Фасилитатор кто это в педагогике определение кратко и понятно

Обновлено: 05.07.2024

Статья адресована в первую очередь моим коллегам педагогам, работающим в сфере формального образования, которые пока не решились пустить в свою профессиональную жизнь фасилитацию.

В этом учебном году что-то изменилось. Подул едва заметный ветерок перемен. Он заставил меня несколько раз сильно удивиться.

Первый раз пришлось удивляться осенью, когда я стала участницей программы повышения квалификации, которая полностью построена на принципах и техниках фасилитации. Совершенно новый подход к повышению квалификации педагогов. Мне доверили самой учиться, а не поглощать чужую информацию. Впервые у меня не было ощущения потерянного впустую времени.

Сильно удивилась, когда у одной из школ появился запрос на фасилитационную сессию по генерированию идей для программы развития школы. Директору была важна вовлеченность всех педагогов в процесс принятия решений.

Совсем удивилась, когда в составе экспертной комиссии проверяла конкурсные работы педагогов для регионального атласа образовательных практик. Казалось бы, где эти практики и где фасилитация! Однако как минимум в трех школьных практиках из отдаленных районов края упоминалась и описывалась технология фасилитации.

Отличная тенденция! Давайте поговорим об этом.

Что происходит в мире и в образовании

Сегодня можно с уверенностью говорить, что мы перешли в мир с новым набором правил. Современные вызовы требуют от образования - перехода в новое качественное состояние, от педагогов - освоения новых образовательных технологий.

Больше неактуально неосознанное учение, которое является принудительным, обезличенным, оцениваемым извне и направленным исключительно на усвоение предметных знаний. Востребовано осознанное, самонаправленное учение, личностно вовлеченное, оцениваемое самим обучающимся, направленное на усвоение личностного опыта.

В современном мире сделаны ставки на выпускника, имеющего целый спектр компетентностей и новых грамотностей. На первое место выходят личностные результаты и высокий личностный потенциал.

Перед образованием встают непростые задачи, чему и как учить ребенка сегодня, чтобы обеспечить ему успех завтра? Поэтому все чаще преподаватели обращаются к такому явлению, как фасилитация.

Почему именно фасилитация? Чем она отличается от преподавания?

Все это делает преподавание неэффективным и сильно переоцененным как деятельность. Любой человек может воспользоваться учебником или интернетом для получения необходимой информации, что гораздо эффективнее. Преподаваемые знания быстро устаревают и изменяются уже к моменту, когда учащемуся придется применять их.

Сегодня успешным и востребованным является только тот, кто научился учиться, кто научился адаптироваться и гибко меняться, кто осознал, что успех держится не на самом знании, а на умении его добыть и применять, то есть на высоком личностном потенциале.

Это достигается при помощи фасилитации учения.

Идеи фасилитации (помощи, заботы, вовлечения, поддержки) мы находим в многочисленных трудах отечественных педагогов и психологов, таких как Б.Н. Алмазов, Т.И. Бабаева, А.С. Белкин, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, В.О. Ключевский, И.Б. Котова, А.С. Maкаренко, О.В. Немиринский, А.Б. Орлов, Н.К. Рерих, В.Д. Семенов, С. А. Смирнов, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, В.Д. Шадриков, Е.Н. Шиянов, И.С. Якиманская и др. Но, несмотря на это, технология фасилитации сравнительно недавно внедрилась в российскую реальность, так как потребность педагогов в развитии специальных навыков ведения групповых процессов в настоящее время только набирает обороты.

С опытом становится очевидным, что высокопрофессиональное ведение групповых процессов (таких как рабочие группы, семинары, тренинги, совещания, переговоры и др.) опирается на единый стержень, в виде базовой технологии эффективного взаимодействия с группой, выстраивания ее работы.

Фасилитация – это облегчение взаимодействия внутри группы. Это одновременно процесс и группа навыков, позволяющих эффективно организовать обсуждение сложной проблемы или спорной ситуации без потерь времени и за короткий срок обеспечить достижение такого результата, который удовлетворит конкретную группу.

Педагогическая фасилитация определяется как функция стимулирования, инициирования, поощрения саморазвития и самовоспитания учащихся в процессе учебной деятельности за счет взаимодействия педагога и обучаемого, их особого стиля общения и особенностей личности педагога.

Фасилитация - это проявление нового мышления, подлинная реформа образования, которую нельзя обеспечить ни путем совершенствования навыков и умений, знаний и способностей учителя, ни путем разработки и внедрения в процесс обучения экспериментальных программ и современных технических средств обучения.

Почему фасилитация медленно заходит в школы, несмотря на все свои преимущества и соответствие современным вызовам?

Ответ на поверхности. Одной из причин является сопротивление изменениям. Человеческий фактор.

Фасилитация в педагогике меняет не только содержание и методы преподавания, но и личностные установки педагога, которые и обеспечивают в конечном итоге образовательные результаты детей.

Педагогическая фасилитация предъявляет целый ряд требований как к процессу обучения, так и к личности преподавателя. Он должен быть способен выстраивать особый стиль общения и взаимоотношения с детьми. Педагоги, практикующие искусство фасилитации, являются мотиваторами, они предоставляют ученикам свободу и возможность учиться и, что самое важное, – учатся вместе с ними.

Внутри фасилитации находится человекоцентрированное обучение, выражающееся в глобальном доверии к человеку, мотивирующее в человеке тенденцию расти, развиваться, реализовывать свой потенциал.

При работе в фасилитирующем подходе преподаватель умело управляет, направляет, поддерживает образовательную деятельность детей, используя возможности образовательной среды.

У педагога возникает много новых задач, обнаруживаются дефициты в навыках.

Все вышесказанное требует от личности педагога кардинальных перемен. Само собой, требуется содержательная супервизия учебного материала, с которым педагог работал годами. Необходимо освоение новых методов работы с группами. Необходимым условием работы в фасилитативной технологии является совершенно новая организация образовательной среды, где развивается новая философия отношений и культура коммуникации. Где новые пространственные решения располагают к безопасной доверительной и уважительной атмосфере. Где организационно-технологический компонент среды предоставляет массу новых возможностей для развития необходимых компетентностей, новых грамотностей и личностного потенциала ребенка.

Да и сами установки, находящиеся внутри фасилитации, требуют как минимум их осознания и принятия, а как максимум освоения и применения на практике. Например:

  • создание атмосферы доверия, уважения, открытости, способствующей учению, включающей прочувствованное эмпатическое слушание, стимулирующее самонаправленное учение;
  • признание, что все участники группы изначально умны, способны, хотят, могут эффективно действовать и решать задачи;
  • понимание, что группа может принять лучшее решение, чем одиночка;
  • принятие того, что мнение каждого одинаково важно вне зависимости от его опыта и возраста;
  • осознание того, что форма работы не менее важна для результата, чем содержание/тема;
  • признание того, что участники более привержены тем идеям, в создании которых сами принимали участие;
  • понимание, что группа сама способна справляться с проблемами и препятствиями, если предоставить эффективный формат и научить ее эффективному способу;
  • использование возможного сопротивления группы как энергию для развития и получения опыта;
  • осознание того, что предоставить метод и помочь другим воспользоваться им не менее важно, чем предложить готовое решение;
  • освоение способов конструктивной обратной связи, направленной на помощь в развитии и на повышение качества и эффективности процесса образования.

Ну а задачи, которые придется решать, выбери педагог путь фасилитации, требуют отдельного внимания, они сильно выходят за рамки представления о задачах, которые решает образование сегодня.

Задачи, в решение которых вкладывается фасилитация, работают на личностные и метапредметные результаты, помогают развитию личностного потенциала ребенка. Например, фасилитация помогает ребенку в ситуации неопределенности - сделать выбор и помочь самоопределиться; в ситуации, когда необходимо двигаться к цели, - определить, осознать (принять) и скорректировать эту цель, выбрать способы действия для достижения цели, провести критический анализ собственных умений и навыков, обеспечивающих достижение цели.

Важной задачей является помощь фасилитатора в рефлексии полученного результата. Здесь важен перенос акцента с оценки на самооценку: что удалось реализовать из намеченного? Что не получилось и почему? Как можно достичь цели в следующий раз? Рефлексия усиливает креативность личности, когда отдельные идеи отбраковываются, объединяются, отшлифовываются и доводятся до необходимого качества.

Еще одной задачей является помощь в ситуации угрозы или давления. Здесь фасилитатор может помочь ребенку найти решение и сохранять себя, свои ориентиры, выстоять под тяжестью внешнего давления и свести к минимуму ущерб от вынужденных изменений.

При фасилитации преподаватель использует не догматические методы и приемы, а те из них, которые способствуют творческому усвоению необходимой информации, формируют умение рассуждать, искать новые грани проблем в уже известном материале.

Вся эта работа требует от педагогов личной вовлеченности и участия, иногда полной переподготовки, а главное, овладения всеми теми компетенциями и грамотностями, которыми овладевает ребенок. Именно это вызывает сопротивление. Именно поэтому фасилитация так сложно заходит в школы.

Что может дать фасилитация самому педагогу

И все-таки те педагоги, которые активно осваивают фасилитацию, смогут не только добиться высоких образовательных результатов и помочь детям развиваться, но и почувствуют позитивные изменения в собственной жизни!

Суть фасилитации в том, чтобы актуализировать креативность педагога, дать ему возможность привносить присущее только ему отношение к происходящему, чтобы каждый его шаг становился актом творчества.

Удовлетворение потребности в самоактуализации в известном смысле является превентивной мерой профилактики фрустрации.

Осваивая фасилитацию, педагог меняется сам. Он становится самоактуализированным. Он отличается от среднестатистического педагога качественно.

Такой педагог умеет работать в сложных командах, с людьми, чье поведение может быть другим, так как основано на иных принципах. Такой педагог готов к изменениям в меняющемся мире, а значит открыт к различным возможностям и вхождению в разные виды деятельности. Такой педагог толерантен к неопределенности, готов к риску, способен изменяться, не изменяя себе. У такого педагога есть способность действовать и ориентироваться самостоятельно, видеть результаты своих действий и корректировать их. Он может снять задачу и найти альтернативу. Такой педагог защищен от стрессов и выгорания, потому что способен сохранять себя, свои ориентиры. Он может выстоять под тяжестью внешнего давления и свести к минимуму ущерб от вынужденных изменений. Он свободен и не зависит от внешней оценки.

Место фасилитации в компетентностно-ориентированном образовании

Наиболее интенсивное развитие педагогической фасилитации происходит в специально организованной деятельности, например во внеурочной деятельности и дополнительном образовании. Это могут быть компетентностные тренинги, проектные школы, занятия по развитию личностного потенциала. В урочной деятельности хорошо заходят фасилитационные технологии, которые строятся на опережающей, проблемной деятельности, базируются на диалоговой, личностно-смысловой и эмоционально-психологической основе.

При этом фасилитация не влияет на содержательную сторону обсуждаемых проблем, что позволяет использовать ее в разных сферах деятельности. Технология фасилитации предполагает использование как привычных фасилитационных инструментов, таких как мозговой штурм, модерация, так и элементов World Cafe ("Мирового кафе"), Open Space ("Открытого пространства"), парадигмы позитивных перемен и других.

Инструменты фасилитации хорошо комбинируются с методами активного обучения, такими как интерактивные игры, дебаты, дискуссии. В зависимости от поставленных цели и задач могут проводиться занятия в форме воркшопа, мастерской, круглого стола, стратегической сессии.

Фасилитация позволяет обеспечить благоприятный психологический климат в процессе обучения, пространство свободы для принятия самостоятельных решений, самоутверждение и самореализацию в учебной деятельности, развитие личностного потенциала обучающихся.

Фасилитация стимулирует и мотивирует процесс осмысленного учения. Это происходит за счет привлечения детей к целеполаганию, самопознанию, контролю и рефлексии собственной образовательной деятельности, в результате чего открываются личностные смыслы и возникает потребность в саморазвитии. Таким образом, технология фасилитации способствует переходу на качественно более высокий и соответствующий современным запросам уровень обучения. Приемы и методы технологии фасилитации позволяют организовать эффективную работу группы, облегчают взаимодействие между ее членами, стимулируют совместную выработку идей.

Педагогическая фасилитация — особенности формирования и развития

Фасилитация — управленческий стиль, основанный на создании такой системы управления и организации процесса обучения, где управление будет носить директивный характер. Это полностью исключает самоорганизацию и самоуправление со стороны ученика. Другими словами фасилитация ­— это одновременно как процесс обучения, так и инструмент, за счет которого можно реализовать эффективное взаимодействие нескольких лиц.

Вступая в коллективное сотрудничество, реализуется совместная учебно-воспитательная деятельность. Ее результатом является эффективный процесс обучения, который ориентирован на каждую отдельно взятую личность. Педагогический процесс, ориентированный на фасилитацию, протекает по пути, где важна слаженность работы коллектива. Во время этого осуществляется поиск новой информации, на базе которой создается что-то новое или осуществляется поиск практического применения изучаемого материала.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

В процессе обучения здесь важна личность учителя, который должен выступать в качестве некого лидера-организатора. Он ведет за собой весь процесс обучения.

Учитель-фасилитатор — это педагог, осуществляющий свою деятельность на реализацию личностно-ориентированного подхода обучения.

Учитель-фасилитатор отличается открытостью, гибкостью и в то же время амбициозностью. Всегда акцентирует внимания на эмоционально-чувствительной стороне личности учащегося. Данного рода педагог ориентирует собственным примером учащихся на эмпатическое видение деятельности и собственных поступков.

Основные направления работы учителя-фасилитатора

Фасилитатор — это не специальность, а некая психологическая установка педагога или его компетенция. Ее функция заключается в том, что коллективная работа и коллективное взаимодействие организуется за счет специальных действий педагога. Именно эти действия и отражают процесс фасилитации. Установка в данном случае делается на профессиональное творчество. Педагог должен постараться мастерски занять якобы нейтральную позицию, через которую он сможет выполнять функцию направления обучающихся на желаемый путь развития.

От квалификации педагога и его профессионализма зависит качество развития как отдельно взятого коллектива или образовательного учреждения, так и системы образования в целом. По этой причине к подготовке педагога относятся более чем ответственно. Здесь делается установка на приобретение лидирующих качеств, на выработку навыков психологического взаимодействия, а также технологии обучения продуктивной коммуникации.

Эти качества объявлены приоритетными, так как позволяют реализовать основную задачу фасилитаторской деятельности. Речь идет не столько об обучении, сколько о воспитании, поскольку при правильном подходе к воспитанию обучение будет осуществляться как само собой разумеющее.

Эффективность профессиональной деятельности педагога в данном случае зависит от умения наладить взаимоконтакт с воспитанниками. При этом акцент делается не на установленные нормы, а на индивидуальные потребности и особенность развития обучающегося.

Кроме того, деятельность педагога здесь должна быть нацелена на формирование такой обстановки в коллективе, что будет способствовать развитию инициативы и самостоятельности. При этом ориентир на личность не должен противоречить нормам морали. Это осуществляется за счет формирования навыков продуктивного общения. Учебно-воспитательный процесс здесь нацелен на сохранение как физического, так и психологического здоровья, и отличается он свободой выбора со стороны учеников, ненавязчиво направляемых учителем.

Чем отличается от обычного учителя

Если говорить об отличительных особенностях личности учителя-фасилитатора, то в первую очередь следует отметить, что такой педагог должен полностью забыть об авторитарном стиле общения. Это должен быть открытый, располагающий к себе человек. Его задача — войти в доверие. При этом стиль общения с воспитанниками должен быть дружеским, но с соблюдением дистанции.

Если человек не пользуется авторитетом у своих воспитанников, то даже владение на высоком уровне разнообразных методов и способов воспитательного воздействия не сделают учебно-воспитательный процесс эффективным. Авторитет — дело наживное, он приобретается в процессе работы с детьми. Но в одночасье он не появляется, поэтому не лишним будет педагогу развивать в себе стрессоустойчивость. Чтобы легче было наладить контакт с подрастающим поколением, учитель-фасилитатора должен уметь быстро приспосабливаться ко всему новому, вызывающему интерес у ребят. Это не только новинки в области культуры и техники, но и различного рода социально-экономические условия или политические. Ребенка нужно уметь приобщить ко всем сферам жизни общества.

Знания в данных областях стимулируют стремление к личностному развитию, а также способствуют появлению желания измениться в лучшую сторону.

Какой используется подход для успешного развития ребенка

Педагогическую фасилитацию отличает два ведущих направления:

  1. Фасилитация осуществляется в учебно-воспитательном процессе, где осуществляется гармоничное развитие учащихся.
  2. Использование для формирования среды и условий, соответствующей требованиям фасилитирующего обучения.

Сущность первого направления базируется на основе использования специальных фасилитирующих методов, приемов и технологий для создания специализированной среды фасилитирующего обучения.

Второе направление сводится к необходимости для педагога выстроить особую управленческую позицию поведения, опирающуюся на человеческие ценности. В приоритете должно быть творческое развитие и саморазвитие, а также сохранение физического и психологического здоровья.

Отличительной особенностью характеристики данного подхода является полное отсутствие со стороны педагога подачи готового решения проблем. Педагог лишь подготавливает должным образом среду обитания, где будет осуществляться обучение, и направляет процесс обучения в необходимое русло.

Учитель-фасилитатор – это педагог, деятельность которого проходит в рамках личностно-направленного подхода в образовании и характеризуется открытостью, акцентированием внимания на чувствах, эмоциях, переживаниях учащихся, поощрением их за успехи и заслуги, доверительным отношением к их способностям и возможностям, эмпатическим видением их деятельности и поступков.

Фасилитация – это особый управленческий стиль, предполагающий создание такой системы управления и организации педагогического процесса, при которой управление носит директивный характер, не выходящий за пределы самоорганизации самоуправляемой системы. Проще говоря, фасилитация является одновременно и процессом, и способом действия, и инструментом, посредством применения которого осуществляется качественное и продуктивное групповое взаимодействие, организуется групповое сотрудничество и совместная деятельность.

В процессе фасилитации происходит поиск пути, при котором коллектив будет работать слажено и продуктивно, создавая что-то новое или усваивая теоретическую научную информацию, чтобы затем найти ей практическое применение.

Фасилитатор является особым инструментом в образовательном процессе. От его квалификации и профессионализма зависит эффективность развития отдельного образовательного учреждения и образовательной системы в целом. Его обучают навыкам психологического взаимодействия и технологиям обеспечения продуктивной коммуникации.

Готовые работы на аналогичную тему

Фасилитаторская деятельность ставится в приоритет воспитательной. Успех профессиональной деятельности учителя зависит от построения личных контактов с воспитанниками, исключая следование нормам и общественным взглядам, а только лишь учитывая индивидуальные потребности, особенности развития, стремления и взгляды.

Деятельность педагога-фасилитатора ориентирована на создание такого образовательного климата, который благотворно сказывается на развитии инициативы и самостоятельности учащихся, формирует навыки коммуникативного взаимодействия и помогает создать комфортную среду для общения между сверстниками в образовательном заведении. Учебно-воспитательный процесс в этом случае характеризуется свободой и применением здоровьесберегающих методик и технологий.

Учитель-фасилитатор должен обладать навыками:

  1. Направления и построения обсуждения на учебном занятии в нужное русло.
  2. выбора из разнообразных решений коллектива наиболее оптимального и верного, а также продуктивного в конкретной ситуации.
  3. Уметь принимать рискованные решения и брать на себя ответственность за них.
  4. Взаимодействовать с различными коллективами учащихся, с проблемными и трудными детьми.
  5. Уметь строить беседы, диалоги, обсуждения различных форматов и с легкостью ориентироваться в них.
  6. Применять разнообразные методы и средства воспитательного воздействия, продуктивно сочетать их.
  7. Легко адаптироваться к новым социально-экономическим условиям развития общества, политическим направлениям в образовательной сфере.
  8. Преодоления трудностей, возникающих в ходе решения учебных проблем и задач.
  9. Справляться со стрессовыми ситуациями, контролировать свои эмоции.
  10. Открытого взаимодействия с учащимися.
  11. Стимулирования к личностному развитию и желанию изменить свои качества, способности, развить навыки.

Деятельность учителя-фасилитатора формируется таким образом, чтобы ставить интересы и потребности учебно-воспитательной группы на приоритетное место в образовании, не допуская торможения в обсуждении и не ускоряя его темпы. Объект, процесс, проблема, стоящая в центре обсуждения должна охватывать все внимание учащихся. Этому способствует педагог.

Профессиональные навыки педагога-фасилитатора помогают создать грамотное эмоционально-психологическое взаимодействие на учебном занятии.

Овладение навыками фасилитаторской деятельности не доступно каждому педагогу. Это сложный и трудоемкий процесс, требующий постановки иных приоритетов и открытия своей личности учащимся, формирование личностного характера общения.

Основные направления работы учителя-фасилитатора

В педагогической фасилитации можно выделить два ведущих направления работы:

  1. Фасилитация в процессе обучения, воспитания и развития учащихся.
  2. Формирование среды и условий для обеспечения фасилитирующего обучения, воспитания и развития.

Работа в первом направлении ведется на основе применения специальных фасилитирующих методов, средств и приемов, чтобы создать в учебном заведении фасилитирующую среду и условия для фасилитирующего обучения.

Второе направление работы педагога сводится к умению выстроить особую управленческую линию поведения, базирующуюся на основных человеческих ценностях, сохранении прав и свобод коллектива, приоритете творческого развития, поддержания креативных идей, самоактуализации и саморазвития, поддержания здорового психологического климата, благополучия личности и доверительный отношений фасилитирующей направленности.

Педагог должен обладать профессионализмом и мастерством, отражающим его готовность к процессу управления. Для этого он должен обладать такими качествами, как сопереживание, сострадание, равнозначное отношение к каждому учащемуся, уметь анализировать собственную деятельность и адекватно оценивать деятельность учащихся, быть чувствительным к факторам окружающей среды, воздействующим на учебно-воспитательный процесс и эмоциональному настрою коллектива. Кроме того, важное значение имеет толерантность педагога, его гибкость и активность, умение применять творческий подход в обучении, стремиться к непрерывному саморазвитию и самосовершенствованию.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Фасилитация – ведущая компетенЦИЯ современного педагога

Сегодня в российском образовании происходят качественные перемены, необходимым условием которых является изменение роли учителя в процессе обучения. Если мы ориентируемся на требования Федерального государственного образовательного стандарта на всех уровнях образования, необходимо перенести акцент с преподавания на учение. Возникает потребность организовать само преподавание не как трансляцию информации, а как фасилитацию ( от англ. to facilitate – облегчать, способствовать, содействовать, создавать благоприятные условия ) процессов осмысленного учения . Основоположником понятия фасилитации является представитель гуманистической педагогики К. Роджерс.

Применительно к школе под фасилитацией следует понимать развивающий образовательный метод, обеспечивающий позитивное влияние на ученика, класс с целью создания благоприятной атмосферы, повышения уверенности учащихся в своих силах, стимулирование и поддержание у них потребности в самостоятельной продуктивной деятельности.

В настоящее время профессиография педагогического труда насчитывает свыше 100 профессионально значимых и личностных качеств педагога. Нельзя не согласиться, что действительная реформа образования должна основываться на перестройке определенных личностных установок учителя, реализующихся в процессах его межличностного взаимодействия с учащимися.

Сегодня в области развития фасилитационных компетенций педагогов существуют проблемы, связанные с недостаточной разработанностью темы применительно к школьной среде. Новизна моего педагогического опыта заключается в следующем:

выявлены и опытным путем обоснованы педагогические условия, обеспечивающие фасилитационную поддержку процесса обучения;

определены и классифицированы наиболее эффективные методы работы педагога-фасилитатора.

Можно отметить универсальность большинства предлагаемых мною методов и технологий, возможность применения их в обучении разным дисциплинам. Процесс взаимодействия учителя и ученика на уроке направлен на полный комплекс ориентиров (ценности, цели, мотивы, нормы и так далее), а не только на узко предметные цели.

Итак, какие цели я ставлю перед собой, обеспечивая фасилитационную поддержку в обучении? Формирование личности ученика, выявление и развитие его потенциальных способностей, задатков; создание условий для саморазвития, самоопределения, самосовершенствования, самореализации личности ученика.

Что приобретают мои ученики? Личностную мотивацию к учению, творчеству, достижению целей; навыки взаимодействия с учителями, родителями, сверстниками в процессе познания; продвижение по индивидуальной образовательной и жизненной траектории; ориентацию на успех в учении и творчестве.

Каковы ожидаемые результаты выбранного мною уровня взаимодействия? Сформированность личности ученика; ценностная, эмоциональная, поведенческая, коммуникативная, политическая, правовая социализация личности; достижение ситуации успеха, самореализация личности.

Обозначу главные принципы, которыми я руководствуюсь как учитель-фасилитатор.

Стремлюсь всячески поддерживать самостоятельность ребенка. Ведь способность самостоятельно думать, принимать решения, отвечать за их последствия – основные признаки развитой личности.

2. Не боюсь неожиданных вопросов. Вопросы детей – это свидетельство их интереса, а нестандартный вопрос, может быть, не что иное, как свидетельство творческого взгляда на мир.

Стараюсь быть гибкой, следовать ситуации. Мудрый человек способен отказаться от усвоенной точки зрения и принять новую, если последняя более справедлива.

Развиваю в себе черты креативной личности. Я всегда готова к шагу за пределы комфортной зоны для создания новой техники или адаптирования инструмента, который был бы наиболее эффективен в конкретной ситуации.

Мною исследованы и классифицированы методы и приемы обучения, приемлемые и наиболее эффективные в работе педагога-фасилитатора (таблица 1).

Читайте также: