Есть ли в наше время обряды подобные инициации кратко

Обновлено: 06.07.2024

Для взросления сегодня жизнь подкидывает не физические испытания, угроз физическому существованию человека стало существенно меньше. Нынче испытание стало психологическим – это давление социума, стереотипов.

Инициация сейчас направлена на то, чтобы понять выдержит ли человек, осознает и сохранит свою индивидуальность в принятии решений, останется ли собой, пройдя сквозь искушения социума, или сломается под давлением общей массы, будет прогибаться под чужое мнение, подстраиваться под желания других, поддастся соблазнам потребления и потребительства не только в супермаркетах и бутиках, но и в отношениях.

Погоня за успехом, когда человек не несёт ответственность за качество своих действий, приводит к фальши. Нет глубины, истинности, вокруг одни реплики/подделки, и так редки индивидуальности.

Помните, в далекой и глубокой древности были обряды инициации? Initiatio (лат.) - введение, посвящение. Их проводили по разному поводу: свадьба, посвящение в воины, в жрецы и так далее. Меня сейчас интересует инициация подростков. Подросших детей проводили через определенные испытания и таким образом принимали во взрослую жизнь.

В ходе инициации становились понятно, смог ли ребёнок отбросить свою детскость и наивность, взять на себя ответственность и выжить без поддержки взрослых. Кроме того, определялось достоин ли такой человек стать членом племени – принесёт ли он пользу или станет обузой.

Процесс инициации состоял из 3х стадий и у отдельных народов продолжался до года.

1 стадия. Сепарация (отделение) от матери, от детства. Иногда отделение проходило довольно грубо и имело насильственный характер. Готовыми к инициации считались дети от 7 до 15 лет, тут у каждого народа свои возрастные критерии и потребности племени. Кому-то уже семилетние ответственные помощники были нужны, а где-то готовы были подождать пока ребёнку не исполнится 12-15 зим.

2 стадия. Пороговая (между двух миров). Это была длительная фаза, где подростки сталкивались с болью, преодолениями, требованием доказать силу духа и воли. Часто включало познание трёх основ: священного, смерти, сексуальности. Испытания девочек и мальчиков были разными.

3 стадия. Восстановление или включение . Прошедшего обряды подростка признавали взрослым и ответственным членом общества. Ответственным! Юноша мог жениться, ставить свой дом.

И зачем я об этом? Затем, что переход из детства во взрослость, читай ответственность и осознанность, никуда не делся и сегодня. Мы даже сами поименовали его — переходный возраст. И, если честно, они, нынешние подростки, требуют у современных взрослых инициацию, но не получают. Доказывают свою взрослость сами через напитки с градусами, сигареты, таблетки, половые контакты и прочее.

Сегодня реальная инициация наступает через первый развод, первую измену, первый аборт, через смерть ровесника и так далее. Да, сейчас мы взрослеем не через борьбу с природой за выживание, а ранясь друг об друга. Через событие, которое снимает розовые очки иллюзий, выкидывает из детского мироощущения в то пространство, где от тебя требуется взрослое поведение, ответственность, ответ за себя! И эта инициация тоже через боль и лишения!

Может эти далекие древние и, как мы их представляем, лохматые, немытые и неграмотные оказались умнее нас? Они управляли, контролировали этот сложный для детей процесс, понимая как это делать и для чего. Мы же его пустили на самотёк.

Вот она и посвящает их во взрослость! Через потери и боль души.

А мы, родители и учителя, бессильно вручаем детям школьный аттестат зрелости и право проголосовать – такие бумажные и такие формальные признания их взрослости, не подкреплённые реальностью.

Настоящая зрелость – это уметь жить осознавая себя и неся за себя ответственность каждый шаг, каждую минуту. Или же ты посто растворишься в массе и пройдёшь по маршруту незрячих и неосознающих: родился, как-то жил, ничего не понял, умер.

Многие по паспорту взрослые люди до сих пор не прошли инициацию: ни физическую, ни психологическую. Так и живут под крылышком мамы, партнера или стереотипа. И это их выбор.

Традиционный вопрос в конце статьи:

Какое событие в жизни сделало вас взрослым?

Автор Анна Гребенкина

Если Вам необходима консультация по этому вопросу, то можете обратиться ко мне в Telegram в ссылке профиля.

Александра Бродская

В древности подростки проходили такие обряды и встраивались в сообщество взрослых. Мальчик становился мужчиной, девочка женщиной.
А есть ли в 21 веке в цивилизованных странах такой обряд (или его аналоги), после которого можно сказать - да, этот человек вырос, и родители уже не вправе его контролировать .
Если есть, то какой на ваш взгляд? Получение паспорта? Служба в армии (особенно для Израиля актуально, ведь там служат оба пола)? Самостоятельное поступление в колледж или вуз? Первый самостоятельный заработок? Отъезд из родительской квартиры и самостоятельный съем жилья?
Если же такого обряда нет, есть ли смысл его придумать? Как мог бы выглядеть обряд инициации в наше время?

Сергей Шелудяков

Обряда как такового нет. Поэтому для кого-то паспорт, а кому-то съезд жилья, а кто-то так и не вырастает.
Обряд базировался на определенных качествах, присущих полу. Т.е. по сути являлся очень сексистским. (модно было в прошлом году лепить его везде))
В мужской входило испытание терпения, силы, выносливости и страха. В принципе, приобщение к чисто мужским занятиям (можно нагуглить, но вроде боевые искусства, верховая езда, плавание и, как ни удивительно, танцы) в какой-то степени может служить инициацией, дать толчок к самосознанию.
О женской инициации не слышал, по-моему в большинстве культур их просто выдавали замуж, а до этого всю жизнь обучали чисто женским занятиям, которые и были своего рода плавной инициацией.

Александра, для чего его необходимо придумывать? Есть закон, по которому с определённого возраста наступает полная ответственность для обоих полов поровну.

Александра Бродская

Александра, каким образом можно удостовериться, что кто-то закон не просто прочитал, а понял? Тем более, множество их?

Александра Бродская

Сергей, в секцию боевых искусств принимают в очень юном возрасте. Вряд ли само по себе занятие боевыми искусствами есть показатель зрелости. А что является таким показателем?
Ну, и еще - мир изменился. Городские жители редко занимаются земледелием, например. Но вот чувство ответственности за свои поступки - оно, вероятно, отличительный признак взрослого человека во все времена. Должен быть такой ключевой момент, в котором подросток мог бы себя проявить как ответственный человек.

Александра Бродская

Александра, тогда остаётся придумать ЕГЭ по взрослости. Всё что было придумано ранее пропитано сексизмом, девочка становилась доступной для замужества после первых месячных, а выйдя замуж становилась "взрослой". Что она думает и чувствует никого особо не волновало, важен был борщ и чистые носки. Для мужчин тестов придумано множество, о них сказал первый комментатор, но опять же, ни фехтование, ни вальсирование не делают личность взрослой в современном понимании. Как и военная служба, женитьба или самостоятельная жизнь и заработок.

Сергей Шелудяков

Александра, а вы спрашиваете, или спорите?)
Я описал, что мужчина должен был уметь или делать в те времена, чтоб получить право называться мужчиной.
В Африке - убить льва: выследить - терпение, выносливость, убить - сила и умение таки убить льва, испытание смелости - блин, да лев здоровая опасная зверюга!
Вы же не думаете, что мальчиков этому не учили? Чисто живешь до 16, а потом - вали убивать кису.
Возможно получение КМС или мастера спорта, как составляющая.

Александра Бродская

Сергей, мне интересно, что мужчина должен уметь делать сегодня, чтоб считаться взрослым. И женщина. С учетом изменившихся реалий жизни в странах вроде Европы, США и России. У нас львы по улицам не ходят, у нас иные опасности и трудности.

Сергей Шелудяков

Александра, думаю взять ипотеку на двоих, в реалиях России.)))
В США-Европе, думаю, пойти на работу/купить первую машину (в Америке). Ну и в принципе там люди более зрелые, судя по отзывам коллег и знакомых.

Александра Бродская

Сергей, а почему? В смысле, почему там люди более зрелые, в чем это проявляется.
И еще вопрос ко всем. Как лично вы понимаете, зрелый рядом с вами человек или инфантильный?

Сергей Шелудяков

Александра, по сути м и ж должны уметь то же самое. А живем мы не сильно иначе. Механизмы и структуры психики не так быстро меняются, как модели айфонов.)
Ну и да - опасностей в разы меньше. Сейчас возможностей умереть у горожанина практически нет, если только сам не кинется под машину.
Более зрелые т.к. семьи полные, культура предписывает рассчитывать на себя, а не жить с матерью до смерти. Как один из факторов.

Александра Бродская

Знаете, Сергей, слышать о том, что современная молодежь инфантильна, мне приходилось неоднократно. Насколько такое ворчание справедливо?

Обычно это связывается с избытком комфорта. И действительно, поколение бабушек-прабабушек застало войну, а их дети просто-напросто столкнулись с огромной занятостью родителей (отсюда ключ на шее и пр.). С другой стороны, очень часто самыми инфантильными и неприспособленными оказываются выпускники детдомов, которых уж точно в излишке комфорта не упрекнешь.

Александра Бродская

Иринка, правильно ли я понимаю, что для того, чтоб сделать молодых людей в России более зрелыми, достаточно решить проблемы с дешевым съемным жильем? Или нужно что-то еще?

Сергей Шелудяков

Александра, а я не говорил о подростках. Я говорю в принципе об инфантильности людей любого возраста до 40 где-то. До этого был СССР и там иное поколение (на самом деле не могу это объяснить, возможно, у меня мало информации о них).
Я не говорю про избыток комфорта. Многое зависит от конгруэнтности семьи в целом. Более бедные слои, рабочий класс более стойкие и независимые - им никто не говорил, что любит их, и при этом не фигачили ремнем. Ну, били до кровавых соплей, но никто не говорил, что это во имя любви и прочую муть. Это исследования я читал с выборками таблицами и выводами, но сейчас уже не найду. Это про полные семьи.
Неполные - даже обсуждать не стоит. Там нет одной из важнейших фигур для ребенка.
Детдомовцы живут как раз в "тепличных" условиях - они не убираются, не готовят и не ходят в магазин, не общаются с людьми вне совего микросоциума. На выходе получаем тепличную рассаду, которая легко загибается в любом социуме.

инициации

В культуре древних народов для каждого юноши и девушки существовали специальные обряды, цель которых заключалась на своевременном преодолении притяжения материнского мира и на формировании самосознания своего пола, когда осознавались духовные и социальные функции.

Каждая инициация славян была представлена в форме ритуала, создающего условия для перехода из одного социального статуса в другой.

Среди каждой инициации взросления в первобытном обществе можно выделить следующие стадии: изгнание за пределы привычной жизни, испытание и возвращение к прежнему окружению.

Как известно, в любом здоровом человеческом сообществе необходимо дать верное направление мужской агрессии.

Это делается с целью научиться контролировать свою природную агрессию. Если говорить об инициациях для девочек, то такие обряды дают возможность женщине осознать свою природную сущность и принять ее в качестве драгоценного природного дара, наделенного целебными свойствами.

На протяжении многих веков в народах древних славян существовали обряды инициации, связанные с испытаниями. Такие обряды оказывали немалую помощь молодому поколению в освоении азов мужского и женского предназначения. И важная роль в данном случае уделялась своевременности. Первобытное общество в отличие от цивилизованного, боролось за выживание. И из-за небольшой отсрочки в освоении того или иного навыка самостоятельного выживания они могли лишиться жизни.

Особенности проведения обрядов инициации

Независимо от того, кто будет проводить обряд инициации — индусы или славяне, некоторые специфические особенности каждого ритуала останутся неизменными. В частности, человек, который захочет подвергнуть себя обряду инициации, обязан грамотно подготовиться к нему. Он может это сделать с помощью диеты или выполнения определенных ритуальных действий.

В иудейской культуре, в отличие от славян, юноши в возрасте двенадцати лет получают право на прочтение Торы в храме. Начиная с этого возраста, они должны отвечать за каждый свой поступок.

Он понимает, что ответственен за тех, кого ведет за собой. И это осознание пребывает с ним на протяжении всей жизни.

Если следовать Мирче Элиаде, то можно привести следующие обобщенные стадии инициации взросления для мальчиков, которые засвидетельствованы среди древних народов австралийцев, калифорнийцев и готтентотов:

  • сперва происходит разлучение мальчика с матерью;
  • следующая часть инициации является более драматичной, она представлена обрезанием, испытанием, пытками, что символизирует наступление смерти с последующим воскрешением;
  • уход в чащу леса и поиск Духа-Защитника;
  • героические посвящения при помощи магических средств;
  • обряды пищевых и телесных лишений-испытаний, представленных насечками на теле, употреблением психотропных растений;
  • ритуал смены имени;
  • ритуал запрета на контакты с матерью и соплеменниками.

Обряды инициации

По истечении срока юноши вновь возвращались в общину, где их ждал новый ритуал.

С молодых людей срывали волчью одежду, избивали их деревянными палками, поднимали за волосы, заставляли карабкаться на самый верх столба и кукарекать на нем, измазывали их лицо при помощи сажи и нечистот, тем самым изгоняя животное из человека.

Во время прохождения обряда юношам не дозволялось произносить ни слова и выражать свои эмоции. Они не должны были ни есть, ни пить. По окончании разных обрядовых действий юношей наряжали в белые одежды. Так юноши становились настоящими мужчинами, они могли позволить себе завести жену и дом.

С того момента как волчья суть была изгнана, молодой мужчина лишился права бесконтрольно ее проявлять. Он стал мужчиной, ответственным за свою жизнь и жизнь своей семьи. С момента посвящения он получал право на создание семьи и защиту племени наравне со взрослыми мужчинами общины. И природная агрессия мужчины перенаправляется на созидание, а не на разрушение жизни.

Значение обрядов инициации сегодня

В народах древних славян обряды инициации проводились повсеместно и участие в них принимали многие люди. Сегодня подобные ритуалы постепенно угасают, и редко кто проявляет желание подвергнуть себя многочисленным испытаниям на пути к обретению нового социально значимого статуса в жизни.

Но если говорить о подростках западного мира, то они нуждаются в прохождении разных мужских и женских инициаций взросления. Такие обряды помогают лучше пройти кризисный период у любого подростка. С помощью обрядов инициации, юноша или девочка, переживая символическую смерть, прикасается к высшей создающей инстанции. Взрослеющий человек обогащается сакральным, надличностным опытом бытия, который невозможно выразить в логической форме.

Сегодня существует необходимость в создании настоящей инициационной культуры в обществе, что объясняется в необходимости обучения взрослеющего молодого поколения этике пола как духовной этике.

Но это вовсе не говорит о том, что все обряды древних народностей следует внести в повседневную жизнь человека в их первозданном виде. Сегодня существует большая возможность, используя опыт древних культур, создавать современные инициации.

Даже в технологичном XXI веке остались на планете места, где людям приходится проходить мучительные обряды, которые должны подтвердить их зрелость, ловкость или силу веры. Ужасы инициации компенсируются для этих несчастных тем, что они таким образом становятся полноправными членами общества. В нашем обзоре вы найдете 9 наиболее болезненных обрядов инициации, часть из которых практикуется и сегодня.

9 невероятно болезненных обрядов инициации, часть из которых практикуется и сегодня

Сепик — шрамирование

Племена, живущие вдоль реки Сепик в Папуа — Новой Гвинее, использовали традицию скарификации при посвящении мальчиков в мужчины в течение многих десятилетий. При этой церемонии молодым людям срезали кусочки кожи вдоль их спин, груди и ягодиц. С помощью подобных шрамов делали сложные узоры, чтобы имитировать грубую кожу крокодила. Местные племена считали крокодилов священными животными. Ритуал мог занимать несколько недель.

Нагхол — прыжки с высоты

9 невероятно болезненных обрядов инициации, часть из которых практикуется и сегодня

В южной части Тихого океана, на острове Пятидесятницы, местные племена строят деревянные башни высотой от 20 до 30 метров. Затем подобные структуры используются для своеобразной экстремальной формы банджи-джампинга, во время которой прыгающего человека удерживают только две виноградные лозы.

Мандан — церемония с пытками

9 невероятно болезненных обрядов инициации, часть из которых практикуется и сегодня

Рим — инфибуляция

9 невероятно болезненных обрядов инициации, часть из которых практикуется и сегодня

У древних римлян также был собственный метод инициации. Инфибуляция — процесс наложения швов на крайнюю плоть. При помощи проволоки или металлической застежки крайняя плоть полового органа закрывалась, оставлялось только крошечное отверстие для мочеиспускания. Это делалось по нескольким причинам. Певцам инфибуляция помогала сохранить голос на протяжении многих лет. Также считалось, что подобный процесс сохраняет мощь и жизненную силу гладиаторов. А юношей подвергали этой процедуре, чтобы удержать их от мастурбации и полового акта.

Ментавай — подпиливание зубов

9 невероятно болезненных обрядов инициации, часть из которых практикуется и сегодня

Женщины племени ментавай на Суматре подвергаются мучительной практике, известной как подпиливание зубов. Местные шаманы скалывают у них углы зубов при помощи каменного лезвия и молотка. В итоге у молодых девушек получаются зубы, похожие на зубы акулы. Считается, что это делает их более привлекательными.

Коса — мужское обрезание

9 невероятно болезненных обрядов инициации, часть из которых практикуется и сегодня

В народности коса в Южной Африке перед инициацией мальчика во взрослую жизнь для него строят хижину в горах. Там он живет в течение следующих нескольких недель, после чего внезапно приходит шаман и проводит обрезание. Что примечательно, крайняя плоть часто удаляется тупым лезвием. После этой процедуры мальчика снова оставляют одного, и ему нельзя есть или пить воду, пока он не исцелится. Стоит ли упоминать о высочайшем риске заражения.

Фулани — шрамы от бичевания

9 невероятно болезненных обрядов инициации, часть из которых практикуется и сегодня

Племена фулани, обитающие в Бенине, вели кочевой образ жизни в Западной Африке в течение многих лет. Для того чтобы мальчика в этом племени начали считать мужчиной, он должен выдержать ритуал, во время которого его до крови избивают хлыстом. Во время ритуала проверяется сила, самообладание и мужество юношей. Инициируемые становятся друг напротив друга и наносят по очереди три как можно более болезненных удара кнутом. Так они бьют по очереди, пока толпа не выберет победителя, который лучше выдерживал боль, несмотря на раны.

Матауса — очищение крови

9 невероятно болезненных обрядов инициации, часть из которых практикуется и сегодня

Сатере-маве — перчатки из муравьев-пуль

Бразильская традиция племени сатере-маве посвящения юношей в воины стала печально известной в последние годы. Исследователи, авантюристы и документалисты стекаются к Амазонке, чтобы увидеть то, что считается одним из самых болезненных обрядов на земле. Всего один укус ядовитого муравья-пули сравним по болевым ощущениям с пулевым ранением. Интенсивная боль длится сутки и может привести к рвоте, тошноте и сердечной аритмии. И это все от одного укуса. Сатере-маве же берут около 30 подобных муравьев и размещают их жалами внутрь в перчатке, сплетенной из листьев.

Инициируемый мальчик должен засунуть руку в перчатку и продержаться 10 минут, не закричав. Он и остальные члены племени должны в это время петь и танцевать, чтобы отвлечь мальчика от боли. После того как ритуал завершится, подросток будет страдать от укусов еще в течение нескольких дней, но станет на один шаг ближе к тому, чтобы превратиться в воина. Чтобы полностью завершить ритуал инициации, этот процесс должен быть повторен еще 20 раз в течение следующих месяцев.

Читайте также: