Философия какой школы основывалась на принципе удовольствия

Обновлено: 05.07.2024

Проблема достижения высшего блага, счастья и выработки правил жизни в древнеримской философии. Учение о логике, физике и этике в философии стоицизма. Теоретические воззрения Сенеки и Марка Аврелия. Философские воззрения эпикуреизма и скептицизма.

Рубрика Философия
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 08.12.2016
Размер файла 21,9 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

После подчинения Греции Риму во II в. до н. э. Римская империя начала перенимать философские учения, которые появились ещё в Древней Греции в эпоху крушения афинского государства. В отличие от Греческой философии Римская философия имела преимущественно этический характер. Главнейшей задачей Римской философии является не исследование сущности вещей, а проблема достижения высшего блага, счастья, выработка правил жизни.

Рим превращается в сильную державу и распространяет свое влияние на большинство греческих территорий. Тесные связи с греческой культурой сформировали впоследствии философию Древнего Рима.

В философии Древнего Рима принято выделять 3 течения, или школы:

Стоицизм - учение одной из наиболее влиятельных философских школ античности, основанной около 300 г. до н.э. Зеноном из Китая; её название происходит от "Расписного Портика" - "Стои" в Афинах, где преподавал Зенон. История Стоицизма традиционно делится на три периода: Ранний (Зенон III-II вв. до н.э.), Средний (Панэтий, Посидоний, Гекатон II-I вв. до н.э.) и Поздний (или Римский) Стоицизм (Сенека, Марк Аврелий I-II вв.н.э.).

Учение стоиков принято разделять на три части: логику, физику и этику. Известно их сравнение философии с фруктовым садом: логика соответствует ограде, которая его защищает, физика является растущим деревом, а этика -- плодами.

Этика. Все люди -- граждане космоса как мирового государства; стоический космополитизм уравнивал перед лицом мирового закона всех людей: свободных и рабов, граждан и варваров, мужчин и женщин. Согласно стоикам всякое нравственное действие является самосохранением и самоутверждением и увеличивает общее благо. Все грехи и безнравственные поступки -- это саморазрушение, утрата собственной человеческой природы. Правильные желания, поступки и дела -- гарантия человеческого счастья, для этого надо всячески развивать свою личность, не быть покорным судьбе, не склоняться ни перед какой силой.

Луций Анней Сенека (5 г. до н.э. - 65 г. н.э.)

В своих теоретических воззрениях Сенека придерживался материализма древних стоиков, но на практике верил в трансцендентность Бога. Он считал, что судьба - не слепая стихия. Она обладает разумом, частичка которого присутствует в каждом человеке. Всякое несчастье, является поводом для добродетельного самосовершенствования. Философ предлагает стремиться к высокому мужеству, стойко перенося все, что посылает нам судьба, и отдаться воле законов природы.

Марк Аврелий Антонин (121 г. до н.э. - 180 г. до н.э.)

Марк Аврелий -- последний представитель античного стоицизма.

Эпикуреизм был единственной в античном Риме материалистической философией. Материалистическое направление в древнегреческой и римской философии было названо по имени его основателя Эпикура. В конце 2 в. до н. э. появляются последователи Эпикура среди римлян, самым выдающимся из которых был Тит Лукреций Кар.

Тит Лукреций Кар (95 г. до н.э. - 55 г. до н.э.)

Душу он считает материальной, особым соединением воздуха и тепла. Она протекает через все тело и образована тончайшими и наименьшими атомами.

Материализм Лукреция имеет и свои атеистические последствия. Лукреций не только исключает богов из мира, в котором все имеет естественные причины, но и выступает против всякой веры в богов. Он критикует представление о жизни после смерти и все другие религиозные мифы. Показывает, что вера в богов возникает вполне естественным способом, как продукт страха и незнания естественных причин.

Эпикурейство в римском обществе удерживалось сравнительно долго. Однако, когда в 313 г. н. э. христианство стало официальной государственной религией, началась упорная и безжалостная борьба против эпикуреизма, и в частности против идей Лукреция Кара, что, в конце концов, вело к постепенному упадку этой философии.

философия стоицизм эпикуреизм скептицизм

В основе скептицизма лежит позиция, основанная на сомнении в существовании какого-либо надежного критерия истины. Скептицизм противоречив по своей природе, одних он побуждал к углубленному поиску истины, а других -- к воинствующему невежеству и аморализму. Основателем скептицизма был Пиррон из Элиды (ок. 360 -- 270 гг. до н. э.).

Пиррон и его философские взгляды

Согласно учению Пиррона, философ -- человек, который стремится к счастью. Оно, по его мнению, заключается только в невозмутимом спокойствии, сочетающемся с отсутствием страдания.

Тот, кто желает достичь счастья, должен ответить на три вопроса: 1) из чего состоят вещи; 2) как следует к ним относиться; 3) какую выгоду мы в состоянии получить из нашего отношения к ним.

Пиррон полагал, что на первый вопрос нельзя дать никакого ответа, также нельзя утверждать, что нечто определенное существует. Более того, всякому утверждению о любом предмете может быть с равным правом противопоставлено противоречащее ему утверждение.

Из признания невозможности однозначных утверждений о вещах Пиррон вывел ответ на второй вопрос: философское отношение к вещам состоит в воздержании от любых суждений. Этот ответ предопределяет и ответ на третий вопрос: польза и выгода, вытекающая из воздержания от всякого рода суждений, состоит в невозмутимости или безмятежности. Такое состояние, называемое атараксией, базирующейся на отказе от знаний, рассматривается скептиками как высшая ступень блаженства.

Усилия Пиррона, направленные на то, чтобы сковать человеческую любознательность сомнением и затормозить движение по пути прогрессивного развития знаний, были тщетными. Будущее, которое представлялось скептикам как ужасное наказание за веру во всесилие знания, все же пришло, и остановить его никаким его предостережениям не удалось.

В целом же философия Древнего Рима оказала огромное влияние на последующую философскую мысль, культуру, развитие человеческой цивилизации. В философии Древнего Рима содержались зачатки основных видов философского мировоззрения, разрабатывавшиеся во все последующие века. Многие проблемы, над которыми размышляли античные философы, не утратили своей актуальности и по сей день. Изучение античной философии дает нам не только ценную информацию о результатах размышлений выдающихся мыслителей, но и способствует развитию более утонченного философского мышления.

5. Материалы учебного плана Колледжа предпринимательства №15. Лекция по философии Древнего Рима.

Подобные документы

Биография и религиозно-философские воззрения Павла Александровича Флоренского. Космологические взгляды философа на вопрос о взаимосвязи, единстве человеческого бытия и божественного. Учение о тварной Софии Премудрости Божией. Отношение к его философии.

контрольная работа [24,6 K], добавлен 20.04.2012

Патристика и схоластика как направления средневековой философии теоцентризма. Учение Августина Аврелия Блаженного о "светском государстве" и "царстве Божьем". Философские взгляды Фомы Аквинского. Теории о предвечном существовании душ и их переселении.

реферат [32,1 K], добавлен 20.05.2014

Метаморфозы во внешнем положении и социальном значении философии. История философии. Классические философские системы. Изучение древнеиндийской философии. Сущность китайского учения. Философские традиции индии, Китая и мира ислама. Учение середины.

реферат [60,8 K], добавлен 11.04.2009

Изучение процесса возникновения эллинистических школ в древнем Риме. Характеристика стоико-философского мировоззрения императора Марка Аврелия, метафизических доктрин стоиков. Анализ главных идей стоицизма: покорности судьбе и фатальности всего сущего.

реферат [50,6 K], добавлен 02.12.2011

Августин Блаженный — выдающийся представитель латинской патристики. Исторический переход от античного мировоззрения к средневековому. Духовная эволюция Аврелия Августина. Осмысление феномена человеческой личности. Истина, проблема Бога и проблема зла.

курсовая работа [35,9 K], добавлен 10.04.2012

Этапы развития и особенности античной философии. Основные школы и проблемы древнегреческой философии. Философские учения Аристотеля. Философия эллинизма и Древнего Рима. Основные философские принципы Милетской школы. Космическая картина мира Платона.

контрольная работа [38,1 K], добавлен 11.01.2017

Онтологическая и гносеологическая стороны основного вопроса философии. Философские школы и их представители периодов раннего и позднего эллинизма, эпохи Возрождения. Проблема метода познания в философских школах периода Нового времени и Просвещения.

Новейший философский словарь. — Минск: Книжный Дом . А. А. Грицанов . 1999 .

Смотреть что такое "ПРИНЦИП УДОВОЛЬСТВИЯ" в других словарях:

принцип удовольствия — согласно З. Фрейду господствующий принцип регуляции деятельности психической, главенствующий принциц регуляции психической жизни. Состоит в стремлении избежать неудовольствия и неограниченно получать наслаждение. В основе его изначально присущее… … Большая психологическая энциклопедия

Принцип удовольствия — (нем. Lustprinzip) один из четырёх принципов работы психического аппарата в теории Зигмунда Фрейда, наряду с принципом постоянства, принципом нирваны[источник не указан 515 дней] и принципом навязчивого повторения.… … Википедия

принцип удовольствия — Нем.: Lustprinzip. Франц.: principe de plaisir. Англ.: pleasure principle. Исп.: principio de placer. Итал.: principle di piacere. Португ.: principle de prazer. • Один из двух принципов, управляющих, по Фрейду, функционированием психики. Цель… … Словарь по психоанализу

ПРИНЦИП УДОВОЛЬСТВИЯ — – один из принципов регулирования психической деятельности, который понимался в классическом психоанализе в качестве исходного, задающего программу функционирования психики и основанного на изначально присущем человеку бессознательном стремлении… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

ПРИНЦИП УДОВОЛЬСТВИЯ — (лат. principium основа, начало) по Фрейду , господствующий принцип регуляции психической деятельности, в основе которого лежит изначально присущее человеческому организму бессознательное стремление к получению удовольствия и удовлетворения либо… … Социология: Энциклопедия

Принцип удовольствия — (pleasure principle) стремление к получению наслаждения, которое характеризует функционирование Ид … Общая психология: глоссарий

Принцип удовольствия — (Pleasure principle). Ориентация, при которой требуется немедленное удовлетворение всех желаний и потребностей, невзирая на требования или ограничения действительности … Теории личности: глоссарий

Фрейда принцип удовольствия — (S. Freud) положение учения Фрейда, согласно которому в основе поведения человека с раннего детства лежит стремление к достижению удовольствия и к избежанию неудовольствия … Большой медицинский словарь

Фрейда принцип удовольствия — (Freud S.). Положение учения S. Freud, согласно которому в основе поведения человека с раннего детства лежит стремление к достижению удовольствия и избежанию неудовольствия … Толковый словарь психиатрических терминов

Смотреть что такое ПРИНЦИП УДОВОЛЬСТВИЯ в других словарях:

ПРИНЦИП УДОВОЛЬСТВИЯ

ПРИНЦИП УДОВОЛЬСТВИЯ

ПРИНЦИП УДОВОЛЬСТВИЯ

(лат. principium основа, начало) по Фрейду , господствующий принцип регуляции психической деятельности, в основе которого лежит изначально присущее человеческому организму бессознательное стремление к получению удовольствия и удовлетворения либо непосредственно, либо опосредованно (в т.ч. путем избегания неудовольствия). П.У., который находится в подчинении у *влечения к смерти* (Танатоса) выводился Фрейдом из принципа постоянства. По Фрейду, течение психических процессов автоматически регулируется П.У., возбуждаясь каждый раз связанным с неудовольствием напряжением и принимая затем направление, совпадающее в конечном счете с уменьшением этого напряжения, т.е. с устранением неудовольствия или получением У. Провозглашая П.У. главенствующим принципом психической жизни, Фрейд все же признавал, что он не управляет течением всех психических процессов, поскольку ему противостоят различные другие силы и условия, в силу чего конечный исход не всегда соответствует П.У. В качестве основной силы, противостоящей П.У., Фрейд рассматривал принцип реальности. В.И. Овчаренко. смотреть

ПРИНЦИП УДОВОЛЬСТВИЯ

— согласно З. Фрейду — господствующий принцип регуляции деятельности психической, главенствующий принциц регуляции психической жизни. Состоит в стремлении избежать неудовольствия и неограниченно получать наслаждение. В основе его — изначально присущее организму бессознательное стремление к получению удовольствия и удовлетворения, непосредственно либо опосредованно, в том числе путем избегания неудовольствия.Выводится из принципа постоянства: с неудовольствием связано определенное напряжение, а устранение неудовольствия или получение удовольствия уменьшает или устраняет это напряжение. Однако господство этого принципа — лишь сильная тенденция в психике, коей противостоят многие другие силы, а потому исход не всегда соответствует принципу удовольствия. Основная из противостоящих сил — принцип реальности. В этом плане процесс формирования и развития личности толкуется как процесс перехода от принципа удовольствия к принципу реальности. смотреть

ПРИНЦИП УДОВОЛЬСТВИЯ

согласно З. Фрейду - господствующий принцип регуляции деятельности психической, главенствующий принциц регуляции психической жизни. Состоит в стремлении избежать неудовольствия и неограниченно получать наслаждение. В основе его - изначально присущее организму бессознательное стремление к получению удовольствия и удовлетворения, непосредственно либо опосредованно, в том числе путем избегания неудовольствия. Выводится из принципа постоянства: с неудовольствием связано определенное напряжение, а устранение неудовольствия или получение удовольствия уменьшает или устраняет это напряжение. Однако господство этого принципа - лишь сильная тенденция в психике, коей противостоят многие другие силы, а потому исход не всегда соответствует принципу удовольствия. Основная из противостоящих сил - принцип реальности. В этом плане процесс формирования и развития личности толкуется как процесс перехода от принципа удовольствия к принципу реальности. . смотреть

ПРИНЦИП УДОВОЛЬСТВИЯ

принцип регуляции психической жизни личности в теории З.Фрейда, согласно которому активность личности проявляется в бессознательном, спонтанном стремлении избегать отрицательных эмоций (неудовольствия) и достигать положительных эмоций (удовольствия). П.у. как бы противостоит принципу реальности. Диалектическая дистрибуция этих двух принципов по теории З.Фрейда в значительной степени определяет направленность активности личности. смотреть

ПРИНЦИП УДОВОЛЬСТВИЯ

(pleasure principle) – в психоанализе – стремление к получению наслаждения, которое характеризует функционирование бессознательного. Согласно З.Фрейду, реализация принципа удовольствия приводит к устранению инстинктного напряжения непосредственным образом, путём инстинктного исполнения желаний. Механизм осуществления принципа удовольствия является врождённым, исходным и доминирующим. смотреть

ПРИНЦИП УДОВОЛЬСТВИЯ

(Pleasure principle). Ориентация, при которой требуется немедленное удовлетворение всех желаний и потребностей, невзирая на требования или ограничения действительности. смотреть

ПРИНЦИП УДОВОЛЬСТВИЯ

(pleasure principle) стремление к получению наслаждения, которое характеризует функционирование Ид.

этическое направление в философии, возводящее удовольствие и наслаждение жизнью в высший принцип нравственного поведения человека.

мировоззренческая позиция и этическое учение, согласно которому смысл человеческого существования состоит в достижении удовольствия и наслаждения.

система морали, по которой главной жизненной целью является наслаждение (от греческого слова hedone - наслаждение). Философская школа гедонизма была основана в Греции около 380 г. до нашей эры философом Аристинном. /Т. 20/

(греч. hedone – удовольствие) – направление в этике, утверждающее наслаждение, удовольствие как высшую цель и мотив человеческого поведения. В античности развивалось Аристиппом, Эпикуром и его школой. В новое время присущ утилитаризму. Как нормативный принцип, гедонизм противоположен аскетизму.

направление в этике, рассматривающее чувственную радость, удовольствие, наслаждение жизнью в качестве главного мотива, главной цели нравственной деятельности. Гедонизм оправдывал с этической точки зрения такой образ жизни и такое понимание счастья, но при этом считал, что наслаждение должно уравновешиваться мудростью и умеренностью, дабы не причинить несчастья другим.

принцип обоснований моральных требований, согласно которому добро – это то, что приносит наслаждение, зло – то, что влечет за собой страдание; этическая позиция, утверждающая наслаждение (чувственное удовольствие) высшим благом, к которому стремится человек. Идеи гедонизма встречаются в киренской школе Аристиппа (нач. 4 в. до н.э.), в этических теориях просветителей 18 века, в теории утилитаризма (И.Бентам, Дж.С.Милль).

(греч. — наслаждение) — этическая теория, где добро определяется как то, что приносит людям наслаждение или избавление от страдания, а зло — как то, что приводит к страданию. Г. возник еще в древности; наиболее развитой формы достиг в этике Эпикура. Идеи Г. занимают центральное положение в утилитаризме Милля и Вентама. В совр. буржуазных теориях Г. обычно присутствует лишь в качестве составного элемента этики — как способ определения добра. Но даже большинство буржуазных этиков определение добра через наслаждение считает грубым упрощением и вульгаризацией моральных проблем.

греч. hedone – наслаждение) этическое учение, первоначально развитое древнегреческой киренской философской школой и Эпикуром; целью жизни и высшим благом признает наслаждение; добро определяет как то, что приносит наслаждение, а зло как то, что влечет за собой страдания. этическая позиция, утверждающая наслаждение как высшее благо и критерий человеческого поведения и сводящая к нему все многообразие моральных требований. Стремление к наслаждению в гедонизме рассматривается как основное движущее начало человека, заложенное в нем от природы и предопределяющее все его действия. Как нормативный принцип гедонизм противоположен аскетизму.

философская доктрина, провозглашающая удовольствие целью жизни. Аристиппа из Кирены (произведения его утеряны) историки считают одним из первых гедонистов. Аристотель и его ученики утверждают, что живые существа по природе своей склонны к поиску удовольствий и избеганию страдания, и что если телесные удовольствия перевешивают душевные, то они также часто вызывают . физическую или душевную боль. Именно поэтому мудрость и истинное счастье предполагают сохранение свободы духа и сопротивление желаниям и иллюзиям. В морали гедонизм — доктрина, считающая, что моральность состоит в поиске удовольствия как источника расцвета человека. См. Эпикур, Эвдемонизм.


(Греч. hedone - наслаждение)
- этическое учение, считающее наслаждение высшим благом, а стремление к наслаждению - главным движущим началом человеческой природы. Родоначальником этого учения считается античный философ Аристипп. Эпикур развивает это учение и обосновывает концепцию разумного гедонизма, согласно которой человек должен знать меру наслаждений, освобождаясь от страха перед богами и смертью, в результате его жизнь наполняется разумными чувственными и духовными удовольствиями. В христианской средневековой философии гедонизм осуждается как грех, противопоставляя ему блаженство, достигаемое путем аскетического отречения от земных удовольствий.

(греч. hedone — удовольствие, наслаждение) — философско-этическое учение (в античной философии главный представитель — Эпикур), согласно к-рому движущей силой, мотивом и целью поступков человека является наслаждение, удовольствие. Так, для Эпикура наслаждение — основа и принцип счастья, первоначальное и естественное добро. Однако наслаждением, приносящим счастье, может стать лишь такое, за к-рым не следует страдание и боль. Поэтому нельзя быть счастливым без мудрости, справедливости и умеренности. Христианская этика целиком отбросила Г., в частности эпикурейский, как стремление к земному счастью. В новое время, в кон. 18 — нач. 19 в., пытались возродить Г. английские утилитаристы (Утилитаризм). В их учении, однако, Г. превратился в принцип буржуазной индивидуалистической этики. Утилитаризм связал наслаждение с пользой, выгодой, к к-рой должен стремиться любой ценой человек буржуазного общества.

(от греч. - наслаждение) - линия жизненной ориентации и этическое учение, основывающиеся на ценности наслаждения. Гедонисты видят смысл существования в получении индивидом максимума радости от жизни в ощущениях, восприятиях, других телесных и душевных состояниях. В этике гедонизма такая устремленность обычно объясняется натуралистически - природной сущностью человека. Наиболее последовательно гедонизм проводился (в теории и практике) у античных киренаиков: глава школы Аристипп считал, что высшее благо состоит в чувственных удовольствиях - предельно интенсивных и длительных, ради них можно пожертвовать всеми культурными ценностями. Гедонизм отвергается этикой христианского Средневековья как противоречащий цели спасения. В Новое время идеи гедонизма использовались для утверждения естественных прав человека. Гедонизм близок эвдемонизму, и оба они противостоят аскетизму (от греч. - упражняющийся, подвижник), пренебрегающему наслаждениями ради ценностей, представляющихся более высокими. Правда, если для гедонизма и эвдемонизма удовольствие и радость - самоцель, для аскетизма воздержание - лишь средство.

греч. hedone - наслаждение) - этическая установка, с т.зр. которой основой природы человека является его стремление к наслаждению, а потому все ценности и ориентации деятельности должны быть подчинены или сведены к наслаждению как подлинному высшему благу. Г. впервые заявляет о себе в древнегреческой школе киренаи-ков, где он радикализирован в качестве смысложизненного, а окружающий мир понят как объект эстетического и чувственного наслаждения во всех своих выражениях (напр., красота бедствия). Эпикур стремился, соблюдая меру в наслаждениях, избегнуть страданий, его идеал - самозамкнутая жизнь, полная чувственных и духовных наслаждений, не приносящих пресыщения. Христианство противопоставляет Г. аскетизм, однако именно в последнем Г. проявляется в форме наслаждения собственными страданиями. Возвращение к умеренному Г. Эпикура и признанию ценности чувственного происходит в период Возрождения, что задает фундамент идей этического эгоизма просветителей 18 в. Кант Г. отвергает за приверженность чувственному, не способному задать основу морали. Утилитаризм определяет свое центральное понятие "польза" как достижение наслаждения или избегание страдания. Вновь радикальное проведение принципов Г. встречается в индивидуализме, признающем возможность наслаждаться за счет другого или общества вообще.
Д.В. Майборода

греч. hedone—наслаждение) — принцип обоснования моральных требований, согласно к-рому добро определяется как-то, что приносит наслаждение и избавление от страданий, а зло — как-то, что влечет за собой страдание. Теоретический Г. является разновидностью натурализма в этике. В его основе лежит представление, что гл. движущим началом в человеке, заложенным в него природой и определяющим все его действия, является наслаждение. Г. возник еще в древности. В Греции гедониками называли последователей этики Аристиппа. Наиболее развитой формы Г. достиг в учении Эпикура. Идеи Г. занимают центральное место в утилитаризме Милля и Бентама. В совр. буржуазных теориях Г. обычно присутствует лишь в качестве методологического принципа — способа определения добра, хотя большинство зап. этиков считают определение добра через наслаждение грубым упрощением и вульгаризацией моральных проблем. Г. как тип этической теории исходит из представления о морали как разновидности фетишистского сознания, противостоящего живым индивидам, и полагает, что не считающаяся ни с чем, попирающая все общественные условности ориентация на естественные человеческие влечения является более прямым путем к счастью людей, гармонии отношений между ними. В качестве нормативной традиции Г. перешагнул границы философско-этических систем, подвергнувшись при этом ряду превращений. В реальном опыте жизни он существует в двух формах — эстетствующего аристократизма и вульгарной погони за чувственными наслаждениями, являясь в обоих случаях выражением индивидуалистической позиции.

этич. позиция, утверждающая наслаждение как высшее благо и критерий человеч. поведения и сводящая к нему все многообразие моральных требований. Стремление к наслаждению в Г. рассматривается как осн. движущее начало человека, заложенное в нем от природы и предопределяющее все его действия, что делает Г. разновидностью антропологич. натурализма. Как нормативный принцип Г. противоположен аскетизму.
В Др. Греции одним из первых представителей Г. в этике был основоположник киренской школы Аристипп (нач. 4 в. до н. э.), видевший высшее благо в достижении чувств. удовольствия. В ином плане идеи Г. получили развитие у Эпикура и его последователей (см. Эпикуреизм), где они сближались с принципами эвдемонизма, поскольку критерием удовольствия рассматривалось отсутствие страданий и безмятежное состояние духа (атараксия). Гедонистич. мотивы получают распространение в эпоху Возрождения и затем в этич. теориях просветителей. Гоббс, Локк, Гассенди, франц. материалисты 18 в. в борьбе против религ. понимания нравственности часто прибегали к гедонистич. истолкованию морали. Наиболее полное выражение принцип Г. получил в этич. теории утилитаризма, понимающего пользу как наслаждение или отсутствие страдания (И. Бентам, Дж. С. Милль). Идеи Г. разделяют и нек-рые совр. бурж. философы - Дж. Санта-яна, М. Шлик, Д. Дрейк и др. Марксизм критикует Г. прежде всего за натуралистич. и внеисторич. понимание человека, видит в нем крайне упрощенное истолкование движущих сил и мотивов человеч. поведения, тяготеющее к релятивизму и индивидуализму.

от греч. . – наслаждение) – учение в этике, считающее наслаждение высшим благом, а стремление к наслаждению – принципом поведения. От Г. необходимо отличать эвдемонизм, признающий основой нравственности стремление к счастью. Г. получил широкое распространение уже в др.-греч. философии. Киренаики (см. Киренская школа), объявляя наслаждение целью жизни, проповедовали погоню за наслаждениями, неумеренность и распущенность в поведении. Наоборот, Эпикур рассматривал проблему меры наслаждений, указывая, что чрезмерные чувств. удовольствия приводят к пресыщению и даже переходят в страдание. Эпикур полагал, что безмятежность и свобода от чувства страха перед богами и смертью обеспечивают спокойную жизнь, наполненную разумными чувств. и духовными удовольствиями. В ср.-век. этике наслаждение считалось грехом, а благом – блаженство, достижение к-рого возможно лишь путем аскетич. отречения от всех земных удовольствий. Дальнейшее развитие гедонистич. учения получили в эпоху Возрождения, когда против феод.-церк. аскетизма формировалась гуманистич. этика, провозгласившая право на естественные, приобретенные от природы потребности и склонности человека, В трактатах "О наслаждении, как истинном благе" ("De voluptate ас de vero bono", 1431) Л. Валла и "Введение в науку о морали" ("Isagogicon moralis disciplinae", 1470) Бруни-Аретино, направленных против религ. учения о греховности плоти, возрождается мораль Эпикура, к-рой придается чувств. характер, и получают выражение принципы бурж. индивидуализма. На гедонистич. мораль гуманистов Возрождения в значит. степени опиралась этич. теория эгоизма материалистов-просветителей 18 в. (Гольбах, Гельвеции). С критикой Г. выступил Кант, считая его учением, основанным не на внутр. велениях разума, а на чуждых разуму чувств. побуждениях. В противовес этому, этика утилитаризма (Бентам, Дж. С. Милль) связала наслаждение с пользой. Дальнейшее развитие Г. обусловлено развитием индивидуализма в бурж. морали. Обществ. принципам морали противопоставляется благо отд. личности и ее право на наслаждение любой ценой, вплоть до аморализма. Так, англ. этик Г. Уильяме в соч. "Гедонизм, конфликт и жестокость" (G. Williams, Hedonism, conflict and cruelty, "J. Philos.", 1950, v. 47, November) провозгласил моральное право на истязание людей ради наслаждения отд. личности. Науч. критика "философии наслаждения" была дана Марксом и Энгельсом в "Немецкой идеологии" (1845–46). Классики марксизма, указывая на классовую обусловленность форм наслаждения, отрицали за философией Г. право быть "жизнепониманием" общества в целом. В бурж. обществе наслаждение противоположно труду, к-рый связан с лишениями, политической и моральной зависимостью трудящегося от эксплуататора. Буржуазные идеологи абстрагируют теорию наслаждения от условий жизни индивидов, превращают ее тем самым в лицемерную моральную доктрину (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 3, с. 418). Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология, Соч., 2 изд., т. 3, М., 1955 (гл. "Мое самонаслаждение"); Шишкин А. Ф., Из истории этических учений, М., 1959, с. 68, 88; Watson J., Hedonistic theories from Aristippus to Spencer, Glasgow–N. Y., 1895; Gоmperz H., Kritik des Hedonismus, Stuttgart, 1898; Duboc J., Die Lust als sozialethisches Entwicklungsprinzip, Lpz., 1900; Balicki Z., Hedonism jako punkt wyj?cia etyki, Warsz., 1900; Rockhardt (Keis J.), Die absoluten Gesetze des Gl?cks, Geisenfeld, [1955].

-Музыка

-Поиск по дневнику

-Статистика

Создан: 06.05.2011
Записей: 369
Комментариев: 17
Написано: 449

Киренская школа названа по имени города Кирена (Северная Африка). Свою философию они основывали на принципе удовольствия (гедонизма). Человек стремится к удовольствиям и испытывает отвращение к страданиям. Отсюда критерий поведения - делать только то, что нравится. Мудрость состоит в том, чтобы, пользуясь жизненными благами, господствовать над ними, а не подчиняться им. Нужно быть свободными от внешних благ и не реагировать на неприятности слишком болезненно (Аристипп).
Аристипп смотрел сверху вниз на тех, чьими милостынями пользовался, словно играя в какую-то забавную игру, которую можно прервать, когда захочется. Он твердо знал: все на свете суета, ложь, видимость, все проходит, и ты остаешься своей первозданной наготе и скудости.
Гегесий (320 - 280 гг. до н.э.) своеобразно интерпретировал наследие Аристиппа. Удовольствие всегда сопровождается неудовольствием, пресыщением, интересные занятия в конце концов разочаровывают. Поскольку наслаждение - высшая ценность, то жизнь без наслаждения невыносима, лучше умереть. Поэтому он проповедовал самоубийство.

Читайте также: