Почему дети злые и жестокие в школе

Обновлено: 07.07.2024

Разумеется, дети, которые травят сверстников, делают это по разным причинам. Нельзя составить единый психологический портрет школьного мучителя. Но все же у них часто встречаются определенные особенности характера, на которые полезно будет обратить внимание.

Вот 10 особенностей, характерных для агрессивных детей:

Недостаток эмпатии

Агрессивные дети, которые издеваются над сверстниками, часто обладают недоразвитым эмоциональным интеллектом, у них снижена способность к эмпатии, они плохо понимают самих себя.

Неуверенность в себе

Иногда агрессоры даже завидуют своим жертвам. Тем не менее, объясняет Ребекка Бранстеттер, популярный стереотип о том, что все школьные садисты и мучители страдают от неуверенности в себе, не отражает всей полноты картины.

Потребность в контроле

Импульсивность

Жажда власти и статуса

Нередко те, кому тяжело дается учеба, начинают третировать более успешных учеников из зависти. Тем не менее современные исследования опровергают многие из устоявшихся стереотипов. Например, исследование, проведенное Калифорнийским университетом в Лос-Анджелесе, показало, что в средней школе чаще всего издеваются над другими популярные в классе дети.

Тяжелое детство

Исследование ученых из Университета Южной Флориды показало, что дети, пережившие жизненные трудности (насилие, неблагополучие, финансовые проблемы в семье), более склонны к издевательствам над сверстниками. Многие из них сами раньше становились жертвами травли. Кто-то пережил физическое или сексуальное насилие со стороны родителей, опекунов, старших братьев и сестер или других детей. Они могли наблюдать похожее поведение в семье или где-то еще.

Ранний опыт насилия

Сложные отношения с родителями

Склонность к агрессии

Непоследовательность в воспитании

Многих агрессивных детей родители воспитывают непоследовательно и пренебрегают дисциплиной. Такие родители не объясняют детям, где проходят границы допустимого, и не заставляют нести ответственность за плохое поведение.

Ни в каком возрасте жестокость детей не является закономерным явлением в развитии. Её нужно сразу же пресекать, проводить воспитательные беседы, отправляться на консультации к психологу или психотерапевту.

Суть проблемы


Каждый родитель должен быть немного психологом и разбираться в том, что происходит с ребёнком. В частности — понимать различия между такими понятиями, как злость, агрессия и жестокость.

Агрессия вызывается причинами естественного характера: стремлением добиться желаемого любой ценой, борьбой за выживание или жизненное пространство. Её активирует определённый фактор раздражения, стресса. Например, ребёнку нужна игрушка — чтобы её заполучить, он может ударить или укусить.

Злость — вспышка гнева, которая провоцируется каким-то внешним обстоятельством. Это реакция на несправедливость или оскорбление. Характеризуется сильным раздражением, которое быстро проходит. Например, школьнику незаслуженно поставили плохую оценку. В ответ он нагрубил учителю, швырнул тетрадь на пол, вышел из класса прямо во время урока, громко и демонстративно хлопнув дверью.

Жестокость — это уже черта характера, которая проявляется в осознанном грубом отношении и обращении с другими людьми или животными. Часто сопровождается причинением боли, нанесением повреждений (не только телесных, но и душевных). При этом ребёнок испытывает удовлетворение от того, что он заставил кого-то страдать. Психотерапевты связывают данное качество с садистскими наклонностями. Например, подростки избивают одноклассника за то, что он не дал им списать контрольную работу.

В последнее время проблема детской жестокости приобрела масштаб общественно-социальной катастрофы. На YouTube чуть ли не ежедневно публикуются видеоролики с драками, избиениями, преследованиями, издевательствами, в которых главными героями являются дети разного возраста. Причём далеко не всегда они носят статус проблемных. Многие хорошо учатся, учителя отзываются о них положительно, дома они примерные сыновья и дочери. Объектами ненависти становятся животные, сверстники или кто помладше и даже взрослые. Зверство, садизм, беспощадность, бесчеловечность, которые льются с экранов, поражают.

Из-за острой злободневности проблемы психологи и психотерапевты бьют тревогу, призывая родителей и учителей пристальнее вглядываться в детей и больше уделять времени их воспитанию.

Причины

Существуют разные причины детской жестокости, и в каждом отдельном случае они индивидуальны. Если взрослые не поймут, почему ребёнок вдруг стал бессердечным и беспощадным, решить проблему не удастся. Обзор самых распространённых факторов, способствующих развитию данного качества, сориентирует, в каком направлении двигаться.

  • дефицит родительской любви, нехватка внимания;
  • равнодушие;
  • неправильное воспитание, отсутствие нравственных и моральных ценностей;
  • несправедливость;
  • вседозволенность, избалованность, полная бесконтрольность;
  • физическое насилие, жестокие наказания;
  • слишком большое количество запретов и ограничений, чрезмерный контроль;
  • отрицательный пример со стороны взрослых;
  • агрессия родителей по отношению друг к другу, драки и ссоры между ними.
  • стремление самоутвердиться;
  • страх несостоятельности;
  • желание привлечь к себе внимание;
  • влияние толпы;
  • желание быть как все;
  • мода в соцсетях на видеоролики с драками, избиениями, издевательствами, погоня за лайками.


  • педагогическая запущенность;
  • равнодушие учителей к буллингу, отсутствие ответных мер, а иногда и поощрение.
  • конфликтный характер; (выброс энергии);
  • низкая самооценка;
  • холерический темперамент;
  • возбудимый тип нервной системы;
  • садизм;
  • склонность к манипулированию.

В научной среде ведутся споры о том, может ли жестокость иметь наследственную, генетическую, врождённую природу. Одни категорически отрицают данный факт. Другие приводят в пример исследования, проводившиеся над убийцами, которые выросли в благополучной семье и были достаточно успешны в школе и среди сверстников. У большинства из них были обнаружены аномалии головного мозга. На основании этого сделали вывод, что в таких людях с рождения заложена определённая генетическая программа поведения.

У дошкольников причинами жестокости чаще всего выступают любопытство и протест. Они ещё только знакомятся с окружающим миром, им интересно, как он устроен. Но ради этого они неосознанно совершают бесчеловечные поступки. Например, отрывают бабочкам крылья и наблюдают, смогут ли они без них летать. Нередко они делают больно другим из-за того, что возмущаются запретами или требованиями взрослых. Например, могут специально наступить кошке на хвост, потому что их попросили убрать за ней лоток.

Если родители не могут самостоятельно определить причину жестокости (не хотят признаться в собственной некомпетентности или поведение ребёнка продиктовано чем-то очень личным), не стоит отказываться от помощи психотерапевта.

Проявления

Во-первых, есть целый ряд тревожных звоночков, которые могут сигнализировать о склонности ребёнка к жестокости. Если родители своевременно их заметят и предпримут соответствующие меры, она не станет устойчивой чертой характера. Что указывает на зарождающуюся проблему:

  • любит не просто командовать и руководить, но и манипулировать, устраивать интриги;
  • шутки полны желчи и ненависти, зло высмеивает всех подряд;
  • обзывается, вешает на людей ярлыки;
  • делит мир на белое и чёрное, людей — на своих и чужих;
  • чётко очерчивает круг общения, не подпуская к себе близко какую-то определённую категорию людей;
  • постоянно кого-то осуждает, недоволен поступками других, видит в окружающих только плохое;
  • редко выказывает сочувствие;
  • равнодушно относится даже к самым милым животным;
  • упрямство, своеволие, непреклонность, бескомпромиссность — основные черты характера.

Во-вторых, непосредственно сама детская жестокость может иметь разные формы проявления. Различают вербальную (обзывания, словесные издевательства, мат) и физическую (драки, толкания, кусания). Может быть направлена на разные объекты.

По отношению к другим детям

Чаще всего детская жестокость проявляется в школе и носит название буллинга. Большинство издевается над теми, кто младше и слабее. За счёт них они самоутверждаются в обществе, но при этом сами имеют низкую самооценку. Те же, кто воспитывался в семье как единственный избалованный и залюбленный ребёнок, которому всё разрешено, безжалостны даже к сверстникам.

Травля в школе

По отношению к животным

По отношению к взрослым

В последнее время участились случаи, когда дети демонстрируют неприкрытую жестокость по отношению к родителям. Факторов может быть множество. Если отец постоянно бил и унижал мать, повзрослевший подросток, накопив в себе негатив, способен избить и изувечить его в отместку. Если родители не обращали внимания на ребёнка, устраивали дома пьянки, издевались над ним, в конце концов он станет поступать с ними так же и даже хуже. Не так давно в СМИ получило огласку преступление 14-летнего мальчика. Он напоил мать и её сожителя (они много лет были алкоголиками и заставляли его бегать за водкой и закуской), жестоко избил их и поджёг квартиру.

Не только родители оказываются мишенями для детской жестокости. Бомжи, алкоголики, инвалиды, старики, немощные люди часто становятся объектами издевательств со стороны подростков. Так они вымещают свою злобу на мир взрослых, из-за которых им приходилось терпеть несправедливость.

Типичные проявления жестокости:

  • получение почти физического удовольствия от чужой боли и мучений;
  • немотивированная агрессия, конфликтность, бескомпромиссность;
  • предпочтение отдаётся играм и фильмам с насилием и убийствами;
  • ненависть по отношению к большинству окружающих людей и животным;
  • манипулирование близкими людьми;
  • отсутствие жалости и сочувствия;
  • в драке не могут остановиться;
  • непроизвольные гримасы злобы и ненависти;
  • отсутствие самоконтроля.

Обычно детская жестокость видна невооружённым глазом. Родителям и учителям нужно лишь быть внимательнее к поведению детей и не скрывать случаи её проявления.

Что делать

Шаг 1

Не делать вид, что всё в порядке, не игнорировать ситуацию. Детская жестокость — серьёзная проблема, которую необходимо срочно решать, чтобы не испортить жизнь ни своему ребёнку, ни его окружающим. Самим себе признаться в том, что упустили какие-то моменты в воспитании, которые теперь придётся исправлять.

Шаг 2

Постараться выяснить причину. Если получилось, начать методичную работу по её устранению.


Шаг 3

Пересмотреть стиль воспитания:

А самое главное — надо прививать такие качества, как милосердие, доброта, сочувствие, жалость, сострадание. Для этого — тщательно подбирать книги и фильмы. После чтения и просмотра устраивать совместные обсуждения: какие герои отрицательные, а какие — положительные; что руководило их поступками; на кого стоит быть похожим, а кто из них плохой пример для подражания и т. д.

Шаг 4

Поговорить об этом с учителями, школьными психологами. Если ситуация слишком запущена (жестокость граничит с садизмом), необходимо психотерапевтическое лечение.

Детская жестокость — не только личная боль столкнувшихся с ней родителей, но и актуальная социальная проблема. И она требует повышенного внимания со стороны взрослых во избежание дальнейшей деградации личности и увеличения криминальных элементов современного общества.

Тема детской жесткости – не самая редкая при обсуждении детских проблем. На своём сайте я не буду рассказывать о детях-извергах, детях-убийцах и т.д. Это уже не уровень в развитии личности, а патология. Наша задача – осветить зачатки проблемы и чем это может обернуться в будущем.


Учёные доказали, что жестокость детей происходит из семьи. Я говорила об этом, когда писала статью об отсутствии дисциплины в классе.

жестокие дети

Ребёнок — отражение родителей.

Норма детской жестокости – что это такое?

Как быть с обидчиком?

Помните, что если ваш ребёнок жестокий – пересмотрите своё поведение (вы сами грубы или слишком заботливы). Если она начала проявляться в подростковом возрасте – со временем пройдёт. Если переходит границы – обращайтесь к специалистам.

Воспитание ребёнка и развитие его личности во многом – отражение вашего воспитания. Хотите видеть своего ребёнка воспитанным, умным, добрым – работайте сперва над самим собой, тогда остальное будет гораздо проще.


В одном документальном фильме было показано, как у тигрицы родились трое крошечных тигрят. Один из них родился с покалеченной лапой. Двое других тигрят изгнали его из своей стаи, фактически приговорив малыша к мучительной смерти. Эти здоровые тигрята чем-то похожи на некоторых школьников – они бывают очень жестоки по отношению к своим одноклассникам, устраивая им мучительную жизнь. Почему так происходит? Ваш взгляд? Пожалуйста, оставьте свой комментарий, перейдя по ссылке [ссылка заблокирована по решению администрации проекта]

Потому что это природа. У человека есть инстинкты. Они направлены на выживание не особи, а популяции. Остановить жестокость может только воспитание. Я был таким тигрёнком. Я был обречён на гибель. Но я выжил. Я не стал маньяком, как многие не моём месте. Я простил детей, которые меня не поняли, я простил воспитателей и учителей. которым было насрать на меня. Я простил родителей. которые меня бросили. И решил не быть таким как они. В этом смысл этого биологического инстинкта. Это было испытание для меня. И я это понял

Не только школьники жестоки. Дети вообще жестоки - и в песочнице и в саду и старших классах. "Изгоняют раненых")) - то есть либо сами бунтуют против взрослых, против правил, порядков и т. п. , либо изгоняют и глумятся над непохожими на большинство., Почему? Да незнаю даже - наверное что то вроде естественного отбора - право на "полноценную" жизнь есть только у "нормального" или более сильного. Да и изысков всяких они еще незнают - пока умеют делать все со свойственным им максимализмом - грубость, драки, агрессивность в общем. Но радует что есть прелестные, умные хорошие дети).

Потому что родители этих детей не обьяснят чаду-Не бей слабого никогда, а если кто будет бить-защищай.
не учат доброте и состраданию, потому что сами злые

Это естественный отбор - борьба вида за нормальное, здоровое и полноценное потомство. А следовательно - за продолжение рода и сохранение самого вида.

Наверное, родительское упущение плюс воспитание в структурах (сад, школа. ), а те родители, которые смогли вложить доброту, участие, чувство сострадания. -в обществе (сад, школа) -зачастую считают такого ребёнка-белой вороной. .
И конечно очень важен государственный подход к *особенным* людям. да, да. именно так, когда за границей сделаны все удобства для людей-инвалидов, транспорт-позволяет свободно перемещаться людям с ограниченными возможностями и их не прячут от общества-тогда общество совершенно по-другому реагирует. Когда в школах введён запрет, на подтрунивания над другими детьми, на травлю. -это тоже действует. Наверно-так

Всегда встречается детская жестокость. Каждый хочет выделится, каждый хочет показать что он самый "крутой". А для этого ищут жертву. Вокруг "крутого" собираются его подхалимы, боящиеся попасть в категорию "жертв". Издеваются над всеми, кто хоть немного на них не похож. Так они повышают свое авторитет и самомнение. А потом вырастают, умнеют и жалеют о содеянном (в лучшем случае) .
В случае с тиграми сработал инстинкт на выживание - он и сам не сможет в случае чего убежать, так и мать же попытается его спасти. В мире животных нет места слабым.

Согласна с Ириной Валеевой - причина в воспитании.
Как я восприняла вопрос - что происходит? Враг не дремлет. "Сильные" идут путём наименьшего сопротивления. Самоутверждаются за счёт "странных", калекам надо помогать, к ним надо подстаиватся, а это неудобно. Это отнимает силы на то, чтобы выжить самим. Если родители не потрудились вложить доброе и умное в чадо (а прежде - в себя) , то чадо будет зверёнок.


Если посмотреть как сейчас большая часть родителей обращается со своими детьми, то можно сказать, что и родители очень жестоки. Я бы сказала, что дети жестоки не только в школе, но и на улице. Вспомните подрпостковую преступность. А сколько насилия даже в мультфильмах видят они с детства. Вот и ответ

не только в школе, везде. посмотрим что идет по тв. - насилие, убийства. в мульт. квадратные головы. где доброе и ласковое? моей дочери устроили байкот- за то, что не дала списать контрольную. она учится на одни 5, и я прошу что бы она вначале сама сделала а только потом помогала. а дети считают наоборот.

правильно сказано - деть срез общества - оглянитесь вокруг себя, пьянство, бомжи. и т. д. они все это видят. и переносят в свой мир - детский. они сейчас живут по зоновским законам - так же собирают общак, свой сленг. похожий на зоновский. а сколько у нас неблагополучных семей? им по барабану собственные дети. .
короче все от воспитания родителей.

по моему ввсе зависит от воспитания и уровня культуры мы растеряли эти ценные вещи поэтому и поколения наши с каждым годом все хуже и страшнее

Читайте также: