Экспериментальная деятельность в школе деда мороза

Обновлено: 08.07.2024

Образовательная область: социально-коммуникативное развитие.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие

Цель:формирование умений счета в пределах 7

Образовательные задачи:

-закреплять навыки порядкового и количественного счета в пределах числового ряда первого десятка.

-продолжать формировать представления о равенстве групп предметов, учить составлять группы предметов по заданному числу, видеть общее количество предметов и называть его одним числом.

-познакомить с цифрой 7.

-учить ориентироваться на листе бумаги.

Развивающие задачи:

-развивать умственную активность, сообразительность, наблюдательность, логическое мышление;

- продолжать развивать глазомер и умение находить предметы одинаковой высоты, равные образцу.

Воспитывающие задачи:

-воспитывать внимательность, участвовать в совместной деятельности;

- воспитывать чувство взаимопомощи через сотрудничество во время образовательной деятельности, радоваться достигнутым успехам.

Методы и приемы:

- наглядные: сюрпризный момент, рассматривание;

- словесные: проблемные ситуации, сюрпризные моменты, игровые упражнения;

- практические: сравнение предметов, продуктивная деятельность.

Материалы и оборудование: наборное полотно, магнитная доска, снеговики в разных шапках (21 штука), круги красного, желтого, зеленого и синего цветов (по 1 штуке), 4 елочки разной высоты; трехполосные карточки, чистые листы бумаги, елочки (по 4 на каждого ребенка разной высоты), наборы цветных карандашей, математический набор, раскраска с цифрой 7 для каждого ребенка.

Деятельность воспитателя

Дети встают в круг, берутся за руки и приветливо улыбаются друг другу.

чтобы знать, сколько тебе лет, сколько у кошки лап.

не сдвинется с места любая работа.

не будет на улице света

не сможет подняться ракета

письмо не найдет адресата

И в прятки сыграть не сумеют ребята.

Ответы детей: да.

Ответы детей: самолет.

Ребята, давайте встанем в круг и возьмемся за руки.

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Ребята, на каждом занятии мы узнаем что-то новое. Вот и сегодня нас пригласили в школу Деда Мороза на урок математики, чтобы познакомиться с цифрой 7, закрепить наши умения ориентироваться на доске, на листе бумаги, различать предметы по высоте.

Ребята, для чего нам нужна, Математика?

Чтобы учиться считать,

Писать и решать,

Запомните все, что без точного счета

Что бы выбрать транспорт для путешествия, нам нужно отгадать загадку.

Летит птица – небылица,

А в нутрии народ сидит,

Меж собою говорит.

Тогда заводим моторчики и полетели.

Организационный момент: стихотворение.

2. Основная часть занятия.

-Формирование представлений о равенстве групп предметов, учить составлять группы предметов по заданному числу, видеть общее количество предметов и называть его одним числом;

знакомство с цифрой 7;

развитие глазомера и умения находить предметы одинаковой высоты, равные образцу;

умение ориентироваться на листе бумаги;

воспитание чувства взаимопомощи через сотрудничество во время образовательной деятельности, радоваться достигнутым успехам.

Действия детей

Действия воспитателя

Ответы детей: да!

Ребенок выкладывает снеговиков на наборном полотне, дети выполняют задание за столами.

На верхней полосе выложено 7 снеговиков,

на средней – столько же, сколько и на верхней – 7,

на нижней столько же, сколько и на верхней, и на средней - 7

Я выложил 7 треугольников.

Я выложил 7 кругов.

Я выложил 7 квадратов.

Их поровну, их по 7.

Вызванный ребенок подбирает 6 снежинок разного цвета и размера. Затем обозначает количество снежинок цифрой 6.

Дети проверяют выполнение задание.

Ответы детей: снежинок стало семь.

Снежинок стало семь.

Дети раскрашивают цифру.

Дети выполняют движения по тексту:

дети вытягивают одну руку, затем – другую

имитируют лепку снежков,

ладонями делают круговые движения по бедрам,

разводят руки в стороны, показывая какой большой,

растирают ладонями грудь,

показывают величину кома меньше,

поглаживают руками щечки,

соединяют пальцы рук вместе, показывают маленький ком

ставят руки в бока, повороты влево – вправо,

шагаем на всей стопе, подняв нос кверху

активный вдох через нос

продолжительный выдох ртом.

Дети садятся на рабочие места

Дети рисуют линии.

красная линия нарисована вдоль верхней стороны,

синяя линия нарисована вдоль нижней стороны,

жёлтая линия нарисована вдоль правой стороны,

зеленая линия нарисована вдоль левой стороны.

С оставляют узор на середине листа из геометрических фигур.

я составила узор в середине листа.

Ребёнок выкладывает ёлочки у доски. Остальные дети на столах.

Ответ: она выложила ёлочки от самой высокой до самой низкой.

Дети проводят взаимопроверку.

Дети отвечают на вопросы.

доска похожа на прямоугольник.

Верхняя сторона, нижняя сторона, левая сторона, правая сторона.

Ребёнок выполняет задание у доски.

красный круг расположен в правом верхнем углу,

зеленый круг расположен в правом нижний углу,

синий круг расположен в левом нижнем углу,

желтый круг расположен в левом верхнем углу.

Дети высказывают свои предположения.

Ну, вот мы в Школе Деда Мороза, он приготовил для вас разминку – загадки.

Этот предмет может быть большим, может быть маленьким. Этот предмет круглый, сделан из резины, может быть любого цвета, предназначен для игры.

Я длинный, тонкий, деревянный,

Любого цвета быть могу.

И если ты меня заточишь,

То нарисую, что захочешь.

Ребята, и Снеговик пришёл в школу, но он какой-то грустный. Снеговик, скажи нам, что случилось?

Ребята, научим Снеговика, как правильно выполнить его домашнее задание?

Дед Мороз слепил много снеговиков: в коричневой шапке, в красной шапке, в голубой шапке. На верхнюю полосу наборного полотна нужно выложить семь снеговиков в коричневой шапке, на среднюю столько же снеговиков в красной шапке, на нижнюю столько же снеговиков в голубой шапке. А я не знаю, как это выполнить.

Ребята, научим Снеговика? Это задание у доски выполнит Саша, а вы на карточках с 3 полосками. На верхнюю полоску вы выложите столько же треугольников, на среднюю полоску – столько же кругов, на нижнюю – столько же квадратов.

Давайте проверим, правильно ли выполнил работу Саша.

Ксюша, сколько снеговиков на верхней полосе наборного полотна?

Витя, сколько снеговиков на средней полосе?

Мира, на нижней полосе сколько снеговиков?

Что мож­но сказать о количестве снеговиков на верхней, средней и на нижней полосах?

Правильно. Молодцы! А вот Снеговику не понятно. Ребята, давайте проверим правильно ли вы выполнили задание.

Сергей, сколько ты выложил треугольников? А ты…?

Ваня, сколько ты вложил кругов? А ты…?

Данила, сколько у тебя квадратов? А ты…?

Что можно сказать о количестве геометрических фигур на верхней, средней и на нижней полосах?

Понял, Снеговик, как нужно было выполнить это задание?

Снеговик: Вот теперь я понял, спасибо, ребята.

Дед Мороз очень любит рисовать на окошках снежинки. Он мне дал задание: найти 6 снежинок для его картины, чтобы они были разного размера и разного цвета и обозначить их количество цифрой.

Снежинки будет выбирать Андрей.

Ребята, правильно Андрей выполнил задание?

Ребята, а к нам прилетела еще 1 снежинка. Посчитайте, сколько стало снежинок?

А ты, Егор, как думаешь …?

Но в задании Деда Мороза было обозначить число снежинок цифрой, но цифру 7 мы не знаем и сегодня с вами мы познакомимся с цифрой 7 и Снеговика познакомим. На что она похожа?

Ребята, у каждого из вас на столе есть 2 белых листа, переверните верхний. Что вы видите?

Возьмите карандаши и раскрасьте цифру 7.

Молодцы! Устали? Давайте отдохнем.

Раз – рука, два – рука,

Лепим мы снеговика

Мы скатаем снежный ком.

А потом поменьше ком.

А наверх поставим мы

Вот и вышел снеговик. Очень милый толстячок!

Снег метлою разметая, шагает наш снеговичок,

Нос морковку задирает,

И снежинки раздувает.

Мы закончили разминку.

Проходим на свои места.

Вдоль верхней стороны нарисуем дорожку красного цвета, вдоль нижней стороны - синим цветом, справа - жёлтым цветом, слева - зеленым цветом.

Вдоль какой стороны нарисована красная линия?

Вдоль какой стороны нарисована синяя линия?

Вдоль какой стороны нарисована жёлтая линия?

Вдоль какой стороны нарисована зелёная линия?

Составьте узор на середине листа, используя любые геометрические фигуры.

В какой части листа бумаги, Маша, ты составила узор?

Дед Мороз принёс в школу ёлочки. Их нужно разложить от самой высокой до самой низкой.

Мира, выложи ёлочки на доске. А вы ребята, у себя на столе выполните тоже это задание.

Света, как Мира выложила ёлочки на доске?

Ребята проверьте у своих соседей, правильно ли они выполнили это задание.

Дима, а у соседа правильно выложены ёлочки?

А у твоего соседа, …?

Данила, твой сосед справился с заданием?

Дед Мороз предлагает ещё одно задание, и оно очень сложное.

На какую геометрическую фигуру похожа доска?

Что есть у прямоугольника?

Нужно расположить красный круг в правый верхний угол, зеленый круг - в правый нижний угол, желтый - в левый верхний угол, а синий — в левый нижний угол.

Мира, в каком углу расположен красный круг?

Егор, в каком углу расположен зеленый круг?

Витя, в каком углу расположен синий круг?

Ваня, в каком углу расположен желтый круг?

Молодцы, никто не ошибся!

Ребята, посмотрите, а наш снеговик улыбается. Как вы думаете, почему?

Снеговик: спасибо, ребята, за вашу помощь. Я теперь знаю, как нужно было выполнить домашние задания. До свидания, мне пора возвращаться в школу.

Сюрпризный момент: грустный Снеговик.

Показ цифры 7, картинок с изображением топора, косы, змеи.

Самостоятельная работа детей.

Показ углов и сторон доски

Сюрпризный момент: веселый Снеговик.

Заключительная часть занятия.

- создать эмоционально – положительный настрой от результатов проделанной работы.

Действие детей

Действия воспитателя

Дети проходят на ковер и встают в круг.

Дети отвечают на вопросы.

Дети высказывают свои предположения.

Ребята, нам тоже пора возвращать в детский сад. Заводим самолёты и полетели. Прилетели, встаньте в круг.

Скажите, пожалуйста. что нового вы сегодня узнали на занятии?

Все ли у вас получилось?

Что вы сможете рассказать дома?

Как вы думаете, научили ли мы Снеговика выполнять домашние задания?

Мне было сегодня интересно с вами заниматься. Вы были активны, отвечали на вопросы полными ответами, проверяли друг друга. Ребята, я благодарна за хорошую работу. На следующем занятии мы с вами будем знакомиться с составом числа и цифрой 8. Нам пора возвращаться в детский сад, заводим моторчики и полетели. (на коврик). Спасибо, можете идти играть.

Но есть еще одна замечательная забава – эксперименты со снегом.

Эксперимент рождается не просто

Порой с наивного вопроса

Порой от странного ответа

Он долго зреет в тайне где-то

Когда сомнений нет уж более –

Он вырывается на волю,

Нам отдает себя на милость:

Смотрите, что-то получилось.

Посмотрим, что у нас получится.

-Ребята, где можно проводить эксперименты?

-Кто проводит опыты?

-Сегодня ребята, вы станете учеными, будете проводить опыты и ставить эксперименты.

Правила, которые вы должны соблюдать:

-быть внимательными и не шуметь;

-делать все по инструкции;

-все делать аккуратно;

-нужно одеть спец.одежду.

Давайте оденем спецодежду и пройдем в лабораторию.

Ребята, сегодня мы будем говорить о воде.

Вы слыхали, о воде,

Говорят она везде

Без нее нам не прожить.

Вода встречается в жидком, твердом, газообразном состоянии.

-Ребята, закройте глаза.

(Воспитатель проводит кусочком льда по руке ребенка)

-Что вы почуствовали?

-Как вы думаете, чем я прикоснулась к вашей руке?

(чем-то мокрым и холодным)

Давайте возьмем в руки кусочки льда, и посмотрите, что будет.

Как вы думаете, что будет? Какие ваши гипотезы?

(лед растает, превратится в воду)

(дети берут льдинки в руки, наблюдают, формулируют выводы)

Вывод: лед, это тоже вода, только в твердом состоянии.

Как получить разноцветную водичку?

(ответы детей – добавить краску)

Давайте сделаем разноцветную водичку.

- Маша, какого цвета краску ты добавляешь в воду?

- Ярослав, какого цвета краску ты добавляешь в воду?

- Миша,какого цвета краску ты добавляешь в воду?

- А, что будет, если стаканчики с разноцветной водой вынести на мороз.

(ответы детей: превратится в волшебные льдинки)

Ребята, а вы знаете что у нас в России есть традиция - дарить на праздники подарки .Ведь скоро праздник. Какой праздник мы ждем, ребята? Правильно, встречаем Новый год. И мы также будем сегодня с вами поддерживать эту традицию. Сегодня мы с вами сделаем необычные подарки – елочные игрушки , но необычные , а будем использовать цветной золотой, серебристый песочек для украшения , разноцветные паетки .

Нам понадобится для работы: цветной песочек, шаблоны-фигурки игрушек из картона, паетки, клей ПВА, кисточки. Все уже у вас на столе.

Сначала надо нанести какой-либо узор на фигуре,- будущей елочной игрушке, карандашом.

А сейчас аккуратно промазываем каждый узор отдельно и посыпаем его песочком , используя песок разного цвета, а затем дать немного подождать, чтобы песочек приклеился и затем промазываем всю игрушку, и также начинаем засыпать ее песочком .

Теперь можно по желанию украшать цветными паетками игрушку по контуру изображения. Вот и готовы ваши замечательные подарочки: шарики, собачки, варежки, башмачки, звездочки, елочки . Нужно только прикрепить тесемочки к ним и можно своими волшебными игрушками украсить нашу елочку.

Молодцы , ребята. У вас получились замечательные песочные елочные игрушки.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Познавательная деятельность

Коммуникативная деятельность

Познавательная деятельность

Коммуникативная деятельность

(хакасский язык)

Цель: создание социальной ситуации развития в процессе поисково-исследовательской деятельности

Задачи: создать условия для :

- развития у детей знания и представления о новогодних игрушках; о том из каких материалов можно делать игрушки

- Способствовать конструированию игрушки-поделки из цветной бумаги , фетра, картона бросового материала, предварительно продумывая последовательность своих действий.

- способствовать развитию у детей желания бережно относиться к грушкам.

Цель: создание социальной ситуации развития через развития речи

Задачи : создать условия для:

- выражения детьми своего мнения;

- побуждения детей к речевой активности посредством составления описательного рассказа;

- активизации словаря по теме;

- отрабатывать навыки правильного произношения слов и отдельных звуков

Цель: создание социальной ситуации развития в процессе развития элементарных математических навыков Задачи:

- обеспечить условия для выражения детьми своего мнения;

-Совершенствования навыков устного счета в пределах 5. Способствования закреплению представлений о значении слов: вчера, сегодня, завтра.

- развиватия умения самостоятельно устанавливать равенство и неравенство групп предметов, определяя их численность, когда предметы расположены по кругу и различны по величине.

Цель: создание социальной ситуации развития в процессе рисования краской

Задачи: создать условия для:

- развития умений рисовать красками;

- развития умения правильно держать кисть;

- развивать мелкую моторику, аккуратность, усидчивость; вызвать интерес к рисованию людей

Цель: создание социальной ситуации развития в процессе речевой активности

Совместная деятельность

Конструирование

Итоговое событие

Восприятие художественной литературы

Цель : создание социальной ситуации в процессе заучивания стихотворения

Задачи: создать условия для:

- взаимодействия детей в процессе чтения;

- развития умения внимательно слушать литературное произведение, рассматривать иллюстрации к нему;

- развития диалогической речи;

- развития умения детей последовательно передавать литературный текст, умение выражать своё отношение к событиям прочитанного; умения отвечать на вопросы по содержанию произведения

Цель: создание социальной ситуации развития посредствам лепки из пластилина

Задачи: создать условия для развития умения овладения средствами лепки, направленных на создание объёмного образа.

Создать условия для передачи формы и строения человека комбинированным способом;

создать условия для развития освоения приёмов скатывания, вдавливания, сглаживания, выравнивания, оттягивания и примазывания.

Создать условия для развития умения устанавливать фигуру человека на широком основании.

Создать условия для развития чувства формы, пропорции, согласования в работе обеих рук.

Задачи: создать условия для:

- развития умений детей создавать постройку из готовых геометрических форм (брусков, кирпичиков, призм, цилиндров);

- развития умений анализировать объект, видеть основные части и детали, составляющие сооружение;

Цель : создание социальной ситуации развития посредством обрывной аппликации из газеты

создать условия для:

- развития умений передавать пропорции тела человека в процессе обрывной аппликации;

- составления и наклеивания на одном листе бумаги кусочков газеты;

- последовательного наклеивания аппликации сверху вниз;

- развития восприятия формы и величины, глазомера и мелкой моторики

Событийность

Познавательно-исследовательская деятельность

Наблюдение за изменениями в природе (установление причинно-следственных связей)

Утро радостных встреч

(3 вопроса о проекте)

Наблюдение за погодой (развивать умения видеть изменения погоды за определённый промежуток времени)

Наблюдение за деревьями (развивать умения делать выводы)

Решение проблемного вопроса

(развития умений рассуждать делать выводы)

Наблюдение за работой дворника

Опытно экспериментальная деятельность

(развития представлений о свойствах игрушек)

Наблюдение за дорогой

Ориентировка в пространстве

Наблюдение за украшенными елочками на территории детского сада

(развитие числового ряда)

за украшенными окнами сада

Наблюдение за прохожими ( кто во что одет, движения, эмоции)

( классифицировать геометрические фигуры по 3 признакам)

Наблюдение за снегом

(согласование существительных с прилагательными)

Коммуникативная деятельность

Речевое упражнение: «Назови ласково

(понимание смысловых отношений)

Задачи: создать условия развития использования в речи притяжательных прилагательных

(ушами мы слышим, глазами мы …)

Задачи: создать условия для приобретения опыта подбирать слова-антонимы; активизация словаря

Проговаривание чистоговорок и стихотворений со звуками С

Восприятие художественной литературы

Выставка книг по теме проекта

(выбор книг детьми для выставки)

(развитие умения отвечать на вопросы)

Загадки, пословицы, поговорки, стихи по теме

Самостоятельное рассматривания книг, книжек-малышек

(побуждать запоминать и повторять)

Чтение перед сном

Конструктивная деятельность

Предложить детям мозаики (создать условия для творчества)

Конструирование

(развитие умения выкладывать елочку счетными палочками)

Предложить детям фигурный конструктор, резинки

Конструирование

(способствовать развитию творчества, самостоятельности и организованности; заранее обдумывать тему, создавать замысел и реализовывать её)

Конструирование

(различным способом комбинировать детали (цвет, форма); развитие творческой инициативы; усидчивости)

Конструирование

( по собственному замыслу; развитие познавательного интереса, усидчивости)

Конструирование

(настольный деревянный конструктор)

(различным способом комбинировать детали (цвет, форма); развитие творческой инициативы; усидчивости)

Конструирование из подручных материалов

По собственному замыслу

(развитие конструктивного воображения; выбора материала)

Игровая деятельность

(условия для доброжелательного общения в коллективе, развития умений взаимодействовать в паре; развития воображения)

(развития уверенности; умения рассуждать; выявления предпочтения детей)

(положительное взаимодействие в группе)

(развитие умений действовать с реальными предметами, создать условия для развития умений организовывать игровое пространство)

Художественно – творческая деятельность

Рисование в раскрасках

Задача : создать условия для выбора материала

создать условие для творчества; для выбора материала; для взаимодействия детей

Ручной труд

(развитие слухового внимания)

Опыт с красками

( развития творческих способностей; умение взаимодействовать; выбора материала)

Пластилинография

Рисование в раскрасках

( условия для выбора материала и раскрасок)

(создание условий для выбора материала; самостоятельной творческой деятельности)

Трудовая деятельность

Труд в природном центре

(развития умений ухаживать за комнатными растениями: полить цветы, убрать сухие листья)

Дежурство по кухне

(алгоритм действий при дежурстве)

Хозяйственно – бытовой труд

Подгруппа детей

Коллективный труд на участке

Уборка крупного мусора

( условие для трудовой деятельности, выбора инвентаря)

Труд в природном центре

(полить цветы, убрать сухие листья)

(развитие культурно-гигиенических навыков)

Дежурство по группе

Подготовить и убрать столы для продуктивной деятельности

Дежурство по группе

Подготовить и убрать столы для продуктивной деятельности

Самообслуживание

( закрепления алгоритма действий при гигиенических процедур после прогулки в туалетной комнате, при умывании, при пользовании полотенца)

Коллективный труд

Двигательная деятельность

(развитие умений прыгать двумя ногами)

(развивать умения соотносить действия с текстом игры)

( развитие умений слышать сигналы и быстро на них реагировать)

(развитие умений передвигаться подскоками)

подгруппа детей

Задачи : создать условие для развития быстроты реакции на сигнал

Подгруппа детей

( развитие умений играть сообща, координации движений, быстроты реакции)

(развитие умений ходить по скамейке боковым шагом)

(развитие умений правильно прыгать через препятствие)

( подгруппа)

(развития умений выполнять игровые действия согласно тексту)

(развитие умений бросать мяч двумя руками от себя)

(развитие умений ловить мяч двумя руками не прижимая его к груди; внимания и быстроты реакции)

(развитие умений бросать мяч двумя руками над головой)

(развитие воображения, пластики, координации движений)

(играть по правилам, соблюдать правила)

(развития умений делать правильные подскоки, держа красивую осанку)

Подгруппа детей

(играть по правилам, соблюдать правила)

Взаимодействие с родителями

Предложить родителям создать

Предложить рассмотреть иллюстрации к празднику Новый год

Проиграть дома с детьми реальные ситуации, где проверяется бдительность ребенка

Нажмите, чтобы узнать подробности

- Расширить представления детей о российском Деде Морозе: его истории и современности.

- Воспитывать у детей аккуратность в работе, умение соблюдать правила техники безопасности, вызывать радость открытия, полученного из опыта.

Конспект НОД

по познавательно-исследовательской деятельности

в подготовительной группе

- Расширить представления детей о российском Деде Морозе: его истории и современности.

- Воспитывать у детей аккуратность в работе, умение соблюдать правила техники безопасности, вызывать радость открытия, полученного из опыта.

Материал и оборудование:

- стеклянный сосуд с водой;

- лупы по количеству детей;

Готовая веточка с кристаллами

- одноразовые стаканчики на каждого ребёнка

- стаканчики с солью:

- ложечки для каждого ребёнка;

Предварительная работа:

- Беседы о применение соли в медицине, кулинарии, косметологии;

- Рассказывание пословиц и поговорок о соли.

Содержание: Организационный момент:

В круг широкий, вижу я встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдём направо, а теперь пойдём налево,

Улыбнёмся, подмигнём, и к гостям здороваться пойдём!

В центре круга соберёмся, и на место все вернёмся.

Ответы детей: ………..

Воспитатель: Но это еще не все! Хотите узнать больше? Тогда устраивайтесь поудобнее, внимание на экран!

1 Это добрый Дедушка с длинной бородой и в валенках. Он приносит всем подарки в своем волшебном мешке. Но знаешь ли ты, откуда он появился, где живет? Тогда я расскажу тебе.

2 Нашего доброго Дедушку раньше называли Дед Трескун. Он был маленьким суровым старичком с длинной бородой. Женой Деда Мороза была злая старуха Зима. И еще у него была прекрасная внучка – Снегурочка.

3 Снегурочка удивительно красивая, ласковая и милая девушка. Она любит снег и холод, а от солнечных лучей тает. Но на детские праздники она приходит с большой радостью, резвится, водит вместе с детишками хороводы.

5 Встретить Деда Мороза можно только зимой. Но не стоит думать что весь год он просто отдыхает. Нет, он работает у себя дома. В чем же заключается работа?

6 В Доме Деда Мороза находится мастерская, где он создает авторские новогодние подарки: вырезает по дереву, токарит, паяет, выдувает, красит, лакирует, шлифует…

7 Дед Мороз - гениальный художник по стеклу. Долгими зимними ночами он рисует картины без красок и кисточки, а собственным ледяным дыханием. А потом устраивает выставки на окошках наших с вами домов и автомобилей

8 Любит Дед Мороз и научных эксперименты. Он постоянно придумывает новые формы снежинок. Подставь ладошку под падающий снег и поднесите ее к глазам. Ты увидишь, что каждая созданная Дедом Морозом снежинка совершенна и неповторима!

9 Дед Мороз - великий чародей. У него есть волшебное зеркало, в которое он смотрится каждое утро и оттого не стареет. А ведь деду перевалило за 2000 лет!

10 День рождения Дед Мороз отмечает 18 ноября - эту дату придумали ему сами дети, поскольку именно 18 ноября на его вотчине - в Великом Устюге - в свои права вступает настоящая зима, и ударяют морозы.

11 Ну и конечно, одна из самых главных забот Деда Мороза - успеть прочитать все письма до наступления Нового года. Каждый год к Деду Морозу приходит до пятисот тысяч писем, целая белоснежная гора!

12 Дед Мороз внимательно прочитывает каждое письмо, чтобы принести ребятам подарки, которые они захотели.

13 Современный Дед Мороз – это очень веселый и добрый старик. Узнать его можно по длинной белой бороде, красной шапке, волшебному посоху и большому мешку с подарками.

Воспитатель: Ребята, что нового Вы узнали из истории Деда Мороза?

Воспитатель: Ребята, что Вас удивило в современной жизни Деда Мороза?

Воспитатель: Ребята, я бы хотела с вами обсудить Деда Мороза как художника. Он очень любит эксперименты, видели какие замечательные снежинки он создает, и ни одна не похожа на другую. А еще Дедушка Мороз старается укрыть каждое дерево от мороза! Ведь в стволе, ветках дерева есть влага – сок деревьев, которая питает каждый листочек в теплое время года. А зимой количество сока уменьшается, потому что на дереве нет чего? (листьев). Еще зимой воздух из-за обилия снега может быть влажным, морозным и из-за этого на ветках образуются снежные кристаллики, которые нарастают друг на друга, образуя ИНЕЙ. Иней защищает деревья от мороза, сохраняя сок внутри веток деревьев. Поэтому деревья зимой принимают волшебные очертания и похожи на зимнюю сказку.

- Ребята, Как вы думаете, с помощью чего природа защищает ветки деревьев от холода?

Ответы детей (иней)

Показ видео

Воспитатель: Ребята, вы уже взрослые и понимаете, что это сказочный ледяной посох и в жизни так спасти дерево не удастся. Так что такое иней? И как помогает деревьям зимой?

Дети: это много кристаллов-снежинок налипших на поверхности (Деревьев, крыш и т.д) …

Воспитатель: Ребята я предлагаю вам стать помощниками Дедушки Мороза и в его мастерской-лаборатории изготовить зимние веточки с кристаллами, которые потом можно подарить кому-либо или украсить ими помещение, нашу группу, например?

- Давайте представим, что эта комната превратилась в научную лабораторию-мастерскую Деда Мороза, в которой проводятся разные опыты, эксперименты по изготовлению новогодних подарков и украшений.

- Проходите в мастерскую, присаживайтесь. (дети со стульями идут к столам)

- Но прежде чем мы приступим к работе, давайте вспомним правила работы в лаборатории.

Ответы детей

Воспитатель: Посмотрите какая чудесная ветка у меня в руках (показ готовой ветки с кристаллами) Правда она похожа на веточку с инеем. Но скажите мне, если бы, я принесла настоящую веточку в инее в группу что случилось бы с ней?

Дети: Иней бы растаял,

Воспитатель: А почему?

Ответы детей

Воспитатель: Хотите узнать, почему моя веточка не тает и из чего она получилась?

Тогда отгадайте загадку:

- Она белая, как снег колючий, как песок сухой, сыпучий.

Она в воде родится, а сама воды - боится (соль)

- Отдельно она не так вкусна, но в пище каждому нужна (соль)

- Вот и ответ на вопрос, из чего получились кристаллы на веточке. То что похоже на иней – это кристаллы соли, о которой вы угадали загадки они очень похожи на кристаллы льда.

Воспитатель знакомит детей с последовательность работы - опыты с солью:

- Посмотрите перед вами стоит стаканчик с солью. Проведём с вами опыты для выяснения свойств соли.

1) Давайте посмотрим через увеличительное стекло (похожи на зёрнышки, кристаллики)

Но как эти кристаллы могут закрепиться на веточке?

2) Возьмите веточку, ложечкой наберите немного соли посыпьте на веточку над стаканчиком, держаться кристаллы? Нет, какая она? (Сыпучая)

Правильно! Как вы думаете, для того чтобы кристаллы соли закрепились на веточке, что нам надо сделать?

Ответы детей

Воспитатель: - Для того чтоб кристаллы держались, нам надо приготовить солевой раствор, т.е смешать воду и соль. Дети повторите, что нам надо приготовить?

Дети: Солевой раствор или раствор из соли

Воспитатель: Для приготовления раствора в стаканчик с водой надо добавить четыре ложки соли, затем помешать. Посмотрите и скажите вся ли соль растворилась сразу?

Дети: Нет только часть

Воспитатель: Правильно, та часть, которая растворилась, превратилась в мельчайшие частицы, невидимые нам. Если поставить это солевой раствор на огонь и подогреть воду, то вся соль растворится, но нам сегодня достаточно иметь не до конца растворенную в воде соль, чтобы изготовить снежную веточку. Теперь я беру веточку и опускаю ее в соляной раствор, и закрываю листом картона, чтобы вода не испарялась, частицы соли оседали на веточку и наслаивались друг на друга, как снежинки или кристаллы в инее. Чтоб вам было легче повторить этот опыт, посмотрите на схему на экране!

Показ схемы приготовления раствора. Проговариваем с детьми последовательность их работы. Дети приступают к работе.

По окончанию работы, напоминаю: - Все стаканчики надо накрыть картоном, чтобы вода не испарялась.

4 часть: Итог занятия, рефлексия.

Ребята, мне сегодня очень понравилось, как вы работали. Я рада, что вы хорошо знаете технику безопасности при проведении опытов, это поможет вам сохранить ваше здоровье. Мне доставили удовольствие полные ответы … (перечисляю активных детей). Можно смело сказать, что вы готовы идти в школу. Я хотела бы послушать вас.

Читайте также: