Эти бедные селенья анализ кратко

Обновлено: 02.07.2024

Это стихотворение было написано Тютчевым после его возвращенья на родину из-за границы. В нем представляет он перед читателем то, что предстало перед его взором – общий вид его страны, а точнее – условия, в которых проживал простой народ. Автор и любуется родной природой, и, одновременно с этим, испытывает грусть.

Что же так затронуло душу поэта? Он видит край, где живут его соплеменники бедным и убогим внешне. Это звучит с первых строк: бедные селения, скудность природы. Положение русского простого народа незавидно.

Но, хоть и беден он материально, зато – богат духовно. Мысль об этом перекликается и в дальнейших строках произведения с бедностью и убогостью. Автору знакома широкая русская душа. Она терпелива. Она смиренна. Она богата и прекрасна.

С горечью подмечает поэт и то, что иностранец, привыкший жить в совсем других условиях, и не заметит всей духовной глубины народа. В глаза бросится ему лишь материальная нищета, за которой не увидит он остального. Сам же Тютчев прекрасно знал и осознавал красоту внутреннюю людей, живущих в незавидных условиях.

Этому и посвящено стихотворение. В нем выражает автор свое восхищение народом, который не теряет надежды и веры в любых условиях. А через материальную, видимую, бедность его исходит тайный свет всех его внутренних достоинств. В строках, написанных им, звучат одновременно и восхищение, и горечь, сожаление.

Подчеркивает еще раз в последнем четверостишии Тютчев все богатство своего народа: он сравнивает его с царем небесным, ходящем в рабском виде по родной земле. Смысл этой фразы заключается в том, что русский простой человек, заслуживая лучшего, довольствуется тем, что есть. И, при этом он не теряет своих достоинств, что делает его еще величественнее. Но, это остается незамеченным.

В стихотворени поэт делится своим настроением. мыслями, вызванными тем, что он видит вокруг себя. В стихотворении дается обобщающий образ современной поэту русской жизни, поэтическая картина жизни народа. Тему стихотворения определить не просто.

Особую выразительность этой строфе придает анафора. Повторяемое в начале каждой строки слова получают значительную эмоциональную нагрузку, усиливает параллелизм строк и их выразительность:

Эти бедные селенья,

Эта скудная природа —

Край родной долготерпенья,

Край ты русского народа!

Не поймет и не заметит

Гордый взор иноплеменный

Что сквозит и тайно светит

В наготе твоей смиренной.

Поэт преклоняется перед нравственной силой русского народа и верит в него.

Свет в поэзии Тютчева

стих эти бедные селенья

роизведения, таким образом, подчеркивает еще раз контраст между рабским ви­дом и высочайшей душевной красотой и благородством. Ду­шевная доброта, терпение и смирение — вот те ценности, ко­торыми так дорожит поэт в характере русского человека. Именно их он благословляет именем царя небесного и наделя­ет тайным светом.

Основная мысль шедевра

Федор Иванович Тютчев создавал по-настоящему изысканные творения, которые способны вызвать у человека и помочь осознать самые заветные мысли о родине. Читатель понимает о его высоком призвании, а также обязанности в верном служении. Именно такие шедевры прочно входят в осознание культуры всего народа.

Более двадцати лет жизни Тютчев прожил заграницей, из них двадцать в Мюнхене, где служил чиновником в Русской дипломатической миссии. Именно жизнь в Европе развила в Тютчеве особую любовь к романтизму.

Прожив почти четверть века не на Родине, Федор Иванович скучал по России, каждый свой приезд в Петербург или Москву считал великим праздником. Тютчев любил свою Родину, но при этом он ясно осознавал, что по уровню развития культуры Россия стоит далеко от Европы. Но поэт не корил никого в этом, не стеснялся своего происхождения, а лишь горестно замечал, что вина в этом висит уж точно не на плечах простого народа. Именно русский народ – самородки, гении страны, в их сознании, душах и умах живут такие черты, которых нет и в помине у европейцев. Это доброта, отзывчивость, великодушие, терпимость, смирение. Простые крестьяне, которых били кнутами, к которым относились как к вещи, несли свою ношу с таким благородством, которому бы позавидовал самый образованный немец того времени.

Автор пытается подобрать точное определение своей родной стране. В итоге Тютчев приходит к мнению, что Россия – страна терпенья. В этом его точка зрения близка к Некрасову. Поэт считает, что Россия далека от совершенства, у нее много проблем, но русский народ богат нравственно, он может справится с любыми трудностями и останется таким же.

Тютчев считает, что Россия – страна, которая была избрана Богом. Поэт уверен, что духовность – главное достояние русского народа, и важно не потерять ее ни при каких обстоятельствах.

В стихотворени поэт делится своим настроением. мыслями, вызванными тем, что он видит вокруг себя. В стихотворении дается обобщающий образ современной поэту русской жизни, поэтическая картина жизни народа. Тему стихотворения определить не просто.

Особую выразительность этой строфе придает анафора. Повторяемое в начале каждой строки слова получают значительную эмоциональную нагрузку, усиливает параллелизм строк и их выразительность:

Эти бедные селенья,

Эта скудная природа —

Край родной долготерпенья,

Край ты русского народа!

Не поймет и не заметит

Гордый взор иноплеменный

Что сквозит и тайно светит

В наготе твоей смиренной.

Поэт преклоняется перед нравственной силой русского народа и верит в него.

Особенности творчества Ф.И. Тютчева

Лирика Тютчева относится к философскому направлению. В то время в русской поэзии данное направление было весьма развито. Многие поэты писали философские стихотворения, излагая на бумаге свое мировоззрение и привязывая тот или иной текст к определенному событию, максимально качественно раскрывая образы лирических героев. Федор Иванович в этом непохож на своих современников.
Созданные автором произведения олицетворяли человеческую сущность, у которой присутствовали неиссякаемые вопросы перед лицом всего мира, здесь были сравнения с натуральной природой и ее особенностями. Лирику, создаваемую Тютчевым, можно смело отнести к лирике природы, а не описанию особенностей натуральных ландшафтов и образов. Каждая описываемая ситуация или тематика переносит читателя не к определенной лирической картине, а показывает весь мир, имеющий свои исключительные особенности.

Произведения Фёдора Ивановича Тютчева имели гражданско-философское направление. Взгляды, раскрываемые в произведениях, напоминали о мыслях славянофилов и духовном стремлении к постижению истины. Следует отметить, что в преодолении жизненных проблем автору никто не помогал, ему приходилось со всем справляться самостоятельно – в одиночку. Поэту необходимо было сделать определенный подвиг для себя, и он его сделал, совершил все максимально качественно.

Тютчев был отдалён от России еще в самом раннем молодом возрасте. Его отправили на работу в Германию, а именно город Мюнхен по достижению восемнадцатилетнего возраста. Здесь он был предоставлен только себе и все возникающие время от времени проблемы решал самостоятельно. Федор сам переживал процесс внутреннего развития, который длился с самой юности до зрелого возраста. Вернулся на свою родину автор только тогда, когда ему пошёл пятый десяток. Жизнь за границей продлилась более 22 лет и оказала огромное влияние на формирование его личности.

Россия – это самый высокий интерес жизненного пути Фёдора Ивановича Тютчева.

Эти бедные селенья, Эта скудная природа — Край родной долготерпенья, Край ты русского народа!

Не поймет и не заметит Гордый взор иноплеменный, Что сквозит и тайно светит В наготе твоей смиренной.

Россия – страна, хранимая Богом, благословленная им. Поэтому и появляется в стихотворении религиозная символика:

Удрученный ношей крестной, Всю тебя, земля родная, В рабском виде Царь небесный Исходил, благословляя.

Художественные приемы

  • эпитеты;
  • метафоры;
  • сравнения;
  • иносказания.


Край родной долготерпения,

Край ты русского народа!

Стихотворение написано кратко, но при этом имеет емкий смысл. Прослушав произведение в формате аудио, можно будет лучше понять верные интонации — это может понадобиться при пересказе стиха.

История создания

Стихотворение было создано Тютчевым в 1855 году. В это время в России состоялось значимое политическое событие: вместо царствующего Николая I трон занял Александр II. Каждый раз при смене царя народ получал надежду на улучшение условий жизни. Люди вновь начинали заявлять права на свободу и равенство.

Трон занял Александр II

Долгое время проживая в Европе, Тютчев переживал за судьбу отечества и бесправность русского народа. Государственная должность не позволяла ему открыто высказываться против царя, проявлять вольнодумие. Это могло плохо закончиться для поэта.

Художественные приемы

  • эпитеты;
  • метафоры;
  • сравнения;
  • иносказания.

Край родной долготерпения,

Край ты русского народа!

Стихотворение написано кратко, но при этом имеет емкий смысл. Прослушав произведение в формате аудио, можно будет лучше понять верные интонации — это может понадобиться при пересказе стиха.

Тема и главная мысль

Главная тема, которую автор поднимает в своем произведении, — проблема крепостного права. Явно прослеживается боль, испытываемая поэтом за свой бесправный народ. Простой русский люд проживает в нищете, терпеливо перенося все выпавшие на его долю унижения. В своем стихе Тютчев выражает идею христианского смирения. Образ русского народа напоминает поэту Иисуса, несущего на Голгофу свой крест. Автор с любовью и гордостью подчеркивает особую суть русской души, пронизанной светом:

Не поймет и не заметит

Гордый взор иноплеменный,

Что сквозит и тайно светит

В наготе твоей смиренной.

Быт русского народа

Тютчеву есть с чем сравнить быт русского народа, жизнь на Руси видится ему слишком убогой на фоне иноземного благополучия. Краткий анализ произведения показывает: несмотря на то, какой автор рисует Русь, в его строках сквозит вера в счастливое будущее страны и простых людей. При этом Тютчев не вынашивает вольнодумных планов, не призывает к восстаниям. В душе он полон патриотизма, ощущает себя частью народа, жизнь которого описывает.

Финальным аккордом произведения звучит мысль о благословении Христа, на которого только и остается уповать тем, кто живет на Руси. Поэт подчеркивает, что именно вера дает русским людям нравственную силу и помогает выдержать все выпавшие на их долю тяготы. Сытые иностранцы не могут постичь той же степени духовности, как русские крестьяне, испытавшие немало страданий. Для Тютчева Русь была и навсегда останется великой страной, а свой народ он считает избранным.

В стихотворении поэт подчеркивает контраст между рабским существованием и внутренней свободой, красотой и величием русской души. Оно несет в себе сразу три мотива: страдания и нищета в жизни народа, сравнение русских крестьян с жителями сытой Европы, важная роль христианской веры.



Долгое время Тютчев жил за границей. И поэт прекрасно понимал, что Россия проигрывает по уровню культуры Германии или Франции. Но он считал, что у русского народа есть собственные черты, которых нет у европейских людей. Это такие замечательные черты, как доброта, отзывчивость, терпеливость, целеустремленность, человеколюбие.
Простые крестьяне несли свой крест с огромным достоинством, и поэт понимал, что такого нет ни у одного европейца, даже у самого именитого.

Поэт возвращается в Россию и пишет стихотворение о том, почему же для него Россия лучше и ближе, чем Европа, которая является сытой и ни в чем себе не отказывает. Автор не пытается скрыть какие-либо проблемы страны и говорит, что Россия очень далека от совершенства. Но автор отмечает, что все это не имеет никакого значения, ведь Россия является великой державой. По его мнению, эта страна была избрана Богом. Он считает, что духовность – это самое замечательное качество страны.

В своем произведении Тютчев говорит о том, что ни смотря на нищету людей и рабский труд Россия – воистину великая страна. Автор отмечает, что Бог благословил Россию, именно поэтому она является духовной.

В стихотворени поэт делится своим настроением. мыслями, вызванными тем, что он видит вокруг себя. В стихотворении дается обобщающий образ современной поэту русской жизни, поэтическая картина жизни народа. Тему стихотворения определить не просто.

Особую выразительность этой строфе придает анафора. Повторяемое в начале каждой строки слова получают значительную эмоциональную нагрузку, усиливает параллелизм строк и их выразительность:

Эти бедные селенья,

Эта скудная природа —

Край родной долготерпенья,

Край ты русского народа!

Не поймет и не заметит

Гордый взор иноплеменный

Что сквозит и тайно светит

В наготе твоей смиренной.

Поэт преклоняется перед нравственной силой русского народа и верит в него.

История создания

Стихотворение было создано Тютчевым в 1855 году. В это время в России состоялось значимое политическое событие: вместо царствующего Николая I трон занял Александр II. Каждый раз при смене царя народ получал надежду на улучшение условий жизни. Люди вновь начинали заявлять права на свободу и равенство.

Долгое время проживая в Европе, Тютчев переживал за судьбу отечества и бесправность русского народа. Государственная должность не позволяла ему открыто высказываться против царя, проявлять вольнодумие. Это могло плохо закончиться для поэта.

роизведения, таким образом, подчеркивает еще раз контраст между рабским ви­дом и высочайшей душевной красотой и благородством. Ду­шевная доброта, терпение и смирение — вот те ценности, ко­торыми так дорожит поэт в характере русского человека. Именно их он благословляет именем царя небесного и наделя­ет тайным светом.

Любовь автора к Родине

Более двадцати лет жизни Тютчев прожил заграницей, из них двадцать в Мюнхене, где служил чиновником в Русской дипломатической миссии. Именно жизнь в Европе развила в Тютчеве особую любовь к романтизму.

Прожив почти четверть века не на Родине, Федор Иванович скучал по России, каждый свой приезд в Петербург или Москву считал великим праздником. Тютчев любил свою Родину, но при этом он ясно осознавал, что по уровню развития культуры Россия стоит далеко от Европы. Но поэт не корил никого в этом, не стеснялся своего происхождения, а лишь горестно замечал, что вина в этом висит уж точно не на плечах простого народа. Именно русский народ – самородки, гении страны, в их сознании, душах и умах живут такие черты, которых нет и в помине у европейцев. Это доброта, отзывчивость, великодушие, терпимость, смирение. Простые крестьяне, которых били кнутами, к которым относились как к вещи, несли свою ношу с таким благородством, которому бы позавидовал самый образованный немец того времени.

Автор пытается подобрать точное определение своей родной стране. В итоге Тютчев приходит к мнению, что Россия – страна терпенья. В этом его точка зрения близка к Некрасову. Поэт считает, что Россия далека от совершенства, у нее много проблем, но русский народ богат нравственно, он может справится с любыми трудностями и останется таким же.

Тютчев считает, что Россия – страна, которая была избрана Богом. Поэт уверен, что духовность – главное достояние русского народа, и важно не потерять ее ни при каких обстоятельствах.

В стихотворени поэт делится своим настроением. мыслями, вызванными тем, что он видит вокруг себя. В стихотворении дается обобщающий образ современной поэту русской жизни, поэтическая картина жизни народа. Тему стихотворения определить не просто.

Особую выразительность этой строфе придает анафора. Повторяемое в начале каждой строки слова получают значительную эмоциональную нагрузку, усиливает параллелизм строк и их выразительность:

Эти бедные селенья,

Эта скудная природа —

Край родной долготерпенья,

Край ты русского народа!

Не поймет и не заметит

Гордый взор иноплеменный

Что сквозит и тайно светит

В наготе твоей смиренной.

Поэт преклоняется перед нравственной силой русского народа и верит в него.

Популярные темы анализов

Эти бедные селенья, Эта скудная природа — Край родной долготерпенья, Край ты русского народа!

Не поймет и не заметит Гордый взор иноплеменный, Что сквозит и тайно светит В наготе твоей смиренной.

Россия – страна, хранимая Богом, благословленная им. Поэтому и появляется в стихотворении религиозная символика:

Удрученный ношей крестной, Всю тебя, земля родная, В рабском виде Царь небесный Исходил, благословляя.

Символика стихотворения и применяемые средства

Размер: четырехстопный хорей. Тип рифмы в стихотворении перекрестный.

  • Иносказания (царь небесный);
  • Метафоры (взор иноплеменный, край долготерпенья);
  • Эпитеты (смиренной, скудная, бедные).

Произведение не просто наполнено христианскими мотивами.

В первую очередь, Христос является выражением архетипа Героя. Сближая в своих строках Христа и простых людей, автор негласно заявляет о героизме русского народа.

В поэтике Тютчева свет принято толковать как выражение чего-то высшего и знак благословения.

Это короткое и полное лирики стихотворение Ф. Тютчева пропитано грустным настроением и даже настоящей тоской. В нем Россия представляется совсем безрадостным местом, где люди вынуждены терпеть несправедливость и страдания – причем терпеть долго, это даже отмечается автором в отдельное строчке. Более подробную информацию даст стиха Эти бедные селенья анализ.

О чем стихотворение?

В своем произведении Ф. Тютчев осуждает царскую политику и сформировавшийся в России жизненный уклад. Он говорит о том, что из-за истощения страны и унижения ее народа повсюду стали появляться бедные селенья, где люди живут очень плохо, и даже величественная природа России стала скудной. Но в то же время в сердцах русских людей остается надежда на светлое будущее, и Тютчев восхищается этой человеческой верой.

История создания

Эти бедные селенья Тютчев анализ

В большей части своих произведений Ф. Тютчев исследовал внутренний мир человека, его мысли, эмоции и чувства. Однако именно в этом стихотворение поэт обращается совсем к другим темам, а именно – к упадку страны и царящей в ней несправедливости. Тютчев написал это стихотворение в 1850-ых годах, наблюдая за тем, как угнетает крестьян крепостное право, как большая часть русских людей находятся в униженном и нищенском положении. Все это нашло живой отклик в душе поэта-мыслителя, обеспокоенного судьбой собственной родины.

Жанр, размер и композиция

Жанр этого стихотворения – политическая лирика. Поэт пишет о тоске, которую навевает на него и на других русских людей вид нищих селений, в которых как нигде чувствуется несправедливость угнетения отдельных классов российского населения (разумеется, в первую очередь – крестьян). С помощью образов этих поселений автор говорит о бедности и униженности тех, кто в них живет, что вызывает у него боль за свою родину.

Образы и символы

Средства выразительности

Лирическое настроение стихотворения Тютчев подкрепляет такими средствами выразительностью, как эпитеты (он называет природу скудной, а наготу смиренной), а также метафоры и иносказания. Например, бог в представлении Тютчева называется царем небесным.

Проводя аналогию с российским укладом середины XIX века, мы можем сказать, что небесного царя поэт видит как справедливого и мудрого, в то время как земного (российского императора) – как недальновидного правителя, допустившего угнетение в своей стране и ее истощение.

Несмотря на тоску в настроениях этого стихотворения, он все пропитано надеждой. Автор будто бы вместе со всеми несчастными жителями описываемых им селений смело смотрит в будущее и говорит о том, что скоро все изменится: несправедливость будет пресечена, а Россия сможет гордо поднять голову из своего упадка.

Читайте также: