Есть ли взаимосвязь между речью и чувствами героя обломов кратко
Обновлено: 04.07.2024
Обломов и Ольга говорят обычным языком интеллигентного
слоя дворянства.
При этом у Ольги, выросшей в городе, почти не чувствуется
простонародная лексика.
Это изящный язык благовоспитанной девушки.
В языке Обломова выросшего в деревне,
простонародные слова встречаются довольно часто,
например:" Дёрнуло меня, брякнуть;
"Трескает он картофель да селёдку" ;"намедни" и др.
Но в основном язык персонажей романа Гончарова
характеризуется не словарным составом, а
своеобразной интонацией.
Речь Обломова обычно спокойна. Только в редких случаях
под влиянием раздражения (например, когда Захар
сравнил его с "другими" людьми или в сцене изгнания
Тарантьева) она принимает взволнованный характер.
Речь Ольги изящна, рассудительна, вдумчива,
то оживлённо остроумна, то грустна.
В речи Штольца звучит самоуверенность, настойчивость,
в речи Захара сказывается неповоротливость мысли,
простоватость, а в речи Тарантьева - грубость.
Речевая характеристика героя через его речь,
в которой проявляются слова и обороты,
указывающие на его род деятельности, социальную
принадлежность, особенности воспитания,
культурный уровень, степень образованности.
Обломов – человек ленивый, не видящий смысла в жизни,
и именно эта черта характера больше всего отражается
в его речи. -
”В десять мест в один день - несчастный! ”-
”Вот только работать с восьми часов до двенадцати,
с двенадцати до пяти, да дома еще – ой, ой! ”
-”И все писать, все писать, как колесо, как машина: пиши
завтра, послезавтра; праздник придет, лето настанет -
а он все пиши?
Когда же остановиться и отдохнуть? Несчастный! ”
Штольц – прямая противоположенность Обломову.
Он знает как надо жить и пытается научить этому окружающих.
”Труд - образ, содержание, стихия и цель жизни,
по крайней мере моей. ”
”Работать, чтоб слаще отдыхать, а отдыхать - значит жить
другой, артистической, изящной стороной жизни, жизни
художников, поэтов. ”
”Ну, Илья, скорей же, скорей! ”
Ольга – любопытная, добрая но насмешливая девушка,
и эти черты её характера наблюдаются в её речи.
”Да, это важное преступление, - сказала она робко и тихо, -
надевать разные чулки”
”Что надо сделать, чтоб вы не соскучились? ”
” Я хочу, чтоб вам не было скучно, чтоб вы были здесь
как дома, чтоб вам было ловко, свободно, легко и
чтоб не уехали. лежать”.
Агафья Матвеевна – хозяйственная, экономная женщина
и это отражается практически
- ”Я еще в будничном платье, все на кухне была. ”
-”Как нет работы?
Работа всегда есть, - сказала она.
- Утром обед готовить, после обеда шить, а к вечеру ужин".
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Описание презентации по отдельным слайдам:
Речь героев также раскрывает их сущность, душевные черты. Речью Обломова подчёркиваются барские наклонности, душевная мягкость, искренность, способность на глубокое чувство. В одних случаях он затрудняется строить фразы (в письме к старосте в одном предложении по два раза поставил слова что, который); этого можно ожидать от помещика, прозябающего на диване. А в другом случае пишет вдохновенное письмо к Ольге. Обычно Обломов говорит вяло, апатично, но в минуты волнения, во время встреч с Ольгой речь его резко меняется: она становится возвышенной, патетической. Таким образом, писатель подчёркивает противоречивость натуры Обломова, достигая жизненности, правдивости образа. Речь Обломова
Речь Штольца противопоставлена речи Обломова: его фразы короткие, лаконичные. В них чувствуется энергия, напористость говорящего. Часто встречаются слова делового лексикона. Речь Штольца
1-й критик: - Художественная отделка произведения безукоризненно хороша. Мельчайшие подробности нарисованы автором с такой любовью и необыкновенным мастерством. Вы совершенно переноситесь в мир героев, и перед вами открывается душа каждого лица.
2-й критик: - Вы правы. Герои романа – живые люди. Очевидно, что господин Гончаров знает такие приемы изображения, секрет которых доступен не каждому.
Исследование.
Пейзаж как средство раскрытия образа героя.
Часть I, глава 9.
Эпизод: “Не таков мирный уголок” до слов “…под журчанье которых сладко дремлется”.
Илья Ильич воспитывался и рос на лоне такой природы.
Каково состояние природы в Обломовке?
Какие художественные средства передают это состояние?
Установите связь между “мирным уголком” и характером и образом жизни Обломова.
Почему Обломов любуется крапивой, рябиной у дома Пшеницыной, предпочитает тихую, спокойную местность и деревенский быт?
Художественная деталь и ее роль в романе.
Часть II, глава 1.
Эпизод: “Как шел домашний костюм Обломова к покойным чертам его…” до слов “…непременно попадал в них сразу”.
Какие художественные детали использует Гончаров в описании внешности Ильи Ильича?
Какую черту характера Обломова символизируют эти детали?
При каких обстоятельствах упоминается художественная деталь в романе? Почему?
Гончаров – мастер художественных деталей. Можно ли сказать, что художественная деталь обогащает образ Обломова, помогая понять главные черты?
Речевая характеристика героя.
Сквозной мотив еды и его роль в романе.
Мотив – маленькая часть сюжета. Мотив может повторяться в произведении, т.к. помогает выделить характерную черту какого-либо образа. (Мотив бегства, мотив одиночества, мотив еды).
Художественный прием / эпизод
“ Описание природы Обломовки”
Роль художественного приема в создании образа
Художественная деталь
“ Халат Ильи Ильича”
Роль прописать кратко (по вопросам).
Сформулировать как ответ на вопрос урока.
Речевая характеристика героя
“ Речь Обломова об идеале жизни”
Мотив еды “Главная забота в Обломовке”ч.I, гл.9
Обобщение. Итог урока.
Ответ на вопрос.
- Какие художественные приемы помогли Гончарову создать образ Обломова живым, запоминающимся?
(Связывание выводов представляет характеристику Обломова посредством художественных приемов)
Творческое задание.
Создание и запись текстов (5 мин.). Жанр – по выбору.
Штольц не смог пробудить Обломова к жизни. Напишите письмо Обломову, выскажите свое отношение к образу жизни героя, поговорите с ним, постарайтесь убедить в своем мнении. Используйте в письме художественные приемы и средства убедительности речи.
В О С Х О Ж Д Е Н И Е К Д И В А Н У
- Обломов предстает перед нами как мечтатель – романтик.
- Он творит поэтически яркие, полные художественных подробностей планы благодеяний человечеству, проекты переустройства имения, картину своей деревенской идиллии, рисуя в воображении узор своей жизни. И пусть, рисуя мечты Обломова, автор прибегает к иронии: “он, движимый нравственной силою, в одну минуту быстро изменит 2-3 позы с блистающими глазами привстанет до половины на постели, потянет руку и вдохновенно озирается кругом”, - перед нами уже не тот Обломов, который весь в пошлом быте, нелепых поступках. На мгновение душа Обломова раскрывается в таких своих глубинах, которые казалось бы, трудно и предполагать в нем. Приоткрывается свойственный высокому романтизму интерес к потаенным сторонам человеческой природы.
- Обломов был бы пошлым персонажем, предстань он нам в первоначальной одноплановой характеристике. Но 6 глава неожиданно вносит новые диссонирующие с предыдущим человеческие приметы. “Настала одна из ясных сознательных минут в жизни Обломова…” Он приоткрывает завесу над былыми духовными увлечениями героя. В тексте есть фраза, которая показывает отличие Обломова от других.
- КЛЮЧОМ к новой странице истории становится ФРАЗА “ОН уже был не в отца и не в деда. Он учился, жил в свете, все это наводило на разные чуждые им соображения”.
- Знания, полученные в пансионе университета, Обломов не сумел сделать своими, что означает фраза “Жизнь у него была сама по себе, наука сама по себе”. Основная сфера духовной жизни Обломова – мечтательность.
- Неожиданности 6 главы неисчерпаны. Авторское резюме: сам художник озабочен тем, чтобы герой не был воспринят по чисто “внешним показателям”.
- “Никто не знал и не видел этой внутренней жизни Ильи Ильича: все думали, что Обломов так себе, лежит да кушает на здоровье и что больше от него ждать нечего”; что так о нем толковали везде, где знали. Сам писатель наталкивает на “крамольную” мысль. Возможно, Обломов начала романа – это тот Обломов, каким он только казался, а не настоящий, о ком написан роман. Так, образ главного героя усложняется, новое содержание снимает гоголевскую маску. За поступком встает психология. Сцена: Обломов и Захар “Другой?!”
- К одноплановой характеристике нет возврата.
- КУЛЬМИНАЦИОННЫМ МОМЕНТОМ оказывается сцена исповеди, просветления. “Ему грустно и больно стало за свою неразвитость, остановку в росте нравственных сил, за тяжесть, лишающую всему…” А между тем он болезненно чувствовал, что в нем зарыто, как в могиле, какое-то светлое начало, может быть, теперь уже умершее.
- Тайная исповедь перед самим собой была мучительна. Но на кого свергнуть бремя упреков? И ответ следует за вопросом. Он содержится в 9 главе “Сон Обломова”.
- Специфика автора прослеживается уже в первой части нашей работы – это решение сложной эстетической задачи: раскрыть внутренний динамизм личности вне необычных сюжетных событий. В обыденности жизни, обычном дне, удивляющей медлительности ее течения он сумел передать внутреннюю напряженность
Художественный приём / эпизод
Роль художественного приёма в создании образа
Сравнение, метафоры, эпитеты и др. различные тропы. Объёмные синтаксические конструкции.
Воздействие на Илюшу обломовской среды было настолько сильным и глубоким, что его уже нельзя было искоренить. Ильёй всё больше овладевали лень и апатия, у него не хватало сил бороться с ними.
Трагедия Обломова заключается именно в нежелании выглянуть за узкие рамки своего внутреннего мира, чтобы увидеть большой и прекрасный мир внешний Обломов постепенно опускается, его внешний вид говорит сам за себя.
Созданный идеал жизни у Обломова строится по законам искусства и сориентирован на определённую поэтическую традицию: дружеское послание, элегия, идиллия. Уединение не подразумевает одиночество, участие друзей – непременный атрибут жизни.
Идеал счастья Обломова – полное спокойствие и хорошая еда. Идеалы Обломова помогают ему видеть отрицательные стороны нового буржуазного уклада. Незыблемой нормой считает Обломовщину.
Мать Илюши всё свободное от сна время посвящает выбору блюд для завтраков, обедов и ужинов. Это занятие было настолько важным, что совещались целым домом.
Здравствуйте, Илья Ильич! Я очень обеспокоена Вашим состоянием. Ваша судьба мне настолько не безразлична, что я пытаюсь искренне помочь Вам. Но для этого мне нужно кое-что для себя уточнить: Обыкновенный ли Вы лентяй или человек, не видящий никакого смысла в жизни?
Последние события жизни Вашей меня очень беспокоят. Вы перестали жить полной жизнью, а начали бессмысленное существование. Каждый новый день похож на предыдущий, у Вас нет никаких стремлений. Помнится мне, что первого числа в Екатерингофе был праздник. Знаю также, что в тот день посетили Вас друзья, на праздник звать приходили, но Вы даже и не соизволили с постели встать. Нельзя же всячески противиться тем, кто пытается поднять Вас с уютного дивана. Каждый день друзья находят Вас за любимым занятием – лежанием на диване. Смысл жизни Вы находите в диване, халате и туфлях. Но ведь это символы лени и бездействия. У Вас даже нет желания выходить из дома, общаться с разными интересными людьми. Круг общения Ваш сузился почти до одного Захара. Вся жизнь большого города не для Вас. А ведь Вы живёте в центре. Это такая возможность посетить множество полезных и интересных мест, но Вы упускаете эту возможность. В Вас присутствует полное безразличие ко всему окружающему. Вы не хотите менять свою жизнь, потому что она Вас полностью устраивает. Но Вы не знаете другой жизни, а может быть следует попробовать внести ощутимые изменения в привычный Вам образ жизни. Даже друзья Ваши куда-то спешат, что-то делают, но Вы так и остаётесь безразличны ко всему. А ведь жизнь не стоит мёртвым грузом, она проходит, проходит Ваша любовь, возможность счастья семейного. Ваше бездействие губительно для Вас. Вы постепенно опускаетесь, а в жизни Вашей ничего не остаётся. Лучший друг Ваш, Андрей Штольц, тоже пытался возродить Вас к жизни. Я знаю, Вы на какое-то время хотели изменить и обновить себя, но ничего из этого не получилось, потому что Вы слишком боитесь новой жизни. А как же Ваша любовь к Ольге Ильинской? Вы уже начали пробуждение, появились мечты, желание жить. Но Вы снова испугались, испугались изменений в жизни.
Пока Вы не переступите черту бездействия и страха перед новыми начинаниями, Вы не достигните ничего. Подумайте над этим.
Читайте также:
- Представьте что руссо излагает вам свою теорию воспитания как бы вы ее приняли кратко
- Какую роль в составе фермента играют коферменты какие вещества в организме являются их кратко
- Как соломина растет в длину кратко
- Художественное творчество внеурочной деятельности в начальной школе
- Что такое республика в россии определение кратко