Исследовательская деятельность в детском саду с использованием методики савенкова а и

Обновлено: 03.07.2024

В данной статье рассказывается о технологии проведения тренировочных занятий по познавательно - исследовательской деятельности по методике А.И.Савенкова в детском саду.

Содержимое публикации

1. ОМАРОВА НАРИМА ГАЙБАТУЛЛАХОВНА

Технология проведения исследовательских занятий по методике А.И.Савенкова.

Цель: повышение профессиональных компетенций педагогов по вопросам организации и проведения исследовательской деятельности детей по методике А.И. Савенкова.

Основные задачи:

Актуализировать компетенции педагогов о методах развития познавательной активности детей дошкольного возраста.

Развивать профессиональные компетенции педагогов в области организации исследовательской деятельности со старшими дошкольниками.

Обогащать представления об основных исследовательских умениях и мыслительных операциях, навыках экспериментирования и наблюдения ребенка-дошкольника.

Технологии проведения тренировочных занятий по методике А.И. Савенкова в детском саду.

Современные дети живут и развиваются в эпоху информации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередьумение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслитьсамостоятельно и творчески.

Вы знаете, что ребёнок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляетживой интерес к различного рода исследовательской деятельности. Подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска – и есть важнейшие задачи современного образования.

Как вы уже знаете,в нашем д/с организация исследовательской деятельности осуществляется по технологии А.И. Савенкова, доктора педагогических наук, доктора психологических наук, профессора кафедры психологии развития Московского педагогического государственного университета.

Исследование – поиск информации по какой-либо проблеме, за которым следует ее обобщение (написание исследовательской работы и доклад)

Главная особенность исследовательского обучения – активизировать учебную работу детей, придав ей исследовательский характер, и, таким образом передать детям инициативу в организации своей познавательной деятельности.

Учебное исследование дошкольника, так же, как и исследование взрослого исследователя, неизбежно включает следующие элементы. Они перед вами.

• выделение и постановку проблемы (выбор темы исследования):

• поиск и предложение возможных вариантов решения;

• анализ и обобщение полученных данных;

Предлагаемая технология позволяет включить ребенка в собственный исследовательский поиск в любых видах деятельности в д/с. Она рассчитана не только на то, чтобы обучать детей наблюдению и экспериментированию, но включает в себя полный цикл исследовательской деятельности. От определения проблемы, до представления и защиты полученных результатов.

В условиях исследовательской деятельности взрослый может и не знать ответы на все вопросы, но он должен вместе с ребенком находить любые ответы. Никакого исследования не проведет ни дошкольник, ни учащийся средней школы, ни старшеклассник, если его этому специально не обучить. Вот на это и направленно тренировочные занятия.

Первый шаг тренировочного занятия - подготовка

Кроме того, для занятий понадобятся: ручки, карандаши, фломастеры (Для свободного выбора ребенка)

Для записей исследователей необходимы подготовить маленькие листочки бумаги размером примерно 7х7 сантиметров.

Переходим к тренировочным занятиям

Подгруппа детей располагается вокруг стола, на котором расположены карточки с темами и методами исследования или кружком на ковре. Карточки можно прикрепить и к магнитной доске. Главное, чтобы каждый видел все происходящее.

Как только все удобно устроились, объявляем: сегодня мы будем учиться проводить исследования – так же, как это делают взрослые ученые.

Для того чтобы показать детям как вести себя на каждом из этапов исследовательского поиска надо выделить на добровольных началах пару наиболее активных ребят. Желательно подобрать детей энергичных, активных, с хорошо развитой речью.

Они вместе с педагогом будут выполнять главную работу исследователей от первого до последнего этапа, все остальные дети на первых занятиях будут участвовать как активные помощники.

-Можно ли надуть мыльные пузыри разной формы?

-Бывают ли разноцветные мыльные пузыри?

-Почему мыльные пузыри лопаются? и т.д.

Как вы думаете на какой вопрос дети захотели найти ответ?

Теперь мы перейдем к следующему шагу - составление плана исследования

Для того чтобы выполнить исследование, надо исследовать все, что можно, собрать всю доступную информацию и обработать ее.

Как это сделать?

И так, план проведения исследования составлен. Наши исследователи и их помощники – все участники занятия – готовы к поиску.

Переходим к нашим методам. Мы начинаем действовать по намеченному плану.

Но прежде, чем приступить к этой работе, надо договориться с детьми о способах фиксации получаемых сведений. Собираемые сведения можно просто запоминать, но это трудно, поэтому лучше сразу пытаться их фиксировать. Несмотря на то, что дошкольники не умеют писать, сделать это технически несложно. Мы можем использовать пиктографическое письмо.

Например, подумав, дети пришли к выводу: мыльные пузыри – веселое, радостное развлечение. Дети фиксируют результат.

Способность изобретать символы и значки свидетельствует об уровне развития ассоциативного мышления и творческих способностей в целом и одновременно выступает важным средством их развития.

Спросить у другого человека — следующий метод исследования.

Теперь попробуем настроить наших исследователей на то, чтобы расспросить других людей об интересующем нас предмете. Вопросы можно задавать всем присутствующим.На первых порах это вызывает большие трудности. Мы часто сталкиваемся с тем, что они не умеют слушать взрослого и друг друга. Данные занятия могут помочь в развитии умения спрашивать, слушать других.

Первое время следует особенно четко фиксировать внимание на том, что в результате расспросов других людей, можно узнать что-то совсем новое, неизвестное ранее.

Не забываем фиксировать полученную информацию.

Узнать из книг

За информацией можно обратиться к книге - это и есть следующий метод исследования. Как вы считаете, легко ли не владеющему в совершенстве навыками чтения ребенку узнать из нее что-то новое? Как поступить в таком случае?

Следующий метод - наблюдение и эксперимент

Особенно ценны в любой исследовательской работе живые наблюдения и реальные действия с изучаемым предметом – эксперименты.

Проводя эксперименты, дети пытались надуть мыльные пузыри из мыла, шампуня, средства для мытья посуды. Затем они смешивали их друг с другом и делали соответствующие выводы.

Обобщение полученных данных

Теперь собранные сведения надо проанализировать и обобщить – это очередной метод исследования.

Начинаем смотреть и рассуждать: что интересного мы узнали? Что нового мы можем рассказать другим по результатам проведенного исследования?

На первых занятиях, естественно, надо активно сравнивать, обобщать полученные данные. Для ребенка это очень сложная задача. Но вместе с тем на этом материале можно развивать мышление, творческие способности, речьребенка.

В ходе анализа пиктограмм случается и так, что какая-то из них не читается. Нарисовали значок, но что он означает, исследователи уже не помнят. Ничего страшного: откладываем этот листок в сторону и продолжаем работать с тем, что мы можем расшифровать.

Завершающий метод - Доклад

Практически это выглядит так: дети по очереди, дополняя друг друга, по своим пиктограммам, делают доклад.

После выступления исследователей – завершения доклада, надо обязательно устроить его обсуждение, дать слушателям возможность задать вопросы. Естественно, что процесс обсуждения нуждается в умелом руководстве взрослого. Детям трудно слушать, трудно задавать вопросы.

Первое занятие на этом можно считать законченным. Мы познакомили детей с общей схемой исследовательской деятельности.

Теперь нам предстоит долгий, но увлекательный процесс совершенствования собственных навыков и умений. Как только вы почувствовали, что дети освоили общую схему деятельности, можно перейти к другому варианту организации этой работы – самостоятельной исследовательской практике детей.

Теперь каждый ребенок сам будет проводить собственное исследование.

Итак, я познакомила вас с технологией проведения исследовательских занятий по методике А.И.Савенкова в нашем детском саду.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Детская исследовательская деятельность дошкольников (технология Савенкова А. И.)

Исследование - это бесконечный поиск истины, и функция воспитателя как партнера совместной поисковой деятельности должна заключаться в том, чтобы вместе с ребенком эту истину искать и находить.

Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования прописано, какими качествами должен обладать выпускник дошкольного учреждения – первой ступеньки образования. Задача педагогов, используя наиболее эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методик и образовательных технологий, не насыщать ребёнка информацией, не давать готовые знания, а развивать у него познавательный интерес, умение добывать знания самостоятельно, чтобы использовать их в разных жизненных ситуациях.

Как помочь ребенку преодолеть неуверенность в себе, научить общаться с взрослыми и сверстниками? Как стимулировать природную потребность ребенка к новизне? Как научить видеть проблемы, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы?

Современные дети живут и развиваются в эпоху информации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.

Ребёнок - дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности. Подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшими задачами современного образования.

Исследовательская деятельность – это инновационное движение в дошкольном образовании, интерактивный метод, эффективная система организации познавательной деятельности ребенка. Исследовательская деятельность дает большой простор для развития творческого, критического мышления, речи ребенка, расширяет его кругозор, создавая ему условия для активного изучения самой разной проблематики.

Учеными доказано, что ребенок активно познает окружающий мир, очень восприимчив к образовательному влиянию. Именно в детские годы закладываются основы активного познавательного отношения к действительности. Ребенок совершает первые самостоятельные исследования и открытия, переживает радость собственных возможностей.

Исследование – поиск информации по какой-либо проблеме, за которым следует ее обобщение (написание исследовательской работы и заключение)

Главная особенность исследовательского обучения – активизировать учебную работу детей, придав ей исследовательский характер, и, таким образом передать детям инициативу в организации своей познавательной деятельности.

Цель данной методики – активизация поисковой деятельности дошкольника, которая в свою очередь способствует формированию исследовательского поведения. Основными задачами исследовательской деятельности, как средства развития познавательной активности у старших дошкольников являются:

- развитие интереса к исследовательскому поиску;

-создание проблемной ситуации, которая инициирует детское любопытство, стимулирует стремление к исследованию;

- организация работы с родителями по развитию исследовательской деятельности дошкольника;

- организация предметно-развивающей среды.

Учебное исследование дошкольника, так же,как и исследование, проводимое взрослым исследователем, неизбежно включает следующие элементы:

• выделение и постановку проблемы (выбор темы исследования);

• поиск и предложение возможных вариантов решения;

• анализ и обобщение полученных данных;

Предлагаемая методика позволяет включить ребенка в собственный исследовательский поиск на любых предметных занятиях в детском саду. Она рассчитана не только на то, чтобы обучать детей наблюдению и экспериментированию, но включает в себя полный цикл исследовательской деятельности. От определения проблемы, до представления и защиты полученных результатов.

Работая над данной темой я изучила специальную литературу, опыт работы других воспитателей и пришла к выводу, что эффективным средством внедрения исследовательской деятельности в образовательный процесс является не только развитие любознательности детей, но и создание пространственной предметно-развивающей среды в группе:

• подборка энциклопедической литературы,

• карточки-схемы и материалы для опытов в уголке ОЭД;

• дидактические игры и упражнения,

• различные коллекции ( бумага, ткань, ракушки и пр.)

Огромное значение в работе с дошкольниками имеет тесное сотрудничество с родителями. Поэтому постоянно нахожусь в поиске новых форм работы и подходов к организации взаимодействия с семьей. Родители приносят игрушки, книги, пособия, помогают проводить исследования дома. Для них оформлен стенд по методике Савенкова, проводятся консультации, на персональном сайте выставлены рекомендации и фотографии проводимых в саду исследований.

Таким образом, создано единое, оптимальное социально–образовательное пространство, включающее дошкольное учреждение и семью, направленное на поддержку и развитие детской познавательной инициативности, социальной и творческой активности..

Для того чтобы познакомить детей с методикой потребуется 1—2 фронтальных тренировочных занятия, для проведения которых группу лучше разделить на подгруппы по 10—13 человек.

Подготовка к занятиям:

Кроме того, надо приготовить ручки, карандаши, фломастеры и небольшие листочки бумаги для фиксации детьми, полученной в ходе исследования, информации.

Не будут лишними, также небольшие кафедры, мантии и академические головные уборы.

Для того чтобы показать детям как вести себя на каждом из этапов исследовательского поиска надо выделить на добровольных началах пару наиболее активных ребят. Желательно подобрать детей энергичных, активных, с хорошо развитой речью.

Они вместе с педагогом будут выполнять главную работу исследователей от первого до последнего этапа, все остальные дети на первых занятиях будут участвовать как активные помощники.

После короткого обсуждения, направляемого педагогом, дети обычно останавливают свой выбор на какой-либо теме — выбирают ту или иную карточку.

2. Составление плана исследования

В ходе коллективного обсуждения дети обычно называют методы исследования,последовательность его проведения и необходимо выложить карточки с обозначением методов:

3. Сбор материала

Используемое на этом этапе пиктографическое письмо позволяет отразить информацию, полученную посредством различных сенсорных каналов (зрение, слух, вкус, температура и т. п.).

4. Обобщение полученных данных

На этом этапе необходимо выделить главные идеи, отметить второстепенные, а затем и третьестепенные.

После выступления исследователей — завершения доклада, надо обязательно устроить его обсуждение, дать слушателям возможность задать вопросы.

После освоения общей схемы деятельности, можно перейти к другому варианту организации этой работы — самостоятельной исследовательской практике детей. Теперь каждый ребенок сам будет проводить собственное исследование.

Устройство папки-исследователя: на лист картона формата А4 наклеены небольшие (3Х3 см) кармашки из плотной белой бумаги. На

записки с собранной информацией.

На этом этапе в активный исследовательский поиск вовлекаются

все участники занятия. В ходе занятия дети должны иметь полную свободу перемещений по группе.

Вооружившись всем необходимым, каждый ребенок начинает действовать самостоятельно: включается в собственный исследовательский поиск. Задача педагога — выполнять обязанности активного помощника, консультанта исследователей, помогать тем, кто нуждается в помощи в данную минуту.

Правила для педагогов при использовании технологии А. И. Савенкова

Не занимайтесь наставлениями; помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они будут заниматься.

o На основе тщательного наблюдения и оценки определяйте сильные и слабые стороны детей.

o Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно.

o Научите детей прослеживать межпредметные связи; не торопится с вынесенными суждениями.

o Помогайте, детям научится управлять процессом усвоения знаний.

o Подходите ко всему творчески.

Соблюдение этих рекомендаций дает хороший эффект, но не менее значимо и другое, методика исследовательского обучения помогает детям:

o уметь видеть проблему и ставить вопросы;

o уметь доказывать;

o делать выводы;

o высказывать предположения и строить планы по их проверке.

В любом виде деятельности можно найти много интересного, занимательного, неизведанного. Дети сами выбирают себе занятие по интересам. Благодаря исследовательской деятельности дети становятся более открытыми, стараются сами сделать какие- то выводы, в общем, познают окружающий мир благодаря собственным ощущениям. Поэтому хочется отметить, что знания, полученные в результате исследовательской деятельности, используются в дальнейшем.

Главная задача педагога: создать условия и помогать, а не выполнять за ребенка исследование.

В заключение можно сказать, что на современном этапе развития дошкольного образования проблеме познавательного развития дошкольников уделяется большое внимание. Используя исследовательскую деятельность при решении этой задачи мы обеспечим качественные изменения в развитии познавательной деятельности дошкольников и поможем им стать творческими, активными , уверенными в себе членами общества.

2. Савенков, А. И. Методика исследовательского обучения дошкольников / А. И. Савенков.Серия:- Издательство: Дом Федорова. – 2010.

Нажмите, чтобы узнать подробности

2. Углубить знания педагогов о методике проведения исследований в дошкольных учреждениях, на основе методики, разработанной А.И.Савенковым.

3. Выявить и обыграть основные этапы данной методики с участниками мастер-класса.

Оборудование: проектор, ноутбук, красные и синие квадратики (для распределения по командам), две папки (красная и синяя) с карточками с символическим изображением

Ход мастер-класса:

1 этап мастер-класса – подготовительно-организационный:

Выпускник ДОУ.

(Слайд 2) Правильно. Это те целевые ориентиры, которые устанавливает ФГОС дошкольного образования на этапе завершения дошкольного образования. И все пункты данной схемы – это исследовательские умения и навыки дошкольников.

Развитие исследовательских умений и навыков у детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем дошкольного образования.

Мы должны понимать что, для того чтобы избежать развития у дошкольников интеллектуальной пассивности, необходимо развивать у них продуктивные формы мышления.

(Слайд 3) Но как это сделать? Какие методы выбрать? Какие условия для этого необходимы?

2 этап мастер-класса – основной.

(Слайд 4) И так, тема моего мастер-класса

(Слайд 5) Для начала давайте уточним, что же такое исследование?

Исследование - бескорыстный поиск истины. Исследователь, начиная работу,

не знает к чему придет, какие сведения получит, будут ли они, для него или

других людей, полезны и приятны. Его задача искать истину, какой бы она не

была. Исследование - творчество в чистом виде.

Предлагаемая Савенковым методика позволяет включить ребенка в собственный исследовательский поиск на любых предметных занятиях в детском саду. Она рассчитана не только на то, чтобы обучать детей наблюдению и экспериментированию, но включает в себя полный цикл исследовательской деятельности. От определения проблемы, до представления и защиты полученных результатов.

Для того чтобы познакомить детей с методикой потребуется 1—2 фронтальных тренировочных занятия, для проведения которых группу лучше разделить на подгруппы по 10—13 человек.

Подготовка к занятиям:

Кроме того, надо приготовить ручки, карандаши, фломастеры и небольшие листочки бумаги для фиксации детьми, полученной в ходе исследования, информации.

Для того чтобы показать детям как вести себя на каждом из этапов исследовательского поиска надо выделить на добровольных началах пару наиболее активных ребят. Желательно подобрать детей энергичных, активных, с хорошо развитой речью.

Они вместе с педагогом будут выполнять главную работу исследователей от первого до последнего этапа, все остальные дети на первых занятиях будут участвовать как активные помощники.

После короткого обсуждения, направляемого педагогом, дети обычно останавливают свой выбор на какой-либо теме — выбирают ту или иную карточку.

2. Составление плана исследования

В ходе коллективного обсуждения дети обычно называют методы исследования, последовательность его проведения и необходимо выложить карточки с обозначением методов:

3. Сбор материала

(Слайд 9) Используемое на этом этапе пиктографическое письмо позволяет отразить информацию, полученную посредством различных сенсорных каналов (зрение, слух, вкус, температура и т. п.).

4. Обобщение полученных данных

(Слайд 10) На этом этапе необходимо выделить главные идеи, отметить второстепенные, а затем и третьестепенные.

После выступления исследователей — завершения доклада, надо обязательно устроить его обсуждение, дать слушателям возможность задать вопросы.

После освоения общей схемы деятельности, можно перейти к другому варианту организации этой работы — (Слайд 11) самостоятельной исследовательской практике детей. Теперь каждый ребенок сам будет проводить собственное исследование.

На этом этапе в активный исследовательский поиск вовлекаются

все участники занятия. В ходе занятия дети должны иметь полную свободу перемещений по группе.

Вооружившись всем необходимым, каждый ребенок начинает действовать самостоятельно: включается в собственный исследовательский поиск. Задача педагога — выполнять обязанности активного помощника, консультанта исследователей, помогать тем, кто нуждается в помощи в данную минуту.

Для демонстрации этапов проведения исследовательской работы с использованием методики Савенкова А.И. нам необходимо разделиться на две группы. Вам предстоит самостоятельно выполнять работу.

Я вам предлагаю вам подойти к столу, за которым вы будете работать (Те у кого синие квадратики идут к столу, где синяя папочка, а те, у кого красные квадратики – к столу, где красная папочка). На столе, в баночках лежит таинственное вещество. Вам необходимо исследовать, что это за вещество, используя методику Савенкова (для этого у вас на столах лежат папочки исследователей и листы бумаги для фиксирования информации) и рассказать нам о нем.

РЕФЛЕКСИЯ МАСТЕР – КЛАССА.

У меня в руках лупа, рабочий инструмент каждого исследователя. Сейчас, передавая этот инструмент, ответьте, пожалуйста, на вопросы:

- как можно использовать данную методику в вашей работе,

- что бы вы применили в своей практике.

Спасибо за вашу активность. (Слайд 12) Кого заинтересовала данная методика, материал можно найти в блоге на моем сайте. (Слайд 13) Спасибо всем за внимание.

3. «Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдая, ставя

7. Задача –получить как можно больше сведений по теме

Составление плана исследования
ЗАДАЧА –ПОЛУЧИТЬ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ СВЕДЕНИЙ ПО ТЕМЕ
ЧТО МЫ ДОЛЖНЫ
СДЕЛАТЬ В
НАЧАЛЕ?
.
.
С ЧЕГО НАЧИНАЕТ
ИССЛЕДОВАНИЕ
УЧЁНЫЙ?
.
КАК УЗНАТЬ?
.

9. Заметки: Рисунки значки символы буквы слова

Сбор материала
ЗАМЕТКИ:
РИСУНКИ
ЗНАЧКИ
СИМВОЛЫ
БУКВЫ
СЛОВА
ПИКТРОГАФИЧЕСКОЕ
ПИСЬМО
Сенсорные каналы: (зрение, слух. вкус,
температура)

12. 1.Просмотр иллюстрации; 2.попросить прочитать

13. изучать особенности поведения попугая реакции на различные события

Наблюдение и эксперимент
ИЗУЧАТЬ ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ ПОПУГАЯ
РЕАКЦИИ НА РАЗЛИЧНЫЕ СОБЫТИЯ
Любит ли попугай музыку или звучащую человеческую речь?
Чем питается, какую еду предпочитает?
Можно ли обучить попугая чему-либо?

14. важная задача обучения —Научить ребенка смело высказывать свои определения.

Доклад
-определение основного понятия,
-сказать, кто такой попугай,
-рассказать, где он живет и чем питается,
- продолжить свое повествование, опираясь на собранный
материал.

Как сделать папку исследователя
Для изготовления папки
исследователя нам понадобятся:
лист картона, по размеру равный
альбомному листу (формат А4);
лист белой бумаги для рисования или
черчения;
ножницы и клей;
карандаш и линейка;
цветные фломастеры или цветная
бумага.
3Х3
СМ.

22. 1 . Учите детей действовать самостоятельно, независимо, избегайте прямых инструкций. 2. Не сдерживайте инициативы детей. 3. Не

Правила сопровождения детского
исследования
1 . УЧИТЕ ДЕТЕЙ ДЕЙСТВОВАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО, НЕЗАВИСИМО,
ИЗБЕГАЙТЕ ПРЯМЫХ ИНСТРУКЦИЙ.
2. НЕ СДЕРЖИВАЙТЕ ИНИЦИАТИВЫ ДЕТЕЙ.
3. НЕ ДЕЛАЙТЕ ЗА НИХ ТО, ЧТО ОНИ МОГУТ СДЕЛАТЬ, ИЛИ ТО, ЧТО
ОНИ МОГУТ НАУЧИТЬСЯ ДЕЛАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО.
4. НЕ СПЕШИТЕ С ВЫНЕСЕНИЕМ ОЦЕНОЧНЫХ СУЖДЕНИЙ.
5. ПОМОГАЙТЕ ДЕТЯМ УЧИТЬСЯ УПРАВЛЯТЬ ПРОЦЕССОМ
УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ:
А) ПРОСЛЕЖИВАТЬ СВЯЗИ МЕЖДУ РАЗЛИЧНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ,
СОБЫТИЯМИ И ЯВЛЕНИЯМИ;
Б) ФОРМИРОВАТЬ НАВЫКИ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО РЕШЕНИЯ
ПРОБЛЕМ ИССЛЕДОВАНИЯ;
В) АНАЛИЗИРОВАТЬ, СИНТЕЗИРОВАТЬ И КЛАССИФИЦИРОВАТЬ
ИНФОРМАЦИЮ.

Читайте также: