В чем заключается сущность педагогического проектирования в доу

Обновлено: 30.06.2024

Сегодня эффективную педагогическую систему невозможно представить без высокоэффективных программ и технологий.

Современные педагогические проблемы зачастую разрешаются путем создания и внедрения в образовательный процесс инновационных систем, что требует тщательного проектирования, которое выражается не только в предварительном планировании будущих изменений, но и в предвидении последствий их влияния на жизнь и здоровье подрастающего поколения. Это выводит проблему проектирования на одно из первых мест в теории педагогики и практике образовательной деятельности.

Педагогическое проектирование и его приложения исследовались В.С. Безруковой, В.П. Беспалько, Е.С. Заир-Бек, Н.Н. Суртаевой, Н.О. Яковлевой, Ю.К. Черновой, В.З. Юсуповым и др. Однако, несмотря на интенсивные поиски ученых в целях создания единой теории, пока остаются слабо изученными вопросы терминологии данной проблематики, ее содержательного наполнения.

Н.О. Яковлева так рассматривает определение педагогического проектирования “исходя из классических представлений о сущности проектирования, сохраняя его ключевые особенности, под педагогическим проектированием мы понимаем целенаправленную деятельность по созданию проекта как инновационной модели образовательно-воспитательной системы, ориентированной на массовое использование” [2].

Педагогическое проектирование – это процесс создания проекта, который отражает решение той или иной проблемы. Представляет собой деятельность, осуществляемую в условиях образовательного процесса и направленную на обеспечение его эффективного функционирования и развития. Она обусловлена потребностью разрешения актуальной проблемы, носит творческий характер и опирается на ценностные ориентации. Ее результатом выступает модель объекта педагогической деятельности, которая обладает системными свойствами, базируется на педагогическом изобретении, так как в ее основе лежит новый способ решения проблемы, и предусматривает возможные варианты использования.

В современных условиях в дошкольном учреждении уделяют должное внимание такому виду управленческой деятельности, как проектирование развития. И это не случайно, так как главным назначением проектирования является обеспечение целенаправленности развития личности ребенка, его знаний, умений, навыков и применения их в качестве основы принятия собственных решений.

Назначение проектирования состоит в исследование целей, выявление основных противоречий обучения и постановка проблемы. Исследование условий реализации вырабатываемой технологии обучения. Разработка дидактических средств технологии обучения, реализация проекта, исследование эффективности и разработка рекомендаций по совершенствованию.

  • Проектирование призвано придать четкую направленность процессу развития компетентности ребенка;
  • Проектирование на основе анализа результатов диагностики призвано смоделировать технологию регуляции управления процессом развития личности.
  • Проектирование призвано признать создать условия для образовательной, обеспечивающей, управленческой деятельности.

Используя технологию проектирования в образовательном процессе дошкольного учреждения, педагог должен ориентироваться на зону актуального и ближайшего развития воспитанников. Проектирование – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Отсюда можно сделать вывод, что активное применение проектирования в детском саду дает возможность ребенку дошкольнику осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде, развивать его компетентность.

Рассмотрим вариант механизма проектирования предложенный Евдокимова Е.С., который может быть применен в дошкольном образовательном учреждении.

Механизм проектирования в ДОУ

Разработка проектов

Реализация технологии проектирования в дошкольном образовательном учреждении начинается с определения актуальной для дошкольников проблемы и разработки проекта. Педагог готовит предварительный план решения проблемы. Дети по ходу реализации проекта или в процессе планирования вносят спои предложения. Таким образом, дети становятся подлинными субъектами образовательной деятельности, реализуют право на саморазвитие.

Роль педагога

Технология дает возможность реализовать функции воспитателя как организатора детской продуктивной деятельности: авторитетного источника информации, консультанта, эксперта.

Развитие мотивации

Мотивация усиливается благодаря творческому характеру детской деятельности, самостоятельности, ответственности ребенка перед героями любимых сказок, сверстниками и взрослыми, благодаря знакомству с различными точками зрения субъектов совместной деятельности, возможности высказать и обосновать свою позицию на те или иные явления.

Организация предметно-познавательного пространства группы (автономно оборудованной детской мсдиатеки – библио-аудио-видеотеки)

Успешность реализации детьми многих проектов (в первую очередь исследовательских и информационных) определяется возможностью обратиться к источникам знания. В пространстве групповой комнаты взрослые сосредоточивают документы на различных носителях информации: книги для чтения, видеофильмы, аудиокассеты, позволяющие детям активно осваивать различные способы познания окружающего мира.

Совместная деятельность

  • совместная деятельность воспитателя и ребенка над проектом:
  • совместная деятельность детей;
  • совместная деятельность детей с родителями. Возможны следующие формы коллективной деятельности взрослых и детей: совместно-индивидуальная, совместно-взаимодействующая, совместно-последовательная. Постепенное усложнение форм организации коллективной деятельности – от совместно-индивидуальнои и совместно-взаимодействующей (в паре и небольшой подгруппе) в среднем дошкольном возрасте к совместно-последовательной и совместно-взаимодействующей (в группе) деятельности в старшем возрасте стимулирует развитие умения согласовывать совместные действия детей (обсуждать содержание, распределять обязанности, помогать друг другу).

Реальные возможности индивидуализации образовательного процесса

Технология проектирования позволяет в достаточной мере реализовать принцип индивидуализации образовательного процесса, обеспечивая каждому ребенку признание собственной важности и необходимости в коллективе. Каждый видит результаты своих усилий, свой вклад в работу сначала группы, а затем всего коллектива. Ребенок понимает, что и другие участники процесса замечают его вклад в общее дело, поэтому стремится не отстать от других.

Контроль и оценка деятельности дошкольников

Контроль внешний уступает место оцениванию результатов работы над проблемой. Оценивается продукция: соответствие проекту, своевременность выполнения, ее качество. Вместе с тем необходимо периодически знакомить детей с промежуточными результатами для коррекции и регулирования выполняемой работы.

Результаты проектирования:

1. Полученный продукт

Результатом работы для дошкольников могут быть рисунок, поделка, аппликация, альбом, сочиненная сказка, концерт, спектакль, урожай овощей и пр.

2. Культурное развитие ребенка

3. Развитие взаимоотношений ребенка с воспитывающими взрослыми

В ходе совместной с детьми работы над проектом педагоги содействуют восхождению к культуре, т. е. совершению воспитанниками самого наивысшего, на что они способны, — быть добрее, смелее, решительнее, внимательнее и пр. Улучшается микроклимат в детском саду.
Присматриваясь к каждому дошкольнику, пытаясь понять его, общаясь с ним, педагог также создаст культурное поле в самой его личности. В этом поле больше возможностей для самопознания и самоопределения ребенка, для личностного роста и раскрытия индивидуальности. Внимательное и доброжелательное отношение к ребенку успешно формирует у него чувство доверия к Миру взрослых и безопасности.

4. Участие родителей в совместном с воспитателями введении ребенка в контекст культуры

Родитель принимает активное участие в создании культурных традиций детского сада как реальный, а не декларируемый субъект образовательного процесса. Участие родителей в создании и реализации проектов пробуждает интерес к познанию самих себя и детей, повышает их культурную компетентность в области воспитания дошкольника. [1]

Дошкольные годы – важный период в становлении свободной, автономной компетентной личности. Педагоги, проектируя развитие дошкольника, должны уделять внимание не только формированию знаний, умений, навыков и адаптации к социальной жизни, но и обучению его через проблематизацию, совместный поиск решений, моделирование гуманитарных и естественнонаучных отношений; предоставление ему возможности самостоятельного овладения нормами культуры.

  • Передача знаний, умений, навыков, соответствующих возрасту;
  • Развитие способностей, которые соответствуют, которые соответствуют типу деятельности, ведущему для данного возраста;
  • Создание условий необходимых детям для закрепления своих знаний, проявления своих способностей в разных целях деятельности, т.е. формирование субъекта своего социального, интеллектуального, физического, личностного развития

Одним из вариантов проектирования может выступать разработанная нами модель развития воспитанников детского сада. Она имеет следующую структуру:

Педагог в отличие от инженера, конструктора не является профессиональным проектировщиком и в большинстве случаев не знаком с основами проектировочной деятельности. Я полностью согласна с высказыванием Локтионовой Т. Е, что на всех этапах педагогического проектирования возникает ряд проблем, как профессионального, так и личностного характера.

Подготовительная стадия педагогического проектирования не содержит проектных материалов и поэтому в исследованиях часто называется предпроектной. На предпроектной стадии возрастает процесс связанных с саморазвитием человека с преобразованием его сознания.

Одна из проблем педагогического проектирования связана с необходимостью изменений в отношении педагогов к собственной профессиональной деятельности к собственному педагогическому опыту к сформировавшимся годами стереотипам и традициям. По мнению К. Джонса на этом этапе задача проектировщика заключается в сознательном увеличении своей неуверенности в освобождении от заранее заданных решений в изменении стратегии мыслительной деятельности на основе массива данных, которые могут иметь отношение к решению задач.

Перед педагогом проектировщиком встает весьма нелегкая задача, анализируя психолого – педагогический аспект организации процесса профессиональной подготовки руководителей образовательных учреждений.

Другая проблема исследуемого процесса заключается в необходимости учиться для того, чтобы в дальнейшем успешно осуществлять педагогическую проектировочную деятельность. Проектировщик, как субъект создающий нечто новое это всегда человек учащийся и прежде всего учащий себя сам. Безусловно, мы понимаем, что сознательно учиться столь же трудно, как и сознательно создавать новое сознательно творить.

Проблемы педагогического проектирования, которая связана с необходимостью изменения отношения научно-педагогического персонала к

собственной профессиональной деятельности, к собственному педагогическому опыту, к сформировавшимся годами стереотипам и традициям.

Сущность педагогического проектирования.

-выявление и анализ педагогических проблем и причин их возникновения;

- построение ценностных основ и стратегий проектирования;

- определение целей и задач;

- поиск методов и средств реализации педагогического проекта.

Педагогическое проектирование — это процесс одновременно нормативный и творческий. Нормативный — потому что строго регламентирован. Он имеет этапы, формы, принципы, приёмы реализации, отражается в определённых педагогических теориях. Таким образом, он совершается целенаправленно и результативно.

Проектирование — это наука. Науку проектирования нужно освоить, а умение проектировать — сформировать, в этой области можно накопить опыт, понять скрытые процессы.

Цель педагогического проектирования — создание педагогического процесса, в наибольшей степени соответствующего поставленным целям обучения, воспитания, развития; профессиональное саморазвитие педагога, способного реализовать спроектированную систему обучения.

Педагогическое проектирование -компонент педагогической деятельности, осуществляемой в условиях образовательного процесса и направленной на предвидение педагогом его эффективного функционирования и развития.

Педагогическое проектирование – компонент педагогической деятельности, осуществляемой в условиях образовательного процесса и направленной на предвидение педагогом его эффективного функционирования и развития. Педагогическое проектирование позволяет осуществлять педагогический процесс на основе современных технологий и тем самым повышать его эффективность. Благодаря проектированию образовательный процесс становится более технологичным. Овладение процессом проектирования помогает педагогу не только изменять устаревшие, но и создавать новые технологии. На основе проектирования можно дать научно обоснованный прогноз развития образовательного процесса в будущем. Проектирование позволяет рационально использовать все средства образовательного процесса, в том числе и интеллектуальный потенциал педагога.

Функции педагогического проектирования :

1. повышение эффективности педагогического процесса;

2. технологизация образовательного процесса;

3. связующее звено между педагогической теорией и практикой;

4. прогнозирование развития образования;

5. средство научного исследования.

Обьект педагогического проектирования

педагогический процесс педагогические ситуации.

Педагогический процесс состоит из отдельных педагогических ситуаций, возникающих внутри него. Педагогические ситуации характеризует переход педагогического процесса из одного состояния в другое.

Педагогическая ситуация-составная часть педагогического процесса, характеризующая его состояние в определенное время и определенном пространстве взаимодействия

Также объектам педагогического проектирования относятся :

- педагогические системы,

- педагогические технологи,

Также существуют вида педагогических систем :

- малые ( подсистемы образовательного учреждения: учебная, воспитательная, методическая и др.);

- средние (деятельность образовательного учреждения в целом);

- большие (система образования города, района, области); супер большие (системы образования регионов, республик, стран).

Ведущим звеном в педагогической системе является личность воспитанника. Педагогический процесс проектируется с целью объединить в единое целое задачу, содержание, методы, формы, средства, способствующие развитию воспитанников и педагогов в их

Педагогические технологии, являясь объектом проектирования, определяют последовательность действий педагога с использованием различных методов, форм и средств.

Проектирование образовательно-пространственной среды осуществляется для создания новых типов учебных помещений, их оборудования и оформления.

Педагогическое проектирование- это сложный, многоступенчатый

процесс, поэтому необходимо выделить последовательность отдельных этапов, начиная от общей цели до точного описания конкретных действий на уроке.

Выделяют три этапа педагогического проектирования : моделирование,

проектирование

Этапы педагогического проектирования :

1. Педагогическое моделирование (создание модели) – это разработка условного идеального образа проектируемого объекта, который отражает существенные черты оригинала. Модели бывают описательными, графическими или гипотетическими. В них отражаются педагогические цели, задачи, условия эффективности, структурные компоненты объекта, способы его функционирования.

2. Педагогическое проектирование (создание проекта) – на этом этапе модель доводится до уровня ее использования в педагогической деятельности.

3. Педагогическое конструирование – детализирует проект, конкретизирует его и приближает к реальным условиям. На этом этапе решаются в основном методические задачи.

Основные принципы педагогического проектирования :

1. Принцип личностных приоритетов, т. е. ориентация на личность воспитанника, учет его интересов, способностей и возможностей;

2. Принцип саморазвития – означает создание педагогических объектов динамичными, гибкими и способными к изменениям.

3. Принцип реальности – означает проектирование таких объектов, которые можно реально воплотить на практике.

Порядок действий при педагогическом проектировании :

1. Подготовительная работа: анализ объекта проектирования; выбор

формы проектирования; теоретическое обеспечение проектирование;

методическое обеспечение проектирования; пространственно-временное обеспечение проектирования; материально техническое обеспечение

3. Проектирования; правовое обеспечение проектирования.

4. Разработка проекта : выбор системообразующего фактора; установление взаимозависимости компонентов; написание проектной документации.

5. Проверка качества проекта : мысленное экспериментирование применения проекта; экспертная оценка проекта; корректировка проекта;

принятие решения об использовании проекта.

Я занимаюсь проектированием, и могла бы рассказать о том, как мобилизуются все силы и возможности для обогащения педагогического процесса или ситуации. Если педагогический процесс построен только как научный, он далеко отстаёт от истинной педагогики. Воспитывающий педагогический процесс соединяет науку с искусством. Таким образом, достоинства спроектированных систем, процессов, ситуаций не только в их научности, а в обогащении науки искусством. У многих будущих педагогов может возникнуть неверие в свои творческие способности. Но, во-первых, вы не знаете всех своих возможностей, вы не испытывали все свои качества. А во-вторых, ещё не поздно начать упорно готовиться к педагогической деятельности. Вы будете проектировать педагогические объекты, учитывая свои личные качества. Иначе проект будет не вашим, взятой из далёкой и сухой науки. Таким образом, педагогическое проектирование тесно связано с творчеством. педагогическое творчество — это почти изобретательство. Изобретательство, в свою очередь,- отход от традиций, привычек, стереотипов. Недаром педагоги-новаторы преобразуют традиционный урок, дополняют традиционные методы, развивают и обогащают традиционные принципы. Творчество в проектировании, в некотором смысле, — полёт мысли в неизведанное

Проект – это прототип, идеальный образ предполагаемого или возможного объекта, состояния, в некоторых случаях – план, замысел какого – либо действия (Н. В. Матяш, В. Д. Симоненко).

Проектирование – вид деятельности, дающий начало изменениям в искусственной среде. (Дж. К. Джонс)

Педагогическое проектирование – деятельность по созданию проекта образовательно – воспитательной системы, ориентированной на массовое использование. (Н. О. Яковлева)

Педагогический проект – мотивированный, целенаправленный способ изменения педагогической действительности и упорядочения профессиональной деятельности педагога, а также педагогического сопровождения и педагогической поддержки всей этой деятельности. (О. Г. Прикот)

Характеристика деятельности педагогического работника в межаттестационный период Иванова Светлана Евгеньевна - учитель начальных классов, образование высшее. Педагогический стаж 27 лет, имеет первую квалификационную категорию,.

Интернет-ресурс педагогического работника Рада всем и приветствую всех, кто заглянул в гости! Хочу предоставить Вашему вниманию конкурсный материал по созданию интернет – ресурса.

Сущность самоконтроля и его место в учебной деятельности учащихся младшего школьного возраста Сущность самоконтроля и его место в учебной деятельности учащихся младшего школьного возраста Известно, что учебная деятельность – ведущая.

Сущность здоровьесберегающей педагогической системы ДОУ (из опыта работы) Сущность здоровьесберегающей педагогической системы ДОУ: понятие,критерии, технология, измерения. Начиная работу по данной теме, мною была.

Взаимодействие воспитателей и родителей в организации педагогического процесса.

Взаимодействие воспитателей и родителей в организации педагогического процесса. Взаимодействие воспитателей и родителей в организации педагогического процесса. Формы взаимодействия воспитателей и родителей - это.

Заявление об аттестации педагогического работника В аттестационную комиссию Министерства образования Тверской области по аттестации педагогических работников организаций Тверской области,.

Актуальность применения технологии проектирования ДОУ

Технология педагогического проектирования – это способ организации учебно-воспитательного процесса, основанный на использовании педагогом творческого подхода, повышении уровня своего развития и мастерства.

Проектирование – это комплексная работа, основанная на использовании новых подходов и методов ее организации для решения имеющейся задачи.

Проектная деятельность позволяет увязать процесс обучения и воспитания ребенка с основными аспектами его реальной жизни, что мотивирует дошкольника к познанию.

Использование технологии проектной деятельности является актуальным в современном педагогическом процессе по ряду причин:

  1. Проектная деятельность выступает способом построения сотруднических отношений, взаимодействия между педагогом и детьми.
  2. Проектная деятельность способствует реализации личностно-ориентированного подхода в образовании.
  3. Проекты позволяют ребенку проявлять самостоятельность в познании.
  4. Составление проектов открывает возможности экспериментирования, что повышает мотивацию ребенка к познанию.
  5. Совместная проектная деятельность объединяет детей, сплачивает коллектив, учит детей построению коммуникативных связей и отношений, что в итоге положительно сказывается на социальной адаптации ребенка.
  6. Проектная деятельность является технологией развивающего обучения, а значит ориентирована на общее всесторонне развитие личности ребенка.
  7. Создание проектов приобщает ребенка к информационной среде, учит использованию информационных ресурсов и ориентированию в информационном пространстве.
  8. Проектная деятельность повышает качество образовательного процесса.
  9. Проекты помогают в развитии критического и творческого мышления ребенка.
  10. Использование технологии проектной деятельности развивает педагога, способствует повышению уровня его профессиональной компетентности, совершенствованию профессионализма.

Целевое назначение технологии педагогического проектирования в ДОУ

Технология педагогического проектирования нацелена на формирование всесторонне развитой личности ребенка, наделенной творческой ориентацией деятельности, обладающей свободой выбора своих действий.

Рисунок 1. Педагогическое проектирование. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Исходя из целевого назначения технологии педагогического проектирования, можно выделить ряд задач ее применения в ДОУ:

  1. Создание развивающей среды в ДОУ;
  2. Создание условий для осуществления разнородных проектов, отражающих решение определенных учебно-воспитательных задач;
  3. Мотивация детей к познанию и активному творчеству;
  4. Освоение приемов работы с информационными ресурсами;
  5. Формирование адекватной самооценки у дошкольников;
  6. Построение комфортного микроклимата в ДОУ, позволяющего сохранять благоприятный эмоциональный и психологический настрой ребенка;
  7. Оказание помощи детям в их раскрепощении, освоении материала любой степени сложности, развитие навыков решения сложных задач;
  8. Подготовка к выполнению разнообразных социальных ролей;
  9. Формирование навыков осознанной мыслительной деятельности;
  10. Формирование активной жизненной позиции дошкольника.

Готовые работы на аналогичную тему

Основные направления педагогического проектирования в ДОУ

Реализация технологии педагогического проектирования в ДОУ начинается с постановки острой проблемы, которая требует скорейшего решения и формировании плановых мероприятий по ее устранению. Таким образом, педагог составляет план проектирования, привлекая к участию его составления детей: они вносят свои предложения о возможностях реализации проекта, а по ходу его действия, предлагают свои идеи и возможные варианты решения, поставленных задач проекта.

В данном случае педагог выступает координатором работы детей: он направляет их деятельность, помогает им сформулировать свои идеи, выбрать стратегию и тактику деятельности. Дошкольник же, выступает создателем нового продукта т.к. он реализует проект. Естественно не без помощи педагога, но при наличии максимальной самостоятельности в принятии решений.

В организации проектирования в ДОУ можно выделить следующие направления работы:

  1. Создание системы взаимодействия в ходе реализации проекта. Данная система должна строиться с учетом личностных особенностей развития каждого участника проекта.
  2. Формирование в ДОУ единого образовательного и воспитательного пространства.
  3. Разработка методического материала для реализации творческих проектов.
  4. Формирование банка данных по реализуемому проекту. Сюда входит вся информация, параметры реализации проекта, его особенности и критерии эффективности реализации, информация об участниках проекта и их потенциальных возможностях.
  5. Передача опыта педагогического проектирования. Опыт использования проектной деятельности может быть передан ДОУ и распространен на местном, региональном и федеральном уровне.
  6. Изменение, преобразование, совершенствование предметно-развивающего пространства ДОУ.
  7. Создание системы взаимодействия с социальными институтами детства и иными организациями, принимающими участия в образовательной деятельности конкретного региона, области.
  8. Привлечение семьи к участию в проектной деятельности.

Разработка проектов требует тщательной подготовки. Педагог изучает опыт деятельности других ДОУ, передовой педагогический опыт других регионов, стран, изучает теоретический материал по составлению проектов, смотрит видео материалы практической реализации проектов. Все это, способствует выбору наиболее целесообразных и продуктивных форм работы по осуществлению проекта, выбору оптимальных методов, средств и инструментов проектирования.

Чтобы подготовить педагогов к реализации проектной деятельности, дошкольное образовательная организация может:

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

В наше время очень важно, чтобы педагог умел проектировать свою деятельность, которую он должен организовывать. Поэтому он должен знать сущность, структуру этих процессов. В педагогической литературе проектирование трактуется, как процесс создания проекта, т. е. прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния, предшествующего воплощению задуманного в реальном продукте [1].

Педагогическое проектирование носит общественный, социально-значимый характер. Оно направлено на преобразование объектов, предметов, явлений действительности. В основе проектирования лежат идеи опережения, перспективы; разности потенциалов между актуальным состоянием предмета проектирования и желаемым; идеи пошаговости, совместности, кооперации, объединения ресурсов и усилий в ходе проектирования. Особенность проектирования заключается в создании новых продуктов. Люди, которые занимаются проектированием создают что-то новое, тем самым они познают себя, окружающий мир, усваивают новые знания, ценности, у них формируются новые представления. Проектирование носит личностно-деятельный характер, т. к. в проектировочной деятельности формируется личность. Проектирование стимулирует субъекта к поиску имеющихся и новых знаний для создания планируемого продукта и его достижения в реальности. В этом проявляется автодидактизм, то есть самообучение.

В педагогическом проектировании выделяют следующие уровни: концептуальный, содержательный, технологический и процессуальный [1]. Концептуальный уровень предполагает создание концепции, например, программы, учебного плана. Содержательный уровень ориентирован на получение продукта со свойствами, например, программа развития. Технологический уровень дает четкую последовательность действий материала. Процессуальный уровень выводит проектную деятельность в реальный процесс (методические разработки, дидактические материалы).

Также выделяются следующие этапы: предпроектный, этап реализации проекта, рефлексивный, послепроектный [2]. В предпроектный этап входят следующие процедуры: диагностика, проблематизация, целеполагание, концептуализация, программирование, планирование, форматирование проекта.

Диагностика направлена на исследование объекта, сравнения его таким, какой он есть с идеальным состоянием. В результате, должна возникнуть проблема, связанная с его преобразованием. Это может быть наблюдение, беседа, тестирование [4]. Самым лучшим диагностическим методом мы считаем наблюдение, т. к. другие методы лишь дополняют недостающую информацию. Проблематизация позволяет сформировать внутреннюю установку на преобразование действительности. Здесь надо увидеть противоречия, и вытекающую из них проблему. Таким образом, в проблематизации необходимо выявить проблему и сформулировать ее. В данной теме, мы считаем противоречия между:

‒ наличием альтернативных музыкальных программ и неумением их адаптировать в конкретном дошкольном образовательном учреждении;

‒ нормативным и авторским компонентами в проектировании образовательной программы (диалектическое единство). Когда ты обнаруживаешь проблемы, то уже включаешься в проектную деятельность, чтобы решить данные противоречия.

В целеполагании нужно сформулировать цель, как предполагаемый результат, который направлен на разрешение противоречий. Для того, чтобы разрешить данную проблему нужно разработать необходимые педагогические условия, технологии, методы, способствующие эффективности образовательного процесса.

В концептуализации раскрываются основные решения проблемы. Она представляет собой теоретическую основу проектирования, в которой обозначены научные подходы, идеи, взгляды, принципы, лежащие в основе решения проблемы. В концептуализации важно определить критерии оценки достижения цели через решение проблемы. Эти критерии раскрывают признаки преобразованного объекта, предмета, явления. Для этого на данном этапе исследователю необходимо раскрыть сущность ключевых понятий, которые уже заключают в себе признаки явления, подлежащего преобразованию. Мы считаем, что данный этап необходим для формирования мировоззренческого самоопределения деятельности, т.к. концептуальная основа учреждения дополнительного образования – это развитие личности ребенка, его индивидуальности. Поэтому мы видим, что проблемным еще является обеспечение условий субъектного развития дошкольника. В ходе этапа концептуализации мы должны уточнить цели, сформировать задачи, также выбрать критерии эффективности проектирования.

Форматирование проекта предполагает ограничение проектной деятельности через определение границ и масштаба. Здесь учитывается пространство проблем, которое актуально для участников проекта. Программирование и планирование хода проекта строится на раскрытии этапов реализации проекта, технологии. В программировании важно раскрыть содержание проектного преобразования явления, каждого действия. В планировании определяются все последовательные действия, осуществляемые проектировщиками. Завершается предпроектный этап публичным представлением, т. е. предварительной социализацией.

Этап реализации проекта необходимо фиксировать и сравнивать с реальным воплощением проекта, обращая внимание на то, что получилось, а что нет из проектируемого, какие изменения необходимо внести и т. д. Реализация проекта завершается презентацией итогового продукта.

Рефлексивный этап предполагает две составляющие ‒ экспертизу и рефлексию. На данном этапе каждый участник высказывает свое отношение к реализованному проекту, анализирует его. Экспертиза предполагает: экспертную оценку независимых экспертов, оценка результатов своего проекта.

Все этапы проектной деятельности очень значимы и важны, так как с помощью них формируются нормы, ценности людей, их творческие, коммуникативные способности [1].

Как правило, в проекте еще участвует проектная команда ‒ это группа специалистов, которые участвуют в проекте. Они распределяют свои функции для того, чтобы проект реализовался. Круг участников зависит от заинтересованности, уровня компетенции людей. Главное, чтобы между участниками группы было достигнуто ценностно-смысловое согласование проектной деятельности, т. к. нужно формировать установки, связанные с миссией проекта, а это будет достаточно сложно сделать, если у людей разные взгляды и представления. Здесь уместно использовать приемы информационного погружения, эмоционального резонанса. Также для участников необходимо создание категориально-понятийного пространства проектной деятельности. Ее можно решить при помощи обучения для того, чтобы выработать свой проектный язык [2].

Проектирование программы для дошкольников вытекает из теории разработки основной образовательной программы. Поясним основные определения. Образовательная программа дошкольного учреждения представляет собой документ, созданный педагогом для того, чтобы определить перспективы развития учреждения на таких уровнях, как: дидактическом, методическом, личностном, деятельностном, а также их непосредственной взаимосвязи [5]. Мы можем определить программу как индивидуальный маршрут дошкольника, при прохождении которого он выйдет на определенный уровень образованности, так как программа направлена на знание особенностей, возможностей ребенка, его динамику развития. Программа содержит в себе ряд функций. Прежде всего ‒ это нормативная функция, т. к. программа является документом обязательного выполнения. Функция целеполагания ‒ определение целей, ради чего создана программа. Функция фиксации содержания образования определяет содержание программы, степень трудности элементов содержания. Процессуальная функция носит четкую последовательность усвоения этих элементов содержания. В оценочной функции определяют критерии оценки степени обучаемости дошкольников [3].

Для проектирования образовательной программы необходимо:

‒ готовность администрации к управлению процессом проектирования программы: помощь методиста, контроль, корректировка, наличие энергетических ресурсов готовности педагога к проектной деятельности, этапы и достижения.

‒ готовность администрации в реализации данной программы, т. е. обеспечение материально-технической базы, человеческих ресурсов.

‒ готовность педагога к проектированию и реализации программы. Он должен уметь из большинства самые необходимые, важные технологии развития воспитанника [3].

Таким образом, процесс проектирования программы дошкольного учреждения ‒ это взаимосвязанная деятельность, как администрации, так и педагога с непосредственным участием детей по формированию идей развития данного учреждения. Проектная деятельность воспитанника характеризует степень его участия для формирования развития различных целей, направления работы учреждения и прежде всего себя, как индивида.

Читайте также: