Что такое хорал в музыке 6 класс кратко

Обновлено: 06.07.2024

Хора́л (лат. choralis , от др. -греч. χορός — хор, первоначально — хоровод, сопровождающийся пением) — многозначный музыкальный термин. Выделяются следующие значения хорала:

- монодическое богослужебное пение католиков, то же, что григорианский хорал (cantus planus) у католиков;
- Церковная одноголосная песня в богослужении протестантов, исполняемая всем приходом в унисон (октаву); то же, что Протестантский хорал;
- Многоголосная (как правило, 4-голосная) обработка церковной песни протестантов в гоморитмической фактуре с хоралом (в значении № 2) в сопрано;
- Заданный голос многоголосной композиции в полифонической музыке Средних веков и Возрождения; то же, что Cantus firmus.

ХОРАЛ (нем. сhoral). Первоначально хоралом называлось григорианское одноголосное церковное песнопение; позже наименование закрепилось за лютеранскими песнопениями. Мартин Лютер, стремившийся к тому, чтобы все прихожане принимали участие в богослужении, ввел в него гимны, пригодные для общинного пения. Таким образом хорал – как отдельное песнопение и как часть более крупной композиции – стал центром протестантской литургии. Музыкальными источниками хорала являлись: а) церковные песнопения, существовавшие до Реформации; б) светские песни; в) заново сочиненные мелодии с текстами, среди которых наиболее известен реформаторский гимн Ein' feste Burg ist unser Gott (Твердыня крепкая наш Бог). Почти все немецкие мастера 16, 17 и начала 18 вв. обрабатывали хоральные мелодии. Хоралы лежат в основе и других богослужебных композиций, среди которых: 1) хоральная прелюдия – органная пьеса, основанная на мелодии хорала и служившая вступлением к общинному пению; 2) хоральная фантазия – органная пьеса, развивающая мелодию хорала в импровизационной манере; 3) хоральная партита – масштабное инструментальное произведение на тему хорала; 4) хоральный мотет – развернутое хоровое произведение; 5) хоральная кантата – крупное произведение для хора, солистов и оркестра с использованием мелодий лютеранских гимнов. Наиболее совершенные хоральные композиции из дошедших до нас принадлежат Михаэлю Преториусу и И.С.Баху.

Историческая роль хорала огромна: с хоралам и хоральными обработками в значительной мере связано развитие европейского композиторского искусства, в том числе эволюция лада, зарождение и развитие контрапункта, гармонии, музыкальных форм.

Хорал (в переводе с греческого — хор, а с латинского — хоровое песнопение) — одноголосное песнопение, являвшееся частью богослужения в церкви Западной Европы. И.-С. Бах в своих хоралах — для хора, органа, клавира — к хорошо известной, популярной в то время мелодии, которая оставалась без изменения, добавлял новые. Так возник контрапункт — тип полифонии, многоголосия с одновременным звучанием нескольких мелодических линий, не нарушающих общего благозвучия.


Хоралы Баха подобны музыкальным гравюрам, которые можно сравнить с гравюрами немецкого художника XVI в. А. Дюрера, запечатлевшими духовные сюжеты и образы.

Григорианский хорал (лат. cantus gregorianus) на протяжении веков, с VII по XIII, был единственным каноническим пением на литургии в Римско-Католической Церкви. Его отличает строгая, почти суровая красота и мистическая отрешенность. Без преувеличения можно сказать, что Григорианский хорал - это символ Средневековья.

После Миланского эдикта 313 года христианство становится единой государственной религией в Риме. На огромной территории Священной Римской империи церковные службы сопровождаются различными распевами - амвросианским в Милане, староримским в столице, мозарабским в Испании и др.

Духовенство неоднократно пыталось систематизировать литургическое пение, но только на рубеже VI и VII веков Папа Григорий I Великий (в православной традиции Григорий Двоеслов ) изучил огромное количество текстов и напевов, отобрал и признал богодухновенными 200 песнопений, исполнение которых строго распределил по датам в круге церковного года и собрал воедино в канонический свод - антифонарий . Аскетичная красота песнопений в полной мере отражала эстетику романского стиля, господствовавшего в европейском искусстве Раннего Средневековья.

Спустя 300 лет после кончины Григория Великого литургические песнопения антифонария были утвержденны в качестве официального музыкального сопровождения католической службы и получили название Григорианского хорала .

Изначально Григорианский хорал исполнялся исключительно мужским монашеским хором. Это было одноголосное, без музыкального сопровождение пение, почти речитатив. Язык - латынь. Музыкальный размер отсутствовал. Мелодика песнопений, сдержанная и строгая, полностью подчинена богословскому тексту. Монодия (греч.μονῳδία - одиночное пение) - пение хора в унисон - символизировала единение человека с Богом, а простая и сдержанная мелодия помогала прихожанам отрешиться от земных проблем, сосредоточиться и вознести свои молитвы к Небу.

В самых ранних рукописях содержатся только тексты хорала, мелодии заучивались монахами наизусть, в IX веке появились невмы (греч. πνεῦμα - дух, дыхание) - значки поверх текста, подсказывающие хору, когда можно брать дыхание и напоминающие направление мелодии вверх или вниз.

На протяжении последующих трех веков невменная нотация совершенствовалась. В XI веке монах-бенедиктинец Гвидо Аретинский посадил невмы на две черты, обозначив ими высоты основных звуков, нижней красной - Фа малой октавы, верхней желтой - До первой октавы. Окончательно невменная система оформилась к XII веку - значки разместились на 4 линейках, а помимо высоты звука появилось еще обозначение ритма и длительности. Она получила название квадратно-линейная нотация и стала предшественницей современных нот.

Невзирая на жесткие рамки консервативной католической церкви в IX веке на основе Григорианского хорала появились первые двухголосные (лат. diaphonia) песнопения - органумы , которые дали начало бурному развитию культовой полифонии. С XIII века во многих храмах в сопровождении органа зазвучали многоголосные, мелодически богатые мессы, а Григорианское пение постепенно стало терять свое главенствующее положение в литургике.

Сегодня Григорианский хорал в своем каноническом виде сохранился только в монастырях со строгим монашеским уставом, но его значение для современной Римско-католической церкви по-прежнему велико. Хорал все также записывается на 4 строках, а не на привычном пятилинейном нотном стане. Латынь и сейчас официальный язык богослужения.

Сложно переоценить вклад Григорианского пения в развитие европейской культуры. Оно оказало безусловное влияние на классическую музыку позднего Средневековья, Ренессанса и барокко, когда популярные распевы стали исполняться за стенами церквей и монастырей.

В музыке многих европейских и русских композиторов-классиков, Баха, Моцарта, Верди, Листа, Рахманинова и др., можно услышать вариации известных григорианских хоралов, таких как " Dies Irae ", " Ave Maria ", " Stabat Mater ", " Те Deum laudamus ".

В современном мире не иссякает интерес к возвышенным мистическим мелодиям Григорианского хорала.

С конца 60-х годов прошлого века в европейской классической музыке стал очень востребованным духовный (сакральный) минимализм , в котором успешно работали Алан Хованесс, Арво Пярт, Генрик Горецкий, Джон Тавенер и другие.

В 1982 году французский клавишник Марсель Перес основал Ансамбль Органум (фр. Ensemble Organum), репертуар которого состоит из импровизаций на тему средневековой музыки - это григорианские хоровые монодии в полифонической обработке с инструментальным сопровождением. Появилось новое музыкальное направление - neo-medieval music , в котором наиболее успешны немецкие коллективы " Gregorian ", " Enigma ", " Lesiem ", польская " Mistic ", французская " Era " и др.

Сегодня можно услашать и аутентичное григорианское пение - вышли диски с записями хора братии Аббатства цистерианского ордена Хайлигенкройц из Австрии и хора монахинь-бенедектинок из Аббатства Благовещения Богородицы (Abbaye de Notre-Dame de l'Annonciation) во французском Авиньоне.

Саундтреки с мотивами Григорианского хорала к триллеру "Имя розы" Жан-Жака Анно, к трилогии "Властелин колец" Питера Джексона и к "Звездным войнам" Джорджа Лукаса помогают зрителям погрузиться в волнующую и мистическую атмосферу фильмов.

Григорианский хорал, одновременно простой и торжественный - колыбель западно-европейской музыки, ее исток, остается востребованным и в суетном ХХI веке.

Читайте также: