Есть ли у пугачева свои представления о чести кратко

Обновлено: 03.07.2024

Честь — это такая нравственная ценность, которая помогает нам вести себя достойно, принимать решения по совести и не опускаться до мелких склок, зависти, жадности. Человек чести — это порядочный человек.

Вариант 1

В моём понимании честь — это целый набор качеств: благородство, верность слову, порядочность, достоинство. Эти качества могут рождаться в каждом из нас в результате общения с умным, порядочным, достойным восхищения человеком.

Я думаю, это замечательно, что ценность чести подчёр­кивается в культуре всех народов.

Вариант 2

Честь – очень ценное качество, которое вызывает уважение общества и отдельно взятой группы, заслуживается через личные заслуги и твёрдые моральные принципы.

Человек, для которого честь стоит на первом месте, имеет непоколебимые взгляды и принципы. Такой человек придерживается моральных правил, уважает взгляды и мнения других людей. Для человека чести характерны такие качества, как искренность, честность, порядочность, совестливость и доблесть.

Человек чести всегда стоит за своим слово, никогда ничего не говорит просто так. Если пообещал обязательно сделает, а если не уверен, что сможет исполнить – не будет обещать.

Честь характерна только для сильных личностей, придерживаться своих принципов любой ценой очень сложно, для этого нужно иметь мужество и твёрдость. Человеком чести, как правило, восхищаются. Он вдохновляет окружающих своим поведением, у них появляется желание подражать ему.

Честь характерна для определённого слоя общества, как правило, им является привилегированное общество. К такому обществу относятся офицеры и военнослужащие. В истории было больше подобных групп, например, рыцари, купцы. К сожалению, с каждым годом общество всё больше и больше теряет установленные честью правила.

Человек чести умеет брать на себя и нести ответственность. Он никогда не станет скидывать ответственность и обязательства на других людей. Такой человек никогда не станет кого-то обвинять, списывать проблемы на какие-то обстоятельства, которые невозможно было предугадать.

Происхождение чести. Честь появилась, когда образовывалась княжеская дружина. Для дружины был разработан кодекс определённых правил. Соблюдение этих правил и являлось честью. Честь отличала правила дружины от общеустановленных, подчёркивало их высокий статус.

В наше время встретить человека чести достаточно сложно. Потому что сейчас эпоха эгоизма, корысти, наглости и неуважения. Честь исчезает, если спросить молодое поколение что это такое – мало кто даст правильный ответ. Большинство даже представление не имеет что это.

В настоящее время всё меньше и меньше людей способны пожертвовать собой ради других, тем более ради чистых принципов. Честь ещё сохраняется в военном кругу, но и там не все её имеют. Возрождению чести способствуют трудные времена, именно в этот период можно увидеть людей, для которых благосостояние и жизнь народа, важнее своей жизни.

Также в тяжёлые времена видно людей, которые начинают жить по законам животных. Им всё равно как, главное выжить. Они не думают о других. Такие люди полностью утратили честь или никогда её не имели. Человек чести никогда не опуститься до этого уровня.

Для общества потеря чести принесёт серьёзные последствия и беды. Общество начнёт медленно разлагаться.

Александр Сергеевич Пушкин всю жизнь интересовался переломными моментами в истории России, а также выдающимися личностями, которые влияли на ход исторического развития страны.

Автор много путешествовал по местам восстания, собирал материал, написал несколько произведений о крестьянской войне, но художественную форму обрело только одно — повесть “Капитанская дочка”. Это произведение было написано в 1833–1836 годах. Оно явилось как бы итогом исторических исканий автора, воплотившим в себе его мысли, переживания, сомнения.

Одной из основных проблем, поднятых в произведении, является проблема чести и долга, которая реалистически показана автором во всех ее проявлениях: от чести и долга простого крестьянина или беглого казака до самой императрицы.

Главное действующее лицо повести — он же мемуарист-рассказчик ‑ Петр Гринев. Этот вполне заурядный человек волею судеб оказывается втянутым в водоворот исторических событий, в которых и раскрываются черты его характера.

Петруша — молодой дворянин, уездный недоросль, получивший типичное провинциальное образование у француза, который “не был врагом бутылки” и “любил хлебнуть лишнего”. Отец его — Андрей Петрович Гринев, старый гвардейский офицер, — рассматривал понятия чести и долга только с позиций офицера правительственных войск, считал, что офицер обязан выполнять все приказы начальства, “служить верно тому, кому присягнешь”.

Гринев-сын, не отказываясь от такого понимания чести и долга, расширяет его до общечеловеческого и гражданского значения. Он, совершая ошибки, все время пытается выполнять наставления отца: “Береги честь смолоду”. Он ни разу не изменил присяге, данной императрице.

Выбирая между смертью и изменой присяге, он предпочел первое. Тем не менее, он смог увидеть положительные качества в вожде антидворянского восстания: честность, благородство, мужество, ум. Когда в беде оказалась его возлюбленная Маша Миронова, он, не изменяя присяге, просит помощи именно у Пугачева.

Противопоставлен Гриневу Алексей Иванович Швабрин. Он — столичный дворянин, офицер гвардии, светски блестящий, но поверхностно образованный человек. В нем чтение сентиментальных романов и трудов французских просветителей воспитало лишь беспринципность и показной патриотизм.

Сосланный, очевидно, за дуэль, не имея никаких шансов на возвращение в Петербург, он примыкает к восстанию, видя в нем лишь возможность перемен и повышения по службе, а главное — сохранения жизни. Шьабрин презирает народ, ненавидит и боится Пугачева. Все его помыслы и действия лишь о нем самом; он — эгоист.

Когда все обороняют крепость и, уступив в сражении, отказываются признать в Пугачеве императора, он” с готовностью переходит на его сторону. Его подлость и низость проявляются и в отношениях с Машей Мироновой. Швабрин не смог покорить ее сердце и, став комендантом, пытался силой заставить ее выйти за него замуж.

Капитан Иван Кузьмич Миронов понимает честь и долг как истинный офицер, присягнувший императрице. Он бесстрашно защищает Белогорскую крепость, даже не имея хорошего вооружения. После сдачи крепости он отказывается признать в “беглом казаке” императора, за что тот лишает его жизни (“Не тронули тебя ни штыки прусские, ни пули турецкие; не в честном бою положил ты свой живот, а сгинул от беглого каторжника”).

Проблема чести и долга связана и с образом Пугачева. С точки зрения офицеров гвардии, он “беглый казак”, вождь антидворянского восстания, преступник, разбойник, но на самом деле у него есть и положительные черты. Ему не чужды понятия чести и долга.

Вспомнив о заячьем тулупчике и стакане вина, раз подаренном ему Гриневым, он оставляет ему жизнь, дарит коня, тулуп, дает денег, которые, правда, украл урядник. Пугачев живет по принципу: “Долг платежом красен”. Он не позволяет издеваться и мучить сироту и готов сам покарать обидчика. Именно он помогает Гриневу спасти Машу от Швабрина.

Совсем по-другому понимает честь и долг Савельич. Он не военный, не дворянин, не беглый каторжник, а простой, добросовестный и добродушный дворовый человек, крепостной крестьянин. Он самоотверженно любит Гринева и все старается сделать ради “барского дитяти”. Даже его скупость — это проявление заботы о барине.

Савельич готов пожертвовать всем, даже жизнью, ради Гринева: он бросается в ноги Пугачеву, умоляя его не вешать Петрушу, а для порядка повесить его. В этом и заключается его долг: присмотр и сохранение ребенка барина.

Понятия чести и долга мы видим и на примере урядника, “енералов” Пугачева и всего народа. Все они, не задумываясь, переходят на сторону сильнейшего. Для них не существует ни чести, ни долга. Урядник то служит коменданту, то Пугачеву, то помогает Маше и Гриневу.

“Енералы”, по словам Пугачева, “при первой неудаче… свою шею выкупят моею головою”. Народ же, как только восставшие заняли Белогорскую крепость, присягает Пугачеву, собирает деньги, которые он им бросает, выражает полную покорность.

Подводя итог, можно сказать, что в своем произведении А. С. Пушкин реалистически показал различные слои русского общества: от беглых и крепостных крестьян до служивых дворян, от самозванца до императрицы.

На их примере автор правдиво раскрыл положительные и отрицательные качества русского народа, но главной проблемой повести является проблема чести и долга.

В разных культурах и в разное время честь и мужество были неразрывно связаны друг с другом. Во многих случаях они были синонимами. Честь была главным аспектом настоящего мужчины.

Если мы бегло взглянем на историю — честь снова и снова всплывает как одна из главных тем в литературе и жизни. Поэмы Гомера — прежде всего о чести и стремлении человека сохранить ее. В пьесах Шекспира честь и мужество занимают центральное место. С 17-го и вплоть до 20-го века, юноши в Европе, России и Соединенных Штатах регулярно участвовали в дуэлях, отстаивая свою честь.

Но что же такое честь?

На самом же деле, честь – это достойные моральные качества человека, его непоколебимая вера в собственные идеалы, готовность следовать им.

Чтобы совершить благородный поступок, нужно подчинить все свое существо вере в то, что в основе всей человеческой жизни, да и вообще всего существования, лежит универсальное чувство правильного и неправильного.

Одни называют его естественным законом, другие ‑объективной истиной; независимо от его названия, оно остается одним и тем же — неизменным законом, которого все люди должны придерживаться. Стремление жить достойно и поступать правильно – это именно то, что руководит человеком, когда он оказывается перед выбором, решает, как поступать.

Выходит, что, несмотря на то, что все люди разные, в основе чести, морали и нравственности лежат общие, неизменные законы. Несмотря на то, что понятие чести создано людьми в соответствии с их воззрениями, несмотря на то, что понятие чести изменялось с течением времени, в его основе лежат универсальные принципы, которые понимает большинство людей.

Эти принципы были заложены в глубокой древности и определялись потребностями людей. Древние люди, которые занимались охотой и собирательством, понимали, что работать должны все, что никто не может жить за счет других и все должны трудиться на благо друг друга.

На кону стояла их жизнь и, если бы кто-то перестал трудиться на благо других – пострадали бы все. Этот принцип проносился сквозь тысячелетия, новые нормы закладывались, старые видоизменялись, но в их основе лежало одно – стремление упростить и облегчить жизнь каждого.

Мы должны радоваться тому, что, несмотря на упадок, честь не умерла сейчас и никогда не умрет, пока есть честные люди. Мы должны помнить, что быть честными, жить в соответствии с кодексом добра и зла никогда не будет легко, но этот путь стоит того, чтобы ему следовать.

Понятие чести – непреходящее общечеловеческое. Несмотря на то, что в языке оно встречается реже, содержимое этого понятия (чистая совесть, достоинство, благородство и т.д.) будет актуально во все времена.

В повести "Капитанская дочка" автор показывает многогранный и неоднозначный характер Пугачёва. Беглый преступник, предводитель восстания, он безжалостно расправляется со своими врагами. Это суровый, жестокий и хитрый человек. Но в то же время, он отпускает Гринёва, который отказывается ему присягнуть и даже говорит, что если прикажут, будет воевать против него — Пугачёв восхищён смелостью молодого офицера. Так же его возмущает то, что Швабрин держит Машу в заложницах, он выручает девушку. Это говорит о том, что у него есть понятие чести.

Сталкивая этих героев, А.С. Пушкин показывает благородство главного героя, и низость его антипода. На фоне Гринёва Швабрин смотрится настоящим подлецом, который не стыдится собственного бесчестия. Таким примером автор достигает необходимого эффекта – убеждает читателя следовать примеру главного героя, который в любой ситуации остаётся достойным человеком.

Сравнительная характеристика Гринёва и Швабрина

Гринёв и Пугачёв. Иллюстрация С. Герасимова

Оба героя имеют дворянское происхождение и являются наследниками состоятельных семей. Они – офицеры, и оба влюблены в капитанскую дочку Марию Миронову.

На первый взгляд, кажется, что у них много общего, но на этом всё сходство заканчивается. Основные различия в характерах проявляются в их отношении к Маше. Пётр Гринёв искренне любит девушку, и готов ради неё на любые поступки, а Швабрин, получив отказ, ведёт себя крайне недостойно. Он пытается сделать всё возможное, чтобы помешать влюблённым быть вместе. Высмеивает перед другими чувства Гринёва, выдумывает грязные сплетни, порочащие честь Марии, желая устранить соперника, устраивает дуэль.

Во время поединка в очередной раз проявляется подлость и низость Швабрина. Воспользовавшись благородным порывом своего противника защитить честное имя возлюбленной, он предательски наносит ему удар в спину. Тем не менее, Пётр Гринев выживает, и даже прощает предателя, проявив немыслимое великодушие.

Офицерская честь

Наиболее полно понятие чести и бесчестия раскрывается в сцене захвата Белогорской крепости Пугачёвым и его сторонниками. Когда бунтовщики одержали победу, Швабрин в первых рядах перешёл на их сторону. Без стыда он стал умолять о пощаде, присягая на верность новому господину. В этот момент стало окончательно ясно, что понятие чести ему совсем незнакомо.

Гринёв же, наоборот, оставался преданным Родине даже перед лицом смерти. Перед ним стал выбор: умереть или присягнуть Пугачёву. Но так как Пётр дорожил честью офицера больше всего, измена была бы для него равносильна гибели. Он с достоинством отказался целовать руку самозванцу, и мужественно был готов принять свою участь. Подобная храбрость и благородство поразили даже самого предводителя бунтовщиков, поэтому он решил помиловать офицера, и отпустил его на свободу.

В конце романа каждый получает по заслугам. Главного героя оправдывают, и он, наконец, обретает своё счастье, а Швабрин получает справедливое наказание – его приговаривают к смерти. На примере этих персонажей А.С. Пушкин раскрыл тему чести и бесчестия, а также показал обречённость людей, идущих наперекор своей совести.

Пётр Гринёв – человек чести


Казнь Пугачёва. Иллюстрация Д. Шмаринова

Когда Гринёв оказывался перед трудным нравственным выбором, он думал, прежде всего, о том, как не предать Родину и не обесчестить своё имя. Благодаря этому он научился быть благодарным, прощать даже тех, кто этого не заслуживает, и нести ответственность за свои поступки.

Честь и долг – главные ценности в жизни капитана Миронова и его жены

Ещё одним персонажем, для которого нет ничего важнее собственной чести и долга, в повести выступает капитан Миронов.

Большую часть своей жизни он провёл на военной службе, но сумел остаться добродушным и весёлым человеком, хорошим мужем и заботливым отцом. Он обучает солдат премудростям строевой жизни, но истинной хозяйкой в Белогорской крепости является его супруга – Василиса Егоровна. Она не уступает своему мужу ни в преданности делу, ни в благородстве. Ко всему, что касается службы, капитанша Миронова относится основательно, и с уважением.

Когда в их семью приходит весть о смертельной опасности, грозящей всем обитателям крепости, характеры коменданта и его жены раскрываются с новой стороны. Василиса Егоровна проявляет истинное мужество, отказавшись оставить своего мужа одного перед лицом смерти, и спрятаться вместе с дочерью в другом городе. А Иван Кузьмич до последнего вздоха оставался достойным звания русского офицера, с гордостью сохранив свою честь и достоинство, оставшись верным данной присяге.

Таким образом, понятия чести и преданности Родине для супругов Мироновых оставались самыми важными до самой смерти.

Алексей Швабрин – пример бесчестия

Но самое яркое доказательство его бесчестия заключается в том, что без всякого зазрения совести, Швабрин изменил своей присяге и перешёл на сторону Пугачёва ради сохранения своей жизни и назначения на должность коменданта крепости. В отличие от Петра Гринёва он не был готов принести себя в жертву, поэтому поступает подло и бесчестно, предав собственную Родину.

Из всего вышесказанного следует, что понятия чести и долга чужды только одному Швабрину, а всем остальным персонажам они близки и понятны. Каждый из них готов пожертвовать жизнью, ради своего Отечества, и такая участь для честного человека, несомненно, лучше предательства собственных идеалов.

Швабрин и Гринев

Кадр из фильма “Капитанская дочка”. 1958

Оба героя принадлежат к дворянству, примерно одного возраста. Судьба свела их в Белогорской крепости против их воли. Гринева отправил на службу отец, а Швабрин был сослан сюда из-за участия в запрещенной в то время дуэли.

Дуэль во все времена ассоциировалась с доблестью и честью. Поэтому в начале повествования Швабрин представляется читателю человеком с высокими нравственными принципами. Однако в сознании простого народа, представительницей которого выступает Василиса Егоровна, дуэль – это обыкновенное убийство. Такое определение дуэли положительной героини повести ставит под сомнение благородство героя.

Проверка героев сложными обстоятельствами

Петя Гринев же не унижается до раболепства. Он настроен на то, чтобы разделить судьбу капитана Миронова. Чувство собственного достоинства для него превыше страха смерти. Это очевидно в сцене отказа целовать руку самозванца.

Отношение героев к Маше Мироновой

Различно отношение Швабрина и Гринева к Маше Мироновой. Петр восторгается девушкой, выказывает ей свое восхищение в виде посвященных ей стихов. Швабрин, напротив, втаптывает в грязь репутацию девушки и ее родных. Он не любит Машу. Это доказывает отношение к Маше после захвата крепости разбойниками – Швабрин мучал ее, угрожал передать мятежникам, пытал голодом, шантажировал.

Заключение

Следовательно, приверженцем истинной чести в повести становится Петр Гринев, отстоявший свои принципы и достоинство, верность своему слову и любовь. Швабрин же даже в конце повести продолжает клеветать на Гринева, пытаясь потопить его вместе с собой на суде.

Автор: Апкаликова Мария Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГКОУ "Созвездие"
Населённый пункт: Волгоград
Наименование материала: конспект
Тема: Проблема чести и долга в повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка"
Раздел: полное образование

время войны?

человеком чести?
-Конечно, это Петр Гринев -
Какие поступки, совершенные Петром Гриневым, доказывают нам, что он человек

Ответ учеников
: Ни разу не изменил присяге, данной императрице. Выбирая между смертью и изменой присяге, он предпочёл первое. Пройдя все испытания, выпавшие на его долю, ни разу не уронил своего достоинства, не поступился своей совестью, хотя возможностей было предостаточно. -
Да, действительно, на протяжении всей повести Петр Гринев не нарушает кодекс

проигрыша денег в карты Зурину. Как же в этой ситуации ведет себя наш герой?

Ответы учеников.
Главное для Гринева вернуть деньги за проигрыш.
Это, ребята,

следование кодексу чести дворянина.

-Эта, действительно, очень важная сцена в раскрытии образа Гринева, поэтому

неслучайно данный эпизод запечатлел Герасимов на своей картине «Емельян

внимание зрителей?

Ответы учеников.
Герасимов на своей картине запечатлел момент нравственного выбора героя. Гринев беззащитен перед человеком, который сейчас распоряжается его жизнью. Но для Гринева – честь превыше всего. На картине Пугачев очень грозен, но, читая повесть, мы замечаем, что этих героев притягивает друг к другу.
Обобщение

учителя.
Пугачев человек прямой и открытый, он уважает прямых и мужественных людей, отсутствие дворянской спеси. Превозмогая себя, стараясь встать вровень с Пугачевым, Гринев говорит правду и только правду. Искренность поразила Пугачева. В этом нравственном поединке победителями оказываются оба: и Пугачев, и Гринев, оценивший свою честь
выше
жизни.
-Скажите, А есть ли представления о чести у Пугачева?

наделен качествами чести и долга, Пушкин расширяют галерею

-Теперь обратимся к семье Мироновых. Что можете сказать об

и 2-я встречи Маши с Екатериной2).

человек, которому чужды такие важные понятия. Это антипод (термин выведен на

слайд) Петра Гринева. Кто это?
-Это Алексей Иванович Швабрин.
-Давайте сравним этих героев по определенным критериям.
Перед вами таблица.
Класс можно разделить на две группы.
Одни готовят характеристику Гринева, другие – Швабрина.
Критерий сравнения

Швабрин
1. Отношение к семье капитана Миронова. 2. Поведение на поединке. 3. Поведение во время захвата крепости пугачёвцами. 4. Отношение к Маше Мироновой. 5. Поведение с Пугачёвым. Они стали ему настоящей семьей. Он полюбил из как собственных родителей. Им движет справедливость и благородство. Оскорблена честь девушки, и он, как офицер, должен ее защитить. Ведет честный, смелый бой. Храбро отказывается присягать Пугачеву и целовать его руку. Готов умереть, но не стать предателем. Влюблен, уважает чувства Марии, готов ждать ее взаимности и бороться за любовь. Спасает ей жизнь, защищает на допросе. Высоко держит голову и не желает унижаться. Храбро отвечает на провокационные вопросы. Сохраняет офицерскую доблесть. Не удостоил их ничем кроме призрения и насмешки. Оклеветал Ивана Игнатьевича, оскорбил Марию. Это не первая его дуэль. Ведет себя нечестно. Наносит удар, в то время, когда противник беззащитен. Без всякого раздумья нарушает присягу. Переходит на сторону бунтовщиков Вряд ли испытывает к ней высокие любовные чувства. Унижает ее, оскорбляет, держит взаперти. С легкостью выдает врагу. Вымаливает свободу, ползая в ногах Пугачева. Унижается и пресмыкается перед ним.
-Посмотрите, пожалуйста, на экран. Что за герой повести перед нами?

-Правильно, это Савельич.
За что мы уважаем этого героя? Применимы ли к нему

понятия честь и долг?

+

6 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов


Ответы 6

+

Ответ

+

1. Совесть всегда исходит из глубины души; Совесть грызет;Совесть не бывает ложной;Она бывает приглушенной или слишком преувеличенной.
2.Честь мундира заставляет руководителей отстаивать ложные или порочные проекты, настаивать на продолжении явно неудачных строек, бороться с охраняющими памятники обществами (наша стройка важнее).
Ну,например, ложные представления о чести могут быть такие:Кто-то считает честью воровать,кто-то убивать-- это повысит их статус в глазах их друзей-бандитов; Из-за этого невинные люди пострадают и т.д.

П.С. Рекомендую разными цветами выделять.
Нам задали тоже самое :D

Ответ

+

1. тема текста-различия между совестью и честью

смысл- совестьи честь связаны друг с другом,как бы дополняют друг друга. невозможно жить без чести и совести.

проблематика- не каждый челорвек может защитить свою честь

Совесть не бывает ложной. Она бывает приглушенной или слишком преувеличенной. Но представления о совести бывают совершенно ложными, и эти ложные представления наносят колоссальный ущерб обществу. Совесть- то качество человека, которому надо научиться.

Ответ

+

В предложенном тексте Д.Лихачев рассуждает о таких общих понятиях, как совесть и честь и противопоставляет их в контексте их обыденного понимания.

Проблема, поднятая Лихачевым, действительно актуальна и стоит внимания. Автор подчеркивает, что, если совесть продолжает пониматься обществом как некий источник морали и нравственности в самом человеке, то стереотипы, делающие жизнь и деятельность "белых воротничков" механистичной и несколько отстраненной, придают понятию честь несколько искаженный смысл.

Я согласен с утверждением автора. С моей точки зрения, не только честь, но и любая другая морально-нравственная категория, лишенная глубокого понимания и превращенная во внешний атрибут лишается смысла и даже приобретает негативную окраску. Примеров тому можно вспомнить множество. Так, скажем, процесс Реформации в Европе позднего Средневековья шел именно потому, что католическая церковь, декларировавшая множество нравственных принципов, подавала в лице своих иерархов прямо противоположный пример поведения.

Поэтому я считаю, что самое главное в мировоззрении, "примерке" общечеловеческих ценностей на самого себя - умение их понять и прочувствовать.

Читайте также: