Философия как выражение мудрости в рациональных формах кратко

Обновлено: 04.07.2024

Как мы уже отмечали в первой главе, древнегреческое слово "философия" означает любовь к мудрости. Уже в античности мы встречаемся с различными толкованиями мудрости. Данный термин обозначал "всякую осмысленную деятельность, умение, сноровку и вообще любого рода целесообразную деятельность" [1].

Одновременно мудрость - это, как отмечает А.Ф. Лосев, некоторая гибкость ума, или, в обычном понимании, - хитрость: "София противопоставлялась неучености и глупости (Plat. Prot. 360 d, Apol. 22 f) и отождествлялась либо с практической мудростью (как у Солона, Herod. 1 30), либо даже с хитроумием (как у афинян, 1 60)" [2].

Гераклит определял мудрость как говорение истины и действие в соответствии с природой [3], т.е. в соответствии с некими всеобщими законами, лежащими вне субъекта.

Сократ дополняет перечисленные характеристики мудрости пониманием ее как целостности (можно сказать гармоничности) ума. Кроме того, "сократовская София имеет ближайшее отношение к добродетели вообще, вернее же, к целесообразной практической деятельности вообще" [4]. Таким образом, в мудрости соединяются мыслительная и практическая деятельности. Одновременно с этим, по Сократу, мудрость есть еще и владение художественным словом, поэзией. Платон видит олицетворение мудрости в смысловой структуре Космоса, определяющей всю духовную деятельность человека.

Аристотель считает мудростью особого рода знание: "Мудрый тот, кто не только знает сущность вещи и факт существования этой сущности, но еще знает также и причину вещи и ее цель" [5]. Позже в античности к свойствам мудрости относят также знание критериев оценки поступков человека и его добродетельности. Согласно Сенеке, мудрость - это знание о сущности и причинах добра и зла. Кроме того, мудрость - это еще и познание Бога, и некое сознание, которое выходит за рамки рационального [6].

Мудрец - это тот, у кого мудрость проявлялась как "непосредственное совпадение с личностной, жизненной программой и позицией человека-философа.

философского мышления, но и идеалом человека вообще, который в своем жизненном пути "проигрывал" принципы своей теории, подчас в форме крайнего ригоризма, доходящего до житейского парадокса и эпатажа обычных норм. но всегда с наглядностью личного примера и опыта" [7].

Такая позиция мудреца придавала его жизни в некоторых случаях характер подвижничества, что сближало мудрость, а затем и философию с религией [8]. Позже возникает восприятие мудрецов как носителей абсолютных истин. Это представление было перенесено и на философов. Если к философу обращаются по поводу той или иной проблемы, то желают получить от него однозначный ответ. В этом случае рассуждения о сложности мира, об относительности критериев истинности, о нравственности и т.д. и т.п. воспринимаются с иронией. Большинство людей воспринимает философские положения как познавательные и поведенческие императивы, а их обоснования им безразличны и представляются слишком специальными.

Философия с самого начала стремится построить связную систему понятий, ибо "философия как любовь к мудрости есть не что иное, как любовь к мудрому слову. " [9]. Исторически этот факт означает преодоление житейской мудрости и переход к рационально обоснованной системе знания. Построить систему абсолютного и окончательного знаниями философ не может (и не сможет никогда), но стремление к этому, т.е. стремление к мудрости, становится сутью философии. Оно выражается, с одной стороны, в выработке рациональных представлений о сущности мира и человека, а с другой - в регулировании поведения и общежития людей [10].

Стремление к мудрости отражает момент "ценностного отношения к бытию. Может даже стоять вопрос: а не является ли мудрость, или мудрое философствование, той осью координат (выделено нами. - Авт.), на которой "завязаны" все другие разновидности философских размышлений?" [11]. Стремление к мудрости придает философии особый целостный характер и делает ее открытой системой, представляющей собой рефлексию над наиболее общими, предельными вопросами бытия и одновременно над конкретно-практическим использованием результатов данной рефлексии в жизни людей.

Стремление к мудрости придает философии особую ценностную позицию, направленную на интегративное восприятия мира.

Философия как особого рода мудрость возникает (в античной Греции) "между узкой специальной, профессиональной мудростью и мудростью сверхразумной. Философия - интеллектуальная рациональная, логическая и логичная мудрость. Не может быть алогичной философии" [12]. По остроумному замечанию А.Н. Чанышева, если мифология была матерью философии, то ее отцом был интеллект. "Теряя связь с науками, философия вырождается в "служанку теологии", а через нее религии. Теряя связь с художественно-мифолого-религиозным мировоззренческим комплексом, философия вы-

рождается в "служанку науки"" [13]. Как любовь к мудрости философия приобретает новый смысл для нашего времени, в котором "все больше знаний и все меньше мудрости, т.е. умения употребить эти знания не во вред, а на пользу человеку" [14].

Вечное стремление к мудрости не позволяет философии уйти в область чистых абстракций, превратиться в игру ума, ненужную человеку. Философская мудрость - бесконечный процесс поиска истины - никогда не может приостановиться. Не овладение истиной, а поиск ее - вот цель философии. При этом она исследует все, в том числе и знания (которые иногда кажутся их носителям абсолютными), с точки зрения их значимости для человека, с целью выяснения возможностей человека и его места в мире.

Мудрость не тождественна многознанию, которое, как говорили древние, "уму не научает". Кант писал: "Одно многознание есть циклопическая ученость, которой недостает глаза философии" [15]. "Мудрый понимает, а не только знает: своим интеллектуальным взором он охватывает жизнь в целом, не останавливается на констатации эмпирических ее проявлений, не ограничивается установлением того, что есть "на самом деле". Размышления о жизни, уразумение жизненного опыта не могут быть выведены из обучения" [16].

Философии нельзя выучиться, усвоив одну или несколько философских систем.

Цель должна заключаться в том, чтобы научиться философски мыслить, философствовать, развить определенную культуру мышления. Философ должен уметь чувствовать специфику философской проблематики, ее предельность, что бы ни выступало в качестве объекта его исследований. Философия в отличие от науки не всегда ответ, но философия - всегда вопрошание, для нее значима сама постановка проблемы. Отсюда сократовское понимание процесса философствования как реального, речевого диалога. По Сократу, истина должна "сама родиться в голове человека; человек должен сам из себя произвести необходимое знание, лишь тогда оно будет делом его истинной убежденности, частью его самосознания" [17]. Любопытно, что искусство нахождения истины Сократ называет майевтикой, т.е. повивальным искусством. Подобное понимание встречается и в языках других культур. Например, в немецком языке "мудрость" - Weisheit, "повивальная бабка" - die weise Frau; во французском, соответственно, la sagesse и la sage-femme; в английском - wisdom и the wise woman [18]. Причем la sage-femme обозначает также колдунью, целительницу. Но не всегда и не всеми философия воспринималась как целительница души или разума человека.

Сократ считал, что он исцеляет души, просвещая их. Однако общество квалифицирует его действия как "растление душ" юношей и осуждает его на смерть (причем вполне демократично и легитимно). Государство часто осуждало людей, которые учили других задумываться и мыслить, и истина, достигаемая мудрецами, не всегда устраивала общество.

"Вечность" философской проблематики объясняется предельным характером философских вопросов, тем, что они касаются наиболее общих проблем бытия и человеческого существования и "мигрируют" из эпохи в эпоху, получая то или иное решение, в зависимости от социокультурной ситуации и личности философа. "Человеческая мысль постоянно переосмысливает их в свете нового опыта, новых знаний, применительно к уникальной конкретной ситуации" [19]. Философия в целом выступает как вневременной диалог мыслителей всех эпох и воззрений, в котором сталкиваются разнообразнейшие точки зрения и синтезируются в едином общечеловеческом мыслительном процессе противоположные концепции.

Философ "как никто другой должен постоянно отдавать себе отчет, что всегда стрит лицом к лицу с знанием о незнании" [20].

Утверждение Сократа: "Я знаю только то, что ничего не знаю" - не просто философская бравада с целью эпатировать общественное мнение, а гносеологическая установка, отражающая сущность философского отношения к миру, силу и одновременно слабость философии, даже определенный трагизм ее положения. Философ стремится ответить на глобальные вопросы, осознавая, что для полного ответа знаний принципиально недостаточно. "От философии неотделимо требование занимать теоретическую позицию при рассмотрении любой проблемы - не обязательно решать ее, но тогда убедительно доказывать невозможность ее решения. Этим философия отличается от других наук. Когда последние сталкиваются с неразрешимой проблемой, они просто отказываются от ее рассмотрения. Философия, напротив, с самого начала допускает возможность того, что мир сам по себе - неразрешимая проблема" [21].

Философскую мудрость следует отличать от житейской интуиции, практической мудрости, так как ей присуща глубокая рефлексия, основанная на интуиции и одновременно на рациональном поиске предельных оснований знаний и ценностей, тогда как выражением практической мудрости является стереотипная реакция на похожую ситуацию. Философ рефлексирует на уровне надличностного сознания не как отдельная личность (Петров, Гегель, Сидоров, Иванов), а как особое философское "Я". Все это находит отражение в языковой системе философии, где наряду с абстрактными понятиями используются также образы и символы, средства художественного освоения мира.

Подводя итог, можно сказать, что философия - это особая форма рефлексии человека над бытием и над самим собой (философская мудрость), которая основывается не только на мыслительно-дискурсивном способе мышления, но и на непосредственно-интуитивном, художественно-эмоциональном его постижении, имеющем своей целью отразить целостность и единство мира.

Первый слайд презентации: Философия как выражение мудрости в рациональных формах

Презентацию подготовила студентка 2-го курса группы 9-24 Драгомерецкая Виолетта

Слайд 2

Философия как выражение мудрости в рациональных формах

Слайд 3

Слайд 4

Философия ставит своей целью создать рациональными средствами мыслительной деятельности картину мира и бытия человека в нём. При этом она представляет лишь один из срезов многообразия человеческого мира и культуры, тесно взаимодействуя с иными сферами духовной жизни человека. В этом многообразии философия выполняет мировоззренческую и методологическую функции, которые не охватывают ни отдельные науки, ни научное знание в целом, ни другие формы освоения действительности (эмпирические, художественные, религиозные, мифологические, идеологические). Выполнение этих функций предполагает наличие не просто некоторой суммы взглядов на мир, а системы положений, которые выражают определённое отношение человека к миру и мира к человеку и тем самым представляют совокупность исходных ориентиров, обусловливающих мировоззрение человека и его развитие. Это позволяет рассматривать философию как теоретическую рефлексию, реализующуюся в таких основополагающих алгоритмах мыслительной деятельности, как разработка определённого класса суждений и систематизация определённого класса понятий, которые применяются к мировоззренческой проблематике, охватывающей категории бытия, целей и ценностей человеческого существования.

Философия как выражение мудрости в рациональных формах

Слайд 5

Философия как выражение мудрости в рациональных формах

Слайд 6

В целом, современная философия представляет собой сложный комплекс разнообразных воззрений, которые возникают в результате дифференциации общефилософского знания и фрагментации общефилософской проблематики на множество самостоятельных концепций, не связанных единой проблематикой и не обладающих общими теоретическими моделями и критериями оценки. В то же время сохраняется и значительная преемственность в развитии философии, которая не позволяет однозначно утверждать, что даже наиболее спорные современные концепции полностью отходят от общефилософской проблематики.

Рассуждая о духовных составляющих культуры, нельзя не упомянуть философию. Философия стремиться выразить мудрость в формах мысли (отсюда и ее название, которое буквально переводится как "любовь к мудрости"). Философия возникла как духовное преодоление мифа, где мудрость была выражена в формах, не допускающих ее критическое осмысление и рациональное доказательство. В качестве мышления философия стремится к рациональному объяснению всего бытия. Но будучи одновременно выражением мудрости, философия обращается к предельным смысловым основам, видит вещи и весь мир в их человеческом (ценностно-смысловом) измерении. Таким образом, философия выступает как теоретическое мировоззрение и выражает человеческие ценности, человеческое отношение к миру. Поскольку мир, взятый в смысловом измерении есть мир культуры, то философия выступает как осмысление, или, говоря словами Гегеля, теоретическая душа культуры. Многообразие культур и возможность разных смысловых позиций внутри каждой культуры приводят к многообразию спорящих между собой философских учений.

4.5. Наука

Наука имеет своей целью рациональную реконструкцию мира на основе постижения его существенных закономерностей. Она неразрывно связана с философией, которая выступает в качестве всеобщей методологии научного познания, а также позволяет осмыслить место и роль науки в культуре и человеческой жизни

Наука - один из новых институтов в структуре культуры. Однако значение ее быстро растет, а современная культура воспитывает глубокие изменения под влиянием науки. Духовная эволюция через миф, религию и философию привела человечество к науке, где достоверность и истинность получаемых знаний проверяется специально разработанными средствами и способами. Наука, таким образом, существует как особый способ производства объективных знаний

Объективность не включает в себя оценочного отношения к объекту познания, то есть наука лишает объект какого-либо ценностного значения для наблюдателя. Наука, давая знания человеку, вооружает его, дает ему силы. "Знание - сила!" - утверждал Ф. Бекон

Но для каких целей и с каким умыслом употребляется эта сила? На этот вопрос должна отвечать культура

Гуманистическая ценность, культурогенная роль науки неоднозначны. Если ценность науки измерять практическими последствиями, то она, с одной стороны, дала компьютер, а с другой - ядерное оружие. Высшая ценность для науки - истина, в то время как высшая ценность для культуры - человек. Наука, будучи мощным средством рационализации человеческого труда, может с успехом "роботизировать" человека. Подавляя другие формы истин, наука ограничивает возможности духовного развития. Стремясь контролировать содержание образования, наука косвенно контролирует систему человеческих ориентиров, что ведет в дальнейшем к созданию условий для формирования одномерного человека, то есть узкого и глубокого специалиста

Познание, будучи жизненно важной потребностью человека, приобрело вид отчужденной силы человеческого прогресса, когда оно стало развиваться в форме науки. Н. Бердяев подчеркивал, что жажда познания, оторванная от ценностей, идеалов Добра и Красоты, оборачивается роком в судьбе человечества. Поскольку главная социальная функция науки - усовершенствовать средства жизнедеятельности человека, то есть задача повышения эффективности, постольку она порождает прагматизм как стиль жизни. Постоянное стремление рационализировать, улучшать и обновлять технику, материалы, технологию закрепило в общественном сознании идеалы прогресса, которые все более ощутимо довлеют над другими смыслами и установками жизни человека. Тот же Н. Бердяев замечал по этому поводу: это идея прогресса превращает каждое поколение, каждого человека, каждую эпоху в истории человечества в средство и орудие достижения некой "окончательной цели"

Самый важный результат научного прогресса - возникновение цивилизации, как системы рационализированных и техноциализированных форм бытия человека. В определенном смысле, цивилизация и культура несовместимы. Технофицированные формы бытия человека противостоят внутренним началам духовной сущности человека. Эти начала культура воплощает в ценностях и идеалах. Культура - это скорее творческая лаборатория человеческого духа, в то время как науку скорее можно понимать как творческую лабораторию только разума. Первое следствие разрыва культуры и науки проявляется в нарастающей подмене духовных смыслов и ценностей жизни материальными результатами прогресса.

Современная история человечества без науки не представима. Наука принадлежит современной культуре, порождает цивилизацию и, таким образом, связывает их в целостное образование. Наука превратилась в фундаментальный фактор выживания человечества, она экспериментирует с его возможностями, создает новые возможности, реконструирует средства жизнедеятельности человека, а через это она изменяет и самого человека. Творческие возможности науки огромны, и они все более глубоко преобразовывают культуру. Можно утверждать, что наука обладает некоторой культурогенной ролью, она придает культуре рационалистические формы и атрибуты. Идеалы объективности и рациональности в такой культуре приобретают все более важную роль. Но это ведет к тому, что вытесняются ценности субъективности: личностные, эмоциональные и чувственные компоненты культуры, без них нет реального человека. Культура всегда нравственно нагружена, она в этом смысле более органична сущности человека, а наука более отчуждена, она более условна. Ценность научного знания пропорциональна его полезности, но это по существу, технократическая характеристика. Наука расширяет пространство для технократических атрибутов, обогащает сознание человека технократическими смыслами и значениями, но это все элементы цивилизации. Можно утверждать, что в истории человечества наука действует как цивилизирующая сила, а культура - как одухотворяющая сила. Наука создает, по определению В. Вернадского, ноосферу - сферу разума, рационального обитания. Рациональность не всегда укладывается в требования нравственности. В культуре XX века борьба здесь идет с нарастанием, и неясно как разрешится эта ситуация. По этой причине современная культура не является гармоничной и сбалансированной. Скорее всего противоречие между рациональностью и нравственностью не разрешится до тех пор в истории человечества, пока оно не выполнит древний завет: "Познай самого себя!" Наукоемкость культуры возрастает и это показатель прогресса человеческой истории. Но "гуманность" тоже должна расти, ибо это показатель человечности исторического прогресса. Только синтез того и другого дает надежду, что будет построена гуманистическая цивилизация.

Общепринятого определения, равно как общепринятого представления о предмете философии не существует: работа по пониманию, истолкованию, определению сути философского дела входит в само дело философии.

Типы понимания философии. В истории мыслительной культуры и собственно философского знания обозначились различные типы понимания философии:

- в эпоху Нового времени философия эмансипируется от всех видов нерационального мировоззрения ради положительной науки как таковой, т.е. обосновывается как тотальный проект синтеза научных знаний на базе универсальной методологии познания, которую она призвана построить, - согласно представлениям эмпирициста Ф.Бэкона и рационалиста Р.Декрата философия должна рациональными средствами решить проблему метода и интегрировать мировоззренческий фундамент естественных теоретических наук;




Философия как рационально-теоретическая форма мировоззрения. С начала эпохи модернафилософияопределяется как деятельность, направленная на постановку и рациональное разрешение мировоззренческих вопросов, касающихся сущности знания, человека и мира.

Философия - это рационально-теоретическая форма мировоззрения, которая реализуется в плане искусной рефлексии предельных оснований всех видов человеческой практики, порождающей многообразное содержание культуры.

Философия и мировоззрение. Роль философии как рационально-теоретической формы мировоззрения рождается из реальной социокультурной потребности определить место человека в мире, из потребности в формировании некоторой смысловой системы, в которой центральным звеном является представление о смысле, скрепляющем все многообразие мировоспроизводящих практик человека.

Мировоззрение - сложившаяся в лоне определенной культуры система принципов, взглядов, ценностей, идеалов и убеждений, определяющих как отношение к действительности, общее понимание мира, так и жизненные позиции, программы деятельности людей. В мировоззрении сопрягаются и картина мира, и способ оценки и переживания действительности, и понимание себя и своего места в мира, и проективный образ самоосуществления человека – созидания собственно человеческого мирообстояния. Мировоззренческая проекция осмысленного самоосуществления человека трансформируется в общие и особенные программы деятельности, поведения, общения, познания, которые являются идеальными детерминантами социально-исторического опыта, вырабатываются, хранятся и передаются в универсальном поле культуры. Философия, решая вопросы мировоззренческого плана, раскрывает этот культурно-генетический код - занимается осмыслением предельных оснований культуры, поскольку в них запечатлены собственные условия возможности развития социально-исторического опыта.

Философия как рефлексия над основаниями культуры.Необходимость философского познания мира коренится в динамике социальной жизни - диктуется реальными потребностями в рациональной артикуляции и критическом осмыслении принципов существующего мировоззрения и в поиске новых мировоззренческих ориентиров, регулирующих человеческую деятельность. В каждую историческую эпоху человеческое общество осознает свою историческую общность и в отношении к материальному способу воспроизводства жизни, и в отношении к идеальному – к тем фундаментальным мировоззренческим представлениям, всеобщим целям и базовым ценностям, которые придают смысл человеческой деятельности вообще и ту особенную значимость, которую человеческое жизнедействие приобретает в определенном культурно-историческом контексте.

В отечественной литературе уже высказывалась точка зрения (В.С.Степин), что философия представляет собой рефлексию над основаниями культуры,поскольку именно основания культуры выступают как предельно обобщенная система мировоззренческих представлений и установок, которые формируют целостный образ человеческого мира.

Философия критически осмысливает казалось бы очевидные положения (что значит”быть”? / что значит “знать”?/ что значит “действовать”?), которые восходят к основаниям культуры определенного времени, и вычленяет их как принципы соответствующего мировоззрения, – философия рефлексирует над основаниями целостной культуры, в которую все мы изначально вписаны со своими убеждениями, верованиями, знаниями, представлениями, устремлениями – философия вскрывает подоснову нашей обыденной мудрости, здравого смысла, научной рациональности и всех принципов осмысленно-жизнедеятельного мироотношения.

Предмет философии

рационально-критическое осмысление культурно-мировоззренческих универсалий.

Культурно-мировоззренческие универсалии - это фундаментальные мировоззренческие идеи, принципы, установки, определяющие способ миропонимания, оценки и переживания действительности и представляющие идеальный план детерминации мировоспроизводящих практик человека. Когда речь идет о культурно-мировоззренческих универсалиях как выражении оснований культуры, которые рационально осмысливает философия, то под ними следует понимать всеобщие мировоззренческие идеи и принципы мироотношения, ставшие достоянием ума человека, но не простого индивидуального ума, а ума культурно развитого человека, способного раскрывать и удерживать в своем сознании, а также воспроизводить в деятельности всеобщие формы предметов природы и культуры. Философские вопросы возникают уже при постановке вопроса о самоопределении философии: как понимать эти прорабатываемые в философии объективные идеальные формы всеобщности, идеальные и объективные основания культуры –как объективно существующие или только как привнесенные в нее рефлексирующим мышлением — философией, наукой, идеологией, теологией, составляющими также часть культуры ? Определение философии как рационально-критического осмысления культурно-мировоззренческих универсалий дается, как правило, с реалистической позиции: всеобщее в культуре существует объективно – как опредмеченное в продуктах, орудиях и способах организации деятельности, как выраженное в объективных формах и инструментах общения (языка), в идеалах и нормах познания, типах социального поведения, в принципах ориентации и организации любой мировоспроизводящей практики человека - универсалии вплетены в саму практику деятельности, познания, общения, социального поведения и выступают в пределе как формы относительно целостного мировоззрения и развитого самосознания культурной человеческой общности.

Философия выполняет терапевтические и эвристические функции в процессе развития культуры. Философия превращает всеобщие культурно-мировоззренческие принципы из неосознанных - неявно функционирующих категориальных структур сознания и деятельности - в предмет рационально-критического рассмотрения и эвристически ориентированного поиска. Философия выполняет терапевтические и эвристические функции, которые становятся особенно актуальными в ситуации культурного надлома, сопряженного с таким изменением условий жизни, когда необходима трансформация категориального строя сознания человека для выработки новых жизненных смыслов. Философия стремится отыскать новые мировоззренческие ориентиры путем рационального осмысления универсалий культуры, их критического анализа и формирования на этом пути новых мировоз­зренческих идей.

Общепринятого определения, равно как общепринятого представления о предмете философии не существует: работа по пониманию, истолкованию, определению сути философского дела входит в само дело философии.

Типы понимания философии. В истории мыслительной культуры и собственно философского знания обозначились различные типы понимания философии:

- в эпоху Нового времени философия эмансипируется от всех видов нерационального мировоззрения ради положительной науки как таковой, т.е. обосновывается как тотальный проект синтеза научных знаний на базе универсальной методологии познания, которую она призвана построить, - согласно представлениям эмпирициста Ф.Бэкона и рационалиста Р.Декрата философия должна рациональными средствами решить проблему метода и интегрировать мировоззренческий фундамент естественных теоретических наук;

Философия как рационально-теоретическая форма мировоззрения. С начала эпохи модернафилософияопределяется как деятельность, направленная на постановку и рациональное разрешение мировоззренческих вопросов, касающихся сущности знания, человека и мира.

Философия - это рационально-теоретическая форма мировоззрения, которая реализуется в плане искусной рефлексии предельных оснований всех видов человеческой практики, порождающей многообразное содержание культуры.

Философия и мировоззрение. Роль философии как рационально-теоретической формы мировоззрения рождается из реальной социокультурной потребности определить место человека в мире, из потребности в формировании некоторой смысловой системы, в которой центральным звеном является представление о смысле, скрепляющем все многообразие мировоспроизводящих практик человека.

Мировоззрение - сложившаяся в лоне определенной культуры система принципов, взглядов, ценностей, идеалов и убеждений, определяющих как отношение к действительности, общее понимание мира, так и жизненные позиции, программы деятельности людей. В мировоззрении сопрягаются и картина мира, и способ оценки и переживания действительности, и понимание себя и своего места в мира, и проективный образ самоосуществления человека – созидания собственно человеческого мирообстояния. Мировоззренческая проекция осмысленного самоосуществления человека трансформируется в общие и особенные программы деятельности, поведения, общения, познания, которые являются идеальными детерминантами социально-исторического опыта, вырабатываются, хранятся и передаются в универсальном поле культуры. Философия, решая вопросы мировоззренческого плана, раскрывает этот культурно-генетический код - занимается осмыслением предельных оснований культуры, поскольку в них запечатлены собственные условия возможности развития социально-исторического опыта.

Философия как рефлексия над основаниями культуры.Необходимость философского познания мира коренится в динамике социальной жизни - диктуется реальными потребностями в рациональной артикуляции и критическом осмыслении принципов существующего мировоззрения и в поиске новых мировоззренческих ориентиров, регулирующих человеческую деятельность. В каждую историческую эпоху человеческое общество осознает свою историческую общность и в отношении к материальному способу воспроизводства жизни, и в отношении к идеальному – к тем фундаментальным мировоззренческим представлениям, всеобщим целям и базовым ценностям, которые придают смысл человеческой деятельности вообще и ту особенную значимость, которую человеческое жизнедействие приобретает в определенном культурно-историческом контексте.

В отечественной литературе уже высказывалась точка зрения (В.С.Степин), что философия представляет собой рефлексию над основаниями культуры,поскольку именно основания культуры выступают как предельно обобщенная система мировоззренческих представлений и установок, которые формируют целостный образ человеческого мира.

Философия критически осмысливает казалось бы очевидные положения (что значит”быть”? / что значит “знать”?/ что значит “действовать”?), которые восходят к основаниям культуры определенного времени, и вычленяет их как принципы соответствующего мировоззрения, – философия рефлексирует над основаниями целостной культуры, в которую все мы изначально вписаны со своими убеждениями, верованиями, знаниями, представлениями, устремлениями – философия вскрывает подоснову нашей обыденной мудрости, здравого смысла, научной рациональности и всех принципов осмысленно-жизнедеятельного мироотношения.

Предмет философии

рационально-критическое осмысление культурно-мировоззренческих универсалий.

Культурно-мировоззренческие универсалии - это фундаментальные мировоззренческие идеи, принципы, установки, определяющие способ миропонимания, оценки и переживания действительности и представляющие идеальный план детерминации мировоспроизводящих практик человека. Когда речь идет о культурно-мировоззренческих универсалиях как выражении оснований культуры, которые рационально осмысливает философия, то под ними следует понимать всеобщие мировоззренческие идеи и принципы мироотношения, ставшие достоянием ума человека, но не простого индивидуального ума, а ума культурно развитого человека, способного раскрывать и удерживать в своем сознании, а также воспроизводить в деятельности всеобщие формы предметов природы и культуры. Философские вопросы возникают уже при постановке вопроса о самоопределении философии: как понимать эти прорабатываемые в философии объективные идеальные формы всеобщности, идеальные и объективные основания культуры –как объективно существующие или только как привнесенные в нее рефлексирующим мышлением — философией, наукой, идеологией, теологией, составляющими также часть культуры ? Определение философии как рационально-критического осмысления культурно-мировоззренческих универсалий дается, как правило, с реалистической позиции: всеобщее в культуре существует объективно – как опредмеченное в продуктах, орудиях и способах организации деятельности, как выраженное в объективных формах и инструментах общения (языка), в идеалах и нормах познания, типах социального поведения, в принципах ориентации и организации любой мировоспроизводящей практики человека - универсалии вплетены в саму практику деятельности, познания, общения, социального поведения и выступают в пределе как формы относительно целостного мировоззрения и развитого самосознания культурной человеческой общности.

Философия выполняет терапевтические и эвристические функции в процессе развития культуры. Философия превращает всеобщие культурно-мировоззренческие принципы из неосознанных - неявно функционирующих категориальных структур сознания и деятельности - в предмет рационально-критического рассмотрения и эвристически ориентированного поиска. Философия выполняет терапевтические и эвристические функции, которые становятся особенно актуальными в ситуации культурного надлома, сопряженного с таким изменением условий жизни, когда необходима трансформация категориального строя сознания человека для выработки новых жизненных смыслов. Философия стремится отыскать новые мировоззренческие ориентиры путем рационального осмысления универсалий культуры, их критического анализа и формирования на этом пути новых мировоз­зренческих идей.

Философия ставит своей целью создать рациональными средствами мыслительной деятельности картину
мира и бытия человека в нём. При этом она представляет лишь один из срезов многообразия
человеческого мира и культуры, тесно взаимодействуя с иными сферами духовной жизни человека. В
этом многообразии философия выполняет мировоззренческую и методологическую функции, которые не
охватывают ни отдельные науки, ни научное знание в целом, ни другие формы освоения
действительности (эмпирические, художественные, религиозные, мифологические, идеологические).
Выполнение этих функций предполагает наличие не просто некоторой суммы взглядов на мир, а системы
положений, которые выражают определённое отношение человека к миру и мира к человеку и тем
самым представляют совокупность исходных ориентиров, обусловливающих мировоззрение человека и
его развитие. Это позволяет рассматривать философию как теоретическую рефлексию, реализующуюся в
таких основополагающих алгоритмах мыслительной деятельности, как разработка определённого класса
суждений и систематизация определённого класса понятий, которые применяются к мировоззренческой
проблематике, охватывающей категории бытия, целей и ценностей человеческого существования.

В целом, современная философия представляет собой
сложный комплекс разнообразных воззрений, которые
возникают в результате дифференциации
общефилософского знания и фрагментации
общефилософской проблематики на множество
самостоятельных концепций, не связанных единой
проблематикой и не обладающих общими теоретическими
моделями и критериями оценки. В то же время
сохраняется и значительная преемственность в развитии
философии, которая не позволяет однозначно утверждать,
что даже наиболее спорные современные концепции
полностью отходят от общефилософской проблематики.

Читайте также: