Элементы цифровизации театральной деятельности в рамках музыкальных занятий доу

Обновлено: 28.06.2024

Проект направлен на формирование творческой личности ребенка, способствует созданию единого воспитательного пространства дошкольного образовательного учреждения и семьи, объединенных общей направленностью на приобщение детей к музыкально – театральной культуре, которая является мощным инструментом открытия и огранки различных человеческих способностей. Здесь в нерасторжимом единстве существуют слово, музыка, драматическое действие, пение, танец и живописное оформление. Проект обеспечивает успешное взаимодействие с различными субъектами социума, выстраивает партнерские отношения между ними путем проведения занятий, спектаклей, мероприятий, встреч в образовательном учреждении. Представленный опыт педагогической работы содержит практический материал, перспективное планирование, конспекты мероприятий с детьми, с родителями.

Актуальность

Полноценное образование ребёнка дошкольного возраста возможно лишь при условии психологического комфорта ребёнка в процессе общения со сверстниками, взрослыми в детском саду и семье. В настоящее время появились проблемы:

  • затяжные адаптации детей и родителей к условиям ДОУ;
  • недостаточно созданная среда для самостоятельной и творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста;
  • воспитанники детского сада разных национальностей, поэтому много двуязычных детей, что затрудняет общение между сверстниками;
  • увеличилось число детей с общим недоразвитием речи.

Поэтому актуальность педагогического опыта обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических и коммуникативных качествах личности.

Театр – особый и прекрасный мир! Театр – это игра! Не игра-забава, а игра-модель, игра-поведение, игровое состояние личности и коллектива, самой жизни. Принимая на себя различные роли, ребенок вынужден действовать самостоятельно, учиться анализировать проделанную работу как собственную, так и сверстников, в результате чего развивается самостоятельность суждения действий. Театр – средство приобщения ребёнка к жизни людей, к миру человеческих судеб, к миру истории. Театр для ребёнка серьёзное и настоящее дело: эта игра нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить, оценить свои возможности.

В настоящее время театр, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратил своё предназначение. А ведь именно театр играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке этических и эстетических чувств. В то же время театр – это среда для развития эмоционально-нравственного опыта ребёнка, помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих. Театр – это сказка, а сказка всегда входит в жизнь ребёнка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остаётся с ним на всю жизнь. Со сказки начинается знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.

По представлениям педагогов и психологов, гармоничное эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста заключается в последовательном освоении трёх уровней: психофизического, социального и эстетического.

Психофизический уровень эмоционального развития проявляется в процессе внимания ребёнка во время прослушивания сказки, в адекватности реагирования, в непроизвольных репликах (междометиях), непроизвольных движениях, в неосознанных отношениях детей к героям на основе умения различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению – через мимику, пантомимику, жесты, позы, эмоциональную дистанцию. При этом ребёнок за внешними эмоциональными проявлениями угадывает смысл поведенческих реакций и реагирует в соответствии с этим смыслом.

Социальный уровень является последующей ступенью эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста, характерной чертой которого является эмоциональный контроль, эмоциональная саморегуляция. Это позволяет выделить в эмоциональном развитии социальные чувства, которые эффективно формируются в процессе восприятия и переживания сюжета, поскольку включается механизм содействия герою, мысленного обыгрывания и прочувствования его поступков. Социальный уровень – главное направление развития эмоциональной сферы у дошкольника – это появление способности управлять эмоциями, то есть произвольность поведения.

Эстетический уровень – уровень художественного образа – характеризуется особым видом эмоционального познания, при котором человек отражает действительность в форме эмоциональных образов. Разнообразные сюжеты литературных произведений не только расширяют представления ребёнка, обогащают его знания о действительности, главное – они вводят его в особый, исключительный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий.

Цели и задачи проекта

Целью данного проекта является формирование творческой личности средствами музыкально-театральной деятельности.

Задачи:

  1. Воспитание художественной чуткости к сценическому искусству.
  2. Развитие речевого аппарата, песенного, импровизационно-мелодического творчества.
  3. Развитие танцевального творчества, музыкально-игровых импровизаций.
  4. Развитие способности воспринимать и переживать музыку, раскрытие эмоциональности как важнейшей основы внутреннего мира.
  5. Развитие основных психических процессов и качеств (восприятия, памяти, внимания, наблюдательности, воображения, коммуникабельности, смелости публичного самовыражения, способности к спонтанному творческому поведению).
  6. Формирование у педагогов, участников педагогического опыта практической готовности в оказании помощи при организации музыкально-театрального воспитания.
  7. Активное вовлечение семьи в образовательный процесс.

Основное содержание

IIэтап – основной (2010 – 1011). Совместная индивидуальная, подгрупповая работа, самостоятельное игровое творчество, экспериментирование – старший возраст (5-6 лет). Развитие подвижности пальцев рук и разнообразные упражнения для пальцев ног, пластические этюды.

III этап – заключительный (2012). Театр рук, построение руками разнообразных фигур, пальчиковый театр, мячи-говорунчики – старший возраст (6-7 лет). Совершенствование движений рук и ног, выполнение разнообразных движений всеми пальцами рук и каждым в отдельности, пластические этюды на заданные темы, пластические сказки.

Базисная часть проекта ориентирована на процесс вовлечения

ребенка в театрализованную игру со словом, звуком, музыкальным инструментом. Проект предполагает проведение работы в форме индивидуальных занятий, групповых и подгрупповых. Групповые занятия проводятся два раза в неделю во всех возрастных группах (от 10 до 30 минут), один раз в неделю проводятся занятия по театральной деятельности с подгруппами, а также индивидуальные занятия продолжительностью 10-15 минут, что зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей. Занятия состоят из нескольких частей. Каждая часть имеет конкретную цель, содержание и заканчивается подведением итога. Я помогаю детям войти в мир музыки и театра, преодолеть речевые недостатки, так как музыка и речь имеют много общего (темп, высота, ритм, тембр, динамика, интонация). В результате развивается мелкая и общая моторика. А так как практическая деятельность организована в комплексе и упражнения подобраны в соответствии с индивидуальными возможностями каждого ребенка, она эффективна. Точное, динамическое выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы способствует совершенствованию движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д. На примере простых упражнений по развитию мелкой и общей моторики я направляю, помогаю и учу ребёнка выслушивать и запоминать, а потом выполнять инструкции. С одной стороны – двигательная активность под музыку помогает интенсивно развивать речь, с другой стороны – формирование движений, ритмопластики происходит при участии речи – пропевании текста под музыку. Таким образом, речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях под музыку. Произношение вслух стихотворного материала – это всегда определенный ритм, где ребенок интуитивно обязательно становится ритмичным.

Работа с детьми вообще, а тем более с детьми, прибывшими в дошкольное учреждение в старшем дошкольном возрасте, имеющими речевые недостатки, требует более близкого контакта с родителями. Периодически я провожу беседы-консультации, рассказывая родителям о положительном влиянии музыки на здоровье ребёнка и его развитие. Дети показывают разные спектакли, инсценируют песни, фантазируют, сочиняют. Особое внимание в таких выступлениях я уделяю вопросам воспитания творческой личности, что всегда вызывает у родителей повышенный интерес.

Проект предусматривает использование конспектов, иллюстрированного материала, музыкально-дидактических игр, пальчиковых игр и упражнений, определенный песенный материал, комплекс двигательных импровизаций с речевым сопровождением.

План реализации проекта

Организационно-подготовительный этап:

Основной этап.

Заключительный этап.

  • Подведение итогов реализации проекта.
  • Сравнительный анализ по развитию творческих способностей средствами музыкально-театральной деятельности.
  • Мониторинг реализации проекта.

Ресурсы проекта.

Временные – 3 года.

Информационные – подбор методической и познавательной литературы, периодических изданий, интернет-ресурсов по теме проекта.

Интеллектуальные (экспертные) – ГМО музыкальных руководителей, ГМО учителей-логопедов, психологов, педагогические советы учреждения.

Человеческие (кадровые) – музыкальный руководитель, учитель-логопед, педагоги дополнительного образования, воспитатели.

  • Перспективный план работы.
  • Пальчиковые игры.
  • Музыкально дидактические игры.
  • Театрализованные игры (пальчиковые, перчаточные, варежковые).
  • Музыкальные игры.
  • Музыкально-дидактические пособия (наглядные).
  • DVD-центр, музыкальный центр, компьютер.
  • CD-диски, видеокассеты.
  • Подборка определенного песенного материала.
  • Репродукции, иллюстрации.
  • Потешки, скороговорки, пальчиковые игры, стихи о сезонных явлениях природы, о животном и растительном мире и т.д.
  • Различные виды театров (кукольный, пальчиковый, теневой, варежковый, перчаточный).
  • Набор ОРФ инструментов для элементарного музицирования.

Партнеры

Родители дошкольников, музыкальные руководители ДОУ, педагоги дополнительного образования, воспитатели.

Целевая аудитория.

Проект предназначен для детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет. С воспитанниками средней группы проводится подготовительная работа (от простого к сложному), а сама форма организации театральной игры – модель ролевого взаимодействия с детьми разного возраста.

Ожидаемые результаты.

Дети:

  • Увлеченно слушают музыку, появилось внимание, умение сосредоточиться и творчески мыслить
  • Самостоятельно создают пластические этюды и танцевальные композиции
  • Находят яркие тембровые окраски голоса при театрализации песен
  • Отражают свои впечатления в пластике, движении, рисунке

Коммуникативные навыки.

  • Получают удовольствие от совместной деятельности со взрослыми, стремятся к ней.
  • Преодолевают трудности, испытывают радость творчества в приобщении к миру музыки и театра.
  • Имеют адекватную самооценку, статус в группе.
  • Называют различные инструменты, умеют о них рассказать или сочинить сказку.
  • Участвуют в инсценировках, спектаклях, музыкальных постановках, музыкальных гостиных.

Родители:

  • Активные и заинтересованные участники педагогического процесса.
  • Повысили общую и музыкальную культуру.
  • Имеют представление о жанрах музыкальных произведений, о некоторых видах театра.
  • Посещают концерты, беседы, консультации, спектакли, участвуют в них сами.

Педагоги:

  • Повысили качество педагогического процесса путем осуществления индивидуально-личностного подхода к ребенку.
  • Систематизировали театрализованные игры для формирования интереса дошкольников к музыкально-театральной деятельности.

Мониторинг реализации проекта.

Мониторинг подобран и адаптирован на основе программы Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, А.И.Бурениной, О.П.Радыновой. Диагностика проводится в начале и конце учебного года. Дети овладели общей эрудицией в отношении музыкально-театральной деятельности, улучшился общий уровень развития речи на фоне двигательной активности под музыку, пропевании под музыку, игрой на музыкальных инструментах. Каждый ребенок находит свой способ творческого самовыражения.

Перспективы дальнейшего развития проекта

Литература:

ПРИЛОЖЕНИЕ

Значение пальчиковых игр в музыкально-театральной деятельности .

Приложение 1

1. Ритуал встречи, удовлетворяющий потребность ребенка в общении, в форме доброжелательного внимания взрослого, потребность в уважении, сопереживании и взаимопонимании.

2. Установка на достижение - мотивация, представляющая собой использование разнообразных способов активизации внимания, создания интереса и включения детей в игровую деятельность.

4. Собственно игровая деятельность, включающая организацию раз­личных видов музыкально - театральной деятельности (сцениче­ские этюды, пение, танцевальные движения и т.д.)

5. Анализ занятия, при котором основное внимание уделено успехам и достижениям каждого ребёнка, что повышает уверенность в собственных силах и возможностях.

6. Ритуал прощания. Это завершающий этап занятия, позволяющий ребёнку запечатлеть вновь осваиваемое и убедиться в собственной ценности и значимости.

1. Развитие песенного,
импровизационно-
мелодического
творчества.

2. Развитие
танцевального
творчества,
музыкально-игровых
импровизаций.

3. Развитие фантазии,
словарного запаса,
творческого
воображения,
обогащение круга
представлений.

Изображение одушевлённых и неодушевлённых предметов. Сочинение диалогов, различных образов людей, животных, игрушек в различных настроениях (действиях).

Изображение посредством мимики и жестов чувства восторга, радости, удивления, защиты, нападения и т.д.

Выражение основных эмоций через вкусовые ощущения (любимое, нелюбимое блюдо, кислое, сладкое, горькое и т.д.).

Настольный театр игрушек

Игры на развитие внимания, творческого воображения

Этюды на развитие навыков общения

Творческие задания на развитие воображения и речи

Творческие задания на развитие пантомимики

Развлечения и праздники

Научить детей фантазировать, придумывать, сочинять, двигаться.

Помогать чувствовать, радоваться, хоть маленьким, но самостоятельно сделанным открытиям.

Помочь детям преодолеть застенчивость, замкнутость, робость.

Развивать творческие способности

Мониторинг детского развития

  1. Диагностика проводится с детьми старшего дошкольного возраста. Ребёнку рекомендуется говорить совершенно сво­бодно, высказывать именно то, что он думает по поводу пред­лагаемых заданий.
  2. Все предлагаемые задания включены в привычные виды дет­ской деятельности.
  3. Ответы детей заносятся в протокол, затем оцениваются по критериям и данные оформляются в сводные таблицы.
  4. При необходимости - графический анализ результатов иссле­дования.

Педагоги возр гр; муз.рук-ль; педагог-психолог

Учитель-логопед, педагоги возр.гр; педагог-психолог

Педагог ИЗО, педагоги возрастных групп

4-5. Театральные задания по актёрскому мастерству

Муз.рук-ль; педагоги гр.

Приложение 5

Сравнительный анализ по обучению и развитию эстетических способностей у детей

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ.

(Для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста)

Обобщение опыта работы музыкального руководителя детского сада.

Исполнитель:

Малиновская Наталья Владимировна

Использование театрально-игровой технологии на музыкальных занятиях в ДОУ.

Постановка задачи.

Основной задачей моей работы в этом направлении стало развитие

театральных способностей дошкольников через все виды

музыкальной деятельности.

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - что путь через творческую игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность.

Одной из возможностей познакомить дошкольников с театральным искусством является проведение праздников и развлечений, в основе которых - игра-драматизация по мотивам авторской, народной сказки или вымышленного сюжета. Проведение праздника в такой форме позволяет творчески раскрыться каждому ребенку: кто - то показывает себя в большой роли, кто - то в совсем крошечной; робкие, стеснительные дети могут проговорить свои слова хором (по два - три человека). В спектакле всегда находится место маленьким танцорам и певцам. Вместе с детьми участвуют и взрослые - воспитатели, нянечки, родители. Участие взрослых способствует более полному и яркому выражению идеи праздника.

Театрализованное представление вырастает из репетиций, которые строятся не в виде многочисленных повторений выученного материала, а через раскрытие детьми характеров сказочных персонажей. Я стараюсь, чтобы подготовка спектаклей не убила детскую самобытность, чтобы участие в представлении приносило радость каждому ребенку.

Особое внимание уделяется оформлению зала, декорациям, костюмам персонажей, применению звуковых и световых эффектов, так как все это помогает ребенку перенестись в волшебный мир сказки, в котором он сам становится героем.

Театрализованные занятия выполняют одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции, а не сводятся только к подготовке выступлений. Их содержание, формы и методы проведения способствуют одновременно трем основным целям; развитию речи и навыков театрально - исполнительской деятельности; созданию атмосферы творчества, социально - эмоциональному развитию детей.

Театральное искусство оказывает огромное воздействие на эмоциональный мир ребенка. Занятия театрализованной деятельностью развивают его память, внимание, совершенствуют речь и пластику движений, способствуют раскрытию творческих способностей.

1. Приобщение детей к театральной культуре.

Создание условий для развития творческой активности и артистических способностей детей в театрализованной деятельности детей.

Обеспечение взаимосвязи театрализованной с другими видами деятельности.

Создание естественной среды для развития фантазии и воображения у детей, отработки речевых и поведенческих навыков.

Формирование думающего и чувствующего, любящего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области.

Основные задачи:

Совершенствовать всестороннее развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.

Развивать импровизационную самостоятельность в создании художественного образа на заданный текст в жанре песни, танца, марша. Развивать творческие способности в умении передавать настроение, характер музыки, пластикой движений тела, рук, мимикой, жестами. Поддерживать стремление детей самостоятельно искать выразительные средства для создания образа персонажа, используя движение, позу, мимику, жест, речевую интонацию.

Активизировать и расширять словарь детей. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи, культуру речевого общения.

Развивать психические процессы: память, восприятие, внимание, мышление, фантазию, воображение детей.

Создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности.

6. Проводить занятия, учитывая возрастные и индивидуальные способности детей.
7.Поощрять желание принимать активное участие в праздниках и развлечениях, используя умения и навыки, приобретаемые в театрализованных играх, на занятиях.

8.Формировать активную позицию родителей по отношению проводимой театрализованной деятельности в детском саду.

9.Знакомить с видами театрального искусства, театральной терминологией.

Дети; их родители; педагоги.

Организация работы проводится по трем направлениям:

• Групповая и индивидуальная работа с детьми.

• Взаимодействие и просветительская работа с родителями.

• Совместная работа педагогов ДОУ.

1.Расширение импровизационных способностей детей: мимика, жест, пантомимика. Совершенствование исполнительских способностей детей.

2. Развитие познавательных процессов (внимание, память, восприятие, любознательность).

3. Развитие устойчивого интереса к театрально - игровой деятельности, желание детей участвовать в творческих концертах.

4. Привлечение внимания родителей к новым формам работы дошкольного образовательного учреждения по всестороннему развитию личности ребенка.

1. Изучение и анализ методической литературы.

В рамках данного вопроса я изучила следующую методическую литературу

Театр - одно из ярких эмоциональных средств, формирующих вкус детей. Театр воздействует на воображение ребенка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой, психологическим аспектом.

Театрализованная деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов.

В процессе общения с театром рождаются и развиваются эмоционально-эстетические переживания, познавательная культура ребенка, формируются умения творческого самовыражения, перевоплощения, от простого подражания перейти к творческому самовыражению.

Несомненно, что приобщение дошкольников к театрализованной деятельности требует целенаправленного руководства ею со стороны педагогов: руководителя творческой группы, музыкального руководителя, психолога, логопеда.

Естественно дети не сразу овладевают умением правильно держать себя в роли: они скованы, речь их невыразительна, небрежна. Чтобы помочь детям раскрыть свои возможности, осознать необходимость работы над ролью, вести себя непринужденно, уметь передать сущность своего персонажа, нужна специальная тренировка на играх - занятиях.

Мир детства, внутренний мир ребенка — ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. И раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает театр. Театр для детей - это, прежде всего игра, в которой ребенок может выразить себя. Игра, которая связывает детей между собой, детей и взрослых в единое волшебное целое. И если ребенок начинает доверять вам, верить — значит, можно творить, фантазировать, воображать.

Театр — один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с:

художественным образованием и воспитанием детей;

формированием эстетического вкуса;

развитием коммуникативных качеств (обучением
вербальным и невербальным видам обучения);

воспитанием воли, развитием памяти, воображения,
фантазии, речи (диалога и монолога);

созданием положительного эмоционального настроя,
снятием напряженности, решением конфликтных
ситуаций через игру.

Музыкально – театрализованная деятельность осуществляет основные воспитательные функции: умственное развитие, эмоциональное развитие, развитие творческих способностей. Музыка и театр знакомят детей с окружающим миром во всём его многообразии, через образы, краски, звуки.

Музыкально – театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям, развивает эмоциональную сферу ребёнка. Музыка и театр не только развивают воображение ребёнка, фантазию и творческий потенциал. Творческие проявления детей в театрализованной деятельности являются важным показателем музыкального развития ребёнка. Основы творческой инициативы закладываются в детстве, поэтому очень важно поощрять желание детей быть непохожими на других, разбудить их фантазию, попытаться максимально реализовать их творческую индивидуальность.

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать музыкально-театральная деятельность.

Особо здесь можно выделить работу по театрализованной деятельности, которая представляет собой синтез художественной литературы, музыки, живописи и сосредотачивает в себе средства выразительности данных видов искусства, способствует фантазии и творчества, интеллекта ребенка.

Организуя театрализованную деятельность в повседневной жизни, педагоги вместе с детьми придумывают спектакль по мотивам известных сказок и разыгрывают его. Совместно обсуждается сюжет сказки, выбирается музыкальное сопровождение, изготовляются и подбираются декорации, определяются персонажи и готовятся элементы костюмов. В процессе подготовки спектакля дети имеют возможность побывать в роли драматурга, художника, костюмера, актера и режиссера. Организуя деятельность детей по работе над спектаклем в повседневной жизни, педагоги в основном выступают в роли консультантов.

Порой кажется, что развитие ребенка происходи т как бы само собой: малыш растет; становится крепче, умнее, незаметно усваивает знания, навыки . Многое при этом зависит от того, как скла д ывается у него общение с взрослыми и сверстниками. За д ача взрослых - помочь ему разобраться в сложном мире этих взаимоотношений.

Одна из основных задач театрально-игровой деятельности - это развитие коммуникативных качеств детей, привитие навыков сотрудничества, позитивного общения.

Дошкольники учатся согласовывать свои действия со сверстниками , участниками совместных игр, соотносят свою деятельность с общественными нормами поведения. Чем раньше мы обратим внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем у него будет в дальнейшей жизни. Значение взаимоотношений детей с окружающими огромно, их нарушение - показатель отклонений в психическом развитии. Конечно, количество социальных контактов ребенка зависит от его темперамента, но большинство малышей пытаются установить дружеские отношения со сверстниками. Ребенок, который мало общается с другими детьми и не принимается ими: из-за неумения организовать совместную деятельность, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвимым, отвергнутым.
Это может привести к резкому снижению самооценки, к замкнутости.

3.Использование театрально-игровой технологии в практике.

Элементы театрализации присутствуют во всех видах музыкальной деятельности.

Для достижения лучшего результата поставила перед собой следующие задачи:

1.Способствовать усвоению знаний детей в театральной деятельности.

2.Развивать природную музыкальность детей через музыкально-теа-

3.Формировать у детей коммуникативные качества и партнёрские отношения: учить соотносить свои интересы и желания с интересами других детей.

Этапы обучения театрально-игровой деятельности в моей практике.

1.Движения.

Основные движения. Изобразительные движения и жесты.

Дети младших групп овладевают различными видами ходьбы, бега и прыжков.

Дети старшего дошкольного возраста учатся ориентировке в пространстве:

углу зала, собираться стайкой в центре, разбегаться врассыпную и

снова находить свое место.

подобранные игровые упражнения - этюды, в которых дети усваивают

элементарный язык жестов - жест ласки, радости, злости, плача, просьбы,

прислушивания, испуга, согласия, отказа и др.

Начиная со средней группы, дети обучаются характерным движениям: «сердитый

Дети старшего дошкольного возраста выполняют более сложные

2.Музыкально-двигательные этюды.

Основным приемом по музыкальному движению является образный

музыкально-двигательный этюд. Это воплощение в эмоционально окрашенных движениях под музыку какого-либо образа.

Музыкально-двигательные этюды - это маленькие мини-спектакли, которые

развивают не только музыкальность и воображение детей, но и способствует коррекции личности ребенка, ее раскрепощению.

Этюды дают возможность ребенку осознать себя, посмотреть на себя со

стороны, способствуют формированию самоконтроля, повышают уверенность

Основная цель этюда: услышать и воспроизвести в движениях настроение музыкального произведения. Исполняя этюды, дети учатся точно соотносить определенные движения с характером незнакомого музыкального произведения.

Музыка должна активизировать фантазию ребенка, побуждать к творчеству, использованию выразительных движений.

Если дети научились слушать музыку, вслушиваться в ее интонации, то они

стараются передать характер музыки в движениях и у них получаются

В младшей группе дети могут исполнять простые этюды: прогулка по

лесной полянке (гуляют, нюхают цветы, собирают листочки),

танцевальный этюд с воображаемыми игрушками.

Дети средней и старшей групп слушают музыку, составляют образный рассказ.

Затем детям дается творческое задание, например: придти на реку, погреется на солнышке, побрызгаться водичкой, поплавать, поиграть в воображаемый мяч, радоваться.

Особое внимание я уделяю выразительности движений.

Декламация. Выразительное чтение.

На занятиях я провожу речевые упражнения, базой для которых являются считалки, дразнилки, кричалки, потешки, прибаутки.

Использую элементы артикуляционной гимнастики, логоритмики.

Игры – драматизации, хороводы, инсценировки стихов и песен.

Музыкальные игры-драматизации должны быть доступными детям по

образам и содержанию деятельности.

Важную роль занимает музыкальное восприятие, ведь это активный творческий процесс. Если дети различают смену характера музыки, умеют связывать музыкальные образы с жизненными явлениями они смогут использовать опыт восприятия музыки в творческих импровизациях.

Сначала дети слушают произведение, выбранное для инсценировки от

начала до конца. Мы обсуждаем произведение в целом и отдельные

персонажи, их характер. Детям предлагается выбрать себе образ.

Далее разучиваем текст и переходим к исполнению.

Использую также специальные упражнения и театральные этюды на внимание, реакцию, выражение основных эмоций, напряжение, расслабление.

Оценить 2080 1

Донецкая Народная Республика

управление образования администрации города Донецка

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ул. Славина, 5 , г. Донецк, 83057, тел.: 0958767517

Капнулина Наталья Анатольевна

Музыкальный руководитель

Опыт работы музыкального руководителя

Театр – это волшебный мир . Он дает уроки красоты,

морали и нравственности. А чем они богаче,

тем успешнее идет развитие духовного мира детей…

Современные дошкольные учреждения ищут новые гуманистические, личностно-ориентированные подходы к образованию. Поэтому я, как и многие педагоги, занята поиском нетрадиционных путей во взаимодействии с детьми, решая при этом ряд важных вопросов:

– как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным, просто и ненавязчиво рассказать ему о красоте и многообразии мира;

– как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни; как интересно можно жить в этом мире;

– как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать.

Я в своей работе стараюсь использовать новые формы развития эмоциональной сферы ребёнка, оригинальные средства обучения детей, которые способствуют формированию гармоничной личности. Смысл моей работы заключается в том, чтобы оживить музыкальную деятельность с детьми, дать возможность более красочно и наглядно представить все её направления.

дает возможность существенно обогатить, качественно обновить процесс приобщения к музыкальному искусству;

повышает мотивацию обучения детей и приводит к целому ряду положительных следствий: происходит развитие всех видов восприятия (зрительного, слухового, чувственного);

усиливается положительная мотивация к обучению воспитанников;

создаётся дополнительный стимул у детей для изучения нового материала, облегчения его восприятия,

активизируется познавательно — речевая деятельность.

Практическая значимость состоит в том, что накопленный материал (планирование, занятия по музыкальному воспитанию, консультации и рекомендации для педагогов и родителей и др.) может быть использован при проведении праздников, развлечений, в повседневной жизни детей, на занятиях в театральных кружках.

Научнаяновизна и теоретическая значимость опыта состоит в рассмотрении проблемы развития музыкальных творческих способностей дошкольников с помощью инновационных технологий, средствами театрального искусства, средствами музыкотерапии, в разработке форм и методов работы с детьми как на занятиях по музыкальному воспитанию, так и вне занятий, в обозначении основных направлений организации музыкально - театрального искусства.

Цель: формирование художественно – эстетического развития, всесторонне – развитой творческой личности дошкольника средствами театрализованной деятельности, определение значения театрального искусства как средства развития музыкальных творческих способностей детей, эмоциональной сферы, формирование эмоционального восприятия жизни.

Пробуждать в душе каждого ребенка чувство прекрасного и прививать любовь к искусству;

Использовать в данной деятельности: театрализованные игры, музыкальные спектакли и сказки, постановки кукольного театра;

Формировать потребность у детей духовно обогащаться через театрализованную деятельность, музыку;

Развивать формирование простых навыков творческого воображения через различные виды театрализованной деятельности, музыку.

Гармоничное сочетание традиционных средств, с применением инноваций позволяет существенно повысить мотивацию детей к занятию.

Инновационная деятельность предполагает четыре взаимосвязанных этапа:

На сегодняшний день в своей практике музыкального воспитания я использую следующие инновационные формы и виды деятельности для развития музыкальности ребёнка.

1 . Коммуникативные игры и танцы.

2. Координационно-подвижные игры (музыкальные и речевые).

3. Пальчиковые игры (музыкальные и речевые).

4. Логоритмические упражнения (воздействие на слух, память, речь и эмоции ребенка с помощью слова, ритма и музыки.)

5. Речевое музицирование, (чтение стихов, речевых пьес на фоне музыкального сопровождения)

6. Игры звуками (элементарные формы музыкальной импровизации, использование в качестве инструментов ЛЕГО кубики)

7. Элементарный музыкальный театр или детский мюзикл.

Одним из инновационных методов, которые я использую в своей работе, являетсяэвритмия, она способствует оздоровлению и развитию детей. Эвритмия – это уравновешенность (элементов), слаженность, соразмерность, гармоничность. Это искусство художественного движения, появившееся в начале ХХ века в Европе. Это сочетание особого гармонизирующего движения, напоминающего танец и пантомиму, с поэтической речью или музыкой. Эвритмическое движение является по характеру художественным и одновременно целительным, потому что основано на глубоком переживании и понимании красоты и законов музыки и речи. Эвритмия разработана Рудольфом Штейнером и получила широкое распространение в мире. Я нахожусь в стадии изучения этого инновационного для меня метода.

Такие формы работы рождаются постепенно, очень нравятся детям и помогают им проявить себя в новой ситуации, по-иному взглянуть на уже известные вещи; обогащают художественные впечатления детей, способствуют развитию воображения и способности к импровизации.

Но, конечно же, особое место занимаютмузыкально-ритмические движения, как вид деятельности, развивающий внимание, волю, память, подвижность и гибкость мыслительных процессов, музыкальность и эмоциональность, творческое воображение. Музыкально-ритмические движения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление, помогают ребёнку подружиться с другими детьми, дают определённый психотерапевтический эффект. Музыка, движение – это средства, которые благотворно действуют на здоровье ребёнка.

Для того, чтобы вызвать у детей потребность в движении нужно движения преподносить им в интересной игровой форме. Для этого я использую занятия на степах, анимационные танцы и флешмобы.

Степаэробика развивает у детей чувство ритма, координацию движений, особую двигательную музыкальность, способствует созданию благоприятного психоэмоционального настроя у ребенка, т.к. все движения выполняются под веселую энергичную музыку.

Анимационные танцы – это набор движений под четкую музыку, выполняемые в среднем ритме, где не нужна особая подготовка. Дети выполняют все по показу взрослого и им это очень нравится. Родители во время праздников с удовольствием танцуют с детьми.

Опираясь, на поставленную задачу, меня, как музыкального руководителя , привлекает использование инновационных технологий и в театрализованной деятельности. Природа театральной деятельности многообразна . Она объединяет средства архитектуры, живописи, пластической организации действия с музыкой , ритмом и словом. В процессе театрализованных игр , происходит интегрированное воспитание детей, они обучаются выразительному чтению, пластике движения, пению, игре на музыкальных инструментах . Создается творческая атмосфера, которая помогает раскрыться каждому ребенку, применять собственные возможности и способности. В качестве особых приемов организации театрализованной деятельности используюигротренинги, которые помимо развивающих задач помогают решить проблему полезного и увлекательного досуга.

Уникальные возможности каждого ребенка полнее всего проявляются и развиваются в творческой деятельности , одной из которых в детском саду является театрализация . Увлечь детей искусством, научить их понимать прекрасное – главная миссия музыкального руководителя .

Основной идеей моей работы является приобщение детей к искусству, посредством театрализованной деятельности , способностям проявлять музыкальное творчество .

В работе по организации театрализованной деятельности я использовала различные формы в том числе и инновационные технологии, такие как музыкотерапия.

Музыкотерапияпредставляет собой метод, использующий музыку в качестве средства психологической коррекции состояния ребенка в желательном направлении развития. Сегодня этот метод активно используется в коррекции эмоциональных отклонений у детей младшего возраста. Они касаются их страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении и др. Правильный выбор музыкальной программы – ключевой фактор музыкотерапии. Для того чтобы музыка оказывала благотворное влияние на ребенка, она должна соответствовать его эмоциональному состоянию. Музыка – источник особой детской радости. В раннем возрасте ребёнок открывает для себя красоту музыки, её волшебную силу, а в различной музыкальной деятельности раскрывает себя, свой творческий потенциал. Установлено, что музыка - воздействует на многие сферы жизнедеятельности человека через три основных фактора: вибрационный, физиологический и психический. Например, для укрепления и оздоровления дыхательной функции я использую духовые инструменты (глиняные свистульки, свирели, игрушечные дудочки, губные гармошки, и др.), при слабой мелкой моторике пальцев - клавишные инструменты (игрушечное пианино или детский синтезатор), при эмоциональных проблемах, для снятия стресса или, напротив, активизации эмоциональной сферы личности ребенка - прослушивание музыки для релаксации, а также записей-шумов природы (звуков моря, леса, грозы и др.) Дыхательная музыкотерапия, включающая игру на духовых музыкальных инструментах, дыхательную гимнастику под музыку и различные упражнения для развития певческого дыхания, позволяет детям заниматься оздоровлением.

На музыкальных занятиях я учила детей понимать язык музыки : слышать начало и окончание музыкальных фраз и целых музыкальных построений , анализировать прослушанное, используя комплекс средств музыкальной выразительности . В движениях, при исполнении пластических этюдов и танцевальных композиций учила передавать настроения и чувства героев, создавать целостный музыкальный образ . Все средства, используемые мной на музыкальных занятиях , были направлены на то, чтобы помочь ребенку лучше понять музыку , глубже проникнуть в ее содержание, а потом музыка помогала детям выразительнее исполнить тот или иной образ.

Занятия провожу в каждой возрастной группе один раз в неделю во вторую половину дня.

Опыт работы показывает , что дети ждут каждого занятия с нетерпением, занимаются с желанием и радостью, что, несомненно, способствует раскрытию их творческих проявлений.

Я считаю, что немаловажную роль в проведении занятий играет воспитатель. Он становится первым и главным моим помощником. Воспитатель активно включается в процесс подготовки и проведения музыкально- театрализованных занятий . Играет роли в спектаклях, принимает участие в оформлении зала, изготовлении костюмов и атрибутов. Рекомендую воспитателям проводить предварительную подготовку детей: тематические беседы, рассматривание картин, чтение литературного произведения. Это помогает более рационально использовать время на занятиях, что решает проблему нехватки времени. Кроме того, творческое взаимодействие музыкального руководителя и педагога дает возможность детям получать массу впечатлений и эмоций.

Наш коллектив придает большое значение работе с родителями . Участие родителей в театрализованных представлениях , праздниках, развлечениях, флешмобах помогает повысить качество творческого развития детей. Работа детского сада и семьи строится на принципах взаимодействия, сотрудничества. Главным достижением педагогов в работе по музыкальному воспитанию является умение работать вместе , объединяя усилия заведующей, методиста, музыкального руководителя , воспитателей и родителей в единую творческую команду.

Мне, как педагогу, очень важно чтобы в мире, насыщенном информацией, новыми технологиями, ребенок не потерял способность познавать мир умом и сердцем, умел слушать и слышать музыку , творить, выражая свое отношение к добру и злу, мог познать радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

Результативность опыта

Ценность и польза занятий театрализованной деятельностью с использованием инновационных технологий очевидна , так как она тесно связана с другими видами деятельности – пением , движением под музыку , слушанием, рисованием и т. д. Занимаясь развитием музыкальных творческих способностей детей в процессе наблюдения, я обратила внимание на следующее:

- У детей уже после первого года обучения сформированность музыкальных творческих способностей оказалась на более высоком уровне по всем направлениям.

- Значительно улучшилась способность к импровизациям (песенным, инструментальным, танцевальным).

- Дети стали активно пользоваться средствами выразительности (мимика, жесты, движения).

- Повысилась эмоциональная отзывчивость, развилась ориентация в эмоциональном содержании, которая базируется на умении различать чувства, настроения и сопоставлять их с соответствующими актерскими проявлениями.

- Дети стали больше проявлять активность, инициативность, участвуя в игре.

- У детей развиваются нравственно-коммуникативные и волевые качества личности (общительность, вежливость, чуткость, доброта, умение, довести дело или роль до конца).

- Дети стали эмоциональнее и выразительнее исполнять песни, танцы, стихи.

- У детей появилось умение выразить свое понимание сюжета игры и характера персонажа (в движении, речи).

- У детей появилось желание придумать, рассказать сказку, сочинить танец и т. д.

- Дети стали проявлять стойкий интерес к театрализованной деятельности .

У детей появились позитивные изменения, которые можно сравнивать по результатам начальной характеристики ребенка и характеристики к концу обучающего периода.

Из диаграмм видно, что в 2016г вначале работы с детьми по применению инновационных технологий в театрализованной деятельности детей с высоким уровнем музыкально - творческого развития в театрализованной деятельности было 28% , с низким уровнем - 20 % , со средним - 52%. По результатам диагностики в мае 2017г. значительно увеличился результат. Детей с высоким уровнем стало значительно больше - 60 % , со средним - 40% , а с низким уровнем стало всего 0 %. Предполагаемая причина низкого уровня - отсутствие детей по болезни.

С учетом анализа собственного опыта пришла к выводу , что система проведенной работы оказалась наиболее оптимальной, адекватной и эффективной в моей работе с детьми . На протяжении этих двух лет дети показывали свои достижения на праздниках и развлечениях. Их выступления отличались ярким, уверенным артистическим исполнением. Я, как педагог, занимаясь развитием творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности , получаю удовольствие, радость от самого процесса совместной творческой деятельности . Итак, использование инновационных технологий в музыкальном образовании и воспитании детей позволило сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, открыл новые возможности музыкального образования не только для самого ребёнка, но и для меня.

Формула успеха.

Работая 19 лет в дошкольном учреждении музыкальным руководителем, я часто размышляла о том, в чем заключается успех или неудача театрализованной игры, досуга, праздников? Делаю все одинаково, занимаюсь с детьми всех возрастных групп, а результат часто бывает разным. Иногда в тех группах, где усилий затрачено больше, представление не проходило лучше. Рассуждая над этой проблемой, пришла к выводу, который проверила на всех удачных спектаклях: суть успеха заключается во взаимной любви детей и воспитателей, музыкального руководителя и детей, родителей и педагогов. А также взаимопониманием между музыкальным руководителем, воспитателями и родителями.

Если эти составляющие присутствуют на представлении, то взаимная любовь друг к другу выбрасывает в зал мощный поток положительной энергии, которая завораживает зрителей, не оставляет никого равнодушным (конечно, если предварительно проделана огромная работа по обучению детей, развитию детского творчества). Эта положительная энергия завораживает не только зрителей. Но и нас, взрослых, а также наших детей, и они чувствуют себя необыкновенно раскованно, играют с большим подъемом, вдохновением.

Если одно из звеньев расторгнуть, то мощного потока не получается, и театрализованная деятельность становится тусклой, неинтересной. Нет той изюминки, которая может сделать спектакль ярким.

Итак, формула успеха заключается во взаимной любви детей и взрослых, увлеченных любимым делом.


Повышение профессиональной компетентности педагогов в развитии творческих способностей дошкольников. Представление опыта работы по развитию творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности с использование ИКТ. Систематизация знаний педагогов по организации театральной деятельности детей дошкольного возраста. Демонстрация мультимедийного сопровождения наглядных методов в работе над образом в театрализации.

Задачи.

Познакомить с возможностями ИКТ при создании мультимедийного сопровождения работы по театрализованной деятельности с помощью программы Smart Notebook.

Ход мастер-класса:

Сегодня я поделюсь своим опытом использования методов и приёмов работы над образом в театрализации с использованием информационно – коммуникационных технологий. Эти методы можно широко использовать и в других видах детской деятельности: художественно - эстетической, познавательной, физической и в развитии речи. Благодаря этому, материал может быть использован педагогами, занимающимися различными тематическими направлениями.

Театрализованная деятельность в детском саду – это возможность раскрытия творческого потенциала личности ребёнка. Каждый из нас использует театрализованную деятельность в своей работе. Мы разучиваем стихи, занимаемся подготовкой различных инсценировок и драматизаций. Для этого нам необходимо знать специальные методы и приемы.

Мы рассмотрим дидактические игры с использованием информационно – коммуникационных технологий, а именно программы Smart Notebook для интерактивных досок, что делает дидактические игры интерактивными. Данное программное обеспечение может быть использовано без доски, установив его на компьютере, с помощью мыши мы сможем управлять программой за компьютером, демонстрируя детям красочную наглядность.

Использование программы Smart Notebook.

Хотелось бы продемонстрировать возможности и особенности работы данным программных обеспечением. Она легка и доступна в использовании, свои занятия вы сможете сделать увлекательными и красочными.

Операция множественного клонирования позволяет копировать объект одним движение руки. Вставлять звук к объекту, ссылку на другую страницу в файле, ссылку на видео, звук. Все эти возможности позволяют задействовать все виды мультимедиа в одном файле, делая материал динамичным и интерактивным.

Театрализованная деятельность с использованием презентационного материала, мультимедийных пособий, проходит более эмоционально, выразительно.

Вначале знакомства со сказкой мы с детьми читаем сказку в разных изданиях, рассматриваем иллюстрации, затем слушаем её без наглядного сопровождения, дети отвечают на несложные вопросы по содержанию сказки.

Вызываю педагогов для перемещения персонажей в теремок.

1.jpg

Теперь, когда дети легко ориентируются в событиях сказки, можно работать более детально над каждым героем. Мы продолжаем знакомиться с персонажами сказки, я учу детей распознавать конкретный образ, выделяя характерные черты, присущие только ему. Для решения поставленных задач, мы читаем стихотворения о персонажах, учимся отгадывать загадки.

Педагогам загадываю загадку, они отвечают.

2.jpg
3.jpg

Я приглашаю Вас выбрать понравившийся вам цветок, и вы перевоплотитесь в сказочный образ.

Выходит педагог и выбирает цветок, тем самым выбирая себе роль.

Вы сегодня будете мышкой – норушкой. Предлагаю Вам перевоплотиться с помощью атрибута из волшебного сундука для создания образа. Попрошу остаться в образе ненадолго.

6.jpg

Приглашаю наших героев сказки послушать, какие звуки воспроизводит ваш герой.

Педагог выходит и нажимает на своего героя, воспроизводится звук животного. По желанию участника, все вместе повторяем звуки животного

7.jpg

Предлагаю нашим участникам вернуться на свои места. Кому интересно самостоятельно выбрать себе героя, я вас приглашаю. Все звуки можно воспроизводить одновременно, что погружает детей в атмосферу настоящего леса, природы.

Воспроизвести несколько звуков героев одновременно.

Педагогам предлагается посмотреть атрибуты для создания образа.

Atributy.jpg

8.jpg
9.jpg

Детям старшего возраста можно дать возможность для импровизации, придумать движения самостоятельно. Предварительно просмотрев видеофрагменты про персонажей сказки.

Демонстрируется видео зайца, лисы.

Я приглашаю трех желающих для участия в игре.

Правила игры:

  • совместно выбрать конкретный образ;
  • первый участник показывает одно движение, присущее выбранному образу;
  • задача каждого последующего участника игры, воспроизвести движение, или жест предыдущего участника и добавить свой элемент, дополняющий образ.

Игра проводится под музыкальное сопровождение.

10.jpg

Теперь, когда дети знакомы со сказкой, с её героями, знают какие звуки, движения, эмоции присущи данному герою, можно просматривать мультфильмы, программа позволяет вставлять видео. Для детей старшего возраста вместо мультфильмов – это могут быть фрагменты кукольного театра, постановок.

Демонстрируется мультфильм (фрагмент)

Характерной чертой театрализованной деятельности является её конечный результат: этюды, инсценировки. Здесь мы с детьми применяем полученные знания и умения.

Демонстрация фотографий детей.

11.jpg

Мне понадобится Ваша помощь, кто желает исполнить роль мышки?

Я буду лягушка – квакушка.

Театрализованная деятельность не исчерпала своих возможностей и продолжает активно вовлекать детей в процесс творчества. Следовательно, чрезвычайно важно искать новые методы и приемы, создавать специфическую предметно-окружающую среду, способствующие развитию творческой личности ребенка.

Наш мастер-класс подошел к концу. Благодарю всех педагогов за активность, творчество, эмоциональность. Мне очень важно знать ваше мнение о мастер-классе. Помогут мне в этом ваши жетоны.

Инструкция к жетонам.

Подведение итогов мастер-класса с помощью жетонов. Спасибо за внимание!

Читайте также: