Анализ стихотворения брюсова женщине кратко

Обновлено: 04.07.2024

Божественный и дивный женский образ создает В. Я. Брюсов в стихотворении "Женщине". Его героиня страстная, неистовая красавица. Поэт обожествляет женскую суть, усматривает в естестве женщины божественное начало.
Ты - женщина, и этим ты права.
От века убрана короной звездной,
Ты - в наших безднах образ божества!

Сравнивает женщину с напитком, и в то же время считает, что женщина может околдовывать, отношения с женщиной сродни пыточному станку.

Ты - женщина, ты - ведьмовский напиток!
Он жжет огнем, едва в уста проник;
Но пьющий пламя подавляет крик
И славословит бешено средь пыток.

В то же время женщина необыкновенно умна (как книга) , ее трудно "прочитать", разгадать, предсказать поведение.
Ты - женщина, ты - книга между книг,
Ты - свернутый, запечатленный свиток;
В его строках и дум и слов избыток,
В его листах безумен каждый миг.

Здравствуйте, Надежда.
К сожалению, найти анализ конкретно этого стихотворения в интернете не удалось.

Литературное направление и жанр

Брюсов как поэт-символист рисует образ абстрактной женщины, женщины как таковой, самой женской природы. Женщина и её суть раскрывается через символические образы книги, свитка, любовного напитка.

Жанр стихотворения – философская лирика, осмысление женского начала, роли женщины в жизни мужчины. Конечно, лирический герой любит женщину, которую боготворит. Но речь идёт в стихотворении не о чувствах, а о мироощущении героя, поэтому стихотворение можно отнести к любовной лирике с натяжкой.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из двух катренов и двух терцетов, то есть представляет собой сонет. Как и положено в сонете, в первой строфе задаётся тема (тезис), которая развивается во второй строфе как антитезис. Тезис состоит в том, что женщина – мудрость и загадка одновременно. Антитезис второго катрена обращён не к мысли, а, скорее, к чувству и ощущению. Женщина, которая описана в первой строфе так стационарно и спокойно, во второй превращается в вихрь, в противоречие, заставляющее одновременно наслаждаться и страдать.

Развязка возвращает в мир стихотворения равновесие, заявленное в названии. Это посвящение женщине, женскому началу, исходящее от мужчины. Мужчина снова появляется в последнем терцете-развязке, заявляя о своей роли в бинарной оппозиции женского и мужского начала. Лирический герой последовательно принимает, постепенно усиливая, зависимость от женщины: несвобода – работа и даже рабство – духовная зависимость, поклонение.

Тема стихотворения – хвала женщине. Основная мысль состоит в том, что лирический герой, выделяя специфически женские достоинства, превознося женщину как царицу и даже богиню, не забывает о гармоническом мироустройстве и бинарной оппозиции женщины и мужчины. Загадка женщины существует только тогда, когда есть мужчина, её разгадывающий.

Тропы и образы

Основной троп стихотворения – сравнение и метафора. Женщина сравнивается с книгой между книг и свёрнутым запечатленным свитком. В этом образе сразу несколько важных качеств женщины: тайна, которую необходимо разгадать, мудрость, которую нужно увидеть. С помощью метафор подчёркивается наполненность женщины (избыток дум и слов). Образы свитка и книги как символических женских предметов отсылают к философии Фрейда. Последняя строка-метафора – мостик к следующему катрену. Почему безумен каждый миг можно понять из дальнейших рассуждений.

Противоречие заключено и в последней строчке катрена: мало того, что человек испытывает мучения, когда пьёт, он ещё и бешено славословит в это время. Так Брюсов символически описывает противоречивую натуру женщины.

Размер и рифмовка

Стихотворение Брюсова представляет что-то среднее между французским и английский сонетом с системой рифмовки абба бааб вгв гдд. То есть по форме это 3 катрена и дистих, сонетный ключ, но по содержанию последние две строчки ключом не являются. Рифма б между первым и вторым катреном настолько неточная, что её можно и не принять, посчитав отдельной рифмой: книг – миг; проник – крик. Если это разные рифмы, сонет уже не классический и приобретёт рифмовку абба бввб гдг дее.

Брюсов вообще не стремится к точной рифме, характерной для сонета. Например, рифма звездной - железный требует устаревшего звучания первого слова (с ударным е). Форма сонета важна, но Брюсов использует её гибко, уделяя большое значение содержанию, логике, образам сонета. Стихотворение написано пятистопным ямбом. Мужская и женская рифмы чередуются.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Ты — женщина, ты — книга между книг,
Ты — свернутый,
запечатлённый свиток ;
В его строках и дум и слов избыток,
В его листах безумен каждый миг.

Ты — женщина, ты — ведьмовский напиток !
Он жжет огнем, едва в уста проник;
Но пьющий пламя подавляет крик
И славословит бешено средь пыток.

Ты — женщина, и этим ты права.
От века убрана короной звездной,
Ты — в наших безднах образ божества!

Мы для тебя влечем ярем железный,
Тебе мы служим, тверди гор дробя,
И молимся — от века — на тебя!

Историко –литературная основа стихотворения (направление, история создания):

Тема: Основная тема стихотворения – могущество женских чар.

Жанр: Стихотворение В.Брюсова – сонет. Эта форма (сонета) выбрана Брюсовым не случайно, потому что это гимн женщине.

Тип строфы: Сонет – 14 строк. (2 четверостишья – катрена, 2 трёхстишья – терцена)

Авва авва ава авв

Основные образы

Лексика (синонимы, диалектизмы, исторические ассоциации,)

Изобразительные средства (тропы)

Благодаря метафоры раскрывается сущность женщины. Женщина – книга между книг (то есть главная книга, которую интересно прочесть каждому), запечатленный свиток (не каждому доступно драгоценное писание), ведьмовский напиток (верное средство перенестись в иной, волшебный и безумный мир), коронованная звездами (божественная особа). Овеществление женщины в первой и второй строфах помогает выразить отношение автора к ней как к чему-то драгоценному, оберегаемому, так как дорогую вещь мы всегда бережно храним. Для того, чтобы придать стихотворению эмоциональности, автор использует эпитеты: свиток – запечатленный, свернутый; напиток – жгучий огнем ; корона – звездная. Особый оттенок придает важным для автора строкам инверсия:

В его строках и дум и слов избыток…

Тебе мы служим, тверди гор дробя.

Поэтический синтаксис (инверсия, анафора, эпифора, асентор, односоюзие, парцелляция и др)

Звукозапись (ассонанс, альтерация, звукоподражание)

Ассонанс в третьей и четвертой строфах делает строки восхваления женщины мелодичными, позволяет создать напевную интонацию.

Ты – женщина, ты – книга между книг,

Ты – свернутый, запечатленный свиток

В первых двух строфах преобладает аллитерация, что подчеркивает ритмичность и официальность гимна женщине в разговорной интонации.

Стихотворение В. Я. Брюсова “Женщине”, относящее к жанру любовная лирика, было опубликовано в 1900 году в сборнике “Tertia Vigilia”. Произведение посвящено жене поэта - Иоанне Рунт, которую он буквально боготворил. Произведение увидело свет спустя полтора года после свадьбы. Поэт связал себя узами брака, когда ему было 25 лет, и на протяжении всей жизни, вопреки множеству слухов, оставался верен своей супруге.

Избранница поэта была не только красива и грациозна, но и очень умна, а также обладала неоспоримым литературным талантом. В отличие от большинства женщин того времени, И. Рунт имела высшее образование и сама зарабатывала себе на жизнь. В. Я. Брюсов искренне восхищался таким сочетанием качеств.

Однако в своем произведении автор пишет не только о своей супруге, но и обо всех остальных женщинах планеты. Собирательный образ женщины в стихотворении раскрывается при помощи сравнений с книгой, свитком, любовным напитком.

В. Я. Брюсов размышляет о роли женщины в жизни мужчины. По мнению поэта, любовь к женщине является источником не только величайшего счастья, но и сильнейшей боли. Вместе с тем, В. Я. Брюсов приравнивает женщину к богине, считая, что мужчина должен поклоняться и служить ей.

Произведение, написанное пятистопным ямбом, включает в себя четыре строфы. Первые две – катрены с кольцевой рифмой. Последние строфы включают в себя по три строки каждая. Таким образом, форма стихотворения – сонет. Используя данную форму, автор подчеркивает изящество и утонченность представительниц слабого пола. Однако поэт избегает использования четких рифм, характерных для данной стихотворной формы, что позволило ему сосредоточиться на описываемых образах и сделать их более красочными.

Кратко по плану художественное средство

Картинка к стихотворению Женщине

Женщине Анализ стихотворения

Популярные темы анализов

Девятнадцатый век вошел в историю как время важных событий в жизни Российского государства. На фоне Отечественной Войны 1812 года, русско-турецких войн, попытками либеральных реформ восстание декабристов 14 декабря 1825 года

Николай Алексеевич Некрасов вырос в деревне, где ежедневно наблюдал за жизнью крестьян. Поэт остро переживал из-за неравноправия в обществе, потому что любил простых русских людей и сочувствовал их тяжёлой судьбе.

Стихотворение Сергея Есенина "Низкий дом с голубыми ставнями" - это череда воспоминаний автора о местах, где он когда-то был по-настоящему счастлив. Запали в его душу навсегда и "дом с голубыми ставнями", и окружавшие его лес, поля.

Читайте также: