Этапы реализации социального проекта в школе

Обновлено: 30.06.2024

Социальный проект - это модель предлагаемых изменений в ближайшем социальном окружении в виде:

- словесного описания предполагаемых действий по осуществлению указанных изменений;

- графического изображения (чертежей, схем и т. д.);

- числовых показателей и расчетов, необходимых для осуществления планируемых действий.

Основы предлагаемого типа социального проектирования силами старшеклассников:

- опора на учение о единстве теории и социальной практики;

- признание ведущей роли деятельности в формировании общественных отношений и развитии отдельной личности;

- понимание наличия объективной гармоничной взаимосвязи всех природных явлений и деятельности общества и человека.

Цель социального проектирования:

- привлечение внимания школьников к актуальным социальным проблемам данного местного сообщества;

- включение старшеклассников в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем силами самих учащихся.

Основные задачи социального проектирования:

- повышение общего уровня культуры школьников за счет получения дополнительной информации;

- закрепление навыков командной работы;

- совершенствование полезных социальных навыков и умений (планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов и т. д.).

Блок-схема проектирования


Главное - реальное улучшение социальной ситуации в местном сообществе.

Социальный проект, подготовленный и реализуемый силами школьников, по своей природе - инициативный.

Школьники - инициаторы социального проекта - сами:

- выявляют одну из актуальных социальных проблем местного сообщества;

- формулируют цели и задачи работы над решением данной проблемы;

- проводят первичную подготовку плана и необходимых материалов для реализации проекта.

Далее:

- сами завершают разработку проекта;

- обращаются в заинтересованные организации с просьбой провести экспертизу и (или) поддержать проект;

- сами реализуют свой проект.

Технология разработки социального проекта:

Шаг №1. Изучение общественного мнения о состоянии социальной ситуации в местном сообществе в данное время.

Шаг №2. Формулировка социальной проблемы, актуальной в данном местном сообществе.

Шаг №3. Определение целей и задач социального проекта.

Шаг №4. Изучение реальных возможностей своей проектной группы.

Шаг №5. Составление детального плана работы.

Шаг №6. Составление рабочего графика по реализации всех пунктов плана.

Шаг №7. Определение обязанностей и их распределение в проектной группе.

Шаг №8. Определение необходимых ресурсов и источников их получения.

Шаг №9. Составление бюджета проекта.

Шаг №10. Разработка системы оценки эффективности работы над проектом.

Шаг №11. Обучение членов проектной группы необходимым навыкам и умениям.

Шаг №12.Формирование общественного мнения в местном сообществе.

Последовательность шагов № 1 и № 12 - это разработка социального проекта, его подготовка к реализации силами самих школьников.

Дальнейшие шаги с № 13 до № 19 - это реализация разработанного социального проекта силами самой инициативной группы школьников.

Шаг №13. Составление деловых предложений по разработанному проекту.

Шаг №14. Поиск делового партнера для реализации проекта.

Шаг №15. Проведение официальных переговоров с реальными партнерами.

Шаг №16. Получение необходимых ресурсов.

Шаг №17. Проведение плановых мероприятий.

Шаг №18. Контроль и оценка выполнения плана.

Шаг №19. Корректировка реализации проекта.

Два последних шага № 20-21 - это подведение итогов работы над социальным проектом.

Шаг №20. Анализ результатов работы по проекту.

Шаг №21. Информирование общественности о результатах реализации проекта.

Ожидаемые результаты

1. Повышенная социальная активность старшеклассников, их готовность принять личное практическое участие в улучшении социальной ситуации в местном сообществе.

2. Готовность органов местного самоуправления выслушать доводы школьников и принять их предложения по улучшению социальной ситуации.

3. Реальный вклад старшеклассников в изменение социальной ситуации в местном сообществе.

4. Положительные изменения в сознании школьников, повышение уровня общей культуры личности.

5. Наличие у членов проектных групп сформированных навыков коллективной работы по подготовке и реализации собственными силами реального социально полезного дела.

6. Изменение общественного мнения, увеличение числа жителей, готовых лично включиться в практическую деятельность по улучшению социальной ситуации в местном сообществе.

Типичные ошибки:

- отсутствие информации о технологии подготовки и реализации социальных проектов, о работе других групп старшеклассников;

- переоценка старшеклассниками своих сил и возможностей проектной группы;

- отсутствие реальных источников материально-технического обеспечения и финансирования предложенного социального проекта.

Социальное проектирование – это та платформа, которая возникла в современном обществе относительно недавно. И тем не менее она активно развивается и внедряется во все сферы жизнедеятельности человека. Не обошло оно стороной и педагогику. Кажется, такие неблизкие отрасли. Как же вышло так, что социальное проектирование стало одним из основных базовых направлений по созданию современной целостной личности?

Наряду с этой задачей существует задача социализации, то есть навык выпускника вливаться в социум. В рамках школы это направление реализовывается через такое понятие, как коллектив. Именно в коллективе ребенок учится находить свою социальную роль, учится взаимодействию, учится выходить из конфликтных ситуаций, учится работать в команде и достигать общие, а не только личные цели.

Неудивительно, что социальное проектирование как новая платформа постепенно внедряется и в образование. Ведь именно разработка и реализация социальных проектов является истинно командным делом, позволяющим каждой личности обрести свой собственный рост. Но здесь существует ряд проблем.

Во-первых, расширение информационной базы и повышенная осведомленность подрастающего поколения привела к тому, что их уровень знаний в сфере социального проектирования значительно превышает уровень знаний педагогов.

Во-вторых, даже те педагоги, которые уже работают в этой сфере, не имеют четких структурированных представленийо внедрении социального проектирования в школы, привлечении детей, организации деятельности с ними. В большей степени это сводится к написанию проектов учителями и ситуативному включению школьников в реализацию этих проектов.

В-третьих, далеко не все берущиеся за проект понимают самое главное – то, с чего должна начинаться жизнь этого проекта и что в большей степени будет оценивать экспертная комиссия: это проблема. Именно с осознания проблемы – важной с социальной точки зрения – начинается любой проект.

Наконец, в-пятых, очень многие проекты остаются на внутреннем уровне в связи с тем, что их авторы не обладают знаниями и умениями по продвижению проекта, по грамотной его подаче и рекламе.[1]

Суммируя все изложенные проблемы и скорость распространения популярности социального проектирования в педагогике, мы делаем вывод, что назрела необходимость систематизировать материал по озвученной теме в виде практического пособия, которое не только расширит кругозор работников сферы образования, но и предложит дельные советы, формы и методы работы по созданию и реализации проектов.

Таким образом, данные рекомендации стали систематизацией знаний и практических умений с целью распространения данного опыта в качестве инновационной воспитательной платформы.

Рекомендации содержат теоретические блок, глоссарий, обобщенный вариант успешно реализованных проектов, а также практические советы по продвижению социальных проектов.

Цели и задачи

Цель данных рекомендаций – создание единой информационной базы по разработке, реализации и продвижению социальных проектов как востребованной формы работы, направленной на формирование социализированной личности ребенка.

2. Теория социального проектирования

В последнее время проекты становятся ключевым средством идеального, концептуального управления деятельностью. Это обусловлено рядом ключевых характеристик проекта, рассмотрение которых представляется важным, поскольку проектный подход является относительно новым.

1)Первая ключевая характеристика проекта - его ограниченность

(по времени, результатам, задачам и целям, требующимся ресурсам и т. д.). Эта важная характеристика проекта позволяет контролировать ход реализации проекта (за счет наличия этапов с четко обозначенными измеряемыми результатами); четко знать количество необходимых ресурсов для реализации проекта и достаточных для достижения целей проекта - что позволяет быть уверенным, что "завтра не попросят еще немножко" для более эффективной деятельности по проекту.

Этим проект кардинально отличается от программы, которая намечает направление и описывает шаги по осуществлению деятельности в этом направлении. Программа, как правило, очень долгосрочна, трудно поддается контролю, поскольку не имеет четких указаний, что и когда должно быть достигнуто.

Таким образом, ограниченность проекта означает, что проект должен содержать:

  • этапы и конкретные сроки их реализации;
  • четко поставленные, измеряемые задачи всего проекта и отдельных этапов;
  • конкретные измеряемые предполагаемые результаты проекта и отдельных этапов;
  • план-график выполнения работ по проекту;
  • конкретное и точное описание, сколько и какие именно ресурсы необходимы для реализации проекта.

В связи с ограниченностью, как характеристикой проекта, важен психологический момент, играющий большую роль в управлении персоналом. Конечность проекта предполагает его завершение, тем самым важным моментом является информирование сотрудников об этом и вовлечение их в процесс разработки новых проектов, а также рассмотрения возможностей обеспечения самофинансирования проекта или финансирования из других источников после окончания его финансовой поддержки.

2)Вторая характеристика проекта - его целостность.

Проект обязательно содержит в своей основе целостную картину того, что должно быть достигнуто. Это позволяет еще до начала проекта оценить эффективность затрачиваемых на его реализацию средств.

  1. Третья характеристика - последовательность и связность проекта.

Основные части проекта и их содержание должны находиться в логической связанности друг с другом и вытекать друг из друга, обосновывать друг друга.

Например, цели и задачи проекта должны напрямую вытекать из поставленной проблемы, запрашиваемый бюджет должен опираться на описание того, какие конкретно ресурсы необходимы для реализации проекта, что в свою очередь должно полностью соответствовать описанному плану действий по проекту.

  1. Четвертая характеристика - объективность и обоснованность проекта.

В проекте должно быть показано, что идея проекта, подход проекта, проблема, на решение которой направлен проект, и т. д. появились не случайным образом, а как следствие работы авторов по осмыслению ситуации. Из проекта должно быть очевидно, что авторы знакомы с другими проектами и подходами к решению подобных проблем и обоснованно выбирают свой подход, должно быть доказано, что проблема, на решение которой направлен проект, действительно существует, бюджет проекта составлен на основе действительно существующего уровня цен и т. д.

Это означает, что каждый шаг по проекту должен быть, по возможности, подтвержден объективными показателями. Так, при составлении бюджета проекта, необходимо обосновывать расходы на покупку оборудования; расходы на оплату труда (эти расходы не должны превышать рыночную стоимость такого рода труда); и т. д. При постановке проблемы, по возможности, должны быть представлены социологические или иные исследования, высказывания авторитетных фигур данной сферы деятельности в СМИ и т. п.

  1. Пятая характеристика - компетентность авторов проекта.

Очень часто в социально-значимых и благотворительных проектах не различаются цели и методы проекта. Так, например, проведение семинара для лидеров общественных организаций не может быть целью проекта — это один из методов повышения их профессионального уровня (что является целью проекта), наряду с проведением консультаций, стажировкой, распространением учебной литературы, ролевыми играми, тренингами и т. д. Отдельной задачей в этом случае будет обоснование того, что именно в ходе семинара задачи проекта будут решены наиболее эффективно.

  1. Шестая характеристика - судьба проекта после окончания его финансирования.

Этот характеристика становится критерием оценки проектов в том случае, если финансист не "горит желанием" "усыновить" тот или иной проект, ту или иную организацию.

  1. Седьмая характеристика - насколько финансирование этого конкретного проекта способствует развитию организации в целом.

Усилит ли финансирование данного конкретного проекта деятельность организации в целом и ее способность осуществлять другие направления своей деятельности. [5]

  1. Отличие проекта от программы и мероприятия

Несмотря на существенные различия между проектом и программой, у них есть одна общая черта. Ипроект, и программа - это инструменты планирования. Однако это принципиально разные инструменты.

Программа:

  • Как правило, предполагает цикличность воспроизведения.
  • Возможность воспроизводить неограниченное количество раз без внесения изменений.
  • Постоянные (неизменяемые) условия реализации.
  • Определенные, всегда одни и те же (или равнозначные) характеристики инструментов реализации программы (материалов, навыков, оборудования и т.д.).
  • Заранее известный результат, достижение которого является необходимым условием успешности программы или слишком общий результат, который сложно оценить.
  • Не описывает последовательность действий, а лишь предлагает общие подходы.

Проект:

  • Как правило, подразумевает разовость и этапность (результаты одного проекта являются основой для последующего).
  • Может быть воспроизведен повторно только в общем виде, если будутвнесены необходимые коррективы, его невозможно воспроизвести с точностью до мелочей.
  • Подразумевает постоянный учет изменяющихся факторов.
  • Описывает конкретные непосредственные результаты, которые можно измерить.
  • Описывает ожидаемый “отложенный” эффект работы.
  • Подробно описывает необходимые вложения, последовательность действий и механизм оценки (как процесса, так и результата). [12]

Таблица № 1. Отличия проекта от традиционных мероприятий

В настоящее время всё большую роль в деятельности детских общественных организаций и объединений играет создание и реализация социальных проектов.

Что же такое социальное проектирование? Каковы основные этапы работы над социальным проектом?

Рассмотрим подробнее данные вопросы.

СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ - ЭТО:

* социально-значимая деятельность, задуманная, проанализированная и осуществленная подростком;

*деятельность, в ходе которой подросток вступает в конструктивное взаимодействие с местным сообществом (социумом), с органами власти, местного самоуправления;

В методике проектного обучения принято выделять 7 основных этапов работы над проектом:

  • организационно-установочный;
  • выбор и обсуждение главной идеи, целей и задач будущего проекта;
  • обсуждение методических аспектов и организация работы учащихся;
  • структурирование проекта с выделением подзадач для определенных групп учащихся, подбор необходимых материалов;
  • работа над проектом;
  • подведение итогов, оформление результатов;
  • презентация проекта. Остановимся подробнее на каждом из этапов.

1. Организационно-установочный. Самый сложный момент при введении учебных проектов - организация этой деятельности, а особенно подготовительный этап. На этом этапе следует учесть сложившуюся типологию проектов по следующим типологическим признакам:

  1. Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, .
  2. Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов).
  3. Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).
  4. Количество участников проекта.
  5. Продолжительность проекта.

При формировании рабочей группы важно, чтобы ребята дополняли друг друга по своим способностям.

Если в группе окажется лидер способный организовать (с помощью педагога) коллективную работу, то это значительно облегчит работу преподавателя. Но преподаватель должен проследить, чтобы в группе сохранялись демократические принципы коллективной работы и не подавлялась инициативы любого члена группы.

По мнению ряда исследователей, метод проектов позволяет формировать некоторые личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально (скажем, через рассказ или пояснение). В первую очередь, это относится к групповым проектам, когда действует небольшой коллектив. К таким качествам можно отнести умение работать в коллективе, брать на себя ответственность за выбранное решение, анализировать результаты деятельности. И еще очень важна способность чувствовать себя членом команды: подчинять свой темперамент, характер, время интересам общего дела. Участие в проекте позволяет приобрести уникальный опыт, невозможный при других формах обучения.

Основными условиями успешности проектной деятельности группы являются:

Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание. К списку правил работы внутри группы при системном использовании педагогом проектного метода хотелось бы добавить важность ротации - перемещения членов команды по разным позициям в процессе получения результатов по проектам. Например, освоение позиции докладчика во время презентации проекта, главного оформителя проектной документации, аналитика собранных материалов, составителя портфолио-папки документов, сопровождающих проект и др. Это обусловлено тем, что дети часто не знают до конца собственных возможностей, не верят в свои потенциальные резервы: быть успешными в разнообразных видах деятельности, сопутствующих проекту. Причем это касается различных его этапов: от формулирования замысла, идеи, детального плана проекта до реализации, осуществления проектной деятельности и рефлексии как полученных результатов, таки собственной деятельности.

Особенностью системы выполнения школьных проектов является совместная творческая работа учителя и учащегося. В целом при работе над проектом учитель помогает ученикам в поиске источников информации; сам является источником информации; координирует весь процесс; поддерживает и поощряет участников; поддерживает обратную связь, чтобы помогать ученикам, продвигаться в работе.

2. Выбор и обсуждение главной идеи, целей и задач будущего проекта.
Прежде чем, начнется работа над проектом, преподаватель должен обсудить с исполнителями проекта следующие вопросы:

  • Для чего создается данный проект?
  • Чем вызвана необходимость его создания?
  • Существует ли на самом деле потребность в этом проекте?
  • Как в дальнейшем будет использоваться данный проект?
  • Найдет ли он своих потребителей

Ответы на эти вопросы помогут ребятам уяснить и сформулировать идею и цель проекта.
Затем следует обсудить задачи, которые необходимо будет решить в ходе выполнения проекта.

  • Каким должен быть проект для того, чтобы соответствовать поставленной цели?
  • Как лучше распределить обязанности среди членов бригады (если исполнителей несколько)?

Главное помнить, что одной из ведущих педагогических целей метода проектов является овладение новым способом деятельности. Но процесс этот нужно организовывать, моделировать так, чтобы учащиеся научились:

  • намечать ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи;
  • искать пути их решения, выбирая оптимальный путь при наличии альтернативы;
  • осуществлять и аргументировать выбор; предусматривать последствия выбора; действовать самостоятельно (без подсказки); сравнивать полученное с требуемым;
  • корректировать деятельность с учетом промежуточных результатов;
  • объективно оценивать процесс (саму деятельность) и результат проектирования.

4. Структурирование проекта с выделением подзадач для определенных групп учащихся. Для успешного выполнения проекта очень важно четко определить структуру проекта.

5.Работа над проектом. На этом этапе ведется работа по воплощению в жизнь поставленных задач, которая требует от всех участников предельной исполнительности, слаженности в действиях, а также значительных усилий от руководителя проекта по координации деятельности участников проекта и постоянного контроля за ходом и сроками производимых работ. "Лиха беда -начало", -гласит народная мудрость. Действительно, очень трудно порой бывает сделать первый шаг. Вроде бы все оговорено, задача каждого определена и осознана, но зачастую не хватает духу (знаний, навыков, времени, самостоятельности) начать. Несмотря на то, что ваш воспитанник подчас выше вас ростом и выглядит почти как студент, он всего лишь школьник, который привык к опеке учителей, их конечной ответственности за все, что происходит в школе.

6. Подведение итогов, оформление результатов. На данном этапе осуществляется анализ результатов деятельности исполнителей проекта с точки зрения его цели и задач, выявляются недоработки, намечаются пути устранения выявленных недостатков, готовится необходимая документация по проекту и его презентация.

Участниками социально-воспитательного пространства школы являются:

Управляющий совет школы постоянно проводит мониторинг образовательных запросов населения, прежде всего родителей, по разным направлениям, среди которых:

  • семейные — умение находить общий язык с детьми среднего и старшего возраста, невысокий образовательный уровень родителей и др.;
  • духовные — разница в ценностях и семейном воспитании, продиктованная социальным статусом, национальностью, принадлежностью к конфессии и т.п.;
  • коммуникативные — недостаточная информированность и заинтересованность населения микрорайона и родителей в жизни школы.

Анализ образовательных запросов последних лет позволяет выделить некоторые тенденции:

  • повышаются требования
    • к уровню академической успешности школы, к качеству знаний учащихся, улучшению условий обучения;
    • к развитию компетентностей, способствующих формированию социальной зрелости выпускников, осознанному выбору ими будущей профессии, социализации, раскрытию индивидуальных способностей и наклонностей учащихся, становлению будущего семьянина;

    Основные виды деятельности:

    • воспитательно-образовательная деятельность направлена на:
      • формирование у человека приемлемых для социокультурной среды установок, фиксированных для данного общества идеалов и ценностей как основы построения социокультурных действий и поступков;
      • развитие мышления и способностей к самоопределению и самореализации;
      • обеспечение реализации запросов, связанных с формированием способностей к будущей деятельности, жизнедеятельности и социально-культурному бытию.
      • самоопределение личности в пользу фиксированных и изменяющихся норм;
      • формирование культуры мышления;
      • распространение знаний.



      Назовём некоторые планируемые и уже реализуемые проекты:

      Ожидаемые результаты реализации данного курса по направлению «Проектно-исследовательская деятельность — формирование метапредметных результатов.


      Особенности оценки метапредметных результатов в проектной деятельности

      Формирование метапредметных результатов обеспечивается за счёт реализации основных компонентов проекта. Основным объектом оценки метапредметных результатов в проектной деятельности является:

      • способность и готовность к поиску необходимой информации, её самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
      • способность к сотрудничеству и коммуникации;
      • способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;
      • способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии в ходе выполнения проекта.

      Оценка достижения метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. Основной процедурой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.
      Особенности оценки метапредметных результатов связаны с природой универсальных учебных (метапредметных) действий. Метапредметные действия составляют психологическую основу и решающее условие успешности решения обучающимися предметных задач. Соответственно, уровень сформированности универсальных учебных действий, представляющих содержание и объект оценки метапредметных результатов, может быть качественно оценён и измерен в процессе реализации и защиты проекта.

      Таким образом, в реализуемом проекте, ориентированном на развитие у учащихся базовых национальных ценностей российского общества, приоритетными явились:

      • работа с родительской общественностью;
      • эффективно действующие органы ГОУ и ученического самоуправления;
      • совместные с родителями и социальными партнерами проекты.

      Устойчивость результатов инновационного проекта обеспечивается научно-методическим сопровождением проекта, разработкой методических рекомендаций, презентаций всех этапов проекта. Это деятельность обладает такими качествами как переносимость, адаптируемость, воспроизводимость.

      Устойчивость результатов проекта будет обеспечена:

      • реализацией механизма взаимодействия школы с социальными партнерами
      • использованием ресурсов социальных партнёров в образовательном учреждении.
      • привлечением квалифицированных педагогических кадров к обучению учащихся;
      • инновационной направленностью взаимодействующих организаций при внедрении современных практико-ориентированных образовательных технологий;
      • разработкой дополнительных образовательных программ;
      • формированием новых подходов к содержанию образовательной деятельности;
      • формированием сети образовательных учреждений городского, регионального и межрегионального уровней, коллектива единомышленников, постепенно выстраивающих в своем образовательном учреждении единую развивающую образовательную среду;
      • осуществлением координирующей и направляющей функции методической службы на уровне города, республики и других регионов;
      • удовлетворённостью качеством образовательных услуг со стороны социальных партнеров и заказчиков, численностью педагогов, учеников, родителей включенных в инновационную деятельность, участием всех участников проекта в различных конференциях, семинарах, круглых столах, консультациях, презентациях, в доступности инновационных продуктов педагогической общественности, широкой сети социального партнерства.

      Воспитательный эффект реализации проекта проявляется в формировании навыков культуры общения, коллективизма, интеллектуальной готовности к коммуникациям.
      Социальный эффект – это мотивация к ведению здорового образа жизни, профилактика вредных привычек, негативного поведения.
      Развивающий эффект заключается в активизации познавательной самостоятельности, в получении, расширении и углублении знаний в различных областях и сферах жизнедеятельности человека в информационном обществе.
      Ресурсный эффект — это обеспечение образовательного процесса программным и методическим обеспечением и модернизация материально-технической базы школы. При применении информационно-коммуникативных технологий учителя и учащиеся получают возможность проектировать процесс обучения, развивать информационно-коммуникативную культуру, родители обеспечивают интерес ребенка, поддерживают детскую инициативу, школа в целом поддерживает собственный имидж и повышает качество знаний обучающихся, уровень образования и культуры.
      Результатом реализации данного проекта станет устойчивое повышение качества образования и уровня образовательных результатов школ, работающих в сложном социальном контексте. В данный проект могут включиться все общеобразовательные учреждения: городские, сельские, получающие низкие образовательные результаты, связанные со сложным социальным контекстом, в котором находятся школы. Реализация проекта даст возможность, шанс всем обучающимся не зависимо от социального положения их семей, социально-экономического и территориального неравенств получить доступное качественное образование. Качественное образование и высокий уровень образовательных результатов будут обеспечены потенциалом педагогического коллектива, организацией образовательного процесса (образовательные технологии, формы, методы, формы организации обучения), ресурсным обеспечением (материально-техническое и учебно-методическое), партнерством с семьей и социумом, потенциалом обучающихся, качеством медицинского обслуживания, питания, физкультурно-оздоровительной работой. Выпускники школ смогут пройти успешную социализацию, продолжить образование по окончании школы и найти свое место в нашей сложной, стремительно меняющейся жизни. В связи с этим данный проект имеет перспективу развития и реализации.

      Читайте также: