Экскурсионная деятельность в школе поиск новых форм работы
Обновлено: 05.07.2024
Связь учебно-воспитательного процесса с внеурочной деятельностью - это один из главных принципов всей системы воспитательной работы. Во внеурочной деятельности учащиеся повышают и расширяют знания, полученные на уроках. Внеурочное образование строится на фундаменте, заложенном на уроках. Цель внеурочной деятельности – это создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за ее пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, интереса к внеклассной деятельности на всех возрастных этапах.
Основные задачи организации внеурочной деятельности детей :
- выявление интересов, склонностей, способностей и возможностей обучающихся в разных видах деятельности;
- создание условий для индивидуального развития ребенка;
- формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;
- развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей детей;
- создание условий для реализации учащимися знаний, умений, навыков;
- развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
- расширение рамок общения школьников с социумом;
- коррекционная работа с детьми, испытывающими трудности в обучении;
- для развития потенциала учащихся, прежде всего, одаренных.
Экскурсия - (от лат. excursio – поездка, вылазка) посещение достопримечательных чем-либо объектов (памятники культуры, музеи, предприятия, местности и т. д., форма и метод приобретения знаний. Проводится, как правило, под руководством специалиста-экскурсовода. [1]
Экскурсия учебная - форма организации учебно-воспитательного процесса, позволяющая проводить наблюдения и изучение различных предметов и явлений в естественных условиях или в музеях, на выставках. [2]
Цели экскурсий
- интеграция и активизация учебной и внеурочной деятельности учащихся;
- осуществление связи обучения с жизнью, формирование практических умений и навыков;
- воспитание интереса к исследовательской работе, выявление научно-творческого потенциала школьников;
- расширение кругозора учащихся;
- воспитание познавательной и эстетической культуры, позитивных межличностных отношений;
- воспитание духовно-нравственных приоритетов в процессе общения с природой и социумом.
Виды экскурсий
Результаты реализации экскурсионной программы предполагают 3 уровня освоения:
Приобретение школьником социальных знаний об устройстве общества, адекватное времени понимание социальной реальности.
Формирование ценностного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, природа, знания, труд, культура).
3. Получение опыта социального взаимодействия в открытой общественной среде.
На действенность экскурсии влияет ряд факторов :
методика и техника ведения;
подготовленность участников к освоению экскурсионного материала;
условия проведения экскурсии.
Использование экскурсии в учебно-воспитательном, образовательном процессе образовательных учреждений, следует учитывать как возрастные, так и психологические особенности учащихся. Подготовленность группы к восприятию экскурсионного материала. Тематика и особенности организации должны соответствовать возможностям детей, их интересам и потребностям. Б. Е. Райков – российский методист – биолог, видный педагог дал основные советы подготовки экскурсии школьникам. [8]
1. Помни, что экскурсия не прогулка, но обязательная часть учебных занятий.
2. Изучи место куда ведешь экскурсию.
3. Выдерживай тему экскурсию, не отвлекайся на случайные вопросы.
4. Рассказывай на экскурсии только о том, что можно показать.
5. Избегай длинных объяснений.
6. Не оставляй экскурсантов только слушателями, заставь их активно работать.
7. Не забрасывай экскурсантов многими названиями : они их забудут.
8. Умей правильно показать объекты и научи слушателей правильно смотреть их всем должно быть видно.
9. Не утомляй излишне экскурсантов : они перестанут тебя слушать.
10. Закрепи экскурсию в памяти последующей проработкой материала.
Исходя из всего вышесказанного следует то, что экскурсию можно отнести к одним из самых популярных педагогических методик в предоставлении дополнительных знаний по предметам.
Экскурсия как форма внеурочной работы
по предметному содержанию: историко-литературные, краеведческие, производственные, естественнонаучные и др.
Нередко экскурсии сочетают в себе материал различных предметов - комплексные экскурсии. На таких экскурсиях ученик получает возможность знакомиться и изучать объекты в их целостности.
по мету расположения объектов: натурные, музейные.
по составу участников: для разных возрастных групп, учащихся, туристов и т. д.
В системе уроков экскурсия выполняет ряд важнейших дидактических функций, основными из которых являются:
реализуется принцип наглядности обучения
повышается научность обучения и укрепляется его связь с жизнью, с практикой.
Экскурсия способствует решению важнейших задач обучения и воспитания учащихся любых возрастных групп:
способствует зарождению и развитию у детей интереса к знаниям, любознательности, побуждает к самостоятельному поиску новых сведений, мотивации учения;
расширяет кругозор школьников;
учит рассматривать факты и явления окружающей жизни во взаимосвязи, сравнивать их между собой, делать обобщения и выводы;
способствует развитию бережного отношения к окружающему (к объектам живой природы, предметам неживой природы, а также предметам, сделанным руками человека);
[1] Большой энциклопедический словарь
[4] Михайлов С. С. – Владимир: Транзит – ИКС, 2007. – 92 с.
[5] Смирнова Е. О. Детская психология. М. : Владос, 2003. – 368 с.
Широкая масленица на Нижегородской ярмарке! Я люблю фотографировать и хочу представить вам фото с масленичной недели на Нижегородской православной ярмарке Очень уж мне нравится.
Музей и школа - традиционная тема для московского образования. Она закономерно попала в поле зрения наших педагогов. Ведь если процесс образования понимать как механизм передачи ценностей науки, культуры и исторического опыта поколений, то музей необходимо признать основным звеном этого механизма, поскольку он является важным компонентом комплекса деятельности школы по формированию основ системы воспитания.
Экскурсионная деятельность – это процесс познания ребенком окружающего мира (“…мне интересно, я узнаю много нового…”).
В то же время, экскурсионная деятельность – это и процесс активного взаимодействия ребенка с окружающим его миром (“. я мыслю. я знаю. я действую…”). Являясь классным руководителем 4 “б” класса, поделюсь опытом работы.
Экскурсия – эффективная форма организации учебной деятельности школьников. Музейное дело развивает воспитательный эффект урока, выводя ребенка за пределы школы, заменяя классное обучение беседой в музейных залах, погружением в мир изучаемых предметов. Так, посещение Дарвиновского музея расширило представление детей о разнообразии животного мира, Тимирязевского – познакомило с природным сообществом леса, Политехнического музея – с богатствами Хозяйки Медной горы, полезными ископаемыми, музея “Забавушка” - с народными промыслами (включая мастер-класс по росписи Дымковской игрушки), музея “Огни Москвы” - с историй и развитием освещения нашего города (также с мастер-классом по росписи свечей).
Важное место я отвожу экскурсиям в организации проектной деятельности с классом. Эту работу стараюсь проводить в системе. Так, при работе над проектом “От А до Я” с первоклассниками мы побывали в Музее “Волшебный Букварь”, а готовясь к проекту по сказке А.Толстого “Золотой ключик, или Приключения Буратино”, мы посетили интер-активную экскурсию в Музее Буратино и Пиноккио, в 3 классе, работая над проектом “Космос” к 50-летию полета в космос Ю.Гагарина, сходили в Планетарий Екатерининского парка, Политехнический музей (зал космоса), Музей Космонавтики.
Экскурсия является незаменимой формой воспитательного воздействия на ученика. И важно, на мой взгляд, это воздействие тоже осуществлять системно, от простого к сложному. Примером могут служить экскурсии сначала в Уголок дедушки Дурова, музей театра кукол имени С.Образцова, затем в музей Ретроавтомобилей, музей Мебели, музей Этномир и,наконец, в Третьяковскую Галерею.
Изучая родной город, также в системе, ребенок растет нравственно, развивается гармонично. Так, удачной оказалась экскурсия в 1 классе “Стены и башни Кремля”, во 2 классе – автобусная экскурсия по Москве, в 3 классе – экскурсия по московскому Кремлю и Оружейной палате.
Через экскурсионную деятельность возможно и постепенное, ненавязчивое гражданско – патриотическое воспитание школьников в духе культуры мира. Так, если в 1 классе знакомство со школой традиционно включало в себя обязательное посещение школьного Музея боевой славы 42 Смоленской Орденов Суворова и Кутузова стрелковой дивизии, то во 2 классе это уже была тематическая экскурсия по школьному Музею, а также посещения Музея В.Талалихина в школе № 480. В 3 классе нас заинтересовал Музей Танка Т-34 и Мемориал на Перемиловской высоте, а в 4 классе в канун 70 летия Битвы за Москву мы собираемся в Музей Великой Отечественной войны на Поклонной горе.
Педагогическая эффективность экскурсионной деятельности очевидна. Обучение и воспитание с помощью музея активизирует школьников, мобилизует и развивает их способности, стимулирует любознательность и интерес к той огромной сумме знаний, которую накопило человечество.
- Усложнение речи, ведь словарный запас обогащается посредством многочисленных искусствоведческих и исторических терминов, отрывков из литературных произведений.
- Умение анализировать архитектурные памятники и ориентироваться во времени.
- Умение внимательно выслушивать, рассматривать, воспринимать и запоминать памятные места и события.
- Умение применять на экскурсии знания, полученные в школе, и, наоборот, узнанными на экскурсии знаниями дополнять школьный материал.
А более отдаленными во времени результатами можно считать и улучшение отношений с педагогами, родителями, повышение интереса к чтению научной, исторической и классической литературы, в том числе и к домашнему чтению вместе с родителями.
Предлагаю вашему вниманию Сводную таблицу “Экскурсионное сопровождение образовательного процесса”, где по каждому классу мною представлены некоторые музеи, посещение которых действительно считаю эффективным.
Одной из составляющих гражданско-патриотического воспитания нашей школы является экскурсионная работа. Она имеет ряд важных задач: патриотическое, эстетическое, культурологическое воспитание. Экскурсионная работа может проходить по следующим направлениям: пешеходные экскурсии (история Москвы, её архитектура); автобусные экскурсии с посещением музеев Москвы, Подмосковья; экскурсии по Подмосковью и древним русским городам России; экскурсии по литературной, искусствоведческой, военно-исторической тематике; экскурсии на производство.
Развивающие экскурсии связаны с общим формированием учащихся. Cначала определяется тема экскурсии. После этого записываются вопросы, которые интересуют ребят, изучается местность, ее достопримечательности, составляется маршрут. Вся эта работа, проводимая в классе под руководством учителя, активизирует внимание, мышление, интерес учащегося к предстоящей экскурсии. Таким образом, учащиеся нашей школы на экскурсию отправляются подготовленными к восприятию материала. Слушая экскурсовода, ребята пополняют свои знания.
Например, выбрав экскурсию в Суздаль, ребята узнали, что в городе-заповеднике собраны старые деревянные избушки, древние монастыри и церкви.
У каждого вида экскурсий свои особенности. У автобусных экскурсий обязателен выход из автобуса и осмотр памятников, у музейных — знакомство с материалом, расположенных на стендах, у производственных — демонстрация действующих объектов.
Каждой экскурсии предшествует долгая, кропотливая работа всего ученического коллектива. Такая работа сближает детей, учит их работать сообща, вместе готовить отчеты о проделанной работе и экскурсии.
Наша школа проводит много экскурсий на производства, где ребята не только знакомятся с историей основания, развития отрасли, но и участвуют в мастер-классах, организованных на большинстве предприятий. Дети часто на собственном опыте узнают о специфике определенного производства.
Программу каждой экскурсии ребята обсуждают и готовят. Эти экскурсии — всегда соприкосновение с историей России. Главное не забывать, что вся урочная и внеурочная деятельность направлена на воспитание энергичного, неравнодушного члена общества, способного сохранить и приумножить достижения наших предков, историю своей страны.
Например, в День призывника можно посетить 27-ую отдельную мотострелковую бригаду. Она находится в Подмосковье (поселок Мостренген). Здесь можно познакомиться с солдатским бытом и посмотреть показательные выступления роты Почетного караула Военной комендатуры города Москвы, а затем попробовать настоящую солдатскую кашу.
Экспонаты, представленные в музее Боевой Славы войсковой части, отражают героический и славный путь воинского соединения. Учащимся показывают казармы, где представлен в полной мере быт военнослужащих (спальные помещения, учебные классы, комнаты отдыха).
На смотровой площадке представлено оружие и виды боевой техники, находящееся на вооружении. В ходе экскурсии военнослужащие знакомят учащихся с тактико-техническими характеристиками вооружения и военной техники, форменным обмундированием, используемым военнослужащими в различных ситуациях.
Особое впечатление производит показательное выступление группы захвата, где демонстрируется физическая сила и приемы рукопашного боя со стрельбой из автоматов, подрывом взрывпакетов, что создаёт эффект реального боя.
29 августа 1949 год является датой создания Ракетно-ядерного щита России. 30 сентября 2009 года в концертном зале Центрального музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе отмечался 60-летний юбилей ядерного щита нашей Родины. Здесь собрались школьники Западного округа и ветераны атомной энергетики, подразделений особого риска, атомного флота, участники ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС.
Очень важно, что наши школьники воочию увидели этих людей, узнали из презентации и выступлений ветеранов об их подвиге — создании Ядерного щита России.
Путешествуя по древним городам России, каждый ученик открывает для себя что-то новое. Экскурсионные маршруты помогают увидеть исторический облик города, его пригородов, познакомиться с уникальными памятниками материальной и духовной культуры народа, приобщат к богатому историческому наследию России.
Основные термины (генерируются автоматически): экскурсия, Подмосковье, Суздаль, учащийся, написание сочинения, ребята, Россия, экскурсионная работа.
Похожие статьи
Большую пользу учащимся приносят также литературные экскурсии по Москве в места, связанные не только с жизнью и творчеством писателей, но и с бытом, нравами старой Москвы, с ее архитектурными памятниками. Мы решили, что проектным продуктом нашей работы должна.
Методические рекомендации проведения экскурсий в начальной.
В такую подготовку входит: а) выбор соответствующей экскурсионной темы и составление плана экскурсии; б)
[3, с. 6]. Методы и виды работ: эвристическая беседа, рассказ педагога, наблюдения, практическая работа, самостоятельная работа, обработка собранного материала.
Программа направлена на работу с учащимися 5 классов и рассчитана на 34 часа.
Презентация самостоятельно составленной экскурсии. 3. Литературное Подмосковье в XX веке.
Усадьба в истории русской культуры. Образ усадьбы в художественной культуре России.
О подготовке к проведению уроков-экскурсий в обучении истории
Работа над методикой проведения урока-экскурсии. От качества осуществления данного этапа зависит уровень познавательной деятельности учащихся
4) применить ранее полученные знания или межпредметные связи, написать отчет (сочинение) об уроке-экскурсии.
Экскурсия – педагогический процесс | Статья в журнале.
Экскурсия для детей – это форма учебно–воспитательной работы, которая позволяет организовать наблюдение и изменения предметов, объектов и явлений в естественных условиях [4, с.70].
И именно экскурсионные мероприятия этому способствуют. Роль экскурсий велика.
Экскурсия как форма внеклассных занятий учащихся по.
Экскурсия должна быть связана с учебным материалом. Тогда учащиеся приобретут опыт общения вне стен учебного заведения.
Прежде необходимо соблюдение определенных требований: наладить работу самой системы экскурсионной работы в школе, совместить.
Радонежье — край духовности и вдохновения | Статья в журнале.
Программа направлена на работу с учащимися 5 класса в возрасте 10–11 лет и рассчитана на 34 часа в год.
Беседа, лекция, библиотечный урок, защита творческих работ, реальная экскурсия, заочное
Роль Радонежья в истории и культуре Подмосковья и всей России.
Организация профориентационных экскурсий для младших.
Все это определяет специфику профориентационных экскурсий для учащихся начальной школы.
- беседа по содержанию экскурсии, обобщение знаний, полученных на экскурсии (оформление стенда, фотоальбом, рисунки, сочинения, отзывы детей и т. д.)
Экскурсия – эффективная форма организации учебной деятельности школьников. Жизнь учеников не ограничивается только освоением школьной программы, поэтому коллективные поездки с посещением музеев, выставок, различных историко-архитектурных памятников приобретают особое значение. Экскурсионная деятельность является связующей системой всех учебных предметов и направлена, в первую очередь на помощь учебному процессу, на закрепление и развитие полученных знаний на уроках.
Совместные экскурсии знакомят детей с культурным наследием нашей страны, дают возможность расширить их кругозор, приобщиться к общей мировой культуре. На экскурсиях обучающиеся могут не только наблюдать те или иные объекты, ситуации, но и имеют возможность участвовать в них, подражая деятельности взрослых, знакомиться с предметами и явлениями окружающей их жизни.
Помимо познавательной направленности, коллективные поездки способствуют раскрытию лучших человеческих качеств, таких как: дружелюбие, общительность, терпимость; формируют ответственность друг за друга; развивают чувство коллективизма и патриотизма. В поездках вырабатываются такие человеческие качества как выносливость, терпение, самоорганизация, любознательность, коммуникабельность, взаимовыручка. Экскурсии создают благоприятные эмоциональные условия, развивают познавательную деятельность, сплачивают учащихся одним общим делом.
Задачи экскурсионной деятельности:
- Развитие эмоционально-чувственной сферы учащихся.
- Повышение их образовательного уровня.
- Повышение культурного уровня учащихся.
- Воспитание патриотических чувств к Отечеству.
- Расширение и развитие общего кругозора учащихся.
- Формирование потребности саморазвития.
Пакет документов на выезд организованной группы обучающихся за пределы Москвы (по территории России)
1.Заявление родителей (согласие на выезд).
2.Список обучающихся и сопровождающих педагогов (по 1 сопровождающий на 10 детей).
3.Приказ о назначении руководителя группы.
4.Медицинский работник обязательно должен быть в группе (ксерокопия диплома о медицинском образовании).
5.Заверенный список выезжающих детей с отметкой врача.
7.Приказ «О проведении инструкции по технике безопасности (приложение с подписью учащихся).
8.Копия лицензии фирмы, организующей выезд группы.
9.Копия договора с туристической фирмой.
10.Нотариально заверенная доверенность от обоих родителей на выезд ребенка(за пределы России).
Читайте также:
- Информатика математика программы внеурочной деятельности для начальной и основной школы 3 6 классы
- Что такое год география 5 класс кратко
- Допускает ли современная теория эволюции возможность внезапного видообразования кратко
- Планы стран антанты по отношению к россии во время гражданской войны кратко
- В чем трагедия печорина кратко