Экспериментальная деятельность педагога психолога в доу

Обновлено: 04.07.2024

Качественно иная, в сравнении с простой системой образования, атмосфера инновационной экспериментальной деятельности, предполагает новые, усложнённые требования не только к психофизической конституции и интеллектуальным возможностям участников экспериментальной деятельности, но и к их социально-психическому уровню. Различные аспекты возможных проблем приспособления ребёнка и взрослого к этим требованиям, и служат основой для психологического сопровождения организации опытно-экспериментальной деятельности (ОЭД) с самых первых её этапов.

  • определение комплекса показателей, отражающих воздействие эксперимента на качество образовательного процесса;
  • разработка критериев и подбор необходимых диагностических методик для проведения психолого-педагогического мониторинга экспериментальной деятельности;
  • разработка практических рекомендаций и развивающих мероприятий по результатам проводимых диагностических исследований.

Реализацию указанных задач психологического сопровождения осуществляем в следующих направлениях:

- исследовательско-аналитическое (предполагает анализ научно-методической литературы, опыта других экспериментальных площадок, психологических служб, обеспечивающих сопровождение экспериментальной деятельности);

- диагностическое (предполагает проведение психолого-педагогического мониторинга ОЭД);

- консультативное (предполагает оказание консультативной поддержки взрослых участников эксперимента, работу по повышению их профессиональной компетентности);

- коррекционно-развивающее (предполагает проведение психологических коррекционно-развивающих мероприятий).

Исходя из обозначенных основных задач и направлений деятельности психологического сопровождения, в ДОУ был разработан стандарт психологического сопровождения организации опытно-экспериментальной деятельности:

Эксперименты с объектами неживой и живой природы, проводимые в детском саду, широко описаны в литературе. Мне же хотелось подробнее остановиться на социальном экспериментировании и экспериментировании в области человеческих эмоций, т.к. приоритетным направлением в деятельности педагога-психолога является именно развитие и коррекция эмоционально-волевой и личностной сфер ребенка. В данном аспекте исследовательская деятельность решает задачи расширения представлений о базовых эмоциях, совершенствования коммуникативных навыков, апробации на взрослых и ровесниках своего поведения, развития навыков сотрудничества у детей в процессе совместной деятельности и в ходе коллективного обсуждения. Детское игровое экспериментирование можно отнести к технологиям социально-психологического благополучия ребёнка, обеспечивающим психическое и социальное здоровье ребёнка-дошкольника. Основная задача этих технологий - обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника.

Все описанные далее эксперименты просты в исполнении, не требуют сложного дорогостоящего оборудования и безопасны, поэтому они могут проводиться с детьми в дошкольном учреждении. В этих экспериментах используются простые предметы: воздушный шарик, булавка продемонстрируют эффективность применения социально-приемлемых способов решения конфликтов; стаканчик с водой, блестящие звездочки или пайетки, акварельные краски, кисточка, палочка для коктейля помогут понять многообразие человеческих эмоций; камешек поможет осознанию необходимости уметь говорить с человеком о проблемах и выяснять неприятные моменты в общении и т.д.

Цель: расширение представлений об базовых эмоциях; развитие внимания к соответствующим переживаниям; развитие творческих способностей.

Оборудование: пластиковые прозрачные бесцветные стаканчики, палочки для коктейля, акварельные краски, кисточки, блестящие звездочки-пайетки.

Ход эксперимента:

Ребята, мы с вами превращаемся в волшебников. Каждому из вас я дам набор для волшебства. Это прозрачный стаканчик и палочка (для коктейля).

Но бывает, ребята, и так, что кто-то или что-то может испортить нам настроение, и тогда мысли наши неприятны, грустны, мы плохо себя чувствуем, тогда наши мысли похожи на темную, мутную воду. (Психолог опускает кусочек глины или черной краски в свой стакан.) Это значит, потерялась наша радость. Настроение стало печальным. Как вернуть веселье? Пусть каждый придумает свой способ. (Дети называют способ, бросая в стаканчик ведущего по одной блестке.) Посмотрите, как заметно улучшилось настроение благодаря вашим стараниям.

А случается и такое: кто-то ругается, ссорится и сжимает кулаки. Человек испытывает злость, гнев. (Взрослый опускает кисточку с красной краской в стакан с прозрачной водой.) Какого цвета стала вода? (Красная.) Именно такого цвета становится лицо злого человека. Внутри человека кипит, бурлит злость. (Взрослый показывает, как сделать водоворот палочкой для коктейля или выдувать воздух в воду, образуя пузыри.) Вспомните, когда вы злись, из-за чего это случилось? (Дети высказываются.) Что можно сделать, чтобы победить эти недобрые чувства? (Предлагая свой способ, дети могут опускать в стакан кисточку с желтой краской, символизирующей приятные эмоции. Затем наблюдают и озвучивают, как изменился цвет злости в стаканчике.)

Цель: актуализировать прошлый эмоциональный опыт детей, учить находить ассоциативные связи между эмоциональным состоянием и цветом.

Оборудование: разноцветные прозрачные пластиковые пластинки, прищепки, чтобы было удобно брать пластинки; очки с разноцветными стеклами, калейдоскоп, черно-белые картинки.

Ход эксперимента:

Мир вокруг нас многоцветен и может менять цвета. Произойти это, например, из-за нашего настроения. Когда нам весело, то нам кажется, что все вокруг нас радуется: и солнце, и цветы, и птицы, и люди. Как вы думаете, на что похожа радость? (Дети чаще говорят, что на солнце, подсолнух, цыпленок, одуванчик, т.е. что-то теплое, мягкое, желтое.) Значит, какого цвета радость? (Желтого, оранжевого.) Возьмите пластинки этих цветов и посмотрите вокруг себя. Что вы заметили? (Дети высказываются.) Другая история бывает, когда нам грустно: все рядом с нами окрашивается в тусклые краски хмурой осени, мы можем представить печальные слезинки дождя. Возьмите серые пластиночки и поглядите вокруг. Что заметили? А теперь положите перед собой эти черно-белые картинки и посмотрите на них через желтые стекляшки. Произошли какие-либо изменения? (Дети высказываются.) Какой вывод мы можем сделать? (Можно поменять настроение и мир вокруг себя, лишь только этого захотев. Можно предложить различные способы улучшения настроения.) А сейчас поднесите к глазам наш волшебный прибор - калейдоскоп. Что вы обнаружили, когда смотрели в него? (Многоцветные узоры.) Таким же многоцветным может быть наше настроение: мы все когда-то грустим, сердимся, боимся или радуемся. Каждое из этих настроений важно и ценно: они сигнализируют нам и окружающим о нашем состоянии и отношении к другим людям и явлениям.

Цель : организация психоэмоционального раскрепощения, снятие мышечного напряжения, преодоление тактильных барьеров, развитие коммуникативных качеств.

Оборудование: Поднос, магнит, железные шарики.

Ход эксперимента:

Цель: оказание детям помощи в решении конфликтных ситуаций, преодолении негативных черт характера (агрессивности, замкнутости, нерешительности); обучение детей адекватными способами вербализовывать свое эмоциональное состояние; способствование снижению эмоционального напряжения в группе.

Оборудование: маленькие камушки на каждого ребенка.

Ход эксперимента:

Ребята, случалось ли, что вам в ботинок попадал камушек? (Обычно дети очень активно отвечают на вопрос, так как практически каждый ребенок имеет подобный жизненный опыт.) Сначала камушек не очень мешает, но постепенно нарастает боль и неудобство, может даже появиться ранка или мозоль. И тогда нам нужно снять ботинок и вытряхнуть камушек. Он почти всегда крошечный, и мы даже удивляемся, как такой маленький предмет смог причинить нам такую большую боль. Нам-то казалось, что там не камень, а целая гора с острыми краями. Но случается, что, придя домой, мы забывали вытащить камень из ботинка. Тогда в освободившейся от ботинка ноге боль стихала, неприятная история забывалось. Но утром, сунув ногу в ботинок, мы внезапно ощущали сильную боль от соприкосновения с тем же камнем. Боль, причем, более сильная, чем вчера. Так маленькая проблема становится большой неприятностью. Давайте и мы с вами посмотрим, так ли это. Каждому я даю камешек. Положите его под пяточку. Что вы чувствуете? (что-то мешает, но не больно). А теперь встаньте? Усилились неприятные ощущения, боль? Попробуйте сделать несколько шагов, что чувствуете теперь?

Koгдa мы сердимся, чем-то обижены, взволнованы, у нас как будто в ботинке маленький камушек. Если мы сразу же почувствуем неудобство, вытащим его оттуда, то нога останется невредимой. А если оставим камушек на месте, то у нас, скорей всего, возникнут проблемы. Поэтому всем людям - и взрослым, и детям - полезно говорить о своих проблемах сразу, как только они их заметят.

В заключении , хотелось отметить, что данная проблемно-игровая технология детского экспериментирования является инновационной в детском саду. Ведь цель исследовательской деятельности - развитие познавательной активности дошкольника – совпадает с общей целью воспитания – формирование всесторонне развитой личности. В ходе экспериментальных действий ребенок поднимается вверх по ступеням своего развития в познании себя и окружающего мира. Дошкольник учится совместно со взрослым и группой сверстников определять наиболее эффективный способ решения встающих перед ним проблем и находить ответы на возникающие вопросы.

Цель: Достижение высокой эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми на уровне современных требований через овладение методом включенного наблюдения.

1. Изучить особенности метода наблюдения в условиях включенности в образовательный процесс.

2. Научиться объективной фиксации результатов наблюдения.

На современном этапе педагоги детских садов вовлечены в инновационный процесс, касающейся обновления содержания дошкольного образования, форм его реализации, методов и приемов преподнесения содержания детям.

Профессиональная компетентность в условиях реализации ФГТ предполагает способности и готовность педагогов к проектированию собственной профессиональной деятельности. В связи с этим развитие профессиональной компетентности педагогов приобретает особую значимость.

Воспитатель дошкольного учебного заведения должен уметь изучать индивидуальные, возрастные и личностные особенности детей, что необходимо ему для обеспечения индивидуального подхода в работе с ними. Предполагается умение воспитателя наблюдать, фиксировать, анализировать, сопоставлять психологические факты, т. е. изучать своих воспитанников, наблюдать за особенностями их развития.

Изучение детей воспитателем дошкольного учреждения отличается от научно-психологического исследования. Психологическое исследование воспитателя имеет практическую направленность: он не устанавливает общих закономерностей психического развития детей, не формулирует психологических законов, не отличает механизмов психического развития, а прослеживает их проявления в каждом конкретном случае жизнедеятельности своих воспитанников, изучает индивидуально-психологические особенности каждого ребенка, что помогает найти целесообразные формы индивидуальной работы. Для этого воспитатель должен знать общие закономерности психического развития детей - особенности их возрастных этапов. Такое знание укажет воспитателю, на что именно, на какие проявления ребенка следует в первую очередь обращать внимание, даст общую мерку, с которой он сможет подойти к каждому ребенку, позволит выдвинуть предположения о причинах, вызвавших те или иные отклонения в развитии отдельных детей, и отыскать пути воспитательного воздействия, направленного на ликвидацию таких отклонений.

Методы детской психологии —это способы выяснения фактов, характеризующих развитие ребенка.

Казалось бы, эти факты окружают нас со всех сторон. Каждая мать, каждый воспитатель следит за развитием детей и может рассказать, как происходит это развитие, привести множество примеров. Но в обыденных впечатлениях главное смешивается с второстепенным, домыслы и догадки — с действительными фактами.

В работе педагогов дошкольного образования самым доступным из всех методов экспериментальной психологии является наблюдение. Это целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие поведения и проявлений детей в различных ситуациях.

Наблюдение. В процессе наблюдения воспитатель целенаправленно прослеживает поведение детей в естественных условиях и строго фиксирует увиденное. Успешность наблюдения зависит от того, насколько четко сформулирована его цель. Если до начала наблюдения не определено точно, какие стороны поведения ребенка интересны, впечатления будут расплывчаты.

К достоинствам метода наблюдения относятся:

- наблюдение реального педагогического процесса, происходящего в динамике;

- регистрация событий в момент их протекания;

- независимость наблюдателя от мнений испытуемых.

К слабым сторонам метода можно отнести :

- недоступность некоторых сторон наблюдаемого объекта (мотивы, состояние, мыслительная деятельность);

- ограниченность объема наблюдений для одного исследователя;

- пассивный характер исследования и элементы субъективизма у наблюдателя.

При использовании метода наблюдения необходимо как можно полнее соблюдать следующие требования:

• Предварительно намечать программу наблюдения с выделением наиболее важных объектов и этапов наблюдения.

• Проводимые наблюдения не должны влиять на естественный ход изучаемого явления.

В процессе наблюдения, воспитатель выясняет индивидуально-психологические особенности каждого ребенка, позволяющие найти наиболее целесообразные формы индивидуального подхода к нему.

Существует включенное и невключённое наблюдение. При включенном наблюдении воспитатель входит в наблюдаемую группу в качестве равноправного члена и наравне с остальными выполняет общегрупповую деятельность, продолжая вести наблюдение и незаметно для остальных членов группы фиксировать его результаты. Достоинством включенного наблюдения является то, что исследователь на собственном опыте может познать, какие психические переживания свойственны наблюдаемым, но при этом он должен сохранять объективность.

Если воспитателя интересуют разные стороны развития ребенка, лучше выяснять их поочередно, а не одновременно. Так, первоначально можно, например, выяснить интересы ребенка, потом — особенности его взаимоотношений с другими детьми, далее — уровень развития его внимания, мышления и т. п.

Если сейчас вернуться к недостаткам описанного метода, то мы помним, что в наблюдении за детьми нам мешает субъективность восприятия происходящего. Мы не можем как видеокамера фиксировать все что мы видим и слышим, для преодоления этого предлагаю провести небольшой практикум.

У нас внутри в каждый момент существует некоторый уровень равновесия. Иногда его больше, иногда меньше, иногда мы его теряем совсем, иногда ощущаем, как его много и как это комфортно для нас.

Мы можем достаточно легко, без потери этого комфорта, смотреть на то, что происходит в природе: как падает снег, как течет ручей, как качаются деревья на ветру. Но что-то меняется, когда мы смотрим на людей. Глядя на другого человека, мы почему-то не можем так же легко сохранять свое внутреннее равновесие.

Нечто начинает происходить внутри нас помимо нашей воли, просыпается какой-то важный процесс и идет своим чередом в сознании, в мышлении, в геле. Иногда мы улавливаем его отголоски, иногда нет, но целиком мы вряд ли когда-то его осознаем.

Сейчас ваша задача молча выбрать человека и наблюдать за ним так, чтобы он этого не заметил. Это не тотальная слежка, а некое сканирование его действий, его внешности, его местоположения, движений.

Но это не все. Можно сказать, это не само задание в этом упражнении, а только описание условий его выполнения. Итак, условие – наблюдение за поведением другого.

Задание же связано не с другим человеком, а именно с вами. Главное задание заключается в том, чтобы вы наблюдали за сменой своих мыслей и состояний в процессе наблюдения за другим человеком. То есть вам предстоит следить и за человеком в зале, и за самим собой одновременно. При этом человек и его перемещения и действия будут фоном, акцент важно удерживать на своих мыслях и состояниях. Фактически, нужно произвести операцию по внутреннему разделению всего объема вашею внимания на два фокуса (он и я) и сделать свой внутренний мир приоритетным объектом для наблюдения.

Как же это сделать?

Глядя на другого человека и отмечая механически его движения, перемещения, слова, попробуйте уловить тот момент в себе, когда вы начинаете терять изначальный уровень своего внутреннею равновесия. Отследите, как вы это делаете, – в теле, в мыслях, в чувствах. О чем вы начинаете думать, как вы себя чувствуете, как движется тело, куда оно хочет двинуться, что сделать?

Насколько сложным действием для вас было разделить внимание на два фокуса и удерживать их оба включенными одновременно, параллельно и с равной интенсивностью? Куда больше смещалось внимание: в сторону наблюдения за поведением другого или в сторону своего внутреннего процесса? Что именно вы чувствуете и думаете, глядя на данный конкретный объект, и как меняются ваши мысли и чувства в его присутствии?

Все педагоги становятся в круг. У ведущего клубок ниток, конец нити он оставляет у себя, наматывает на палец и передает клубок одному из участников с добрыми словами пожелания. Тоже самое проделывает каждый участник. Желательно передавать клубок по диагонали. В результате у каждого участника в руках ниточка, а в центре круга образуется паутинка.

Список использованной литературы.

1. Асаева И. Н. Развитие профессиональных компетенций воспитателей дошкольных учреждений разного вида в процессе повышения квалификации: автореф. дис. канд. пед. наук: 13. 00. 07 / И. Н. Асаева. – Екатеринбург, 2009.

2. Бевз Н. О. Наблюдение в первой младшей группе дошкольного учебного заведения. Методическое пособие. – Путешественник, 2010.

3. Педагогика: учеб. /Л. П. Кривошеенко (и др.) под. ред. Л. П. Кривошеенко. -М. :ТК Келби, Издательство Проспект, 2005.

4. Гиппенрейтер, Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? / Ю. Б. Гиппенрейтер. - М. : Астрель 2011.


Таким образом, наиболее эффективной, развивающей, соответствующей дошкольному возрасту технологией является технология проблемного обучения, а в частности технология детского экспериментирования.

Приоритетным направлением в деятельности педагога-психолога ДОУ является социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста. В работе по реализации направления социально-коммуникативного развития старших дошкольников И. А. Пазухина предлагает использовать инновационную технологию социального проблемно-игрового экспериментирования и экспериментирования в области человеческих эмоций, которая позволяет решать следующие задачи:

- расширение представлений об основных эмоциях;

- развитие и совершенствование коммуникативных навыков;

- развитие социального и эмоционального интеллекта;

- формирование готовности к совместной деятельности с детьми и взрослыми;

- развитие любознательности и познавательной мотивации;

- развитие речевого творчества, обогащение активного словаря.

Для решения поставленных задач в кабинете педагога-психолога создается уголок экспериментирования или мини-лаборатория.

Эксперименты могут выступать как часть занятия по социально-эмоциональному развитию, а могут проводиться как отдельное занятие.

В организации и проведении экспериментов можно выделить условно несколько этапов:

1. Организационный (введение в тему занятия (игровая ситуация, чтение художественной литературы, беседа, с целью актуализации личного опыта детей), постановка проблемного вопроса, выдвижения предположений о причинах поступка, поведения, отношений, явления и т.д).

2. Экспериментирование (проведение исследования, решение проблемной ситуации, установление причинно-следственной связи).

Приведем примеры социальных проблемно-игровых экспериментов по технологии И. А. Пазухиной (в авторской модификации).

Возраст детей: 5–7 лет.

Задачи: расширить представление о базовых эмоциях (спокойствие, радость, грусть); развивать внимание к соответствующим переживаниям; развивать творческие способности.

Оборудование: пластиковые прозрачные стаканчики для каждого ребенка, трубочки для коктейля, кисти, салфетки, блестки, голубая глина, красная и желтая гуашевые краски, вода, маски эмоций.

Возраст детей: 5–7 лет.

Задачи: актуализировать прошлый эмоциональный опыт детей; учить находить ассоциативные связи между эмоциональным состоянием и цветом.

2. Беседа по сказке.

— Почему все считали Петуха ненастоящим?

— Что посоветовала собака Петуху?

— Каким образом краски помогли Петуху?

— Почему над Петухом перестали смеяться?

Вывод: мир вокруг нас многоцветный, каждый предмет, вещь, животные, люди имеют свой цвет. Посмотрите вокруг — какое разнообразие цветов!

Психолог: Цвет имеет не только окружающий нас мир, но и наше настроение! А чтобы узнать, какого цвета наше настроение проведем эксперимент. У меня есть три настроения (демонстрация масок — схем): грустное, спокойное, радостное. Каждому из вас я раздаю цветные пластиночки: серого, синего, желтого цвета. Подберем цвет для спокойного настроения. Как вы считаете, какой цвет у спокойного настроения? (дети поднимают пластиночки синего цвета). Когда мы спокойны, нас ничего не тревожит, наши мысли чисты и прозрачны, как река, как синее море, как летнее синее небо. Подберем цвет для радостного настроения. Как вы считаете, какой цвет у радостного настроения? (дети поднимают пластиночки желтого цвета). На что похожа радость? (ответы детей: солнце, одуванчик, апельсин, подсолнух, воздушный шар). Когда мы радуемся, все вокруг становится ярким, веселым, необычным, солнечным, искрящимся! Подберем цвет для грустного настроения. Как вы считаете, какой цвет у грустного настроения? (дети поднимают пластиночки серого цвета). На что похожа грусть? (ответы детей: дождь, вечер, осень). Когда нам грустно, наши мысли серые, хмурые, пасмурные, как осень, как дождь.

Вывод: вот мы с вами и определили, какого цвета может быть настроение. Спокойное настроение какого цвета? (синее, голубое, как летнее безоблачное небо). Радостное настроение какого цвета? (желтое, как солнце, как цветы). Грустное настроение какого цвета? (серого, как серая, дождливая, пасмурная осень).

Вывод: что происходило с картинками и окружающими предметами, когда мы на них смотрели через цветные пластинки? (они меняли цвет). Вместе с цветом, что еще менялось? (наше настроение). Мы можем изменить окружающий нас мир по своему желанию при помощи цвета, например, одеть яркую одежду, нарисовать красивый яркий рисунок, украсить дом или группу яркими цветами, или посмотреть на мир через разноцветные стекляшки. Цвет оказывает влияние на наше настроение: если все вокруг серое, то и нам может стать грустно, а если все предметы окрашены в яркие цвета, то и наше настроение может улучшиться.

4. Итог. Общие выводы.

— Какой эксперимент мы проводили?

— Что выяснили в ходе эксперимента?

1. Мир вокруг нас многоцветный

2. Наше настроение тоже имеет цвет, оно тоже многоцветно.

3. Мы можем изменить окружающий нас мир по своему желанию при помощи цвета.

4. Цвет оказывает влияние на наше настроение.

5. Настроение тоже влияет на наше восприятие окружающего мира: если нам грустно, то все кажется хмурым, серым, а если весело — солнечным, искрящимся, праздничным.

6. Нет плохого настроения и нет плохих цветов. Каждый цвет и каждое настроение важны: они позволяют нам и окружающим людям узнавать о нашем состоянии, желаниях, мыслях, отношении к друг другу и об отношении к поступкам, поведению других.

2. Пазухина И. А. Маленькие экспериментаторы в детском саду// Дошкольная педагогика. 2012. декабрь.

3. Семенова Т. М. Детское экспериментирование как средство познавательного развития дошкольников// Дошкольная педагогика. 2012. декабрь.

4. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: методическое пособие./Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова. — Спб.: Детсво-пресс, 2013.

5. Уманская Н. В., Иванова А. И. Об инновациях ФГОС ДО// Управление ДОУ. 2014. № 7.

Основные термины (генерируются автоматически): какой цвет, настроение, какое настроение, ответ детей, цвет, радостное настроение, грустное настроение, окружающий мир, ребенок, спокойное настроение.

Похожие статьи

Средства и методы развития эмоциональной сферы ребенка

Цвета влияют на его настроение и поведение.

А ведь психологическое состояние малыша зависит от того, какие цвета окружают его с первых дней. С того как ребёнок открывает глаза, мир вокруг него становится необычным, цветным и ярким.

Влияние цвета на выразительность детского рисунка

По мере усвоения ребенком изобразительного опыта, познания им окружающего мира, цвет в детском рисунке становится более

Цвет передает настроение: темные, приглушенные тона — в картинах с грустным содержанием, яркие, насыщенные — в радостных.

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного.

 сформировать у детей разные способы выражения эмоций и умение ими управлять.  учить рисовать портрет мамы в анфас, передать особенности внешнего вида, радостное настроение.

Воображение правит миром, или развитие.

Предложите угадать, какое “настроение“, какой “характер“ у этих цветов? Какие из них весёлые?

А вот золотисто-желтый цвет, вливаясь в спокойный зелёный, всё больше наполняет его весельем. Соединение с черным делает цвет… мрачнее?

Влияние просмотра мульпликационных фильмов на психическое.

К таким состояниям можно отнести: радость, грусть, апатию, сосредоточенность, напряжение, утомление и др.

У некоторых детей после просмотра снижается эмоциональное напряжение и тревожность, поднимается настроение.

Психология и символика цвета | Статья в журнале.

Цвет очень влияет на психику и настроение всего человечества.

В зависимости от того, какой цвет чаще всего использует в своих рисунках наш ребенок, а также какой цвет является для него самым любимым, выделялись особенности его характера.

Взаимодействие музыки и цвета в музыкальной деятельности.

Формирование у детей дошкольного возраста цветовосприятия.

Именно от выбора цвета зависит настроение картины, её эмоциональное воздействие. Колорит полотна может быть радостным и печальным, спокойным и тревожным, загадочным и ясным.

Читайте также: