Эволюция менеджмента как научной дисциплины школа научной организации управления

Обновлено: 02.07.2024

Под научными основами понимается система научных знаний, которая составляет теоретическую базу практики управления, обеспечивает практику менеджмента научными рекомендациями. Авторы работ по научному управлению выдвинули следующие научные требования:

1)использование научного анализа для решения конкретных задач;

2)важность отбора работников, наиболее подходящих для выполнения конкретных задач;

3)необходимость обеспечения работников ресурсами для эффективного выполнения задач.

В зарубежной практике управления сложились следующие концепции:

1. Научного управления. 2.Административного управления. 3.Управления с позиций психологии и человеческих отношений. 4.Управления с позиций науки о поведении. 5.адаптации 6.глобальной стратегии 7.целевой ориентации 8.рыночного управления.

Менеджмент как наука управления разрабатывает средства и методы, которые способствовали бы наиболее эффективному достижению целей организации.

В определениях менеджмента как науки подчеркивается важность упорядоченных знаний об управлении. Они позволяют не только своевременно и качественно управлять текущими делами, но и прогнозировать эволюцию событий и в соответствии с этим разрабатывать стратегию и тактику организаций. Они служат опорой и при постановке задач, и при осуществлении управленческой практики. Поэтому наука управления имеет свою теорию, содержанием которой являются законы и закономерности, принципы, функции, формы и методы целенаправленной деятельности людей в процессе управления.

Любая управленческая деятельность состоит из следующих этапов:

1. получение и анализ информации;

2. выработка и принятие решений;

3. организация их выполнения;

4. контроль, оценка полученных результатов, внесение корректив в ход дальнейшей работы;

5. вознаграждение или наказание исполнителей.

Конечной целью менеджмента является обеспечение прибыльности или доходности, в деятельности фирмы путем рациональной организацией производственного процесса, включая управление производством и развитием технико – технологической базой, а также эффективное использование кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации, творческой активности и лояльности каждого работника.

Менеджмент призван создавать условия для успешного функционирования фирмы, исходя из того, что прибыль является не причиной существования фирмой, а результатом его деятельности, который в конечном результате определяет рынок. Ситуация на рынке постоянно меняется. Целью менеджмента в этих условиях является постоянное преодоление риска или рисковых ситуаций не только в настоящем, но и в будущем, для чего требуется наличие определенных денежных средств и предоставление менеджерам определенной степени свободы и самостоятельности в хозяйственной деятельности в целях быстрого реагирования и адаптации к применяющимся условиям.

Хозяйственное управление в целом решает следующие задачи:

- оперативная (тактическая) заключается:

· в обеспечении условий текущей деятельности;

· в восстановлении постоянно нарушаемого равновесия между отдельными элементами, между ней в целом и внешней средой;

· в организации деятельности работников по достижению поставленных целей;

- стратегическая обеспечивает развитие и совершенствование фирмы, перевод ее в качественно и количественно иное состояние.

Эволюция менеджмента как научной дисциплины

Первые научные работы по менеджменту, обобщающие накопленный практический опыт управления, появились за рубежом в начале XX в. Основателем научного менедж­мента считается американский инженерФредерик Тейлор (Школа научного управления).

Организационно-технологический подход в менедж­менте получил дальнейшее развитие в трудах Г. Ганнта, Ф. и Л. Гилбретов, Г. Эмерсона, Г. Форда.

Известным представителем административной школы является Макс Вебер, автор теории рациональной бюрократии. Суть этой теории в том, что порядок и предсказуемость в деятельности организации могут быть достигнуты только при строгом следовании правилам, предписаниям и инструкциям.

В 30—50-е гг. XX в. получила распространение неоклас­сическая школа, или школа человеческих отношений, научно­го менеджмента, к представителям которой относились немецкий психологГ. Мюнстерберг, американцыМ. Фоллетт, Э. Мейо. Они считали, что центр тяжести в управле­нии нужно перенести на отношения между людьми в про­цессе производства. Управление изучалось ими с помо­щью методов психологии и социологии, т.е. наук о челове­ческом поведении. Согласно их теории, человек — глав­ный объект внимания, поэтому предлагалось производить отбор кандидатов на основе тестирования, проверки со­вместимости будущих работников друг с другом, склонно­сти к различным профессиям, а также использовать пси­хологическое воздействие для оптимизации их деятельно­сти.

Читайте также: