Кто предложил четырехступенчатую структуру физического занятия в детском саду

Обновлено: 02.07.2024

Физкультурные занятия дошкольников.

Основной формой организованного обучения физическим упражнениям в дошкольных учреждениях являются физкультурные занятия. При этом обучение на физкультурных занятиях осуществляется в определенной системе и последовательности, что позволяет достигать наилучших результатов в формировании двигательных навыков.

В процессе физкультурных занятий детей готовят к успешному обучению в школе, решаются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.

Занятия, включающие гимнастические упражнения, подвижные игры, проводятся, как правило, в утренние часы (спустя 30 мин. после завтрака). Если занятие организуется во вторую половину дня, то целесообразно начать его сразу после дневного сна или во время пребывания детей на свежем воздухе.

Структура и содержание физкультурного занятия. Физические упражнения в занятии располагаются в определенном порядке, который обусловлен физиологическими и психологическими закономерностями работоспособности организма.

При выполнении физических упражнений работоспособность человека возрастает постепенно. Затем она держится некоторое время на оптимальном уровне, после этого начиняет снижаться. Поэтому к выполнению сложных упражнений (большой интенсивности и повышенной скорости бег, прыжки, метание и др.) нужно подготовить все органы и системы организма (костная, мышечная, сердечнососудистая, дыхательная, нервная). В противном случае возможны травмы (растяжение, разрыв связок, мышц), а также нарушение функции систем организма, в том числе нервной. В свою очередь недостаточная подготовка нервной системы может повлиять на процесс восприятия и усвоения упражнений, на качество их выполнения,

Важно построить физкультурное занятие таким образом, чтобы обеспечить предварительную физическую и психологическую подготовку детей к восприятию и выполнению более сложных упражнений, с помощью которых решаются основные задачи. Исходя из этого, в физкультурном занятии выделяют основную и заключительную части. Каждая часть решает определенные задачи, в соответствии с которыми подбираются и чередуются упражнения, продумывается методика их проведения.

Вводная часть решает психологическую задачу: организовать детей, собрать и активизировать внимание у детей, вызвать у них интерес к занятию, создать бодрое настроение. Для этого используются строевые упражнения, различные виды ходьбы и бега, прыжки на двух и одной ноге на месте и с продвижением, упражнения и игры на внимание, элементы танцев и плясок.

В этой части занятия обеспечивается общая и специальная подготовка организма к выполнению более сложных упражнений, которые планируются в основной части занятия, и к повышенной физической нагрузке.

Общая подготовка наилучшим образом обеспечивается обще-развивающими упражнениями, воздействующими на все группы мышц, а также основными движениями (ходьба, бег, прыжки), которые усиливают деятельность сердечнососудистой и дыхательной систем, вследствие чего физическая нагрузка постепенно возрастает.

В основной части занятия формируются двигательные навыки и умения, развиваются физические качества. Последовательность решения этих задач обусловлена особенностями нервной системы ребенка дошкольного возраста: сначала разучиваются новые упражнения, когда работоспособность ребенка находится на оптимальном уровне. И уже после этого закрепляют навыки в освоенных движениях и развивают физические качества.

Содержание этой части занятия составляют основные движения (бег, прыжки, метание, лазанье и др.), игры большой подвижности, игры-эстафеты, а также в некоторых случаях элементы танцев, плясок. Когда в основную часть занятия вводят несколько наиболее сложных движений, то перед каждым из них дают подготовительные, подводящие упражнения.

В основной части занятия могут разучиваться наиболее сложные общеразвивающие упражнения. Они используются и в качестве подготовительных и подводящих упражнений к основным движениям, а также для развития гибкости, силы, координации движений.

Количество частей в каждом занятии и их последовательность остаются неизменными во всех возрастных группах. Все части занятия взаимосвязаны; содержание вводной и заключительной в большей мере зависит от задач основной части.

Первая-вторая младшая группа.

Занятия во второй младшей группе детского сада проводятся два раза в неделю, их продолжительность составляет до 20 минут. Поме щение (зал, групповая комната) проветривается, предварительно про водится влажная уборка. Поверхность пола должна быть сухой после влажной уборки во избежание травм.

Вводная часть (2—3 минуты) включает упражнения, которые моби лизуют внимание детей, подготавливают к выполнению предстоящей двигательной нагрузки, являясь небольшой разминкой. Это упражне ния в ходьбе, беге, построениях, с различными заданиями, иногда с му зыкальным сопровождением.

Построения и перестроения развивают у детей ориентировку в про странстве, помогают осмысливать свои действия.

Через не сколько занятий воспитатель предлагает построение в шеренгу, ко лонну небольшими группами по кругу, используя ориентиры (кубики, мячи, шнуры и т. д.)

Основная часть (12—15 минут) включает гимнастические упражне ния общеразвивающего характера с различными предметами и без них; основные виды движений (упражнения в равновесии, прыжках, лаза нии и метании), подвижную игру.

Для выполнения общеразвивающих упражнений построения могут быть различными и выполняться по ориентирам (кубики, мячи, кегли), особенно в начале обучения .

Особое внимание воспитатель уделяет правильному исходному по ложению ног, так как это определяет общую нагрузку на организм и от дельные группы мышц.

При проведении общеразвивающих упражнений в положении стоя, как правило, используют две позиции — стойка ноги на ширине ступ ни и на ширине плеч. Наклоны и повороты воспитатель выполняет с детьми 1—2 раза. Далее малыши продолжают выполнять упражнение самостоятельно по указанию педагога. В основном упражнения воспитатель показывает сам и некоторые из них может показать наиболее подготовленный ребенок. После показа и объяснения дети самостоятельно выполняют прыжки, а ритм задает воспитатель — это могут быть удары в бубен, хлопки в ладоши или му зыкальное сопровождение.

В течение одной недели каждого месяца желательно проводить общеразвивающие упражнения без предметов. На остальных занятиях ис пользуется различное оборудование. Это делает упражнения более ин тересными и позволяет варьировать одни и те же задания.

Составляя перспективный план занятий, воспитатель намечает уп ражнения для обучения, повторения и закрепления. На выполнение обучающих упражнений отводится больше времени, на повторение знакомого материала не требуется детального объяснения, а предпола гается лишь некоторые уточнения или частичный показ.

Во второй младшей группе обычно планируется два вида основных движений на одном занятии. Увеличение набора основных движений может снизить качество усвоения упражнений.

Подвижная игра — кульминационный момент занятия в плане физи ческой и эмоциональной нагрузки на организм ребенка.

Заключительная часть (2-3 минут). После подвижной игры детей на до привести в относительно спокойное состояние и только после этого можно перейти к другим видам деятельности. Как правило, в заключи тельную часть занятия входят простые упражнения, игры малой по движности, хороводы.

В средней группе детского сада физкультурные занятия проводятся три раза в неделю в утренние часы; продолжительность занятия составляет 20—25 мин. Помещение, в котором занимаются дети, необ ходимо подготовить в соответствии с гигиеническими требованиями (сделать влажную уборку, проветрить), заранее подобрать необходимый инвентарь. Каждое третье занятие в течение недели проводится на све жем воздухе, на площадке.

На физкультурных занятиях в зале дети занимаются в физкультур ной форме (футболка, трусы, носки, кеды или полукеды). Для занятий на участке дети специально не переодеваются, но во время занятий одежда должна быть облегчена. Зимой желательно надевать детям курт ки, рейтузы, вязаные шапочки. Одежда на занятиях в условиях прогул ки должна соответствовать гигиеническим нормам и требованиям.

Физкультурные занятия в средней группе проводят по общеприня той структуре, состоят из вводной, основной и заключительной частей, каждая из которых, имея конкретные задачи, подчинена единой цели — всестороннему и гармоничному развитию различных двигательных на выков и умений.

Вводная часть (3—4 минуты) подготавливает организм ребенка к пред стоящей более интенсивной нагрузке. Используются упражнения в ходь бе, беге, различные несложные задания с предметами, упражнения, ук репляющие мышцы ног, стопы, формирующие правильную осанку.

При проведении упражнений в ходьбе и беге необходимо соблюдать их целесообразное чередование, не увлекаясь упражнениями в ходьбе. Длительная ходьба утомляет детей и неблагоприятно сказывается на их осанке. Продолжительность бега для детей 4—5 лет на занятиях различ на. В начале года бег осуществляется 2—3 раза по 20—25 сек. в чередова нии с ходьбой, к середине года продолжительность бега может быть увеличена до 30—35 сек.

Основная часть (12—15 минуты) направлена на решение главных за дач занятия — обучение детей новым упражнениям, повторение и за крепление ранее пройденного материала, овладение жизненно важны-

ми двигательными навыками и умениями, воспитание физических ка честв: ловкости, силы, быстроты, выносливости и т. д.

В содержание основной части занятия входят общеразвивающие уп ражнения, упражнения в основных видах движений и подвижная игра.

Общеразвивающие упражнения с предметами (флажки, кубики, кегли, косички, палки и т. д.) и без предметов проводятся в определен ной последовательности: для мышц плечевого пояса, мышц спины и косых мышц живота (наклоны, повороты) и ног. В средней группе предлагается 5—6 упражнений по 5—6 повторов от 5 до 6 раз.

При проведении общеразвивающих упражнений используются раз личные виды построения: в круг, около предметов, заранее разложен ных в шахматном порядке; врассыпную; в две или три колонны.

Педагог проверяет правильность исходного положения в каждом упражнении общеразвивающего характера, чтобы физическая нагрузка распределялась равномерно на все группы мышц.

Исходные положения различны: стойка ноги на ширине ступни, плеч, сидя ноги врозь, в стойке на коленях, лежа на спине и животе и т. д. Следует обращать внимание на

последовательный переход от одного ис ходного положения к другому.

В этой части занятия происходит обучение основным движениям: прыжкам, равновесию, метанию и лазанью. На одном занятии, как пра вило, предлагается два, иногда три основных вида движений, не считая упражнений, используемых в подвижной игре.

Заключительная часть (3—4 минуты) должна обеспечивать ребенку постепенный переход к относительно спокойному состоянию, особен но после подвижной игры.

Старшая и подготовительная группа

СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ

Продолжительность занятий на воздухе соответствует програм мным рекомендациям. Структура занятий традиционна: вводная, основная и заключительная части.

Полезного чтения.

Для всех возрастных периодов характерна повышенная потребность детей в двигательной активности. Активная мышечная деятельность является обязательным условием для нормального развития и формирования растущего детского организма. Физкультурная непосредственно образовательная деятельность (НОД) – основная форма организованного обучения детей физическим упражнениям. Она благотворно влияет на здоровье и общее развитие ребенка.

Цель физического воспитания в том, чтобы, удовлетворяя естественную биологическую потребность детей в движении, добиться хорошего уровня здоровья и всестороннего физического развития, обеспечить овладение дошкольниками двигательными умениями и навыками, создать условия для разностороннего (умственного, нравственного, трудового) развития и воспитания у них потребности систематически заниматься физическими упражнениями.

Физкультурные НОД состоят из трех частей:

Вводная часть включает упражнения, подготавливающие организм к нагрузке – различные виды ходьбы, бега, прыжки, упражнения на развитие равновесия, на профилактику нарушений осанки. В основную часть входят общеразвивающие упражнения, основные виды движений, подвижные игры, способствующие закреплению двигательных навыков, дающие возможность развивать эмоционально-волевую сферу детей. Заключительная часть, как правило, предполагает проведение упражнений, подвижных игр малой степени подвижности.

Алгоритм классического НОД по физической культуре в первой младшей группе:

- различные виды ходьбы;

- различные виды бега;

- задания на внимание.

Длительность этой части занятий – 2-3 минуты.

- простейшие построения: свободное, в колонну по одному, в круг;

- общеразвивающие упражнения, основные движения;

- подвижные игры с бегом, прыжками, лазаньем, бросанием, катанием.

Длительность этой части – 10-14 минут.

- ходьба в медленном темпе;

- подвижные игры малой подвижности.

Длительность этой части – 2-3 минуты.

Общая длительность физкультурного НОД – 15-20 минут.

У большинства детей первой младшей группы походка по-прежнему остается тяжелой, они шаркают ногами, слабо размахивают руками и неодинаковая длина шага; бегают на всей стопе, работа рук выражена нечетко, иногда руки прижаты к туловищу. Поэтому на физкультурных занятиях ходьба и бег входят во все основные виды движений. Программа детского сада предусматривает обучение следующим видам ходьбы и бега: ходьба и бег стайкой в одном направлении за воспитателем и со сменой направления, ходьба по дорожке, ходьба с бегом, ходьба и бег друг за другом в колонне, ходьба с перешагиванием, ходьба на носочках, ходьба между предметами, ходьба и бег с остановкой по сигналу воспитателя.

Детям с 2 лет доступны разные виды прыжков, они умеют прыгать на месте и, продвигаясь вперед на определенное расстояние; прыгать с небольшой высоты; прыгать в длину с места; перепрыгивать через предметы (кубики, шнуры). В прыжках на месте дети делают частые и невысокие подскоки, с удовольствием подражают зайчикам, белочкам и т.д. Обычно воспитатель предварительно показывает, как выполнять упражнение. Прыжки с продвижением вперед дают высокую двигательную нагрузку. При прыжках с небольшой высоты и в длину с места основное внимание уделяется правильному исходному положению – необходимо, чтобы перед прыжком дети хорошо сгибали ноги в коленях и приземлялись одновременно на обе полусогнутые ноги.

Наиболее простые и доступные задания – прокатывание мячей в прямом направлении, друг другу, в ворота, бросание мячей воспитателю. Все эти упражнения развиваю ловкость, быстроту, глазомер.

Разнообразные упражнения в лазании развивают силу, ловкость, координацию движений; укрепляют мелкие крупные группы мышц.

Подвижные игры имеют огромное значение для всестороннего развития ребенка. Игры развивают не только физически, в процессе овладения различными движениями у детей формируется способность проявлять выдержку, волю, уверенно действовать в коллективе, ориентироваться в пространстве, оценивая при этом меняющуюся ситуацию.

Физкультурные занятия благотворно влияют на здоровье и общее развитие ребенка. Под влияние физической и психической нагрузки, которая дается на занятиях, повышаются функциональные возможности детского организма, увеличивается его сопротивляемость к различным неблагоприятным воздействиям окружающей среды.

Литература

1.Григорьева Г.Г, Кочетова Н.П., Сергеева Д.В. Кроха: Программа воспитания и развития детей раннего возраста в условиях дошкольных учреждений. – М.: Просвещение, 2010.

2.Кочетова Н.П. Физическое воспитание и развитие детей раннего возраста. – М.: Просвещение, 2008.

3.Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Существуют особенности проведения физкультурных занятий у малышей. Предлагаю разработку по проведению физкультурных занятий у детей раннего возраста.

«Движение – здоровье,

Движение – радость,

Особенности проведения физкультурных занятий в раннем возрасте.

-Развитии показателей таких физических качеств, как скорость, сила, выносливость, гибкость и умение координировать свои движения;

-Пополнении багажа первейших движений (бег, ходьба, прыжки);

тренировке правильной осанки и устойчивого положения тела;

-Воспитании осознанной необходимости в физической активности.

Движение — одна из ведущих линий развития детей раннего возраста. Именно в детском возрасте формируются жизненно важные базовые, локомоторные навыки и умения, создается фундамент двигательного опыта, осваивается азбука движения, из элементов которой впоследствии формируется вся двигательная деятельность человека. Кроме того, двигательная активность детей является одновременно и условием, и стимулирующим фактором развития интеллектуальной, эмоциональной и других сфер.

Поэтому образовательная деятельность в области физической культуры призвана не только формировать умения и навыки двигательного характера, но и помогать поддерживать психическое здоровье младших дошколят.

Организация и методика проведения физкультурного занятия.

Физкультурное занятие – основная форма обучения детей физическим упражнениям, носит учебную направленность.

Каждое занятие должно включать несколько разноплановых игр, сменяющих друг друга. Важно, чтобы спокойные игры сочетались с подвижными, и наоборот. Чтобы знания, умения и навыки закреплялись, необходимо многократное повторение пройденного. Внимание детей непроизвольно и кратковременно, учитывая этот факт, необходимо заранее планировать занятие так, чтобы избежать переутомления. Для детей раннего возраста характерны: образное мышление и сравнительно небольшой двигательный опыт, поэтому показ движений на занятии физкультурой имеет первостепенное значение. Малышам необходима положительная оценка их деятельности на каждом этапе занятия. Положительные эмоции, эмоциональная насыщенность занятий являются основными условиями при обучении детей движениям. Заинтересованность положительно действует на двигательную активность детей.

Основой построения занятия является его структура.

Структура физкультурного занятия представлена тремя частями:

-Вводная часть или подготовительная (1-2мин.)

- Заключительная (1-3 мин.)

Вводная часть включает упражнения, оказывающие стимулирующее воздействие на весь организм ребёнка. Упражнения динамического характера: различные варианты ходьбы, бега, прыжков. Упражнения на внимание, танцевальные шаги, упражнения для формирования стопы.

Основная часть включает гимнастические упражнения, направленные на тренировку различных мышечных групп, совершенствование координационных способностей. В структуру основной части включено последовательное обучение, закрепление и совершенствование основных видов движения. Кроме того, данные движения активно реализуются детьми в подвижных играх.

Заключительная часть представлена упражнениями на расслабление, дыхательными упражнениями. Их цель – обеспечить максимальное восстановление функций организма за достаточно короткий промежуток времени. Для этого используются дыхательные упражнения, которые могут сочетаться со спокойной ходьбой, а также релаксацией, играми малой подвижности.

Рекомендуемое количество детей в группе для занятий по физическому развитию и их продолжительность зависит от возраста детей.


Средний дошкольный возраст характеризуется наиболее интенсивным развитием функции равновесия. В связи с этим повышаются требования к качеству упражнений на равновесие, вводятся дополнительные действия, усложняющие упражнения. Дети учатся ходить по скамейке, бревну, ставя ногу с носка, сохраняют равновесие при ходьбе по линии, выполняют повороты кругом на ограниченной поверхности, бегают по наклонной поверхности, ходят по ребристой доске на носках. Включаются задания, определяющие положение рук при ходьбе (рис. 4.10). Упражнения в принятии статических поз становятся более длительными (до 5 с).


В зимнее время равновесие формируется при скольжении детей по ледяным дорожкам, ходьбе на лыжах, катании на коньках. Комплекс общеразвивающих упражнений, формирующих функцию равновесия, включается в физкультурное занятие или утреннюю гимнастику.

При обучении основным видам движений целесообразно использовать подготовительные и подводящие упражнения. Подготовительные упражнения воздействуют на определенные группы мышц. Подводящие упражнения нужны преимущественно для новых, неосвоенных движений. Их выполнение способствует появлению у ребенка именно тех мышечных ощущений, которые соответствуют описанию движения. Вначале подбираются подводящие упражнения, близкие к ведущему звену данного движения, затем, при их закреплении, совершенствовании – близкие к дополнительным звеньям. Роль подводящих упражнений часто второстепенная, поэтому достаточно нескольких их повторений (4–6 раз).

4.5. Обучение общеразвивающим упражнениям

Общеразвивающие упражнения направленно воздействуют как на организм в целом, так и на отдельные группы мышц и суставов. Они способствуют оздоровлению организма, формированию правильной осанки, укреплению опорно-двигательного аппарата, улучшению дыхания. С помощью таких упражнений развиваются двигательные способности, нервно-мышечный аппарат готовится к выполнению более сложных движений.

В основу классификации общеразвивающих упражнений положены различные признаки:

• анатомический (упражнения для рук и плечевого пояса, туловища и шеи, для ног);

• направленное воздействие на физические качества (гибкость, ловкость, быстроту и т. д.);

• направленное воздействие на различные системы организма (сердечно-сосудистую, дыхательную);

• по преимущественному развитию свойств психики (на развитие внимания, мышления, ориентировки в пространстве).

Важное значение для правильного выполнения общеразвивающих упражнений имеют исходные положения (далее в упражнениях – и.п.). Применяются следующие исходные положения:

• для ног – основная стойка (пятки вместе, носки врозь); стойка ноги врозь (на ширине ступни, на ширине плеч); стойка ноги врозь, правая или левая впереди; стойка ноги скрестно (правая перед левой или наоборот); стойка ноги сомкнуты (носки и пятки вместе); стойка одна ступня продолжение другой;

• для рук – руки внизу; руки вперед; руки вверху; руки на пояс; руки к плечам; руки перед грудью; руки за спину; руки за голову; руки в стороны; руки назад.

Упражнения могут выполняться из положения сидя, а также лежа на полу при различных положениях ног (согнутых, прямых).

Положения сидя: ноги врозь (ноги вместе); углом; на пятках; согнув ноги; в группировке; согнув ноги скрестно.

Положения лежа: на спине; на животе; правым (левым) боком; кольцом (тело прогнуто, руки отведены вверх-назад с захватом согнутых ног).

Различные исходные положения используются для более эффективного воздействия на организм ребенка.

При составлении комплекса общеразвивающих упражнений нужно руководствоваться следующими требованиями:

• упражнения должны быть доступны детям, необходим последовательный переход от простых упражнений к более сложным;

• упражнения должны воздействовать на все группы мышц;

• необходимо чередовать упражнения для различных мышечных групп, иначе быстро наступает утомление местного характера;

• нагрузка должна постепенно возрастать;

• в комплекс обязательно должны включаться дыхательные упражнения, упражнения для формирования осанки и стопы.

В младшем дошкольном возрасте в процессе использования общеразвивающих упражнений необходимо учить детей:

• начинать и заканчивать упражнение одновременно с другими детьми;

• правильно выполнять упражнение в общем виде;

• соблюдать основное направление движения отдельных частей тела;

• знать и уметь принимать разные исходные положения для выполнения упражнений (стоя, сидя, лежа на спине).

Для малышей подбираются простые упражнения, состоящие из двух частей (присели – встали, подняли руки – опустили), большинство упражнений – для мышц рук, плечевого пояса и туловища. Они выполняются из исходного положения стоя, сидя или лежа на спине. Амплитуда движений ограничена. В связи с неустойчивостью ребенка повороты в сторону выполняются из положения сидя.

Упражнения для рук и плечевого пояса могут иметь такое содержание: поднимать руки вперед, вверх, сгибать и разгибать руки; скрещивать руки перед грудью и разводить их в стороны; отводить руки за спину; хлопать в ладоши перед собой, над головой; размахивать руками вперед-назад, вверх-вниз; махать руками над головой, перед собой.

Для туловища предлагаются следующие упражнения: из положения сидя – поворачиваться влево-вправо; наклоняться вперед; поднимать и опускать ноги; из положения стоя на коленях – садиться на пятки и подниматься.

В среднем дошкольном возрасте появляются новые задачи по обучению детей выполнению общеразвивающих упражнений. Необходимо приучать их:

• правильно называть и выполнять общеразвивающие упражнения, связанные с работой крупных групп мышц;

• принимать различные исходные положения и добиваться их четкости;

• знать и сохранять положение отдельных частей тела (не сгибать колени при наклонах, держать спину прямо во время приседания и т. п.);

• начинать и заканчивать упражнение по сигналу, указанию воспитателя;

• знать несколько простых упражнений и уметь выполнять их самостоятельно.

Структура упражнений в средней группе усложняется. Как правило, они состоят из четырех частей (руки в стороны, вверх, в стороны, вниз). Возрастают требования к качеству выполнения упражнений: дети должны уметь располагать стопы параллельно, стоять подтянуто, голову держать прямо, руки выпрямлять вдоль туловища, при приседаниях следить, чтобы голова и туловище не наклонялись вперед. Исходные положения становятся разнообразнее: применяются положения сидя, лежа на спине, на животе. По-прежнему основное внимание уделяется упражнениям для мышц рук, плечевого пояса и туловища. Увеличивается количество упражнений с различными предметами (мячами, обручами, палками, ленточками). Как правило, это упражнения аналитического характера, в которых отчетливо выделяется каждая часть. Выполнение упражнений становится более четким, поэтому вводится счет. Имитационные и образные упражнения по-прежнему имеют место, однако они более сложные по структуре.

Новое упражнение воспитатель сначала называет, а затем объясняет и показывает, как правильно его выполнять. Показ должен быть технически грамотным, ритмичным. При этом важно обозначить словами направление отдельных частей тела. Необходимо контролировать у детей четкость исходного положения, напоминать, что упражнение надо начинать и заканчивать одновременно всем. Знакомое упражнение педагог предлагает выполнить только по его названию или показу начальной части, заканчивает упражнение ребенок по собственному представлению. Можно предложить кому-либо из детей объяснить последовательность выполнения упражнения. Каждое упражнение выполняется 8—10 раз.

В старшей группе детского сада возросшие физические возможности детей обусловливают более сложные задачи обучения общеразвивающим упражнениям. Необходимо учить детей:

• четко принимать различные исходные положения;

• выполнять упражнения с большой амплитудой движений;

• знать и правильно выполнять технические элементы упражнения;

• выдерживать заданный ритм движения;

• уметь перестраивать упражнение по образцу или словесному указанию педагога, выполнять его в разных вариантах.

В старшем дошкольном возрасте общеразвивающие упражнения становятся значительно сложнее. Дается больше упражнений аналитического характера, вводятся последовательные, разноименные, разнонаправленные упражнения, требующие точного соблюдения направления, амплитуды, темпа движений, четкости не только исходных, но и промежуточных положений. В упражнениях для туловища чаще даются повороты и наклоны, больше внимания уделяется дыхательным упражнениям. Используются упражнения, связанные с проявлением определенных усилий (сесть и встать без помощи рук; лежа на спине, поднять обе ноги). Многие упражнения проводятся в парах, выполняются на гимнастической скамейке, гимнастической лестнице. Имитационные упражнения занимают незначительное место.

При записи общеразвивающего упражнения в плане педагог указывает его название, исходное положение, движения различными частями тела, конечное положение, дозировку. Придерживаться правил записи общеразвивающих упражнений нужно независимо от того, для какой возрастной группы они составляются.

Приведем примеры записи упражнений для старшей группы.

4.6. Обучение строевым упражнениям

Строевые упражнения являются средством формирования у детей правильной осанки, согласованности действий, умения ориентироваться в пространстве. Вместе с тем эти упражнения дают педагогу возможность лучше управлять детьми во время занятия, быстро размещать их для выполнения упражнений других видов, а также игр.

К строевым упражнениям относятся построение и перестроение, повороты, размыкания, смыкания, разнообразные передвижения в пространстве.

Во второй младшей группе дети более самостоятельны при построении друг за другом в круг, в пары. Друг за другом они строятся в любом порядке независимо от роста, но постепенно учатся занимать определенное место в колонне, шеренге. При поворотах используются зрительные ориентиры (лицом к окну, спиной к стене). По залу дошкольники перемещаются парами, а также в одной колонне.

4.7. Подвижные игры дошкольников

Подвижная игра — это эмоционально окрашенная, сознательная, активная деятельность детей, характеризующаяся решением двигательных задач и выполнением игровых правил.

В подвижных играх заложены большие возможности личностного развития ребенка. При целенаправленном педагогическом воздействии подвижные игры наряду с воспитанием двигательных способностей, стимулируют развитие способности к самовыражению, самостоятельности, творчеству, самоутверждению. Совместная игровая деятельность придает первоначальное направление ценностным ориентациям, которые часто оказываются устойчивыми в дальнейшей жизни и нередко предопределяют общую направленность личности.

Возникновение игр подвижного характера, как и игр вообще, уходит корнями в далекое прошлое. Исторически у каждого народа накапливались свои национальные игры. Они вовлекали в активную двигательную деятельность целые группы играющих, проводились, как правило, на улице, благодаря чему становились важным средством оздоровления. Постепенное развитие педагогической мысли позволяло осуществлять отбор из числа народных игр наиболее целесообразных в воспитательном отношении. Научно обоснованные взгляды на использование подвижных игр в педагогическом процессе изложены в системе физического образования П.Ф. Лесгафта. Он раскрыл физиологическое и психологическое значение игр, их роль в обеспечении сознательных действий, развитии умений управлять движениями. Игры ученый рассматривал как упражнения, посредством которых ребенок готовится к жизни.

Подвижные игры чрезвычайно богаты и разнообразны по содержанию. Разнообразие подвижных игр с давних пор приводило исследователей к необходимости группировать их, классифицировать. Классификация игр осуществлялась по разным параметрам:

• по принципу организации детей – игры одиночные и командные;

• возрастному принципу – для младшего, среднего и старшего дошкольного возраста;

• видам движений – игры с бегом, прыжками, равновесием, метанием, лазаньем;

• двигательным способностям – развивающие скоростно-силовые способности, быстроту, выносливость, ловкость;

• степени интенсивности движений – большой, средней и малой подвижности;

• особенностям содержания – подвижные игры с правилами, сюжетные и бессюжетные; элементы спортивных игр (баскетбола, футбола, хоккея, бадминтона и т. д.).

Наиболее значимой для развития моторики ребенка является классификация, в основу которой положены особенности содержания подвижных игр. Подвижные игры с правилами (сюжетные и бессюжетные) широко распространены в практике детских садов. Характерным для этого вида игр является то, что они строятся на основании опыта детей, их знаний об окружающей жизни. Базой для развертывания сюжета являются знакомые образы (зайчики, лисички, птички и т. п.), эпизоды из жизни людей, явлений природы. Ребенок подражает им в игре. Бессюжетные игры содержат двигательно-игровые задания, не связанные с разыгрыванием сюжета, в них отсутствуют игровые действия. Каждый ребенок выполняет конкретное двигательное задание, требующее самостоятельности, быстроты, ловкости.

Комплексное использование сюжетных и бессюжетных подвижных игр предусматривает умелое руководство ими. При организации подвижной игры особое значение имеет профессиональная подготовка воспитателя, его педагогическое предвидение. Вызывая у ребенка интерес к игре, педагог должен замечать и выделять существенные факторы в развитии детей, реальные изменения в знаниях, умениях, навыках. Большое внимание уделяется правильному выбору игры: учитывается время и место ее проведения, количество играющих, имеющийся у них двигательный опыт. Педагогическая наблюдательность позволяет педагогу выбирать нужные методы руководства игрой, корректировки двигательного поведения детей.

Во второй младшей группе подвижные игры отличаются несложным сюжетом и простыми правилами, но движения, которые в них включаются, становятся более разнообразными (взобраться на куб, подпрыгнуть и достать игрушку и т. п.). Малышей необходимо учить играть. Существенным моментом, влияющим на ход игры, является объяснение воспитателя. Оно дается детям эмоционально, выразительно, используется образный сюжетный рассказ, способствующий лучшему перевоплощению ребенка в игровой образ. Воспитатель играет вместе с детьми, выполняя одновременно главную и второстепенную роль, следит за размещением играющих, их взаимоотношениями, образным выполнением двигательных действий, учит малышей действовать сообща. Важно, чтобы содержание игровых действий было понятно детям. Это повышает их двигательную активность. Одну и ту же игру повторяют без изменений 2–3 раза, затем в нее включаются новые правила и новые движения, изменяются условия проведения. Вариативное содержание знакомой игры усиливает ее воспитательную ценность. Постепенно педагог приучает малышей выполнять в игре ответственные роли (назначая на роль, необходимо соблюдать очередность).

При выполнении детьми игрового упражнения воспитатель объясняет и показывает его, останавливаясь на тех моментах, которые вызывают затруднения у большинства. В этом возрасте ребенок может повторить игровое упражнение лишь в общих чертах.

В старшем дошкольном возрасте широко используются игры-эстафеты. Для участия в них формируются две или три команды, равные по числу участников. Педагог четко и последовательно объясняет содержание и правила игры, условия определения победителя. Прежде чем начинать соревнование, необходимо провести репетицию, чтобы каждый понял, что от него требуется, и приспособился к игре. Вначале детям предлагаются простые эстафеты с разными видами движений (с бегом, прыжками на двух ногах), затем парные и встречные (от простых эстафет они отличаются тем, что дети выполняют движения в парах). Однако не следует проводить только командные игры и игры-эстафеты. Не менее интересны для старших дошкольников и игры с увлекательным сюжетом.

Читайте также: