционно используемый набор методов и приемов обучения часто неадекватен возрастным и психическим особенностям детей, в связи с чем активность детей падает, возникает непонимание и боязнь, скованность и равнодушие по отношению к учителю и учебному материалу.

Список литературы.

Читайте также: