Эволюция менеджмента как научной дисциплины школа научной организации управления
Обновлено: 02.07.2024
Под научными основами понимается система научных знаний, которая составляет теоретическую базу практики управления, обеспечивает практику менеджмента научными рекомендациями. Авторы работ по научному управлению выдвинули следующие научные требования:
1)использование научного анализа для решения конкретных задач;
2)важность отбора работников, наиболее подходящих для выполнения конкретных задач;
3)необходимость обеспечения работников ресурсами для эффективного выполнения задач.
В зарубежной практике управления сложились следующие концепции:
1. Научного управления. 2.Административного управления. 3.Управления с позиций психологии и человеческих отношений. 4.Управления с позиций науки о поведении. 5.адаптации 6.глобальной стратегии 7.целевой ориентации 8.рыночного управления.
Менеджмент как наука управления разрабатывает средства и методы, которые способствовали бы наиболее эффективному достижению целей организации.
В определениях менеджмента как науки подчеркивается важность упорядоченных знаний об управлении. Они позволяют не только своевременно и качественно управлять текущими делами, но и прогнозировать эволюцию событий и в соответствии с этим разрабатывать стратегию и тактику организаций. Они служат опорой и при постановке задач, и при осуществлении управленческой практики. Поэтому наука управления имеет свою теорию, содержанием которой являются законы и закономерности, принципы, функции, формы и методы целенаправленной деятельности людей в процессе управления.
Любая управленческая деятельность состоит из следующих этапов:
1. получение и анализ информации;
2. выработка и принятие решений;
3. организация их выполнения;
4. контроль, оценка полученных результатов, внесение корректив в ход дальнейшей работы;
5. вознаграждение или наказание исполнителей.
Конечной целью менеджмента является обеспечение прибыльности или доходности, в деятельности фирмы путем рациональной организацией производственного процесса, включая управление производством и развитием технико – технологической базой, а также эффективное использование кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации, творческой активности и лояльности каждого работника.
Менеджмент призван создавать условия для успешного функционирования фирмы, исходя из того, что прибыль является не причиной существования фирмой, а результатом его деятельности, который в конечном результате определяет рынок. Ситуация на рынке постоянно меняется. Целью менеджмента в этих условиях является постоянное преодоление риска или рисковых ситуаций не только в настоящем, но и в будущем, для чего требуется наличие определенных денежных средств и предоставление менеджерам определенной степени свободы и самостоятельности в хозяйственной деятельности в целях быстрого реагирования и адаптации к применяющимся условиям.
Хозяйственное управление в целом решает следующие задачи:
- оперативная (тактическая) заключается:
· в обеспечении условий текущей деятельности;
· в восстановлении постоянно нарушаемого равновесия между отдельными элементами, между ней в целом и внешней средой;
· в организации деятельности работников по достижению поставленных целей;
- стратегическая обеспечивает развитие и совершенствование фирмы, перевод ее в качественно и количественно иное состояние.
Эволюция менеджмента как научной дисциплины
Первые научные работы по менеджменту, обобщающие накопленный практический опыт управления, появились за рубежом в начале XX в. Основателем научного менеджмента считается американский инженерФредерик Тейлор (Школа научного управления).
Организационно-технологический подход в менеджменте получил дальнейшее развитие в трудах Г. Ганнта, Ф. и Л. Гилбретов, Г. Эмерсона, Г. Форда.
Известным представителем административной школы является Макс Вебер, автор теории рациональной бюрократии. Суть этой теории в том, что порядок и предсказуемость в деятельности организации могут быть достигнуты только при строгом следовании правилам, предписаниям и инструкциям.
В 30—50-е гг. XX в. получила распространение неоклассическая школа, или школа человеческих отношений, научного менеджмента, к представителям которой относились немецкий психологГ. Мюнстерберг, американцыМ. Фоллетт, Э. Мейо. Они считали, что центр тяжести в управлении нужно перенести на отношения между людьми в процессе производства. Управление изучалось ими с помощью методов психологии и социологии, т.е. наук о человеческом поведении. Согласно их теории, человек — главный объект внимания, поэтому предлагалось производить отбор кандидатов на основе тестирования, проверки совместимости будущих работников друг с другом, склонности к различным профессиям, а также использовать психологическое воздействие для оптимизации их деятельности.
Читайте также:
- Какая характеристика относится к 2 типу школьная тревожность на фоне эмоциональной депривации
- План родительского собрания в школе по английскому языку
- Какие тенденции протекают в современном искусстве кратко
- Как вы думаете всегда ли достаточно проводить какой либо один вид мелиоративных работ кратко
- В чем главная задача учителя толстой кратко