Ф в булгарин что сделал для россии кратко

Обновлено: 04.07.2024

Булгарин Фаддей Венедиктович (1789 — 01.09.1859) — русский журналист, поляк по происхождению, родился в 1789 г., в Минской губернии. Отец его за убийство русского генерала Воронова был сослан в 1794 г. в Сибирь, а мать привезла малолетнего сына в Петербург и потом поместила в сухопутный кадетский корпус.

Окончив курс учения, Булгарин поступил в уланский полк, с которым участвовал в походах 1805 — 1807 гг. и в сражении под Фридландом; по возвращении в Россию был за что-то арестован, затем переведен в армейский драгунский полк, стоявший в Финляндии; отсюда бежал в Варшаву и поступил в польский легион, входивший в состав армии Наполеона. С этим легионом Булгарин участвовал в походах 1809 — 1811 гг. в Италии и Испании, а в 1812 г. находился в корпусе маршала Удино, действовавшего в Литве и Белоруссии против графа Витгенштейна.

Булгарин Фаддей Венедиктович (Ян Тадеуш Кшиштоф Булгарин, поляк по происхождению) — русский писатель, журналист. Родился 24 июня [5 июля] 1789 года, в имении Пырашево, Минское воеводство, Великое княжество Литовское. В 1794 году отец его, ярый республиканец, за убийство русского известного генерала Воронова был сослан в Сибирь, а мать привезла сына в Петербург, где он учился в Сухопутном шляхетском кадетском корпусе.

Окончив учебу, поступил в уланский полк. В 1806—1807 годах участвовал в активных военных действиях против наступления французов. Был ранен под Фридландом и награждён орденом Святой Анны третьей степени. В 1812 году участвовал в знаменитом походе французской армии на территорию России в составе второго корпуса маршала Удино (частично он был сформирован из поляков). За свои действия был награждён орденом Почётного легиона (данный факт известен с его слов, однако никак документально не подтверждается), получил звание капитана.

Деятельность широко известного в свое время писателя, журналиста и издателя Фаддея Венедиктовича Булгарина (1789-1859) воспринимается неоднозначно. Со школьной скамьи мы знаем о резко отрицательном к нему отношении Александра Сергеевича Пушкина. Но другой Александр Сергеевич - Грибоедов считал Фаддея Венедиктовича верным другом. Как бы то ни было, неоспорим, похоже, тот факт, что Булгарин оказался родоначальником многих новых жанров в отечественной словесности, в том числе жанра фантастики.

Ф. В. Булгарин (1789-1859). Его произведения пользовались большой популярностью у современников, но ему не суждено было пережить свою славу.

Ф. В. Булгарин (1789-1859). Его произведения пользовались большой популярностью у современников, но ему не суждено было пережить свою славу.

К. П. Беггров. "Горы на Царицыном лугу". Петербург. 1820-е годы. Не эта ли зимняя забава подсказала писателю-фантасту способ передвижения - на "чугунных санках" - в далеком будущем?

Л. П. А. Бишбуа, В. В. Адам. "Вид Исаакиевской церкви и моста". Середина XIX века. Чем не современное инженерное сооружение - этот несуществующий ныне мост?

Ф.-В. Перро. "Дворцовая набережная". Первая половина XIX века. Корабли того времени мало напоминают суда, описанные в фантастической повести Ф. Булгарина.

На протяжении всей жизни Ф. Булгарин оказывался в двойственной ситуации. Он родился в тот момент, когда Польша теряла последние остатки независимости. Отец участвовал в восстании Тадеуша Костюшко и сына назвал в его честь. Позже, даже в воспоминаниях, Булгарин ни словом не упоминал об этом, как и о том, что отец был сослан за убийство русского генерала.

Вообразите себе молодого человека восемнадцати лет от роду, красавца улана в полку Его Высочества цесаревича Константина, получающего осенью 1807 года извещение о награждении его первой в жизни медалью за военную кампанию. Как писал сам Фаддей Булгарин в своих воспоминаниях, ". в каждом звании, в каждом сословии для человека есть счастливые минуты, которые приходят только однажды и никогда уже не возвращаются. В военном звании, которому я посвятил себя от детства, - три высочайших блаженства: первый офицерский чин, первый орден, заслуженный на поле сражения, и. первая взаимная любовь. Как я был счастлив, получив за Фридландское сражение Анненскую саблю! Не знаю, чему бы я теперь так обрадовался. Тогда ордена были весьма редки и давались только за отличие. Покровителей у меня не было. Сам государь подписывал все рескрипты, и я получил рескрипт следующего содержания, которое в первый день затвердил наизусть. "

Для Фаддея Венедиктовича - сына польского мятежника, соратника Костюшко, сосланного русским правительством в Сибирь, - получение ордена Святой Анны третьей степени значило очень много. Ведь он попал в Петербург, в Сухопутный кадетский корпус практически без протекции, с плохим знанием русского языка. Фаддей прошел через насмешки сокурсников, а со временем даже начал сочинять по-русски, и успешно.

Что за судьба! В 20 лет, в самый благоприятный момент - награжден, ранен при героических обстоятельствах - влюбленный офицер сбегает со службы в маскарад, где его встречает патрон, цесаревич Константин. В итоге - гауптвахта, гнев начальства и перевод в Кронштадтский гарнизонный полк, а затем в Ямбург. Увольняют его с плохим аттестатом.

Булгарин возвращается на родину, поступает в польский легион, оказывается в рядах войска Наполеона, воюет против России. Получает орден Почетного легиона, даже спасает императора, показав переправу через Березину.

Через много лет Булгарин признавался Н. Гречу, своему соратнику по "Северной пчеле": ". если б лавочка Наполеоновская не обрушилась, я теперь возделывал бы где-нибудь виноград на Луаре! Судьба решила иначе, и я покорился ей". Судьба решила против Булгарина. Наполеон разбит и сослан, сам он попал в плен к немцам, потом к русским и … вновь оказался в Петербурге.

Ему надо устраивать жизнь с самого начала, не оглядываясь на прошлое. С военной службой покончено. Но все-таки родом хоть и из мелкой, однако аристократии - не пойдешь ни в приказчики, ни в учителя.

Что он знает и умеет? Начитан, умен, пишет недурно. В Польше Булгарин сошелся с членами виленского университетского кружка просветителей - шубравцами и начал писать. Фаддей Венедиктович решает продолжить литературные занятия и через два года получает разрешение на издание своего журнала "Северный архив". Вот где проявляются его ум и понимание общества! "Архив" создавался как журнал по истории и географии. Редактор и владелец с самого начала проводит философию "здравого смысла": польза и целесообразность - вот его девиз. Даже эпиграф Булгарин взял соответствующий: "Nihil ager quod non prosit" ("Трудись лишь с пользой").

Булгарин увлекался историей и публиковал много архивных документов, привлекал к работе соотечественников (например, известного историка Моахима Лелевеля), давал критические обзоры исторических трудов, в том числе и карамзинской "Истории государства Российского". Приступив к изданию популярного журнала, он - один из первых - тщательно следит за точностью, ссылками и указаниями источников. В поисках интересных публикаций проникал даже в частные архивы и библиотеки. Как писал А. А. Бестужев-Марлинский, ""Северный архив" с фонарем археологии опускался в неразработанные еще рудники нашей старины и собиранием важных материалов оказал большую услугу русской истории".

Но одной историей и географией дело не ограничивалось: уже через год выходит приложение "Литературные листки", где Булгарин вводит новые жанры, популярные в Западной Европе: фельетон, бытописательский, исторический очерк, военный рассказ, утопию и антиутопию.

Булгарину важны интерес публики, популярность и коммерческий успех. Он проповедует все тот же "здравый смысл" и в литературе. Если ты пишешь - тебя должны читать! Пусть сначала придется подстроиться под вкусы высоко и не очень образованной публики, но, завоевав ее доверие и интерес, ты сам начнешь диктовать моду, считает он.

И в своих рецензиях Булгарин не в последнюю очередь делает упор на читаемость книг и успех у публики. Он не стесняется говорить о тиражах и гонорарах, которые, с его точки зрения, есть показатель успеха!

Но литературная коммерция идет вразрез с устремлениями "литературных аристократов" - пушкинского круга. Нет, они не чураются гонораров и тиражей, но пропагандируют свободу и независимость писателей от вкусов массовой публики.

Пока еще А. С. Пушкин неплохо отзывается о будущем противнике: "Вы принадлежите к малому числу тех литераторов, коих порицания или похвалы могут и должны быть уважаемы".

Булгарин дружит с А. Бестужевым-Марлинским, А. Грибоедовым, К. Рылеевым, декабристами. Он первый печатает главу из "Горе от ума" в альманахе "Русская Талия". Неслучайно автор оставляет записку: ""Горе" мое завещаю Булгарину. Верный друг Грибоедов ". Отправляясь в последнее путешествие, Александр Сергеевич пишет Фаддею Венедиктовичу: "Терпи и одолжай меня, это не первая твоя дружеская услуга тому, кто тебя ценить умеет". И уже с Кавказа: "Любезный друг, пишу к тебе под открытым небом, и благодарность водит моим пером: иначе никак бы не принялся за эту работу после трудного дневного перехода".

Вот как отзывался Булгарин о друге в статье, посвященной его памяти: "Познав Грибоедова, я прилепился к нему душою, был совершенно счастлив его дружбою, жил новою жизнью в другом лучшем мире и осиротел навеки!"

Пока все благожелательно относятся к его польскому происхождению и хвалят за пропаганду достижений Отечества. В начале 1825 года Булгарин заслуженно считается популярным русским литератором.

14 декабря 1825 года.

Сначала Булгарин (как свидетельствуют очевидцы) выступает с лозунгом "Конституцию!", прячет часть архива Рылеева, помогает друзьям-декабристам, хлопочет о Грибоедове, который оказался под следствием.

Но как только выясняется, что власть смотрит на его действия неодобрительно, что его имя фигурирует на допросах и в показаниях, арестовываются его сотрудники и друзья, - сразу включаются естествен ные защитные механизмы. Даже не умом, а чем-то более глубинным Булгарин понимает: судьба опять подставляет ему подножку. И главной задачей становится - уцелеть, доказать свою лояльность.

Против него начинают играть национальность и приверженность всему родному, неудачные обстоятельства юности, приведшие к службе Наполеону, дружба с оппозиционно настроенными литераторами. Мало того, А. Ф. Воейков рассылает анонимные подметные письма с обвинениями Греча и Булгарина в причастности к заговору.

Фаддею Венедиктовичу уже 36 лет, и он не может позволить себе снова оказаться среди проигравших. Булгарин начинает искать выход из создавшегося положения. С одной стороны, архив Рылеева он так и не выдает властям, но с другой - по требованию полиции вынужден дать описание своего друга В. К. Кюхельбекера, объясняя сей поступок: "А разве присяга не обязывает нас к этому?"

Кульминация наступает 9 мая 1826 года, когда петербургский генерал-губернатор П. В. Голенищев -Кутузов получил рапорт дежурного генерала Главного штаба А. Н. Потапова. Тот извещал, что "Государь Император высочайше повелеть соизволил, чтоб Ваше Превосходительство имели под строгим присмотром находящегося здесь отставного французской службы капитана Булгарина, известного издателя журналов, и вместе с тем Его Величеству угодно иметь справку о службе Булгарина, где он служил по оставлении российской службы, когда и в какие вступал иностранные и когда оставлял оные. О Высочайшей воле сей имея честь донести Вашему Превосходительству, покорнейше прошу справку о службе Булгарина доставить ко мне для предоставления Государю Императору ".

За этими сведениями обратились к самому виновнику. Булгарин написал о себе как можно более нейтрально и сразу после этого подает императору записку "О цензуре в России и о книгопечатании вообще". Главная идея ее, во многом новая для России, заключалась в том, что "как общее мнение уничтожить невозможно, то гораздо лучше, чтобы правительство взяло на себя обязанность напутствовать его и управлять им посредством книгопечатания, нежели предоставлять его на волю людей злонамеренных ".

Через месяц государь учредит Третье отделение.

Совпадение или следствие? Трудно сказать. Но факт остается фактом.

Идея, которой начал руководствоваться Булгарин в этот период жизни, - сотрудничество с государством.

Достаточно большая часть его "записок" составлялась в ответ на конкретные запросы директора канцелярии Третьего отделения М. Я. фон Фока и А. Х. Бенкендорфа. Булгарин выступал экспертом в вопросах культуры, писал "обзоры" по проблемам Польши и Прибалтики, цензуры и нравственного климата в обществе. Но время от времени ему приходилось и "докладывать", писать характеристики на деятелей культуры, чиновников и т. д.

Некоторые доклады Булгарин писал по своей инициативе и выражал в них взгляды, которые не сильно приветствовались вышестоящими органами: доказывал важность нравственного воздействия на непросвещенный народ, критиковал взяточничество и "либеральничающих" аристократов, поддерживал возникающие новые учебные заведения, утверждал необходимость заимствования западной культуры и западного образа жизни, выступал в поддержку личной инициативы. Считал, что литература должна (это одна из главных ее задач) исправлять нравы и помогать управлять населением.

Многие записки Булгарина носят непредвзятый или даже защитительный характер, и только когда затрагиваются личные интересы, он способен очернить противников.

Однако особых выгод от сотрудничества с Третьим отделением Булгарин не получил. Довольно часто его "высочайше" критиковали за статьи, публикуемые в "Северной пчеле". И это несмотря на то, что газета считалась проправительственной и верноподданнической. Царь "читал с удовольствием " "Выжигина" и наградил автора бриллиантовым перстнем за роман "Дмитрий Самозванец". Однако в 1830 году, например, за продолжение (вопреки приказу царя) критической полемики по поводу романа Загоскина "Юрий Милославский" Булгарина посадили на гауптвахту.

В 1851 году Николай дает указание Третьему отделению сделать строгий выговор Булгарину за очередную статью, "очевидно доказывающую, что автор "всегда противился мерам правительства", и передать, "что он этого Булгарину не забудет". А Фаддею Венедиктовичу в то время исполнилось 62 года. И так далее, и так далее…

В общем отношение властей к своему официальному рупору выразилось в словах того же Николая: "Булгарина и в лицо не знаю, и никогда ему не доверял" . Быть может, по той причине, что булгаринские доклады оказались во многом близки по духу запискам декабристов об улучшении дел в стране.

Свои же братья-литераторы упрекали Булгарина в коммерциализации, продажности, лавировании и заигрывании с властями, поскольку подразумевалось, что человек, заслуживающий в России уважения, всегда находится в оппозиции к власти. Булгарин -- инородец, иноверец, постоянно ощущающий нестабильность своего положения, в том числе и писательского, в сотрудничестве с властями искал покоя, а нашел одно беспокойство.

Если бы сам Булгарин не ввязывался то в одну, то в другую полемику, к нему относились бы более снисходительно, но горячность польской крови, желание стать своим сделали черное дело. Фаддей Венедиктович умен, обаятелен, при этом вспыльчив, подозрителен, капризен. Даже Белинский отмечал, что характер Булгарина "весьма интересен и стоил бы если не целой повести, то подробного физиологического очерка". Не раз и не два ссорится он со своими друзьями. "Гордец! - попрекал его Рылеев и добавлял, ласково, шутя: - Когда случится революция, мы тебе на "Северной пчеле" голову отрубим".

А. Дельвиг пытался вызвать Булгарина на дуэль, но Фаддей Венедиктович с презрением кадрового офицера ответил на вызов: "Передайте барону, что я на своем веку видел более крови, нежели он чернил".

Попробуем же охватить только простым перечислением, что сделал Фаддей Венедиктович для русской журналистики в частности и литературы в целом.

Он выпускал первый специальный журнал, посвященный истории, географии и статистике ("Северный архив"), вместе с Н. Гречем создал первую частную газету с политическим отделом и оставался ее редактором больше 30 лет, напечатал отрывки из "Горя от ума" в первом отечественном театральном альманахе "Русская Талия", первым поддержал роман М. Лермонтова "Герой нашего времени", не имевший по выходе успеха у читателей. Булгарин был и одним из первопроходцев в использовании жанров нравоописательного очерка, "батального рассказа" и фельетона.

Своей редакционно-издательской деятельностью Фаддей Венедиктович во многом способствовал профессионализации русской литературы и журналистики. А его роман "Иван Выжигин" - первый роман нового типа в русской литературе. У книги был фантастический тираж - 7 тысяч экземпляров, и разошелся он мгновенно! Роман вызвал интерес в самых разных кругах хорошим знанием жизни, слогом - простым и выразительным и прекрасно проработанным сюжетом.

Булгарина можно назвать и одним из родоначальников фантастической литературы в России. Еще в возрасте 30 лет он опубликовал произведения в жанрах утопии ("Правдоподобные небылицы, или Странствование по свету в двадцать девятом веке", 1824) и антиутопии ("Невероятные небылицы, или Путешествие к средоточию земли", 1825). "Правдоподобные небылицы", ко всему прочему, стали еще и первым в русской литературе путешествием во времени. В фантастических произведениях Булгарина исследователи находят и научно-технические предвидения (подводные фермы как источник продовольствия), примеры экологических предупреждений и обсуждение научных гипотез (теория "полой" Земли).

Свои мемуары и последний роман Фаддей Венедиктович так и не закончил. Разбитый параличом, почти забытый всеми, он скончался в имении Карлово под Дерптом (г. Тарту) 13 сентября 1859 года.

Вниманию любознательных!

Победитель, которого определят члены жюри, получит бесплатную подписку на журнал "Наука и жизнь" на первую половину 2006 года.

Ответы принимаются до 1 декабря 2005 года.

Илл. 1. Самый распространенный способ передвижения по городу и вне его. Наверное, автор догадывался, что с увеличением числа экипажей на улицах седоки будут вынуждены часами стоять в пробках, и, пустив в ход воображение, попытался найти иное решение для передвижения.

Краткая биография Фаддея Булгарина

Родился 5 июля 1789 г. в Минской губернии. Булгарин, по происхождению поляк, был назван отцом в честь руководителя польского национально-освободительного восстания 1794 г. Тадеуша (Фаддея) Костюшко.

Отец, Венедикт Булгарин, принимал активное участие в восстании, однако прошлое отца не помешало Фаддею поступить в Петербурге в Сухопутный шляхетский корпус, по окончании которого он с 1806 г. служил корнетом в уланском полку.

Во время войны с Францией 1806—1807 гг., в сражении при Фридланде, Булгарин получил ранение в живот и вернулся в Россию.

Позднее он участвовал в русско-шведской войне 1808— 1809 гг., а в 1811 г. оставил службу.

После увольнения из армии Булгарина обвинили в краже. Чтобы избежать судебного преследования, в 1811 г. он уехал в Варшаву и там вступил во французскую армию.

На стороне французов Булгарин сражался и во время Отечественной войны 1812 г.

В 1814 г. Булгарин был взят в плен прусскими войсками на территории Франции и вскоре вновь поселился в России.

Булгарина обвиняли (и подчас небезосновательно) в публикации статей, заказанных правительством. Критикуя в своей газете те или иные литературные произведения, он руководствовался прежде всего не их художественными достоинствами или недостатками, а личными отношениями с писателями и степенью лояльности последних властям.

М. Ю. Лермонтов написал на Булгарина несколько едких эпиграмм.

Близкая тема:
Северная Пальмира


Кто такой Фаддей Булгарин? Учебники истории говорят: бездарь, доносчик и конторская бонза. А кем он был и что сделал на самом деле?

Досье

5 июля 1789 года (24 июня по юлианскому календарю) на свет появился Ян Тадеуш Кшиштоф Шкандербек-Булгарин – основоположник русского авантюрного романа и один из основоположников современной русской фантастики. Герой пасквилей Пушкина, Некрасова и Лермонтова, наполеоновский офицер и кавалер ордена Почётного легиона. Потомок канцлера при Лжедмитрии Первом, сын мятежника, впоследствии сосланного в Сибирь за убийство русского офицера, Булгарин-младший был назван в честь Тадеуша Костюшко.

В возрасте восемнадцати лет попал в Петербург, в Сухопутный кадетский корпус. Без патронажа, да ещё и с плохим русским. Спустя два года – получил ранение, проявив героизм, за что был награждён, подтянул великий и могучий и даже стал сочинять – сбегает со службы и случайно попадается начальству: увольнение с плохим аттестатом. Возвращается в Польшу, оказывается в наполеоновских войсках, становится кавалером ордена Почётного легиона, однажды даже спасает императора, и вот уже планирует спокойно возделывать виноград на Лауре, ведя зажиточный быт, но история решает иначе: Наполеон разбит и сослан. Булгарин оказывается в плену у немцев, затем у русских, а затем – возвращается в Петербург.

Вопрос такой. Как человек, воевавший в наполеоновской армии и получивший орден за проявленный при убийстве русских солдат героизм, смог получить право играть такую значимую роль в жизни русской литературы и влиять на формирование гражданской идеологии? Либо царское правительство нашло-таки неопровержимые аргументы в пользу его невиновности, либо так себе было правительство.

Вклад в культуру

Булгарин и Греч. Карикатура

В 1819 году Булгарин занялся исторической публицистикой. Искал редкие архивные документы и писал критические рецензии на исторические труды современников. Издавая исторический журнал, Булгарин одним из первых в России стал проводить доскональный фактчекинг и следить за ссылками и указаниями на источники информации, таким образом, можно сказать, заложив основы авторского права.

Одной историей сфера его интересов не ограничилась: через некоторое время появляются "Литературные листки", где Булгарин (первым!) вводит новые для российской литературной повестки жанры: бытописательский и исторический очерк, военный рассказ, утопия, антиутопия, фельетон.

Газета "Северная пчела", которую Булгарин создал в 1825 году, пользовалась сумасшедшей популярностью. Частное издание получило право публикации правительственных известий, а значит, и возможность авторитетно формировать общественное мнение. Планируя издавать газету "Дневник", Пушкин писал: "Я хотел бы быть издателем газеты, во всём сходной с "Северной пчелой". Рубрика "Фельетон" впервые появилась в "Северной пчеле", а с возникновением этой рубрики вместо тяжеловесной публицистики возник лёгкий разговор с читателем о текущих событиях и насущных проблемах".
То есть Булгарин дал талантливым людям, которые так бы и продолжали сидеть на пятой точке, беседуя с вечностью, действенные инструменты для коммуникации с живым читателем. Его можно назвать первым медиаменеджером государства российского, и полная история русской литературы невозможна без его имени и трудов, но вот в учебниках он остался разве что как персонаж пасквилей авторства солнца русской поэзии.

Булгарина, используя им же и внедрённые жанры, клеймят навсегда. Как плагиатора, хотя в романе "Дмитрий Самозванец" просто тот же исторический материал, что у Пушкина; как работника "низкого и недостойного жанра" – за желание донести произведение прежде до читателя, чем до вечности, и ориентиры на коммерческий успех; как доносчика – за сотрудничество с Третьим отделением, хотя многие печально знаменитые доносы Булгарина носят непредвзятый или даже защитительный характер.

Есть факт: в 1851 году Николай дает указание Третьему отделению сделать строгий выговор Булгарину за очередную статью, "очевидно доказывающую, что автор "всегда противился мерам правительства", и передать, "что он (государь) этого Булгарину не забудет".

Литературная деятельность

Ф.В.Булгарин. Карикатура

"Иван Выжигин" (1829 год) – вершина творчества Булгарина. Плутовской роман о том, как важно иметь правильное нравственное воспитание. Это по сути первый полноценный русский роман. И хотя "литературная интеллигенция" разнесла книгу в пух и прах, не оценив удивительных приключений главного героя, превращающегося из нищего авантюриста в князя и наследника огромного состояния, массовый читатель сразу оценил "нравооучительство и пошлую дидактику" (читай: увлекательный приключенческий текст) и, "говорят, не нарадуется им: так и рвёт из рук в руки".

"Не хочу присваивать себе чужого и признаюсь перед читателями, что уже многие прежде меня пускались странствовать на крыльях воображения в будущие века. Известный французский писатель Мерсье и немецкий Юлий фон Фосс особенно отличились в сём роде. Но как область вымысла чрезвычайно обширна и всякому позволено странствовать в ней безданно и беспошлинно, то я вознамерился также перешагнуть (разумеется, в воображении) за 1000 лет вперед и посмотреть, что делают наши потомки. Мерсье и фон Фосс поместили в своих сочинениях много невероятностей, вопреки законам природы, я, напротив того, основываясь на начальных открытиях в науках, предполагаю в будущем одно правдоподобное, хотя в наше время несбыточное", – пишет Булгарин в предисловии к "Странствованиям по свету в ХХIX веке".

С 1824 по 1843 гг. Фаддей Венедиктович написал и издал, помимо прочего, как минимум десять научно-фантастических заметок, повестей и рассказов. В них он, что примечательно, делал то, что, по меткому определению канадского писателя Питера Уоттса (сделанному спустя 200 лет), и должен делать настоящий фантаст – предсказывать не машины, а пробки на дорогах.

И будь Булгарин такого же уровня автором, каким был менеджером, история русскоязычной литературы могла бы повернуться совершенно иначе.

Читайте также: