Может ли психолог быть классным руководителем в школе

Обновлено: 02.07.2024

Школьный психолог чаще всего в школе сотрудничает с классными руководителями, именно они являются посредниками между психологом и учениками. Психологическая служба может оказать классному руководителю большую помощь в работе с классом и с родителями, если между психологом и учителем есть взаимопонимание.

Помощь психолога классному руководителю в целом идет по трем направлениям:

— психологическое просвещение учащихся класса и их родителей;

— коррекционная работа с классом и с отдельными учащимися.

Классный руководитель и школьный психолог должны обмениваться информацией. Это могут быть данные о классе в целом и об отдельном ученике. Здесь главное правило — конфиденциальность. С полученными данными нужно быть осторожным, чтобы не навредить ученикам и не обидеть их родителей. Психолог предоставляет данные, полученные с помощью диагностики, которую он проводит самостоятельно, изучая учебную мотивацию, отношение ученика к своей семье, интересы, способности, положение ученика в коллективе, развитие познавательных процессов, уровень воспитанности отдельного школьника и класса в целом.

Очень важно всегда информировать классного руководителя о том, что проводится в его классе. Всю работу нужно согласовывать с ним, чтобы у учеников не было перегрузки.

Собранная школьным психологом для учителя информация не должна содержать психологических терминов, она должна включать рекомендации: над чем следует работать, на что или на кого обратить внимание, какую работу провести — например, просвещение учеников или родителей по определенной теме. Это направление работы проводится совместно с классным руководителем. Процесс может осуществляться с помощью:

— тематических классных часов;

— индивидуальных или тематических консультаций;

Коррекционно-развивающую работу с учениками или в триаде психолог—родители—ученики психолог тоже проводит самостоятельно, а затем сообщает результаты изменения и рекомендует классному руководителю, какую работу еще нужно провести. Коррекционная работа непременно следует за диагностикой.

Сотрудничество начинается с планирования работы в классе и заканчивается анализом: что сделано и что предстоит сделать на следующий год. Хотелось бы показать сотрудничество психолога и классных руководителей на примере нашей школы.

Первое направление в работе — диагностика. Каждый год проводятся диагностика воспитанности, индивидуальное и групповое анкетирование учеников и их родителей. Данные из анкет заносятся в карты воспитанности каждого класса. Подсчитываются баллы у каждого ученика и у класса в целом. Сравниваются с результатами прошлого года. Полученные данные сообщаются классному руководителю с рекомендациями о дальнейшей работе.

Изучается готовность учащихся 4-го класса к обучению в 5-м классе, а девятиклассников — к обучению в 10-м. Проводится диагностика интересов учеников. Эти данные позволяют ориентировать ребят — какие кружки им выбрать в соответствии с их интересами и возможностями в свободное от уроков время (тем более что от классных руководителей требуют занятости учеников в свободное время).

Диагностика проводится по подготовке к консилиуму с целью выявления проблем в классе и возможностей их решения совместными усилиями разных специалистов школы. Но диагностика в классах проводится не только по инициативе школьного психолога, но и по просьбе классного руководителя. Бывают такие ситуации, когда и классный руководитель просит помощи в решении возникшей проблемы.

Следующее направление деятельности школьного психолога — коррекционно-развивающая работа. Классный руководитель заранее о ней информирован, если планируется ее провести с ребятами из его класса или даже с одним учеником. Коррекция может быть по итогам диагностического минимума, по рекомендации консилиума, по просьбе классного руководителя — для решения проблем с учеником или классом в целом, для сплочения класса.

Еще одно направление работы психолога — просвещение. Какую-то информацию школьный психолог сообщает ученикам и их родителям совместно с классным руководителем или предоставляет информацию только для классных. Я как школьный психолог провожу родительские собрания в классах по просьбе классного руководителя и по своему плану. Но бывают родительские собрания один раз в четверть отдельно для родителей учеников начальной школы, для средней и для родителей старшеклассников.

Я провожу консилиум в школе. Его заседание один раз в четверть проходит обязательно, остальные — вне плана. При подготовке к заседанию требуется тесная связь с классным руководителем.

Просвещение классных руководителей осуществляется на секциях классных руководителей и на тематических педсоветах. Эта работа проводится вместе со школьной администрацией.

Важное направление совместной работы школьного психолога и классного руководителя — консультирование. Его темы: особенности развития учеников, проблемы взаимоотношений детей и родителей. Консультации могут быть посвящены оказанию помощи учителю в написании характеристики на ученика и на класс в целом.

Приведу пример сотрудничества психолога с классным руководителем четвертого класса.

В этом году в 4-м классе был выявлен один лидер, но выявлен также и ученик, который занимает отвергаемое положение, поэтому совместно с классным руководителем были проведены групповые занятия по сплочению коллектива. Даны рекомендации родителям, учителям-предметникам по повышению активности отвергаемого ученика, его включению в жизнь класса. Затем будут проведены повторная диагностика, сравнение результатов и планирование дальнейшей работы.

По запросу классного руководителя я занималась диагностикой памяти у учеников, был выявлен ведущий тип запоминания информации. Все данные обработаны, проанализированы и занесены в дневники развития учеников. Были даны рекомендации классному руководителю и учителям-предметникам о развитии памяти у ребят. Составлен список учеников, с которыми необходимо провести коррекционно-развивающую работу.

И еще о диагностике. Каждый год в каждом классе я провожу диагностику и анализ учебного процесса. Собранные данные заносятся в таблицу. Из нее можно узнать о каждом ученике и о классе в целом. Она содержит информацию о развитии познавательных процессов, учебных навыков, творческого мышления, мотивации, речи, эмоционально-волевой сферы, о статусе ученика в коллективе. Этот вид диагностики дает возможность сравнивать данные с результатами прошлого года, отслеживать личностный рост учеников, планировать индивидуальную и групповую работу с учениками. Такая таблица с рекомендациями для дальнейшей работы есть у классного руководителя и школьного психолога.

Помимо учебного, уделяю внимание и воспитательному процессу. Провожу диагностику воспитанности учеников, используя методику М.И.Шиловой. Она позволяет определить уровень воспитанности ученика и класса в целом. Работа эта проводится каждый год. Анализ карт воспитанности позволяет давать рекомендации классному руководителю по повышению уровня воспитанности отдельных учеников, работать над развитием качеств. Эти данные и для психолога полезны. Они дают основу для планирования групповых и индивидуальных занятий с учениками.

Каждый год в четвертом классе провожу диагностику готовности к обучению в среднем звене школы. Она позволяет собрать данные к консилиуму, для нового классного руководителя, который возьмет этих ребят в пятом классе. Эта диагностика станет основой для коррекционно-развивающих занятий в этом классе уже в среднем звене.

После диагностики провожу дальнейшую работу по направлениям, но вся она связана с классным руководителем.

Затем организовала группу ребят, имеющих низкий уровень развития одного или нескольких видов памяти, для посещения коррекционно-развивающих занятий. Обсудили с ребятами, какой день у них свободен от кружков, секций и факультативных занятий. Сообщили классному руководителю, когда будем заниматься. После нескольких занятий классный руководитель сообщила мне, что эти занятия плодотворно влияют на ребят. Поскольку после систематического посещения занятий результаты улучшились, некоторым ученикам можно было бы не посещать занятия, но они пожелали продолжать заниматься. Классный руководитель сообщила, что одна девочка даже стала учиться лучше.

Для родителей в конце учебного года было проведено собрание. На нем сообщены результаты диагностики готовности к обучению в средней школе. Был проведен консилиум в четвертом классе, где все его члены сообщили о готовности учеников к обучению в пятом классе. Ведущая роль на нем была отведена классному руководителю. Он знакомил будущего классного со своим нынешним классом, давал рекомендации из опыта работы.

Я работаю психологом в школе семь лет. Из собственного опыта сотрудничества с классным руководителем я сделала вывод: важно все заранее обговорить, спланировать, а потом работать по этому плану. А когда уже подготовишь занятие или собрание, важно уточнить время, так как школьный психолог вторгается в работу классного руководителя и класса. Иногда бывает так, что в классе у кого-то из детей день рождения, и родители организуют чаепитие. Стало быть, это время для занятий не подходит.

Самое главное — взаимопонимание с классным руководителем, умение решать проблемы мирным путем. Только благодаря сотрудничеству школьного психолога и классного руководителя удается многое сделать, ощутить, что ты нужен в школе, и получить удовлетворение от своей работы.

Здравствуйте я работаю педагогом- психологом в общеобразовательной школе. Являюсь классным руководителем. В этом году с меня сняли классное руководство мотивируя это тем, что норма рабочего времени психолога 36 часов в неделю. А классным руководителем могут быть только учителя у которых норма рабочего времени 18 часов. Правомерно ли это?

Дата: 15.10.2018 14:00

В консультации принимали участие

Ответы экспертов

Я не вижу причин для отмены классного руководства.

Согласно п. 2.3 Приказа Минобрнауки России от 11.05.2016 N 536 "Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность" другая часть педагогической работы, определяемая с учётом должностных обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками по должностям, занимаемым работниками, ведущими преподавательскую работу, а также дополнительных видов работ, непосредственно связанных с образовательной деятельностью, выполняемых с их письменного согласия за дополнительную оплату, регулируется следующим образом:

трудовым договором (дополнительным соглашением к трудовому договору) - выполнение с письменного согласия дополнительных видов работ, непосредственно связанных с образовательной деятельностью, на условиях дополнительной оплаты (классное руководство, проверка письменных работ; заведование учебными кабинетами, лабораториями, мастерскими, учебно- опытными участками; руководство методическими объединениями; другие дополнительные виды работ с указанием в трудовом договоре их содержания, срока выполнения и размера оплаты).

Александр, любезный, для меня это не открытие. Не перестаю удивляться человеческой нетерпимости к некоторым комментариям. Всего наилучшего!

Александр Перебейнос

Екатерина, надеюсь, Вы не учитель, так резко реагируете на ответ на Ваш же вопрос. Почему Вас тогда удивляет что педагог-психолог может брать совместительство? Можно даже у двух классов быть кл.рук.

Elena Silachenkova

Первый класс только на руководство или учить читать- писать- считать? Если только классный, то будете успевать работать и там, и там. С первого урока до последнего и на всех переменах, одеть- обуть, накормить первоклассников, а психологом после 12 часов?

Лариса Хвостова


Лариса Хвостова

А учителю, который будет первоклашек обучать грамоте, доплата будет за работу с родителями детей? Ведь именно с учителем, который обучает, родители будут контактировать)

Екатерина Балабанова

🤷‍♀

Лариса, присоединяюсь к вашему вопросу. В среднем звене все ясно, но как в начальном это организовать
Все вопросы будут только к педагогу, который обучает.

Лада Иванова

Нателла Мосина

Галина Егорова


Галина Егорова

Если у Вас в начальной школе предметное обучение, то запросто. В противном случае возможно, но не факт, что получится. И совмещать вряд ли удастся, так как вы все перемены должны быть рядом с ними. И, как писали уже, вопросы все будут к учителю. А он согласен будет "за здорово живешь" постоянно общаться с родителями? А в 1 классе без этого никуда. К вам будут вопросы только по неадекватному поведению. Да и то не от родителей.

Алина Мартиросова


Школьный психолог: когда к нему нужно обращаться и чем он может помочь?

Основные принципы работы школьного психолога

В первую очередь, школьный психолог — это специалист, который обязательно должен иметь высшее психологическое образование, и для него в первую очередь действуют правила Этического кодекса психолога.

Согласно кодексу, любая информация об учениках должна храниться в сейфе у школьного психолога, доступ к которому есть только у него, и он не имеет права разглашать сведения третьим лицам. Исключение составляет информация о противоправных действиях: если психологу становится известно о совершенном преступлении или подготовке к преступлению, он обязан сообщить об этом в правоохранительные органы.

Кроме того, психолог обязан сообщать клиенту (в случае школьного психолога — школьнику) о результатах любого исследования, которое проводилось.

Еще один важный принцип, которым должен руководствоваться школьный психолог — принцип непредвзятости. Задача специалиста — выслушивать разные, порой противоречивые, мнения и разбираться в них. Основной плюс этого принципа заключается в том, что психолог не заинтересован в разрешении конфликта в чью-то пользу — он смотрит на ситуацию со стороны и нейтрально относится к конфиденциальной информации. Психологи проходят специально подготовку, в результате которой способны создавать атмосферу доверия и находить контакт с любым клиентом, даже самым сложным.

Чем психолог может помочь ребенку?

К психологу стоит обращаться в любых ситуациях, касающихся школьника и его семьи. Школьный психолог может помочь с вопросами профориентации, с решением проблем в семье, в межличностных отношениях, с учебой и т. д. Однако не нужно воспринимать школьного психолога исключительно как специалиста, который работает с проблемами детей. Его роль позитивна — он помогает ребенку безболезненно пройти стадии социализации и раскрыть свой потенциал.

Работать с детьми психолог начинает еще до школы: он участвует в составлении программы тестирования будущих первоклассников, может проводить с ними собеседования, выявлять степень готовности к школе и давать родителям полезные рекомендации.

Также психолог может проводить диагностику детско-родительских отношений, исследовать отношения внутри класса, изучать особенности личности школьников, уровень их мышления, внимания. Важная составляющая работы школьного психолога — профориентационная диагностика, которая помогает разобраться в способностях учеников и распределить их по профильным классам — в гуманитарный, в технический, в научно-естественный и т. д.

Когда к психологу стоит обращаться родителям?

Еще одна задача школьного психолога — консультирование родителей и учителей. Причем, вопросы, с которыми взрослые обращаются к этому специалисту, могут быть разными, и совсем необязательно, что это будут проблемы. Мама может прийти к психологу, чтобы просто спросить, хорошие ли у ее ребенка отношения с одноклассниками, нет ли у нее трудностей с профориентацией или адаптацией (если, например, ученика перевели в новую школу) и правильно ли родители строят отношения с подростком. Если в семье возникают ситуации, которые травмируют ребенка (развод родителей, смерть кого-то из близких, серьезные материальные трудности), то мать или отец также могут прийти и рассказать о них психологу, чтобы специалист был в курсе, внимательнее следил за поведением ребенка и был готов оказать ему поддержку.

Если же ребенок стал замкнутым, необщительным, если он не хочет ходить в школу или же часто приходит домой в слезах, то это тоже повод как можно скорее обратится к школьному психологу. Вообще любые ярко выраженные изменения в поведении ребенка должны насторожить родителей, и в этом случае лучше вовремя попросить помощи у специалиста, чем ждать, пока ситуация выйдет из-под контроля и обернется катастрофой. Возможно, что никаких серьезных проблем психолог не выявит, но подскажет, как поддержать школьника и сохранить с ним доверительные отношения.

Часто к школьным психологам обращаются и учителя за помощью в разрешении конфликтов с учениками, а также в случае, если у школьника резко упала успеваемость, и учитель не может понять, почему это произошло. Тогда по запросу педагога психолог проводит диагностику и, если это необходимо, коррекцию. В моей практике был случай, когда у ученика упала успеваемость, с чем ко мне обратился его классный руководитель. А в итоге я выявила суицидальные наклонности у школьника и долго работала с ним в дальнейшем для устранения этого патологического состояния.

В целом, школьный психолог осуществляет деятельность, направленную на сохранение психологического здоровья школьников. И если вы до сих пор не знаете, где в вашей школе находится кабинет психолога, то, может быть, пришло время об этом узнать и познакомиться со специалистом, который не менее значим, чем классный руководитель?

Читайте также: