Если кратко рассматривать содержание теории гумилева то этнос это в принципе не что иное как

Обновлено: 05.07.2024

79. Самое яркое сочинение Иммануила Канта о морали называется “Критика…”:

A) Чистого разума.

B) Практического разума.

C) Способности суждения.

D) Отвлеченных начал.

E) Наших критиков.
80. Дилемма “материальное — идеальное” применительно к социуму может быть отражена сочетанием понятий:

A) Экономическое — внеэкономическое.

B) Общественное бытие — общественное сознание.

C) Политическое – правовое.

D) Чувственное — рациональное.

E) Вещественное – невещественное.
81. Всякая форма общественного сознания, так или иначе, имеет в своей структуре:

A) Эмпирическое и теоретическое.

B) Идеологию и практику.

C) Обыденно-практичес­кое и научно-теоретичес­кое сознание.

D) Мистику и науку.

E) Мифологию и астрологию.
82. “Религия есть … сердце бессердечного мира…”, — так буквально судил о ней:

E) Абай.
83. Уровни научного познания:

A) Логика и истина.

B) Знание и незнание.

C) Предположение и эксперимент.

D) Эмпирический и теоретический.

E) Физический и химический.
84. Дилемма “наук о природе” и “наук о духе” появляется в философии:

E) К. Поппер.
86. Понятия “симулякр”, “ризома” из теоретического словаря:

E) Постпозитивистов.
87. Одно из ключевых понятий М. Фуко в книге “Слова и вещи” для обозначения знания:

E) Симулякр.
88. Впервые различение морали и нравственности представлено в философии:

E) Хайдеггера.
89. Причинность — не более чем наша привычка видеть одно, следующее за другим, — полагал:

E) Юм.
90. “Априори”, “апостериори”, “антиномия” – это термины из философского словаря:

E) Фейербаха.
91. К рациональному познанию относятся следующие формы:

A) Ощущение, восприятие, представление.

B) Понятие, суждение, умозаключение.

C) Чувства, эмоции, рассудок.

D) Опыт, эксперимент, гипотеза.

E) Фантазия, вымысел, догадка.
92. Теория познания иначе называется:

E) Рационализм.
93. Фундаментальный критерий истинности познания:

A) Мнение авторитетов.

B) Словари и энциклопедии.

E) Практика.
94. Кто лишний в списке гносеологов Нового времени:

E) Декарт.
95. Философия, исследующая знание в его функции полезности:

E) Персонализм.
96. Какое направление в философии науки не существовало:

E) Метапозитивизм.
97. Формы бытия материи:

A) Энергия и сила.

B) Мощность и напряжение.

C) Пространство и время.

D) Галактики и звезды.

E) Притяжение и отталкивание.
98. В теории марксизма движение — это:

A) Способ бытия объективной реальности.

C) Энергетическое взаимодействие.

E) Рождение галактик.
99. С точки зрения материалистической гносеологии, отражение — это:

A) Неотъемлемое свойство, атрибут материи.

B) Зеркальное воспроизведение.

C) Человеческое сознание.

D) Психическая способность живого.

E) Человеческая способность.
100. Сколько форм движения материи рассматривает Энгельс:

E) Четыре.
101. Укажите отличительную особенность мифологии:

A) Чувство красоты.

C) Противопоставление человека природе.

D) Нерасчлененность, слитность, цельность миропонимания.

E) Признание субстанционального начала в мире.
102. Одним из наиболее ярких примеров последовательного исследования проблем философии истории в истории казахской общественной мысли является творчество:

A) И. Алтынсарина.

B) Шакарима Кудайбердиева.

C) Султанмахмута Торайгырова.

D) Абая Кунанбаева.

E) Мыржакыпа Дулатова.
103. В контексте классического марксистского философствования предмет социальной философии — это наиболее … общества, общественных структур и отношений:

A) Подходящие для революции законы.

B) Доказанные на практике идеи.

C) Общие законы развития.

D) Диалектические учения.

E) Близкие к экономике принципы жизни.
104. “Философия истории” — термин, введенные в оборот в философии:

105. Одно из популярных, часто повторяемых определений общества звучит так: Общество есть относительно самостоятельная, обособившаяся часть …:

A) Природной среды (бытия природы).

B) Животного царства.

C) Политико-правовых отношений.

D) Духовной эманации божества.

E) Древнейших обитателей Земли.
106. Впервые понятие и общее представление о предметной области социологии ввел в научный и философский оборот:

E) Конт.
107. “Человек рождается свободным, но повсюду он в оковах ”, — так рассудил …:

E) Черчилль.
108. Один из наиболее примечательных философских трудов, созданных в духе традиций и идей Просвещения, под наз­ванием “К вечному миру” был написан…:

109. Обуздание человеческого эгоизма, влекущего за собой “войну всех против всех” является причиной, обусловливающей необходимость государства и права. Такова идея …:

E) Гуссерля.
110. “Децентрация” (отсутствие, разрушение “центров”, централизации) социальных структур, сообществ, социальности — один из принципов измерения в философии:

E) Постмодернизма.
111. Какая из перечисленных пар диалектических категорий в большей мере соответствует проблеме анализа многообразия целостного исторического развития общества:

A) Сущность и явление.

B) Содержание и форма.

C) Качество и количество.

D) Единичное и общее.

E) Материя и сознание.
112. Современный вариант теории географического детерминизма представлен, в частности, в теории:

A) Этногенеза Л.Н. Гумилева.

B) Конца истории Ф. Фукуямы.

C) Циклических цивилизаций А. Тойнби.

D) Астрального происхождения человека.

E) Идеальных типов М.Вебера.

113. Если кратко рассматривать содержание теории Л.Н. Гумилева, то “этнос” — это, в принципе, не что иное, как …:

A) Психологическая категория.

B) Новообразованный термин.

C) Авторская причуда.

D) Обозначение “фактора истории”.

E) “Народ в ландшафте”.
114. Понятие “осевого времени” — фундаментальная категория философии истории:

E) Ницше.
115. В числе родоначальников теории развития локальных цивилизаций по праву называют:

A) Н. Я. Данилевского.

D) К. Леви-Стросса.

E) Ф. Броделя.
116. “Науки о культуре” (“науки о духе”) — термин в философии истории:

E) Позитивизма.
117. Франкфуртская школа социологии, в частности, такой ее представитель, как Т. Адорно, разработала и применила в области социальной философии теорию:

A) Атомарной личности.

B) Негативной диалектики.

C) Природы тоталитаризма.

D) Конвергенции социальных систем.

E) Интернационализма.
118. “Азиатский способ производства” — понятие, отражающее у Маркса в его теории исторического процесса:

A) Факт эрудированности Маркса.

B) Дикость феодальной эксплуатации.

C) Особую общественную формацию.

D) Таинственность Востока.

E) Особый род агрокультуры.

119. В основе понимания логики и законов общественного бытия у К. Маркса лежит понятие:

A) Социальной свободы.

B) Способа производства материальных благ.

C) Абсолютной идеи.

D) Мирового духа.

E) “Социализм” и “коммунизм”.
120. Впервые в XX веке вопрос о “пределах роста” цивилизации предельно остро поставлен:

A) Представителями марксизма-ленинизма.

B) Учениками В.И. Вернадского.

C) Учеными, создавшими в США ядерную бомбу.

D) Представителями Римского клуба.

E) Экологами “Green Peace”.
121. Наиболее излюбленный термин казахстанских ученых, исследующих проблемы становления и специфики развития нашей страны в последние годы:

E) Трансформация и модернизация.
122. Одно из важнейших сочинений Поппера — “Открытое общество и его …”:

E) Теоретики.
123. Человек, по Марксу, — это ансамбль …:

A) Биологических качеств.

D) Общественных отношений.

E) Культурных норм.
124. “Прекрасное – это жизнь”, — так считал представитель западничества:

E) Чернышевский.
125. Предметом философии политики прежде всего можно с полным основанием считать:

A) Природу и закономерности политической жизни, политического сознания.

B) Деятельность политических партий.

C) Конфликты правящей верхушки.

D) Международную политическую жизнь.

E) Искусство политического лидерства.
126. Идея конца культур была провозглашена в XX веке:

E) Шри Ауробиндо Гхошем.
127. Человек — существо играющее. Такова идея …:

B) Пьера де Кубертена.

E) Шпенглера.
128. К числу фундаментальных понятий философии Карла Густава Юнга принадлежит понятие …:

A) Архетип коллективного бессознательного.

B) Архетип индивидуального бессознательного.

C) Космос и Человечество.

E) Археологии как важнейшей науки о прошлом человечества.
129. Ключевой термин теории этногенеза Л.Н. Гумилева:

E) Евразия.
130. М. Веберу принадлежит несомненная заслуга подробного анализа:

A) Роли личности в истории.

B) Роли народных масс в истории.

C) Социологии буржуазных политических порядков.

D) Роли этического начала в развитии капитализма.

E) Функций нравственности в становлении человечества.
131. Факторы, позволившие человечеству выделиться из природной среды:

A) Развитие телесных форм.

B) Магия и культ.

C) Трудовая деятельность и общение.

D) Эксперимент инопланетян.

E) Семейно-брачные отношения.
132. Проблему человека в философии XX века по-новому поставил:

E) Неопрагматизм.
133. Фундаментальная работа М. Хайдеггера о человеческом бытии называется:

A) Бытие и Ничто.

B) Бытие и время.

D) Бытие Сознательности.

E) Бытие.
134. “Одномерный человек” — книга, написанная:

C) Г. Киссинджером.

E) Г. Сукачевым.
135. Можно сказать, что личность — это совокупность:

C) Качеств деятеля.

D) Социальных ролей.

E) Классовых отношений.
136. В книге “Человеческие качества” глобальные проблемы человечества исследовал:

E) А.Д. Сахаров.
137. Идеологом и философом “третьей волны” на Западе (новая волна НТР) является:

E) О. Тоффлер.
138. Философский взгляд на человека, представленный Л. Фейербахом, называется:

B) Философской антропологией.

C) Антропологическим материализмом.

E) Антропоморфизацией мироздания.
139. “Адам бол!” — принцип, впервые провозглашенный:

B) А. Байтурсыновым.

C) Ч. Валихановым.

D) А. Букейхановым.

E) Шакаримом.
140. “Категорический императив” — формулировка И. Кантом:

A) Естественно-научного закона.

B) Закона движения тел.

C) Закона политической жизни.

D) Высшего нравственного требования.

E) Закона категориального строя человеческой мысли.
141. Об аполлоническом и дионисийском началах в человеке и культуре заговорил впервые:

E) Достоевский.
142. Что, вместе с волей к жизни, согласно Ницше, движет человеком:

B) “Воля к власти”.

D) “Репрессирующее бытие”.

E) “Властный инстинкт”.
143. Фундаментальный труд Энгельса по проблеме становления человечества и цивилизации:

A) “Диалектика природы”.

B) “Происхождение семьи, частной собственности и государства”.

D) “Письма об историческом материализме”.

E) “Положение рабочего класса в Англии”.
144. Отрасль философского знания, занимающаяся проблемами ценностей, называется:

E) Феноменологией.
145. Учение экзистенциалистов о проблеме человеческого выбора в условиях предельного напряжения названо:

A) Теорией заброшенности.

B) Учением и пограничной ситуации.

C) Учением о покинутости.

D) Концепцией свободы воли.

E) Учением об абсурде.
146. “Сизифа надо представлять себе счастливым”, — столь неожиданно высказался:

E) Бубер.
147. “Cogito ergo sum”, — известнейший афоризм:

A) Фомы Аквинского.

E) Канта.
148. “Человек есть мера всех вещей…”, — так начинается утверждение:

E) Плавта.
149. “Человек есть политическое животное”, — утверждал:

E) Александр Македонский.
150. Один из ключевых терминов феноменологии Э. Гуссерля:

E) Инвариантность.
151. Трудовая теория происхождения человека получила распространение в:

E) Гельвеций.
153. Фактор, не относящийся к идее антропосоциогенеза:

5. вопроса: что может дать наука для решения экологической проблемы?

400. В социально-философском плане при анализе науки большое значение имеет анализ ее как:

1. стремления удовлетворить личное любопытство за государственный счет

2.+ непосредственной производительной силы общества

3. системы исследовательских институтов

4. того, что ответственно за экологию

5. средства получения нормальных доходов

401. Философское направление противоположное материализму:

402. Философское течение, которая считает единственным источником знания опыт:

403. Укажите учение противоположное сенсуализму:

404. Метод исследования противоположный диалектике:

405. Раздел философии "гносеология" изучает:

406. Раздел философии "аксиология" изучает:

407. Философско-методологическая концепция, согласно которой

Прокрутить вверх


Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем.


ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры.



Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.).

Какая из перечисленных пар диалектических категорий в большей мере соответствует проблеме анализа многообразия целостного исторического развития общества?

причина и следствие

содержание и форма

качество и количество

общее и особенное

материя и сознание

Исследованием логики и закономерностей развития общественных наук занимается…

теория социального прогресса

методология социального познания

Современный вариант теории географического детерминизма представлен, в частности, в теории

этногенеза Л.Н. Гумилева

конца истории Ф. Фукуямы

циклических цивилизаций А. Тойнби

астрального происхождения человека

Если кратко рассматривать содержание теории Л.Н. Гумилева, то “этнос” — это, в принципе, не что иное, как …

обозначение “фактора истории”

“ народ в ландшафте”

В числе родоначальников теории развития локальных цивилизаций по праву называют …

Н. Я. Данилевского

В основе материалистическ ого понимания истории лежит идея, по сути, весьма близкая теории …

экономического детерминизма

К числу основных категорий классического марксистского материалистическ ого понимания истории не относится понятие …

социальное поведение

К числу врагов открытого общества К. Поппер причислил …

Впервые в XX веке вопрос о “пределах роста” цивилизации предельно остро поставлен…

представителями марксизма-ленини зма

учениками В.И. Вернадского

учеными, создавшими в США ядерную бомбу

представителями Римского клуба

экологами “ Green Peace ”

Проблемы национальной истории и сохранения традиций народа с наибольшей полнотой изложены Н.А. Назарбаевым в книге …

Основные элементы духовного бытия общества на строгом и достаточно традиционном научно-философск ом языке могут быть схвачены в таком понятии, как …

“ формы общественного сознания”

Дилемма “материальное — идеальное” применительно к социуму может быть отражена сочетанием понятий

“ общественное бытие — общественное сознание”

) “естественное — сверхестественно е”

Человек, по Марксу, — э то совокупность …

эмоций и чувств

общественных отношений

Предметом философии политики можно назвать…

природу и закономерности политической жизни, политического сознания

деятельность политических партий

конфликты правящей верхушки

международную политическую жизнь

искусство политического лидерства

В основе предметной сферы философии права в первую очередь лежит …

проблемы методики составления законов

традиции и нормы правовой культуры

Ключевой термин теории этногенеза Л.Н. Гумилева — …

пассионарность

Субъектом социального развития нельзя назвать?

Кто впервые в мировой науке заговорил о пагубности роста населения?

К социальному бытию общества не относится …

этническая структура общества

демографическая структура общества

поселенческая структура общества

структуры технологических цепочек

профессионально- образовательные структуры

В ) А. Августин

"Научные статьи, доклады, лекции, эссе преподавателей и студентов России"


В теории культуры Гумилева Льва Николаевича тема исторического развития культуры получает наиболее глубокое осмысление и выливается в завершенное теоретическое построение — теорию этногенеза.

Центральным понятием этой теории выступает этнос, который рассматривается ученым как естественно сложившееся на основе оригинального стереотипа поведения людей, существующее как энергетическая система (структура), противопоставляющее себя всем другим таким же коллективам явление [1]

Заявляя, что этнос представляет собой природную систему, ученый полагал невозможность усматривать в нем исключительно социально-историческую категорию. И если этногенез следует искать в природе, то социогенез – в обществе.

Таким образом, для ученого – это явление, лежащее на границе биосферы и социосферы и имеющее весьма специальное назначение в строении биосферы Земли.

И поэтому, этнос, как явление, еще требующее изучения и объяснения, можно описывать, как системно-природное образование, подчиненное действия законов природы. При этом ведущие факторы этногенеза могут быть различны и резко отличающиеся у разных этносов друг от друга: язык, религия, культура, вид деятельности.

Основываясь на этом, мыслитель в очередной раз формулирует вывод: этнос и социум – явления параллельные, а потому и несоизмеримые. Он неоднократно повторяет, что соотношение между социальным и этническим, как и между социальным и биологическим, во многом аналогично соотношению между длиной, весом и температурой.

Именно по этой причине, именно междисциплинарный подход может всесторонне раскрыть это понятие для исследователей. Здесь по мнению историки необходимо применять знания по географии, культурологии, религиоведению, биологии и т.д.

С точки зрения концепции, биологические и социальные компоненты этноса постоянно взаимообуславливают один другого. А поэтому наиболее адекватно этнос можно определить, как явление, балансирующее на грани биосферы и социосферы. Но объединяя биологическое и социальное в едином ряду развития, Гумилев стремится преодолеть исключительность и биологических, и социальных характеристик этноса [5]

В основе теории Гумилева лежит идея и того, что этнические системы одновременно являются и особой формой приспособления людей к ландшафту, и группами людей со сходным стереотипом поведения, и устойчивыми эволюционирующими системами, а также группами людей, имеющих общее происхождение и синхронную историю.

Гумилев неоднократно утверждал, что изучением этноса, как явления природы, в первую очередь должно заниматься естествознание. Хотя его познание наиболее эффективно лишь при исследовании истории. [7]

Также исследователь отмечал, что важнейшие проблемы этногенеза можно обнаружить только при изучении перехода его естественных аспектов в социальные.

Этим анализом, по мнению историка должна заниматься история. Однако исторический материал, необходимо подвергать соответствующей обработке методами естественных наук. Это позволяет более точно и всесторонне проследить исторические судьбы различных этносов, в той или иной мере укрепляющие этногенез.

Можно сделать небольшой вывод о том, что этнос по Гумилеву Л.Н. является категорией, которая описывается противоречивой системой определений.

Однако, в концепции историка мы можем увидеть вполне устойчивое описание этого явления. Которое описывается, как устойчивый и естественно сложившийся коллектив людей, противопоставляющий себя всем прочим аналогичным коллективам и отличающийся своеобразным стереотипов поведения, который закономерно меняется в историческом времени.

[1] Игошева М.А. Культурологический статус концепции этногенеза Л.Н. Гумилева. – Ростов-на-Дону, 1998. – С. 18.

[2] Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. – Санкт-Петербург: 2003. – С. 31

[4] Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. – Санкт-Петербург: 2003. – С. 65

[5] Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. – Санкт-Петербург: 2003. – С. 70

[9] Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. – Санкт-Петербург: 2003. – С. 156

Читайте также: