Электротехнические работы план урока

Обновлено: 02.07.2024

Материалы: провода, изоляционная лента, ламповый патрон, штепсельная вилка, лампочка.

  • “Устройство лампы накаливания и штепсельной вилки”
  • “Новые слова”
  • “Виды проводов”
  • “Не допустите брак”
  • “Электромонтажные операции”
  • “Условные обозначения”
  • Технологическая карта “Изготовление переносной лампы”

Литература: учебник “Технология” -5класс, “Справочник по трудовому обучению” 5-7-й класс.

Этап урока Содержание урока Формы и методы Деятельность учителя Деятельность учеников
1 Организационный момент. Наблюдение. Проверка готовности к уроку учащихся. Доклад дежурного об отсутствующих.
2. Повторение пройденного материала по теме.

1. Условные обозначения на схемах.
2. Составить электрическую схему карманного фонарика и собрать его электрическую цепь.
3. Из каких основных частей состоит электрическая плита.
4.Какие вы знаете источники электрической энергии?
5.Какое отличие между аккумулятором и генератором?
6. Чем отличаются проводники от изоляторов?
7. Кто вырабатывает электрическую энергию на электростанциях?
8. Где используются генераторы?
9. Какие бытовые электрические светильники вы знаете?
10. Из каких основных частей состоит лампа накаливания?
11. Из какого материала изготавливают нить накаливания?
12. Назовите основные детали подвесного лампового патрона
13. Перечислите правила техники безопасности при пользовании бытовыми электрическими светильниками.

Отвечают на вопросы, сборка электрической цепи карманного фонарика, работа со стендом условных обозначений.

  • Ознакомиться с разновидностью проводов и их применением,
  • Научиться выполнять оконцевание и сращивание проводов, правильно и безопасно пользоваться инструментом. Изготовить переносную лампу.

Ознакомление с задачами урока учащихся.

Информационный ввод.

1. Виды проводов. Условные обозначения электрических проводов и шнуров.

Провода и шнуры имеют разное обозначение и устройства, поэтому каждому из них присвоена своя марка. Её условно обозначают в виде сочетания букв, которые указывают на его основные назначения и конструктивное выполнение, материал токопроводящей жилы и изоляции.

Условное обозначение:

П – провод, Ш – шнур, Б – бытовой, Р – резиновая изоляция, В – полихлорвиниловая, Г – гибкий, А – алюминиевая жила.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Электрическая энергия широко используется в промышленности и в быту. Чтобы различные электрические приборы и бытовые устройства работали, им необходим источник электрической энергии. Таким источником (источником электрического тока) может быть гальванический элемент, аккумулятор, генератор).

Тема урока : Выполнение различных видов электротехнических работ: ремонт бытовых приборов.

Цели урока: Знать источники и потребители электрической энергии, виды электротехнической арматуры и уметь выполнять монтаж простейшей электрической цепи.

Знать и соблюдать правила техники безопасности.

Развивать зрительно-двигательную координацию при выполнении приемов монтажа простейшей электрической цепи.

Воспитать аккуратность в работе и бережное отношение к оборудованию.

Материалы: электротехническая арматура.

Материально-технологическое оснащение:

Оборудование: слесарный верстак;

Рабочие инструменты: отвертки, ключи;

Измерительные инструменты: металлическая линейка;

Приспособления: монтажная панель.

Структура урока.

I. Организационная часть

1. Контроль посещаемости.

2. Проверка рабочей одежды и готовности к уроку.

II. Повторение пройденного материала

1. Проверка знания материала прошлого занятия.

III. Изложение нового материала

1. Объявление темы и целей урока.

2. Электротехнические работы в быту.

IV. Вводный инструктаж

1. Демонстрация инструментов и приспособлений.

2. Показ с трудовых приемов.

V. Самостоятельная работа учащихся

1. Самостоятельное выполнение монтаж электрических цепей.

2. Текущий инструктаж – целевые обходы.

VI. Заключительный инструктаж

1. Анализ характерных ошибок и их причин.

3. Домашнее задание.

VII. Уборка рабочих мест

1. Организационный момент.

Приветствие учащихся, проверка наличия рабочей формы учащихся.

Учитель сообщает тему и цель урока.

3. Изложение учебного материала.

Электрическая энергия широко используется в промышленности и в быту. Чтобы различные электрические приборы и бытовые устройства работали, им необходим источник электрической энергии. Таким источником (источником электрического тока) может быть гальванический элемент, аккумулятор, генератор). Вырабатываемая источником тока электрическая энергия принимается потребителем электроэнергии (лампочкой в фонаре, электрическим звонком, радиоприемником, двигателем в электродрели, утюгом и др.). В них электрическая энергия преобразуется в свет, звук, механическое движение, тепло. Электрическая энергия от источника тока к потребителю поступает по проводам (проводникам). Самыми лучшими проводниками являются металлы: медь, алюминий, серебро.

Материалы, не проводящие электрический ток, называют изоляторами (пласт-масса, резина, стекло, сухая древесина). Гибкий двух- или трехжильный провод для присоединения электроприборов к источнику электроэнергии называют электрическим шнуром. Соединенные между собой источник тока и потребитель образуют электрическую цепь. Если электрическая цепь замкнута, то потребитель электроэнергии работает, если разомкнута — он работать не будет. В электротехнике принято изображать цепи с помощью условных обозначений в виде электрической схемы.

Потребители электрической энергии могут быть присоединены к источнику тока различными способами. На рисунке показаны схемы параллельного, последовательного и смешанного подключения потребителей.

Монтаж электрических цепей

2. Изучите электрические схемы, показанные на рисунке.

3. Соберите на монтажной панели схемы с различным соединением ламп или других потребителей тока (звонков, электродвигателей и др.).

4. Проверьте правильность сборки (монтажа) электрических цепей и попробуйте их в действии (с разрешения учителя).

1. Какие вы знаете источники электрической энергии?

2. Какие бытовые приборы-потребители электроэнергии окружают человека в повседневной жизни?

3. Чем отличаются проводники электрического тока от изоляторов?

4. Что называется электрической цепью?

5. Из каких элементов состоит электрическая схема карманного фонаря?

6. В чем отличие провода от электрического шнура?

7. Что называется электрической схемой?

8. Будет ли гореть одна из электрических ламп, изображенных на рисунке если другую вывернуть?

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

МБОУ СОШ с.Варварино Тамалинского района Пензенской области имени Героя Советского Союза А.И.Дёмина

Урок по технологии

для 5 класса

Разработал и провел:

учитель технологии, Кабалин С.Ф.

Ознакомиться с разновидностью проводов и их применением.

Научиться выполнять оконцевание и сращивание проводов, правильно и безопасно пользоваться инструментом. Изготовить переносную лампу. Создать опыт практической деятельности по освоению комплекса практических умений при освоении технологии создания переносной лампы.

Воспитание аккуратности, внимательности при работе, развитие логического и технического мышления, умение применять знания в практической жизни.

Оснащение урока:

Инструменты и приспособления: кусачки, плоскогубцы, пассатижи, круглогубцы, щипцы, подкладная доска, линейка, карандаш, монтерский нож,

Материалы: провода, изоляционная лента, ламповый патрон, штепсельная вилка, лампочка.

Демонстрационный наглядный материал:

Повторение пройденного материала по теме.

1. Условные обозначения на схемах.
2. Составить электрическую схему карманного фонарика и собрать его электрическую цепь.
3. Из каких основных частей состоит электрическая плита.
4.Какие вы знаете источники электрической энергии?
5.Какое отличие между аккумулятором и генератором?
6. Чем отличаются проводники от изоляторов?
7. Кто вырабатывает электрическую энергию на электростанциях?
8. Где используются генераторы?
9. Какие бытовые электрические светильники вы знаете?
10. Из каких основных частей состоит лампа накаливания?
11. Из какого материала изготавливают нить накаливания?
12. Назовите основные детали подвесного лампового патрона
13. Перечислите правила техники безопасности при пользовании бытовыми электрическими светильниками.

Отвечают на вопросы, сборка электрической цепи карманного фонарика, работа со стендом условных обозначений.

Результат: подготовка восприятия учащихся к изучению нового материала.

Ознакомиться с разновидностью проводов и их применением,

Научиться выполнять оконцевание и сращивание проводов, правильно и безопасно пользоваться инструментом. Изготовить переносную лампу.

Ознакомление с задачами урока учащихся.

Комментирование темы и целей урока.

Записывают в тетрадь тему урока.

Новый материал.

Информационный ввод.

1. Виды проводов. Условные обозначения электрических проводов и шнуров.

Провода и шнуры имеют разное обозначение и устройства, поэтому каждому из них присвоена своя марка. Её условно обозначают в виде сочетания букв, которые указывают на его основные назначения и конструктивное выполнение, материал токопроводящей жилы и изоляции.

Условное обозначение:

П – провод, Ш – шнур, Б – бытовой, Р – резиновая изоляция, В – полихлорвиниловая, Г – гибкий, А – алюминиевая жила.

2. Физ. Минутка.

3. Инструмент для выполнения электромонтажных работ:

Для изоляции оголенных проводов используют изоленту.

Иллюстратив-ный рассказ, беседа.

Демонстрация проводов (показ образцов на каждом столе)

Демонстрация электромонтажных инструментов и показ приемов работы с ними.

Зрительно наблюдают, слушают, ищут ответы на вопросы, приводят примеры.

Закрепление нового материала:

1. Что называется проводником и изолятором эл.энергии?

2. Назовите какие провода используют для подсоединения эл.приборов.

3. Какое различие провода и шнура?

4. Какие буквы используют для условного обозначения марок провода и шнура?

5. Какой инструмент используется для проведения эл.работ?

6. Назовите правила ТБ необходимые при выполнении эл.работ.

Отвечают на вопросы.

Инструктаж к практической работе:

1. Ознакомление с технологическими операциями при изготовлении переносной лампы.

2. Инструктаж по технике безопасности:

Работайте только исправным инструментом.

Соблюдайте особую осторожность при работе монтерским ножом. Снятие изоляционной оболочки и зачистку токоведущей жилы выполняйте только на подкладной доске, монтёрский нож держите наклонно, режьте от себя.

Ручки кусачек, плоскогубцы, пассатижи, круглогубцы держите в обхват, иначе можно защемить пальцы.

Инструмент подавайте ручкой от себя, а кладите на стол ручкой к себе.

Надежно изолируйте места соединения и ответвления проводов.

Беседа. Демонстрация с использованием ТВ экрана.

Показ выполнения технологических операций при изготовлении переносной лампы производится поэтапно при помощи видео .

Примечание: При выполнении практической работы без использования видео, учителем демонстрируется каждая технологическая операция и проводится контроль качества выполнения технологических операций.

Фронтальная работа с учащимися, объяснение.

Практические действия учащихся:

Оконцевание и сращивание проводов. Подсоединение арматуры. (патрон)

Рефлексия опыта деятельности учащимися.

Подведение итогов урока.

Создание ситуации для самоанализа деятельности детей.

Проверка работ учащихся, оценивание работ и выставление отметок учащихся, определение лучшей работы, анализ работы учащихся.

Нажмите, чтобы узнать подробности

образовательная: создать условия для получения учащимися знаний и умений по оконцеванию проводов и сборки разветвленной электрической цепи с использованием установочной электроарматуры;

развивающая: способствовать развитию безопасных навыков работы с электромонтажными инструментами, развивать способности к чтению и составлению электрических схем;

воспитательная: прививать навыки электробезопасности, ответственности за порученное дело, стремление к самосовершенствованию.

Методы проведения занятия:

рассказ, беседа, тестирование, демонстрация, практическая работа

Объект труда:

Разветвлённая электрическая цепь

Межпредметные связи:

Физика, химия, русский язык

Материально-техническое оснащение:

Литература для учителя:

Учебник В. Д. Симоненко Технология 8 класс.

Организационная часть (3 мин)

Приветствие учащихся и проверка посещаемости

В связи с широким использование электричества возникает необходимость более тщательного его изучения. Каждый человек должен обладать минимумом основных навыков по электротехнике, чтобы уметь грамотно эксплуатировать электросеть, правильно выбрать новое электрооборудование для своей квартиры или офиса, выполнить мелкий ремонт проводки, бытовых приборов, электрической системы своего автомобиля и т.д. При этом он должен твердо знать правила электробезопасности, чтобы своими действиями не нанести вред себе и окружающим.

Актуализация знаний

Прежде чем начать изучать новое, давайте вспомним и повторим, что мы уже знаем.

1. Что такое электрический ток? (Ответ: это упорядоченное направленное движение заряженных частиц в проводнике). Направления электрического тока (от плюса к минусу)

2. Какие частицы создают ток в металлических проводниках, в растворах и расплавах электролитов? (Ответ: соответственно электроны, положительные и отрицательные ионы).

3. Что нужно создать в проводнике, чтобы в нем возник и существовал ток? (Ответ: надо создать в нем электрическое поле, которое создается источниками электрического тока)

4. Что такое сила тока? По какой формуле можно её определить? (Ответ: количество зарядов, протекающих через поперечное сечение проводника за единицу времени; I = q / t).

5. В каких единицах измеряется сила тока? Прибор для измерения силы тока. (Ответ: измеряется в амперах (А); в честь французского учёного Андре Ампера, амперметр).

6. Назовите источники электрического тока (гармонический элемент, батарея, аккумулятор, электрогенератор)

7. Что такое напряжение, единицы напряжения, прибор для измерения напряжения? (Напряжение – работа, которую совершает электрическое поле при перемещении электрического заряда из одной точки в другую. Вольт. Вольтметр)

8. Что такое электрическое сопротивление? (Эл. сопротивление-противодействие всей эл. цепи или отдельных ее участков прохождению эл. тока. Единица ОМ)

9. Какой Закон связывает эти три величины? (Закон Ома) Сформулируйте его.(I=U/R)

10.Приведите примеры потребителей электрической энергии. (Ответ: например, утюг, телевизор, светильник, люстра, компьютер и др.).

11. Как называются вещества, не пропускающие электрический ток? Приведите примеры. (Ответ: диэлектрики или изоляторы; резина, пластмассы, пластик, дерево, фарфор).

12. Что такое электрическая цепь? (Источник тока, приемники, замыкающие устройства, соединенные между собой проводами).

б) Самостоятельная работа

1.Начертите схему электрической цепи своей комнаты в вашем доме , состоящей из предохранителя, источника тока, из одной лампочки, розетки, выключателя, соединительных проводов. (Один чертит на доске)

Изучение нового материала (видеоролик).

Ребята, мы с вами повторили материал, который потребуется на сегодняшнем уроке. Посмотрите видеоролик и скажите, какие задачи сегодня на уроке будут перед нами стоять.

Цели урока: Научиться выполнять оконцевание и присоединение проводов, собирать разветвлённую электрическую цепь.

Итак, вы посмотрели видеоролик, в котором изложена основная суть элементарной цепи, по которой мы будем учиться зачищать провода, монтировать цепь. Далее выполним практическую работу, в ходе которой я буду излагать новый материал.

1. На доске схема электрической цепи.

2. Произведите монтаж электрической цепи.

3. Произведите подключение цепи к источнику питания.

Прежде чем начать работу повторим

Правила безопасной работы

Работать только исправным инструментом.

Соблюдать особую осторожность при работе с монтерским ножом.

Снятие изоляционной оболочки и зачистку токоведущей жилы выполнять только на подкладной доске, нож держать наклонно, резать от себя.

Ручки кусачек, плоскогубцев, пассатижей, круглогубцев и щипцов держать в обхват, не закладывая пальцы между ними.

Изоляцию проводов выполнять надежно.

Соединительные винты затягивать туго.

Не работать отверткой на весу.

Не производить подключение электроарматуры на весу.

Включение цепи после сборки производить только с разрешения учителя — в сеть с напряжением не более 42 В.



Монтаж электрической цепи состоит из двух основных операций: оконцевания проводов и присоединения их к электроарматуре (зарядка электроарматуры).

Чтобы подсоединить провода к электроарматуре, их предварительно нужно зачистить и оконцевать.

Словарная работа.

Найдите в учебнике стр.108 ,что называется оконцеванием проводов.

Оконцевание проводов это освобождение их от изоляционной оболочки и оформление петелькой (кольцом) или прямым концом (тычком),в зависимости от конструкции электроарматуры (рис. 72).


При монтаже электроцепи, оконцованный в форме кольца

а) провод прижимается винтом к контакту арматуры. Если монтаж предусматривает втыкание провода в отверстие контакта и прижатие его сбоку винтом

б) применяют оконцеваниетычком. Однако первый способ получил большее распространение.

В инструкционной карте № 3 подробно описан ход этих операций.


При подсоединении проводов к деталям на винт последовательно надевают пружинную шайбу

2,плоскую шайбу

3, потом колечко провода

4.Затем винт вставляют в резьбовоеотверстие и закручивают отверткой. Надо обратить внимание на то, чтобы направление закрутки колечка совпадало с направлением вращения винта. Это предотвратит выдавливание провода из-под винта. Пружинная шайба необходима для поддержания постоянного давления в месте контакта провода с изделием (рис. 73, а).

Некоторые винтовые зажимы имеют скобы (рис. 73, б), которые предотвращают выбрасывание провода при закручивании винта. Такая конструкция позволяет не делать колечка на конце провода и упрощает крепление его в зажиме.

Надо помнить, что все винтовые зажимы требуют периодического контроля плотности затяжки винтов, которая со временем ослабевает.

На практическом занятии вам предстоит самостоятельно выполнить оконцевание и подсоединение проводов, наиболее предпочтительным способом. Работа будет проводиться по инструкционным картам.

Читайте также: