Феноменология как метод правовых исследований кратко

Обновлено: 03.07.2024

Феноменология (греч. phainomenon – являющийся, logos – учение) - буквально - описание или изучение явлений. Феноменология – философское направление, парадигма социально-гуманитарного познания, метод, применяемый в психологии, социологии, юриспруденции и т. д., направленный на выявление глубинных духовных основ культуры, общества посредством изучения содержания собственного сознания познающего субъекта и сведения фактуального знания к чистому.

Феноменология базируется на идее возможности непосредственного доступа к окружающей нас реальности покоится на тех характеристиках сознания, благодаря которым мы воспринимаем этот мир, следовательно, необходимо исследовать и понять те характеристики сознания, через которые эта реальность оказывается доступной. С позиций феноменологии, явление мира в сознании и есть этот мир. Внимание исследователя должно быть обращено не на сам мир, предметы этого мира, а на те акты сознания, в которых предметный мир конституируется. Феноменология начинается с обнаружения корреляции между способами данности человеку различных аспектов мира и сознанием о мире. Отсюда возможность особого типа исследования, направленного на изучение не самого предметного содержания человеческого отношения к миру, а его явления в сознании, т.е. феномена.

Рассмотрим основные принципы и исследовательские процедуры феноменологического метода.

Исходное положение феноменологии – утверждение о том, что предельным основанием общества, культуры как объектов научного исследования является дух как бытие в себе и для себя. Дух автономен и доступен истинно рациональному, научному изучению. Окружающий мир – не просто мир фактов, но также мир духовных сущностей – чистых форм, абсолютных истин, ценностей, которые конституируют его и непосредственно даны как его фактуальность. Феноменология – есть форма научного эссенциализма, утверждающего идею поиска универсальной сущности (эссенции) предметов, которая есть дух. Особенность феноменологии - в устремленности познания к глубинным основам всякого бытия, к некоему первоначалу, которым является первичный слой самого знания.

Цель метода – познание духовных основ, познание духа, лежащего в основании культуры, общества. Основным способом изучения духовных основ культуры и общества является феноменологическая процедура исследования содержания собственного сознания познающего субъекта. Поскольку в феноменологии стирается грань между явлением и сущностью предмета, проводится идея самопроявляемости сущности через явление, ноумена через феномен, то, соответственно, чтобы постигнуть духовную сущность познаваемых объектов, необходимо исследовать их как феномены сознания. Внимание исследователя должно быть обращено не на сам мир, предметы этого мира, а на те акты сознания, в которых предметный мир конституируется. Феноменология начинается с обнаружения корреляции между способами данности человеку различных аспектов мира и сознанием о мире. Отсюда возможность особого типа исследования, направленного на изучение не самого предметного содержания человеческого отношения к миру, а его явления в сознании – феномена.

Основным методом исследования духовных основ культуры, общества является метод феноменологической редукции. Редукция (от лат. reduction – отодвигание назад, возвращение к прежнему состоянию), методологический прием сведения каких-либо данных, структуры, объекта к более простым, исходным началам. Метод феноменологической редукции в самом общем смысле означает сведение фактуального знании к знанию чистому.




Основные методологические процедуры феноменологической редукции.

а) Заключение в скобки или воздержание – эпохе. Процедура эпохе означает отказ от всех суждений, которые касаются пространственно-временного существования, отсечение всего индивидуально-психологического, конкретно-исторического, социального.

Посредством редукции возникает феноменолистическое сознание, или чистое сознание. Сознание выступает в виде потока переживаний, элементы которого – феномены. Поэтому учение о структуре потока переживаний называется феноменологией. Понять феномен возможно, если схватить его посредством интуиции. Феномен не описывают извне, а переживают, т.е. непосредственно вводят в поток сознания. Происходит интуитивное, непосредственное, чисто умозрительное усмотрение сущности. Феноменологический метод состоит в том, чтобы слиться с потоком сознания непосредственным образом. Изучение его внутренних закономерностей, его принципов, механизмов – задача феноменолога. Исследуя внутренние механизмы сознания, феноменолог оставляет в стороне все характерные, специфичные черты исследуемого объекта – общества, культуры, человека, данного периода развития общества.

Важнейший принцип феноменологии - принцип исследования интенциональной структуры сознания. Интенция (лат. intentio – стремление, намерение, цель) - направленность сознания на предмет.

§3. Юридическая феноменология

Феноменология права – методология познания права, сложившаяся в XX веке и составившая теоретическую платформу феноменологической школы права, представителями которой были А. Райнах, Ф. Кауфман, Г. Кониг, К. Коссио, Н.Н. Алексеев и др. Феноменологическая школа права сформировалась в результате экстраполяции (распространения) идей философской феноменологии в сферу юридической науки, где они были восприняты отраслевыми направлениями этой науки - административным правом, муниципальным правом и др. Обращение к философской феноменологии было обусловлено, согласно убеждению представителей феноменологической школы права, эффективностью феноменологии как методологии исследования правовой действительности. Таким образом, феноменологическая теория права возникает в результате применения феноменологического метода в исследованиях права в его реальной и идеальной структуре. Необходимо подчеркнуть, что феноменологическая теория права, прежде всего, это методология исследования права. Что касается не гносеологических, не познавательных (онтологических) аспектов этой теории, то таковые разработаны мало.

Феноменология как юридическая парадигма зиждется на идее, согласно которой наряду с реальным, эмпирически изменчивым правом существует идеальное – эйдетическое, универсальное право. Идеальное право есть ничто иное как сущность права, обусловливающая существование реальных правовых понятий, явлений, норм и конструкций, и одновременно являющаяся критерием оценки действующего правопорядка. При этом идеальное и реальное право не противопоставлены друг другу, но находятся в неразрывном единстве, поскольку сущность права проявляется только в существовании реальных правовых феноменов.

В рамках феноменологической методологии объект исследования понимается предельно широко как правовая реальность во всем многообразии ее проявлений. Предмет исследования позиционируется как идеальная основа права – эйдос права. С точки зрения феноменологии право имеет свою онтологически укорененную идеальную основу – первичную по отношению к реально существующим правовым феноменам идеальную сущность – особый мир бытия правовых ноуменов - понятий и норм. Феноменологическое видение права во многом формируется в результате стремления объяснить то обстоятельство, что наряду с бесконечной изменчивостью правовых систем прошлого и настоящего, существует неизменные, переходящее из одной правовой системы в другую, основополагающие принципы и правоположения. Такого рода инвариантная основа права, например, школой естественного права рассматривалась как природное установление. Феноменологическая школа права объясняет существование таких неизменных правовых структур, не прибегая к юснатурализму. Таким образом, феноменология обращается не к эмпирически изменчивым экзистенциальным формам права, но к его сущностной - эссенциальной основе, явленному сознанию исследователя, правовому эйдосу.

В видении феноменологов права, идеальная сущность права вневременна и внепространственна, она представляет собой структуру, в которой выражается эйдетический смысл права. Процесс правотворчества в такой исследовательской перспективе предстает как процесс наполнения реальным содержанием идеальных, априорно заданных чистых структур. Соответственно, деятельность правотворческих органов понимается как воплощение в реальность идеальных правовых моделей. Эти идеальные модели в процессе правотворчества наполняются реальной плотью – конкретным социокультурным историческим содержанием, получают легитимацию в акте их признания социальным субъектом, сообщают правовую энергию правам и обязанностям членов общества.

Суть феноменологии как методологии познания права сводится к тому, что конкретно-исторические системы права познаются посредством мысленного вычленения идеальных структур, составляющих основу права. Феноменологическая редукция как метод исследования права направлена на выявление и описание его идеальной, чистой структуры. Феноменологическая редукция предполагает сведение эмпирического знания права к знанию чистому.

Как полагают сторонники феноменологического понимания права, наиболее непосредственно правовой эйдос выражается в правомочии. Именно правомочие можно рассматривать как некую идеальную основу права как такового.

Для уяснения многомерной природы права необходимо, по убеждению Алексеева, вообще покинуть почву определений и дать описание феноменологической структуры права, которая являет собой единство нескольких измерений.

Первым элементом правовой структуры, в видении Алексеева, является субъект как носитель обнаруживающихся в праве ценностей. Под субъектом Алексеев понимает не традиционного субъекта права, каким он представлялся традиционной юридической теорией, а субъекта как деятеля, обнаруживающего ценности.

Вторым элементом этой структуры в концепции Н.Н. Алексеева являются сами обнаруживающиеся в праве ценности. Наличность какой-либо ценности является, по мысли Алексеева, безусловным предположением для правовых явлений, т.к. иначе не существовало бы и самих проявлений заинтересованности и небезразличия.

Такой подход к пониманию права объяснял его фактическое многообразие при сохранении смыслового единства. Право, по Алексееву, всегда есть там, где наличествует правовая структура. Разнообразие же в содержании этих элементов и характере связей между ними и создает все многоцветие правовой жизни.

Феноменология - буквально - описание или изучение явлений. Феноменология –метод, направленный на выявление глубинных духовных основ культуры, общества посредством изучения содержания собственного сознания познающегосубъекта.

С позиций феноменологии, явление мира в сознании и есть этот мир. Исследования, направленные на изучение не самого предметного содержания человеческого отношения к миру, а его явления в сознании, т.е. феномена.

Окружающий мир – не просто мир фактов, но также мир духовных сущностей – чистых форм, абсолютных истин, ценностей. Феноменология утверждает идею поиска универсальной сущности предметов, которая есть дух. Особенность феноменологии - в устремленности познания к глубинным основам всякого бытия, к некоему первоначалу.

Цель метода –познание духа, лежащего в основании культуры, общества.

Основным методом исследования духовных основ культуры, общества является метод феноменологической редукции. Редукция (– отодвигание назад, возвращение к прежнему состоянию), методологический прием сведения каких-либо данных, структуры, объекта к более простым, исходным началам. Метод феноменологической редукции в самом общем смысле означает сведение фактуального знании к знанию чистому.

Методологическая процедура феноменологической редукции. - Отказ от всех суждений, которые касаются пространственно-временного существования, отсечение конкретно-исторического, социального.

Посредством редукции сознание выступает в виде потока переживаний, элементы которого – феномены. Поэтому учение о структуре потока переживаний называется феноменологией. Феномен не описывают извне, а переживают, т.е. непосредственно вводят в поток сознания.

Феноменологическое видение права во многом формируется в результате стремления объяснить то обстоятельство, что наряду с бесконечной изменчивостью правовых систем прошлого и на­стоящего, существует неизменные, переходящее из одной правовой системы в другую, основополагающие принципы и правоположения.

В видении фе­номенологов права, идеальная сущность права вневременна и внепространст­венна. Деятельность правотворче­ских органов понимается как воплощение в реальность идеальных правовых моделей. Эти идеальные модели получают легитимацию в акте их признания соц субъектом, сообщают правовую энергию правам и обязанностям членов общества.

Новомодный подход:

Основоположники: Эдмон Гуссер

Последователи: Мартин Хайдеггер

Созданная философия уступает способом пересмотра конкретных наук.

Осн идея:

Неразрывность и в то же время несводимости сознания и предметного мира

Феноминология отрицает существование: причинных , функциональных связей м/у сознанием и предметным миром.

Сознание здесь: осущ функцию смысла образования

Сознание устан смысл предметов и необходимо исследовать смысловое поле

Т.е поле значений , кот существуют непосредственно м/у сознанием и реальным существующими предметами.

Философия должна заниматься созерцанием явлений сознания, т.е. предмет феноминологии-исследование процессов деят-ти самого сознания.

Допустим, необходимо наблюдать не внешние проявления предмета, а то как происходит наблюдение, как осущ переживание.

Предлагается отказаться от поиска оснований права (идеи права) за пределами самого права, необходимо искать связь явлений не герменевтич смысле, а в системном.

Систему праву придает индивид (личность). Право –составляют правовые притязания индивида

Объективное право – совокупность ценностных установок, ожиданий, в кот. притязания предстают как потребности, должное и идеал…

Право – представляется как форма внутреннего духовного мира человека.

Правовая феноменология (право изучается с т/зр. правовой психологии)

Сторонники феноменологии стремятся ограничить познание права . Принцип методолог плюрализма – это попытки, кот ничем хорошим не заканчиваются.

Помимо Малахова, Поляков!




Феноменология права – методология познания права, сложившаяся в XX веке и составившая теоретическую платформу феноменологической школы права, представителями которой были А. Райнах, Ф. Кауфман, Г. Кониг, К. Коссио, Н.Н. Алексеев и др. Феноменологическая школа права сформировалась в результате экстраполяции (распространения) идей философской феноменоло­гии в сферу юридической науки, где они были восприняты отраслевыми направ­лениями этой науки - административным правом, муниципальным правом и др. Обращение к философской феноменологии было обусловлено, согласно убеж­дению представителей феноменологической школы права, эффективностью феноменологии как методологии исследования правовой действительности. Таким образом, феноменологическая теория права возникает в результате при­менения феноменологического метода в исследованиях права в его реальной и идеальной структуре. Необходимо подчеркнуть, что феноменологическая тео­рия права, прежде всего, это методология исследования права. Что касается не гносеологических, не познавательных (онтологических) аспектов этой теории, то таковые разработаны мало.

Феноменология как юридическая парадигма зиждется на идее, согласно которой наряду с реальным, эмпирически изменчивым правом существует иде­альное – эйдетическое, универсальное право. Идеальное право есть ничто иное как сущность права, обусловливающая существование реальных правовых по­нятий, явлений, норм и конструкций, и одновременно являющаяся критерием оценки действующего правопорядка. При этом идеальное и реальное право не противопоставлены друг другу, но находятся в неразрывном единстве, по­скольку сущность права проявляется только в существовании реальных право­вых феноменов.

В рамках феноменологической методологии объект исследования пони­мается предельно широко как правовая реальность во всем многообразии ее проявлений. Предмет исследования позиционируется как идеальная основа права – эйдос права. С точки зрения феноменологии право имеет свою онтоло­гически укорененную идеальную основу – первичную по отношению к реально существующим правовым феноменам идеальную сущность – особый мир бы­тия правовых ноуменов - понятий и норм. Феноменологическое видение права во многом формируется в результате стремления объяснить то обстоятельство, что наряду с бесконечной изменчивостью правовых систем прошлого и на­стоящего, существует неизменные, переходящее из одной правовой системы в другую, основополагающие принципы и правоположения. Такого рода инвари­антная основа права, например, школой естественного права рассматривалась как природное установление. Феноменологическая школа права объясняет существование таких неизменных правовых структур, не прибегая к юснатура­лизму. Таким образом, феноменология обращается не к эмпирически изменчи­вым экзистенциальным формам права, но к его сущностной - эссенциальной основе, явленному сознанию исследователя, правовому эйдосу.

В видении фе­номенологов права, идеальная сущность права вневременна и внепространст­венна, она представляет собой структуру, в которой выражается эйдетический смысл права. Процесс правотворчества в такой исследовательской перспективе предстает как процесс наполнения реальным содержанием идеальных, апри­орно заданных чистых структур. Соответственно, деятельность правотворче­ских органов понимается как воплощение в реальность идеальных правовых моделей. Эти идеальные модели в процессе правотворчества наполняются ре­альной плотью – конкретным социокультурным историческим содержанием, получают легитимацию в акте их признания социальным субъектом, сообщают правовую энергию правам и обязанностям членов общества.

Как полагают сторонники феноменологического понимания права, наи­более непосредственно правовой эйдос выражается в правомочии. Именно пра­вомочие можно рассматривать как некую идеальную основу права как тако­вого.

ФЕНОМЕНОЛО́ГИЯ ПРА́ВА, раз­дел фи­ло­со­фии пра­ва, со­дер­жа­щий ори­ги­наль­ную ме­то­до­ло­гию изу­че­ния фе­но­ме­на пра­ва. Ф. п. в 20 в. раз­ра­бо­тал Э. Гус­серль с его по­сле­до­ва­те­ля­ми (М. Ше­лер , А. Шюц , Г. Д. Гур­вич в со­цио­ло­гии, М. Хай­дег­гер в он­то­ло­гии, Х. Га­да­мер в гер­ме­нев­ти­ке). Фе­но­ме­но­ло­гич. шко­ла пра­ва сфор­ми­ро­ва­лась в ре­зуль­та­те рас­про­стра­не­ния идей фи­лос. фе­но­ме­но­ло­гии в сфе­ре юри­дич. нау­ки и ис­хо­дит из пред­став­ле­ния о том, что, на­ря­ду с ре­аль­ным, эм­пи­ри­че­ски из­мен­чи­вым пра­вом, су­ще­ст­ву­ет иде­аль­ное – эй­де­ти­че­ское, уни­вер­саль­ное пра­во. Иде­аль­ное пра­во есть не что иное, как сущ­ность пра­ва, обу­слов­ли­ваю­щая су­ще­ст­во­ва­ние ре­аль­ных пра­во­вых по­ня­тий, яв­ле­ний, норм и кон­ст­рук­ций и од­но­вре­мен­но яв­ляю­щая­ся кри­те­ри­ем оцен­ки дей­ст­вую­ще­го пра­во­по­ряд­ка. При этом иде­аль­ное и ре­аль­ное пра­во не про­ти­во­пос­тав­ле­ны друг дру­гу, но на­хо­дят­ся в не­раз­рыв­ном един­ст­ве, по­сколь­ку сущ­ность пра­ва про­яв­ля­ет­ся толь­ко в на­ли­чии ре­аль­ных пра­во­вых фе­но­ме­нов.

Автором этого метода является немецкий философ Эдмунд Гуссерль (1859-1938). Его методология оказалась очень созвучна русской философско-правовой мысли. Этот метод развивали такие русские правоведы, как И. Ильин, С Франк, Н. Алексеев.

Смысл этого метода – в поиске очевидности каждого явления.

К исследованию права впервые феноменологический метод применил Адольф Райнах (1883-1917).

Райнах полагал, что позитивное право не столько производит правовые нормы и понятия, сколько преднаходит их.

Используя определенную технику углубления в сущность ментального, т.е. существующего в сознании, образа права (феноменологическую редукцию), можно усмотреть то, что необходимым образом присуще праву и не может быть ему не присуще в каких-то частных ситуациях.

Эти сущностные образования в праве он называл априорными положениями (т.е. доопытными). Гуссерль такого рода образования называл эйдосами.

Райнах анализирует следующую ситуацию: один человек дает обещание другому. Это событие вызывает своеобразное последствие, совершенно отличное от того, что имеет место в том случае, если один человек что-то сообщает другому или высказывает просьбу.

Обещание создает своеобразную связь между двумя лицами, в силу которой одно лицо может что-либо требовать, а другое лицо обязано это требование исполнить. Эта связь является следствием, продуктом обещания. Эта связь может быть сколь угодно длительной, но ей присуща тенденция прийти к развязке. Для этого обещание либо выполняется, либо от него отказываются. Но до тех пор, пока действует обещание – существует и связь.

Райнах подвергает эту обыденную ситуацию феноменологическому анализу (очищению от обыденных представлений о предмете).

В результате он выводит своеобразие ситуации обещания, которое заключается в том, что вместе с обещанием в мире появляется нечто новое – с одной стороны возникает требование, а с другой – обязательство.

Возникшее образование (ментальная связь двух лиц) не может быть подведено ни под одну привычную категорию: это не физическое образование, но оно и не есть чисто психическое переживание. Требование может длиться годами, а переживание не может длиться так долго. Кроме того, требования и обязательства не пропадают от того, что субъект не имеет никаких переживаний в отношении них.

Это и не идеи, т.к. идеи характеризуются вневременным характером. Требования и обязательства же длятся в течении определенного периода времени.

В отношении требований и обязательств действуют законы, которые выводимы не из опыта, а из существа требования как такового: например, требование, направленное на результат, становится недействительным в том момент, когда результат достигнут.

Требования и обязательства могут порождаться не только обещаниями, но и поступками (отнятие вещи порождает требование возврата вещи – это выводится не из опыта, а из сущности – (эйдоса) правомочия)

Таким образом, корреляция между требованием и обязательством – есть очевидность, усматриваемая в праве, но не выводимая из опыта и не доказуемая логическим способом.

Сформулируем теперь основные положения того метода, который использовал Райнах.

1. познание сводится к поиску очевидного. (в отличие от метафизики, которая сводит познание к поиску абсолютного)

В феноменологии сущность (эйдос) права определяется через сведение его к не требующей доказательства очевидности.

2. Очевидность не тождественна изменчивым данным опыта. Познаются не формы реального поведения людей, а нормативные структуры, подчиняющие это поведение.

Феноменология исследует два объекта: 1. безусловные очевидности, предшествующие нормам права (например, правомочия); 2. идеальные познавательные структуры, предшествующие нашему знанию о праве (например, интенциональность сознания, ценностное отношение к миру).

3. Содержанием правосознания является не реальное право, а его образ, существующий в сознании. Процесс познания – это процесс создания образа права.

Сознание двуедино: оно включает познавательный акт (ноэзис) и предметное содержание (ноэму).

Читайте также: