Эссе учителя музыки на тему моя педагогическая находка музыкальные игры в школе

Обновлено: 17.05.2024

У моей бабушки по отцовской линии было 12 детей. Поднимали они с дедом ребят в тяжелое послевоенное время. И, конечно, без педагогических талантов и хитростей сложно было бы справляться с такой командой. Многому я научилась у нее. По материнской линии бабушка преподавала в школе рабочей молодежи. Была очень активной и деятельной. Сама родила шестерых детей.

Работая воспитателем в детском саду, судьба предоставила мне шанс изменить направление своей деятельности. Обучаясь на учителя – логопеда, мне также пришлось приобщиться к работе музыкального руководителя. При написании дипломной работы я использовала в своей исследовательской деятельности различные тесты, психологические диагностики, задания. Данные мероприятия позволили глубже окунуться в работу психолога.

Я считаю, что логопед, а правильнее сказать учитель – логопед – это педагог, сочетающий профессии актера, музыканта, дизайнера, психолога…

В своей практике я все чаще отмечаю расстройства детского голоса. Наиболее значительные нарушения голоса отмечаются у детей с моторной алалией и дизартрией: осиплость, недостаточная модулированность, глуховатый, тусклый тембр. Иногда отмечается излишняя громкость и грубость голоса, назализация, нарушение речевого дыхания. Детям с речевыми нарушениями трудно не только мимическими средствами передать страх, удивление, гнев, но и эмоционально адекватно выразить свое высказывание. Их речь интонационно монотонна и лексически не выразительна. В процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере детей. Меняются их взгляды на мир и отношения с окружающими. Патологические изменения голоса нередко сопровождаются вторичными психологическими отклонениями. Голос является выражением духовного мира человека, передает его душевное состояние, отражает психическую жизнь человека.

Я обратила внимание на то, как ребенок рассказывает. Большинство детей практически не используют средства выразительности, жесты, мимику, окраску голоса. Рассказывают о веселом, не меняя выражение лица. А о грустном, печальном – с усмешкой. Научить детей свободно пользоваться словом, получать удовольствие от своей речи, непроизвольно используя богатство интонаций, мимики и жестов, нужно именно в детстве, позже этим его будет трудно увлечь. Но сама по себе эмоциональная лексика качественно не развивается: её необходимо формировать Развитие же двигательной сферы голосообразования и речеобразования ведут к восстановлению фонематического слуха.

К сожалению, в научно - методической литературе мало представлены данные о состоянии голоса детей дошкольного возраста и тех специальных методах и приемах, которые должны проводится для предупреждения и коррекции патологии голосообразования. Исследования голоса детей касаются лишь медицинского аспекта этой проблемы, хотя дети, не получившие своевременной помощи, приобретают с годами стойкую неполноценность голосового аппарата и снижения коммуникативной функции речи.

Речь сродни музыке, чувства и идеи, которой выражаются ритмически и интонационно организованными звуками. И в речи происходит подобное. Как музыкант, современный логопед обладает прекрасным слухом.

Так же я изучила и апробировала ортофонический метод Е. С Алмазовой. (включает рациональную психотерапию, коррекцию физиологического и фонационного дыхания, тренировку кинестезий и координаций голосового аппарата фонопедические упражнениями, автоматизацию восстановленной фонации). Усиливая, утрируя высоту речевой интонации, разграничиваем грудной и фальцетный регистры, а главное – создаем зримый образ стихотворения. Подключая интонирование, меняя высоту голоса, темп и ритм, мы используем эти упражнения для развития просодики.

Л. В. Лопатина предлагает при работе с различными интонациями так же использовать пение.

Педагогическая находка Педагогическая находка Воспитатель МБДОУ "Красная шапочка" с. Вареновка Романенко О. Ю. В своей работе я применяю различные инновационные.

Автор: Кудашова Оксана Геннадьевна

Населенный пункт: Белгородская область, Валуйский район, пгт.Уразово

Я не буду лукавить, стать музыкальным руководителем , я никогда и не мечтала, а вот быть учителем музыки мне хотелось всегда. Еще обучаясь в музыкальной школе , очень хотела быть похожей на своего преподавателя по специальности, давать знания детям. Когда предложили работать в детском саду, я согласилась, и работаю там вот уже 20 лет. Мне и трудно, и очень интересно. На мне большая ответственность за жизнь детей и их развитие. Как вести себя? Показать, что я очень строгая тетя, и меня попробуй, ослушайся? Нет, у меня так не получается. Да так и не должно быть, я чувствую себя совсем иначе. Дети для меня — друзья, младшие коллеги. Относясь к ним уважительно, серьезно воспринимая их проблемы, стараюсь заслужить у них доверие и уважение.

Каждое утро, приходя на работу, я вижу глаза детей: в одних – настороженность, в других – интерес, в третьих – надежду, в чьих-то — пока равнодушие. Какие они разные! У каждого своя идея, свой особый мир, который нельзя разрушить, которому надо помочь раскрыться.

Я училась уважать незнание и непонимание ребенка, старалась найти их причины, а не требовать слепого безоговорочного исполнения всех приказов. Работа с детьми заставила меня глубже изучать их психофизиологические особенности. Это важно!

Музыкальный руководитель это творец, которому свойственны вдохновение и творчество. Он не имеет право действовать по шаблону, его работа должна быть оригинальна, интуитивна с учетом различных обстоятельств. Моя работа не представляется мне без творческого поиска и самообразования. Поэтому всегда нахожусь в творческом поиске, изучаю нетрадиционные формы и инновационные педагогические технологии. Все свои знания и умения стараюсь передать своим воспитанникам, чтобы частичка меня осталась в каждом ребенке.

Музыкальный руководитель, который не работает над собой профессионально выгорает, выдыхается и не может дальше работать с детьми. Профессиональное мастерство музыкального руководителя – это стремление к самоусовершенствованию и постоянный поиск новых педагогических находок.

В своей работе стараюсь использовать наиболее эффективные методы и приемы, которые учитывали бы индивидуальность дошкольника, максимально использовали бы возможности каждого ребенка и создали бы для каждого из них ситуацию успеха.

Мой личный опыт в работе с дошкольниками показал мне, что наиболее эффективным является личностно ориентированный подход, который позволяет включить каждого малыша в мир творчества и познания культурного наследия. В связи с этим я определилась с ведущей педагогической идеей своей работы – личностный подход в сочетании с игровой формой, побуждение к творчеству и самовыражению.

Игровые формы работы являются приоритетными в моей работе, так как игра является ведущим видом деятельности у дошкольника. Использую следующие методы и приемы:

- проблемные и игровые обучающие ситуации;

- развивающие игры и упражнения;

- задания творческого типа;

- методы стимулирования и мотивации (предвосхищения, оценка).

В целях систематизации развивающей работы с дошкольниками по развитию музыкальных способностей разработала перспективный план и рабочую программу, которая систематизировала мою работу с детьми по восприятию музыкальных произведений. Новизной данной разработки является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик.

Мною составилены картотеки слушания музыки и музыкально-дидактических игр по возрастам. В группах организованы музыкальные центры , в которых находится музыкальный материал рекомендованный для слушания музыка в различных режимных моментах. Стало традицией организовывать музыкальные вечера, проводить совместные с родителями проекты.

Мой опыт работы в данном направлении показал эффективность данного направления. Использование в работе различных инновационных методов довольно активно направляет работу в сторону усвоения детьми музыкальных навыков. В такой деятельности дошкольники удовлетворяют свою любознательность, упорядочивают свои знания и развивают свои музыкальные и творческие способности. Только через действие дошкольник сможет познать многообразие музыкального мира и стать творческой и культурной личностью нашего общества.

Работа с детьми во всех этих видах деятельности, безусловно, предполагает творчество самого педагога, без которого, невозможно представить и творческое развитие детей. Словом от того насколько я интересна, профессиональна грамотна, талантлива, во многом зависит музыкальное и творческое развитие детей, атмосфера радости в детском саду.

Я счастлива, что моя профессия - музыкальный руководитель и, что окончание музыкальной школы в детстве, сыграло судьбоносную роль в моей жизни.

2 Музыка придает жизнь и веселье всему существующему. Ее можно назвать воплощением всего прекрасного и всего возвышенного. Платон.

3 Каждое утро я спешу в мир детства, переживаю ли я? Волнуюсь? Безумно! Смогу ли я подобрать ноты, чтобы детские сердца зазвучали?! Любовь к детям, к музыке и к жизни сплелись в моей судьбе, именно это и привело меня в детский сад. Маленькие дети, как никто другой чувствуют красоту, доброту и искренность, всё для них новое и удивительное. И я чувствую себя волшебницей, открывающей дверь в сказку, пополняя багаж впечатлений своих воспитанников.

5 Музыка, не только в звуках, но и в движении. Моя задача научить каждого ребёнка ценить себя и уважать друг друга, не смеяться над ошибками, и видеть силу в тех, кто после ошибки пробует снова. Дети работают в парах, хором, в унисон. Моя мотивация видеть и чувствовать, что детям со мной интересно, дать ребёнку ощущение своей особенности, получить массу радостных минут и огромное наслаждение от своей творческой свободы.

6 Важно, чтобы дети не потеряли жажду жизни, свою непосредственность, любопытство, наслаждаясь каждым мигом и видели прекрасное в сиюминутном мгновении. Мы – взрослые, готовим малышей к открытому плаванию и я с удовольствие делюсь своими музыкальными находками и авторскими идеями с педагогами. Помогая друг другу мы делаем наше дошкольное образование лучшим.

7 Своей педагогической находкой считаю здоровьесберегающие технологии, которые успешно применяю на музыкальных занятиях. Валеологические песенки С них начинаются все музыкальные занятия. Несложные добрые тексты и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, подготавливают голос к пению.

8 Песенка-приветствие Муз.рук: Ну, здравствуйте, ребята! Дети: Здравствуйте! Муз.рук: Как ваше настроенье? Дети: Очень хорошо! Муз.рук: Пора нам заниматься? Дети: Да,да,да! Мы будем все стараться, также как всегда! Будем танцевать и песни распевать! Муз.рук: Прошу ребята вас, за мною повторять!

9 Песенка-приветствие с элементами оздоровительного массажа Доброе утро! Улыбнись скорее! (распахнуть ручки, улыбнуться) Будет веселее! (хлопаем) Мы погладим лобик, носик и щёчки (движения по тексту) Будем мы красивыми, как в саду цветочки (кружение) Разотрём ладошки сильнее и сильнее А теперь похлопаем смелее и смелее Ушки мы теперь потрём и здоровье сбережём Улыбнёмся снова! Будьте все здоровы! (ручки распахнуть)

10 Технология игрового распевания А.А. Евтодьевой В работе над чистотой интонации использую технологию игрового распевания А.А. Евтодьевой, включающие певческие упражнения, которые являются прекрасным вспомогательным материалом при обучении детей пению и способствуют развитию музыкального слуха и голоса. Систематическое применение этих упражнений способствует развитию естественного, лѐгкого звучания голоса и чистоты интонации.

11 ЛИСА И ВОРОБЕЙ Лиса: Тихо-тихо подкрадусь, до тебя я доберусь! Воробей: Не поймаешь ты меня, вижу рыжая тебя!

12 СТРЕКОЗА И РЫБКА Стрекоза: Что сидишь ты там, на дне? Выходи летать ко мне! Рыбка: Ах, летать я не могу, просто плаваю в пруду..

17 Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме с музыкальным сопровождением, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребёнка сознательного стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления

18 Я горжусь тем, что постоянно совершенствую своё мастерство: участвуя в мастер-классах, в педагогических конференциях, посещаю курсы повышения квалификации. Осуществляю творческий и авторский подход при разработке музыкально-дидактических игр и пособий. Что же является для меня источником вдохновения? Это дети! Их искренние глаза и улыбки. Каждое наше выступление – это не просто победа, это открытие новых талантов, это старт для начала чего то нового.

19 Увлечённые музыкальным искусством дети продолжают своё образование в детских музыкальных школах, кружках, студиях. Конечно главные наши помощники – это родители, самые благодарные слушатели. Музыкальный руководитель – замечательная профессия, она даёт окунуться в мир детства, даёт полёт фантазии и творчества. Мне хочется верить и надеяться, что каждая моя встреча с детьми, это маленькая симфония, когда затрагиваются тонкие струны детских сердец, и если они звучат как единая мелодия, значит жизнь – состоялась!


Уроки музыки играют большую роль в формировании развитой личности. Высшая цель школьного музыкального образования заключается в передаче ценного духовного опыта поколений, сконцентрированного в музыкальном искусстве, в его наиболее полном и всестороннем виде и развитии на этой основе положительных черт и свойств личности каждого ребенка.

Содержимое разработки

Из опыта работы.

Музыка – могучий источник мысли

и ни с чем не сравнимое средство развития

творческих сил разума.

Учитель музыки

Первой категории

Сеченовского района

Нижегородской области

Гужанова Надежда Николаевна

Все начинается с детства: первые шаги, первые слова, первые знания о мире. И оттого, как этот мир встретит маленького человека, возможно, зависит вся его дальнейшая судьба. В воспоминаниях учеников школьные годы навсегда должны остаться светлыми, добрыми, яркими.

Уроки музыки играют большую роль в формировании развитой личности. Высшая цель школьного музыкального образования заключается в передаче ценного духовного опыта поколений, сконцентрированного в музыкальном искусстве, в его наиболее полном и всестороннем виде и развитии на этой основе положительных черт и свойств личности каждого ребенка.

Цель педагогической деятельности – разглядеть в каждом ученике личность, развивать то ценное, что заложено природой.

Основные виды музыкальной деятельности, которые способствуют развитию творческих способностей учащихся на уроках музыки и во внеурочной деятельности:

1 Слушание музыки,

2 Исполнительская деятельность,

3 Игра на музыкальных инструментах,

4 Музыкальная грамота,

6 Пластическое интонирование,

7 Музыкально-ритмические движения

Помочь ребёнку раскрыться, дать толчок и развить творческие способности у детей – это и есть моя основная цель при обучении каждого ребёнка. Лучший способ для учителя развить творческие задатки у детей – это самому быть творческой личностью

Слушание музыки

Уроки музыки дают ученикам возможность развивать воображение, формируют художественную интуицию, высказывать свое собственное мнение.

Творчество детей базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Слушая музыку, ребенок всегда слышит не только то, что в ней самой содержится, что заложено в ней композитором (и, конечно, исполнителем), но и то, что под ее влиянием рождается в его душе, в его сознании, то есть то, что создает уже его собственное творческое воображение. Так,прослушанное произведение рождает в нем сложный сплав объективного содержания музыки и субъективного ее восприятия. К творчеству композитора и к творчеству исполнителя присоединяется творчество слушателя!

Для того, чтобы дети легче справлялись с этими задачами, на уроках использую различные методы и приёмы:

Например, при знакомстве с музыкой ставится задача: определить, сколько образов рисует данное произведение, везде ли одинаково настроение, и с помощью цвета нарисовать форму произведения.. Предлагаю им фигурки из цветного картона, и они с удовольствием строят трёхчастную форму музыки. При помощи геометрических цветных фигур выкладывают форму рондо.

"Творческая мастерская". К прослушанному произведению подбираем погодные явления, соответствующие настроению произведения. Или учащиеся разбиваются на 3 группы: художники, поэты, танцоры. Дается установка на воспроизведение художественного образа услышанного произведения согласно своему виду деятельности.

"Художники-декораторы". "Художники-костюмеры". Оформляются декорации к программе (концерту), костюмы.

Ситуация "Я - психолог". Через прослушивание произведения композитора рассказать о нем, которого никогда не видели и не знали.

2. Исполнительская деятельность.

При работе над изучением песни используются следующие приёмы:

3. Инструментальное музицирование.

Инструментальное музицирование - это творческий процесс восприятия музыки через игру на доступных ребенку музыкальных инструментах. Инструментальное музицирование самым тесным образом связано со слушанием музыки, вокально-хоровым исполнением, импровизацией Известный и благодатный пример музицирования на детских инструментах р.н.п. "Светит месяц", "Озорные частушки" Р.Щедрина. Наблюдая, что инструментальное музицирование вызывает восторг, радость у моих учеников, желание каждого попробовать свои силы, я часто использую эту деятельность для общего музыкального и творческого развития.

4.Нотная грамота.

Дети знакомятся с музыкальной семьёй, в которой папа – Скрипичный ключ, мама – тактовая черта, дедушка – басовый ключ, бабушка – размер 3\4, а дети – ноты разных длительностей .

Такая система позволяет быстро, легко, в игровой форме изучать нотную грамоту.

5. Пластическое интонирование.

Пластическое интонирование - это любое движение человеческого тела, вызванное музыкой и выражающее ее образ. Оно связано со всеми видами исполнительского искусства - движения музыканта подчас "договаривают" тайный смысл музыки, который слышит только этот музыкант. Иногда пластическое интонирование возникает спонтанно (от "переизбытка" чувств), но, зная неразрывность музыкальной и пластической выразительности, учитель должен побуждать ребят воспринимать музыку не только слухом, но и с помощью музыкально-ритмического движения. Движения могут быть различными - от гибкого нисходящего движения руки до имитации игры на музыкальных инструментах в характере музыки .

6. Импровизация

Импровизация - это один из путей развития творческих способностей ученика. Она пронизывает весь урок, всю музыкальную деятельность школьников.

7. Музыкально-ритмические движения.

Часто на уроках музыки игровую ситуацию создаёт неожиданное начало урока. Сегодня у нас на уроке…весёлый музыкант. Послушайте, на каких инструментах может играть наш гость. Ответы детей – на скрипочке, балалайке и барабане. А дальше начинается творчество – изображаем игру на этих инструментах. Особенно нравится детям играть на балалайке (некоторые притоптывают ножкой, кто-то даже пускается вприсядку).

Кроме того, творчество всегда насыщено яркими положительными эмоциями. И благодаря этому оно развивает прогрессивную самооценку ребёнка.

Обновление содержания музыкального образования направлено на знакомство учащихся со стилями и жанрами современной музыки.

Это связано с потребностью и интересами школьников, для которых современная популярная музыка является важным компонентом в досуговой деятельности.

Использование ИКТ.

Казалось бы, предмет музыка, насыщенный чувствами и эмоциями несовместим с точным языком операционных систем.

Однако использование мультимедиа делает урок музыки более ярким, зримым, запоминающимся. На уроках музыки применяю анимацию, видеофрагменты, слайды, электронные варианты тестов.

Итог творческих достижений– это участие в постановке театрализованных представлений и фольклорных праздников, где представлены различные жанры народного и авторского песенного и поэтического творчества. Именно там дети могут применить всё своё умение, навыки сольного, ансамблевого и хорового пения, исполнения игровых действий, плясок и хороводных движений. Форма различная: праздники, конкурсы, музыкальные путешествия, утренники, муз. сказки. К каждому исполнению, выступлению стараемся подойти творчески: от продумывания костюмов до исполнительского мастерства. Награда за труд- аплодисменты зрителей.

На творческий поиск, импровизацию меня побуждают сами ребята, разнообразие индивидуальностей в каждом классе. Мудрость творчества заключается в том, что не надо "торопить" чувство мыслью, надо довериться бессознательной области души ребенка. Постепенно накапливая и сопоставляя свои впечатления, музыкально-слуховые представления, ребёнок внезапно расцветает в своих творческих проявлениях, как внезапно раскрывается цветок.

Рефлексия (от лат. reflexio - обращение назад) – анализ обучающимися собственного состояния, переживания, мыслей по завершении деятельности. Рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни. Цель рефлексии не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.

Рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

В заключении хочу сказать: я стараюсь научить детей мыслить, чувствовать, сопереживать, ориентироваться в мире музыки, привить им вкус и приобщить к высшим духовным ценностям. Через общение с искусством музыки ребенку легче понять себя и найти свое место в мире, у детей развивается не только интеллект, но и формируются духовно-нравственные ценности.

Список литературы.

6. Константинова Л.В. Развитие творческих способностей младших школьников // Начальная школа, 2000. №7.

Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. М.: Мир,1979


-75%

Читайте также: