Еще томлюсь тоской желаний тютчев анализ кратко

Обновлено: 04.07.2024

Глубокое лирическое произведение Ф. И. Тютчева “Еще томлюсь тоской желаний…” посвящено Элеоноре Петерсон, первой жене поэта. Они встретились во времена его молодости. Овдовевшая к двадцати шести годам женщина, с четырьмя сыновьями на руках, произвела на поэта неизгладимое впечатление. Она была умной, тонкой, образованной красавицей и вскоре они тайно поженились.

Элеонора смогла окутать Тютчева таким вниманием и заботой, которое он не смог забыть до конца своих дней. Но, к сожалению, при ее жизни поэт не смог это оценить и завел роман

Стих-посвящение был издан спустя десять лет после ее смерти. Преждевременный уход близкого человека настолько ранил поэта, что он не смог смириться с этим никогда. Современники поэта говорили, что за ночь, проведенную у гроба жены, он поседел.

Использование анафоры в виде четырехкратного повторения слова “еще” подсказывает читателю, что с момента разлуки прошел уже немалый период. Но, тем не менее, герой тоскует и страдает. Не удивительно, ведь Элеонора смогла стать не только другом и соратником, но и вдохновителем

Больше никто не смог так бескорыстно заботиться о нем.

Даже после одиннадцати лет их совместной жизни супруга любила его так, что это нельзя было не заметить. Ее образ, “милый”, “незабвенный”, живет в его душе до сих пор. Он недоступен для героя, но в то же время близок сердцу. Для того чтобы передать это читателю, поэт использует сравнение со звездой, яркой и недостижимой.

Здесь явно ощущается чувство вины Тютчева, он противопоставляет супругу себе. И делает вывод, что не достоин возвышенного чувства с ее стороны.

Метафорические образы “тоской желаний”, ” в сумраке воспоминаний” ясно дают понять, насколько глубоко и неисчерпаемо горе поэта. Но, все же, искренность его душевных переживаний дает понять любому высоту его чувств. Тютчев умело смог выразить это при помощи пера и бумаги.


Дек 19, 2021 | 0 комментариев

Еще томлюсь тоской желаний анализ

Среди многочисленных произведений Тютчева особый интерес вызывает именно Еще томлюсь тоской желаний. Ведь даже повод для его написания был далеко не самый обычный. Стих буквально пронизан чувствами и вызывает весьма неоднозначные эмоции. Анализ Еще томлюсь тоской желаний поможет понять главный смысл данного стихотворения и характерные его особенности.

Еще томлюсь тоской желаний анализ стихотворения

Центральным персонажем в Еще томлюсь тоской желаний Тютчева является лирический герой. Если же учитывать, что данное произведение относится к автобиографическому, несложно понять, что автор описывает собственные душевные переживания. Читая стихотворение Еще томлюсь тоской желаний становится ясно, что писатель тоскует по своей возлюбленной. Ему хочется восстановить в памяти ее образ. Поэтому он прибегает к воспоминаниям. Правда при этом осознает, что с течением времени черты ее лица начинают в памяти стираться и становятся весьма размытыми.

При анализе Еще томлюсь тоской желаний Тютчева нельзя не сказать, что герой убежден, что это образ все равно полностью не исчезнет и постоянно будет находиться перед ним. Достичь же его ему не представляется возможным. При этом автор не описывает внешность возлюбленной, не называет какие-то определенные черты. Возможно, он уже действительно начал их подзабывать.

Еще томлюсь тоской желаний история создания

Еще томлюсь тоской желаний год создания известен точно. Автор его написал в 45-летнем возрасте. Произошло это в 1849 году. История создания Еще томлюсь тоской желаний при этом весьма печальна. Автор написал его через десятилетие после кончины своей супруги. Ее преждевременная смерть его невероятно сильно ранила и он до последнего своего вздоха не мог с этим смириться. Как утверждали его современники, поэт провел у гроба своей супруги целую ночь и за это время стал седым. Тяжкая утрата и побудила его написать стих Еще томлюсь тоской желаний.

Жанр, идея и средства выразительности

Даже если делать анализ Еще томлюсь тоской желаний кратко, следует определить все характерные особенности данного произведения. Оно относится к интимной лирике. Жанр Еще томлюсь тоской желаний при этом можно назвать однозначно. Это элегия.

Тема стихотворения Еще томлюсь тоской желаний также понятна. Это воспоминания о любимой женщине. Автор говорит о том, что истинная любовь оставляет в душе неизгладимый след. Соответственно, забыть о ней не представляется возможным. В этом и заключается идея стихотворения.

Произведение условно подразделяется на пару смысловых частей. Именно такой является композиция стихотворения Еще томлюсь тоской желаний. В первой из них герой говорит, что душа его стремится быть рядом с возлюбленной. Во второй же говорится о непостижимости ее образа. Формально при этом стих подразделяется на 8 строк, для объединения которых применяется перекрестный вариант рифмовки. Стихотворный размер Еще томлюсь тоской желаний обозначается, как 4-стопный ямб.

Средства выразительности в стихотворении Тютчева применяются весьма разнообразные. Поэт прибегает к применению многочисленных метафор. Правда, также отмечаются и сравнения с эпитетами.

Делая анализ стиха Еще томлюсь тоской желаний, стоит отметить, что он состоит из пары предложений. Оба они оборваны. В них передана явная задумчивость героя, который предался воспоминаниям о своей возлюбленной. Он тоскует о ней и эти чувства явно передаются с помощью аллитерации.

Еще томлюсь тоской желаний: Элеонора Петерсон

Кому посвящено?

Отдельно стоит разобраться, кому посвящено стихотворение Еще томлюсь тоской желаний. Автор посвятил его своей первой супруге, которую звали Элеонора Петерсон. Он познакомился с ней в молодости. Женщина овдовела в 26-летнем возрасте и осталась одна с четырьмя сынишками. При этом поэт ее безумно полюбил и взял в жены. Она поразила его своим умом и красотой, утонченностью.

Женщина окутала своего супруга невероятной заботой и вниманием. Забыть о них он при этом не смог до самой смерти. Правда, при жизни все это он должным образом не ценил, и даже умудрился завести любовницу. Именно его измены и стали причиной скоропостижной кончины его супруги.

Основная мысль и смысл стихотворения

Завершая анализ стихотворения Тютчева Еще томлюсь тоской желаний следует выделить его главную мысль. Поэт явно чувствовал вину за смерть своей жены, хотел вновь с ней объясниться. Именно эти чувства и побудили его к написанию данных строк. Ведь их семейная жизнь завершилась весьма трагически. Он приходит к выводу, что попросту не достоин ее любви. Мол, его поступки, поведение были далеки от идеала. Он должен был ценить ее при жизни, но осознал это чрезмерно поздно. В этом и заключается смысл данного произведения.

Был февраль 1826 года, и Тютчев проходил службу в Мюнхене. Там он повстречал девушку, которая пленила его своей хрупкостью и красотой. Она тоже влюбилась в Тютчева, с первого взгляда. Эта девушка была Элеонора Петерсон. Ей было 26 лет, но она уже овдовела. От первого мужа у неё осталось четверо детей, Тютчев стал её вторым мужем. Обвенчались они тайно, и долгое время высший свет ни о чём не догадывался, за исключением немногих его проницательных представителей.

Элеонора оказалась хорошей женой. Она поддерживала Тютчева в трудные минуты, хорошо вела хозяйство, нежно любила мужа, а он её. Двенадцать лет брака были счастливыми. Но потом Тютчев встретил другую женщину, Эрнестину Дернберг. Эрнестина была известной красавицей, и уже она заняла мысли Тютчева. Конечно, это сказалось на отношениях с Элеонорой. В 1838 году она умерла из-за многочисленных болезней и нервных потрясений.

Поэт всё ещё желает быть с ней, пусть это желание и неосуществимо. Среди многочисленных воспоминаний он всё ещё находит образ Элеоноры и воскрешает его в памяти. Он везде с ним и никогда не покидает его. Его жена всегда такая же, какой была при жизни. Всегда молодая, всегда красивая. И теперь уже всегда недостижимая. Смерть забрала её и запечатлела её молодость в глазах Тютчева.

Этот образ поэт сравнивает со звездой. Она давно уже погасла, но её свет ещё жив. Милая звезда на ночном небе. Её никогда не достичь, но она всегда с тобой. Звезда Тютчева. Для него любовь всегда ассоциировалась со страданиями, и его последующие любовные отношения также принесли ему немало горя. Но любовь слишком сладка, чтобы её отвергать.

(1848). Стихотворение посвящено памяти Элеоноры Тютчевой, жены поэта. Основная тема данного стихотворения — тема любви. Лирический герой поэта воспринимает любовное чувство как нечто вечное, неиз­менное:

Твой милый образ, незабвенный,

Он предо мной везде, всегда,

Как ночыо на небе звезда…

Отношения их, продлившиеся около двенадцати лет, были по большей части счастливыми. Элеонора оказалась хорошей женой, нежно любящей Федора Ивановича, преданным другом, умеющим оказать поддержку в трудные минуты, рачительной хозяйкой, способной верно распорядиться даже весьма скромными доходами мужа. В 1833 году поэт познакомился с Эрнестиной Дернберг — известной мюнхенской красавицей, его будущей супругой. Естественно, влюбленность в нее негативно сказалась на браке с Элеонорой. В августе 1838 года болезни и нервные потрясения окончательно подкосили первую жену Тютчева. Она отошла в мир иной, испытывая невероятные страдания. На Федора Ивановича ее смерть произвела сильнейшее впечатление. Согласно воспоминаниям современников, за ночь, проведенную у гроба Элеоноры, поэт полностью поседел.

Несмотря на горячую любовь к Амалии фон Лерхенфельд, Тютчев, к удивлению своих друзей, 21 февраля 1826 года, обвенчался с Эмилией Элеонорой Петерсон, урожденной Ботмер. Венчание с представительницей одного из самых знатных баварских родов было тайным. Элеонора была старше Тютчева на 4 года, и уже побывала в браке (муж ее, русский дипломат Александр Петерсон, скончался годом раньше). У Элеоноры уже было четыре сына. О состоявшемся венчании мюнхенское общество не было осведомлено в течение нескольких лет, а первые сведения о заключенном союзе стали известными только после юридического оформления брака, которое состоялось 27 января 1829 года. Многие полагали, что Тютчев не испытывал к Элеоноре особых чувств, а его поспешная женитьба была связана со стремлением забыть Амалию.

Однако с годами Тютчев смог оценить глубину чувств, которые испытывала к нему жена, и даже ответить на них. Элеонора стала для поэта не только лучшим другом, но еще и источником вдохновения. Элеонора Федоровна Тютчева была очень хороша собой. Родители и родственники Тютчева приняли ее очень тепло. В течение многих лет на Элеоноре лежали все финансовые и хозяйственные заботы, от которых она тщательно оберегала мужа. Сам Тютчев, очень ценивший подобную заботу, писал в одном из своих писем родителям, что нельзя быть любимым другим человеком сильнее, чем от любим своей супругой и это после 11 лет брака! Первые прожитые с Элеонорой годы Тютчев вспоминал потом как лучшие годы своей жизни. Последующие годы брака были несколько омрачены связью Тютчева с Эрнестиной Дрнберг, однако в 1837 году он вернулся на родину, и встречи с Эрнестиной практически прекратились. Вскоре Тютчев получил назначение в Турин, куда и выехал в октябре 1837 года.

Семья его должна была приехать к нему в мае следующего года, однако во время их путешествия на пароходе Николай I начался пожар. Элеонора Тютчева во время этого страшного испытания проявила удивительное присутствие духа, и ей удалось спасти всех детей. Но в пожаре погибли все вещи и документы, что усугубило тяжелое материальное положение семьи. Налаживание быта целиком и полностью легло на плечи Элеоноры, и нервное потрясение, которое ей пришлось пережить, а также внезапная простуда, подорвали ее силы. 27 августа 1838 года Тютчев овдовел. По свидетельству очевидцев, у гроба жены поэт поседел за одну ночь так велико было его страдание.

Как передать глубокую грусть, слышавшуюся в его голосе, когда он одно за другим перебирал столько далеких воспоминаний. Никогда раньше я не слыхала, чтобы он так выражал свои сожаления, будучи натурой скрытной и ненавидящей все, что носит хотя бы малейший оттенок чувствительности, он очень редко говорит о том, что испытывает. Вероятно, потому его скорбь, прорываясь наружу, бывает особенно выразительна… (Из дневника А. Ф. Тютчевой. Петербург. 14 26 мая 1846 года) Скорбь Тютчева вырвалась наружу и еще один раз. Поэтическими строками:

…Еще томлюсь тоской желаний, Еще стремлюсь к тебе душой И в сумраке воспоминаний Еще ловлю я образ твой. Твой милый образ, незабвенный, Он предо мной везде, всегда, Недостижимый, неизменный, Как ночью на небе звезда…

Звезда милого, беспечного, сущего ребенка, истинного поэта, все еще дарила ему свой нежный, заботливый, теплый свет. Оберегала, окутывала теплом воспоминаний. О себе же беспокоиться не позволяла. Ничем не отягощала ароматный сумрак воспоминаний обожаемого некогда существа.

Внутренний мир поэта полон глубочайших переживаний, для выражения которых он находит волнующие сердце читателя слова и словосочетания. Сам психологический процесс возвращения к образу любимой женщины обозначен рядом глаголов, выстроенных по нарастающей, — томлюсь, стремлюсь, ловлю. Состояние лирического героя передают образы-метафоры: тоской желаний, в сумраке воспоминаний.

Брала знакомые листы

И чудно так на них глядела,

Как души смотрят с высоты

На ими брошенное тело.

Я встретил вас — и все былое В отжившем сердце ожило…

Один взгляд на эти строки — и в голове сразу звучит мотив романса. Легко, по памяти, продолжаем:

Я вспомнил время золотое — И сердцу стало так тепло…

Но была еще одна встреча спустя многие годы. Амалия, уже не останавливаясь перед нормами приличия, без приглашения пришла к умирающему Тютчеву и вернула обещанный при обмене шейными крестильными цепочками поцелуй. В Мюнхене же Тютчев встретил свою новую любовь — Элеонору Петерсон (урожденную фон Ботмер). Она была вдовой русского дипломата, старше Тютчева на три года и имела от первого брака четырех сыновей. Необыкновенно красивая, женственная, чуткая, она боготворила мужа и подарила ему несколько счастливых лет и трех дочерей: Анну (1829), Дарью (1834) и Екатерину (1835). В январе 1833 года в жизнь Тютчева, словно камень, сброшенный с горы, ворвалась новая большая любовь, повлекшая за собой испытания и проблемы…

С горы скатившись, камень лег в долине. Как он упал? Никто не знает ныне — Сорвался ль он с вершины сам собой, Иль был низринут волею чужой? Столетье за столетьем пронеслося: Никто еще не разрешил вопроса.

Всепоглощающая безумная страсть к молодой и прелестной Эрнестине фон Дёрнберг (урожденной фон Пфеффель) в сочетании со служебными обязанностями и чувством семейного долга вызывают у поэта томление, раздражение, отчаянную тоску. Однако этим испытаниям и проблемам суждено было закончиться настоящей трагедией: в результате несчастного случая в жесточайших мучениях Элеонора умерла. Нежную память о ней поэт сохранил на всю жизнь, а на 10-ю годовщину смерти Элеоноры написал:

Так спустя шесть лет после знакомства и безумной страсти Эрнестина стала второй женой поэта.

В таком состоянии души и сердца застало Тютчева знакомство с Еленой Денисьевой. Елена Александровна была женщиной красивой, смелой, темпераментной; роман с нею развивался бурно и страстно. Последовали скандал и общественное осуждение.

Гордая молодая женщина, бросившая вызов светскому обществу, совершившая подвиг во имя любви и погибшая в отчаянной борьбе за свое счастье — такова героиня денисьевского цикла стихотворений. Тютчев понимал, насколько роковой оказалась для нее их любовь.

Однако привязанность, чувство долга и благодарности к жене не могли вытеснить из души поэта такую драматичную, но нежную любовь к Елене Денисьевой.

О, как на склоне наших лет Нежней мы любим и суеверней… Сияй, сияй, прощальный свет Любви последней, зари вечерней! Полнеба обхватила тень, Лишь там, на западе, бродит сиянье,— Помедли, помедли, вечерний день, Продлись, продлись очарованье. Пускай скудеет в жилах кровь, Но в сердце не скудеет нежность… О ты, последняя любовь! Ты и блаженство и безнадежность. (Последняя любовь)

Развязка этой накаленной драматичной ситуации была трагической. Отчаянно отстаивая свое право на счастье с любимым, Елена Александровна уже в зрелом возрасте решилась на третьего ребенка, но умерла при родах. За год до этого Тютчев написал стихотворение, в котором впервые за четырнадцать лет своего рокового романа признает его греховность:

Смерть любимой глубоко потрясла поэта, собственная жизнь будто потеряла смысл; им охватило отчаяние, он даже был близок к помешательству.

Чувство страдания и вины усугубилось трагедией в семье: один за одним умерли четверо детей, а вскоре и брат. Последние слова любви Федор Иванович, уже смертельно больной, адресовал своей жене Эрнестине:

Всё отнял у меня казнящий Бог: Здоровье, силу воли, воздух, сон, Одну тебя при мне оставил он, Чтоб я ему еще молиться мог.

День смерти поэта пришелся на 15 июля 1873 года. За двадцать три года до этого, день в день, 15 июля, последний романтический поэт встретил свою последнюю любовь — Елену Денисьеву…

Внутренний мир поэта полон глубочайших переживаний, для выражения которых он находит волнующие сердце читателя слова и словосочетания. Сам психологический процесс возвращения к образу любимой женщины обозначен рядом глаголов, выстроенных по нарастающей, — томлюсь, стремлюсь, ловлю. Состояние лирического героя передают образы-метафоры: тоской желаний, в сумраке воспоминаний.

Брала знакомые листыИ чудно так на них глядела,Как души смотрят с высотыНа ими брошенное тело.

Дополнительные сочинения по данной теме

Внутренний мир поэта полон глубочай-ших переживаний, для выражения кото-рых он находит волнующие сердце чита-теля слова и словосочетания. Сам психо-логический процесс возвращения к образу любимой женщины обозначен рядом гла-голов, выстроенных по нарастающей, — томлюсь, стремлюсь, ловлю. Состоя-ние лирического героя передают образы-метафоры: тоской желаний, в сум-раке воспоминаний.

Брала знакомые листы И чудно так на них глядела, Как души смотрят с высоты На ими брошенное тело.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

“Еще томлюсь тоской желаний…”

(1848). Стихотворение посвящено памяти Элеоноры Тютчевой, жены поэта. Основная тема данного стихотворения – тема любви. Лирический герой поэта воспринимает любовное чувство как нечто вечное, неиз­менное:

Твой милый образ, незабвенный,

Он предо мной везде, всегда,

Как ночыо на небе звезда…

Образ возлюбленной вызывает следующие ассоциации поэта: “милый образ, незабвенный”, “недостижимый, неизменный”. Образ любимой сопоставляется с небесной звездой, которая так­же недостижима для лирического героя.

Глоссарий:

– еще томлюсь тоской желаний

– еще люблю еще томлюсь анализ

– еще томлюсь тоской желаний анализ стихотворения

– анализ стиха еще томлюсь тоской желаний

– еще люблю еще томлюсь анализ стихотворения

Другие работы по этой теме:

  1. Стихотворение “Еще томлюсь тоской жела­ний…” посвящено памяти Элеоноры Тютчевой, же­ны поэта. Какие фразы и словосочетания характери­зуют внутренний мир поэта, его переживания? Внутренний мир поэта полон…
  2. “Сириус”. Среди звезд у поэта есть “заветная звезда”, к которой он обращается как к другу, защитнику, покровительнице: Пылай, играй стоцветной силою, Неумолимая звезда, Над дальнею…
  3. “Видение” (1829). Стихотворение философично: в нем изо­бражен огромный мир “сумеречного” состояния Вселенной. Все произведение состоит из двух строф. Первая строфа начинается с описания метафорического образа…
  4. Русской женщине В стихотворении “Русской женщине” Ф. И. Тютчев пишет о тяжкой судьбе простой крестьянки. Анафорический повтор в первой строфе подчеркивает однообразие жизни женщины. Нереализованные…

Советуем почитать

Еще томлюсь тоской желаний, Еще стремлюсь к тебе душой — И в сумраке воспоминаний Еще ловлю я образ твой…

Твой милый образ, незабвенный, Он предо мной везде, всегда,

Недостижимый, неизменный, Как ночью на небе звезда…

Брянский край

Еще томлюсь тоской желаний, Еще стремлюсь к тебе душой — И в сумраке воспоминаний Еще ловлю я образ твой… Твой милый образ, незабвенный, Он предо мной везде, всегда, Недостижимый, неизменный, Как ночью на небе звезда…

КОММЕНТАРИИ: Автографы (2) — Мураново

С первой женой Элеонорой Петерсон Ф.И. Тютчев познакомился, когда пребывал на службе в Мюнхене. Двадцатишестилетняя вдова имела четырех сыновей. Элеонора поразила молодого Тютчева хрупкостью, красотой, прекрасными манерами. Она владела немецким и французским языками, была хорошей хозяйкой. Прошло несколько месяцев с момента знакомства, и пара обвенчалось, а официально свои отношения молодые люди оформили спустя два года. Элеонора и Федор Иванович пробыли в отношениях около двенадцати лет. Совместная жизнь их не была безоблачной, но все же они были счастливы вместе.

Анализируемое стихотворение – образец интимной лирики. Жанр его – элегия. Тема – воспоминания о возлюбленной. Автор утверждает, что настоящая любовь оставляет глубокий след в человеческой душе, поэтому забыть её невозможно.

Тем не менее, лирический герой уверен, что милый образ не сможет исчезнуть полностью, ведь он всегда перед ним. Хоть достичь его нереально, как звезду на небе. Никаких конкретных черт внешности лирический герой не называет, видимо, они постепенно начали забываться.

Условно анализируемое произведение можно разделить на две смысловые части: признание лирического героя в том, что его душа еще стремится к возлюбленной; рассказ о милом недостижимом образе. Формально произведение не делится на строки, состоит из восьми строк, которые объединены перекрестной рифмовкой. Женские рифмы чередуются с мужскими. Стихотворный размер – четырехстопный ямб.

Читайте также: