Этнопсихология как наука кратко

Обновлено: 02.07.2024

Методология этнической психологии – это наиболее общие представления об идейных позициях этой науки, основных закономерностях познания и осмысления ею национально-психологических особенностей представителей конкретных этнических общностей. Методология этнической психологии определяется, с одной стороны, своеобразием ее предмета: чтобы успешно исследовать национально-психологические особенности людей, нужно верно представить себе их содержание, закономерности формирования и функционирования, соотношение с другими элементами общественного сознания. С другой стороны, лишь познание реальной специфики и закономерностей развития национальной психики помогает определить те методы и использовать те методики, с помощью которых она может эффективно изучаться.

Обычно различают три уровня методологии этнической психологии.

Общая методология обеспечивает наиболее правильные и точные представления о самых общих законах развития объективного мира, его своеобразии и составляющих компонентах, а также месте и роли в нем тех явлений, которые изучает этническая психология. Общая методология отечественной психологической науки исходит из того, что:

· окружающий нас мир материален (состоит из материи);

· материя первична, а сознание и психика вторичны;

· различные виды материи находятся в непрерывном движении, развитии и взаимодействии;

· движение и взаимодействие материи определяют собой качественные особенности всех общественно-психологических явлений (в том числе и национально-психологических феноменов) и социальной (национальной) активности людей;

· взаимодействие – это объективная, универсальная форма движения и развития, определяющая существование и структурную организацию любой материальной системы, в том числе и социальных (этнических) групп;

· в истории человечества взаимодействие было изначальной формой зарождения и последующего развития всего существования, всей жизни людей как высокоорганизованных живых существ с разветвленной системой различных форм связей между ними и окружающей действительностью;

· только в ходе филогенетической эволюции самого человека взаимодействие его с другими индивидами превратилось в полноценную, разноуровневую и многофункциональную совместную деятельность людей;

· характер и содержание многочисленных общественных отношений во многом обусловлены спецификой и обстоятельствами самого взаимодействия, целями, преследуемыми конкретными людьми в его процессе, а также местом, которое они занимают в обществе;

· все виды общественных отношений пронизывают, в свою очередь, психологические отношения людей, т. е. субъективные связи, возникающие в результате их фактического взаимодействия и сопровождаемые уже различными эмоциональными и другими переживаниями (симпатиями и антипатиями) индивидов, в них участвующих;

· как результат материальной и духовной жизни индивидов, их исторического развития формируется общественное (в том числе и национальное) сознание людей, представляющее собой отражение их социального бытия, общественных и психологических отношений;

· общественное сознание, социальные и психологические отношения людей поддаются всестороннему изучению и осмыслению с помощью специальных методов и методик исследования, разработанных психологической наукой.

Специальная методология, или методология самой этнической психологии, позволяет последней формулировать свои собственные (внутринаучные) законы и закономерности, относящиеся к своеобразию формирования, развития и функционирования тех феноменов, которые она исследует. Специальной методологией этнической психологии выступают методологические принципы психологической науки в целом, которыми она должна руководствоваться при анализе национально-психологических феноменов.

Принцип детерминизма показывает причинную обусловленность национально-психологических особенностей социальными и иными, в том числе общепсихологическими, факторами, влиявшими на процесс формирования той или иной этнической общности, которые и определяют специфику функционирования и проявления этих обязанностей. Вот почему для того чтобы правильно осмыслить конкретный этнопсихологический феномен, необходимо понять специфические причины и условия, его породившие.

Методологический принцип единства сознания и деятельности вооружает этнопсихологию правильным пониманием сущности проявления этнопсихологических феноменов в зависимости от закономерностей того или иного вида деятельности, в которую вовлечен представитель национальной общности. С одной стороны, очевидно, что общие закономерности конкретной деятельности рождают сходство в проявлении психологии ее субъектов; с другой – национальное самосознание, будучи по своему происхождению своеобразным у каждого народа, вносит такое же отличие и в элементы, формы и результаты самой деятельности.

Принцип личностного подхода требует при изучении любых национально-психологических особенностей учитывать, что их носителем всегда выступает, во-первых, конкретная личность и, во-вторых, представитель определенной этнической общности с характерными для него чувствами, мыслями, переживаниями и т. д. Следовательно, нужно постоянно помнить: в психологии каждого человека присутствует и личностно, и национально особенное, проявляющиеся в единстве и противоречивости своего сочетания.

Можно говорить и о наличии у этнической психологии своих собственных методологических принципов, каким, например, выступает принцип гносеологического подхода к анализу национально-психологических особенностей людей, который ориентирует на тщательное изучение и сопоставление социально-исторического своеобразия процессов развития одной нации или народа с другими, учит видеть проявление специфического в психологии людей как результат закономерного сочетания воздействия известных экономических, политических, социальных, культурных и психологических факторов.

Кроме того, необходимо принимать во внимание и принцип учета этнологических факторов. Последние производны от материальной жизни и материального бытия людей. При их осмыслении важно руководствоваться демографическими и статистическими закономерностями, которым они подчиняются в своем развитии, влияя тем самым и на психологию человека.

Следует помнить и о принципе относительности всех психологических характеристик наций, равноправия и взаимоуважения их представителей в вопросах духовного развития каждого этноса, который ориентирует ученых на достаточно осторожное обращение с результатами своих исследований, предполагает отказ от противопоставления и абсолютизации конкретных черт этнической психики конкретных народов.

Наконец, частная методология этнической психологии представляет собой совокупность методов, способов, приемов, методик и техник исследования конкретной наукой различных явлений, которые составляют предмет и объект ее анализа. Под методом обычно понимается основной путь познания того или иного явления, а под методикой – совокупность методических, технических приемов, которые своим своеобразием, последовательностью и взаимосвязью модифицируют данный метод. Методики в отличие от метода, имеющего более универсальный характер, всегда привязаны к изучению какого-либо конкретного феномена. Под техникой же исследования того или иного явления обычно подразумевается совокупность специальных приемов для эффективного использования той или иной методики (приемы статистического анализа, приемы контроля надежности информации, приемы измерения количественных характеристик и т. д.).

Этнопсихология –это наука, возникшая на стыке соц.психологии, социологии и этнографии, которые также в той или иной мере изучают национальные особенности человеческой психики. Т.к.сфера проявления нац-х особенностей психики достаточно обширна и в то же время весьма рельефно очерчена в структуре обществ.сознания, выделилась особая отрасль соц.псих. – этнопсихология.

Философия и социология теоретически осмысливают психол.своеобразие этнических групп, и прежде всего наций,и,кроме того,специфику его влияния на межнациональное общение людей. Этнография нацелена на анализ, объяснение нравов, обычаев, быта различных этносов, их взаимоотношений в семье, ценностных ориентаций и т.д. Однако подходы этнографии к пониманию сущности этнопсихологич.феноменов основываются не на психол.закономерностях, а на соц-х, что не позволяет методологически очень точно осмыслить содержание собственно психологич.механизмов их формирования и функционирования.

В психологии народов этнопсихолог.черты базируются на одной общечеловеческой психол.основе. Своеобразие нац-ной психологии того или иного народов выражается не в каких-то неповторимых психол.чертах, а в неповторимом их сочетании, воплощенном в исторических традициях, предписывающих определенные формы реакций и поведения в ходе социализации.

Этнопсихология –это наука, изучающая закономерности развития и проявления национально-психологических особенностей людей как представителей конкретных этнических общностей. Она является отраслью соц.психологии и базируется на исследованиях, осуществляемых не только учеными-психологами, но и социологами, этнографами, философами. Национально-психологические особенности людей – реально существующие, функционирующие и осознаваемые исследователями явления общественного сознания, имеющие свои специфические свойства, своеобразные механизмы проявления и оказывающие большое воздействие на поведение и деятельность людей.

Задачи этнопсихологии: 1. Всестороннее осмысление и обобщение данных о факторах и источниках форм-ния национально-психол. особенностей представителей конкретных этнич. общностей. 2. Изучение специфики мотивационной сферы нац. психики представителей тех или иных этнич. общностей с целью анализа своеобразия проявления деловитости, инициативности и др. качеств,определяющих важнейшие показатели эффективной деятельности людей. 3. Исследование нац-х хар-тик интеллектуально-познавательной активности людей конкретной национальности, проявляющихся в трудовой деят-ти, степени приверженности логике, скорости мыслительных операций, концентрации и устойчивости внимания и т.д. 4. Анализ и выявление закон-стей протекания нац-х чувств, организация наблюдений за спецификой выражения эмоций представителями конкретных этнических общностей с целью констатации закономерностей их эмоц-ной жизни. 5.Изучение специфики нац-х установок на волевую активность, выявление устойчивости волевых процессов, своеобразия волевых усилий. 6.Исследование своеобразия коммуникативной сферы этнической психологии людей. 7.Сравнительное изучение нац-но—психологич. Особенностей различных народов мира с целью выявления закон-тей функционирования нац-ной психологии и составления психологич. хар-к этих народов. 8.Выявление отличительных национальных черт психологии различных классов, слоев и др. групп общества с целью обобщения закон-тей (нац-ных, социлогич., культурных и т.д) из развития и функционирования. 9.Обоснование важнейших направлений учета и использования нац.-психол. Особенностей людей в интересах повышения эффективности политич., воспитательной, просветительской, соц-ной и культ.-массовой работы. 10.Всестороннее изучение психологии многочисленных наций и народностей страны, соц.-психол. условий и специфики межнациональных отношений в различных регионах государства, форм экономического, культурного и политич. сотрудничества между народами.

Сущ-ет два вида этнопсихологич. исследований:стандартное–предполагает изучение национально-психологических особенностей представителей одной этнической общности; кросскультурное – сразу нескольких. И в том и в другом случае, осуществл. сравнение и сопоставление нац.-психологич. особенностей представителей различных наций, только в первом случае – конкретн. этнич. группы, во втором – представителей нескольких нац-х групп.




Объектами и предметом исследования выступают: 1. Национ. самосознание, т.е. осознание людьми своей принадлежности к опред. соц.-этнич. общности, осмысление положения своей нации в системе общ-х отношений, понимание нац-х интересов, взаимоотн. своей нации с др. соц.-этнич. общностями, проявл. В идеях, чувствах, стремлениях. 2. Интересы и ценностные ориентации, т.е. осознание личностью своей соц-ной потребности превращает ее в интерес, интерес вызывает побуждение к деят-ти, мотив поведения, установку и цен.ориентацию. Цен. Ориентации проявляются через групповые и личностные нормы как комплекс интегративных суждений, предписаний, требований, обусловливающих поведение группы в целом и ее членов, цели и средства деят-ти. Интересы личности следует определять через направленность ее соц-ной активности на профессиональные формы нац-ной духовной культуры и нац-ную форму предпочтения в культурном поведении. 3. Потребности и мотивы. Потребности в общении, потр. в достижении успеха, познават. потр., творческая, потр. в доминировании и повышения статуса. 4. Коммуникативно-поведенческая деят-ть. Специфика взаимодействия, взаимоотношений и общения в группе или коллективе является следствием проявления свойственных для человека моральных и нравственных норм и традиционных, исторически сложившихся в той или иной нации правил подчинения личности группе, ее интересам. 5. Этнические интересы, т.е. осознание характерных, с точки зрения данного этноса, признаков других нац-ных общностей. Это групповой эталон, сложившийся на основе обществ. мнения одной этнич. группы о наиболее ярких хар-ках другой.

Методологическими принципамиэтнопсихологии как науки выступают принципы психологии. Принцип гносеологического подхода к анализу людей ориентирует на тщательное изучение и сопотавление соц.-историч. своеобразия процессов развития одной нации или народа в отличие от других. Психологический принцип единства сознания и деят-ти – правильное понимание сущности проявления этнопсихологич. феноменов в зависимости от закон-тей того или иного вида деят-ти, в которую вовлечен представитель нац-ной общности. Принцип личностного подхода требует при изучении любых этнопсихологич. явлений учитывать, что их носителем всегда выступает, во-первых, конкретная личность и, во-вторых, представитель конкретной этнич. общности, с характерными для них чувствами, мыслями, ценн. ориентациями и т.д. Принцип детерминизма показывает причинную обусловленность этнопсихологич. явлений соц-ными и иными факторами, имевшими место в процессе форм-ния той или иной нац-ной общности, которые и определяют специфику их функц-ния и проявления.


Этнопсихология –это наука, возникшая на стыке соц.психологии, социологии и этнографии, которые также в той или иной мере изучают национальные особенности человеческой психики. Т.к.сфера проявления нац-х особенностей психики достаточно обширна и в то же время весьма рельефно очерчена в структуре обществ.сознания, выделилась особая отрасль соц.псих. – этнопсихология.

Философия и социология теоретически осмысливают психол.своеобразие этнических групп, и прежде всего наций,и,кроме того,специфику его влияния на межнациональное общение людей. Этнография нацелена на анализ, объяснение нравов, обычаев, быта различных этносов, их взаимоотношений в семье, ценностных ориентаций и т.д. Однако подходы этнографии к пониманию сущности этнопсихологич.феноменов основываются не на психол.закономерностях, а на соц-х, что не позволяет методологически очень точно осмыслить содержание собственно психологич.механизмов их формирования и функционирования.

В психологии народов этнопсихолог.черты базируются на одной общечеловеческой психол.основе. Своеобразие нац-ной психологии того или иного народов выражается не в каких-то неповторимых психол.чертах, а в неповторимом их сочетании, воплощенном в исторических традициях, предписывающих определенные формы реакций и поведения в ходе социализации.

Этнопсихология –это наука, изучающая закономерности развития и проявления национально-психологических особенностей людей как представителей конкретных этнических общностей. Она является отраслью соц.психологии и базируется на исследованиях, осуществляемых не только учеными-психологами, но и социологами, этнографами, философами. Национально-психологические особенности людей – реально существующие, функционирующие и осознаваемые исследователями явления общественного сознания, имеющие свои специфические свойства, своеобразные механизмы проявления и оказывающие большое воздействие на поведение и деятельность людей.

Задачи этнопсихологии: 1. Всестороннее осмысление и обобщение данных о факторах и источниках форм-ния национально-психол. особенностей представителей конкретных этнич. общностей. 2. Изучение специфики мотивационной сферы нац. психики представителей тех или иных этнич. общностей с целью анализа своеобразия проявления деловитости, инициативности и др. качеств,определяющих важнейшие показатели эффективной деятельности людей. 3. Исследование нац-х хар-тик интеллектуально-познавательной активности людей конкретной национальности, проявляющихся в трудовой деят-ти, степени приверженности логике, скорости мыслительных операций, концентрации и устойчивости внимания и т.д. 4. Анализ и выявление закон-стей протекания нац-х чувств, организация наблюдений за спецификой выражения эмоций представителями конкретных этнических общностей с целью констатации закономерностей их эмоц-ной жизни. 5.Изучение специфики нац-х установок на волевую активность, выявление устойчивости волевых процессов, своеобразия волевых усилий. 6.Исследование своеобразия коммуникативной сферы этнической психологии людей. 7.Сравнительное изучение нац-но—психологич. Особенностей различных народов мира с целью выявления закон-тей функционирования нац-ной психологии и составления психологич. хар-к этих народов. 8.Выявление отличительных национальных черт психологии различных классов, слоев и др. групп общества с целью обобщения закон-тей (нац-ных, социлогич., культурных и т.д) из развития и функционирования. 9.Обоснование важнейших направлений учета и использования нац.-психол. Особенностей людей в интересах повышения эффективности политич., воспитательной, просветительской, соц-ной и культ.-массовой работы. 10.Всестороннее изучение психологии многочисленных наций и народностей страны, соц.-психол. условий и специфики межнациональных отношений в различных регионах государства, форм экономического, культурного и политич. сотрудничества между народами.

Сущ-ет два вида этнопсихологич. исследований:стандартное–предполагает изучение национально-психологических особенностей представителей одной этнической общности; кросскультурное – сразу нескольких. И в том и в другом случае, осуществл. сравнение и сопоставление нац.-психологич. особенностей представителей различных наций, только в первом случае – конкретн. этнич. группы, во втором – представителей нескольких нац-х групп.

Объектами и предметом исследования выступают: 1. Национ. самосознание, т.е. осознание людьми своей принадлежности к опред. соц.-этнич. общности, осмысление положения своей нации в системе общ-х отношений, понимание нац-х интересов, взаимоотн. своей нации с др. соц.-этнич. общностями, проявл. В идеях, чувствах, стремлениях. 2. Интересы и ценностные ориентации, т.е. осознание личностью своей соц-ной потребности превращает ее в интерес, интерес вызывает побуждение к деят-ти, мотив поведения, установку и цен.ориентацию. Цен. Ориентации проявляются через групповые и личностные нормы как комплекс интегративных суждений, предписаний, требований, обусловливающих поведение группы в целом и ее членов, цели и средства деят-ти. Интересы личности следует определять через направленность ее соц-ной активности на профессиональные формы нац-ной духовной культуры и нац-ную форму предпочтения в культурном поведении. 3. Потребности и мотивы. Потребности в общении, потр. в достижении успеха, познават. потр., творческая, потр. в доминировании и повышения статуса. 4. Коммуникативно-поведенческая деят-ть. Специфика взаимодействия, взаимоотношений и общения в группе или коллективе является следствием проявления свойственных для человека моральных и нравственных норм и традиционных, исторически сложившихся в той или иной нации правил подчинения личности группе, ее интересам. 5. Этнические интересы, т.е. осознание характерных, с точки зрения данного этноса, признаков других нац-ных общностей. Это групповой эталон, сложившийся на основе обществ. мнения одной этнич. группы о наиболее ярких хар-ках другой.

Методологическими принципамиэтнопсихологии как науки выступают принципы психологии. Принцип гносеологического подхода к анализу людей ориентирует на тщательное изучение и сопотавление соц.-историч. своеобразия процессов развития одной нации или народа в отличие от других. Психологический принцип единства сознания и деят-ти – правильное понимание сущности проявления этнопсихологич. феноменов в зависимости от закон-тей того или иного вида деят-ти, в которую вовлечен представитель нац-ной общности. Принцип личностного подхода требует при изучении любых этнопсихологич. явлений учитывать, что их носителем всегда выступает, во-первых, конкретная личность и, во-вторых, представитель конкретной этнич. общности, с характерными для них чувствами, мыслями, ценн. ориентациями и т.д. Принцип детерминизма показывает причинную обусловленность этнопсихологич. явлений соц-ными и иными факторами, имевшими место в процессе форм-ния той или иной нац-ной общности, которые и определяют специфику их функц-ния и проявления.

1) сравнительные исследования этнических особенностей психофизиологии , когнитивных процессов, памяти , эмоций , речи и т. д., к-рые теоретически и методически составляют неотъемлемую часть соответствующих разделов общей и социальной психологии ;

2) культурологические исследования, направленные на уяснение особенностей символического мира и ценностных ориентаций народной культуры; неразрывно связанные с соответствующими разделами этнографии, фольклористики, искусствознания и т. п.;

3) исследования этнического сознания и самосознания, заимствующие понятийный аппарат и методы из соответствующих разделов социальной психологии, изучающих социальные установки , межгрупповые отношения и т. д.;

4) исследования этнических особенностей социализации детей, понятийный аппарат и методы к-рых ближе всего к социологии и детской психологии.

Поскольку свойства национальной культуры и свойства составляющих этнос (этническую общность) индивидов не тождественны, между культурологическими и психологическими исследованиями Э. всегда существуют определенные расхождения. В современных условиях особое внимание в Э. уделяется изучению психологических причин этнических конфликтов , нахождению эффективных путей их разрешения, а также выявлению истоков роста национального самосознания, развития его в разных социальных и национальных средах.

1) как особое, замкнутое образование, выражающее психическое сходство индивидов, принадлежащих к определенной нации;

1) сравнительные исследования этнических особенностей психофизиологии, процессов когнитивных, памяти, эмоций, речи и прочего (кои теоретически и методически есть неотъемлемая часть соответственных разделов психологии общей и социальной);

2) культурологические исследования, направленные на уяснение особенностей символического мира и ориентации ценностных народной культуры (неразрывно связаны с соответственными разделами этнографии, фольклористики, искусствознания и пр.);

3) исследования сознания этнического и самосознания (заимствуют понятийный аппарат и методы из соответственных разделов психологии социальной, изучающих установки социальные, отношения межгрупповые и пр.);

4) исследования этнических особенностей социализации детей (понятийный аппарат и методы коих ближе всего к социологии и психологии детской).

Поскольку свойства культуры национальной и свойства составляющих этнос (этническую общность) индивидов не тождественны, между культурологическими и психологическими исследованиями этнопсихологии всегда есть определенные расхождения. Абстрактные, необоснованные заключения о психологических особенностях народов способны оскорбить национальные чувства. Здесь острая проблема — надежность тестов и экспериментальных процедур, применяемых для исследования общностей этнических. Разработка этнопсихологии, особенно ее социально-психологических аспектов, имеет важное значение для интернационального воспитания. В этнопсихологии особое внимание уделяется изучению психологических причин конфликтов этнических, нахождению эффективных путей их разрешения, а также выявлению истоков роста самосознания национального, развития его в разных социальных и национальных средах.

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Предметом изучения современной Э. выступает вся система когнитивных, эмоциональных, мотивационных и волевых (конативных) процессов, а также типов личности, свойственных каждому этносу; влияние общеэтнической среды (культуры, природы) на формирование и особенности личности (кросс-культурные исследования). Этнопсихические различия могут иметь место даже при близости народов по происхождению, расе, языку, общественно-экономическому развитию (таковы, напр., различия между современными англичанами, американцами, австралийцами, новозеландцами и канадцами). Несходные географические, экономические и исторические условия породили значительные различия в национальном характере и культуре. См. Маргинальная личность, Модальная личность. (Б. М.)

Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

1) сравнительные исследования этнических особенностей психофизиологии , когнитивных процессов, памяти , эмоций , речи и т. д., к-рые теоретически и методически составляют неотъемлемую часть соответствующих разделов общей и социальной психологии ;

2) культурологические исследования, направленные на уяснение особенностей символического мира и ценностных ориентаций народной культуры; неразрывно связанные с соответствующими разделами этнографии, фольклористики, искусствознания и т. п.;

3) исследования этнического сознания и самосознания, заимствующие понятийный аппарат и методы из соответствующих разделов социальной психологии, изучающих социальные установки , межгрупповые отношения и т. д.;

4) исследования этнических особенностей социализации детей, понятийный аппарат и методы к-рых ближе всего к социологии и детской психологии.

Поскольку свойства национальной культуры и свойства составляющих этнос (этническую общность) индивидов не тождественны, между культурологическими и психологическими исследованиями Э. всегда существуют определенные расхождения. В современных условиях особое внимание в Э. уделяется изучению психологических причин этнических конфликтов , нахождению эффективных путей их разрешения, а также выявлению истоков роста национального самосознания, развития его в разных социальных и национальных средах.

1) как особое, замкнутое образование, выражающее психическое сходство индивидов, принадлежащих к определенной нации;

1) сравнительные исследования этнических особенностей психофизиологии, процессов когнитивных, памяти, эмоций, речи и прочего (кои теоретически и методически есть неотъемлемая часть соответственных разделов психологии общей и социальной);

2) культурологические исследования, направленные на уяснение особенностей символического мира и ориентации ценностных народной культуры (неразрывно связаны с соответственными разделами этнографии, фольклористики, искусствознания и пр.);

3) исследования сознания этнического и самосознания (заимствуют понятийный аппарат и методы из соответственных разделов психологии социальной, изучающих установки социальные, отношения межгрупповые и пр.);

4) исследования этнических особенностей социализации детей (понятийный аппарат и методы коих ближе всего к социологии и психологии детской).

Поскольку свойства культуры национальной и свойства составляющих этнос (этническую общность) индивидов не тождественны, между культурологическими и психологическими исследованиями этнопсихологии всегда есть определенные расхождения. Абстрактные, необоснованные заключения о психологических особенностях народов способны оскорбить национальные чувства. Здесь острая проблема — надежность тестов и экспериментальных процедур, применяемых для исследования общностей этнических. Разработка этнопсихологии, особенно ее социально-психологических аспектов, имеет важное значение для интернационального воспитания. В этнопсихологии особое внимание уделяется изучению психологических причин конфликтов этнических, нахождению эффективных путей их разрешения, а также выявлению истоков роста самосознания национального, развития его в разных социальных и национальных средах.

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Предметом изучения современной Э. выступает вся система когнитивных, эмоциональных, мотивационных и волевых (конативных) процессов, а также типов личности, свойственных каждому этносу; влияние общеэтнической среды (культуры, природы) на формирование и особенности личности (кросс-культурные исследования). Этнопсихические различия могут иметь место даже при близости народов по происхождению, расе, языку, общественно-экономическому развитию (таковы, напр., различия между современными англичанами, американцами, австралийцами, новозеландцами и канадцами). Несходные географические, экономические и исторические условия породили значительные различия в национальном характере и культуре. См. Маргинальная личность, Модальная личность. (Б. М.)

Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Читайте также: