Представьте что руссо излагает вам свою теорию воспитания как бы вы ее приняли кратко

Обновлено: 06.07.2024

Культура Просвещения была интернациональной — она получила широкое распространение и в Европе, и в Новом Свете. Повсюду она имела свои особенности, но некоторые черты и идеи были общими для всех просветителей (так называют мыслителей этой эпохи).

Рационализм Просвещения. Глубокое влияние на философию Просвещения оказали естественнонаучный переворот и распространение рационализма, веры в безграничные возможности человеческого разума, которому доступны и тайны природы, и божественные законы мироздания. Все просветители высоко ценили науку и знание. Они верили, что с их помощью можно разумно организовать жизнь общества и добиться для него благополучия и процветания. Отсюда их внимание к образованию, стремление к распространению полезных знаний, пропаганде новейших научных открытий — просветительство.

Если в XVII веке рационализм был уделом достаточно узкого слоя ученых, то в XVIII столетии он гораздо шире утвердился в умах людей и даже потеснил веру. В Европе стали распространяться атеистические и материалистические представления. Они исключали веру в Бога и исходили из того, что окружающий мир есть результат саморазвития материи — первоосновы, из которой состоит как живая, так и неживая природа.

Разумеется, большинство людей и сами просветители по-прежнему оставались верующими, но многие из них не могли согласиться с церковными догмами, ограничивающими возможности человеческого разума. Особенно острые противоречия с церковью возникали у французских просветителей. В целом в католических странах конфликты между философами, учеными и духовенством случались чаще, чем в протестантских странах.

Идея прогресса. Глубокая вера в силу науки и техники породила общую для всех просветителей идею прогресса — неуклонного движения человечества вперед. По их мнению, его история — это история восхождения людей от примитивного состояния и варварства ко все более высоким ступеням организации и человеческих отношений. Прогресс в их глазах символизировали также успехи науки и техники, которые особенно быстро развивались в Европе. (Именно с XVIII века европейцы уверовали, что их общество — самое передовое и в экономическом, и в политическом отношении и они должны нести прогресс и цивилизацию другим народам.)

Просвещение совершенно перевернуло традиционные представления о человеке, его месте в обществе и взаимоотношениях с государством и властью. Основы новой теории общества и государства заложили английские мыслители.

Как вы думаете, почему стремление философов опираться на разум порождало меньше проблем в протестантских странах?

Всегда ли, по вашему мнению, успехи техники и уровень жизни определяют степень развития общества?


Томас Гоббс

Вспомните, в чем состояло учение церкви и теоретиков абсолютизма относительно происхождения власти.

Другой английский мыслитель, оказавший огромное влияние на философскую и политическую мысль Просвещения, Джон Локк (1632—1704) по-иному оценивал монархию. Он был противником абсолютизма, приветствовал революцию в Англии, в период реставрации Стюартов эмигрировал в Голландию и вернулся на родину только после установления конституционной монархии. Локк сформулировал центральные для Просвещения идеи естественных прав человека и общественного договора.

Согласно его учению, все люди созданы от рождения равными (неравенство порождают условия, в которые они попадают, воспитание и образование).


Джон Локк

Почему именно в Англии XVII в. проблемы происхождения власти были актуальны для политических писателей?


Шарль Монтескье

Каждый человек в силу этого природного равенства обладает естественными правами на жизнь, свободу и собственность. Для защиты этих прав люди заключают между собой общественный договор, в результате которого возникает государство и формируется власть. Но если власти нарушают права подданных или посягают на их собственность, то есть нарушают общественный договор, те имеют законные основания свергнуть власти.

Дж. Локк одним из первых задумался над вопросом, как удержать власть от чрезмерного усиления во вред подданным, и высказал идею разделения властей: законодательную он предлагал вверить исключительно представительному органу — парламенту, а исполнительную — государю и правительству.

Французское Просвещение. Своего пика философия и культура Просвещения достигли во Франции. Французские писатели получили богатую пищу для размышлений об обществе и государстве: они могли оценить события и результаты Английской революции со стороны и по прошествии времени.


Вольтер

Вольтер обостренно воспринимал обиды и несправедливости, выпадавшие на долю окружавших его людей. (Ему, выходцу из третьего сословия, и самому приходилось в молодости терпеть притеснения, тюремное заключение, побои и насмешки аристократов.) Он часто публично выступал в суде в защиту невинно осужденных, писал статьи, требуя пересмотра приговоров. Объектом его постоянных атак была католическая церковь, воплощавшая в его глазах нетерпимость к инакомыслящим и мракобесие. Раздавите гадину! — призывал он, говоря о церкви. (В то же время он не был атеистом и верил в Бога.)

Вольтер считал, что необходимо допустить свободу вероисповедания и освободить разум из оков церковных авторитетов. Неслучайно потомки начертали на его могиле: Поэт, историк и философ, возвеличивший человеческий разум и научивший его быть свободным.


Заседание кружка энциклопедистов

Вольтер настаивал также на введении свободы слова и обеспечении равных прав людям всех сословий.

Борец за справедливость и дерзкий критик современных порядков, Вольтер тем не менее считал. что провести в жизнь все эти разумные преобразования сможет только просвещенный монарх, обладающий всей полнотой власти. В его глазах такой идеальный правитель должен быть философом и трезвым политиком.

Ряд авторов Энциклопедии, включая самого Дидро, слыли вольнодумцами и атеистами, поэтому церковь всячески препятствовала выходу в свет этого издания, но не смогла ему помешать.


Дени Дидро


Жан Жак Руссо

Естественным правом Руссо считал равенство людей. Он шел дальше многих просветителей, полагая, что недостаточно установить равенство перед законом, нужно ввести подлинное имущественное равенство, а значит, уничтожить частную собственность.

Весьма радикальными были его взгляды на власть. Вслед за Локком и другими он развивал идею общественного договора. Но, по его мнению, в результате такого соглашения должна родиться коллективная, демократическая власть. Таким образом, Руссо был сторонником народного суверенитета. Лучшим строем в его глазах была республика, управляемая народным собранием.

1. Какие идеи были определяющими для Просвещения?

2. В чем вы видите вклад Монтескье в европейскую политическую мысль? Что вы знаете о разделении властей в современном государстве?

3. Покажите на примере Гоббса, Локка и Руссо, как, исходя из одной и той же идеи общественного договора, можно сделать самые разные выводы о наилучшем устройстве власти.

4. Представьте, что Руссо излагает вам свою теорию воспитания. Как бы вы ее приняли?

Руссо считал, что человек лишь под управлением законов природы может достичь всего. То есть, развитие ребенка должно быть естественным, основанным на гуманности, гармонии, и свободным от эгоизма и подавления воли. Руссо первый разделил человеческое развитие на периоды. В первый период, в возрасте от рождения до двух лет, нужно следить за физическим развитием ребенка, в это время не надо развивать речь. Во время второго периода, от двух до 12 лет, нужно развивать сенсорное восприятие. Руссо считал, что сенсорные ощущения являются основой развития человеческого мышления. Он был противником раннего обучения. По его мнению, активное обучение должно начинаться с 12 лет, к тому времени разум уже основательно пробудится и будет готов принять знания. Третий период развития человека с 12 до 15 лет – лучшее время, по убеждению Руссо для адекватного восприятия знаний, но эти знания должны быть связаны только с точными науками, а не с гуманитарными, потому как моральное развитие происходит гораздо позже. Не нужно принуждать ребенка к обучению, у него должно быть желание учиться. Руссо утверждает также, что необходимо приобщать ребенка к труду, у него должны быть не только теоретические знания, но и практические, он должен владеть каким-либо ремеслом, которое в сложные времена не даст ему голодать. В четвертом периоде, с 15 до 18 лет, развиваются чувства, и накапливается жизненный опыт. Такой метод воспитания ребенка Жан-Жак Руссо видел наиболее приемлемым, потому как человек естественным образом приобретает знания, в нем формируется твердый характер и глубокое понимание жизненных процессов.

Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!


Онтонио Веселко

Лучший ответ:


Главный Попко

Так как современое мировозрение, а значит, и воспитание, отличается от техх времен. Я бы внесла новые поправки




Вы можете из нескольких рисунков создать анимацию (или целый мультфильм!). Для этого нарисуйте несколько последовательных кадров и нажмите кнопку Просмотр анимации.

В психологии специалистами нередко используется теория свободного воспитания Ж. Ж. Руссо. Его концепция основана на том, что по мере взросления и развития ребенок должен ориентироваться на окружающую реальность, естественные процессы, развиваться с учетом личного полученного опыта. Идеи французского мыслителя заключаются в неприкосновенности детской души до того момента, пока подросток не приобретет способность мыслить и выбирать правила поведения.

Теория свободного воспитания Ж. Ж. Руссо

Суть и принципы концепции

Каждый ребенок, согласно теории Руссо, должен пережить детство так, как ему предназначено самой природой. В процессе воспитания нужно соблюдать природные особенности малышей, заложенные в них с самого рождения, а также возрастные критерии. Таким образом, основой концепции является взросление посредством развития и осознания собственные внутренних способностей, систем и органов чувств.

В своем педагогическом трактате Жан Жак Руссо попытался кратко описать и сформулировать основные источники воспитания. Таковыми он считал:

  • природу (через развитие человеческих ресурсов, данных природой);
  • людей (приучение к обществу, перенимание чужого опыта, умение анализировать последствия поступков самостоятельно и применять собственные способности);
  • вещи (формирование индивидуальной модели поведения в зависимости от того, с чем и при каких обстоятельствах человек сталкивается в жизни).

Личность каждого ребенка нужно уважать

Автор склонялся к убеждениям, что для правильного и полноценного воспитания личности необходимо согласованное сочетание всех трех факторов. Наряду с принципами естественного развития, Руссо выдвинул предположение о предоставлении полной свободы. Он считал это основным правом, которое принадлежит человеку независимо от возраста, называл зубрежку, строгую дисциплину, физические наказания абсолютно недопустимыми. Философ настаивал на том, что личность каждого ребенка нужно уважать, внимательно относиться к его интересам, предпочтениям, особенностям характера.

В теории естественного воспитания Руссо полностью отсутствует принуждение. Вместо этого он требует от родителей, дошкольных и школьных педагогов особых навыков: ненавязчиво управлять интересами и поведением детей таким образом, чтобы они самостоятельно приходили к правильному решению и достигали поставленных целей. Абсолютно все пространство, окружающее развивающуюся личность малыша, должно давать ему определенные подсказки.

Возрастная классификация

Основоположник концепции свободного воспитания Руссо считал самым важным следование природе ребенка. Кроме того, используемые методы воздействия в педагогике выбираются в зависимости от возрастных критериев.

В своих работах и рефератах автор выделял 4 этапа в жизни юных воспитанников:

Малышам нужно разнообразить их занятия

  • от рождения до 2 лет: период, когда в центр внимания ставится физическое развитие (не стоит туго пеленать новорожденных и сковывать их движения, недопустимо оберегать от холодов и сквозняков, лучше приучить к закаливанию);
  • с 2 до 12 лет: время, когда дети еще плохо рассуждают самостоятельно, испытывают сложности с логическим мышлением, однако уже умеют самостоятельно передвигаться в пространстве (это важный момент для укрепления здоровья, малышам нужно разнообразить их занятия, давать считать, сравнивать, взвешивать при возникновении такого желания);
  • от 12 до 15 лет: стадия интенсивного умственного развития, удовлетворение интеллектуальных запросов, дети уже умеют выделять самое интересное для себя из общего объема полученной информации, осваивают трудовое воспитание, однако недостаточно хорошо понимают нравственные ценности (наиболее качественное образование подросток получает в тех сферах, которые ему интересны — географии, астрономии или других);
  • от 15 до 18: время страстей и противоречий (наиболее важно в этом периоде нравственное воспитание, задача родителей вырастить человека, а не просто представителя рода).

На первом этапе задача родителей заключается в том, чтобы максимально удовлетворить естественные потребности грудничка. Жан Жак Руссо называет ошибочным поведение родителей, которые боятся оставлять малыша в темноте или в одиночестве даже на короткое время, опасаются давать ему незнакомые предметы, а также приучают к кормлению и сну по строгому расписанию. Он категорически против ограничений и режима, форсирования событий, стимулирования развития речи.

Также, по мнению автора, не стоит полностью подчиняться требованиям ребенка, потакая всем его желаниям, чтобы не вырастить из него эгоиста и тирана. Запрещать совершать дурные поступки совершенно нецелесообразно, лучше научиться этому препятствовать.

Последний этап автор называет формированием свободной личности. Важнейшими задачами он считает воспитание добрых суждений, положительных чувств и воли.

Методы наказания

Будучи ярым противником всякого принуждения, Руссо считал, что дети — это совершенное творение природы, его нельзя переделывать и искажать, а нужно только направлять в правильное русло. Он стремился максимально глубоко познать человеческую сущность и специфику развития личности. Свободу, по его мнению, можно ограничивать только вещами. Отсюда вытекает предложенный Ж. Ж. Руссо метод наказаний, который он сам назвал естественными последствиями.

Ругать и ограничивать малышей за проступки недопустимо

Ругать и ограничивать малышей за проступки недопустимо. Подрастающая личность должна самостоятельно осознавать негативные последствия содеянного. Например, если ребенок сломал стул, он может почувствовать, как неудобно без него обходиться. При разбитом окне виновный некоторое время пребывает в некомфортной для него холодной комнате. А при поломке любимой игрушки автор не рекомендует сразу бежать и покупать новую. Отсутствие привычной вещи заставит задуматься о необходимости бережно относиться к ценным вещам.

Трактовка методики наказаний Руссо предполагает также словесное воздействие. Но при этом детей нельзя ругать, кричать, угрожать, следует только объяснить, почему нельзя поступать подобным образом и к чему подобное поведение может привести.

Отдельным пунктом в теории философа отмечено воспитание женщин. Он назвал их хранительницами домашнего очага, утверждал, что у представительниц слабого пола не может быть собственного мнения и религии. Женщинам не стоит углубляться в науку и производство, экономику и управление. Их задача — не уметь общаться с окружающими, а только наблюдать, как это делают другие. Таким образом, педагогическая теория Руссо сводится к половым ограничениям:

  • гражданские обязанности может выполнять только мужчина;
  • девушкам отводится роль матери и жены.

Воспитание женщины по Руссо

Многие ученые считают суждения Ж. Ж. Руссо категоричными, соответствующими его мелкобуржуазной природе. Однако другие философы-просветители отмечали, что его работы занимали важное место не только в науке, но и в революционной идеологии.

Несмотря на явные противоречия и ошибки, педагогическая концепция Руссо сыграла прогрессивную роль в истории. Однако после завершения буржуазной революции взгляды известного философа воспринимались настороженно из-за требований воспитывать активных, свободных и вольно думающих людей.

Читайте также: