Ф и тютчев биография план урока

Обновлено: 04.07.2024

ФЁДОР ИВАНОВИЧ ТЮТЧЕВ
(1803 - 1873)

Уроки литературы в 10 классе[1]

Учебно-методическое пособие
для учителей-словесников, руководителей методических объединений школ,
студентов филологических факультетов вузов.


УРОК 53
Ф. И. ТЮТЧЕВ: ЖИЗНЬ, ТВОРЧЕСТВО, СУДЬБА.
ЕДИНСТВО МИРА И ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ
В ЛИРИКЕ ПОЭТА

Цель:
ознакомить учащихся с фактами биографии поэта и особенностями лирических стихотворений Ф. И. Тютчева; показать единство мира и философии природы в лирике Ф. И. Тютчева; совершенствовать навыки анализа стихотворного текста; приобщать к ценностям духовной культуры; прививать интерес к поэтическому слову, поэзии, учить бережному отношению к природе.

Оборудование:
учебник, раздаточный материал, портрет Ф. И. Тютчева, тексты стихотворений Ф. И. Тютчева; иллюстративный материал.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

1. Анализ зачётной работы за I полугодие

2. Вводно-ориентировочная беседа

• Вспомните и расскажите, что вам известно о Фёдоре Ивановиче Тютчеве.

• Какие произведения поэта вы знаете? Прочитайте наизусть ваши любимые стихотворения.

— Имя Фёдора Ивановича Тютчева оставалось неизвестным русскому читателю долгое время даже после того, как художественное дарование этого замечательного поэта достигло зрелости, и он не только создал, но и опубликовал многие свои стихотворения, ставшие впоследствии хрестоматийными и вошедшие в число лучших образцов русской лирики. Обратим внимание на портрет поэта.

Что же это были за речи, которые и сейчас, много лет спустя после смерти их творца, не перестают пленять нас своей неувядающей прелестью?

IV. Работа над темой урока

2. Объяснение учителя

Если в первый период творчества Ф. И. Тютчев выступал как поэт философского плана, то в зрелом возрасте поэзия мысли обогатилась у него сложностью чувств и настроений. Для выражения сложного мира человеческой души поэт использовал ассоциации и образы природы.

…перед ней мы смутно сознаём
Себя самих — лишь грёзою природы.

Здесь, как и в ряде других стихотворений, звучит мотив бездны (хаоса) — один из ключевых мотивов тютчевской лирики.

Пройдут годы, и он напишет:

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик…
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…

Вы зрите лист и цвет на древе:
Иль их садовник приклеил?
Иль зреет плод в родимом чреве
Игрою внешних, чуждых сил?

Они не видят и не слышат,
Живут в сем мире, как впотьмах!
Для них и солнцы, знать, не дышат
И жизни нет в морских волнах!

Лучи к ним в душу не сходили,
Весна в груди их не цвела,
При них леса не говорили
И ночь в звездах нема была!

И языками неземными,
Волнуя реки и леса,
В ночи не совещалась с ними
В беседе дружеской гроза!

Не их вина: пойми, коль может,
Органа жизнь глухонемой!
Увы, души в нем не встревожит
И голос матери самой![2]

Тютчев был поэтом не по профессии, а по своему предназначению. Может быть, поэтому его поэзия наполнена ощущением гармонии мирозданья. Он ничего не выдумывал, а просто записывал то, что видел и чувствовал. И, наверное, потому ему удалось создать свою художественную модель Вселенной. Его пейзажные образы рождаются из мгновенных впечатлений от жизни природы, о которых он рассказывает своим неповторимым языком.

3. Ознакомление со статьёй учебника по теме урока
(с последующей записью в тетрадях)

Особенности поэзии Ф. И. Тютчева

• Творчеству Тютчева присуще живое ощущение Бесконечности и Вечности как реальности, а не каких-то отвлечённых, абстрактных категорий.

• Тютчев — открыватель новых образных миров в поэзии.

• Масштаб поэтических ассоциаций Тютчева поразителен.

Основные темы и мотивы лирики

• Поэт и поэзия; духовный кризис современного поколения; свобода и счастье.

• Россия; природа; любовь.

1) Выразительное чтение наизусть заранее подготовленным учащимся

3) Аналитическая беседа

• Какие два мира поэт изображает в стихотворении? Какой из миров описан подробнее? Что характерно для внутреннего мира человека?
(Чувства, мечты, мысли, душевные движения)

• Каковы приметы внешнего мира? Какие картины природы важны поэту для создания образа внешнего мира?
(Звёзды в ночи, ключи, наружный шум, дневные лучи)

• Какой характер придаёт тексту обилие глаголов в повелительном наклонении?

4) Обобщение учителя

— Слово silentium переводится с латыни на русский язык как молчание.

В этом слове и заключена основная мысль стихотворения — одиночество поэта, его внутренний мир, скрытый от посторонних глаз. Произведение состоит всего из трёх строф, но они наполнены очень глубоким смыслом, и каждую строфу можно считать отдельной частью стихотворения. Очевидно, что внутренний мир человека для Тютчева аналогичен Космосу, включая весь мир, но в странном, трансформированном виде, непривычном и непонятном человеку. Именно поэтому автор предписывает сохранять молчание.

1) Выразительное чтение наизусть заранее подготовленным учащимся

3) Аналитическая беседа

• К кому обращены первые строки стихотворения?

• В чём родство природы и человека?

4) Обобщение учителя

— Ни для кого из русских поэтов, кроме А. А. Фета, природа не являлась таким постоянным источником впечатлений и раздумий, как для Ф. И. Тютчева.

1) Выразительное чтение наизусть заранее подготовленным учащимся

3) Аналитическая беседа

• Что общего видит поэт между природой и мифическим сфинксом?

• Можно ли утверждать, что в этом стихотворении человек и природа изначально враждебны?

• Есть ли у природы загадка, которую не может разгадать человек, или это иллюзия, обман?

4) Обобщение учителя

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

• Согласитесь или опровергните одно из высказываний о лирике Ф. И. Тютчева.

У него не то что мыслящая поэзия, а поэтическая мысль; не чувство рассуждающее, мыслящее — а мысль чувствующая и живая. От этого внешняя художественная форма не является у него надетой на мысль, как перчатка на руку, а срослась с нею, как покров кожи с телом… это сама плоть мысли (И. С. Аксаков).

2. Заключительное слово учителя

Чему бы жизнь нас ни учила,
Но сердце верит в чудеса:
Есть нескудеющая сила,
Есть и нетленная краса.

И увядание земное
Цветов не тронет неземных,
И от полуденного зноя
Роса не высохнет на них.

И эта вера не обманет
Того, кто ею лишь живёт,
Не всё, что здесь цвело, увянет,
Не всё, что было здесь, пройдёт.

VI. Домашнее задание

Silentium!
Ф. И. Тютчев[3]

Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои –
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи, –
Любуйся ими – и молчи.

Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
Мысль изреченная есть ложь.
Взрывая, возмутишь ключи, –
Питайся ими – и молчи.

Лишь жить в себе самом умей –
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум;
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи, –
Внимай их пенью – и молчи.
1830 (вернуться к уроку)
Природа — сфинкс. И тем она верней…
Ф. И. Тютчев[4]

Природа — сфинкс. И тем она верней
Своим искусом губит человека,
Что, может статься, никакой от века
Загадки нет и не было у ней.
1869
(вернуться к уроку)
1. Источник: Литература. 10 класс. Планы-конспекты для 105 уроков. Учебно-методическое пособие / Галина Фефилова. — Москва : Издательство АСТ, 2016. — 445 с. (вернуться)

Цель: Познакомить кратко с биографией поэта, основными мотивами его лирики.

Задачи:

  1. Рассказать об основных фактах биографии Ф.И. Тютчева, о его лирике.
  2. Развивать память, внимание учащихся, их образное мышление.
  3. Воспитывать интерес к предмету, любовь к своей стране, гордость за её поэтов и писателей.

Ход урока

I. Организационный момент.

Поздороваться, проверить готовность учащихся к уроку, наличие дневников, учебников и тетрадей.

II. Слово учителя о Ф.И. Тютчеве, объявление целей урока.

Как мы видим, поэты и писатели 19 и 20 веков с уважением говорили о Ф.И. Тютчеве. Сегодня мы познакомимся с основными фактами его биографии, с его стихами, попробуем не просто читать их, а понять о чём они, что же хотел сказать нам поэт своей лирикой.

Учитель: без знания фактов биографии трудно понять, о чём и почему именно об этом пишет поэт, что его мучило и волновало, кому он посвящал свои стихи о любви.

IV. Слово учителя о С.И. Раиче.

На умственное и нравственное развитие поэта оказали огромное влияние 3 человека: мать, урождённая Толстая, женщина, обладавшая недюжинным умом, крепостной дядька Н.А. Хлопов и домашний учитель Федора С.И. Раич, молодой поэт – переводчик.

Раич сам переводил с латинского, итальянского, знакомил мальчика с произведениями русской и мировой поэзии, поощрял его первые стихотворные опыты.

Возможно, благодаря именно С.И. Раичу Ф.И. Тютчев стал замечательным поэтом, так как с детства ему была привита любовь к литературе, к поэзии.

V. Викторина.

VI. Работа с учебником.

Чтение стихотворений, беседа по вопросам учителя и учебника.

Учитель: стихотворение написано в 1823 или 1854 году, это самый ранний перевод стихов Гейне на русский язык. Впоследствии это стихотворение переводили Лермонтов, Майков, Михайлов, Фет, но только Тютчев сделал попытку передать своеобразие подлинника (чтение стихотворения).

Работа с вопросами и заданиями учебника.

Какие рисунки вы бы нарисовали к стихотворению?

Какие краски бы использовали? Какие звуки слышатся ночью?

Учитель: Стихотворение написано весной, в апреле 1836г., Тютчев легко улавливал еле заметный переход от зимы к весне. Природа и весна в его стихотворении живые, а в месте с природой просыпается, живёт, радуется и человек.

О чём стихотворение? Как вы поняли его идею? Какие краски и почему использует поэт?

Сравните это стихотворение с предыдущим: какое более теплое ? 1-ое или 2-ое вам больше понравилось и почему?

Учитель: стихотворение написано 13 августа 1855 года в городе Рославле Смоленской губернии по пути из Москвы в Овстюг. Строфы этого стихотворения были подсказаны непосредственными впечатлениями от зрелища угнетённой крепостным рабством страны.

Учебник, вопрос 2,3.

Как вы понимаете смысл этой миниатюры?

8. Рассказ заранее подготовленного ученика о Елене Денисьевой, чтение им стихотворения.

? Назовите темы стихотворений Тютчева. О чем он писал?

? Каким вы видите поэта? Определите тему, идею стихотворения.

Вопросы учебника 1,2.

VII. Подведение итогов урока.

1. Слово учителя.

Имя Федора Ивановича Тютчева всегда будет известно читателям, любителям стихов. Люди помнят о нём. В его усадьбе Овстюг, в Брянской области, сейчас музей.

Музей имени поэта был открыт в 1920г. в подмосковной усадьбе Тютчевых Мураново. Этот музей стал основным центром по изучению жизни и творчества Тютчева.

В селе Овстюг есть памятник поэту, много их в Брянской области.

За 70 лет жизни Тютчевым написано всего лишь около 4-х сот стихотворений. Написано мало, но сказано много. Он и в наши дни в числе наиболее почитаемых русских поэтов. Естественным и привычным стало сочетание имен Пушкина, Лермонтова, Баратынского, Некрасова, Фета и Тютчева.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Познакомить учащихся с жизнью и творчеством Ф.И.Тютчева.

Выделить основные темы и особенности тютчевской лирики.

На примере стихотворений показать, что произведения Тютчева несут в себе заряд жизнеутверждающей силы.

Помочь учащимся почувствовать поэтическое обаяние, певучесть и музыкальность текстов Тютчева.

Тип урока: комбинированный

Метод урока: пробуждение интереса

Межпредметная связь: история, английский язык

Эпиграф к уроку:

Жизни блаженство

В одной лишь любви…

I .Организационный момент.

Я рада видеть каждого из вас!

И пусть весна прохладой в окна дышит,

Нам будет здесь уютно, ведь мы все

Друг друга любим, чувствуем и слышим.

II. Ход урока.

1.Вступительное слово учителя:

Тема сегодняшнего урока-жизнь, а также любовная лирика Федора Ивановича Тютчева.

Наш урок -это праздник. Праздник поэзии. Праздник любви. Потому что любовь-это источник поэзии.

Любовь, как и поэзия, овладевает всем существом человека, приводит в движение все силы человека, вдохновляет его на самые лучшие поступки, будоражит творческое воображение…

Эти строки принадлежат поэту Федору Тютчеву, а посвящены они Амалии Лерхенфельд. В русскую миссию в Мюнхене прибыл молодой дипломат Федор Тютчев. Ему 18 лет. Он успел за два года окончить Московский университет. На одном из светских раутов Тютчев встречает очаровательную Амалию Лерхенфельд, побочную дочь прусского короля Фридриха Вильгельма III. Амалия поразила Тютчева своей красотой, образованностью, глубиной чувств. Тютчев околдован и очарован.
Однако в 1826 он женится на Элеоноре Петерсон, а Амалия становится женой первого секретаря русского посольства в Мюнхене барона Крюденера. Шли годы. В 67 лет Тютчев едет на лечение в скучный Карлсбад и вдруг – новая встреча с Амалией. Казалось бы, встретились два старых человека – все прошло, все в прошлом, но .

Я встретил вас – и все былое
В отжившем сердце ожило;
Я вспомнил время золотое –
И сердцу стало так тепло.

В сей день счастливый нежность сына,
Какой бы дар принесть смогла!
Букет цветов? – но флора отцвела,
И луг поблёкнул и долина…

Тютчев рано обнаружил необыкновенные дарования и способности к учению. Получил хорошее домашнее образование, которым с десяти лет руководил Раич, поэт-переводчик, знаток классической древности и итальянской литературы. Уже в двенадцать лет Тютчев поступает на словесное отделение Московского университета. После окончания университета (1821) Тютчев едет в Петербург, поступает на службу в Коллегию иностранных дел, получает место сверхштатного чиновника русской дипломатической миссии в Баварии и в девятнадцать лет отправляется в Мюнхен. За границей Тютчеву предстоит провести двадцать два года.

Картины природы в лирике Тютчева воплощают глубокие, напряжённые трагические раздумья поэта о жизни и смерти, о человечестве и мироздании

В 1839 году Тютчев женится на Эрнестине Дернберг. В 1844 году возвращается на Родину.

Когда Тютчеву было 47 лет, началось любовное увлечение, обогатившее русскую поэзию бессмертным лирическим циклом. 24-летняя Елена Александровна Денисьева училась в Смольном институте с дочерьми Тютчева. Они полюбили друг друга и 14 лет были связаны узами гражданского брака и двумя детьми. Сложность ситуации состояла в том, что Тютчев по-прежнему любил вторую жену Эрнестину, семью. В глазах высшего петербургского света их открытая связь была вызывающе скандальной, причём вся тяжесть осуждения пала на плечи Денисьевой. Под влиянием двусмысленного положения в свете в Елене Александровне развились раздражительность, вспыльчивость. Всё это ускорило ход её болезни (чахотка) и в 1864 году она умирает.

Последние годы жизни.

С 1858 года и до конца своих дней Тютчев занимал должность председателя Комитета цензуры иностранной. Чувство одиночества было ощутимо в последние годы жизни поэта. Ушли из жизни многие близкие люди. Тяжело больной, прикованный к постели, Тютчев поражал окружающих остротой и живостью ума, интересом к событиям политической и литературной жизни.

Умер Тютчев 15/27 июля 1873 года.

После смерти поэта вышло издание его стихотворений. А.А.Фет приветствовал его стихотворным посвящением:

Но муза, правду соблюдая,
Глядит – а на весах у ней
Вот эта книжка небольшая,
Томов премногих тяжелей

Один из многих памятников Ф.И.Тютчеву находится в селе Овстуг на Брянщине.


Родился Федор Иванович Тютчев 23 ноября (5 декабря) 1803 года в усадьбе Овстуг Орловской губернии.

Важной деталью в биографии Тютчева является то, что начальное образование было им получено дома. Он изучал поэзию Древнего Рима и латынь. Затем он обучался в университете Москвы на отделении словесности.

Окончив университет в 1821 году, начинает работать в Коллегии иностранных дел. В качестве дипломата отправляется в Мюнхен. Впоследствии поэт проводит за границей 22 года. Там же была встречена большая и самая главная в жизни Тютчева любовь – Элеонора Петерсон. В браке у них родилось три дочери.

Начало литературного пути

Первый период в творчестве Тютчева приходится на 1810–1820 годы. Тогда были написаны юношеские стихотворения, весьма архаичные и похожие на поэзию прошлого века.
Второй период творчества писателя (20-е – 40-е годы) характеризуется использованием форм европейского романтизма и русской лирики. Его поэзия в этот период становится более оригинальной.

Возвращение в Россию

А 1844 году Тютчев вернулся в Россию. С 1848 года занимает должность старшего цензора в министерстве иностранных дел. Вместе с тем принимает активное участие в кружке Белинского, участниками которого также были Иван Тургенев, Николай Некрасов, Иван Гончаров и другие.

Третьим периодом его творчества стали 50-е – начало 70-х годов. Стихотворения Тютчева в этот период не выходят в печать, а произведения свои он пишет в основном на политическую тематику.

Биография Федора Тютчева в конце 1860-х годов была неудачной как в личной жизни, так и в творческой. Вышедший в 1868 году сборник лирики Тютчева, кратко говоря, не получил большой популярности.

Смерть и наследие

Беды сломили его, здоровье ухудшилось, а 15 июля 1873 года Федор Иванович умер в Царском Селе. Поэта похоронили в Санкт-Петербурге на Новодевичьем кладбище.

2.Интересные факты

Тютчев был очень влюбчивым человеком. В его жизни была связь с графиней Амалией, затем женитьба на Э. Петерсон. После ее смерти второй женой Тютчева стала Эрнестина Дернберг. Но и ей он изменял в течение 14 лет с другой возлюбленной – Еленой Денисьевой.

Всем своим любимым женщинам поэт посвящал стихи.

Всего у поэта родилось 9 детей от разных браков.

Оставаясь всю жизнь на государственной службе, Федор Иванович Тютчев так и не стал профессиональным литератором.

Домашнее задание


-75%

Читайте также: