Экспериментирование как средство познания окружающего мира в современном доу

Обновлено: 18.05.2024

В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется ещё один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования.

1. Детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития дошкольников.

2. В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получении новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования), на получение продуктов детского творчества – новых построек, рисунков, сказок и т.п. (продуктивная форма экспериментирования).

3. Детское экспериментирование является стержнем любого процесса детского творчества.

4. В детском экспериментировании наиболее органично взаимодействуют психические процессы дифференцирования и интеграции при общем доминировании интеграционных процессов.

5. Деятельность экспериментирования, взятая во всей её полноте и универсальности, является всеобщим способом функционирования психики.

Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:

- дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания, о мире живой и неживой природы.

- Идёт обогащение памяти ребёнка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.

- Развивается речь ребёнка, так как ему необходимо давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.

- Происходит накопление фонда умственных приёмов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

- Детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, способности преобразовывать какие-либо предметы или явления для достижения определённого результата.

- В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребёнка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счёт повышения общего уровня двигательной активности.

Любовь детей к экспериментальной деятельности объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года - практически единственным способом познания мира.

Исходной формой экспериментирования, по мнению Л.С. Выготского, из которой развились все остальные, является единственно доступная ребёнку форма экспериментирования – манипулирование предметами, которая возникает в раннем возрасте. В процессе манипулирования предметами идёт и природоведческий и социальный эксперимент. В последующие два - три года манипулирование предметами и людьми усложняется.

Ребёнок все больше совершает обследовательские действия, усваивая сведения об объективных свойствах предметов и людей, с которыми он сталкивается. В это время происходит становление отдельных фрагментов экспериментаторской деятельности, пока ещё не связанных между собою в какую-то систему. После трёх лет постепенно начинается их интегрирование.

Ребёнок переходит в следующий период – любопытства, который при условии правильного воспитания ребёнка, переходит в период любознательности (после 5 лет). Именно в этот период экспериментаторская деятельность приобретает типичные черты, теперь экспериментирование становится самостоятельным видом деятельности.

Ребёнок старшего дошкольного возраста приобретает способность осуществлять экспериментирование. Он приобретает следующий ряд навыков данной деятельности: умение видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы и предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать выводы, фиксировать этапы действий и результаты графически.

Формирование и развитие данных навыков требует систематической и целенаправленной работы педагога, направленной на развитие деятельности экспериментирования детей.

Важнейшая особенность эксперимента состоит в том, что в процессе его осуществлении ребенок приобретает возможность управлять тем или иным явлением: вызывать или прекращать его; изменять это явление в том или ином направлении. Экспериментирование – это особый способ духовно – практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях.

Как и любая деятельность, экспериментирование имеет свою структуру.

Цели и задачи экспериментирования:

1. Формировать у детей познавательный интерес к природе, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность.

2. Подводить детей к суждениям, умозаключениям, учить делать простейшие выводы, устанавливать причинно – следственные связи.

3. Способствовать восприятию дошкольником целостной картины мира и основ культурного познания им окружающего мира.

4. Мотив: познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс "Что это?", "Что такое?". В старшем дошкольном возрасте познавательный интерес имеет направленность: "Узнать - научиться - познать"

5. Средства: язык, речь, поисковые действия.

6.Формы: элементарно-поисковая деятельность, эксперименты, опыты.

7.Условия: постепенное усложнение, организация условий для самостоятельной и учебной деятельности, использование проблемных ситуаций.

8. Результат: опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований. [20]

По характеру объектов, используемых в эксперименте: с растениями; с животными; с объектами неживой природы; объектом, которых является человек.

По месту проведения опытов: в групповой комнате; на участке; в лесу.

По количеству детей: индивидуальные, групповые, коллективные.

По причине их проведения: случайные, запланированные, поставленные в ответ на вопрос ребенка.

По характеру включения в педагогический процесс: эпизодические (проводимые от случая к случаю), систематические.

По продолжительности: кратковременные (5-15 мин.), длительные (свыше 15 мин.).

По количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные, многократные, или циклические.

По месту в цикле: первичные, повторные, заключительные, итоговые.

По характеру мыслительных операций: констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями); сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта); обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).

По характеру познавательной деятельности детей: иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты), поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат), решение экспериментальных задач.

По способу применения: демонстрационные, фронтальные.

Каждый из видов экспериментирования имеет свою методику проведения, свои плюсы и минусы. Развитие любой детской деятельности происходит не само собой, а под руководством взрослого. В современном ДОУ роль педагога в экспериментировании является ведущей в любом возрасте. Педагог непосредственно участвует в эксперименте таким образом, чтобы быть для детей равноправным партнером, руководить экспериментом так, чтобы у детей сохранялось чувство самостоятельности открытия. Подготовка к проведению экспериментов начинается с определения педагогом текущих дидактических задач. Затем выбирается объект, соответствующий требованиям. Воспитатель знакомится с ним заранее – и на практике, и по литературе. Одновременно он осваивает технику экспериментирования, если та ему незнакома.

В процессе экспериментирования нет строгой регламентации времени и возможно варьирование заранее намеченного плана, так как непредсказуемы предложения и предположения детей. Продолжительность эксперимента определяется и особенностями изучаемого явления и наличием свободного времени, и состоянием детей, их отношением к данному виду деятельности.

Предлагая детям поставить опыт, воспитатель сообщает им цель или задачу, которая должна быть решена, дает время на обдумывание и затем привлекает детей к обсуждению методики и хода эксперимента. Нежелательно заранее предсказывать конечный результат: у детей теряется ценное ощущение первооткрывателей. Во время работы не следует требовать от детей идеальной тишины: работая с увлечением, они должны быть раскрепощены.

Воспитатель постоянно должен стимулировать детское любопытство, быть готовым к вопросам детей, не сообщать знания в готовом виде, а помочь в ответ на вопрос ребенка получить их самостоятельно, поставив небольшой опыт. Желательно проверить все предложения детей, позволить, им на практике, убедиться в верности или неверности своих предположений (безусловно, если при этом никому не будет нанесен вред – ни объекту наблюдений, ни ребенку). В процессе работы воспитатель поощряет детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. В то же время он не выпускает из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой - то причине отстает и теряет основную мысль.

Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов. При формулировании выводов необходимо стимулировать развитие речи детей путем постановки неповторяющихся по содержанию вопросов, требующих от детей развернутого ответа. При анализе и фиксировании полученных результатов необходимо помнить, что непредусмотренный результат не является неправильным.

После эксперимента дети должны самостоятельно привести в порядок рабочее место – почистить и спрятать оборудование, протереть столы, убрать мусор и вымыть руки с мылом.

В подготовительной группе проведение экспериментов должно стать нормой жизни. Их надо рассматривать не как самоцель и не как развлечение, а как наиболее успешный путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективный способ развития мыслительных процессов. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания. Инициатива по их проведению распределяется равномерно между воспитателем и детьми.

Всегда необходимо помнить о соблюдении правил безопасности. Например, все незнакомые сложные процедуры осваиваются в определенной последовательности:

- действие показывает педагог;

- действие повторяет или показывает кто-нибудь из детей, причем тот, который заведомо совершит его неверно, что даст возможность сконцентрировать внимание на типичной ошибке;

- иногда ошибку сознательно совершает сам педагог: с помощью такого методического приема он дает возможность детям сконцентрировать внимание на ошибке, вероятность совершения которой велика;

- действие повторяет ребенок, который не допустит ошибки;

- действие осуществляют все вместе в медленном темпе, чтобы педагог имел возможность проконтролировать работу каждого ребенка;

- действие стало знакомым, и дети совершают его в обычном темпе. При выборе объекта надо учитывать его максимальное соответствие целям и задачам, решаемым в ходе эксперимента, отдавая предпочтение тому, у кого данный признак выражен ярче.

Таким образом, в современном ДОУ детское экспериментирование имеет следующие особенности:

- экспериментирование является методом обучения, если применяется для передачи детям новых знаний;

- экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира;

- экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе и т.п.;

- детское экспериментирование состоит из последовательно сменяющих друг друга этапов и имеет свои возрастные особенности развития;

- детское экспериментирование, по мнению Н.Н. Поддъякова, претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Ирина Геннадьевна Воробьева

Экспериментирование как средство познания окружающего мира в современном ДОУ

В процессе дошкольного образования ведется целенаправленное педагогическое воздействие на детей, в ходе которого закладываются основы экологического воспитания - осознанного и правильного отношения к явлениям и объектам живой и неживой природы, которые являются их непосредственным окружением в данный период жизни. Знакомство с объектами неживой природы, установления детьми причин тех или иных явлений, связей и отношений между предметами или явлениями происходит как в ходе наблюдений, так и при экспериментировании с ними. Эксперименты - это реальные опыты с реальными объектами и их свойствами. Проводя опыты, дети узнают о свойствах этих объектов, получают представления о значении и использовании этих объектов в жизни человека.

Основная задача дошкольной организации поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого процесса условия:

1. Создать систему работы по опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

2. Развивать и повышать уровень познавательного интереса у детей подготовительной к школе группы с помощью экспериментирования.

3. Воспитывать любовь к миру природы посредством опытно-экспериментальной деятельности.

4. Формировать у детей экологические знания, экологическую культуру, любовь к экспериментированию.

5. Создать условия для самостоятельного применения полученных знаний.

6. Развивать совместно с родителями в детях самостоятельность, инициативность, креативность мышления через опытно-экспериментальную деятельность.

В процессе формирования представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста опытно-экспериментальная работа строится на следующих принципах:

1. Принцип развития отражает четкую ориентацию поисково-экспериментальной деятельности на развитие личности.

2. Принцип дифференциации и индивидуализации предполагает создание условий для полного проявления способностей каждого ребенка и своевременной воспитательно-образовательной работы.

3. Принцип природосообразности свидетельствует о том, что образовательный процесс соответствует как внутренней природе, так и внешним условиям.

4. Принцип диалогического общения как неотъемлемого условия взаимодействия субъектов опытно - экспериментальной деятельности, который отражает тесную связь между взаимной и встречной открытостью, искренностью, взаимопониманием воспитателя и ребенка, и проецирует установку на разумное усвоение предлагаемого материала.

5. Принцип доступности предусматривает осуществление опытно-экспериментальной деятельности с учетом особенностей возраста, подготовленности, а также индивидуальных особенностей и психического развития детей.

6. Принцип системности . Достижение цели обеспечивается решением комплекса задач оздоровительной, образовательной и воспитательной направленности с соответствующим содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат.

7. Принцип последовательности заключается в постепенном повышении требований в процессе опытно - экспериментальной деятельности.

С.Н. Николаева предлагает следующие методы в работе со старшими дошкольниками:

1. Наблюдение за объектами природы;

2. Фиксация наблюдений всеми доступными способами;

4. Осуществление следующих видов деятельности: уход за обитателями зоны природы, моделирование явлений природы и т.д.;

5. Отражение впечатлений природы в различных формах игровой и художественной деятельности.

Опытно-экспериментальная работа с детьми в рамках образовательной деятельности возможна с применением следующих форм и методов:

трудовая деятельность в природе;

экологические праздники, досуги, викторины;

моделирование (создание моделей);

Наблюдение как метод экспериментально-исследовательской деятельности неразрывно связан с проведением непосредственно эксперимента. В процессе проведения опыта дошкольники наблюдают за изменением состояния веществ, их взаимодействием друг с другом. В результате проведения серии наблюдений дети фиксируют результаты эксперимента и делают выводы о полученных результатах.

Основу исследовательской деятельности составляют опыты и эксперименты. В процессе экспериментирования дети познают окружающий мир, знакомятся с объектами неживой природы, познают физические законы существования материи.

Трудовая деятельность в природе . Важнейшим показателем бережного и заботливого отношения к растениям и животным является желание детей принимать активное участие в уходе за ними. Дети учатся осознавать, что уход направлен на удовлетворение потребностей растений (в воде, тепле, солнце, и др). Постепенно дети прослеживают и полностью начинают понимать зависимость жизни и состояния растений от труда человека.

Экскурсии позволяют осуществить экспериментальную деятельность в естественных, природных условиях. Так, например, изменение состояния песка при взаимодействии его с водой, мы можем проследить во время дождя на прогулке. Или осуществить сравнение свойств песка, глины и земли непосредственно на участке детского сада. Проведение экспериментов в ходе экскурсии способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе, формирует представления об объектах и явлениях неживой природы. Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, сенсорных способностей, возникновению интереса к природе.

Экологические лаборатории. Лаборатория − новый элемент развивающей предметной среды. Она создается для развития у детей познавательного интереса, интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию основ научного мировоззрения. В то же время лаборатория − это база для специфической игровой деятельности ребенка (работа в лаборатории предполагает превращение детей в ученых, которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике). Исследования, которые дошкольники проводят в лаборатории, формируют у детей уважение к научной деятельности и доверие к науке.

Моделирование в опытно-экспериментальной деятельности дошкольников обеспечивает успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними .

Учитывая психофизиологические особенности старших дошкольников , целесообразно использовать разные виды моделей:

1. Предметные модели, воспроизводящие структуру и особенности, внутренние и внешние взаимосвязи реальных объектов и явлений.

2. Предметно-схематические модели . В них существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов – макетов .

3. Графические модели (графики, схемы и планы) передают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения природных явлений.

Демонстрация модели используется после предварительного ознакомления детей с объектом природы при помощи других методов, обеспечивающих живые представления, о его признаках, свойствах, связях и отношениях: наблюдение, исследование, опыт, экспериментирование .

Метод проектов. Специфика метода проектов заключается в том, что педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ребенка с окружающим миром, педагогическое воздействие осуществляется в совместной деятельности взрослого и детей и опирается на их личный опыт. При проблемном обучении ребенок систематически включается в поиск решения новых для него вопросов и ситуаций, вызывающих интеллектуальное затруднение, происходит активизация мыслительной деятельности, формирование подвижности и вариативности мышления. Проблемная ситуация служит также и мотивационным условием, и эмоциональным средством воздействия на личность ребенка.

Стихи о воде, воздухе, песке способствуют развитию эстетического вкуса у детей и воспитанию любви к природе .

Экологические сказки. Также в работе используются познавательные сказки для ознакомления детей с окружающим миром. Сказки помогают дошкольникам узнать много нового об обитателях леса, расширить экологические представления о природном сообществе.

У дошкольника после прослушивания сказок возникает желание увидеть эти явления или объекты природы на прогулке, экскурсии, рассказать о них родителям и другим детям, сделать что-то самим, чтобы помочь природе.

Использование дидактических игр в экспериментально-исследовательской деятельности является важным фактором повышения познавательного интереса старших дошкольников. Дидактическая игра способствует развитию познавательных способностей, получению новых знаний, их обобщению и закреплению. Дидактическая игра служит обогащению чувственного опыта ребенка, развивая при этом его умственные способности (умение сравнивать, обогащать, классифицировать предметы и явления окружающего мира, высказывать свои суждения, делать умозаключения). Игры с природным материалом всегда вызывают у детей живой интерес, желание играть. Семена растений, листья, камушки, разнообразные цветы, песок, глина, земля, вода - все это используется в работе с детьми при организации и проведении дидактических игр. Такие игры позволяют воспитателю проводить их во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой, при этом закрепляются знания детей об окружающей их среде, формируются мыслительные процессы и операции (анализ, синтез, классификация) и наряду с этим воспитывается любовь к природе и бережное отношение к ней.

Таким образом, ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы (физическими явлениями и законами) занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, поскольку предмет ознакомления присутствует, оказывает свое влияние и непрерывно воздействует на развитие ребенка. Включая его в процесс поиска причины того или иного физического явления, мы создаем предпосылки формирования у него новых практических и умственных действий. Результатом детского экспериментирования является приобретенный опыт видения предметов и явлений, развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности, расширение словарного запаса и обогащение речевого общения на основе культурных норм.

Арсеньева В.П. Педагогическая диагностика состояния экологического воспитания в ДОУ [Текст] / В.П. Арсеньева // Управление ДОУ, 2002, № 5. - С.82 -86.

Арсеньева В.П. Экологическое воспитание дошкольников [Текст] / В.П. Арсентьева - Смоленск: СОИУУ, 1999. - 144с.

Баталина Т.С. Организация экспериментальной деятельности детей на занятиях [Текст]/ Т.С. Баталина // Дошкольная педагогика - 2012. - №1. - С15.

Николаева С.Н. О некоторых вопросах экологического воспитания [Текст] / С.Н. Николаева // Дошкольное воспитание, 1998. - № 7. - С. 20-22.

Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности // Дошкольное воспитание, 2007. №6. С.13-16.

Аннотация. В статье определена значимость детского экспериментирования как вид деятельности, который является одним из методов познания окружающего мира. Показано как детское экспериментирование влияет на психические процессы ребенка, его развитие.

Скворцова Галина Геннадьевна

Название статьи:Детское экспериментирование как средство познания окружающего мира

Аннотация.В статье определена значимость детского экспериментирования как вид деятельности, который является одним из методов познания окружающего мира.Показано как детское экспериментирование влияет на психические процессы ребенка, его развитие.

Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

Идет главным образом развития психических процессов ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции.

Развиваетсяи обогащается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.

Происходитнакопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, целеполагание, способности преобразовывать какиелибо предметы и явления для достижения определенного результата.

достаточно четко представлен момент саморазвития: преобразования объекта, производимые ребенком, раскрывают перед ним новые стороны и свойства объекта, а новые знания об объекте, в свою очередь, позволяют производить новые, более сложные и совершенные преобразования.3. Некоторые дети не любят играть; они предпочитают заниматься какимто делом; но их психическое развитие протекает нормально. При лишении же возможности знакомиться с окружающим миром путем экспериментирования психическое развитие ребенка затормаживается.4. Наконец, фундаментальным доказательством является тот факт, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования. Таким образом, нельзя отрицать справедливость утверждения, что эксперименты составляют основу всякого знания, что без них любые понятия превращаются в сухие абстракции. В дошкольном воспитании экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем создании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т.д.Исходной формой экспериментирования, из которой развились все остальные, является единственная доступная ребенку форма экспериментирования манипулирование предметами, которая возникает в раннем возрасте. В процессе манипулирования предметами идет и природоведческий и социальный эксперимент. В последующие дватри года манипулирование предметами и людьми усложняется. Ребенок все больше совершает обследовательские действия, усваивая сведения об объективных свойствах предметов и людей, с которыми он сталкивается. В это время происходит становление отдельных фрагментов экспериментаторской деятельности, пока еще не связанных между собой в какуюто систему. После трех лет постепенно начинается их интегрирование. Ребенок переходит в следующий период любопытства, который при условии правильного воспитания ребенка –переходит в период любознательности (после 5 лет). Именно в этот период экспериментаторская деятельность приобретает типичные черты, теперь экспериментирование становится самостоятельным видом деятельности. Ребенок старшего дошкольного возраста приобретает способность осуществлять экспериментирование, т.е. он приобретает следующий ряд навыков данной деятельности: видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигатьгипотезы и предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать выводы, фиксировать этапы действий и результаты графически. Приобретение данных навыков требует систематичной, целенаправленной работы педагога направленной на развитие деятельности экспериментирования детей.

Эксперименты классифицируются по разным принципам.

По характеру объектов, используемых в эксперименте: опыты: с растениями; с животными; с объектами неживой природы; объектомкоторых является человек.

По месту проведения опытов: в групповой комнате; на участке; в лесу и т.д.

По количеству детей: индивидуальные, групповые, коллективные.

По причине их проведения: случайные, запланированные, поставленные в ответ на вопрос ребенка.

По характеру включения в педагогический процесс: эпизодические (проводимые от случая к случаю), систематические.

По продолжительности: кратковременные (515 мин.), длительные (свыше 15 мин.).

По количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные, многократные, или циклические.

По месту в цикле: первичные, повторные, заключительные и итоговые.

По характеру мыслительных операций: констатирующие (позволяющие увидеть какоето одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями),сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта), обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).

По характеру познавательной деятельности детей: иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты), поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат), решение экспериментальных задач.

По способу применения в аудитории: демонстрационные, фронтальные. Каждый из видов экспериментирования имеет свою методику проведения, свои плюсы и минусы. В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать чтото новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет не тонет), пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п. Но опасность такой "самодеятельности" заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности. Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в пространственнопредметную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья. В связи с этим в дошкольном образовательном учреждении эксперимент должен отвечать следующим условиям: максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними, безотказность действия приборов и однозначность получаемых результатов, показ только существенных сторон явления или процесса, отчетливая видимость изучаемого явления, возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента. Выводы Итак, наиболее общими и важными задачами познавательного развития ребенка являются не просто обогащение его представлений об окружающем, а развитие познавательной инициативы (любознательности) и освоение культурных форм упорядочения опыта (на материале представлений о мире), как предпосылки формирования готовности личности к непрерывному образованию. В процессе развития детей дошкольного возраста познавательный интерес выступает в многозначной роли: и как средство живого, увлекающего ребенка обучения, и как сильный мотив, к интеллектуальному и длительному протеканию познавательной деятельности, и как предпосылки формирования готовности личности к непрерывному образованию.Можно сделать вывод о следующих особенностях детского экспериментирования:

экспериментирование понимается как особый способ духовно –практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность;

экспериментирование способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста;

экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе и т.п.;

детское экспериментирование состоит из последовательно сменяющих друг друга этапов и имеет свои возрастные особенности развития.Опытноэкспериментальная работа по формированию познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. Проводимые эксперименты с различными материалами и предметами (вода, снег, песок, стекло, воздух и т.п.) представляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы "как?" и "почему?". Знакомясь с доступными явлениями неживой природы, дошкольники учатсясамостоятельно рассматривать различные явления и производить с ними простые преобразования. Умение обращать внимание не только на видимые и ощущаемые связи и отношения, Но и на скрытые от непосредственного восприятия причины станет основой для формирования у детей полноценных физических знаний при дальнейшем обучении в школе. Важно, что ребенок начнет подходить к пониманию явлений с правильных, научных позиций. При этом будут формироваться пусть неполные, но достоверные представления о явлениях и принципахих протекания. Процесс познания –творческий процесс и задача воспитателя –поддержать и развивать в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать для этого необходимые условия, оказать ему помощь в попытках установить простейшие закономерности, обратить внимание на объективные причины, связи и отношения явлений окружающего мира.В процессе детского экспериментирования дети учатся: Видеть и выделять проблему; принимать и ставить цель; решать проблемы: анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы, предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент; делать выводы; фиксировать этапы действий и результаты графически. Любая деятельность зависит от отношения к ней субъекта. Таким образом, важно уметь оценить отношение детей к деятельности экспериментирования. Отношение мы оцениваем: предпочтение к виду деятельности и по степени проявления интереса, активности участия в обсуждении и процессе деятельности. Важным становится не столько результат, сколько процесс работы ребенка в ходе экспериментирования; соответственно, и оценивается не то, какого результата добился ребенок, а то, как он думает, рассуждает. В этом случае мы выделяем такие показатели как целеполагание, планирование деятельности и процесс ее реализации. Безусловно, одним из показателей являются также рефлексивные навыки, т.е. умение детей формулировать выводы, аргументировать свои суждения. Следовательно, показатели сформированности деятельности экспериментирования необходимости исследовать как на внешнем, так и на внутреннем уровняхто есть, качественные изменения в структуре личности и их проявления. Во взаимодействии человека с окружающим миром.

Список цитируемой литературы:1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом. М., 2004

2. Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./ Управление ДОУ, N 4, 2004, с. 84 92

3. Короткова Н.А. Познавательноисследовательская деятельность старших дошкольников. / Ребенок в детском саду. N 3, 4, 5 2003, N 1, 2002

4. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под .ред.Л.Н. Прохорововй М., 2004

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опытно-исследовательская деятельность в детском саду играет существенную роль в формировании представлений о физических свойствах объектов окружающего мира. Педагогическую деятельность нужно организовывать в соответствии с требованиями ФГОС.

В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. В связи с пересмотром приоритетных направлений деятельности в дошкольном образовании преобладает деятельность, направленная на развитие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. Одним из таких направлений является познавательно-исследовательская деятельность. Поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников – представляет актуальную проблему, требующую не только теоретического, но и практического решения. И для этого различные формы исследовательской деятельности активно внедряются мною в образовательный процесс.

Цель педагогической работы – создание условий для развития познавательной активности детей в процессе познавательно-исследовательской деятельности.

Для ее реализации ее необходимо поставить перед собой следующие задачи:

- создание предпосылок формирования практических и умственных действий;

- создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами опытно-экспериментальной деятельности;

- развитие наблюдательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать; - - развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, - развитие умения устанавливать причинно-следственную зависимость, умение делать выводы;

- развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности;

- расширение представлений детей о физических свойствах объектов окружающего мира;

- знакомство с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость);

- развитие представлений об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение);

- развитие представлений детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; воздух - его давление и сила; почва - состав, влажность, сухость).

- расширение представлений детей о значимости воды и воздуха в жизни человека;

- формирование навыка выполнения правил техники безопасности при проведении физических опытов-экспериментов;

- развитие эмоционально-ценностное отношения к окружающему миру;

- развитие интеллектуальных эмоций детей посредством создания условий для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для раздумья, для возможности радоваться сделанному открытию;

- формирование у детей умений целенаправленно отыскивать ответы на вопросы – делать предположения, определять средства и способы для их проверки, осуществлять эту проверку и делать выводы.

а) приборы – помощники: увеличительные стекла, цветные стекла, очки, безмен, песочные и гелевые часы, градусники, компас, магниты, секундомер;

б) разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы, это: пробирки, колбы, стаканчики, розетки, пипетки, трубочки, воронки, шприцы и др.;

в) красители, пищевые и непищевые (гуашь, акварель, зеленка, йод, марганцовка и др.);

г) технические материалы; гайки, скрепки, болты, гвозди, шурупы, винтики, детали конструктора;

д) медицинские материалы: шприцы, пипетки, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши и др.;

е) природный и другой сыпучий материал: камешки, ракушки, монеты, глина, песок, сахар, соль, земля, мука, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, селина и т.д.;

ж) разные виды бумаги: обычная, картон, калька, наждачная, копировальная, бумажные фильтры, ватман и т.д.;

з) утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.;

и) прочие материалы: зеркала и воздушные шары, пилка для ногтей, сито, свечи, ступа, детские халаты, клеенчатые фартуки, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.

Весь материал, находящийся в центре экспериментирования, должен соответствовать среднему уровню развития ребенка, а также должны быть материалы и оборудование для проведения более сложных опытов-экспериментов, рассчитанных на детей с высоким уровнем развития.

Также в группе необходимо создать предметно- пространственную среду развития и саморазвития ребенка, что в дальнейшем будет способствовать самостоятельному приобретению опыта познания физических закономерностей и включать следующие мини-среды, представленные в виде макетов: ландшафт с объектами природы: река, поле, лес, горы и пр.; представлены схемы различных способов достижения цели познавательной деятельности; модели знакомых игр, различные природные материалы, предметы-посредники. Таким образом, развивающее пространство группы должно представлять собой единую цепь мини-сред, где осуществляется развитие исследовательских способностей ребенка – дошкольника.

Стратегию педагогической деятельности определяют основные принципы дошкольного образования:

1. Принцип научности - предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками;

2. Принцип целостности: - основывается на комплексном принципе построения непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности;

3. Принцип систематичности и последовательности: - обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач, предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития;

4. Принцип доступности: - предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми; - предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников

5. Принцип построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

6. Принцип поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;

8. Принцип формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

9. Принцип результативности - предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.

 организованная образовательная деятельность (занятия);

 совместная деятельность взрослого и детей;

 взаимодействие ребенка со сверстниками в процессе самостоятельной деятельности;

проведение опытов – экспериментов (создать картотеку).

Все это может быть также частью или отдельным этапом любого занятия с детьми, ориентированного на разные виды детской деятельности (математической, речевой, конструктивной, изобразительной, исследовательской и др.).

Примерный алгоритм

подготовки и проведения занятия-экспериментирования

1. Предварительная работа (экскур­сии, наблюдения, беседы, чтение, рас­сматривание иллюстративных материалов, зарисовки отдельных явлений, фактов и пр.) по изучению теории вопроса.

2. Определение типа, вида и тематики занятия-экспериментирования.

3. Выбор цели, задач работы с детьми (как правило, это познавательные, раз­вивающие, воспитательные задачи).

4. Игровой тренинг внимания, вос­приятия, памяти, логики мышления.

5. Предварительная исследователь­ская работа с использованием обо­рудования, учебных пособий в мини-лаборатории.

6. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом сезона, возраста детей, изучаемой темы.

7. Обобщение результатов наблю­дений в различных формах (дневники наблюдений, коллажи, фотографии, рассказы, рисунки и пр.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.

Совместная деятельность, наиболее привлекательная для меня форма организации работы с детьми в опытно - исследовательской деятельности. В ходе этой деятельности наблюдаются такие позитивные моменты как:

- закрепление ранее полученного (усвоенного) материала;

- продолжение работы по расширению представлений о предметах и явлениях;

- свобода действий, как для взрослого, так и для детей (возможность отойти от намеченного плана);

- роль педагога носит гибкий характер (ведущий, партнер);

- дети получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему, как, зачем, а что будет, если), почувствовать себя учеными, исследователями, первооткрывателями.

Очень важно в процессе работы задействовать все органы чувств (не только видеть и слышать, но и нюхать, трогать, и даже пробовать на вкус (если это возможно и безопасно).

Совместную деятельность в ходе режимных моментов на предмет проведения опытов и экспериментов с детьми старшего возраста организовываю в соответствии с перспективным планированием и в ходе различных создавшихся ситуаций в процессе детской деятельности. Работа проводится с небольшими группами детей с учетом уровня развития и познавательных интересов детей.

В ходе работы опыты и эксперименты нужно подобрать и сгруппировать по видам:

В процессе работы поощрять детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. В то же время не выпускать из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой-то причине отстает и теряет основную мысль. Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов. Выводы можно делать в словесной форме, а можно использовать графическое фиксирование результатов, т.е. оформлять в рисунках, схемах. Решение задач можно осуществлять в 2 вариантах:

 дети проводят эксперимент, не зная его результата, и таким образом приобретают новые знания;

 дети вначале предсказывают вариант, а затем проверяют, правильно ли они мыслили.

Продолжительность эксперимента определяется следующими факторами:

Особенностями изучаемого явления (например, долгосрочный опыт – наблюдение за луком, за зерновыми культурами (рост овса)

Состоянием детей, их отношением к данному виду деятельности (например, когда дети сами просят воспитателя провести какой – либо опыт).

Если дети устали, занятие необходимо прекратить ранее задуманного срока, если же, наоборот, интерес к работе велик, ее можно немного продолжить.

а) Небольшое углубление с дождевой или подпочвенной водой.

б) Пролитая на поверхность жидкость. А кто эту жидкость пролил?

Предполагаемые версии детей (лужа от дождя, пролили ведро или лейку с водой и т.д.).

А что если кинуть в лужу камешек? От камушков по воде расходятся по воде круги. Лужа морщится. От маленького камушка – немножко. От большого - по воде расходятся широкие круги.

В этом случае выделяем два основных вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности у дошкольников. Первый – активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребенка. Второй – организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, формирует у ребенка определенные сведения об объекте окружающей среды (луже).

4. Опыты, направленные на выявление причинно-следственных связей.

5. Опыты – наблюдения.

Сравнительные наблюдения. Нацелить детей на проведение сравнительного наблюдения двух распространенных комнатных растений – сансевьерии (щучий хвост) и сенполии (фиалки). Предложить закончить предложения:

- У фиалки листья опушенные, а у щучьего хвоста…

- Листья у фиалки меньше, а у щучьего хвоста…

- Щучий хвост более теневынослив, чем…

- Назовите сходства этих растений: - зеленые; - цветут; - требуют умеренного полива; - размножаются делением куста или листовыми черенками.

- Назовите различия: - в размерах; - в окраске листьев; - в форме листьев; - в форме и цвете цветов; - в отношении к свету.

Обобщающие наблюдения (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности предметов и явлений, изученных ранее по отдельным этапам). Опять же, предложить сравнить свойства самых распространенных объектов для наблюдений – это снег, вода и лед. Предложить детям рассмотреть внимательно воду, снег и лед и рассказать, чем они схожи и чем отличаются; сравнить, что тяжелее (вода или лед, вода или снег, снег или лед); определить что произойдет, если их соединить (снег и лед растают); сравнить, как изменяются в соединении их свойства: воды и льда (вода остается прозрачной, становится холоднее, ее объем увеличивается, так как лед тает); воды и снега (вода теряет прозрачность, становится холоднее, ее объем увеличивается, снег изменяет объем); снега и льда (не взаимодействуют). Как сделать лед непрозрачным? (измельчить его).

Дети получили представления о длительной опытно- исследовательской работе на огороде. Они познакомились с выращиванием семян: тыквы и фасоли, перца и помидор, моркови и свеклы.

Помещая луковицы в разные условия, ограничивая опытные образцы в свете, тепле, воде, дети наблюдают за их развитием, зарисовывают этапы роста, скорость выбрасывания перьев лука, их окраску. Дети с удовольствием каждое утро приходят, и интересуются, что произошло с луком. В итоге был сделан вывод: корень достаёт из почвы воду и минеральные вещества. Для роста растениям необходимы: вода, тепло и свет.

Для организации самостоятельной познавательной деятельности детей в условиях развивающей среды особую значимость имеют приемы, стимулирующие развитие их познавательной активности. Это:

- Действия с магнитами, лупой, измерительными приборами, переливание жидкостей, пересыпание сыпучих материалов и др. позволяют детям самостоятельно овладеть способами познавательной деятельности.

- Наблюдение природных явлений в реальной жизни (замерзание воды в лужах, таяние снега при повышении температуры, выпадение росы, тумана, появление радуги, распространение грома и молнии, образование пара от дыхания в холодную погоду и др.), пробуждают детей к поиску объяснения причин появления и образования природных явлений, обоснованию их физическими законами.

- Рассматривание схем к опытам, таблицы, упрощенные рисунки позволяет упростить понимание сложных явлений на дошкольном уровне.

- Драматизация: ребенок берет на себя то роль Незнайки - Почемучки, задающего вопросы, то роль экспериментатора, умеющего все объяснять и отвечать на вопросы.

В процессе проведенной работы вы увидите, что дети с удовольствием экспериментируют, раскрывают содержание представлений, навыков и умений в поисковой деятельности, умеют выделять и ставить проблему, предлагают возможные решения этой проблемы, проверяют эти возможные решения в ходе проведения исследований. Исходя из данных, умеют делать выводы на основе результата исследования, делают обобщения, умеют соблюдать правила техники безопасности при проведении физических экспериментов. Динамика усвоения у детей знаний, умений, навыков положительна, что говорит об эффективности проводимой работы по данной проблеме.

Таким образом, ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы, физическими явлениями и законами посредством проведения опытно-исследовательской деятельности занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, поскольку предмет ознакомления присутствует, регламентирует, оказывает свое влияние и непрерывно воздействует на развитие ребенка.

В заключении хочется еще раз подчеркнуть, что в детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить!

Читайте также: