Этические проблемы международного проекта геном человека кратко

Обновлено: 08.07.2024

Международный проект "Геном человека" существует с 1989 года и несмотря на серьезные экономические трудности, финансируется во многих странах мира. Задачей проекта является составление генетической карты и установление последовательности тех 8000 ген и трех миллиардов нуклеотидов, из которых состоит ДНК человека.

Осуществление проекта "Геном человека" сопровождается возникновением революционных технологий в молекулярной биологии, которые используются в диагностике и коррекции генетически детермированних заболеванний, а также в промышленных биотехнологиях. Геном человека является уже не только фундаментальной научной проблемой, но и финансовым и в то же время, значительным промышленно социальным явлением. Изучение генома достигло того уровня, когда гуманисты: философы, социологи, прововеды, религиозные деятели вместе с широкой общественностью, в конце-концов, должны заинтересоваться проблемами биоэтики.

Тысячи новых диагностических методов, которые будут разработаны в ближайшем будущем, дадут людям возможнось добыть уникальную информацию о своих генетических особенностях. Обладание генетической информацией подразумывает ответственность за использование этой информации, что со своей стороны требует обогощения основ традиционой этики такими понятиями как "конфиденциальность", "неприкосновенность частной жизни" и "автономия личности", которые должны касаться не только индивида, но и семьи и семейнних групп объедененных родственними узами.

На уровне общефилософского понятия человеческой природы проект "Геном человека" может способствовать распространению редукционального подхода, ибо человек рассматривается как хорошо организованное объеденение молекул.

Энтузиазм с которым общество воспринимает успехи, достигнутые при исследовании генома человека, вызывает преувеличение роли генетической детерминации человеческих свойств, что, в конечном счете, означает снятие личной ответственности.

Талант или наоборот, ограниченные способности, отклоненное от нормы поведение и др., рассматриваются как наследственные предопределенности. Следует, что поведение человека должно рассматриваться как "генетически детермированное", а не как результат свободной воли. Мы сами являемся свидетелями подобного мышления.

Проблема генетически предопределенности поведения человека рождает парадокс, с которым наше мышление сталкивается на протяжении веков. Как следует понимать свободную волю человека, если все в мире предопределено божественной волей. Какой смысл имеют в современном мире идеи свободы, ответственности, морали, если все свершается в силу природной необходимости?

Программа "Геном человека" существует и финансируется в России с 1989 года. Несмотря на серьезные экономические трудности, работы в этой области продолжаются и поныне. В США, которые осуществляют ббльшую часть проводимых в мире исследований по проекту "Геном человека", финансирование началось с 1990 года. Помимо США и России, и реализации проекта участвуют научные центры Западной Европы, Японии и некоторых других стран. Задача проекта заключается к том, чтобы картировать и установить последовательность около 80 тыс. генов и трех миллиардов нуклеотидов, из которых состоит ДНК человека.

Реализация проекта имеет серьезное значение для фундаментальной науки, поскольку значительно углубит наши знания об организации и функционировании генетического аппарата человека. Но особенно важно изучение генома человека с медицинской точки зрения. Уже к настоящему времени разработано и внедрено в медицинскую практику немало новых тестов для диагностики наследственных болезней человека. Например, в США внедрение тестов, выявляющих болезнь Тэя-Сакса, снизило рождаемость детей с этой патологией более чем на 90%.

Определение локализации, физической структуры и способов функционирования генов, ответственных за возникновение тех или иных генетических нарушений человека, открывает возможности для исправления наследственного материала методами генной инженерии.

Следует также отметить, что осуществление проекта "Геном человека'' сопряжено с появлением реиолюционнных мо-лекулярно-биологических технологий, которые впоследствии могут найти применение в диагностике и коррекции генетически детерминированных заболеваний, а также в промышленных биотехнологиях. Уже сейчас растет число частных фирм, которые вкладывают значительные ресурсы в развитие геномных исследований, предполагая получить грандиозные прибыли. Как писал академик А.А.Баев: "Таким образом, геном человека - это уже не только фундаментальная научная проблема, но и крупное социальное явление, как финансовое, так и производственное. Изучение генома достигло такого состояния, что и гуманитарии, занимающиеся вопросами философии, социологии, права, и религиозные деятели, и вообще общественность должны, наконец, вплотную заняться вопросами биоэтики".

Американские специалисты Дж. Аннас и Ш. Элиас выделяют три уровня, на которых целесообразно отслеживать социально-этические последствия проекта "Геном человека". Во-первых, это уровень индивида и семьи, во-вторых, уровень общества и, в-третьих, уровень фундаментального философского представления человека о самом себе.

Рассмотрим уровень индивида и семьи. Тысячи новых диагностических методов, которые будут разработаны уже в ближайшее время, сделают людей обладателями уникальной информации об их генетических особенностях, которая будет постоянно накапливаться. При этом возникает естественная асимметрия прав владения и распоряжения подобной "собственностью". Родители как законные представители несовершеннолетних имеют право на доступ к их генетической информации. Однако закон не предусматривает права детей на владение генетической информацией о своих родителях. Поскольку геном ребенка получен им отчасти от отца, а отчасти от матери, то ограничение в праве на доступ к генетической информации родителей означает невозможность получить подчас жизненно важную информацию о самом себе. Это - явная форма несправедливости в отношениях между поколениями внутри семьи.

В этой ситуации необходимо дополнить основы традиционной этики такими понятиями, как "конфиденциальность", "неприкосновенность частной жизни" и "автономия личности", которые должны касаться уже не индивида, а семьи или даже рода - группы семей, связанных родственными отношениями. Только внутрисемейная солидарность, справедливость и взаимная ответственность смогут оградить каждого из членов семьи от нежелательного вторжения третьих лиц, от "прозрачности" генетических характеристик индивидов для работодателей, страховщиков или государственных органов.

На уровне общества прежде всего возникает потребность качественного улучшения общебиологического и, особенно, генетического образования населения. Обладание генетической информацией предполагает ответственное распоряжение ею. Последнее невозможно без усвоения основ современных генетических знаний, без понимания языка вероятностных закономерностей, которые описывают особенности проявления наследственных признаков. Привычка к использованию упрощенных, однозначно детерминистских описаний, распространенная в массовом сознании, может самым негативным образом сказаться на поведении индивида, распоряжающегося своей генетической информацией. Генетическое невежество населения было, если учесть опыт евгеники, и будет благодатной средой для нечистоплотных политических спекуляций и недобросовестной коммерческой деятельности в сфере генетического тестирования и медико-генетического консультирования. Другой социальной проблемой, с которой сталкивается общество в ходе реализации проекта "Геном человека", является вопрос о справедливом доступе к методам генетической диагностики, медико-генетической консультации и соответствующим методам профилактики и лечения наследственных заболеваний,

Осуществление проекта "Геном человека" происходит в основном за счет общественных средств. Даже если доля непосредственно бюджетного финансирования молекулярио-био-логических исследований невелика (как это имеет место в России), то следует учесть общественные вложения в материально-техническую базу лабораторий, образование и профессиональную подготовку специалистов, в производство используемого учеными потенциала научных знаний и т.д. Поскольку в проект вложены значительные общественные ресурсы, то в определенном смысле право воспользоваться благами, которые будут получены в результате, принадлежит всем. Справедливость требует создания общественных механизмов обеспечения универсальной доступности медико-генетических услуг. В настоящее время, как и любые другие технические достижения, новшества, возникающие в ходе реализации проекта "Геном человека", прежде всего приносят выгоду тем, кто в соответстви.и с неравенством распределения власти и денег имеет преимущества перед другими. Так, например, тест для диагностики болезни Гентингтона стоит в США около 8 тыс. долларов, не считая стоимости необходимого медико-генетического консультирования.

В определенном смысле близкие к только что описанным проблемы возникают при патентовании генов (нуклеотидных последовательностей). В 1983 г. была запатентована последовательность ДНК, отвечающая за контроль белка, активирующего плазмоген; в 1987 г. - эритропоэтин. В настоящее время к патентованию представлены тысячи последовательностей, полученных лабораторным путем. Патент охраняет право собственности и распоряжения. Если нечто запатентовано кем-то, то другой человек не имеет права использовать запатентованную вещь, не заплатив определенную сумму владельцу.

Когда речь идет о технических изобретениях, то с ними все более или менее ясно. Но ведь последовательности - это "части" человеческого тела. Как часть тела каждого из людей может быть собственностью кого-то одного? Может ли продукт, полученный с использованием значительных общественных ресурсов, быть предметом частного патентования и владения? Вопросы эти далеки от разрешения. Отсутствие патентных прав у разработчиков лишает их возможности окупить расходы, снижает привлекательность их деятельности для частных инвестиций в данную область. В то же время патентование ограничивает доступность для всех членов общества тех благ, которые получены в значительной степени за счет общественных ресурсов.

Необходимо также принимать в расчет и то. что некоторые специалисты называют "социальной властью биологической информации". Поскольку распределение тех или иных генетических свойств (в том числе и патологических генов) неравномерно среди различных социальных и этнических групп, то возникает реальная угроза их дискриминации как "аномальных" по результатам генетического тестирования. Уже сейчас высказываются суждения, что бездомные и безработные являются "генетически неполноценными" индивидами и что разрешение этой социальной проблемы может со временем быть осуществлено методами генной инженерии. Если учесть, что каждый человек обладает значительным числом генов, отклоняющихся от среднестатистических "норм", то угроза "диктатуры нормальности" достаточно реальна. История показывает, насколько легко подключается генетическая информация (обычно неаккуратно интерпретируемая) к расистским стереотипам для оправдания дискриминации и различного отношения к разным индивидуумам и социальным группам.

На уровне общефилософского понимания природы человека проект "Геном человека" может так или иначе способствовать распространению редукционистского подхода. Опасность заключена в том, что в результате человек начинает рассматриваться как определенным образом организованный набор молекул. Древний миф о гомункулусе, воссозданный гением Гете, получает новую жизнь.

Используя методы генной инженерии, экстракорпорального оплодотворения, суррогатного вынашивания, диагностики, которую можно осуществлять не только в дородовый период, но и до зачатия, человек все больше и больше начинает как бы "изготовлять" эмбрионы, зародыши и детей "по заказу" - то есть ориентируясь на получение детей с определенными желательными для родителей (а, может быть, и для властвующих элит) генетическими свойствами.

В последнее время активно разрабатываются методы клонирования - создания генетических копий живых существ. Так естественный процесс порождения человека человеком постепенно технологизируется, превращаясь в своеобразное лабораторное производство.

Если мир культуры определяется как совокупность того, что изготовлено человеком в отличие от мира природы - того, что произошло в силу естественной необходимости, то ''пробирочные" дети с "улучшенным" по желанию "заказчиков 11 (родителей или правителей) генотипом должны считаться, с точки зрения канонов современной цивилизации, в большей степени людьми, чем те, кого произвели на свет естественным, "некультурным" путем. Еше в 1971 г. американский биолог Б. Гласе писал, что современная биология может гарантировать качество всех новорожденных, так что ни один из родителей не имеет права обременять общество рождением урода или умственно отсталого ребенка.

Энтузиазм, с которым воспринимаются общественностью успехи в исследовании генома человека, влечет за собой преувеличение роли генетической детерминации человеческих качеств и прежде всего поведения человека. Преувеличение роли генов в конечном счете означает снятие личной ответственности. Талантливость либо, напротив, ограниченные способности, отклоняющееся (девиантное) поведение и т.д. - все это и многое другое рассматривается как предопределенные наследственностью: "Ну, это генетика! Здесь ничего не попишешь!"

Поэтому, как верно отмечают Дж. Аннас и Ш. Элиас; "Вторая опасность заключается в тенденции полагать, что гены более могущественны, чем влияние среды, и поэтому наши действия 11олжны рассматриваться как "генетически детерминированные", а не как результат свободной воли. Уже сейчас мы являемся свидетелями подобного рода мышления в связи со случаями "47,XYY защиты". Есть предположение, что носители кариотипа 47,XYY генетически предрасположены к совершению преступлений. Соответственно, некоторые индивидуумы с лишней Y-хромосомой, обвиненные в совершении преступлений, утверждали, что они не должны нести ответственность, поскольку их набор генов предрасполагает к совершению преступных деяний. Обычно суды не принимают подобную аргументацию, а в тех редких случаях, когда она учитывалась, обвиняемые приговаривались к принудительному психиатрическому лечению".

Проблема генетической предопределенности поведения человека возрождает парадокс, с которым наша мысль сталкивается на протяжении многих веков, когда человек пытается понять самого себя. Как можно мыслить свободную волю человека, если все происходящее в мире предопределено волей Бога? Какой смысл в современном мире имеют идеи свободы, ответственности, морали, если все происходит в силу естественной необходимости? Ведь, с одной стороны, в каждый момент времени состояние человеческого организма генетически детерминировано и через определенные физиологические, биохимические и иные биологические закономерности причинно связано с предшествующими состояниями. На этом строится научное познание. Но, с другой стороны, наше общество построено как на фундаментальном основании на представлении о том, что человек обладает свободной волей. Что бы он ни сделал - все может быть рассмотрено как его поступок, то есть как то, за что он несет ответственность: может быть вознагражден или осужден, одобрен или порицаем. Согласно этой позиции, социальный мир как бы размечен оппозициями добра и зла, и взаимодействие людей в обществе невозможно без моральной и правовой ориентации.

Возникновение новых возможностей манипуляции генетическим материалом с целью улучшения наследственных качеств индивида и предупреждения распространения генетических заболеваний способствует возрождению идей евгеники, имевших широкое распространение среди биологов и политиков в конце XIX - первой половине XX века.


Аннотация
Автор рассматривает этические риски проекта "Геном человека", отмечает, что перспективы развития генетики тесно связаны с опасностями. На примере этической проблематики генетики делает вывод о рискогенном характере современной науки.


Abstract
The author examines the ethical risks of the project "Human Genome", notes that the prospects for the development of genetics is closely linked to the dangers. On the example of the ethical issues of genetics concludes riskogennom nature of modern science.

Статья подготовлена при поддержке гранта РГНФ 12-13-46001

Генная технология дала человеку преимущество: целенаправленно и быстро изменить при­родную среду и самого себя. То, на что естественной эволюции требуются миллионы лет, человек может со­вершить теперь за сравнительно небольшой отрезок времени.

Однако если перестройка генома взрослого индивида по медицинским показаниям или по его желанию при­емлема в этическом отношении, то совершенно иная ситуация возникает при изменении генома зародышевых клеток, так как:

1) эта деятельность может быть квалифицирована как про­ведение исследований на еще не рожденных индивидах, что само по себе аморально;

2) если плохо сконструированная машина может быть разобрана, то аналогичное действие в случае неудачно завершивше­гося эксперимента с геномом человека уже невозможно;

3) если допущенные при конструировании машины просче­ты ограничиваются единичным объектом, то ошибочно сконст­руированный геном способен к распространению (передаче по­томству);

4) характер взаимодействия “новых” генов с геномом в це­лом все еще изучен недостаточно.

Поэтому следует контролировать научные знания и интересы, а этиче­ский контроль над биотехнологией должен быть открытым.

Колоссальные достижения в познании структуры генетического аппарата человека и, в не столь уж далекой перспективе, возникновение подходов к направленному его изменению с новой остротой ставят вечные вопросы: что же такое человек, насколько пластична его генетическая природа, что можно и что нельзя насильственно менять в нем, какова биологическая опасность искусственных геномных манипуляций для вида гомо сапиенс, не станет ли теперь реальностью целенаправленное изменение человеческой расы, о котором мечтали сторонники евгеники? Пока о реальных возможностях говорить не приходиться, но кто может гарантировать, что потом не будет поздно.

Существуют также опасения относительно того, не могут ли новые данные о геноме человека быть использованы для создания биологического оружия нового типа, например, опасного только для некоторых популяций или рас? Вопрос вполне правомерный, и пока на него нет однозначного ответа. Вместе с тем, имеющиеся данные о различиях в структуре геномов разных популяций людей указывают пока на отсутствие возможности появления такого оружия. Ряд ученых считает, что гораздо большую опасность для человечества могут представлять данные по определению структур ДНК текстов многочисленных болезнетворных бактерий и вирусов.

Сегодня сохраняется насущная потребность в разработке международных этических норм, которые бы регулировали искусственное вмешательство в геном человека. Сейчас этим активно занимаются такие международные организации, как Совет Европы, ЮНЕСКО, ВОЗ.

Таким образом, генно-инженерные исследования к на­чалу XXI в. все больше затрагивают интересы общества, а этиче­ские проблемы становятся важным компонентом научной дея­тельности ученых-биологов и биомедиков. В настоящее время мировая общественность и ученые активно дискутируют вопрос о пользе и возможных негативных эффектах достижений генетики. Все больше уче­ных склоняются к мысли, что исследования в этом направлении следует продолжать, однако главной целью их должно быть не улучшение природы человека, а лечение болезней.

  1. Walters, L. and Palmer, J.G. The Ethics of Human Gene Therapy. Oxford University Press, 1997.
  2. В. Тарантул: Геном человека: Энциклопедия, написанная четырьмя буквами. 2003г.
  3. Pelias, M.Z. , Markward, N. “The Human Genome Project and Public Perception: Truth and Consequences.” Emory Law Journal, vol. 49, no. 3, Summer 2000.


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

включая комплексные взаимодействия между его подсистемами, а также его взаимоотношения со средой.

Генетический скрининг — это массовое генетическое обследование людей, имеющее целый ряд медицинских и биологических аспектов. В частности, он имеет отношение к наследственной патологии. Наследственные болезни и ранее относились к одной из приоритетных проблем этики и деонтологии. То, что наследственные болезни во многих случаях даны на всю жизнь, более того, передаются из

поколения в поколение и нередко имеют достаточно тяжелые проявления, не могло не порождать проблем.




включая комплексные взаимодействия между его подсистемами, а также его взаимоотношения со средой.

Генетический скрининг — это массовое генетическое обследование людей, имеющее целый ряд медицинских и биологических аспектов. В частности, он имеет отношение к наследственной патологии. Наследственные болезни и ранее относились к одной из приоритетных проблем этики и деонтологии. То, что наследственные болезни во многих случаях даны на всю жизнь, более того, передаются из

поколения в поколение и нередко имеют достаточно тяжелые проявления, не могло не порождать проблем.

Читайте также: