Элегия лермонтов анализ стихотворения кратко
Обновлено: 02.07.2024
О! Если б дни мои текли
На лоне сладостном покоя и забвенья,
Свободно от сует земли
И далеко от светского волненья,
Когда бы, усмиря мое воображенье,
Мной игры младости любимы быть могли,
Тогда б я был с весельем неразлучен,
Тогда б я верно не искал
Ни наслаждения, ни славы, ни похвал.
Но для меня весь мир и пуст и скучен,
Любовь невинная не льстит душе моей:
Ищу измен и новых чувствований,
Которые живят хоть колкостью своей
Мне кровь, угасшую от грусти, от страданий,
От преждевременных страстей.
написано в 1829 году
Михаил Лермонтов рос замкнутым и достаточно нелюдимым ребенком, что объяснялось него не по годам развитым интеллектом. Несмотря на прекрасное домашнее образование и великолепные светские манеры, будущий поэт сторонился шумных компаний и лишь по настоянию собственной бабушки бывал в обществе. Сверстники казались ему глупыми и слишком самоуверенными, в людях постарше Лермонтов искал всевозможные пороки и недостатки, постоянно разочаровываясь и огорчаясь.
Коментарий к стихотворению:
Впервые опубликовано в 1889 г. в собрании сочинений под редакцией Висковатова (т. I, с. 9).
Источник стихотворения:
Если мы вспомним, что элегия (в переводе с греческого – жалобная песня) – стихотворение, заключающее в себе размышления и чувства поэта, чаще всего печальные и грустные, то тогда нам станет ясно, почему Лермонтов назвал это стихотворение “Элегией”.
Читая стихотворение, с первой строки проникаешься грустью несбыточного желания автора освободиться от суеты людской и “светского волненья”, несущего душевное опустошение
и разочарование. Сердечная печаль автора выражается словами: “и пуст и скучен”; “угасшая от грусти, от страданий, от преждевременных страстей”. Чувство печали усиливает междометие о, с которого начинается стихотворение, и отрицательные частица ни и не, а многоточие в конце текста свидетельствует о том, что разочарование и грусть длятся и конца им пока не предвидится.
Каким размером написано стихотворение? Какие рифмы в нем использованы?
Стихотворение написано разностопным ямбом; чередуются мужские и женские рифмы.
Михаил Лермонтов рос замкнутым и достаточно нелюдимым ребенком, что объяснялось него не по годам развитым интеллектом. Несмотря на прекрасное домашнее образование и великолепные светские манеры, будущий поэт сторонился шумных компаний и лишь по настоянию собственной бабушки бывал в обществе. Сверстники казались ему глупыми и слишком самоуверенными, в людях постарше Лермонтов искал всевозможные пороки и недостатки, постоянно разочаровываясь и огорчаясь.
Что же происходит в этот момент с Лермонтовым? Он переживает глубокую личную драму, так как не может быть вместе с единственным человеком, которого по-настоящему любит. Им является его отец, который находится при смерти, однако юный поэт не может разделить с ним последние дни его жизни – таков уговор, заключенный между членами этой необычной семьи. Бабушка поэта, взявшая на себя его воспитание, поставила условие, что передаст все свое состояние внуку лишь в том случае, если он будет до совершеннолетия находиться под ее опекой. И Лермонтов вынужден покориться чужой воле, хотя и презирает себя за это.
Сочинения по темам:
Все Cочинения > М. Ю. Лермонтов. Элегия. Что дает автору право назвать его элегией?
М. Ю. Лермонтов. Элегия. Что дает автору право назвать его элегией?
Юный поэт создал в 1829 году грустное стихотворение. Что дает автору право назвать его элегией?
Каким размером написано стихотворение? Какие рифмы в нем использованы?
Стихотворение написано разностопным ямбом; чередуются мужские и женские рифмы.
На этой странице искали :
- юный поэт создал в 1829 году грустное стихотворение
- анализ стихотворения лермонтова элегия
- элегия лермонтов анализ
- лермонтов элегия анализ
- что даёт право назвать это эллегией
Композиция
Композиция – стихотворение состоит из шести строф с парной рифмовкой. В каждом четверостишие 1-я и 3-я строфа написана амфибрахием, 2-я и 4-я -анапестом. Это придаёт стихотворному тексту очень своеобразное звучание, скорее не свойственное большинству произведений Лермонтова. Первые четыре строфы – воображаемое путешествие лирического героя, перевоплощённого в “степного ворона”.
Две последние строфы – восклицание о неизбежности повиноваться своей судьбе, невозможности изменить то, что предначертано.
Андрей Гаськов
Профи (683), на голосовании 5 лет назад
О! Если б дни мои текли На лоне сладостном покоя и забвенья, Свободно от сует земли И далеко от светского волненья, Когда бы, усмиря мое воображенье, Мной игры младости любимы быть могли, Тогда б я был с весельем неразлучен, Тогда б я верно не искал Ни наслаждения, ни славы, ни похвал. Но для меня весь мир и пуст и скучен, Любовь невинная не льстит душе моей: Ищу измен и новых чувствований, Которые живят хоть колкостью своей Мне кровь, угасшую от грусти, от страданий, От преждевременных страстей.
Владимир Поболь
Искусственный Интеллект (1572480) 5 лет назад
элегииПроходит все, забыт язык элегий, \ А был хорош немилитантный стих. \ Так хороши, так свежи были розы, \ А мы и в грош не ставим нынче их. Дмитрий Сухарев1986 Иерусалимский журнал № 7, 2001 Из цикла СЛОВА, ЗАПАСЕННЫЕ ВПРОК ПРОХОДИТ ВСЕ элегикиЯ не элегик. Зря, \может быть, но стезя\выше уходит, как\тропка в горах, и, знак\этот, мне милый, зря, \мне унывать нельзя. Олег Дозморов 2002 элегиков. 1 Друг Овидия.
Элегических числ от листа потревоженных мягко, \не задувший свечи, освещаешь пространство — вестимо! Каждый звук, как ракушка — проевшая камень пиявка; силой родственной крови, пресыщенной, но неделимой. \Песнь, сама по себе развивайся и знайся с подобной. \Не смотри на часы, человек, обеспеченный чудом. \Сколько выспренных знаков на улице нашей загробной: \не познавших пределов
О! Если б дни мои текли Па лоне сладостном покоя и забвенья, Свободно от сует земли И далеко от светского волненья, Когда бы, усмиря мое воображенье,
Мной игры младости любимы быть могли, Тогда б я был с весельем неразлучен, Тогда б я, верно, не искал Ни наслаждения, ни славы, ни похвал. Но для меня весь мир и пуст и скучен, Любовь невинная не льстит душе моей: Ищу измен и новых чувствований, Которые живят хоть колкостью своей Мне кровь, угасшую от грусти, от страданий, От преждевременных страстей. Глядися чаще в зеркала, Любуйся милыми очами, И света шумная хвала С моими скромными стихами Тебе покажутся ясней. Когда же вздох самодовольный Из груди вырвется невольно, Когда в младой душе своей Самолюбивые волненья Не будешь в силах утаить: Мою любовь, мои мученья Ты оправдаешь, может быть. Мы снова встретились с тобой, Но как мы оба изменились. Года унылой чередой От нас невидимо сокрылись. Ищу в глазах твоих огня. Ищу в душе своей волненья. Ах, как тебя, так и меня Убило жизни тяготенье.
Дата написания: 1829 год
Средства выразительности
Образным и живым делает язык стихотворного текста наличие большого количества эпитетов: “туманных горах”, “забвенный прах”, “заржавленный меч”, “отважные бойцы”, “чуждые снега”. Эти языковые средства выразительности самые излюбленные в творчестве поэта. Романтические картины далёких лет словно оживают, благодаря мастерству автора.
Стихотворение насыщено анафорами, это придаёт ему музыкальность и эмоциональность (первая строфа 1-й и 3-й стих: “Зачем я не птица, не ворон степной…Зачем не могу в небесах я парить”. Вторая строфа 2-й и 3-й стих: “Где цветут моих предков поля, Где в замке пустом, на туманных горах…”).
О! Если б дни мои текли На лоне сладостном покоя и забвенья, Свободно от сует земли И далеко от светского волненья, Когда бы, усмиря мое воображенье, Мной игры младости любимы быть могли, Тогда б я был с весельем неразлучен, Тогда б я верно не искал Ни наслаждения, ни славы, ни похвал. Но для меня весь мир и пуст и скучен, Любовь невинная не льстит душе моей: Ищу измен и новых чувствований, Которые живят хоть колкостью своей Мне кровь, угасшую от грусти, от страданий, От преждевременных страстей!….
Михаил Лермонтов рос замкнутым и достаточно нелюдимым ребенком, что объяснялось него не по годам развитым интеллектом. Несмотря на прекрасное домашнее образование и великолепные светские манеры, будущий поэт сторонился шумных компаний и лишь по настоянию собственной бабушки бывал в обществе. Сверстники казались ему глупыми и слишком самоуверенными, в людях постарше Лермонтов искал всевозможные пороки и недостатки, постоянно разочаровываясь и огорчаясь.
Тема этого произведения характерна для раннего творчества Лермонтова – тоска по родине, по тому, чему никогда не суждено сбыться. Мотив одиночества также прослеживаются в этом стихотворении. Романтизм свойственен раннему Лермонтову. Только в этом контексте “родина” – земля предполагаемых предков – Шотландия, а в более зрелом творчестве – только Россия, которую искренне любил поэт.
Лирический герой жаждет превратится в птицу и покинуть чуждую ему землю, на которой он рождён и вынужден жить. Он рисует образы далёких предков, шотландских полей и гор, мысленно пролетая над далёкой загадочной страной. Главный герой – лирический герой, которого автор отождествляет с собой. Томится желанием и невозможностью побывать на родине предков – Шотландии. Лирический герой в стихотворении явно присутствует, ведя читателя за собой в иллюзорный мир. Местоимение “я” достаточно часто используется автором, что не оставляет эффекта безликости лирическому повествованию.
Лирический герой смог узнать на собственном опыте, как невыносимо жить в нищете, зачастую без крыши над головой. Поэтому он нисколько не сожалеет, что героями его произведений являются не светские дамы, не чиновники, не аристократы, а самые обычные крестьяне.
Автор пытается найти справедливый ответ на этот вопрос, наблюдая за реалиями повседневной крестьянской жизни. Он видит: крестьяне не живут, а существуют, перебиваясь с хлеба на воду. Люди, как и при крепостничестве, вынуждены работать от зари до зари, чтобы хоть как-то прокормить своих детей.
Автор наблюдает за картиной жатвы: работа кипит; крестьянки, работая серпами, голосисто поют; детвора бежит в поле, чтобы передать своим отцам еду. Лирический герой отмечает, что такая картина полна умиротворения и неги. Но, вместе с тем, он осознаёт: за иллюзорной картинкой внешнего благополучия скрывается масса неразрешённых проблем.
История создания
Поэт всегда стоял на стороне простого народа. Лишь немногие современники Некрасова готовы были понять и разделить с ним его народнические убеждения. Нередко звучала острая критика в адрес его гражданской поэзии. Но Некрасова это не останавливало и не пугало, а наоборот – ещё больше подогревало его бунтарский настрой.
Крепостное право было ликвидировано в 1861 г., но его отмена не сделала жизнь бывших крепостных легче и лучше. Народ всё так же чувствовал себя несвободным. В знак защиты низших слоёв общества поэт в 1874 г. написал это произведение. Таким образом, Некрасов ответил многочисленным критикам, оформив в художественную поэтическую форму свою общественную позицию
Жанр, направление, размер
Стихотворение относится к жанру гражданской лирики: в нём автор повествует о жизни простого народа, вчерашних крепостных.
Поэтический размер – классический и торжественный шестистопный ямб. Рифмовка парная.
Композиция
Произведение включает в себя четыре части, позволяющие читателям проследить за вектором развития поэтической мысли Некрасова:
- Первая часть – поэт заявляет тему народного страдания. Некрасов уверен, данная тема невероятно значима. Он желает честно и открыто поговорить о проблемах простого народа, хотя прекрасно осознаёт, что тема народного страдания не поощряется представителями высшего сословия.
- Вторая часть – автор признаётся читателям, что осознанно избрал для себя путь служения своему народу, а значит, совесть его чиста. Отмена крепостного права, позволяющая надеяться на улучшение жизни народных тружеников, ничего не дала. Крестьяне всё так же бесправны, зависимы и бедны.
- Третья часть – описание идиллической картины жатвы: женщины поют за работой; радостный крестьянский ребёнок бежит к отцу, чтобы отнести ему в поле еду. Но за этой идеальной картинкой внимательный читатель заметит бесправие и отсутствие выбора для простого народа.
- Четвёртая часть – лирический герой за раздумьями и наблюдениями проводит весь день. В заключительной части он благословляет нелёгкий крестьянский труд. Герой считает своим первоочередным долгом объективно поведать миру о проблемах простых тружеников, чтобы заставить народных мучителей опомниться и облегчить судьбу вчерашних крепостных.
Образы и символы
Образная палитра способствует максимально полному раскрытию внутреннего мира лирического героя:
Темы и настроение
Некрасов поднимает две важные темы:
Настроенческий пафос произведения проникнут эмоциями безнадёжности, горечи и обиды за несправедливость властей в отношении бывших крепостных.
Основная идея
Некрасов доносит до читателей мысль о том, что поэтическое слово является не менее действенным оружием, чем пистолет. Поэт обязан замечать страдания простого народа и заявлять о них как можно громче. Некрасов сожалеет о том, что простой народ, не имеющий образования, не способен в полной мере оценить уровень своего бедственного положения. В противном случае народ давно бы восстал против аристократов и вельмож.
Средства выразительности
С целью полного раскрытия темы и донесения основной идеи произведения Некрасов активно использует следующие выразительные средства:
Анализ стихотворения М. Ю Лермонтова " Элегия"
Стих:
О! Если б дни мои текли
На лоне сладостном покоя и забвенья
Свободно от сует земли
И далеко от светского волненья,
Когда бы, усмиря моё воображенье,
Мной игры младости любимы быть могли,
Тогда б я был с весельем неразлучен,
Тогда б я, верно, не искал
Ни наслаждения, ни славы, ни похвал.
Но для меня весь мир и пуст и скучен,
Любовь невинная не льстит душе моей:
Ищу измен и новых чувствова́ний,
Которые живят хоть колкостью своей
Мне кровь, угасшую от грусти, от страданий,
От преждевременных страстей.
Читайте также:
- Укажите какие суды представляют каждый из уровней судебной системы рф кратко 9
- Какие жанры культивировал а к толстой кратко расскажите о каждом из них
- Проект огород в детском саду презентация
- План ежедневной работы логопеда в доу готовый на год
- Как сделать корзиночку из бумаги своими руками с детьми в детском саду