Элегия лермонтов анализ стихотворения кратко

Обновлено: 02.07.2024

О! Если б дни мои текли
На лоне сладостном покоя и забвенья,
Свободно от сует земли
И далеко от светского волненья,
Когда бы, усмиря мое воображенье,
Мной игры младости любимы быть могли,
Тогда б я был с весельем неразлучен,
Тогда б я верно не искал
Ни наслаждения, ни славы, ни похвал.
Но для меня весь мир и пуст и скучен,
Любовь невинная не льстит душе моей:
Ищу измен и новых чувствований,
Которые живят хоть колкостью своей
Мне кровь, угасшую от грусти, от страданий,
От преждевременных страстей.

написано в 1829 году

Михаил Лермонтов рос замкнутым и достаточно нелюдимым ребенком, что объяснялось него не по годам развитым интеллектом. Несмотря на прекрасное домашнее образование и великолепные светские манеры, будущий поэт сторонился шумных компаний и лишь по настоянию собственной бабушки бывал в обществе. Сверстники казались ему глупыми и слишком самоуверенными, в людях постарше Лермонтов искал всевозможные пороки и недостатки, постоянно разочаровываясь и огорчаясь.

Коментарий к стихотворению:

Впервые опубликовано в 1889 г. в собрании сочинений под редакцией Висковатова (т. I, с. 9).

Источник стихотворения:

Если мы вспомним, что элегия (в пе­реводе с греческого – жалобная песня) – стихотворение, заключающее в себе размышления и чувства поэта, чаще всего печальные и грустные, то тогда нам станет ясно, почему Лермонтов назвал это стихотворение “Элегией”.

Читая стихотворение, с первой стро­ки проникаешься грустью несбыточного желания автора освободиться от суеты людской и “светского волненья”, несущего душевное опустошение

и разочарование. Сердечная печаль автора выражается сло­вами: “и пуст и скучен”; “угасшая от грус­ти, от страданий, от преждевременных страстей”. Чувство печали усиливает меж­дометие о, с которого начинается стихотво­рение, и отрицательные частица ни и не, а многоточие в конце текста свидетельст­вует о том, что разочарование и грусть длятся и конца им пока не предвидится.

Каким размером написано стихотворение? Какие рифмы в нем использованы?

Стихотворение написано разностопным ямбом; чередуются мужские и женские рифмы.

Михаил Лермонтов рос замкнутым и достаточно нелюдимым ребенком, что объяснялось него не по годам развитым интеллектом. Несмотря на прекрасное домашнее образование и великолепные светские манеры, будущий поэт сторонился шумных компаний и лишь по настоянию собственной бабушки бывал в обществе. Сверстники казались ему глупыми и слишком самоуверенными, в людях постарше Лермонтов искал всевозможные пороки и недостатки, постоянно разочаровываясь и огорчаясь.

Что же происходит в этот момент с Лермонтовым? Он переживает глубокую личную драму, так как не может быть вместе с единственным человеком, которого по-настоящему любит. Им является его отец, который находится при смерти, однако юный поэт не может разделить с ним последние дни его жизни – таков уговор, заключенный между членами этой необычной семьи. Бабушка поэта, взявшая на себя его воспитание, поставила условие, что передаст все свое состояние внуку лишь в том случае, если он будет до совершеннолетия находиться под ее опекой. И Лермонтов вынужден покориться чужой воле, хотя и презирает себя за это.

Сочинения по темам:

Все Cочинения > М. Ю. Лермонтов. Элегия. Что дает автору право назвать его элегией?

М. Ю. Лермонтов. Элегия. Что дает автору право назвать его элегией?

Юный поэт создал в 1829 году грустное стихо­творение. Что дает автору право назвать его элегией?

Каким размером написано стихотворение? Какие рифмы в нем использованы?

Стихотворение написано разностопным ямбом; чередуются мужские и женские рифмы.

На этой странице искали :
  • юный поэт создал в 1829 году грустное стихотворение
  • анализ стихотворения лермонтова элегия
  • элегия лермонтов анализ
  • лермонтов элегия анализ
  • что даёт право назвать это эллегией

Композиция

Композиция – стихотворение состоит из шести строф с парной рифмовкой. В каждом четверостишие 1-я и 3-я строфа написана амфибрахием, 2-я и 4-я -анапестом. Это придаёт стихотворному тексту очень своеобразное звучание, скорее не свойственное большинству произведений Лермонтова. Первые четыре строфы – воображаемое путешествие лирического героя, перевоплощённого в “степного ворона”.

Две последние строфы – восклицание о неизбежности повиноваться своей судьбе, невозможности изменить то, что предначертано.

Андрей Гаськов

Профи (683), на голосовании 5 лет назад

О! Если б дни мои текли На лоне сладостном покоя и забвенья, Свободно от сует земли И далеко от светского волненья, Когда бы, усмиря мое воображенье, Мной игры младости любимы быть могли, Тогда б я был с весельем неразлучен, Тогда б я верно не искал Ни наслаждения, ни славы, ни похвал. Но для меня весь мир и пуст и скучен, Любовь невинная не льстит душе моей: Ищу измен и новых чувствований, Которые живят хоть колкостью своей Мне кровь, угасшую от грусти, от страданий, От преждевременных страстей.

Владимир Поболь

Искусственный Интеллект (1572480) 5 лет назад

элегииПроходит все, забыт язык элегий, \ А был хорош немилитантный стих. \ Так хороши, так свежи были розы, \ А мы и в грош не ставим нынче их. Дмитрий Сухарев1986 Иерусалимский журнал № 7, 2001 Из цикла СЛОВА, ЗАПАСЕННЫЕ ВПРОК ПРОХОДИТ ВСЕ элегикиЯ не элегик. Зря, \может быть, но стезя\выше уходит, как\тропка в горах, и, знак\этот, мне милый, зря, \мне унывать нельзя. Олег Дозморов 2002 элегиков. 1 Друг Овидия.

Элегических числ от листа потревоженных мягко, \не задувший свечи, освещаешь пространство — вестимо! Каждый звук, как ракушка — проевшая камень пиявка; силой родственной крови, пресыщенной, но неделимой. \Песнь, сама по себе развивайся и знайся с подобной. \Не смотри на часы, человек, обеспеченный чудом. \Сколько выспренных знаков на улице нашей загробной: \не познавших пределов

О! Если б дни мои текли Па лоне сладостном покоя и забвенья, Свободно от сует земли И далеко от светского волненья, Когда бы, усмиря мое воображенье,

Мной игры младости любимы быть могли, Тогда б я был с весельем неразлучен, Тогда б я, верно, не искал Ни наслаждения, ни славы, ни похвал. Но для меня весь мир и пуст и скучен, Любовь невинная не льстит душе моей: Ищу измен и новых чувствований, Которые живят хоть колкостью своей Мне кровь, угасшую от грусти, от страданий, От преждевременных страстей. Глядися чаще в зеркала, Любуйся милыми очами, И света шумная хвала С моими скромными стихами Тебе покажутся ясней. Когда же вздох самодовольный Из груди вырвется невольно, Когда в младой душе своей Самолюбивые волненья Не будешь в силах утаить: Мою любовь, мои мученья Ты оправдаешь, может быть. Мы снова встретились с тобой, Но как мы оба изменились. Года унылой чередой От нас невидимо сокрылись. Ищу в глазах твоих огня. Ищу в душе своей волненья. Ах, как тебя, так и меня Убило жизни тяготенье.

Дата написания: 1829 год

Средства выразительности

Образным и живым делает язык стихотворного текста наличие большого количества эпитетов: “туманных горах”, “забвенный прах”, “заржавленный меч”, “отважные бойцы”, “чуждые снега”. Эти языковые средства выразительности самые излюбленные в творчестве поэта. Романтические картины далёких лет словно оживают, благодаря мастерству автора.

Стихотворение насыщено анафорами, это придаёт ему музыкальность и эмоциональность (первая строфа 1-й и 3-й стих: “Зачем я не птица, не ворон степной…Зачем не могу в небесах я парить”. Вторая строфа 2-й и 3-й стих: “Где цветут моих предков поля, Где в замке пустом, на туманных горах…”).

О! Если б дни мои текли На лоне сладостном покоя и забвенья, Свободно от сует земли И далеко от светского волненья, Когда бы, усмиря мое воображенье, Мной игры младости любимы быть могли, Тогда б я был с весельем неразлучен, Тогда б я верно не искал Ни наслаждения, ни славы, ни похвал. Но для меня весь мир и пуст и скучен, Любовь невинная не льстит душе моей: Ищу измен и новых чувствований, Которые живят хоть колкостью своей Мне кровь, угасшую от грусти, от страданий, От преждевременных страстей!….

Михаил Лермонтов рос замкнутым и достаточно нелюдимым ребенком, что объяснялось него не по годам развитым интеллектом. Несмотря на прекрасное домашнее образование и великолепные светские манеры, будущий поэт сторонился шумных компаний и лишь по настоянию собственной бабушки бывал в обществе. Сверстники казались ему глупыми и слишком самоуверенными, в людях постарше Лермонтов искал всевозможные пороки и недостатки, постоянно разочаровываясь и огорчаясь.

Тема этого произведения характерна для раннего творчества Лермонтова – тоска по родине, по тому, чему никогда не суждено сбыться. Мотив одиночества также прослеживаются в этом стихотворении. Романтизм свойственен раннему Лермонтову. Только в этом контексте “родина” – земля предполагаемых предков – Шотландия, а в более зрелом творчестве – только Россия, которую искренне любил поэт.

Лирический герой жаждет превратится в птицу и покинуть чуждую ему землю, на которой он рождён и вынужден жить. Он рисует образы далёких предков, шотландских полей и гор, мысленно пролетая над далёкой загадочной страной. Главный герой – лирический герой, которого автор отождествляет с собой. Томится желанием и невозможностью побывать на родине предков – Шотландии. Лирический герой в стихотворении явно присутствует, ведя читателя за собой в иллюзорный мир. Местоимение “я” достаточно часто используется автором, что не оставляет эффекта безликости лирическому повествованию.


Лирический герой смог узнать на собственном опыте, как невыносимо жить в нищете, зачастую без крыши над головой. Поэтому он нисколько не сожалеет, что героями его произведений являются не светские дамы, не чиновники, не аристократы, а самые обычные крестьяне.

Автор пытается найти справедливый ответ на этот вопрос, наблюдая за реалиями повседневной крестьянской жизни. Он видит: крестьяне не живут, а существуют, перебиваясь с хлеба на воду. Люди, как и при крепостничестве, вынуждены работать от зари до зари, чтобы хоть как-то прокормить своих детей.

Автор наблюдает за картиной жатвы: работа кипит; крестьянки, работая серпами, голосисто поют; детвора бежит в поле, чтобы передать своим отцам еду. Лирический герой отмечает, что такая картина полна умиротворения и неги. Но, вместе с тем, он осознаёт: за иллюзорной картинкой внешнего благополучия скрывается масса неразрешённых проблем.

История создания

Поэт всегда стоял на стороне простого народа. Лишь немногие современники Некрасова готовы были понять и разделить с ним его народнические убеждения. Нередко звучала острая критика в адрес его гражданской поэзии. Но Некрасова это не останавливало и не пугало, а наоборот – ещё больше подогревало его бунтарский настрой.

Крепостное право было ликвидировано в 1861 г., но его отмена не сделала жизнь бывших крепостных легче и лучше. Народ всё так же чувствовал себя несвободным. В знак защиты низших слоёв общества поэт в 1874 г. написал это произведение. Таким образом, Некрасов ответил многочисленным критикам, оформив в художественную поэтическую форму свою общественную позицию

Жанр, направление, размер

Стихотворение относится к жанру гражданской лирики: в нём автор повествует о жизни простого народа, вчерашних крепостных.

Поэтический размер – классический и торжественный шестистопный ямб. Рифмовка парная.

Композиция

Произведение включает в себя четыре части, позволяющие читателям проследить за вектором развития поэтической мысли Некрасова:

  1. Первая часть – поэт заявляет тему народного страдания. Некрасов уверен, данная тема невероятно значима. Он желает честно и открыто поговорить о проблемах простого народа, хотя прекрасно осознаёт, что тема народного страдания не поощряется представителями высшего сословия.
  2. Вторая часть – автор признаётся читателям, что осознанно избрал для себя путь служения своему народу, а значит, совесть его чиста. Отмена крепостного права, позволяющая надеяться на улучшение жизни народных тружеников, ничего не дала. Крестьяне всё так же бесправны, зависимы и бедны.
  3. Третья часть – описание идиллической картины жатвы: женщины поют за работой; радостный крестьянский ребёнок бежит к отцу, чтобы отнести ему в поле еду. Но за этой идеальной картинкой внимательный читатель заметит бесправие и отсутствие выбора для простого народа.
  4. Четвёртая часть – лирический герой за раздумьями и наблюдениями проводит весь день. В заключительной части он благословляет нелёгкий крестьянский труд. Герой считает своим первоочередным долгом объективно поведать миру о проблемах простых тружеников, чтобы заставить народных мучителей опомниться и облегчить судьбу вчерашних крепостных.

Образы и символы

Образная палитра способствует максимально полному раскрытию внутреннего мира лирического героя:

Темы и настроение

Некрасов поднимает две важные темы:

Настроенческий пафос произведения проникнут эмоциями безнадёжности, горечи и обиды за несправедливость властей в отношении бывших крепостных.

Основная идея

Некрасов доносит до читателей мысль о том, что поэтическое слово является не менее действенным оружием, чем пистолет. Поэт обязан замечать страдания простого народа и заявлять о них как можно громче. Некрасов сожалеет о том, что простой народ, не имеющий образования, не способен в полной мере оценить уровень своего бедственного положения. В противном случае народ давно бы восстал против аристократов и вельмож.

Средства выразительности

С целью полного раскрытия темы и донесения основной идеи произведения Некрасов активно использует следующие выразительные средства:

Анализ стихотворения М. Ю Лермонтова " Элегия"
Стих:
О! Если б дни мои текли
На лоне сладостном покоя и забвенья
Свободно от сует земли
И далеко от светского волненья,
Когда бы, усмиря моё воображенье,
Мной игры младости любимы быть могли,
Тогда б я был с весельем неразлучен,
Тогда б я, верно, не искал
Ни наслаждения, ни славы, ни похвал.
Но для меня весь мир и пуст и скучен,
Любовь невинная не льстит душе моей:
Ищу измен и новых чувствова́ний,
Которые живят хоть колкостью своей
Мне кровь, угасшую от грусти, от страданий,
От преждевременных страстей.

Читайте также: