Есть ли взаимосвязь между речью и чувствами героя обломов кратко

Обновлено: 04.07.2024

Обломов и Ольга говорят обычным языком интеллигентного
слоя дворянства.
При этом у Ольги, выросшей в городе, почти не чувствуется
простонародная лексика.
Это изящный язык благовоспитанной девушки.
В языке Обломова выросшего в деревне,
простонародные слова встречаются довольно часто,
например:" Дёрнуло меня, брякнуть;
"Трескает он картофель да селёдку" ;"намедни" и др.
Но в основном язык персонажей романа Гончарова
характеризуется не словарным составом, а
своеобразной интонацией.
Речь Обломова обычно спокойна. Только в редких случаях
под влиянием раздражения (например, когда Захар
сравнил его с "другими" людьми или в сцене изгнания
Тарантьева) она принимает взволнованный характер.
Речь Ольги изящна, рассудительна, вдумчива,
то оживлённо остроумна, то грустна.
В речи Штольца звучит самоуверенность, настойчивость,
в речи Захара сказывается неповоротливость мысли,
простоватость, а в речи Тарантьева - грубость.

Речевая характеристика героя через его речь,
в которой проявляются слова и обороты,
указывающие на его род деятельности, социальную
принадлежность, особенности воспитания,
культурный уровень, степень образованности.

Обломов – человек ленивый, не видящий смысла в жизни,
и именно эта черта характера больше всего отражается
в его речи. -
”В десять мест в один день - несчастный! ”-
”Вот только работать с восьми часов до двенадцати,
с двенадцати до пяти, да дома еще – ой, ой! ”
-”И все писать, все писать, как колесо, как машина: пиши
завтра, послезавтра; праздник придет, лето настанет -
а он все пиши?
Когда же остановиться и отдохнуть? Несчастный! ”

Штольц – прямая противоположенность Обломову.
Он знает как надо жить и пытается научить этому окружающих.
”Труд - образ, содержание, стихия и цель жизни,
по крайней мере моей. ”
”Работать, чтоб слаще отдыхать, а отдыхать - значит жить
другой, артистической, изящной стороной жизни, жизни
художников, поэтов. ”
”Ну, Илья, скорей же, скорей! ”

Ольга – любопытная, добрая но насмешливая девушка,
и эти черты её характера наблюдаются в её речи.
”Да, это важное преступление, - сказала она робко и тихо, -
надевать разные чулки”
”Что надо сделать, чтоб вы не соскучились? ”
” Я хочу, чтоб вам не было скучно, чтоб вы были здесь
как дома, чтоб вам было ловко, свободно, легко и
чтоб не уехали. лежать”.

Агафья Матвеевна – хозяйственная, экономная женщина
и это отражается практически
- ”Я еще в будничном платье, все на кухне была. ”
-”Как нет работы?
Работа всегда есть, - сказала она.
- Утром обед готовить, после обеда шить, а к вечеру ужин".

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Описание презентации по отдельным слайдам:

В реалистическом произведении язык героя необходимо носит отпечаток его социа.

Речь героев также раскрывает их сущность, душевные черты. Речью Обломова подч.

Речь героев также раскрывает их сущность, душевные черты. Речью Обломова подчёркиваются барские наклонности, душевная мягкость, искренность, способность на глубокое чувство. В одних случаях он затрудняется строить фразы (в письме к старосте в одном предложении по два раза поставил слова что, который); этого можно ожидать от помещика, прозябающего на диване. А в другом случае пишет вдохновенное письмо к Ольге. Обычно Обломов говорит вяло, апатично, но в минуты волнения, во время встреч с Ольгой речь его резко меняется: она становится возвышенной, патетической. Таким образом, писатель подчёркивает противоречивость натуры Обломова, достигая жизненности, правдивости образа. Речь Обломова

Речь Штольца противопоставлена речи Обломова: его фразы короткие, лаконичные.

Речь Штольца противопоставлена речи Обломова: его фразы короткие, лаконичные. В них чувствуется энергия, напористость говорящего. Часто встречаются слова делового лексикона. Речь Штольца

Речь Штольца позволяет нам выявить некоторые особенности его характера. В обр.

Нажмите, чтобы узнать подробности

1-й критик: - Художественная отделка произведения безукоризненно хороша. Мельчайшие подробности нарисованы автором с такой любовью и необыкновенным мастерством. Вы совершенно переноситесь в мир героев, и перед вами открывается душа каждого лица.

2-й критик: - Вы правы. Герои романа – живые люди. Очевидно, что господин Гончаров знает такие приемы изображения, секрет которых доступен не каждому.

Исследование. План. Прочитать и озаглавить эпизод. Найти художественный прием. Дать определение художественного приема (по словарю литературоведа). Объяснить роль художественного приема в создании образа. Сформулировать вывод (ответ на вопрос урока). Подготовить отчет (защиту своей работы).

Исследование.

Пейзаж как средство раскрытия образа героя.

Часть I, глава 9.

Эпизод: “Не таков мирный уголок” до слов “…под журчанье которых сладко дремлется”.

Илья Ильич воспитывался и рос на лоне такой природы.

Каково состояние природы в Обломовке?

Какие художественные средства передают это состояние?

Установите связь между “мирным уголком” и характером и образом жизни Обломова.

Почему Обломов любуется крапивой, рябиной у дома Пшеницыной, предпочитает тихую, спокойную местность и деревенский быт?

Художественная деталь и ее роль в романе. Часть II, глава 1. Эпизод: “Как шел домашний костюм Обломова к покойным чертам его…” до слов “…непременно попадал в них сразу”. Какие художественные детали использует Гончаров в описании внешности Ильи Ильича? Какую черту характера Обломова символизируют эти детали? При каких обстоятельствах упоминается художественная деталь в романе? Почему? Гончаров – мастер художественных деталей. Можно ли сказать, что художественная деталь обогащает образ Обломова, помогая понять главные черты?

Художественная деталь и ее роль в романе.

Часть II, глава 1.

Эпизод: “Как шел домашний костюм Обломова к покойным чертам его…” до слов “…непременно попадал в них сразу”.

Какие художественные детали использует Гончаров в описании внешности Ильи Ильича?

Какую черту характера Обломова символизируют эти детали?

При каких обстоятельствах упоминается художественная деталь в романе? Почему?

Гончаров – мастер художественных деталей. Можно ли сказать, что художественная деталь обогащает образ Обломова, помогая понять главные черты?

Речевая характеристика героя. Часть II, глава 4. Эпизод: “Продолжай же дорисовывать мне идеал твоей жизни…” до слов “…говорил с одушевлением, не останавливаясь”. Какие слова выбирает Илья Ильич для выражения своего идеала жизни? Есть ли взаимосвязь между речью и чувствами героя? Почему Штольц после речи Илья Ильича называет его поэтом? Какие качества героя отражает речевая характеристика?

Речевая характеристика героя.

Сквозной мотив еды и его роль в романе.

Мотив – маленькая часть сюжета. Мотив может повторяться в произведении, т.к. помогает выделить характерную черту какого-либо образа. (Мотив бегства, мотив одиночества, мотив еды).

Художественный прием / эпизод

“ Описание природы Обломовки”

Роль художественного приема в создании образа

Художественная деталь

“ Халат Ильи Ильича”

Роль прописать кратко (по вопросам).

Сформулировать как ответ на вопрос урока.

Речевая характеристика героя

“ Речь Обломова об идеале жизни”

Мотив еды “Главная забота в Обломовке”ч.I, гл.9

Обобщение. Итог урока. Ответ на вопрос. Какие художественные приемы помогли Гончарову создать образ Обломова живым, запоминающимся? (Связывание выводов представляет характеристику Обломова посредством художественных приемов)

Обобщение. Итог урока.

Ответ на вопрос.

  • Какие художественные приемы помогли Гончарову создать образ Обломова живым, запоминающимся?

(Связывание выводов представляет характеристику Обломова посредством художественных приемов)

Творческое задание. Создание и запись текстов (5 мин.). Жанр – по выбору. 1. Стихотворение о халате (Сожаление о старом халате, хвала любимому халату ..) 2. Хвала еде. 3. Репортаж с места событий (из Обломовки).

Творческое задание.

Создание и запись текстов (5 мин.). Жанр – по выбору.

Штольц не смог пробудить Обломова к жизни. Напишите письмо Обломову, выскажите свое отношение к образу жизни героя, поговорите с ним, постарайтесь убедить в своем мнении. Используйте в письме художественные приемы и средства убедительности речи.

В О С Х О Ж Д Е Н И Е К Д И В А Н У

В О С Х О Ж Д Е Н И Е К Д И В А Н У

  • Обломов предстает перед нами как мечтатель – романтик.
  • Он творит поэтически яркие, полные художественных подробностей планы благодеяний человечеству, проекты переустройства имения, картину своей деревенской идиллии, рисуя в воображении узор своей жизни. И пусть, рисуя мечты Обломова, автор прибегает к иронии: “он, движимый нравственной силою, в одну минуту быстро изменит 2-3 позы с блистающими глазами привстанет до половины на постели, потянет руку и вдохновенно озирается кругом”, - перед нами уже не тот Обломов, который весь в пошлом быте, нелепых поступках. На мгновение душа Обломова раскрывается в таких своих глубинах, которые казалось бы, трудно и предполагать в нем. Приоткрывается свойственный высокому романтизму интерес к потаенным сторонам человеческой природы.
  • Обломов был бы пошлым персонажем, предстань он нам в первоначальной одноплановой характеристике. Но 6 глава неожиданно вносит новые диссонирующие с предыдущим человеческие приметы. “Настала одна из ясных сознательных минут в жизни Обломова…” Он приоткрывает завесу над былыми духовными увлечениями героя. В тексте есть фраза, которая показывает отличие Обломова от других.
  • КЛЮЧОМ к новой странице истории становится ФРАЗА “ОН уже был не в отца и не в деда. Он учился, жил в свете, все это наводило на разные чуждые им соображения”.
  • Знания, полученные в пансионе университета, Обломов не сумел сделать своими, что означает фраза “Жизнь у него была сама по себе, наука сама по себе”. Основная сфера духовной жизни Обломова – мечтательность.
  • Неожиданности 6 главы неисчерпаны. Авторское резюме: сам художник озабочен тем, чтобы герой не был воспринят по чисто “внешним показателям”.
  • “Никто не знал и не видел этой внутренней жизни Ильи Ильича: все думали, что Обломов так себе, лежит да кушает на здоровье и что больше от него ждать нечего”; что так о нем толковали везде, где знали. Сам писатель наталкивает на “крамольную” мысль. Возможно, Обломов начала романа – это тот Обломов, каким он только казался, а не настоящий, о ком написан роман. Так, образ главного героя усложняется, новое содержание снимает гоголевскую маску. За поступком встает психология. Сцена: Обломов и Захар “Другой?!”
  • К одноплановой характеристике нет возврата.
  • КУЛЬМИНАЦИОННЫМ МОМЕНТОМ оказывается сцена исповеди, просветления. “Ему грустно и больно стало за свою неразвитость, остановку в росте нравственных сил, за тяжесть, лишающую всему…” А между тем он болезненно чувствовал, что в нем зарыто, как в могиле, какое-то светлое начало, может быть, теперь уже умершее.
  • Тайная исповедь перед самим собой была мучительна. Но на кого свергнуть бремя упреков? И ответ следует за вопросом. Он содержится в 9 главе “Сон Обломова”.
  • Специфика автора прослеживается уже в первой части нашей работы – это решение сложной эстетической задачи: раскрыть внутренний динамизм личности вне необычных сюжетных событий. В обыденности жизни, обычном дне, удивляющей медлительности ее течения он сумел передать внутреннюю напряженность

Художественный приём / эпизод

Роль художественного приёма в создании образа

Сравнение, метафоры, эпитеты и др. различные тропы. Объёмные синтаксические конструкции.

Воздействие на Илюшу обломовской среды было настолько сильным и глубоким, что его уже нельзя было искоренить. Ильёй всё больше овладевали лень и апатия, у него не хватало сил бороться с ними.

Трагедия Обломова заключается именно в нежелании выглянуть за узкие рамки своего внутреннего мира, чтобы увидеть большой и прекрасный мир внешний Обломов постепенно опускается, его внешний вид говорит сам за себя.

Созданный идеал жизни у Обломова строится по законам искусства и сориентирован на определённую поэтическую традицию: дружеское послание, элегия, идиллия. Уединение не подразумевает одиночество, участие друзей – непременный атрибут жизни.

Идеал счастья Обломова – полное спокойствие и хорошая еда. Идеалы Обломова помогают ему видеть отрицательные стороны нового буржуазного уклада. Незыблемой нормой считает Обломовщину.

Мать Илюши всё свободное от сна время посвящает выбору блюд для завтраков, обедов и ужинов. Это занятие было настолько важным, что совещались целым домом.

Здравствуйте, Илья Ильич! Я очень обеспокоена Вашим состоянием. Ваша судьба мне настолько не безразлична, что я пытаюсь искренне помочь Вам. Но для этого мне нужно кое-что для себя уточнить: Обыкновенный ли Вы лентяй или человек, не видящий никакого смысла в жизни?

Последние события жизни Вашей меня очень беспокоят. Вы перестали жить полной жизнью, а начали бессмысленное существование. Каждый новый день похож на предыдущий, у Вас нет никаких стремлений. Помнится мне, что первого числа в Екатерингофе был праздник. Знаю также, что в тот день посетили Вас друзья, на праздник звать приходили, но Вы даже и не соизволили с постели встать. Нельзя же всячески противиться тем, кто пытается поднять Вас с уютного дивана. Каждый день друзья находят Вас за любимым занятием – лежанием на диване. Смысл жизни Вы находите в диване, халате и туфлях. Но ведь это символы лени и бездействия. У Вас даже нет желания выходить из дома, общаться с разными интересными людьми. Круг общения Ваш сузился почти до одного Захара. Вся жизнь большого города не для Вас. А ведь Вы живёте в центре. Это такая возможность посетить множество полезных и интересных мест, но Вы упускаете эту возможность. В Вас присутствует полное безразличие ко всему окружающему. Вы не хотите менять свою жизнь, потому что она Вас полностью устраивает. Но Вы не знаете другой жизни, а может быть следует попробовать внести ощутимые изменения в привычный Вам образ жизни. Даже друзья Ваши куда-то спешат, что-то делают, но Вы так и остаётесь безразличны ко всему. А ведь жизнь не стоит мёртвым грузом, она проходит, проходит Ваша любовь, возможность счастья семейного. Ваше бездействие губительно для Вас. Вы постепенно опускаетесь, а в жизни Вашей ничего не остаётся. Лучший друг Ваш, Андрей Штольц, тоже пытался возродить Вас к жизни. Я знаю, Вы на какое-то время хотели изменить и обновить себя, но ничего из этого не получилось, потому что Вы слишком боитесь новой жизни. А как же Ваша любовь к Ольге Ильинской? Вы уже начали пробуждение, появились мечты, желание жить. Но Вы снова испугались, испугались изменений в жизни.

Пока Вы не переступите черту бездействия и страха перед новыми начинаниями, Вы не достигните ничего. Подумайте над этим.

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Читайте также: