Достоевский подросток анализ кратко

Обновлено: 04.07.2024

На роль главного героя предназначался Петр Версилов, но впоследствии в центре внимания оказалась фигура девятнадцатилетнего Аркадия Долгорукого. Сейчас мы проведем краткий анализ романа "Подросток" Достоевского.

В романе в центре внимания автора вопрос о будущем России. Поэтому в качестве главного выбран юный герой. Достоевский затрагивает вечную проблему отцов и детей, проблему формирования и воспитания молодого поколения.

Однако в романе Достоевский показывает двойственность красоты. Красота внешняя, не имеющая нравственной основы, тоже способна проникать в сердце, минуя сознание. В этом её опасность. Поэтому главным становится вопрос о разграничение истинной и ложной красоты, ведь только по-настоящему прекрасное включает единство эстетического и этического начал.

Произведение состоит из трёх частей. В начале романа Аркадий приезжает в Петербург. Он лелеет честолюбивые планы – разбогатеть и раздать деньги бедным. Накопить миллион он желает только честным путём, избегая дороги обмана и мошенничества. Аркадий стремится вести аскетический образ жизни, ограничивая свои потребности. В виде искушения даны альтернативные способы накопления средств: действия мошенника Стебелькова, шантаж Ламберта, ростовщичество, игра.

Продолжая анализ романа "Подросток" отметим, что во второй части мы видим изменения жизненных ценностей Аркадия. Он не проходит испытания роскошью и богатством. Им овладевает гордыня и мысль о том, что деньги способны поднять человека в своих собственных и в чужих глазах.

В третьей части на первом плане мотивы покаяния и возрождения. Герой оказывается перед выбором: перед его глазами встают два ориентира – Ротшильд и Христос.

Аркадий – незаконный сын Петра Версилова, в детстве претерпевший много унижений в частном пансионе из-за своего происхождения. Писатель неслучайно показывает его на пороге совершеннолетия. Он ещё не утратил черты, свойственные детству, - стремление к личной свободе и уединению. Но ещё не приобрёл качество взрослого ума – способность различать добро и зло.

Аркадием владеет гордыня. Он хочет насладиться жизнью сполна, стать новым Ротшильдом. Он отказывается от обогащения путём мошенничества или ростовщичества, но роскошь притягивает его. Если вы проводите анализ романа "Подросток", не упустите эту мысль.

Вы прочитали статью, где был представлен анализ романа "Подросток" Достоевского. В нашем литературном блоге сотни статей с похожей тематикой.

На роль великого грешника предназначался Версилов. Он должен был иметь автобиографические черты самого Достоевского, пройти путь от атеизма, через веру и сектантство снова вернуться к атеизму. Великим грешником может считаться и сам подросток, и его юридический отец Макар Долгорукий.

В самом начале работы Достоевский обозначает идею романа: хищных типов так много, что они влияют на общество, провоцируя общественный беспорядок, который становится всеобщим, а нравственных идей в обществе совсем не остаётся.

Для описания общественных беспорядков Достоевский обращается к документам: хроникам, газетам. Множество героев имеет прототипов, в роман вошли документальные события (уголовные дела об убийствах, подлогах, истории самоубийств).

Кружок Долгушина стал прототипом кружка Дергачёва, отношения между проходящими под следствием в деле о подделке акций Тамбовско - Козловской железной дороги отражены в мошенничествах Стебелькова и Сергея Сокольского, чьим прототипом также является некто сумасшедший Шуттенбах, продававший недействительные купоны Рыбинско – Бологовской железной дороги.

Своего прототипа имеет повесившаяся девушка Оля (хотя девица-прототип, оскорблённая женихом, застрелилась на балу), также правдивы истории о подпольной рулетке, о пьяном студенте, пристававшем к женщинам. Достоевский умышленно объединяет все изученные им нарушения общественного порядка вокруг одной группы людей, делая пространство романа совершенно беспорядочным, сгущая краски и так достигая своей цели.

Литературное направление и жанр

Проблематика

В средине 1874 г. Достоевский в письме к жене так обозначил идею романа: он – современный отец, а его сын – подросток. То есть Достоевский поднимает актуальную во все времена проблему отцов и детей (детей и отцов), причём не только в отдельной семье Версилова, но и в обществе в целом. К этой проблеме примыкает проблема воспитания.

В основе общественных проблем лежат нравственные. Хаос в сознании главного героя, подростка, связан с его нравственным несовершенством, которое приводит к тому, что этот великий грешник пускается во все тяжкие, чтобы затем преобразиться через исповедь.

Важнейшая проблема в эстетике Достоевского – идея спасающей красоты, которая очищает безгрешную душу, уже прикоснувшуюся к пороку. Подросток любуется им, допускает возможность разврата. Созерцание прекрасного образа приводит к одномоментной внутренней перемене в человеке, в крайнем случае, образ прекрасного накапливается - и человек преображается.

Ещё одна проблема романа, проходящая через торчество Достоевского - двойственность красоты, которая может быть нравственной, подлинной, Христовой и безнравственной, ложной, антихристовой. Безнравственность приводит к тому, что помутневшее сердце не способно различать добро и зло, этически оценивать эстетическое – красоту, которая становится страшной силой.

Сюжет и композиция

В романе описывается несколько месяцев (с 19 сентября по 13 декабря 1872 г.), но только те события, которые Аркадий Долгорукий считает правильным изложить в своих записках.

Некоторые исследователи отмечают, что роман соответствует принципу драматического построения. Единство времени соблюдается так: события каждой части занимают только три дня. Таким образом Достоевский сжимает время. Необходимый в драматическом произведении конфликт перерастает из драматического в трагедийный.

Вместе со столь благородной идеей Аркадий привозит в Петербург доставшееся от родственницы письмо, компрометирующее Ахмакову, дочь старика Сокольского, однофамильца младшего. Её подросток намечает своей жертвой. Тема жертвы появляется в первой части также в образе самоубийц – Крафта, передавшего Аркадию другое письмо, позволявшее Сокольским претендовать на спорное наследство, полученное Версиловым; бедной повесившейся Оли.

Во второй части подросток уклоняется от своей идеи, испытывается и роскошью, и игрой, примеряет на себя жизнь аристократа. Ведь идея стать миллионером важна для Аркадия не сама по себе, а как возможность стать выше всех, потешить свою гордыню. В конце второй части наступает прозрение.

Во второй части также развиваются три любовные интриги: Версилов-Ахмакова, Лиза – Сергей Сокольский, Анна Андреевна – старик Сокольский.

Третья часть о том, как заблудшая душа делает выбор. В преддверии выбора-катастрофы появляются перед подростком два пути, обозначенные двумя новыми героями – Ламбертом, которого сам Аркадий называет ужасом, и Макаром, стремящимся к божественной красоте.

Третья часть превращается в покаяние великого грешника и его исповедь. Ложная идея Ротшильда заменяется идеей Христа, который становится идеалом подростка, фактически ставшего взрослым.

Как семейная хроника роман имеет основную любовную сюжетную линию: отношения Версилова с женой и Ахмаковой. С этой сюжетной линией тесно связана линия главного героя, его сына, в душе которого соединяются любовь и ненависть к отцу. Кроме того, Аркадий как подросток во всём зависит от Версилова. Беспорядок в душе Версилова передаётся не только сыну, но и дочерям, которые сумбурно строят свои отношения с Сокольским-младшим (Лиза) и Сокольским-стариком (Анна Андреевна). Все второстепенные герои тоже оказываются втянуты в интриги семейства Версиловых, хаос приходит и в их жизнь, распространяется на всё общество.

Герои романа

Основное качество Аркадия – гордость, перерастающая в гордыню. Именно из гордости проистекает его идея стать новым Ротшильдом с помощью упорства и непрерывности. Подросток решил для себя, что воровать не будет, а также не станет ни закладчиком, ни процентщиком. Другая идущая из детства черта – стремление к уединению, а чисто подростковая – личная свобода и жажда могущества.

Аркадий хочет насладиться жизнью сполна, о себе он говорит, что ему и трёх жизней будет мало.

Причиной обострённого самолюбия становятся унижения, которые Аркадий перенёс в детстве в пансионе Тушара. Унижения связаны с фактом его незаконного рождения, поэтому отношения юноши к отцу двойственны: восхищение, похожее на влюблённость, готовность к любой жертве – и ненависть.

Аркадий стремится найти в обществе путь добра, отличимый от злого. На деле же оказывается, что благие намерения не приводят к добрым поступкам.

Женские образы романа оттеняют мысли, чувства поступки главных героев. Мягкая и безвольная мать Аркадия, готовая на разлуку с сыном и целиком посвятившая себя Версилову, воспринимается им как вещь, которую он может погубить. Версиловские черты видны в умной и твёрдой Анне Андреевне, в чистой сердцем, гордой, смелой, мужественной Лизе, которая, как и её отец, склонна к авантюризму.

Катерина Николаевна Ахмакова – единственная женщина, способная противостоять Версилову благодаря собственному стержню.

Особенности стиля

В романе множество библейских мотивов. Некоторые исследователи находят, что роман становится как бы аналогом жизни человека от Великого поста до Пасхи, то есть времени в его жизни грехов, покаяния и прощения. Эпилог романа как раз соотносится с пасхальным временем в православном календаре.

Достоевский мастерски передаёт мышление героя-подростка, не лишая его индивидуальных черт. Аркадий умён, стремится к честной жизни, но склонен к интригам. Даже грубый подростковый сленг, казалось бы, не изменившийся и сегодня, поражает современного читателя. Правда, так любимое подростком слово похерить в 19 веке восходило к букве хер (х) и не было двусмысленным.

Герои романа имеют краткие характеристики, отражающие их суть. Иногда это авторская характеристика (подросток). Молодой Сокольский называет Версилова бабьим пророком, а подросток называет Ахмакову живой жизнью.

В этом романе он хотел полностью отразить себя, то есть то, как он видит себя самого.

Жанром данного произведения является реализм, которым был очень популярен на тот момент. Чтобы отобразить его Достоевский использовал проблемы общества, а именно он писал про отношения между старшим поколением и младшим.

Проблематику этого произведения он придумал в 1874 году, когда писал письмо своей любимой жене. Это была актуальная на тот момент времени тема. Это взаимоотношения между поколениями, он брал не только свою семью, а более обширно, то есть в обществе тоже. Также в каких-то моментах проглядывает проблема воспитания.

Все действия в романе происходят в течение нескольких месяцев, а именно с середины сентября по начало декабря. Но в этом произведении описывается не полностью каждый день, а только некоторые моменты, которые соответствуют тематике романа. Если точнее, то каждая часть это три дня. Тем самым конфликт, который присутствует в работе Достоевского перерастает из драмы в трагедию.

Сюжет

Всего в романе присутствует три части.

В самой первой части рассказывает о том, как Аркадий Долгорукий переезжает в Петербург, потому что так хочет его отец. Аркадий хочет быть богатым и успешным человеком и при этом достигнуть этой вершины только честным путем, то есть, не поддаваясь ни на какие мошенничества, воровство, обман и тому подобное. Ему как будто специально попадались такие знакомые, которые как раз-таки и занимались добычей денег нечестным путем. Например, Стебельков, предстает в произведении перед нами в качестве мошенника, Версилов, которому просто повезло, и он получил богатое наследство от своих родственников, Версилова, которая вышла замуж за богатого человека и тому подобное. Также достичь такой вершины он хочет не ради себя, а ради других людей, то есть для того чтобы Аркадий мог им помогать в материальном плане.

Во второй части Аркадий меняется совершенно на противоположного человека, а именно поддается соблазну легких денег. Так как он подумал, что можно просто стать выше всех его знакомы и даже не знакомых личностей любым способом, и даже есть шанс, что об этом никто не узнает.

Также в этой части появляются три любовные линии. Между отцом Аркадия и Ахмаковой, между Лизой и Сергеем, между Анной и стариком Сокольским.

В третьей части повествуется о том, что Аркадий снова задумался над своей жизнью и осознал, что пошел не тем путем. Теперь перед ним предстоит выбор – Ламбер, которого так боится сам Аркадий или Макар, который так заострен на красоте. В итоге Аркадий выбирает правильный путь – идею Христа.

Герои

Аркадий Макарович Долгорукий – девятнадцатилетний незаконный сын Версилова. Очень гордый, а также упорный. Был уже совершеннолетним, но не осознавал свою ответственность за свои поступки из-за чего Достоевский называл его подростком.

Версилов – незаконный отец Аркадия. Из-за его гордыни он не замечает хороших намерений. Для него единственный идеал – это христианство.

Женские образы присутствуют в этом произведении лишь для отображения характеров и поступков главных героев, а также с помощью них отражено отношение главных героев к окружающим людям.

Ахмакова – женщина, которая имела сильный характер и смогла противостоять Версилову.

2 вариант

Роман поднимает ряд актуальных для человечества тем. Изначально автор планировал назвать произведение по-другому, первоначально роман назывался Житием великого грешника. Главным героем должен был быть Версилов. Планировалось, что он будет иметь черты самого автора. Путь героя, который начинал с атеизма, потом обратился в веру и снова вернулся к атеизму.

Первая тема, которую поднимает автор, это проблема отцов и детей. Эта тема поднимается не только в семье главного героя, но и вообще везде. Проблема воспитания отличается особой актуальностью. Особенно, когда тема касается нравственности.

Следующая проблема – проблема эстетики. Начинается со спасительной красоты, которая помогает душе очиститься. Однако, вот в чем загвоздка, душа уже успела оскверниться. Всё начинается с обычного любования и доходит до того, что может произойти разврат. Любование на прекрасное не поможет измениться за раз, нужно время, чтобы прекрасное накопилось, тогда человек сможет измениться.

После Фёдор Михайлович поднимает тему двойственности красоты. Суть в том, что красота может быть разной. Она может быть, как нравственной, чистой и Христовой, так и грязной, ложной и полной противоположностью первым качествам.

По причине безнравственности человеческое сердце грубеет и перестает понимать, где добро, а где зло. Человек теряет способность правильно оценивать прекрасное. Красота является страшной силой.

Всегда важно помнить, что главной является внутренняя красота души, а не внешность. Проблема в том, что человек, очень часто мужчина, в первую очередь, обращает внимание на внешнюю оболочку. Именно, когда человек следует этой красоте, происходит совершенная другая реакция. В таком случае душа не будет преобразовываться, она будет продолжать оскверняться. Потому как чрезмерное любование на внешнюю красоту приведет к разврату. Эта красота работает непосредственно на сердце, не проходя через разум, в отличие от красоты нравственной, которая охватывает всё и помогает измениться.

Главным героем является Аркадий, незаконный сын Версилова. Этот молодой человек стремится к свободе и независимости. Он еще не умеет различать добро и зло. Герою свойственна гордыня, он желает получить от жизни всё лучшее, его тянет к роскоши. Однако, он не согласен получить богатство путем мошеннических действий. В конечном итоге, герой встает на правильный путь, ему в этом помогает родной отец.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ произведения Подросток

Популярные сегодня темы

Сказка написана в 1816 году, и напечатана сборнике сказок, вышедшем в Берлине в этом же году. Сказка описывает превращения человека в уродливые игрушки по желанию злых персонажей

Матвей Кузьмин, восьмидесятилетний молчаливый старик, жил в одинокой ветхой избушке на лесной опушке, с маленьким внуком Васей и собакой Шариком. Он хорошо знал лесную местность и часто охотился

О, природа! Что может быть прекраснее, чем она? Природа способна вдохновить человека на создание гениальных произведений, стихов, музыки и вообще она играет важную роль в развитии творческого потенциала человека

Рябина – это небольшое деревце с развесистыми ветвями и гроздьями ягод. Это неприхотливое растение можно встретить в любой точке нашей страны.

Роман “Подросток” был задуман Достоевским в 1871 г., о чем сообщил Катков, издатель “Русского вестника”, которому Достоевский рассказал сюжет романа. Писатель работал над текстом в 1874-1875 гг. По мере написания издавались части романа в журнале “Отечественные записки” за 1875 г. (№№ 1, 2, 5, 9, 11, 12). Отдельным изданием роман вышел в 1876 г.

Замысел Достоевского первоначально состоял в том, чтобы написать большой роман, объемом с “Войну и мир”. Роман должен был состоять из 5 повестей и называться “Житие великого

На роль великого грешника предназначался Версилов. Он должен был иметь автобиографические черты самого Достоевского, пройти путь от атеизма, через веру и сектантство снова вернуться к атеизму. Великим грешником может считаться и сам подросток, и его юридический отец Макар Долгорукий.

Образ Версилова восходит к статье Авсеенко “Исторический роман”, напечатанной в журнале “Русский вестник” в 1874 г. Достоевский полемизирует с автором о том, каков настоящий “хищный тип”, и выделяет такие его черты как широта взглядов, красота идеала, которая соединяется с безобразной

Основной причиной всех бед Достоевский видит человеческую гордость, названную “высочайшей, дьявольской”, которая впоследствии облекается в слова Аркадия: “Нет мне судьи”. Другая черта, прописанная еще в набросках – высокие требования, которые герои “хищного типа” предъявляют к себе самим, никому не давая отчета.

В самом начале работы Достоевский обозначает идею романа: хищных типов так много, что они влияют на общество, провоцируя общественный беспорядок, который становится всеобщим, а нравственных идей в обществе совсем не остается.

Первоначальное название романа “Беспорядок” Достоевский меняет вместе с формой повествования (не от автора, а от первого лица), выбором героя, названного в черновиках “мальчик”. Этот 19-летний вчерашний гимназист считает себя великим грешником.

Для описания общественных беспорядков Достоевский обращается к документам: хроникам, газетам. Множество героев имеет прототипов, в роман вошли документальные события (уголовные дела об убийствах, подлогах, истории самоубийств).

Кружок Долгушина стал прототипом кружка Дергачева, отношения между проходящими под следствием в деле о подделке акций Тамбовско – Козловской железной дороги отражены в мошенничествах Стебелькова и Сергея Сокольского, чьим прототипом также является некто сумасшедший Шуттенбах, продававший недействительные купоны Рыбинско – Бологовской железной дороги.

Своего прототипа имеет повесившаяся девушка Оля (хотя девица-прототип, оскорбленная женихом, застрелилась на балу), также правдивы истории о подпольной рулетке, о пьяном студенте, пристававшем к женщинам. Достоевский умышленно объединяет все изученные им нарушения общественного порядка вокруг одной группы людей, делая пространство романа совершенно беспорядочным, сгущая краски и так достигая своей цели.

Литературное направление и жанр

“Подросток” – реалистический роман, в котором Достоевский, как в зеркале, отразил не только типичные характеры современного отца и сына, но и проблемы общества, в том числе и нравственные. Достоевский ставил перед собой цель “написать роман о русских теперешних детях, о теперешних их отцах в теперешнем их взаимном соотношении”.

В жанровом отношении роман “Подросток” сочетает в себе черты романа-воспитания (скорее, самовоспитания), то есть романа о мальчике, а также философского романа, то есть романа об идее. В произведении есть черты семейной хроники. Авантюрность романа связана с зашитым в сюртуке подростка письмом, компрометирующим Ахмакову. С ним связано множество интриг, раскрывающих характеры героев: шантаж, борьба, похищение Ламбертом.

По форме роман – записки героя.

Проблематика

В средине 1874 г. Достоевский в письме к жене так обозначил идею романа: он – современный отец, а его сын – подросток. То есть Достоевский поднимает актуальную во все времена проблему отцов и детей (детей и отцов), причем не только в отдельной семье Версилова, но и в обществе в целом. К этой проблеме примыкает проблема воспитания.

Общественная проблематика романа проистекает из темы, которую сам Достоевский указал: “О будущем России – детях”. Тенденции негативных изменений, обозначенных как проблемы романа, он выискивал в газетах, журналах и хрониках: общественный “беспорядок”, который является следствием душевной неупорядоченности, “хроника случайного семейства”, противопоставленная Достоевским историям семейств, чтящих традиции и берегущих “честь”: “Капитанская дочка” Пушкина, “Война и мир” Толстого.

В основе общественных проблем лежат нравственные. Хаос в сознании главного героя, подростка, связан с его нравственным несовершенством, которое приводит к тому, что этот великий грешник пускается во все тяжкие, чтобы затем преобразиться через исповедь.

Важнейшая проблема в эстетике Достоевского – идея спасающей красоты, которая очищает безгрешную душу, уже прикоснувшуюся к пороку. Подросток любуется им, допускает возможность разврата. Созерцание прекрасного образа приводит к одномоментной внутренней перемене в человеке, в крайнем случае, образ прекрасного накапливается – и человек преображается.

Еще одна проблема романа, проходящая через торчество Достоевского – двойственность красоты, которая может быть нравственной, подлинной, Христовой и безнравственной, ложной, антихристовой. Безнравственность приводит к тому, что помутневшее сердце не способно различать добро и зло, этически оценивать эстетическое – красоту, которая становится страшной силой.

Сюжет и композиция

В романе описывается несколько месяцев (с 19 сентября по 13 декабря 1872 г.), но только те события, которые Аркадий Долгорукий считает правильным изложить в своих записках.

Некоторые исследователи отмечают, что роман соответствует принципу драматического построения. Единство времени соблюдается так: события каждой части занимают только три дня. Таким образом Достоевский сжимает время.

Необходимый в драматическом произведении конфликт перерастает из драматического в трагедийный.

Роман состоит из трех частей. В первой части Аркадий Долгорукий, только что окончивший гимназию, приезжает в Петербург по просьбе своего фактического отца, Версилова. Он – носитель идеи, суть которой раскрывает читателю на последних страницах первой части, называя ее “ротшильдовой”.

Аркадий мечтает разбогатеть. Для этого он выбирает путь медленного накопления и аскетизма, ни за что не желая добывать деньги нечестным путем. Подросток отказывается не только от “нечистых” способов накопления, но и от случайных. Все эти способы представлены в романе как соблазн для героя: мошенник Стебельков, получивший наследство Версилов, выгодный брак старшей дочери Версилова, игра младшего Сокольского, шантаж Ламберта, ростовщичество.

Но идея состоит не только в том, чтобы разбогатеть. Подросток хочет накопить миллион не как Плюшкин, не для того чтобы тратить в свое удовольствие, а чтобы раздать людям.

Вместе со столь благородной идеей Аркадий привозит в Петербург доставшееся от родственницы письмо, компрометирующее Ахмакову, дочь старика Сокольского, однофамильца младшего. Ее подросток намечает своей жертвой. Тема жертвы появляется в первой части также в образе самоубийц – Крафта, передавшего Аркадию другое письмо, позволявшее Сокольским претендовать на спорное наследство, полученное Версиловым; бедной повесившейся Оли.

Во второй части подросток уклоняется от своей идеи, испытывается и роскошью, и игрой, примеряет на себя жизнь аристократа. Ведь идея стать миллионером важна для Аркадия не сама по себе, а как возможность стать выше всех, потешить свою гордыню. В конце второй части наступает прозрение.

Во второй части также развиваются три любовные интриги: Версилов-Ахмакова, Лиза – Сергей Сокольский, Анна Андреевна – старик Сокольский.

Третья часть о том, как заблудшая душа делает выбор. В преддверии выбора-катастрофы появляются перед подростком два пути, обозначенные двумя новыми героями – Ламбертом, которого сам Аркадий называет ужасом, и Макаром, стремящимся к божественной красоте.

Третья часть превращается в покаяние великого грешника и его исповедь. Ложная идея Ротшильда заменяется идеей Христа, который становится идеалом подростка, фактически ставшего взрослым.

Как семейная хроника роман имеет основную любовную сюжетную линию: отношения Версилова с женой и Ахмаковой. С этой сюжетной линией тесно связана линия главного героя, его сына, в душе которого соединяются любовь и ненависть к отцу. Кроме того, Аркадий как подросток во всем зависит от Версилова.

Беспорядок в душе Версилова передается не только сыну, но и дочерям, которые сумбурно строят свои отношения с Сокольским-младшим (Лиза) и Сокольским-стариком (Анна Андреевна). Все второстепенные герои тоже оказываются втянуты в интриги семейства Версиловых, хаос приходит и в их жизнь, распространяется на все общество.

Герои романа

Главный герой – Аркадий Макарович Долгорукий, незаконный сын Версилова. Сегодня 19-летнего героя мы бы назвали юношей, но Достоевский зовет его подростком и так объясняет свое название: “Дитя уже вышло из детства и появилось неготовым человеком”. С наступлением совершеннолетия приходит ответственность за свои поступки и ясность в различении добра и зла.

Этих умений обычно нет у подростка, герой и сам понимает свой недостаток.

Основное качество Аркадия – гордость, перерастающая в гордыню. Именно из гордости проистекает его идея стать новым Ротшильдом с помощью упорства и непрерывности. Подросток решил для себя, что воровать не будет, а также не станет ни закладчиком, ни процентщиком.

Другая идущая из детства черта – стремление к уединению, а чисто подростковая – личная свобода и жажда могущества.

Аркадий хочет насладиться жизнью сполна, о себе он говорит, что ему и трех жизней будет мало.

Причиной обостренного самолюбия становятся унижения, которые Аркадий перенес в детстве в пансионе Тушара. Унижения связаны с фактом его незаконного рождения, поэтому отношения юноши к отцу двойственны: восхищение, похожее на влюбленность, готовность к любой жертве – и ненависть.

Аркадий стремится найти в обществе путь добра, отличимый от злого. На деле же оказывается, что благие намерения не приводят к добрым поступкам.

Версилов, отец Аркадия, – первооснова беспорядка. Он двойственен во всем, начиная от двух его женщин. Его гордыня приводит к затмению благородных идеалов, самообожанию и пренебрежению к другим: “Люди для него – мыши”.

Христианство является для него идеалом, по его словам, он Бога любит, но на чувство это не способен. Расколотая надвое икона – символ двойной жизни Версилова. Его идеал красоты меркнет в глазах подростка.

Аркадий находит для себя новый путь, открытый его юридическим отцом, в чьем благообразии, то есть богоподобии, нет гордыни. Бога Макар Долгоруков считает единой истиной. Его уверенность передается Аркадию, который называет ее “твердое в жизни”.

Макар Долгоруков благороден, три тысячи, отданные ему Версиловым за жену, он оставляет Софье Долгоруковой, чтобы она в случае смерти Версилова не осталась без гроша.

Женские образы романа оттеняют мысли, чувства поступки главных героев. Мягкая и безвольная мать Аркадия, готовая на разлуку с сыном и целиком посвятившая себя Версилову, воспринимается им как вещь, которую он может погубить. Версиловские черты видны в умной и твердой Анне Андреевне, в чистой сердцем, гордой, смелой, мужественной Лизе, которая, как и ее отец, склонна к авантюризму.

Катерина Николаевна Ахмакова – единственная женщина, способная противостоять Версилову благодаря собственному стержню.

Особенности стиля

Герои романа имеют литературных прототипов, о которых упоминается в тексте. У Версилова это и Чацкий, и Онегин, и Отелло. У Софьи Долгорукой и Ахмаковой один прототип – Татьяна Ларина, которая, в случае с Софьей, идет за Онегиным, а в случае с Ахмаковой – нет.

Литературными прототипами Аркадия становятся Скупой Рыцарь, воплотивший вожделенную “ротшильдову идею”, и Германн из “Пиковой дамы” Пушкина.

В романе множество библейских мотивов. Некоторые исследователи находят, что роман становится как бы аналогом жизни человека от Великого поста до Пасхи, то есть времени в его жизни грехов, покаяния и прощения. Эпилог романа как раз соотносится с пасхальным временем в православном календаре.

Достоевский мастерски передает мышление героя-подростка, не лишая его индивидуальных черт. Аркадий умен, стремится к честной жизни, но склонен к интригам. Даже грубый подростковый сленг, казалось бы, не изменившийся и сегодня, поражает современного читателя.

Правда, так любимое подростком слово похерить в 19 веке восходило к букве хер (х) и не было двусмысленным.

Герои романа имеют краткие характеристики, отражающие их суть. Иногда это авторская характеристика (подросток). Молодой Сокольский называет Версилова бабьим пророком, а подросток называет Ахмакову живой жизнью.

Роман “Подросток” считается одним из самых динамичных и насыщенных событиями романов Достоевского.

Читайте также: