Эссе на тему исследовательская деятельность в начальной школе

Обновлено: 06.07.2024

2. Введение.

При выборе жанра аттестационной работы я остановилась на жанре
эссе, так как считаю, что именно здесь я могу выразить собственные
рассуждения и соображения при раскрытии темы о важности
исследовательской деятельности младших школьников.
Я работаю в школе в течении шести лет и последние два
года в качестве педагога, организующего дополнительное
образование среди учащихся младших классов. Знаю не
понаслышке, что дети младшего школьного возраста по природе
своей исследователи и с большим интересом участвуют в
различных исследовательских делах.

Школа, в которой я работаю, - это
сельское одноэтажное здание, которое
на данный момент вмещает в себя до
70 школьников. Положительные
стороны работы в такой школе состоят
в том, что наполняемость классов не
велика (в среднем 6 человек), что
позволяет найти индивидуальный
подход к каждому ребёнку.
Исследовательская деятельность при обучении младших школьников
предполагает выработку новых знаний, что очень важно для успешного развития
личности ребёнка и развития его универсальных учебных действий.

4. Целью моих рассуждений является обоснование фактов о важности исследовательской деятельности в развитии младших школьников.

5. Основная часть.

6. При использовании исследовательской деятельности в работе с младшими школьниками следует учитывать их психолого-физиологические особен

При использовании исследовательской деятельности в работе с младшими
школьниками следует учитывать их психолого-физиологические особенности. Темы
исследования учащихся этого возраста должны быть тесно связаны с предметным
содержанием, поскольку наглядно-образное мышление, характерное для данного
возраста, любопытство, интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к
выбору темы на основе конкретного содержания предмета, а не на основе анализа
своего опыта и своих проблем.
Исследовательская деятельность предполагает развитие
познавательных интересов, умений самостоятельно конструировать
свои знания и ориентироваться в информационном пространстве,
проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой
исследования, развивать критическое мышление. Этот метод всегда
ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся,
индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся
выполняют в течение определенного отрезка времени.

7. Положительные стороны развития при использовании исследовательской деятельности:

• развитие умения критически мыслить;
• развитие таких качеств, как трудолюбие,
ответственность, самостоятельность, предприимчивость.
• развитие умения самостоятельно конструировать свои
знания;
• развитие умения интегрировать знания из различных
областей науки;
• развитие познавательных умений и навыков;
• развитие умения ориентироваться в информационном
пространстве;
Положительные стороны развития
при использовании исследовательской деятельности:

8. Структура подготовки и проведения исследовательской деятельности по дням

Название этапа
Содержание работ
Время исполнения
Этап объяснения и
тренировки
- объяснить суть исследовательской деятельности;
- научить выполнять исследовательскую работу в группе и
самостоятельно;
- организовать тренировочное задание в форме игры.
За две недели до дня
исследовательской деятельности
Подготовительный этап
(часть 1)
- определение темы исследования;
- выделение предполагаемых направлений работ;
- составление плана;
- определение консультаций с учителем;
- начало выполнения исследования.
За неделю до дня
исследовательской деятельности
Подготовительный этап
(часть 2)
- определение проблемы и задач исследования;
- выдвижение гипотез и способов решения;
- обсуждение методов исследования (эксперимента,
наблюдений и т.д.);
- начало работы по сбору информации.
За два - три дня до начала
исследовательской деятельности
(в зависимости от темы)
Основной этап
- продолжение работы по сбору информации;
- самостоятельная деятельность учащихся по реализации
исследования;
- систематизация и анализ полученных данных;
- обсуждение способов оформления конечных результатов;
- подведение итогов, оформление результатов.
В день выполнения
исследовательской деятельности
Заключительный этап
- презентация проекта;
- представление результатов выполненных проектов в виде
материального продукта (альбом, книга, газета, доклад,
макет, модель, план, схема, график, рисунок и т.п.);
- рефлексия.
В день исследовательской
деятельности или на следующий
день (в зависимости от темы)

9. Выводы.

Исследовательская деятельность очень важный
инструмент в развитии младших школьников. Такая
деятельность предоставляет ребенку уникальную
возможность реализовать свои фантазии и соединить их с
мечтой о взрослости. Идет реальная игра, в которой
главным условием является необходимость
перевоплощения во взрослого человека для реализации
детских задумок . Ведь во время исследовательской
деятельности ребёнок как взрослый планирует работу,
выполняет её, доказывает её правильность и нужность,
хотя вИсследовательская
основе и лежит детская
тема.
деятельность
ведёт к такому образовательному результату,
как освоение универсальных учебных действий, становление субъектной позиции
учащегося, развитие исследовательских способностей.

10. Перспективы развития исследовательской деятельности младших школьников

Организация исследовательской деятельности учащихся,
безусловно, выступает перспективным направлением так как, вопервых, наряду с другими формами обучения и организации
познания позволяет развивать личность учащегося в соответствии с
требованиями современного образования. Во-вторых, в самой
исследовательской деятельности заложена логика протекания
мыслительного процесса, начальным моментом которого является
проблемная ситуация, которая вовлекает личность в активный
мыслительный
Таким образом,процесс.
организуя исследовательскую деятельность во внешней среде, мы формируем у
младших школьников качества мышления (от видения проблемы до постановки цели, выдвижения
гипотез и поиска решения проблемы), в отличие от преобладающей опоры на память при
традиционной модели усвоения информации.

Благодарю за внимание!
И главное, благодарю за ту
информацию и опыт,
которые я почерпнула
на ваших курсах!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Я считаю, что огромное значение для развития способностей учащегося имеет хорошо организованная и систематизированная исследовательская работа, готовность к поиску новой информации, наблюдений, знаний, новых способов мышления и поведения – то, что, пожалуй, больше всего может помочь не просто выжить в современном мире, а реализовать себя, свой творческий потенциал. Воспитание у детей исследовательской установки по отношению к жизни является важнейшей задачей современной школы.

Ширманова Елена Анатольевна

МОУ СОШ № 2 г. Малоярославца имени А.Н.Радищева

Эссе по теме:

«Проектная и исследовательская

 В своём эссе хочу поделиться своими мыслями, взглядами о применении современной педагогической технологии – проектной деятельности и об ученической научно-исследовательской работе в начальной школе. Преподаю в средней общеобразовательной школе № 2 г. Малоярославца имени А.Н. Радищева Калужской области. Главный принцип работы школы – всё для ребенка, его развития и совершенствования. В отношениях с учениками утверждаются принципы самоуправления, гласности, индивидуальная и коллективная работа, разнообразие видов деятельности (умственный и физический труд, игра, общественная деятельность). Наш девиз: Мы вместе – и это главное! ( schkmal12@yandex.ru )

В своём эссе хочу поделиться своими мыслями, взглядами о применении современной педагогической технологии – проектной деятельности и об ученической научно-исследовательской работе в начальной школе.

Преподаю в средней общеобразовательной школе № 2 г. Малоярославца имени А.Н. Радищева Калужской области.

Главный принцип работы школы – всё для ребенка, его развития и совершенствования. В отношениях с учениками утверждаются принципы самоуправления, гласности, индивидуальная и коллективная работа, разнообразие видов деятельности (умственный и физический труд, игра, общественная деятельность).

Есть только один путь постижения – действовать. П. Коэльо Я считаю, что огромное значение для развития способностей учащегося имеет хорошо организованная и систематизированная исследовательская работа, готовность к поиску новой информации, наблюдений, знаний, новых способов мышления и поведения – то, что, пожалуй, больше всего может помочь не просто выжить в современном мире, а реализовать себя, свой творческий потенциал. Воспитание у детей исследовательской установки по отношению к жизни является важнейшей задачей современной школы. Это прописано и в требованиях федерального государственного образовательного стандарта.

Есть только один путь постижения – действовать.

Я считаю, что огромное значение для развития способностей учащегося имеет хорошо организованная и систематизированная исследовательская работа, готовность к поиску новой информации, наблюдений, знаний, новых способов мышления и поведения – то, что, пожалуй, больше всего может помочь не просто выжить в современном мире, а реализовать себя, свой творческий потенциал. Воспитание у детей исследовательской установки по отношению к жизни является важнейшей задачей современной школы. Это прописано и в требованиях федерального государственного образовательного стандарта.

 Своеобразие проектно- исследовательской деятельности младшего школьника состоит в том, что у него ещё недостаточно развиты универсальные способности и умения, необходимые для самостоятельной работы. Поэтому успех ребёнка возможен лишь тогда, когда его желание заниматься подобной деятельностью совпадает с желанием и умением взрослого организовать эту деятельность – сотрудничество, сделать её по-настоящему интересной и грамотной.

Своеобразие проектно- исследовательской деятельности младшего школьника состоит в том, что у него ещё недостаточно развиты универсальные способности и умения, необходимые для самостоятельной работы. Поэтому успех ребёнка возможен лишь тогда, когда его желание заниматься подобной деятельностью совпадает с желанием и умением взрослого организовать эту деятельность – сотрудничество, сделать её по-настоящему интересной и грамотной.

Я испытывала массу затруднений. У меня было много вопросов. Как осуществляется проектная деятельность детей? Какие действия взрослых помогут ребёнку стать не только исполнителем работы, но и её творцом? Как определить меру помощи, которая нужна маленькому исследователю на разных этапах работы? Как организовать индивидуальную и групповую работу детей над проектом?

Я испытывала массу затруднений. У меня было много вопросов.

Чтобы найти ответы на эти вопросы, мне пришлось очень многому учиться самой, прочитать много статей,

Мне помогли знания методики проведения учебного исследования, каждый этап которого относится с различными звеньями продуктивного мыслительного акта.

Мотивация ( создание проблемной ситуации) Исследование Обмен информацией Организация информации. Связывание информации. Подведение итогов. Рефлексия.

( создание проблемной ситуации)

Подведение итогов. Рефлексия.

В лабиринте мыслей легко потеряться без плана. Д. И. Менделеев Но многолетний опыт обучения показал, что недостаточно знать все основные этапы методики, надо понимать, что занятие, построенное на основе проблемно-исследовательского метода, представляет собой урок-систему. Это значит, что отличительной чертой такого исследования является целостность, т.е. связанность всех его этапов. Основные шаги: Сформулировать обобщение урока. Определить, какой материал должен быть изучен учеником для того, чтобы выявить или обосновать планируемое обобщение. Определить тип учебного исследования. Сконструировать проблемную ситуацию. Продумать состав групп, распределить материал, в какой форме ученики будут представлять результаты своего самостоятельного поиска.

В лабиринте мыслей легко потеряться без плана.

Д. И. Менделеев

Но многолетний опыт обучения показал, что недостаточно знать все основные этапы методики, надо понимать, что занятие, построенное на основе проблемно-исследовательского метода, представляет собой урок-систему. Это значит, что отличительной чертой такого исследования является целостность, т.е. связанность всех его этапов.

Основные шаги:

Планирование и проведение такого урока является достаточно трудным и требующим много времени, но и по-настоящему захватывающим. Это создаёт особую атмосферу и стиль взаимодействия с учениками на уроке.

Результат такой работы – развитие исследовательских и коммуникативных умений у младших школьников, высокая познавательная и учебная мотивация учащихся – обеспечивает поддержку творческих усилий и удовлетворение от проделанной работы.

Итогом исследовательской работы и главным этапом обучения юного исследователя является выступление на конференциях различного уровня.

Переживание радости познания – важнейшее условие поддержания и развития познавательной мотивации, исследовательского поведения и творчества.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Исследовательская и проектная деятельность

учащихся начальной школы

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Эту проблему в начальной школе можно решить , организовав с учащимися проектную и исследовательскую деятельность.

Чем проект отличается от исследовательской работы? Попробую ответить на поставленный вопрос. Многие считают, что принципиальной разницы между ними нет. Действительно, и в проекте , и в исследовательской работе тема и поставленная проблема должны быть актуальными для ребёнка, т.е. не слишком сложными и многозадачными, не требующими длительного времени выполнения. И проект, и исследовательская работа должны выполняться ребёнком добровольно и быть посильными, интересными и полезными, а так же быть обеспечены необходимыми материалами, оборудованием и средствами. В основе обоих видов деятельности лежат одни и те же задачи : развитие познавательных умений , способности критически мыслить, овладение универсальными способами деятельности, навыками коллективного труда, а также специфическими навыками учебного труда (способность к самообразованию), нормами и эталонами социальной жизнедеятельности ( воспитанность).

Проектная технология и технология исследовательской деятельности предполагают : наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска её решения; практическую значимость предполагаемых результатов; самостоятельную деятельность ученика.

Однако, всё же стоит разобраться в различии проектной от исследовательской деятельности.

Исследовательская деятельность - это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью.

Результатом исследовательской деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности, процесс поиска неизвестного,"бескорыстный поиск истины".Подобная деятельность, ставящая учащихся в позицию "исследователя", занимает ведущее место в системах развивающего обучения. Исследование не предполагает создание какого-либо заранее планируемого объекта, модели или прототипа. Оно позволяет не сколько обучать детей, сколько учить учиться, направлять их познавательную деятельность. Приобретённые учебные навыки в начальной школе ребёнок сможет использовать в дальнейшем обучении: более эффективно решать учебные задачи, самостоятельно овладевать определёнными знаниями.

Проектирование - решение определенной , ясно осознаваемой задачи. Проект - это замысел переустройства того или иного участка действительности согласно определённым правилам. В переводе с латинского "проект " означает "брошенный вперед". Проектный метод предполагает процесс разработки и создания объекта, прообраза, прототипа. Проект - замысел для создания реального объекта, предмета или теоретического продукта. В основе метода проекта лежит развитие познавательных творческих навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, умение ориентироваться в информационном пространстве. Проект, в отличие от исследования, в большей степени творчество.

Иногда проект является оформлением результатов исследования.

Приведу пример из моего опыта работы. На уроке литературного чтения (программа "Начальная школа XXI век" ) во втором классе учащимся была предложена исследовательская работа - найти как можно больше пословиц , поговорок, народных сказок о пользе учения. Дети разделились на три команды и в течение двух недель занимались исследовательской деятельностью. На классном часе была проведена викторина по результатам исследования. Затем, весь материал был оформлен в виде книжки - самоделки, где второклассники представили не только произведения устного народного творчества о необходимости учения, но и собственные рисунки к ним. Таким образом, получилась проектная работа по результатам исследования. Причём все три книжки- самоделки, несмотря на повторяющиеся пословицы, поговорки и народные сказки , получились разными, потому что были по-разному оформлены.

В данном случае проектная и исследовательская работа выступили в совокупности, что несомненно повысило их эффективность .

Выполняя работу в группе, сильные и слабые ученики получили возможность проявить себя: у кого- то получилось подобрать больше материала по заданной теме, кто-то выразительнее прочитал сказку, кто-то из ребят красивее нарисовал иллюстрацию к тексту или предложил оригинальную идею .Эта работа , несомненно, повысила у ребят уверенность в себе, в свои силы , что , в свою очередь, повлияло на учебную мотивацию и позволило успешнее учиться в дальнейшем. В процессе создания книжки - самоделки ребята учились слушать и слышать друг друга, задавать вопросы, соглашаться с другими или отстаивать свою точку зрения, искать оптимальное решение.

Учителю необходимо было не только наблюдать за процессом, но и выступать в роли эксперта - давать советы , не настаивая на обязательном следовании им, чтобы не превратить творческую работу в очередное выполнение "задания по образцу".Помощь взрослого нужна была ещё и тогда, когда обсуждение становилось слишком бурным, рискуя перейти в конфликт. Второклассники учились толерантности, умению вести себя корректно по отношению к оппоненту.

Формировать навыки научно-исследовательской и проектной деятельности необходимо в течение всего времени обучения в начальной школе, начиная с 1 класса. Сначала это будут совсем несложные, однопредметные , личные проекты и исследования, небольшие по длительности ( один урок в 1 классе, одна - две недели во 2 классе), постепенно переходя к групповым , общеклассным долгосрочным проектам, рассчитанным на месяц ( 3 класс) или четверть ( 4 класс) с обязательным структуированием содержательной части проекта или исследования и указанием поэтапных результатов, оформлением конечных результатов, презентацией полученного продукта, обсуждением и выводами.

В процессе проектной деятельности формируются следующие компетенции:

  • Рефлексивные умения;
  • Поисковые (исследовательские) умения;
  • Умения и навыки работы в сотрудничестве;
  • Менеджерские умения и навыки;
  • Коммуникативные умения;
  • Презентационные умения и навыки.

Работа над проектом обеспечивает:

-позитивное отношение к учебной деятельности, формируется:

  • за счет введения в содержание проекта практической ситуации;
  • за счет осмысления значимости своей деятельности;

-развитие познавательных потребностей, творческой активности и воображения в процессе выполнения проекта и участия в проектной деятельности;

- формирование самооценки в процессе выполнения работы по разным основаниям: на основе заданных критериев, соотнесение своей работы с эталоном и с работами других учеников, выработке самостоятельных критериев для оценки,

-формирование представления о своих возможностях через освоение приемов работы с информацией, создание продуктов своей деятельности и участие в групповой работе.

- формирование эстетического вкуса, цветового восприятия, умения составлять композицию, при подготовке презентации,

-развитие личностных качеств: наблюдательность, отзывчивость, доброты, щедрости, настойчивости, трудолюбия…

- формирование эмоционального отношения к миру, сочувствия, сопереживания, отзывчивости и умение выражать свое отношение к людям;

-осмысление своих коммуникативных умений посредством включения в совместную групповую, коллективную проектную деятельность,

Содержание проектов способствует:

формированию толерантности, позитивным (конструктивным) взаимоотношениям в детском коллективе.

Решаемые на уроках задачи ставят ученика в ситуацию морально-этического выбора. Самое ценное при работе над проектом, что каждый ученик получает свой результат, свое продвижение при работе над той или иной темой. При завершении проекта учитель подмечает маленькие победы своих учеников, учитывая индивидуальные особенности. Ведь для кого-то найти нужный материал, это уже успех, а для кого-то правильно оформленный материал, это большая победа.

Одним из важных этапов осуществления учебного проекта является презентация проекта. Выбор формы презентации проекта – задача не менее, а то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности.

Виды презентационных проектов могут быть различными, например:

- Воплощение (в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа).

- Демонстрация видеофильма – продукта, выполненного на основе информационных технологий.

- Диалог исторических или литературных персонажей.

- Защита на Ученом Совете.

- Иллюстративное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций…

- Инсценировка реального или вымышленного исторического события.

- Отчет исследовательской экспедиции.

В самой презентации заложен большой учебно-воспитательный эффект: дети учатся аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта. Очень важно, чтобы дети рассказали, как именно они работали над проектом. При этом демонстрируется и наглядный материал, изготовлению которого была посвящена значительная часть времени, показывается результат практической реализации и воплощения приобретенных знаний и умений.

Правильно организованная проектная деятельность обеспечивает развитие творческих способностей, формирование познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который возвеличивает их в собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества.

Опыт работы по организации проектной деятельности позволяет мне составить памятки - рекомендации.

Читайте также: