Проект активный педагог в доу

Обновлено: 04.07.2024

Актуальность проекта

Сегодня предъявляются особые требования к профессиональной деятельности педагогов как со стороны администрации дошкольного учреждения, так и со стороны самих воспитанников и их родителей. В условиях модернизации и развития системы образования произошли значительные изменения, как в организации, так и содержании педагогической деятельности коллектива ДОУ. Появилась реальная возможность для стандартизации образования как деятельности и повышения качества образования.

В период перехода к продуктивному личностно-ориентированному образованию, одной из главных задач является профессиональное развитие педагогического коллектива. Дошкольному учреждению необходим педагог :

• владеющий новыми технологиями организации педагогического процесса,

• умеющий осуществлять психолого-педагогическую поддержку,

• способный реализовать принципы построения образовательного процесса,

• ориентированный на личность ребенка

• мотивированный на профессиональное совершенствование.

Между тем следует признать, что большая часть инновационных направлений дошкольного образования реализуется не всегда продуктивно и качественно, возникают риски в профессиональной деятельности педагогов по причине нехватки в ДОУ высококвалифицированных педагогических кадров, обозначились некоторые проблемы:

• отсутствие опыта и недостаток знаний по дошкольной педагогике;

• неготовность некоторых педагогов к инновационной деятельности;

• недостаточная активность большинства педагогов в профессиональном развитии и передаче своего опыта работы.

Возникает противоречие между образовательными ожиданиями общества, перспективой развития образовательной системы и реальным воплощением этих ожиданий в педагогической среде. Разрешению данного противоречия может способствовать использование современных методов работы со взрослыми и внедрение нестандартных форм по развитию у педагогов новых профессиональных качеств, а также оптимизация существующей модели повышения профессионального мастерства педагогов за счет ресурсов дошкольной организации.

Проект направлен на обеспечение профессионального роста педагогических кадров, способных осуществлять качественное дошкольное образование.

Цель проекта :

Создание условий для обеспечения профессионального развития педагогов и формирования творчески работающего коллектива педагогов-единомышленников.

Задачи проекта :

1. Разработать системный подход к организации непрерывного образования и повышения квалификации педагогов.

2. Повысить мотивацию педагогов для участия в конкурсном движении (профессионального мастерства).

3. Активизировать творческий потенциал педагогов по обобщению передового педагогического опыта и его распространения.

1. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогических кадров ДОУ

2. Внедрение инноваций и нововведений (открытие личных сайтов педагогов, участие в профессиональных конкурсах на различном уровне, разработка методических пособий и рекомендаций).

3. Пополнение нормативной базы дошкольного учреждения, регламентирующей сопровождение педагога.

4. Создание модели системной работы по непрерывному повышению квалификации.

5. Успешное прохождение аттестации для повышения уровня квалификации педагогов.

6. Качественно сформированный творчески работающий коллектив педагогов-единомышленников.

Основные направления работы

1. Организация профессиональной коммуникации.

2. Мотивация самообразования.

3. Психологическая и методическая поддержка.

Участники проекта : администрация ДОУ, педагоги.

Механизм реализации проекта :

1. Оценивание уровня профессиональной компетентности педагогов и представление результатов мониторинговых исследований (разработка карт для диагностики профессиональной теоретической подготовленности к педагогической деятельности, карт оценивания профессиональной компетентности педагогов, разработки анкеты для оценки потребностей педагогов в развитии, карта оценки квалификации педагогических кадров).

2. Составление графика повышения квалификации в образовательных организациях дополнительного профессионального образования.

3. Разработка плана самообразовательной деятельности с указанием проблемы, этапов погружения в суть проблемы, рекомендации.

4. Разработка плана-проекта карьерного роста педагогических кадров.

5. Создание портфолио педагога.

6. Создание личного сайта педагога

Проект рассчитан на 1 год и включает 4 этапа:

Подготовительный этап (сентябрь) - обеспечение мотивационной готовности педагогического коллектива к освоению новшеств.

Анализ уровня профессиональной деятельности педагогов (составление паспорта педагога).

Создание информационного поля, банка новшеств в сфере образования.

Выявление потребностей в инновациях, определение их типа.

Выбор педагогами новшеств в соответствии со своими потребностями и с учетом интересов и склонностей воспитанников.

Создание мотивации на достижение успеха (проведение тестов на мотивационную готовность, активное участие в педагогических мероприятиях).

Организационный этап (октябрь) - усиление мотивационной готовности, обеспечение теоретической готовности педагогического коллектива к освоению новшеств.

Внесение изменений в структуру методической деятельности.

Пополнение воспитателями базовых научных и методических знаний (копилка методических разработок).

Развитие исследовательских умений воспитателей (разработка проектов)

Практический этап (ноябрь-июль) - обеспечение практической готовности педагогического коллектива к освоению новшеств.

Промежуточная диагностика уровня инновационного потенциала педагогического коллектива.

Совершенствование системы научно-методической работы, её организация.

Создание системы повышения квалификации внутри ДОУ.

Разработка педагогами авторских программ, проектов, специальных семинаров.

Совершенствование структуры управления в условиях работы в инновационном режиме, активное участие педагогов и принятие управленческих решений.

Заключительный этап (август) - выявление расхождений между желаемым и реальным уровнями инновационного потенциала педагогического коллектива.

Диагностика уровня инновационного потенциала педагогического коллектива.

Установление причин рассогласования между желаемыми и реальными уровнями инновационных потенциалов.

Составление программы деятельности педагогического коллектива по дальнейшему развитию профессионального потенциала.

Фотоотчет о конкурсе профессионального мастерства

Фотоотчет о конкурсе профессионального мастерства Вот уже и позади муниципальный этап конкурса профессионального мастерства работников системы образования Оренбургской области «Учитель Оренбуржья.

Повышение профессионального мастерства педагогов ДОУ по вопросу развития математических представлений в соответствии с ФГОС Значимость проблемы математического образования в условиях ДОУ Одной из важных проблем, встающих перед педагогом, является формирование.

Повышение качества образовательной деятельности через развитие кадрового потенциала ДОУ.

Конкретная цель:

Создание условий для повышения уровня профессиональной компетентности и формирования творчески работающего коллектива педагогов - единомышленников через внутриорганизационную модель профессионального продвижения педагогов.

Задачи проекта

1. Обеспечить поддержку, стимулирование и повышение статусапедагогических работников.

2. Развитие профессиональной культуры и компетенций педагогов.

3. Совершенствовать систему переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров.

4. Обновить содержание методической службы.

5. Сохранить и укрепить здоровье педагогических сотрудников.

6. Выйти на новый уровень организационной корпоративной культуры учреждения.

Направления проекта

Организация профессиональной коммуникации.

Психолого- педагогическая мотивация .

Психологическая и методическая поддержка.

Сроки реализации

Ожидаемые результаты

· Закрепление кадров в ДОО и создание условия для притока молодых педагогических кадров (стабильная укомплектованность педагогическими кадрами образовательного учреждения, число молодых специалистов в учреждении увеличивается на 10-15 %).

· Готовность педагогических работников к использованию ИКТ в педагогическом процессе и повышения компетенций.

· Мотивация к качественному педагогическом труду.

· Увеличение доли педагогических работников, реализующих инновационные технологии, принимающих участие в конкурсах, творческих группах.

· Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов (внедрение инноваций и нововведений: открытие личных сайтов педагогов, участие в профессиональных конкурсах на различном уровне, разработка методических пособий).

· Создание модели внутриорганизационного продвижения педагогов.

· Удовлетворенность участников качеством организованных методических мероприятий составит - 80%.

· Пополнение нормативной базы дошкольного учреждения.

· Успешное прохождение педагогами аттестации для повышения уровня квалификации педагогов (доля работников ДОО, повысивших квалификацию увеличивается на 20%, от общей численности работников)

· Сформированный творчески работающий коллектив педагогов-единомышленников.

Механизм

реализации

проекта

Основными участниками реализации проекта являются администрация и педагогический коллектив образовательного учреждения, способные реализовать поставленные цели и задачи проекта.

Система

организации

контроля

Текущий контроль осуществляет заведующий.

Проект разработан в соответствии со следующими нормативными правовыми документами:

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.08.2013г. №1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования" и внесенными в него изменениями.

В условиях модернизации и развития системы образования произошли значительные изменения, как в организации, так и содержании педагогической деятельности коллектива ДОО. Появилась реальная возможность для стандартизации образования как деятельности и повышения качества образования.

В период перехода к продуктивному личностно-ориентированному образованию, одной из главных задач является профессиональное развитие педагогического коллектива. Дошкольному учреждению необходим педагог:

· владеющий новыми технологиями организации педагогического процесса,

· умеющий осуществлять психолого-педагогическую поддержку воспитанникам с разными образовательными потребностями,

· способный реализовать принципы построения образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО,

· ориентированный на личность ребенка

· мотивированный на профессиональное совершенствование.

Возникает противоречие между образовательными ожиданиями общества, перспективой развития образовательной системы и реальным воплощением этих ожиданий в педагогической среде. Разрешению данного противоречия может способствовать использование современных методов работы со взрослыми и внедрение нестандартных форм по развитию у педагогов новых профессиональных качеств, а также оптимизация существующей модели повышения профессионального мастерства педагогов за счет ресурсов дошкольной организации.

1.2.2. Анализ кадровых ресурсов ДОО

Дошкольное учреждение 100% укомплектовано педагогическими кадрами. Образовательный процесс в ДОО осуществляют старший воспитатель, 20 воспитателей, 2 учителя-логопеда, педагог-психолог, 2музыкальных руководителя и 2 инструктора по физкультуре. Педагогический коллектив последние годы обновляется.

В ДОУ преобладают педагоги среднего возраста, которые имеют большой стаж педагогической работы, четыре педагога отмечены отраслевыми наградами.

Общий состав коллектива ДОУ: 56 человек.

Педагогический коллектив состоит из 28 педагогов

Анализ данных показывает:

3.1. Профессиональный уровень педагогических кадров.


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Панфилова Наталья Матвеевна, Старший воспитатель.

презентация

Проблема: Как разработать систему методической поддержки, содействующей, опережающему развитию педагогов, компетентности родителей, способных сформировать в детях модель успешного выпускника детского сада с высокими академическими возможностями?

Актуальность:

Педагогическая деятельность относится к числу таких видов профессиональной деятельности, которые накладывают отпечаток на всю личность человека и часто становятся для него тем, что определяет тот образ мира, через который преломляются его внешние факторы. Исследования отечественных и зарубежных психологов (К.Роджерс, Э.Эриксон, М.И. Лисина, Л.А. Венгер, В. А. Петровский и др.) свидетельствуют: дети дошкольного возраста воспринимают нормы взаимодействия со взрослыми практически без изменений, что становится основой их дальнейшего личностного развития. Поскольку педагог для ребенка – значимая фигура, на него ложится ответственность за умение ребенка взаимодействия со сверстника и взрослыми, за желание научится чему-то, за уровень развития и форсированности учебной деятельности в целом. Следовательно, рядом с дошкольниками должны находиться высокопрофессиональные педагоги и компетентные родители. В связи с этим развитие профессиональной компетентности педагогов и повышение информированности родителей приобретает особую значимость.

Одним из путей совершенствования профессиональной компетентности педагогов детского сада является организация методической работы, преимущество которой видится в следующем:

– нахождение педагога в квалифицированной среде опытных коллег;

- прохождение курсов повышения квалификации, участие в вебинарах, семинарах и конференциях.

– возможность получать и немедленно применять на практике новые знания и умения;

– своевременно отслеживать и корректировать результаты работы.

Повышение родительской компетентности относительно форсированности в детях модели успешного выпускника, в дальнейшем успешного ученика сводится к следующему:

- Формирование партнерских взаимодействий с родителями в целях достижения успеха (Анкетирование, семинары-практикумы, круглый стол, консультирование по заявленной проблеме);

- Внедрение ИКТ в процесс сотрудничества (использование мутимедийного оборудования, сайта).

- Информирование родителей о затруднениях и достижения ребенка, об особенностях психического и интеллектуального развития (рекомендации, информационные листы и т.д.)

Анализируя сложившуюся ситуацию по укомплектованности детских садов, следует обратить внимание на острую нехватку профессиональных кадров, наличие учителей - предметников, не имеющих профильную подготовку и испытывающих сложности в организации непосредственной образовательной деятельности и образовательного пространства в целом с учетом ФГОС.

Основная задача по решению данной проблемы ложиться на старшего воспитателя, которому необходимо создать условия для повышения педагогического мастерства и организующей методическую поддержку педагогического процесса, с учетом новых подходов в дошкольном образовании.

Если Вы уверены, что качество воспитательно-образовательной работы в современном детском саду невозможно повысить без продуктивного методического сопровождения – поднимите руку!

Если вы считаете, что освоение инновационных технологий невозможно без повышения профессиональной компетентности педагогов – кивните головой.

Если вы согласны с тем, что на ряду с повышением профессиональной компетентности педагогов просто необходимо повышать компентность родитей в педагогическом плане и использовать наряду с традиционными, активные методы обучения коллег и родителей скажите громко “Да!”

Организуя методическую работу (характер которой зависит от профессиональной зрелости каждого сотрудника), по повышению мотивации, профессиональной мобильности и компетентности педагогов - необходимо учитывать основные принципы, такие как:

– соответствие содержания работы основным тенденциям обновления содержания образования на современном этапе развития.

– целостность процесса методической работы, взаимосвязь теоретической подготовки и возможности применения полученных знаний в практической деятельности.

– сочетание использования потенциала группового обучения с индивидуальным.

– осознание и оценка в процессе обучения собственного опыта, организация деятельности педагогов с учетом конкретных, важных для них практических проблем.

– ориентация работы на формирование потребности в профессиональном совершенствовании.

Методическим советом ДОУ с привлечение специалистов (логопеда, педагога-психолога, педиатра, инструктора по физической культуре) была разработана система работы, и определены основные принципы работы с семьей по данной проблеме:

Единство, которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо поняты не только воспитателями, но и родителями, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.

Системность и последовательность работы.

Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье на основе учета их интересов и способностей.

Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей на основе доброжелательной критики. Укрепление авторитета педагога в семье, а родителей - в детском саду.

Повышение профессиональной компетентности педагогов и педагогической компетентности родителей через систему методических мероприятий основывается на системном подходе, который базируется на системном анализе. Это способствует выявлению основных противоречий в работе, определению главной цели и задач дальнейшей деятельности, что позволяет выработать план действий, реализующемся при целенаправленном руководстве и контроле деятельности педагогов.

Цель проекта:

Стратегическая: Умение педагогов создавать собственные методические системы и использовать их в практике.

Повышение педагогической грамотности родителей.

Тактическая: Формирование педагога с современной педагогической формацией, развитым понятийным аппаратом и высоким уровнем педагогической компетенции.

Формирование партнерских взаимоотношений с родителями, с целью укрепления статуса успешного выпускника ДОУ.

Задачи проекта:

Провести детальный мониторинг проблемных зон.

Донести до педагогов ключевые аспекты профессионального стандарта педагога в соответствии с ФГОС.

Внедрить в организацию методической работы активные методы обучения.

Создать условия для мотивации педагогов (материальные и моральные).

Разработать план мероприятий по обобщению и распространение инновационного опыта.

Пополнить методический кабинет и организовать работу с учетом требований современных стандартов.

Внедрить проектный метод в работу с родителями.

Срок реализации проекта: 2 года

Участники проекта: Руководитель ДОУ, старший воспитатель, педагоги, специалисты, родители.

Управление проектом.

В ходе реализации проекта осуществляться сотрудничество с городским научно-методическим центром, с другими ДОУ города в рамках ГМО и имеющими успешный опыт работы по данному направлению.

Управлением проекта будет заниматься координационный совет ДОУ, он организует командную работу педагогов, обсуждение содержания работы, оказание методической помощи и поддержку инноваций и инициативы. Организует практическую деятельность с привлечением родителей, проводить семинары, круглые столы, практикумы, фестивали проектов. А так же организация внутренний экспертизы занятий, проектов, презентаций, совместной деятельности педагогов и родителей. Составление плана работы с родителя по заданному направлению. (см. Приложение № 1).

Созданы условия для профессионального роста педагогов;

Создана модель методической работы, способствующая формированию педагога новой формации;

Увеличилось количество педагогов, активно внедряющих в практику своей работы технологии, способствующие развитию творческих и умственных способностей детей;

Разработано методическое пособие по использованию технологии проектирования.

Сформировано умение выстраивать свою методическую систему.

Аттестация педагогов на первую и высшую категорию.

Активное участие педагогов в конференциях и семинарах городского и регионального уровня.

Высокие показатели активности родителей.

Высокий уровень мотивации и готовности воспитанников к школе и их успешная адаптация в школе. Этапы реализации проекта см. (Приложение № 1).

Ситуация успеха особенно важна в работе с детьми, поведение которых осложнено целым рядом внешних и внутренних причин, поскольку позволяет снять у них агрессию, преодолеть изолированность и пассивность.

В своей деятельности педагогические работники используют следующий алгоритм создания ситуации успеха:

1. Снятие страха помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих. "Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться".

3. Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности помогает ребенку избежать поражения. Достигается путем намека, пожелания. "Возможно, лучше всего начать с. ", "Выполняя поручение или задание , не забудьть. ".

4. Внесение мотива показывает ребенку ради чего, ради кого совершается данная деятельность, кому будет хорошо после выполнения. "Без твоей помощи мы бы не справились. "

6. Мобилизация активности или педагогическое внушение побуждает к выполнению конкретных действий. "Нам уже не терпится начать работу…", "Так хочется поскорее увидеть. "

7. Высокая оценка детали помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали. "У тебя очень хорошо получается…".

3. Заключительная часть.

Пройдя через все формы методической работы, обозначенные в проекте в определённой системе, педагоги не только повысили свой профессиональный уровень, для них стало потребностью узнавать что-то новое, выработать собственный стиль повседневной педагогической деятельности. Инновационные подходы к педагогической деятельности я связываю с формированием у воспитателей интереса к современным технологиям, выработкой у них устойчивого педагогического мышления. Убеждена, что важно стимулировать воспитателей изучать личность каждого ребенка и применять на практике инновационные методы и приемы, развивающие детей.




Важным критерием эффективности педагогического процесса является удовлетворенность всех субъектов образования - воспитанников, педагогов, родителей. Результат своего труда каждый педагог видит в своих детях. Удовлетворенность воспитанников проявляется через желание детей посещать детский сад, состояние комфортности, возможность реализовать себя в творческой деятельности. Дети уверены в себе, зная, что всегда найдут поддержку у своих воспитателей. Преимущества новой системы взаимодействия ДОУ с семьей неоспоримы;

- Это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию и развитию ребенка.
- Это личностно-ориентированный подход к ребенку.
- Это укрепление внутрисемейных связей.
Изменилось общение педагогов и родителей: взаимоотношения стали партнерскими. Родители и воспитатели советуются друг с другом, предлагают, убеждают, как лучше организовать мероприятие, как избежать конфликтных ситуаций с ребенком, как организовать досуг дома, на что обратить внимание в воспитании ребенка. Формальное общение исчезает.
Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников. Дети активных родителей становятся увереннее в себе, задают больше вопросов о семье, о детском саде, о школе, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей. Ребенок чувствует себя ближе, роднее по отношению к воспитателю, так как видит тесное общение педагога с его родителями, эмоциональный подъем, желание быть в саду в центре всех игр и занятий.
И как результат, новое положительное отношение родителей к ДОУ, положительная оценка его деятельности.

Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада даёт положительные результаты. Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития и успешности их собственного ребенка. Внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи более эффективно.





Перспективный план взаимодействия с родителями детей старшего дошкольного возраста. Направление: Формирование успешности выпускника ДОУ.

Расширение контакта между педагогами и родителями.

Моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год

Согласование и объединение усилий образовательного учреждения и семьи в создании условий для разностороннего развития личности ребенка.

Повышение педагогической культуры родителей.

Познакомить родителей с особенностями физического и психического развития ребенка.

Познакомить родителей с особенностями подготовки ребенка к школе, развивать позитивное отношение к будущей школьной жизни ребенка.

Ориентировать родителей на развитие познавательной деятельности ребенка, обогащение его кругозора, развитие произвольных психических процессов.

Помочь родителям создать условия для развития организованности, ответственности дошкольника.

Познакомить родителей со способами развития самоконтроля и воспитания ответственности за свои действия и поступки.

- Все мероприятия проходят с равной активностью родителей и педагогов.

- Участие родителей оговаривается, разрабатывается сценарий взаимодействия с ними.

- Тематика мероприятий одинаково интересна организаторам и родителям, заранее известна всем.

- Все мероприятия должны анализироваться с целью выявления неудавшихся моментов и сильных сторон.

Приложение № 1

2. Индивидуальные беседы.

2. Клуб любителей чтения: творческие работы на темы любимых произведений.

4. Консультация логопеда и психолога по заявленным проблемам.

4. Анкетирование по итогам работы за год.

Этапы реализации проекта

Организационный

- Формирование инициативной группы.

- Работа с научно-методической литературой.

- Подготовка материального обеспечения.

- Постановка проблемы, целей.

- Разработка документации, регламентирующей процесс деятельности.

Заместитель по УВР

Реализации (основной)

- Проведение мозговых штурмов, семинаров практикумов, создание пар взаимодействия, внедрение наставничества

- Организация педагогических рингов и круглых столов по заявленным проблемам.

Организация работы координационного совета для оказания методической помощи педагогам;

Заместитель по УВР

Заключительный

Обобщение достижений, обозначение проблем;

Планирование дальнейших действий.

1. Волобуева JI.M. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. - М.: ТЦ Сфера, 2012.

2. Дронь А.В., Данилюк О.Л. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников. Санкт-Петербург. Детство –Пресс, 2012.

3. Волохова Н.Н. Развивающая предметно-пространственная среда детского сада на основе ФГОС ДО. Образовательные ситуации. изд. Учитель 2015 г.

4. Лосев П.Н. Управление методической работой в современном ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2013. (Приложение к журналу “Управление ДОУ”)

5. Майер А.А. Модель профессиональной компетентности педагога дошкольного образования // Основы педагогического менеджмента. — 2007 -№ 1.

6. Майер А.А., Богославец Л.Г. Сопровождение профессиональной успешности педагога ДОУ. Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2012. - 128 с.

8. Образовательная деятельность в условиях введения ФГОС ДО. Педагогические советы. Семинары-практикумы. ФГОС ДО, Производитель: Учитель 2015 г.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

hello_html_m41718280.jpg

Подготовила:

старший воспитатель

Могилева Ольга Алексеевна

Временя реализации: 4 года (2014-2018 учебный год)

1. Обоснование актуальности проблемы.

Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование личностных качеств ребенка. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Экспериментируя, ребенок ищет ответ на вопрос и тем самым, развивает творческие способности, коммуникативные навыки. Используя проект, как форму совместной развивающей деятельности детей и взрослых, педагоги организуют образовательную деятельность интересно, творчески, продуктивно.

Одним из эффективных средств решения данных задач педагогический коллектив нашего дошкольного учреждения считает метод педагогического проектирования как одну из форм планирования и организации образовательной работы, влияющую на формирование компетентности педагогов, выработку у них исследовательских умений, развитие креативности, прогнозирования, поиска инновационных средств и, таким образом, повышающую качество образовательного процесса.

Об актуальности использования метода проектов свидетельствуют те аргументы, что в научной педагогической литературе он упоминается в контексте с гуманизацией образования, проблемным и развивающим обучением, педагогикой сотрудничества, личностно-ориентированным и деятельностным подходами.

2. Теоретическая база опыта.

Использование проекта в дошкольной образовательной практике рассматривается как педагогическая инновация, так как в основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определённой практической проблемой (темой).

Проектная деятельность представляет собой особый вид интеллектуально–творческой деятельности; совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности; способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители. Родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащая свой педагогический опыт, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

Педагогическое проектирование позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике. Процесс обучения становится не только более экономным, но и более интересным. Проектная деятельность развивает наблюдательность, творческое и критическое мышление, самодисциплину, культуру речи, позволяет участникам быть более активными в дошкольной жизни, способствует развитию у детей и педагогов навыков общения в группе, умение отстаивать и доказывать свою точку зрения, умения публичного выступления.

Проектная деятельность, основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, в конечном итоге, должна способствовать развитию индивидуально-творческой деятельности педагогов в разработке стратегии, тактики и технологии образовательного процесса, способствовать личностному развитию воспитанников, обеспечить качественные результаты педагогической деятельности.

Таким образом, рассмотренные выше методологические основы проектной деятельности дают представления о высокой степени адаптивности инновационных технологий к специфике ДОУ. Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это достаточно оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.

Итак, технология проектирования - является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей, педагогов и родителей, способом реализации личностно-ориентированных подходов к дошкольному образованию.

Задачи проекта:

1. Формирование мотивационной готовности у всех участников образовательного процесса к апробации новых форм, видов и содержания детской деятельности.

2. Совершенствование профессионального уровня педагогов через использование творческих форм активации и осмысления своей педагогической деятельности.

3. Стимулирование и поддержка инновационной педагогической деятельности ДОУ.

4. Установление партнерских взаимоотношений с семьями воспитанников, с окружающим социумом путем объединения усилий для развития и воспитания детей.

3. Технологическая схема опыта.

Проект представляет собой практические рекомендации для разработчиков проектов, в которой представлена логика конкретных шагов и действий при проектировании, критерии оценки развития исследовательских умений у детей и педагогов.

В организации проектной деятельности определили следующие основные направления:

построение проектного взаимодействия на основе личностно-ориентированной модели воспитания;

создание единого образовательного пространства;

постоянное методическое сопровождение творческих проектов;

создание банка данных;

обобщение и распространение опыта работы на муниципальном, региональном и федеральном уровне;

совершенствование предметно-развивающей среды в ДОУ;

активное многофункциональное взаимодействие с социальными партнёрами, общественными организациями и учреждениями города;

вовлечение семей в образовательный процесс.

Реализация поставленных задач проходила в 3 этапа: подготовительный, технологический, итоговый:

Сам процесс проектной деятельности выстраивается в три этапа:

I подготовительный этап: разработка проектов, а именно определение целей, задач проекта, определение поэтапной модели и плана действий над проектом, анализ условий, уровень знаний, представлений, навыков детей по теме проекта.

Реализацией проектов в нашем дошкольном учреждении руководит проектная группа, основной целью которого является создание условий для инновационных процессов в детском саду.

В его задачи входит: руководство образовательными проектами, консультирование педагогов, утверждение проектов, контроль за внедрением нововведений в педагогическую практику.

Проектной группой разработаны методические рекомендации для педагогов по внедрению педагогической деятельности, критерии выполнения и защиты проекта, даются рекомендации для участия проектов в конкурсах, фестивалях на муниципальных, региональных и федеральных уровнях.

На данном этапе происходит осознание собственного опыта профессиональной деятельности, выявляются ее слабые и сильные стороны, осуществляется проблемно-ориентированный анализ образовательной деятельности, кадрового обеспечения, материально-технических условий, нормативно-правовой и научно-методической базы и т.д. Кроме этого, выявляются противоречия и проблемы, происходит поиск их субъективных и объективных причин и пути их решения.

Второй этап – основной . На данном этапе осуществляется самостоятельное моделирование, проектирование образовательных проектов, разрабатываются планы развития материально-технической базы, привлечения внебюджетных средств, сотрудничество с родителями, общественными организациями и учреждениями. На этом этапе систематизируется и обрабатывается накопленный материал, проходит понимание и обобщение опыта работы, вырабатывается общий подход, методические рекомендации по организации и развитию проектной деятельности воспитателей, специалистов в условиях ДОУ, осуществляется подготовка творческих отчетов о реализации проекта.

Третий этап – заключительный: подводятся результаты проектной деятельности педагогов за учебный год (участие в конференциях и семинарах разного уровня, представление опыта проектирования образовательной деятельности на сайтах Интернета, публикация статей). Творческие отчеты реализации проекта происходят на семинарах, мастер-классах, практикумах, дискуссиях. Итоги проектной деятельности оформляется в виде мультимедийных презентаций по заданной теме.

План мероприятий

по повышению уровня проектной деятельности педагогов

Содержание деятельности

Прогнозируемый результат

Исполнители

Нормативно-правовое обеспечение проектной деятельности педагогов

Разработка нормативно-правовой базы: положение о проектной деятельности; положение о временных творческих группах.

Создание нормативно-правовой базы

Программно-методическое обеспечение проектной деятельности педагогов

Разработка программы повышения уровня проектной деятельности педагогов

Овладение педагогами знаниями теоретических и технологических основ проектирования и практическими проектировочными умениями.

Включение педагогов в активную деятельность по реализации проектов.

Старшие воспитатели, педагоги ДОУ

Разработка методических рекомендаций для педагогов

Методические рекомендации по организации проектной деятельности с детьми дошкольного возраста

Старшие воспитатели, проектная группа

Разработка механизма реализации проекта в ДОУ

Механизмы реализации проектов

Старшие воспитатели, проектная группа

Организация работы с педагогическими кадрами

по обучению проектной деятельности

Повышение уровня теоретических знаний педагогов.

Появление интереса к проектной деятельности

Организация работы проектной группы

Разработка материалов по реализации проектов

Составление перспективного плана детских проектов на 3 года

Создание творческих групп педагогов.

Накопление педагогами практических навыков проектирования

проектная группа, воспитатели

Целенаправленный поиск партнеров (встречи, переговоры, анкетирование и др.)

Заведующая, Старшие воспитатели

Заключение договоров с социальными институтами по организации совместной деятельности

Социальное партнерство с учреждениями культуры, спорта, здравоохранения, образования

Заведующая Старшие воспитатели

Составление плана деятельности воспитателей и специалистов в проектной деятельности на 4 года

Осуществление взаимодействия между воспитателями и специалистами ДОУ в процессе проектной деятельности

Старшие воспитатели, воспитатели, специалисты ДОУ

Накопление практических навыков проектной деятельности у педагогов

Старшие воспитатели, воспитатели, специалисты ДОУ

Составление и апробирование детских проектов, предусматривающих взаимодействие детей, родителей, педагогов ДОУ

Накопление практических навыков проектной деятельности у педагогов

Старшие воспитатели, воспитатели, специалисты ДОУ

Составление и реализация перспективного плана проектов, обеспечивающих взаимодействие детей, педагогов и родителей с социальными институтами города

Накопление практических навыков проектной деятельности у педагогов

Старшие воспитатели, воспитатели, специалисты ДОУ

Организация работы педагогического кабинета по направлениям (разделам): нормативные материалы; методическая и справочная литература; методические материалы, рекомендации.

Оказание методической помощи в рамках реализации проекта.

Подбор материалов по проектной деятельности

Контрольно-диагностическая деятельность с педагогическими кадрами по обучению проектной деятельности

Мониторинг проектной деятельности

Формирование исследовательских и аналитических навыков у педагогов.

Внесение корректив в планирование и организацию работы

Старшие воспитатели, воспитатели и специалисты ДОУ

Анализ результатов проектной деятельности

Формирование исследовательских и аналитических навыков у педагогов

Старшие воспитатели, воспитатели, специалисты ДОУ

Диагностика проектной деятельности педагогов

знаний и умений педагогов по применению метода проектов в образовательном процессе;

включенности педагогов в проектную деятельность

Старшие воспитатели, воспитатели, специалисты ДОУ

Представление опыта работы ДОУ на различных уровнях

Формирование исследовательских и аналитических навыков у педагогов.

Обобщение и распространение опыта

Старшие воспитатели, воспитатели, специалисты ДОУ

Определение перспектив работы ДОУ по проектной деятельности

План работы по проектной деятельности на перспективу

Старшие воспитатели, воспитатели, специалисты ДОУ

4. Предполагаемые результаты.

Внедрение метода проектирования и ИКТ в дошкольном учреждении на протяжении уже четырех лет позволяет сделать следующие выводы:

- Метод проектов и ИКТ успешно реализуется в сочетании с программой обучения и воспитания детей в детском саду.

- ИКТ и метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей, самостоятельную активность воспитанников детского сада.

- Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует активному повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам.

- Проектная деятельность и ИКТ качественно влияет на повышение профессионально-личностного потенциала, уровня квалификации и профессионализма педагогических работников в ДОУ, реализации индивидуальных возможностей, творческого потенциала всех участников образовательного процесса.

- Родители становятся активными участниками образовательного процесса. Сближаются позиции ДОУ и семьи к совместной творческой деятельности.

- Происходит активное развитие, обогащение, совершенствование материально-технической базы ДОУ, привлечение внебюджетных средств.

Читайте также: